Программа по внеурочной деятельности "Я и мир вокруг меня"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме
В наши дни все больше внимания уделяется формированию правосознания и воспитания коммуникативных знаний и умений у детей. По мере взросления у детей расширяется их самостоятельность, круг общения. Все это говорит о том, что необходимо своевременно направлять младших школьников адаптироваться к окружающей жизни не путем проб и ошибок, а путем приобретения необходимых знаний, положительного социального опыта. Это поможет им уберечься от непоправимых ошибок, уверенно действовать в различных жизненных ситуациях, не выходя за рамки закона, уважая права и интересы окружающих людей.
Для сохранения самобытности России как многонационального государства у детей необходимо формировать осознание того, что они живут в многоконфессиональном обществе, где каждая народность имеет свой язык, веру, уклад, обычаи, менталитет, где все народности равны и интересны, где нет «своих» и «чужих». В нашем государстве проживают люди самых разных национальностей и вероисповеданий, поэтому сама жизнь диктует необходимость строить взаимоотношения между представителями разных конфессий по принципу уважения и доверия. Перед нами стоит задача воспитывать толерантное, терпимое отношение между народами .
Необходимо акцентировать внимание детей на факторах, объединяющих людей разных национальностей и культур, а не разъединяющих их.
В программе делается акцент на проблеме построения отношений современного человека с окружающим миром и людьми. Не смотря на то, что правовое воспитание в данной программе не носит самостоятельного характера, а всего лишь подкрепляет нравственное воспитание детей, оно играет большую роль в создании базы знаний для более глубокой дальнейшей работы по правовому воспитанию в школе.
Курс носит интегративный характер и предполагает использование данных различных. Каждый из этих компонентов является одной из сторон общей проблемы становления культурной, доброжелательной личности, гражданина своей страны.
Курс « Я и мир вокруг меня» реализует духовно – нравственное направление в 1 классе , во внеурочной деятельности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального образования второго поколения. Продолжительность курса рассчитана на 1 год изучения по 2 часа в неделю,68 часов в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_ya_i_mir_vokrug_menya.doc | 253 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Муниципальное образовательное учреждения
средняя образовательная школа № 13
с углубленным изучение отдельных предметов
г.о. Жуковский Московской области
«Утверждаю» «Согласовано»
Директор школы Зам. директора по ВР
____________ Тебякина Е.Ф. ________ Ющук Г.Д
Приказ №______от____ 2012 г. _________ 2012 г.
Образовательная программа
кружка «Я и МИР ВОКРУГ МЕНЯ»
на 2012-2013 уч.год
Руководитель кружка
Фрумсон А.П.
г.о. Жуковский
2012-2013 учебный год
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
«Я и мир вокруг меня»
Направление: формирование духовно-нравственных качеств
Ведущий вид деятельности: игровой
Возраст школьников: учащиеся 1-ых классов.
Разработчик:
Фрумсон Алена Петровна - учитель начальных классов
Муниципального образовательного учреждения средняя образовательная школа № 13 ,с углубленным изучение отдельных предметов г.о. Жуковский Московской области.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире.
В. Бианки
В наши дни все больше внимания уделяется формированию правосознания и воспитания коммуникативных знаний и умений у детей. По мере взросления у детей расширяется их самостоятельность, круг общения. Все это говорит о том, что необходимо своевременно направлять младших школьников адаптироваться к окружающей жизни не путем проб и ошибок, а путем приобретения необходимых знаний, положительного социального опыта. Это поможет им уберечься от непоправимых ошибок, уверенно действовать в различных жизненных ситуациях, не выходя за рамки закона, уважая права и интересы окружающих людей.
Для сохранения самобытности России как многонационального государства у детей необходимо формировать осознание того, что они живут в многоконфессиональном обществе, где каждая народность имеет свой язык, веру, уклад, обычаи, менталитет, где все народности равны и интересны, где нет «своих» и «чужих». В нашем государстве проживают люди самых разных национальностей и вероисповеданий, поэтому сама жизнь диктует необходимость строить взаимоотношения между представителями разных конфессий по принципу уважения и доверия. Перед нами стоит задача воспитывать толерантное, терпимое отношение между народами .
