Рабочая программа внеурочного курса для 4 класса " « Удивительный мир слов»
рабочая программа (4 класс) на тему

Власова Вероника Михайловна

   Рабочая программа курса «Удивительный мир слов»  - орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообра­зие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развитие языковой интуиции и художественно-образного мышления. Данный курс внеурочной деятельности создаёт условия для формирования цен­ностного отношения обучающихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp._4d_udivitelnyy_mir_slov.docx66.73 КБ

Предварительный просмотр:

М

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №40»

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка ……………………………………… с.3

2.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности …  с.4

3.

Описание места  курса внеурочной деятельности в учебном плане……….......                                                                          с.5

4.

Описание ценностных ориентиров содержания

курса внеурочной деятельности …………………………       с.6

5.

Личностные и метапредметные результаты освоения  курса

 внеурочной деятельности  ……………………….............       с.7

 

6.

Содержание  курса внеурочной деятельности  ………           с.9

7.

Тематическое планирование с определением основных

видов учебной деятельности обучающихся   ……………… с.12

8.

Описание учебно-методического  и материально-технического

 обеспечения образовательной деятельности

 курса внеурочной деятельности........................................     с.15

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г. №373); с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностными, метапредметными); с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10) .

     

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» разработана на основе авторской программы Л.В. Петленко, В.Ю.Романова  «Удивительный мир слов» общеинтеллектуальной направленности  рассчитана на 4 учебных года, ориентирована на обучающихся 4 класса с использованием следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012г.
  2. Федеральный закон от 01.12.2007 № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»;
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373(с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая 2015 г.) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  4. Учебный план МБОУ «СШ №40» города Нижневартовска на 2015-2016 уч. год.
  5. Годовой календарный учебный график на 2015-2016 уч. год. МБОУ «СШ №40» города Нижневартовска.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Удивительный мир слов» разработана на основе авторской программы Л.В. Петленко, В.Ю.Романова  «Удивительный мир слов» // (Сборник  программ по внеурочной деятельности: 1- 4 классы /под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2013г.

Данная программа включает в себя пояснительную записку, общую характеристику курса внеурочной деятельности, описание места курса в учебном плане, описание ценностных ориентиров содержания курса, личностные и метапредметные результаты освоения курса, содержание курса внеурочной деятельности, тематическое планирование и описание материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.

Рабочая программа курса «Удивительный мир слов»  - орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развитие языковой интуиции и художественно-образного мышления. Данный курс внеурочной деятельности создаёт условия для формирования ценностного отношения обучающихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Цели и задачи курса

Изучение курса внеурочной деятельности  «Удивительный мир слов» направлено на достижение следующих целей:

  • осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения;
  • формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека.

Знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;

  • овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

В курсе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.

Рабочая программа по курсу  внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» разработана с учетом обучающихся   4  «Д» класса. При реализации курса «Удивительный мир слов» используются следующие формы организации внеурочной деятельности: 

  • индивидуальная;
  • индивидуально-групповая;
  • групповая;
  • коллективная;
  • ролевые и дидактические игры;
  • проект, экскурсия.

2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Курс «Удивительный мир слов» - является внеурочным видом деятельности для младших школьников. Способствует развитию  способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет обучающимся глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

        Рабочая программа «Удивительный мир слов» строится на основе деятелъностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности.                  

     Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

  • обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
  • уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
  • использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.

Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.

Система оценки усвоения  курса внеурочной деятельности «В мире книг. Живые страницы» включает следующие критерии:

  • участие в школьных, творческих и интеллектуальных мероприятиях;
  • участие в городских, региональных, российских  творческих и интеллектуальных мероприятиях;
  • итоговый коллективный или индивидуальный творческий проект (сочинение, презентация, литературное, художественное или декоративно-прикладное произведение, представленное через выставки, открытый урок и т.д.)

Результаты индивидуальных достижений обучающихся могут фиксироваться учителем в портфолио ученика.

3. ОПИСАНИЕ МЕСТА    КУРСА  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с планом внеурочной деятельности 1-4 классов, реализующих образовательную программу начального общего образования на  курс  внеурочной деятельности ««Удивительный мир слов» предусмотрено в 4 классе 34 часа в год (34 учебных недели по 1 часу в неделю).

Всего на изучение курса «Удивительный мир слов» с 1 по 4 класс отводится 135 часов.

4.ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ  КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ценностные ориентиры начального общего образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

формирование основ гражданской идентичности личности на основе:

чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

развитие ценностно­смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи и образовательной организации, коллектива и общества и стремления следовать им; формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;  

 

Одним из результатов обучения   является осмысление и интериоризация (присвоение) обучающимся системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

 

5. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  КУРСА  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В результате освоении программы курса «Удивительный мир слов»  формируются следующие:

Личностные результаты:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть монологической и диалогической формами речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

5. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

        Содержание курса «Удивительный мир слов»  представлено через планирование с определением основных разделов программы.

