ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Приобщение детей к истокам русской национальной
Культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 165.5 КБ |
Предварительный просмотр:
* Недолго той земле стоять,
где начнут старые уставы менять.
(русская народная пословица).
Устное народное творчество (фольклор) – тот неиссякаемый источник, из которого из века в век наша культура черпает сокровища народной мудрости, эстетического совершенства. Его также можно представить как исторические корни народной педагогики. Фольклор занимает заметное место в образовании, выступая как культурно- знаковое явление, эстетически преображая реальность, в контексте духовной культуры.
А. Л. Фокев.
Введение.
Своеобразие и индивидуальное лицо культуры создается не путем самоограничений и сохранения замкнутости, а путем постоянного и требовательного познания всех богатств, накопленных другими народами и культурами прошлого. В этом жизненно важном для любой культуры процессе особое значение имеет познание и осмысление собственной старины, истоков собственной культуры.
Устное народное творчество (фольклор) – тот неиссякаемый источник, из которого из века в век наша культура черпает сокровища народной поэзии, мудрости, эстетического совершенства. Его можно также представить как исторические корни русской литературы. Фольклор занимает заметное место в образовании, выступая как культурно – знаковое явление, как эстетически преображенная реальность в контексте духовной культуры.
Состояние воспитания в классе
Классный руководитель – это человек творческий. Как всякий исследователь, он создает свою творческую лабораторию, которая помогает ему сделать воспитательную работу увлекательной и захватывающей. Стремясь лучше узнать умения, интересы и увлечения первоклассников, на первом родительском собрании родителям была предложена анкета.
Уважаемые мамы и папы!
В жизни вашей семьи наступил торжественный момент – ваш малыш делает новый шаг по лестнице взрослой жизни. Вам очень хочется, чтобы он поднимался по лестнице жизни спокойно и уверенно. Наша общая задача состоит в том, чтобы трудности, которые встретятся на его пути, были преодолимыми. Ваш первый вклад – честный и объективный ответ на поставленные вопросы, касающиеся развития и становления Вашего ребенка. Итак, в добрый путь!
1. Какие проблемы возникали у Вас, в связи с воспитанием ребенка?
2. Имеет ли ребенок свой уголок в квартире?
3. Как оборудован его уголок?
4. Какие игрушки и игры предпочитает?
5. Участвуете ли Вы в его играх?
6. Какие праздники в Вашей семье считаются традиционными?
7. Какие моменты праздника ему больше всего нравятся?
8. Учите ли Вы его готовить сюрпризы и праздники для всей семьи?
8. Трудолюбив ли Ваш ребенок?
9. Есть ли у Вашего ребенка друзья?
10. Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?
11. Какие отрицательные качества его развития Вы хотели бы преодолеть?
12. Чего хотели бы избежать в воспитании своего ребенка?
13. Каким Вы видите свое участие в жизни классного коллектива Вашего ребенка?
14. Какие пожелания есть у вас к классному руководителю?
Анализируя анкетные данные, выяснила, что большинство родителей считают своих детей добрыми, отзывчивыми, послушными. Некоторых родителей беспокоит в детях упрямство, нетерпимость по отношению к сверстникам. В семьях недостаточно внимания уделяется проведению совместных игр, творческих дел и их значении в воспитании ребенка. Традиционные веселые ролевые, ситуативные, подвижные игры (« Лапта », «12 палочек », « Прятки» и т.д.) современными детьми забыты. А ведь именно игры, песни, конкурсы являются основой для развития общения детей между собой и взрослыми. Мало проводится праздников, в подготовке которых принимали участие все члены семьи: родители и дети, бабушки, дедушки и внуки. Потеряна добрая традиция совместного семейного прочтения художественной литературы.
В народе всегда считалось, что дети – это благодать Божья. В основном дети наследуют родительские традиции, дополненные влиянием времени. В одной из книг прочитала древнеримское высказывание: «Чти всегда следы прошлого». Я поняла, что надо заняться воспитанием детей через приобщением их к истокам русской народной культуры.
В Законе РФ «Об образовании» (№ - 32661 Ст. 14) сказано, что «содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную культуру. Права человека в области культуры предусмотрены Ст.15 Всеобщей декларации и Ст. 15 Пакта. Право на культуру включает в себя право на доступ к собственной культуре и к культурному наследию других народов.
Изучив государственные документы, Устав школы, узнала, что в школе действуют:
- Программа развития и воспитания в системе образования Поселково – Воротынской школы № 1;
- Программа развития младшего школьника «Мир детства»;
- Программа «Дарование»;
- Программа «Отечество» и др.