Необходимо акцентировать внимание детей на факторах, объединяющих людей разных национальностей и культур, а не разъединяющих их.
В программе делается акцент на проблеме построения отношений современного человека с окружающим миром и людьми. Не смотря на то, что правовое воспитание в данной программе не носит самостоятельного характера, а всего лишь подкрепляет нравственное воспитание детей, оно играет большую роль в создании базы знаний для более глубокой дальнейшей работы по правовому воспитанию в школе.
Курс носит интегративный характер и предполагает использование данных различных. Каждый из этих компонентов является одной из сторон общей проблемы становления культурной, доброжелательной личности, гражданина своей страны.
Курс « Я и мир вокруг меня» реализует духовно – нравственное направление в 1 классе , во внеурочной деятельности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального образования второго поколения. Продолжительность курса рассчитана на 1 год изучения по 2 часа в неделю,68 часов в год.
Программа построена в соответствии с требованиями технологии интеллектуально-развивающего обучения.
Главное назначение данного курса :
-формирование предпосылок научного мировоззрения, познавательных интересов и способностей, навыков общения и культуры поведения первоклассников,
-развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Основными методами реализации программы является изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснения им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
Все занятия построены согласно принципам здоровьесберегающей технологии обучения младших школьников. Тематическое разнообразие обеспечивает достижение таких целей образования, как получение знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в обществе, формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе.
Воспитание у младших школьников позитивного эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств, реализующихся через блок занятий, формирующих толерантность.
Воспитательные идеи программы:
-Старайся делать добро!
-Бойся обидеть человека!
-Люби и прощай людей!
-Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
-Познай мир и себя!
Целевое назначение программы.
Основной целью программы является формирование у воспитанников ответственного отношения к своим правам и обязанностям и правам других людей, доброжелательного, уважительного отношения к людям, формирование у учащихся представления о ценности Здоровья и необходимости бережного отношения к нему, развитие важнейших коммуникативных навыков, способствующих успешной социальной адаптации первоклассников.
Задачи:
Формирование:
- адаптироваться к условиям быстро меняющейся жизни;
- нравственных ценностных ориентиров;
- мотивов нравственного поведения;
- гуманных отношений со сверстниками и взрослыми людьми;
-доброжелательного, уважительного отношения к людям других национальностей и вероисповеданий;
- опыта самооценки;
- оценки поведения окружающих с позиций добра и зла;
Обучающие задачи:
- Овладения знаниями о социальных нормах поведения жизни человека.
- Дать учащимся знания о нормах этикета, нормах культуры речи.
- Обучить учащихся основным правилам и приемам эффективного поведения в различных ситуациях.
- Знакомство с национальными семейными традициями. Усвоение и сохранение традиций своей семьи.
- Формирование знаний о базовых общечеловеческих ценностях (человек, семья, Отечество, знания, труд, культура).
Развивающие задачи:
- Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества со сверстниками, родителями в решении общих проблем, формирование коммуникативной культуры.
- Развитие способностей: наблюдать, обобщать, анализировать, характеризовать объекты окружающего мира.
- Развитие умения работать с информационными источниками, обрабатывать информацию.
- Развитие творческих способностей учащихся.
Воспитательные задачи:
- Воспитание социально активной и функционально грамотной личности.
- Воспитание у младших школьников позитивного эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающему миру.
- Воспитание экологической и духовно-нравственной культуры;
- Воспитание патриотических чувств.
Для реализации программы «Я и мир вокруг меня» используются следующие виды деятельности.
- Ведущая - игровая. Игровое общение оказывается мощным воспитательным средством, потому что позволяет педагогу совершать разнообразные маневры в поле делового и личностного общения и создаёт возможности для сотворчества, совместного творческого развития взрослого и ребёнка.
- Проблемно-ценностная. На занятиях школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на взаимоотношения, складывающиеся в школьной среде, семейном социуме, обсудить некоторые положительные и отрицательные моменты взаимоотношений, сравнить своё отношение к проблеме с отношением других участников.