Учебный план

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

1.

Поиграем со звуками, словами и предложениями

6

2.

Пора действовать!

15

3.

Числа и слова

5

4.

Прочные связи

8

Итого

 34

№ п/п

Тема курса

Универсальные учебные действия

Практическая и игровая деятельность

1

Поиграем со звуками, словами и предложениями

Фонетические и графические правила и закономерности.

Слово, его значение и лексические нормы.

Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со слово-

образовательными моделями.

участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать
собственное мнение и аргументировать его;

анализировать информацию, представленную на рисунке;

сравнивать произношение гласных и согласных звуков;

наблюдать за функцией и ударением в слове;

контролировать правильность постановки ударения в словах;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах);

находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;

игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»;

проект «Как я говорил, когда был маленьким»;

мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?».

2

Пора действовать!

Глагол в языке и речи.

Особенности текста-повествования и текста-описания.

Видовые пары глаголов, их значение.

Глаголы в личной форме.

Повествование от первого и третьего лица.

Использование временнќх форм глагола в речи. Замена форм вре-

мени глагола.

Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени.

О чём может рассказать личная форма глагола.

Употребление глаголов, не образующих форму 1-го лица единственного числа

Форма условного наклонения глагола.

Повелительные формы глагола в просьбах, советах и приказах: правила вежливости.

Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок.

Использование глаголов в прямом и переносном значении.

Художественное олицетворение.

Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.

Глаголы в пословицах и загадках.

Решение орфографических задачек и головоломок: орфограммы глагола.

сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;

интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности;

наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов.

чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также
чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы;

экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);

конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки);

рисование: «Весёлая буква Ё».

3

Числа и слова

Как используются числительные в речи.

Обозначение дат и времени с помощью числительных.

Числительные во фразеологизмах и пословицах.

Нормы употребления имён числительных.

Исправление речевых ошибок.

формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;

воспринимать на слух и понимать информационный текст;

сравнивать толкование слова в различных словарях;

самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;

оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.

игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;

мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен...»;

проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»;

конкурс «Придумываем название для новых конфет».

4

Прочные связи

Как связаны слова в словосочетании.

Словосочетания свободные и связанные.

Словосочетания с типом связи согласование.

Слова каких частей речи могут согласовываться.

Особенности согласования существительных и прилагательных, существительных и числительных.

Сочетаемость слов.

Словосочетания с типом связи управление.

Слова каких частей речи имеют «способность управлять».

Трудности в выборе формы слова при управлении.

Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением.

Словосочетания с типом связи примыкание.

моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;

самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;

наблюдать образование слов в русском языке;

анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов;

анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;

наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова;

группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования);

взаимодействовать и договариваться в процессе игры;

находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание

игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото», «Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний», «Весёлые превращения», «Найди родственное слово»;

лингвистический эксперимент «Свойства корня»;

конструирование слов по словообразовательным моделям;

проект «Как конфеты получают свои названия».

7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данном разделе представлено тематическое планирование для обучающихся 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС начального образования. Тематическое планирование отражает содержание курса, количество часов, отводимое на каждую тему.  

 

 4 класс

№ занятия

Дата

Тема занятия

Количество

часов

Характеристика деятельности

обучающегося

план

факт

Поиграем со звуками, словами и предложениями

1

03.09.15

 

Смотрю, говорю, слушаю

1

участвовать в обсуждении проблемных вопросов,  

анализировать информацию, представленную на рисунке;

сравнивать произношение гласных и согласных звуков;

контролировать правильность постановки ударения в словах;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах);

находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание

2

10.09.15

Смотрю, говорю, слушаю

1

3

17.09.15

Лексические загадки

1

4

24.09.15

Лексические загадки

1

5

01.10.15

Словесный конструктор

1

6

 08.10.15

Занимательная грамматика

1

Пора действовать!

7

16.10.15

Занимательная грамматика

1

сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;

интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности;

наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов.

находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание

воспринимать на слух и понимать информационный текст;

сравнивать толкование слова в различных словарях;

самостоятельно или при помощи учителя

8

22.10.15

Для чего нужны глаголы?

1

9

29.10.15

Для чего нужны глаголы?

1

10

12.11.15

Делать и сделать — не одно и то же.

1

11

19.11.15

Меняемся ролями.

1

12

26.11.15

Вчера, сегодня, завтра.

1

13

03.12.15

Одно вместо другого.

1

14

10.12.15

Она меня поняла и приняла.

1

15

17.12.15

Кто говорит, кто действует?