мною была составлена Программа «Приобщение детей к истокам народной культуры». Программа была поддержана родителями моих учеников, одобрена методической службой школы.
Образовательные цели Программы:
- приобщить детей к истокам русской народной культуры, ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра;
- формировать у учащихся культуру общения;
- развивать коммуникативные умения.
Задачи Программы:
- познакомить со всеми видами фольклора /сказки, песенки, пословицы,
поговорки, хороводы и т.д./;
- рассказать о народных обрядах, праздниках, традициях;
-увлечь ребят национальным изобразительным искусством / Хохлома, Палех, Городецкая роспись, Дымковская игрушка /.
Основные педагогические принципы организации воспитательной деятельности.
* Принцип открытости. / Быть очень убедительным, предлагая учащимся те или иные мероприятия и чутко прислушиваться к мнению детей/.
* Принцип привлекательности будущего дела. /Увлечь учащихся конечным результатом выполняемого дела/.
* Принцип деятельности. /Способствовать личностному развитию каждого ребенка/.
* Принцип свободы участия. /Предоставлять возможность выбора задания с учетом интересов учащегося, личных качеств и возможностей. Учить ответственности за выполнение порученного дела/.
* Принцип обратной связи. /Каждое мероприятие, большое или маленькое, должно заканчиваться рефлексией/.
* Принцип сотворчества./ Предоставлять учащимся право выбора партнера по выполняемому делу/.
* Принцип успешности. / Видеть участие каждого ребенка во внеклассной работе и по достоинству ее оценивать/.
* Принцип искренности. / Отмечать реальный успех и реальное достижение ученика/.
Создание условий для реализации программы.
1.Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательности, должны быть национальными. Это поможет детям с детского возраста понять, что они – часть великого русского народа.
2. Необходимо широко использовать все виды устного народного творчества, т.к. на примере героев данных произведений возможно формирование у детей уважительного отношения к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.
4. Очень важно знакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Пояснительная записка к программе.
Русский народ создал огромную изустную литературу. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.
Мудрым средством народной педагогики служат сказки, игрушки, песни. Через них передаются ребенку понятия об окружающем мире, о добре и зле, о счастье и красоте, о любви к Отечеству.
Колыбельные песни помимо убаюкивания несут богатейшую звуковую информацию. А сколько ласкательных слов в колыбельных песнях, сколько хороших пожеланий! С колыбельными песнями ребенок познает окружающий мир.
Народная логопедия – скороговорки – дает удивительные результаты. Проговаривая их, ребенок учится правильно произносить звуки в словах. Ребенок не чувствует себя скованным, ведь обучение происходит в смешной и близкой ему игре.
Пестушки, потешки, считалки, перевертыши, чистоговорки – целый комплекс, который создался для каждого слова, звука. И все это для правильного развития ребенка: речи, движений, формирования представлений о мире.
Мир волшебной сказки – мир необычный, удивительный. В народном творчестве сказка, вероятно, самое большое чудо. Сказки о зверях на Руси долгие столетия были своего рода социальной, бытовой энциклопедией. Тут осуждены хитрецы, лжецы, лентяи, воры, невежды, грубияны, ханжи. Людские пороки выставлены на позор и смех. Веселое сочетание слов, развлекательный характер, особый тон делают волшебные сказки ярким образцом народной педагогики.
Игры (подвижные и хороводные), загадки, шарады, каламбуры – естественные спутники жизни ребенка, источники радостных эмоций, обладающие большой воспитательной силой. По содержанию все народные игры доступны детям. Игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствованию всех психических процессов.
Считалки, жеребьевки, потешки сопровождают народные игры. Они несут в себе высокую художественную прелесть, развивают память ребенка.
Пословицы и поговорки – народная мудрость, свод правил жизни, историческая память. О каких только сферах жизни и ситуациях не говорят они, чему только не учат!
Русская народная игрушка – одно из направлений художественного прикладного творчества. Особое место в нем, безусловно, принадлежит матрешке. Для нашего народа – это символ России.
Наши предки умели веселиться. Эмоциональная сила народных праздников велика. Именно поэтому традиции, обычаи, обряды играют и сегодня важную роль в воспитательном процессе. Они помогают передать нынешнему поколению формы проведения и способы общения живших до нас людей, утверждают моральные нормы, принятые в обществе.
Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» остается актуальной на сегодняшний день, ведь не случайно 2007 год Указом Президента В.В. Путина в России объявлен Годом русского языка. Под сочетанием «русский язык» подразумевается вся русская культура, наше наследие.