- Коммуникативная. На занятиях организуются условия для постоянного взаимного общения учащихся: рассмотрение ситуаций, анализ деятельности, участие в дискуссиях, анализ художественных произведений, разыгрывание проблемных ситуаций.
Отличительные особенности программы:
- Программа способствует созданию благоприятных условий для разностороннего раскрытия индивидуальных способностей учащихся, что не всегда удаётся создать на уроке; развитию у детей интереса к творческому созиданию; желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности; умению рационально организовывать своё свободное время.
- На занятиях будет использоваться целый комплекс психодиагностических методик, позволяющих точно оценить уровень интеллектуального, речевого и нравственного развития первоклассников.
Методическое обеспечение программы
№ | Формы занятий | Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал | Техническое оснащение занятий |
Игры, традиционные занятие, конкурсы, викторины с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний, беседы, экскурсии, элементы занимательности и состязательности, инсценировки,просмотр видеофильмов, путешествия, защиты проектов, сообщения, психодиагностики, практические занятия с использованием рабочих листов. | Приёмы: беседа, анализ текста, игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, разыгрывание ситуаций, диалоги, показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу Методы: словесный, наглядный, практический, частично- поисковый, исследовательский, коллективно-групповой, практический, наглядный
| Таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, дидактичес- кие карточки (рабочие листы -раздаточный материал ) памятки, видеозаписи, аудиозаписи. | Компьютер, телевизор, видеомагнитофон, магнитофон. |
Содержание предполагает решение следующих задач:
-Обучение навыкам общения и сотрудничества;
-формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
-развитие коммуникативных умений в процессе общения;
-введение в мир человеческих отношений, нравственный ценностей, формирование личности.
В содержании курса несколько составляющих: здоровьеформирующая, здоровьесберегающая, экологическая, биологическая, коммуникационная.
Важнейшую роль играют определенные крупные, стержневые темы:
- физическое и психическое здоровье;
- здоровый жизненный стиль;
- культура безопасности жизнедеятельности;
- правильное, рациональное питание;
- профилактика вредных привычек.
- нормы этикета и общения, а также нормы культуры речи.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
№ п/п | Тема занятия | Содержание | Кол-во часов | 1 а | 1б | 1в | 1г |
1 | Введение | Знакомство с основными темами занятий. Игра: «Давай знакомиться!». | 1 | Дата 3.09 | Дата 6.09 | Дата 5.09 | Дата 3.09 |
2-3 | Я уже школьник. | Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки. Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем. Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким. Осознание новой социальной роли «школьника», знакомство с учебными принадлежностями. Работа в парах. Диагностика « Тест на развитие графического навыка» Знакомство с правилами поведения в школе. Игра « Да и нет- не говорите», анализ стихотворения А .Барто «Первый урок», прослушивание и анализ сказки Л.Пантелеева «Две лягушки». Диагностика по Л.П.Пономаренко « Дерево», прослушивание и анализ стихотворения М.Михалкова « Недотепа». | 2 | 4.09 10.09 | 7.09 13.09 | 6.09 12.09 | 5.09 10.09 |
3-4 | Проект: «Ты и твое имя». План: 1.Тайна имени, значение имен. 2.Исторические корни имени. 3.Национальная характеристика. 4.Значение имени. | Знакомство с происхождением и значением славянских и некоторых современных имен. Ведение хоровода « Как на …именины», игра «Назови свое имя», решение проблемной ситуации «Прозвища», стихотворение « Подарок». Игра «Гадание по имени». Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена. Игра « Определи имя по его признаку». | 2 | 11.09 17.09 | 14.09 20.09 | 13.09 19.09 | 12.09 17.09 |
