Рабочая программа внеурочного курса НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ
рабочая программа по математике (3 класс) на тему
Наглядная геометрия представляет собой дополнительный материал, который может быть использован в сочетании с любым учебником.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naglyadnaya_geometriya_3d.doc | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Домодедовская средняя общеобразовательная школа №4
с углубленным изучением отдельных предметов
Утверждаю
Директор школы
______________
М.Н.Белякова
Приказ №--
от «--» августа 2015 года
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Наглядная геометрия»
для обучающихся 3 «Д» класса
(базовый уровень)
Составитель –
2015 год
Пояснительная записка
Программа курса «Наглядная геометрия» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. В начальной школе геометрия служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретённые при её изучении, станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений. Наглядная геометрия в начальных классах представляет собой дополнительный к учебнику математики материал, который может быть использован в сочетании с любым существующим учебником.
Количество часов по программе на год – 34 ч.
Количество часов в неделю – 1 ч.
Количество часов в неделю по учебному плану – 1 ч.
Программа и содержание курса «Наглядная геометрия» находятся в полном согласовании с системой изучения геометрического материала в средней школе.
Изучение курса «Наглядная геометрия» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие пространственного мышления как вида умственной деятельности и способа её развития в процессе обучения;
- формировать умения решать учебные и практические задачи средствами геометрии;
- проводить простейшие построения, способы измерения;
- воспитывать интерес к умственному труду, стремление использовать знания геометрии в повседневной жизни.
Начальное математическое образование на современном этапе характеризуется большим интересом к изучению геометрического материала. Об этом свидетельствуют статьи методистов и учителей в журнале «Начальная школа», а также появление различных пособий для младших школьников в виде тетрадей, содержанием которых является геометрический материал. В числе таких пособий — тетради «Наглядная геометрия» для 1—4-го классов автора Н.Б.Истоминой.
Общая характеристика курса
Приоритетной целью начального курса математики является формирование у младших школьников общеучебных интеллектуальных умений (приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения). В отношении геометрической линии данная концепция находит своё выражение в целенаправленной работе над развитием пространственного мышления младших школьников. Задача развития пространственного мышления младшего школьника может и должна решаться при изучении различных учебных курсов. Но именно геометрическое содержание представляет в этом плане большие возможности, так как предметом изучения геометрии являются формы объектов, их размеры и взаимное расположение.
Цель курса– расширить представления учащихся о форме предметов, их взаимном расположении на плоскости и в пространстве; познакомить с геометрическими телами и их развертками, сформировать конструктивные умения и навыки, а также способность читать графическую информацию и комментировать ее на доступном для младшего школьника языке. Факультатив и изданные для его проведения тетради с печатной основой апробированы в школьной практике с 2000 года. К каждому классу изданы методические рекомендации, содержащие планирование факультативных занятий и рекомендации к организации деятельности учащихся в процессе выполнения геометрических заданий. Предложенные в тетрадях задания вызывают интерес младших школьников и способствуют формированию УУД (личностных, познавательных, коммуникативных и рефлексивных).
Задача курса – используя тот объем геометрических знаний, с которыми ребенок приходит в школу, создать большие возможности для эффективного изучения геометрического материала; способствовать формированию у детей умения решать задачи, развивать пространственное и логическое мышление учащихся. Программа предусматривает благополучное развитие высших форм мышления, во многом определяющемся уровнем сформированности наглядно — действенного и наглядно- образного мышления. Задача педагога «не напичкать» ребенка терминологией и доказательствами из систематического курса геометрии, а сформировать у него умение моделировать, конструировать, представлять, предвидеть, сравнивать.
Основные формы деятельности на занятиях – работа в ходе игровой и практической деятельности учащихся, моделирование, конструирование.
К каждому классу изданы методические рекомендации, содержащие планирование факультативных занятий и рекомендации к организации деятельности учащихся в процессе выполнения геометрических заданий. Предложенные в тетрадях задания вызывают интерес младших школьников и способствуют формированию УУД (личностных, познавательных, коммуникативных и рефлексивных).
В основе наглядной геометрии лежат следующие дидактические принципы:
1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно-познавательную деятельность. Само обучение называют деятельностным подходом.
2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.
3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
4. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников, и в которой они чувствуют себя «как дома». У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка.
6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.