Первый класс.
№ п/п | Мероприятия | Содержание |
1. | « У бабушки в деревне». | Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных. |
2. | «Теремок» | Разыгрывание представления по мотивам русской народной сказки «Теремок» |
3. | «Козлик и дудочка» | Знакомство с музыкальным инструментом – дудочкой. Исполнение народных песен «Петушок», «Как у нас – то козел», «Бабушкин козлик». Создание шумового оркестра. |
4. | «Мы кормушку смастерили». | Разучивание закличек, потешек, загадок. |
5. | Зимушка – зима. | Разучивание песни «В лесу родилась елочка» |
6. | «Белоснежка, белокрылка зимушка – зима». | Лепка из снега сказочных зверей. |
7. | Кто живет в избушке? | Чтение сказки «Заячья избушка». Знакомство с особенностями изображения избушки в русских народных сказках. Создание орнамента для оконных наличников из растительных элементов (коллективная аппликация). |
8. | «Топ – топ сапожок» | Разучивание танца |
9. | «Деткам солнышко посвети» | Коллективная изобразительная деятельность. Солнышко. Разучивание потешки про солнышко. |
10. | «Испечем оладушки» | Чтение сказки «Про нашу Машу». Лепка «оладушек». Игра «10 внучат» |
11. | «Петя - петушок» | Знакомство со сказкой «Петушок – золотой гребешок». Аппликация «Избушка» |
12. | «При матери- добро» | Разучивание пословиц о маме. Игра «Гуси – гуси» |
13. | Шутки, прибаутки. | Разучивание шуток, прибауток. Игра «Путаница». |
14. | Встреча весны. | Разучивание закличек «Воробей», «Ворон». Игра «Вороны и воробьи» |
15. | Летели птички ростом невелички. | Изображение сказочных птиц на рушниках. (Гуашь). |
16. | «Береза – краса» | Разучивание песни «Во поле береза стояла» |
17. | «До новых встреч» | Заключительное занятие (игры, веселые конкурсы). |
Второй класс.
л | Мероприятия | Содержание |
1. | Загадки и отгадки. | Загадки о явлениях природы. Подвижные игры « Краски», «Совушка- сова» |
2. | «Гусли звончатые» | Знакомство с русским национальным инструментом гуслями. Народная мелодия «Тимоня» |
3. | «В гости к сказке» | Разыгрывание сказки «Колосок». Игра «Кот Васька» |
4. | « Чашки да ложки» | Беседа о посуде. Чтение сказки «Три медведя». |
5. | Домотканые половики. | Рассказ о домотканых половиках, их демонстрация. «Мой половичок» (изобразительная деятельность). |
6. | Веселая ярмарка. | Заклички. Знакомство с дымковской игрушкой, техникой ее изготовления. |
7. | Игрушка. | Чтение стихов о дымковской игрушке. Придумывание о них загадок. Лепка своей игрушки. |
8. | «Художественная мастерская» | Рассказ о художественных особенностях дымковской игрушки. Роспись своей игрушки. |
9. | Русская матрешка. | Рассказ об истории возникновения матрешки. Заучивание стихов о матрешках. |
10. | «Праздник урожая». Народные праздники.
| Выставка поделок из природного материала. Знакомство с праздниками «Яблочный, Медовый, Ореховый Спас», Успенье. Беседа о народных приметах, обычаях, обрядах, связанных с этими праздниками. Игра «Кто с нами?» |
12. | «Осень торопит, зима не ждет» | Пословицы о труде. Игра «Салки». |
13. | «Помогай другу везде, не оставляй его в беде» | Беседа о дружбе, взаимовыручке. Пословицы и загадки о дружбе, товариществе. |
14. | Народная вышивка. | Знакомство с народной вышивкой, ее использованием в народной одежде. |
15. | «Волшебная птица» | Продолжение работы по ознакомлению детей с образцами вышивки и кружев. Разучивание народной песни «Уж я сеяла, сеяла ленок». |
16. | «Ехал грека через реку». | Разучивание скороговорок, чистоговорок, молчанок, голосянок. |
17. | «Мы из снега мастерили». | Зимние забавы и развлечения на свежем воздухе. |
18. | Здравствуй, елка! | Народные песни, хороводы, костюмированные представления. |
19, 20, 21. | «Коляда – Коляда! | Рассказ о рождественских песнях – колядках. Беседа об обычае на Святки рядиться. Пение колядок. Игра «Прялица». Знакомство с «овсенями» - новогодними песнями. |
22. | Вертеп. | Знакомство с театром Вертеп. Рождественские представления. |
23. | Вербное воскресенье. | Рассказ о праздновании Вербного воскресенья и о вербе. Представление кукольного театра «Бим и Бом». |
24. | Пасха. | Знакомство с обычаем на Пасху обмениваться крашеными яйцами, о традициях праздника. Пасхальная неделя. Красная горка. Игра «Прялица» |