6-7-8 | Проект: «Моя семья» План: 1.Происхождение фамилии моей семьи. 2.Близкие и дорогие люди нашей семьи. 3.Семейное древо. 4.Семейные традиции. 5.Профессии членов моей семьи. 6. Произведения о семье. Стихи, пословицы о семье. | Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Ознакомить детей с элементарными речевыми формулами, обеспечивающими приглашение и знакомство, знакомство с моделью и символами семьи, прослушивание и анализ сказок «Кукушка», « Легенды о матерях», работа с « волшебными листочками откровений», рассказы детей о своих семьях по плану : 1.Из кого состоит твоя семья? 2.Как тебя называют в семье? 3. Твое любимое занятие в семье? Решение и разыгрывание проблемных ситуаций. Диагностика внутрисемейных отношений при помощи проективной методики « Три дерева» по Э.Клессманну. | 3 | 18.09 24.09 25.09 | 21.09 27.09 28.09 | 20.09 26.09 27.09 | 19.09 24.09 26.09 |
9-10 | Я среди других. | Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Ознакомление с правилами поведения в коллективе. Ознакомить с понятием «толерантности» к другим людям. Диагностика по методу Люшера «Эмоциональное состояние детей в группе одноклассников», отгадывание загадок на тему « Отрицательные качества человека». Диагностика по А.Я. Дудецкому « Выявление типа воображения у школьников» | 2 | 1.10 2.10 | 4.10 5.10 | 3.10 4.10 | 1.10 3.10 |
11-12 | Мои сверстники и друзья. | Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа. Правила общения с товарищами и друзьями. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. Понятие «верность слову», «честь». Проблемная ситуация: можно ли всегда быть верным данному тобой слову. Содействовать становлению толерантного отношения к вкусам, наклонностям, интересам и особенностям людей. Прослушивание и анализ басни Л.Н.Толстого Лгун». Монтаж стихотворения Л.Моргулиной « Я рисую человечка», выполнение практического задания « Все люди разные». Анализ пословиц о дружбе и друзьях. Игра « Да- нет- да». Прослушивание и анализ были о верности и преданности Л.Н.Толстого « Лев и собачка», анализ притчи (рассказа-урока ) « Юноша с плохим характером», прослушивание отрывка из песни « Настоящий друг» | 2 | 8.10 9.10 | 11.10 12.10 | 10.10 11.10 | 8.10 10.10 |
13-14 | Что такое этика и этикет? Как вести себя в общественных местах. | Понятие «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций. Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами благодарности и отказа. Моделирование ситуаций. Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах. | 2 | 15.10 16.10 | 18.10 19.10 | 17.10 18.10 | 15.10 22.10 |
15 | Учимся говорить вежливо. Что такое транспорт ? | Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. Основные правила вежливости в общении. Знакомство с элементарными речевыми формулами, обеспечивающими диалог. Дать представления о транспорте и его видах, работа с « волшебным сундучком» - пополнение в него хороших качеств друга. Умственная зарядка с опорой на рисунки ( виды транспорта) ,отгадывание загадок. Работа в парах « Закончи следующие высказывания…» | 1 | 22.10 | 25.10 | 24.10 | 24.10 |
16 | Правила поведения в транспорте. | Знакомство с правила поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В транспорте» Ознакомить детей с правилами поведения в транспорте и элементарными речевыми формулами, используемыми в нем , сформулировать общее представление о видах общественного и специального транспорта, ознакомить с приемом классификации и приемом выделения «лишнего», научить учащихся работать с графическими упражнениями, отгадывание загадок о транспорте, разыгрывание ситуаций « Мы едим в трамвае», « Мы едем в троллейбусе», « Мы едем в автобусе». | 1 | 23.10 | 26.10 | 25.10 | 29.10 |
17-18-19 | Правила поведения на улицах и дорогах. | Ознакомить детей с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах, воспитывать чувство ответственности пешехода , как участника дорожного движения, отгадывание загадок по теме « Правила и знаки дорожного движения», работа в парах « Закончите высказывания» , прослушивание анализ рассказа « По какой стороне тротуара идти?» | 3 | 29.10 30.10 12.11 | 1.11 2.11 15.11 | 31.10 01.11 14.11 | 31.10 12.11 14.11 |