7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Методической особенностью курса является разработка системы учебных заданий для каждого урока и для всего курса в целом. Задания непосредственно адресованы ученику, обусловливая характер его учебных действий. Поэтому содержание, формулировка и система учебных заданий в данном курсе имеют целый ряд отличительных особенностей по сравнению с системой заданий, реализованных в привычных учителю пособиях по математике. Последовательность заданий выстраивается таким образом: в начале предлагается организационно-подготовительное задание, цель которого – подготовить ребенка к той деятельности, которую он будет выполнять в следующих – основных – заданиях (это может быть активизация внимания и восприятия, развитие зрительно-моторной координации, разработка мелких мышц руки и т.п.), затем предлагается задание, обязательно носящее частично поисковый характер или содержащее элементы творчества. Процесс выполнения такого задания связан с необходимостью проведения зрительного анализа или синтеза, активизацией пространственного анализа, активизацией интуиции ребенка, опирающейся на его опыт и продуцирующей догадку или на ранее усвоенные знания, умения и навыки, позволяющие включить в активную познавательную деятельность всех учеников класса. Цель такого задания – организация осознания детьми той учебной задачи, на решение которой должна быть направлена их последующая деятельность. Форма подачи задания – проблемно-поисковая, реализованная посредством вещественной или графической модели, воспринимаемой ребенком визуально, что позволяет максимально привлечь внимание и обеспечить принятие учебной задачи всеми учениками класса.
Далее следует этап закрепления, на котором также предлагаются задания, в определенной мере отличные от привычных «тренировочных» заданий. Во-первых, они, как правило, уже оформлены так чтобы позволить максимально опираться на зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез, что немаловажно для ребенка этого возраста; во-вторых, они отличаются вариативностью способов выполнения, необходимостью активно привлекать ранее усвоенные знания, умения, навыки, а также требуют использования приемов умственных действий. Иными словами, даже тренировочные задания в приведенном курсе имеют продуктивный характер.
Таким образом, любое задание в предлагаемой системе является одновременно и обучающим, и развивающим. Ту же функцию выполняет и система дополнительных практических (конструктивных) и логических (логико-конструктивных) заданий. Они могут выполняться как фронтально, так и отдельными детьми – самостоятельно, по их выбору. Но при этом учитель не занимает позицию объясняющего или контролирующего субъекта – он сам активно включается в процесс выполнения заданий.
Предложенные упражнения, в ходе выполнения которых происходит формирование представлений о геометрических фигурах, можно охарактеризовать как задания:
в которых геометрические фигуры используются как объекты для пересчитывания;
- на классификацию фигур;
- на выявление геометрической формы реальных объектов или их частей;
- на построение геометрических фигур;
- на разбиение фигуры на части и составление ее из других фигур;
- на формирование умения читать геометрические чертежи;
- вычислительного характера (сумма длин сторон многоугольника и др.).
Использование простейшей (но максимально вариабельной) предметной наглядности на уроках наглядной геометрии позволяет реализовать этот курс в любых условиях. В качестве раздаточного материала используются счетные палочки и стандартный «Дидактический набор», содержащий двусторонние фигурки трех основных форм: круг, треугольник, равный половине квадрата, и квадрат, затем простейшая геометрическая мозаика (размер фигур – 16 х 16 см). Из этих основных форм дети конструируют как фигуры, так и различные композиции по образцу, по заданию, по замыслу, развивая конструктивное и пространственное мышление. Для работы в тетрадях дети используют специальную рамку-трафарет с геометрическими прорезями. Такие рамки заводского изготовления имеются в продаже. Используемая рамка позволяет организовать не только работу по распознаванию геометрических форм, но и разработку моторики, а также является основой для формирования конструктивной моделирующей деятельности через прием конструктивного рисования и конструктивной аппликации
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Наглядная геометрия» в каждом классе начальной школы отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 135 ч: 1 класс – 33 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы – по 34 ч (34 учебные недели).
Ценностные ориентиры содержания курса
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять
простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного
воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Планируемые результаты освоения курса «Наглядная геометрия»
Личностными результатами курса «Наглядная геометрия» является формирование следующих умений:
· самостоятельно определять и высказывать самые простые общие правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);
· в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор в пользу действий, соотносящихся с этическими нормами поведения;
· формирование внутренней позиции школьника;
· адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы.
Метапредметными результатами освоения данного курса будет:
· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
· формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способствовать конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
· освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
· использование знаково – символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно — следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Предметными результатами освоения данного курса будет:
· использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
· овладение основами логического и алгоритмического мышления. пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнении алгоритмов;
· приобщение начального опыта применения геометрических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
· умение вычислять периметр геометрических фигур;
· умение выделять из множества треугольников прямоугольный, тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;
· умение строить окружность по заданному радиусу или диаметру;
· умение выделять из множества геометрических фигур плоские и объемные;
· умение распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус, диаметр), шар;
Содержание
3-й класс (34 ч.)
Содержание курса отвечает требованиям к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Кривые и плоские поверхности. (5 часов)
Продолжается работа, начатая в первом и втором классах.