25. | «Алексей – с гор потоки». | Знакомство с праздником «Алексей – с гор потоки». Рассказывание докучных сказок, дразнилок, загадывание загадок. |
26. | «Я люблю тебя, Россия»! | Экскурсия в город Тулу. ( Тульский Кремль, музей Русской избы, музей пряника). |
27. | Без труда не проживешь. | Экскурсия в пекарню |
28. | Что за прелесть эти сказки! | Постановка сказки «Кошкин дом» |
29. | Прощание до следующего года | Заключительная беседа о русских традициях. Летние праздники. |
Третий класс
№ п/п | Мероприятия | Содержание |
1. | В тереме расписном я живу. К себе в избушку всех гостей приглашу». | Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта. |
2. | «Сия прялка нарядна – хозяюшка обрядна». | Рассказ о прялке и знакомство с ее работой. Знакомство с Городецкой росписью. Игра « День и ночь» |
3. | Семенов день (14 сентября) | Рассказ о Семенове дне, народных приметах и обычаях с ним связанных. Игра «Муха». |
4. | «Покров – натопи избу без дров» (14 октября) | Знакомство с праздником Покрова, приметами и обычаями. Игры «В углы», «Карусель». |
5. | «Кузьминки об осени поминки». (14 октября) | Беседа о народных приметах и обычаях, связанных с днем Кузьмы и Демьяна. Загадывание загадок, заучивание пословиц. |
6. | Песня – душа народа. | Рассказ о роли песен в жизни русого народа. Разучивание хороводной песни «Во поле береза стояла». |
7. | Русские потешки. | Знакомство с потешками. Игры «Горелки», «Золотые ворота» |
8. | «Солнышко – ведрышко, выгляни, высвети». | Коллективная аппликация «Солнышко лучистое». Заклички и частушки. Песня «Солнышко» |
9. | «Баю бай» | Знакомство с особенностями и содержанием колыбельных песен и приговорок. Колыбельная песня «Баю – бай». |
10. | Лирическая песня | Рассказ об особенностях лирической песни. Песня «Гули мои гули» |
11. | Хороводная песня. | Виды и значение хороводных песен. Песня «Как пошли наши подружки» |
12. | Плясовая песня. | Знакомство с плясовой песней. Частушки, пляски. |
13 - 14 | «Без частушек прожить можно, да чего – то не живут». | Рассказ о характерных признаках частушек. Знакомство с плясовыми частушками. |
15. | Деревенские посиделки. | Театрализованный праздник. |
16. | «Короб чудес» | Знакомство с различными видами матрешки (Семеновская, Загорская, Калининская, Полохов - Майдановская). |
17. | Игра с матрешкой. | Использование русского народного костюма. Посещение школьного музея. |
18. | «Выпал беленький снежок». | Разучивание хороводов. Игры «Лиса и заяц», «Медведь». |
19. | Зимние святки. | Рассказ о праздниках, которые проводятся в период зимних Святок (Рождество, Новый год). |
20. | «Пришла коляда – отворяй ворота». | Знакомство с обычаем колядования. Загадывание загадок. Игры – дразнилки «Бабка Ежка», «Расколдуйте меня вороного коня» |
21. | «Волшебный завиток». | Рассказ об основных элементах хохломской росписи. Пословицы о труде и лени. Рисование хохломских узоров. Выставка работ. |
23. | Масленица. | Рассказ о празднике. Проведение игр «Гори, гори ясно», «Горшки». Праздничный чай с блинами. |
24. | Забавные птицы. | Лепка дымковской игрушки петушка. |
25. | «Чудо – птицы» | Роспись вылепленной игрушки по типу дымковской. Выставка работ. |
26. | Пасха. | Знакомство с пасхальными песнями. Игры «Верба – вербочка», «Солнышко – ведрышко». |
27. | Троица. | Беседа об обрядах «завивания» березки, «кумления» и проводов русалок. |
28. | «Мы поедем В Городец покупать себе ларец» | Изготовление игрушек по типу изделий народного промысла. Игры «Лошадки», «Перетягивание каната». |
29. | В гостях у сказки. | Посещение Муниципальной библиотеки. |
30. | «Жихарка». | Разыгрывание представления по мотивам сказки «Жихарка». Повторение знакомых и знакомство с новыми пословицами о дружбе и смелости. |
31. | «Кто за родину дерется, тому сила двойная дается». | Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. |
32. | Ляльник. | Знакомство с Лялиным днем. Инсценировка сказки о Ляле. Песни «Ой ты, Груша, ты Груняша», «Из – под камешка». |
33. | В гости к хозяйке. | Загадывание загадок о предметах быта. Лоскутная аппликация «Весна – красна». Игра «Заря – заряница». |
Четвертый класс
№ п/п | Мероприятия | Содержание |
1 | «Что летом родится - зимой пригодится | Беседа о лете. Народные приметы, пословицы, поговорки. Загадывание загадок о летних явлениях природы |