20-21 | Мой дом и опасности в нем | Дать представления о быте дома и окружающих в нем опасностях, воспитывать ответственность за свои поступки и поведение в доме, Игра « Определите. Что это за помещение?», знакомство с номерами телефонов срочных служб: 01,02,03,04, прослушивание и анализ заметок из газеты « Сказочные новости». | 2 | 13.11 19.11 | 16.11 22.11 | 15.11 21.11 | 19.11 21.11 |
22-23 | Уроки бабушки Медуницы. Первая медицинская помощь | Дать всестороннее представление о первой медицинской помощи, отгадывание загадок « Что объединяет все эти предметы?», прослушивание и анализ Советов от Доброй бабушки Медуницы, игра « Закончите предложения..». | 2 | 20.11 26.11 | 23.11 29.11 | 22.11 28.11 | 26.11 28.11 |
24-25 | Время и его измерение. | Формировать диалектико- материалистическое представление о времени и его измерении, ознакомить с различными способами измерения времени, учить измерять время по часам, игра « Закончите предложения по теме « Первая медицинская помощь», прослушивание и анализ стихотворения В.Орлова « Часы», прослушивание и анализ сказки Е.Шварца « Сказка о потерянном времени». | 2 | 27.11 3.12 | 30.11 6.12 | 29.11 5.12 | 3.12 5.12 |
26-27 | День и ночь – сутки прочь | Сформировать обобщенное представление о частях суток. Прослушивание и анализ стихотворения Э.Булгакова « Если день прошел не зря», отгадывание загадок « День и ночь», работа со схемой суток утро, день, вечер, ночь), игра «Закончи предложения ..», игра « Назови соседей» ( части и времена суток), игра « Рассели сутки в окошки домика» , игра « День и ночь». | 2 | 4.12 10.12 | 7.12 13.12 | 6.12 12.12 | 10.12 12.12 |
28-29 | Дни недели и времена года. | Ознакомить и научить запоминать названия дней недели, формировать умение проводить аналогию между временами года и частями суток, прослушивание и анализ стихотворения « Зайка объяснял Мишутке», загадки « Дни недели», прослушивание и анализ стихотворения « Дни недели», игра « Лови ,бросай , дни недели называй», игра « Какой день недели спрятался?», игра « А ну-ка ,Угадай», прослушивание и анализ стихотворения « Времена года» , работа над выражением « Круглый год», прослушивание и анализ шуточного стихотворения Ю.Морица « Куда девался понедельник?» | 2 | 11.12 17.12 | 14.12 20.12 | 13.12 19.12 | 17.12 19.12 |
30-31 | Двенадцать месяцев. | Ознакомить детей с народными названиями месяцев, прослушивание и анализ шуточного стихотворения Б.Заходера « Муха- чистюля», прослушивание и анализ сказки В. Даля « Старик- годовик», отгадывание загадок о временах года и их месяцах. | 2 | 18.12 24.12 | 21.12 27.12 | 20.12 26.12 | 24.12 26.12 |
32-33 | Путь в страну Здоровию. Личная гигиена школьника. | Формировать валеологические представления о правилах личной гигиены и ее значении для здоровья ребенка, прослушивание и анализ стихотворения М.Погарского « 12 месяцев», работа над лексическим значением слова « здравствуйте», работа над загадками о средствах личной гигиены, работа с высказываниями о личной гигиене, игра « Хлопни в ладоши ,услышав правильный ответ», игра « Угадай предмет гигиены». | 2 | 25.12 | 28.12 | 27.12 | |
34-35 | Здоровые зубы и уход за ними | Ознакомить учащихся с видами зубов, сформировать у детей убеждение о необходимости регулярного и правильного ухода за зубами, навык правильных движений зубной щеткой, Игра « Доскажи словечко « ( о службах спасения), практическая работа- исследование « Что находится во рту?», прослушивание и анализ стихотворения В.Н. Касаткина ( выделение правил ухода за зубами), работа с муляжом зубов - демонстрация правил чистки зубов на муляже, Игра « Какое правило чистки зубов зашифровано в стихотворении « Чистим зубы». | 2 | ||||
36-37 | Путь в страну Здоровию. Режим Дня школьника. | Сформировать валеологические представления о правильном режиме дня школьника, расшифровывание рисунка « Почему у Оли разболелись зубы?», знакомство с биологическими часами ( отгадывание загадки) , прослушивание и исправление ошибок в стихотворении « Все перемешалось!» | 2 | ||||