Пересечение фигур. (22 часа)
Формируются представления о пересечении фигур на плоскости и в пространстве; совершенствуются умения читать графическую информацию и конструировать геометрические фигуры.
Шар. Сфера, Круг. Окружность. (7 часов)
Вводятся представления о круге как сечении шара, о связи круга с окружностью как его границей, о взаимном расположении окружности и круга на плоскости.
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу третьего года обучения учащиеся должны знать:
термины прямая линия, кривая линия, параллельные прямые, перпендикулярные прямые, отрезок, луч, угол, ломаная, замкнутые и незамкнутые линии, правильный и неправильный многоугольник;
элементы угла, ломаной, многоугольника, виды углов;
названия простейших многоугольников;
названия четырехугольников по особенностям их сторон или по типу углов: прямоугольник, квадрат, трапеция, ромб, параллелограмм, неправильный многоугольник;
свойства прямоугольника и квадрата, свойства их диагоналей;
виды треугольников;
термины: круг, окружность, радиус, диаметр;
единицы длины и соотношения между изученными единицам длины;
термины периметр, площадь, центральная и осевая симметрия;
способы контроля точности построения деталей (с помощью шаблона, угольника, линейки, циркуля);
единицы измерения площади;
уметь:
изготавливать и чертить модели изученных геометрических фигур; использовать изученные свойства геометрических фигур при изготовлении различных изделий; находить периметр и площадь прямоугольника, квадрата, треугольника; находить неизвестную сторону прямоугольника по его периметру и известной стороне, по площади и известной стороне;
рационально размечать материал с помощью шаблона, угольника, линейки;
выполнять технический рисунок несложного изделия по его образцу;
прочитать технический рисунок и изготовить по нему изделие;
внести в изделие изменения по заданным условиям и отразить их в техническом рисунке.
Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Плановые сроки прохож дения | Скорректи рованные сроки прохож дения | № урока | Наименование разделов и тем | Характеристика деятельности учащихся (универсальные учебные действия) |
Кривые и плоские поверхности (5 ч) | ||||
01.09-04.09 | 1. | Плоские и кривые поверхности. | Формирование представлений о плоских и кривых поверхностях. | |
07.09-11.09 | 2. | Плоские и кривые поверхности. | Формирование представлений о плоских и кривых поверхностях. | |
14.09-18.09 | 3. | Видимые и невидимые поверхности геометрических тел. | Формирование представлений о видимых и невидимых поверхностях геометрических тел. Научатся распознавать видимые плоские поверхности на изображениях. | |
21.09-25.09 | 4. | Видимые и невидимые элементы многогранника. | Формирование представлений о видимых и невидимых элементах многогранника и учить распознавать их на изображениях. | |
28.09-02.10 | 5. | Многогранник и его элементы. | Расширят знания о многограннике и его элементах. | |
Пересечение фигур (22 ч) | ||||
05.10-09.10 | 6. | Пересечение геометрических фигур. | Формирование представлений о пересечении геометрических фигур. | |
12.10-16.10 | 7. | Пересечение геометрических фигур. | Формирование представлений о пересечении геометрических фигур. | |
19.10-23.10 | 8. | Чтение графической информации, определение плоской фигуры, являющейся пересечением граней многогранника. | Научатся читать графическую информацию и определять плоскую фигуру, являющуюся пересечением граней многогранника. | |
26.10-30.10 | 9. | Чтение графической информации, определение плоской фигуры, являющейся пересечением граней многогранника. | Научатся читать графическую информацию и определять плоскую фигуру, являющуюся пересечением граней многогранника. | |
09.11-13.11 | 10. | Чтение графической информации, определение плоской фигуры, являющейся пересечением граней многогранника. | Научатся читать графическую информацию и определять плоскую фигуру, являющуюся пересечением граней многогранника. | |
16.11-20.11 | 11. | Чтение графической информации, определение плоской фигуры, являющейся пересечением граней многогранника. | Научатся читать графическую информацию и определять плоскую фигуру, являющуюся пересечением граней многогранника. | |
23.11-27.11 | 12. | Плоская фигура как пересечение многогранников. | Научатся выявлять плоскую фигуру, являющуюся пересечением многогранников. | |
30.11-04.12 | 13. | Случаи пересечения прямой и куба. | Познакомятся со случаями пересечения прямой и куба. | |
07.12-11.12 | 14. | Чтение графической информации. | Научатся читать графическую информацию. | |
14.12-18.12 | 15. | Чтение графической информации. | Научатся читать графическую информацию. | |
21.12-25.12 | 16. | Пересечение лучей. | Расширят и уточнят знания о пересечении лучей. | |