1

16

24.12.15

Сумею победить!

1

17

14.01.16

Мечтаем и фантазируем.

1

18

21.01.16

Дай-подай… и поезжай!

1

19

28.01.16

Дай-подай… и поезжай!

1

20

04.02.16

Живые образы.

1

21

11.02.16

Орфографический поединок.

1

Числа и слова

22

18.02.16

Для чего нужны числительные?

1

формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;

воспринимать на слух и понимать информационный текст;

сравнивать толкование слова в различных словарях;

оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения

23

25.02.16

Важные даты истории нашей страны (города, края).

1

24

03.03.16

Рекорды в цифрах.

1

25

10.03.16

За семью печатями

1

26

17.03.16

Треугольный шарик.

1

Прочные связи

27

31.03.16

Как водить машину за нос?

1

моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;

самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;

  Устанавливать словообразовательные связи данных слов;

анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;

наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова;

группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования);

взаимодействовать и договариваться в процессе игры;

28

07.04.16

Послушный «подчинённый».

1

29

14.04.16

О «земляной» или «земной» красоте.

1

30

21.04.16

Строгий «управляющий».

1

31

28.04.16

В Сибири и на Урале.

1

32

05.05.16

Связаны смыслом

1

33

12.04.16

Любимые игры со словами

1

34

19.05.16

Обобщение и закрепление.

1

Итого

         34

8.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

Материально- техническое обеспечение

  1. Мультимедийное оборудование, компьютер, проектор, сканер, принтер, документ-камера.
  2. Интернет.
  3. Цифровые образовательные ресурсы:

Название

1

http://school-collection.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

2

http://fcior.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)

3

http://www.ict.edu.ru

Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"

4

http://www.school-club.ru

Школьный клуб

5

http://nachalka.info

Начальная школа

6

http://nsc.1september.ru 

Материалы газеты «Начальная школа» издательства «Первое сентября»

Литература для учителя

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М –во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011. -48 с.
  2. Сборник программ по внеурочной деятельности. Начальная школа, часть 1  - М. Просвещение, 2011. – 230 с.
  3. Планируемые результаты начального общего образования. – М. Просвещение, 2011. -119 с.

Литература для ученика

  1. Орфографический словарь: для учащихся  1-4 классов. С необходимыми пояснениями /Сост. Н.Г.Кушакова – Волгоград: Учитель,2003.
  2. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся /М.С.Лапатухина; Под ред.Ф.П.Филина. – М.:Просвещение,1981.
  3. Пословицы, поговорки и крылатые выражения:Ушакова О.Д.Словарик школьника. – СПб.:Издательский Дом «Лира»,2007.
  4. Русский язык. 1-4 классы: работа со словарными словами. Занимательные материалы. Вып.2/авт. – сост.Т.М. Анохина. – Волгоград: Учитель,2007.
  5. Пословицы, поговорки и крылатые выражения:Ушакова О.Д.Словарик школьника. – СПб.:Издательский Дом «Лира»,2007.
  6. Русский язык. 1-4 классы: работа со словарными словами. Занимательные материалы.Вып.2/авт. – сост.Т.М. Анохина. – Волгоград: Учитель,2007.
  7. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012 .
  8. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: Альта-Принт, 2007.
  9. Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В. И. Даль. – М.: Эксмо, 2007.
  10. Крючкова Л. С., Мощинская Н. В. Пишем без ошибок: комплект рабочих тетрадей для 3-4 классов. – М.: Вентана-Граф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочного курса «Я - Гражданин» для 4 класса

Настоящая рабочая программа внеурочного курса «Я – Гражданин» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.В современной России подрас...

Рабочая программа внеурочной деятельности в клубе «Удивительный мир слов»

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе авторской программы Л.В. Петленко, В.Ю.Романовой "Удивительный мир слов" (Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.В. Вин...

Рабочая программа внеурочной деятельности 3 класса "Удивительный мир слов"

Рабочая программа учителя  по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Удивительный мир слов» для учащихся 3-х классов рассчитана на 34 часа. Рабочая программа курса ...

Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класса духовно-нравственное направление курс "Путешествие в историю улиц"

Курс «Путешествие в историю улиц» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 4 классе в рамках ФГОС НОО. Специфика курса состоит в том, что он имеет интегративный характер...

Рабочая программа внеурочного курса для 4 класса "В мире книг.Живые страницы"

Содержание рабочей программы курса «В мире книг. Живые страницы» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию ку...

Рабочая программа внеурочного курса для 4 класса "Занимательная математика"

Курс «Занимательная математика. Страна Геометрия» предназначен для развития математических способностей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуник...

Рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям "Удивительный мир слов"

Рабочая прграмма по коррекционно-развивающим занятиям "Удивительный мир слов" для 4 класса...