38-39 | Правила поведения за чайным столом. | Знакомство с правилами поведения в столовой за столом. Ролевая игра «Мы в столовой». Ознакомить детей с правилами поведения за чайным столом, научить девочек сервировать чайный стол, работа с опорными картинками « Веселый будильник», сравнение режима Первоклассника с режимом совы в стихотворении А. Усачева « Соблюдается совой распорядок часовой», чтение отрывка из сказки « Золушка».. Практическая работа « Обучаем Золушку и себя основным правилам поведения за чайным столом» . Диагностика ,основанная на прогрессивных матрицах Равена « Чем залатать скатерть?», работа над вариантами сервировки чайного стола, проигрывание ситуаций « Правила поведения за чайным столом», прослушивание « вредного совета» Г.Остера. | 2 | ||||
40-41 | Правила поведения за праздничным обеденным столом | Ознакомить с правилами поведения за обеденным столом, научить девочек сервировать обеденный стол, разыгрывание ситуации по правилам поведения за чайным столом. « Советы Мухе – Цокотухе ». Практическая работа « Обучаем Золушку и себя основным правилам поведения за праздничным обеденным столом» | 2 | ||||
42-43 | Мы идем в театр. | Знакомство с правилами поведения в театре. Разыгрывание ситуации «Мы в театре». Советы для Маши и Вовы « как нужно одеваться в театр», игра « Если вы согласны – поднимите руки за голову в замочек, если не согласны – хлопаете в ладоши». Чтение учащимся стихотворения « Что такое этикет?», анализ« вредного совета» от Г.Остера « Театр». | 2 | ||||
44-45 | « У меня зазвонил телефон». Этикет телефонного разговора. | Понятие «тактичность». Знакомство с правилами вежливого общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону». Ознакомить со значением телефона в жизни современного человека. Инсценировка из произведения А.Толстого « Золотой ключик» ( «Интервью с Карабасом Барабасом») , прослушивание и анализ отрывка из стихотворения Андрея Усачева « Разговор», решение проблемных ситуаций телефонного разговора, анализ « вредного совета» от Г.Остера « Разговор по телефону».
| 2 | ||||
46-47 | О настроении ,или что написано на твоем лице или о настроении. | Ознакомить первоклассников с различными внешними проявлениями настроения и с приемами управления своим настроением, прослушивание и анализ отрывка из стихотворения К.И. Чуковского « Телефон», прослушивание музыкальных отрывков соответствующих радостному и грустному настроению, проигрывание ситуаций плохого и хорошего настроения, прослушивание и анализ грустных и веселых стихотворений , Диагностика определения уровня тревожности ребенка, проигрывание ситуаций « Настройщики настроения» ( Р.Тэммпл, В. Амен, М. ДОрки). | 2 | ||||
48 | « От улыбки станет всем светлей. Твое настроение. | Формировать умение адекватно реагировать на настроение другого человека , прослушивание и анализ стихотворения Я. Акима «Письмо», , разбор сценок без слов. | 1 | ||||
49 | «Встречают по одежке». Твоя одежда. | Ознакомить детей с четырьмя аспектами значения одежды в жизни людей: гигиеническими, эстетическими, профессиональными, сезонными, игра « Закончи историю..», прослушивание и анализ стихотворения про маму Г. Демыкина.. прослушивание и анализ стихотворения В. Орлова « Хрюшка обижается», | 1 | ||||
50 | Как ты питаешься? | Раскрыть значении правильного питания: режим, качество и количество пищи, ознакомить с правилами приема пищи. Игра « Продолжи фразы одежды из шкафа одной семьи», прослушивание и анализ стихотворения « Надо есть все, что полезно», практическая работа « Раздели напитки на полезные и вредные для здоровья», отгадывание загадок о полезных напитках, практическая работа « Изготовление бумажного стаканчика», игра « Основные правила приема пищи». | 1 | ||||
51 | Полезный завтрак. | Сформировать у детей представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака, Сформировать у первоклассников умение сделать свой завтрак полезным,, игра « Доскажи словечко..», анализ диаграмм « На что влияет завтрак?», отгадывание загадок об овощах и фруктах, практическая работа « Отгадывание напитков по запаху». | 1 | ||||
52 | Сон здоровый и тревожный. | Ознакомить с правилами подготовки ко сну, дать первоначальные представления о причинах тревожного сна у детей, ознакомить детей с приемом, помогающим избавиться от лунатизма, исполнение песни З. Петрова, А. Островского « Спят усталые игрушки»,, игра « Согласен- не согласен» , практическое упражнение на релаксацию « Волшебный сон»прослушивание аудизаписи колыбельной песни Б. Флиса, В .Моцарта « Спи моя радость ,усни!». | 1 | ||||