11.01-15.01 | 17. | Пересечение геометрических фигур, многогранник и его элементы. | Расширят и уточнят знания о пересечении геометрических фигур, о многограннике и его элементах. | |
18.01-22.01 | 18. | Пересечение геометрических фигур, многогранник и его элементы. | Расширят и уточнят знания о пересечении геометрических фигур, о многограннике и его элементах. | |
25.01-29.01 | 19. | Чтение графической информации. | Продолжат учиться читать графическую информацию | |
01.02-05.02 | 20. | Чтение графической информации. | Продолжат учиться читать графическую информацию | |
08.02-12.02 | 21. | Пересечение отрезков. | Расширят и уточнят имеющиеся представления о пересечении отрезков. | |
15.02-19.02 | 22. | Пересечение углов. | Расширят и уточнят имеющиеся представления о пересечении углов. | |
22.02-26.02 | 23. | Деление многоугольника на треугольники с помощью отрезков. | Научатся разбивать многоугольник на треугольники с помощью отрезков. | |
29.02-04.03 | 24. | Деление многоугольника на части с помощью ломаной. | Научатся разбивать многоугольник на части с помощью ломаной. | |
07.03-11.03 | 25. | Чтение графической информации и нахождение пересечения геометрических фигур на плоскости. | Научатся читать графическую информацию и находить пересечение геометрических фигур на плоскости. | |
14.03-18.03 | 26. | Чтение графической информации и построение пересечения геометрических фигур на плоскости. | Научатся читать графическую информацию и строить пересечение геометрических фигур на плоскости. | |
31.03-08.04 | 27. | Составление из данного многоугольника фигуры одинаковой площади. | Научатся составлять из данного многоугольника фигуры одинаковой площади. | |
Шар. Сфера, Круг. Окружность ( 7 ч) | ||||
11.04-15.04 | 28. | Шар. Круг как сечение шара. | Формирование представлений о шаре и о круге как сечении шара | |
18.04-22.04 | 29. | Окружность как граница круга. | Формирование представлений об окружности как о границе круга. | |
25.04-29.04 | 30. | Взаимное расположение окружности и круга. | Формирование представлений о взаимном расположении окружности и круга. | |
02.05-06.05 | 31. | Радиус окружности. | Формирование представлений о радиусе окружности. | |
09.05-13.05 | 32. | Структура объекта. | Научатся выделять структуру объекта (изменение положения частей фигуры, выбор частей, из которых можно её составить). | |
16.05-20.05 | 33. | Построение окружностей по определённым условиям. | Научатся строить окружности по определённым условиям. | |
23.05-27.05 | 34. | Построение окружностей по определённым условиям. | Научатся строить окружности по определённым условиям. |
Материально-техническое обеспечение
- Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких. Программа курса математики для четырехлетней школы. – М.: Баласс, 2013.
- Н.Б. Истомина. Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» для 1 – 4 классов.- М.: Линка – Пресс, 2013.
- Н.Б. Истомина., З.Б. Редько. Тетрадь по математике «Наглядная геометрия» 3 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Линка – Пресс, 2013.
- Мультимедийный проектор, экран, компьютер.
- Линейка, простые и цветные карандаши, ластик, ножницы, клей.
Рассмотрено
Протокол №1
от «27» августа 2015 года
Руководитель УВЦ
«Начальные классы»
__________________
Л.Г.Щербакова
Согласовано
Заместитель директора по УВР
__________________
О.А.Хлебникова
«27» августа 2015 года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к курсу"Наглядная геометрия" 1класс
Представлена рабочая программа по геометрии с календарно-тематическим планированием для 1 класса...
Рабочая программа факультативного курса "Наглядная геометрия" для внеурочной деятельности
Рабочая программа для внеурочной деятельности по математике для 1 - 4классов составлена на основе программы для внеурочной деятельности "Наглядная геометрия"Н.Б. Истомина. Цель данной программы —...
Рабочая программа по курсу «Наглядная геометрия» во 2 «В» классе
Основной целью программы является построение единой содержательной линии курса геометрии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образова...
Рабочая программа по курсу «Наглядная геометрия» во 3 «В» классе
Рабочая прграмма по курсу " Наг8лядная геометрия" в 3 классе...
Рабочая программа по курсу Наглядная геометрия
Рабочая программа по курсу " Наглядная геометрия" для 4 класса составлена в соответствии с ФГОС....
Занятие по внеурочному курсу "Наглядная геометрия"
На занятии закрепляется представления детей о геометрических фигурах и вводится новый вид деятельности: конструирование фигур, используя счетные палочки или спички...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия"
Пояснительная запискаРабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» составлена на основе:1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Ф...