53-54 | Полезные и вредные привычки. | Сформировать критическое отношение к курению, алкоголю и другим вредным привычкам, первоначальные представления о вреде курения, ознакомить ребенка с речевыми клише отказа от курения с помощью профилактического тренинга, работа над лексическим значением слова – ПРИВЫЧКА, прослушивание и анализ отрывка из сказки С.Михалкова « Как медведь курительную трубку нашел», разбор печального письма от девочки Оли « Наши питомцы», игра « Да – нет» . | 2 | ||||
55 | Что значит дружная семья? Труд в семье. | Ознакомить детей с оптимальным распределением обязанностей между членами семьи, обучить элементарным приемам самообслуживания, чтение и анализ отрывка из рассказа А.Васильева « Дома». | 1 | ||||
56 | Дружная семья: отдыхаем вместе. | Создать условия для осознания первоклассниками значимости совместного отдыха, сформировать модель отдыха в семье, игра « Узнай по описанию», исполнение песни В.Шаинского,, М.Матусовского « Вместе весело шагать», игра « Изобрази- угадай», игра « Восстанови историю..» | 1 | ||||
57-58 | Мы идем гости. Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей. Искусство делать подарки. | Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуации «Мы в гостях». Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций. Решение кроссворда от Дюймовочки, обсуждение ситуации « Дни рождения», проигрывание ситуаций « Подарки ко Дню рождения», прослушивание песенки « как славно в гостях», , анализ « вредного совета» от Г.Остера « Если друг на день рождения». | 2 | ||||
59-60 | «Белая ворона, или что значит быть терпимым? Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями. | Понятие «люди с ограниченными возможностями». Проявление чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни. Определение уровня толерантности детей, помочь им прочувствовать необходимость быть терпимым к другим, формировать первичные представления о толерантности как качестве личности, прослушивание и анализ стихотворения « Голубой щенок», прослушивание и анализ истории о « Столетнике», анализ ситуаций « Проявление снисходительности, терпимости, прощения», мини- сценка « Толерантность», анализ притчи о белой вороне и Каркухе. | 2 | ||||
61-62 | Научись радоваться чужим успехам. | Помочь школьникам осознать, что зависть – порочное чувство, приносящее вред собственному здоровью, обучение детей покаянию ,как одному из приемов психологической защиты, приемам самоконтроля, формирование толерантных отношений между младшими школьниками, прослушивание и анализ отрывка из сказки « Гадкий утенок» Х.-Х. Андерсена. Чтение с доски и анализ стихотворения « Зависть» , монтаж стихотворения « Избавление от зависти»,обсуждение ситуаций « Случаи из жизни», практическое упражнение « Трюк Тарзана», обсуждение притчи « Избавление от зависти», прослушивание рассказа « Толя и Коля», чтение хором « Я так рада за ребят!», анализ смысла пословиц о зависти. | 2 | ||||
63-64 | Они хотят, чтобы их понимали. | Ознакомление с понятием «инвалид», обучение контролю над собственными эмоциями, формирование эмпатии к людям, имеющим отклонения от нормы, воспитание терпимости к людям – инвалидам, обсуждение стихотворения А.Барто « О человечестве», анализ ситуаций « Отношение к инвалидам», , прослушивание и анализ заметки из газеты « Здоровье», прослушивание отрывка из сказки В.Катаева « Цветик- семицветик». | 2 | ||||
65 | Хорошо бы дожить до старости. | Показать особенности жизнедеятельности пожилых людей, помочь младшим школьникам осознать, что в любом возрасте можно получить удовольствие от жизни, формировать чувство эмпатии к престарелым людям и воспитывать заботливое отношение к ним. Прослушивание отрывка из стихотворения С.Маршака и Д. Хармса « Старушка», « Старичок», работа по схеме « Лестница возрастов»,, прослушивание и обсуждение поступков из отрывка произведения А.Гайдара « Тимур и его команда», проигрывание ситуации « Мне уже за восемьдесят», прослушивание и обсуждение басни Л.Н. Толстого « Старик и яблоня», чтение наставления одного духовного человека, обсуждение. | 1 | ||||
66 | У каждого народа есть чему поучиться. | Ознакомить с добрыми традициями народов России, помочь оценить степень своей толерантности к детям другой национальности, работа по картинке « Представители разных национальностей», обсуждение правил « Хорошее у людей разных национальностей», прослушивание и обсуждение басни Л.Н. Толстого « Отец и сыновья». | 1 | ||||
67 | Скоро лето: правила поведения на водоеме. | Ознакомить детей с правилами безопасного поведения на воде, пляже, воспитывать чувство ответственности за свое поведение, разгадывание ребуса» У водоема», прослушивание и обсуждение стихотворения « Однажды на речке». | 1 | ||||
68 | Что мы узнали и чему научились. | Заочное путешествие по «Школе вежливых наук». Праздник вежливых ребят. | 1 | ||||
Ожидаемые результаты:
-обогащение личного опыта общения детей;
-ориентация на выполнение нравственных норм – заповедей в процессе общения;
-овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
- режим дня школьника;
- правила поведения, которые помогают людям жить вместе, общаться, действовать;
- правила вежливости, основанные на уважении человека;
- правила дорожного движения для пешеходов;
- правила поведения при пользовании городским транспортом, посещении театров, исторических мест, загородной зоны;
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
- Оказывать первую медицинскую помощь.
- Владеть элементарными приемами самообслуживания, правильно питаться и готовиться ко сну.
- Правильно и безопасно вести себя: на улице, дороге, на воде, в лесу, на льду, при пожаре, наводнении.
- Отвечать за свои поступки и поведение в доме.
- Проявлять ТОЛЕРАНТНОСТЬ: к людям-инвалидам, к своим товарищам, быть терпимыми по отношению к вкусам, наклонностям, интересам, особенностям других людей.
- Договариваться с товарищами.
- Радоваться чужим успехам.
- Управлять своим настроением и адекватно реагировать на настроение другого человека.
- Проявлять критическое отношение к курению и другим вредным привычкам.
- Вежливо вести себя со сверстниками, малышами и взрослыми людьми;
- Выполнять правила дорожного движения;
- Выполнять правила поведения при пользовании общественным транспортом, посещении общественных мест, загородной зоны;
- Уметь контролировать и корректировать свое поведение;
- С уважением относиться к защитникам Родины;
- Уметь с уважением относиться к людям других национальностей и вероисповеданий.
- Бережно относиться к природе.
- В школе и вне школы соблюдать правила поведения, установленные законом;
- Регулировать свое поведение, изменять себя к лучшему.
Используемая литература:
Соловьева Т.А., Рогалева Е.И. « Первоклассниик: адаптация к новой социальной среде.- М.: ВАКО, 2008 .
-Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
-Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
-Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
-Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
-Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
-Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
-Лавреньтьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности», ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
образовательная программа внеурочной деятельности кружка «Мир вокруг нас»
Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий станов...
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас" для учащихся 1-4 классов.
Разработана по научно-познавательному направлению. Рассчитана на 4 года. Считаю полезной и нужной для учителей начальных классов....
Адаптированная основная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности для 2 класса по курсу "Вокруг меня мир", "Риторика", «Уроки нравственности», «Истоки».
Адаптированная основная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности для 2 класса ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир вокруг меня"
Предназначена для учащихся 2 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса "Мир вокруг меня" (Развитие функциональной грамотности)
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса "Мир вокруг меня" (Развитие функциональной грамотности)...
Программа воспитательной работы Я и мир вокруг меня
Программа воспитательной работы Я и мир вокруг меня...