2 | «Осенушка – осень – сноп последний скосим» | Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. |
3 | «Хлеб – всему голова» | Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?». Знакомство со старинными орудиями труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе. Экскурсия в пекарню. |
4 | «К худой голове своего ума не приставишь» | Беседа об уме и глупости. Знакомство со сказкой «Про Филю». |
5 | «приглашаем в гости к нам» | Игра – упражнение «Вежливое обращение к гостя». Повторение потешек о козле, коровушке, бычке. |
6 | «Октябрь – грязник – ни колеса, ни полоза не любит» | Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове. |
7 | «Сошью Маше сарафан» | Знакомство с женской русской народной одеждой. |
8 | «Злое истребление» | Рассказ о монголо-татарском нашествии и предания о граде Китеже. Знакомство со старинном оружием. |
9 | Синичкин день | Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки |
10 | «Где живет перо жар – птицы?» | Знакомство детей с хохломской росписью. |
11 | «Чудо-чудное, диво-дивное – Золотая Хохлома». | Рассказ о традициях хохломской росписи. |
12 | «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». | Экскурсия на Воротынский керамический завод |
13 | «Зима – не лето, - в шубу одета. | «Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение русской народный песенки «Как на тоненький ледок» |
14 | «Светит, да не греет» | Беседа о разных источниках освещения. Показ теневого театра. |
15 | «Пришел мороз – береги ухо и нос» | Знакомство со сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе. Разучивание игры: «Два мороза». |
16 | Снегурочка – внучка Деда Мороза. | Знакомство со сказкой «Снегурочка». Прослушивание фрагментов оперы И.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (в грамзаписи) |
17 | «Пришла коляда – отворяй ворота» | Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки |
18 | «С Новым годом!» | Рассказ о традициях празднования Нового года. Пение колядок. |
19, 20 | «Гжель прекрасная» | Знакомство с гжельским художественным промыслом. Самостоятельное рисование детьми гжельских узоров. |
21 | «Дело мастера боится» | Знакомство со сказкой «Семь Симеонов». Игра «Кому что нужно для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве. |
22 | «Живет в народе песня» | Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Разучивание русской народной песни «Ой, вставала я ранешенько». |
23 | «На героя и слава бежит» | Рассказ о русских богатырях. |
24 | «Ой ты, Масленица» | Рассказ о Масленице. Пение песен, частушек. |
25 | Театр Петрушек. | Знакомство с кукольным театром. Кукловедение. |
26 | «Сердце матери лучше солнца греет» | Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок. |
27 | Русская матрешка | Рассказ о матрешке. Разучивание частушек. |
28 | Поэзия народного костюма | Рассказ о народном костюме. Прослушивание русских народных песен. (в грамзаписи) |
29 | «Грач на горе – весна на дворе» | Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне. |
30 | «Шутку шутить – людей насмешить» | Беседа о народном юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки). Словесная игра «Путаница» |
31 | Красная горка | Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры, пение частушек. |
32 | «Путешествие на златогривой чудо тройке» | Знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно-прикладном творчестве (Городецкая, Палехская, Хохломская роспись) |
33 | «Весна красна цветами» | Рассказ о весенних полевых работах. Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадок о весне. |
34 | «Победа в воздухе не вьется, а руками достается» | Рассказ о воинах-защитниках Отечества. |
35 | Литературная викторина | Литературная викторина. Игра – драматизация. |
36 | «Край родной, навек любимый» | Экскурсия. Русские подвижные игры на открытом воздухе. |
37 | Прощание | Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне Чаепитие. |
Ожидаемые результаты.
- Воспитание человека с твердыми убеждениями, умеющего ценить культурное наследие своей страны.
- Формирование культуры личности младшего школьника.
- Выработка общечеловеческих ценностей, норм и законов жизни, формирующих активную личную позицию школьника.
- Личностное развитие каждого ребенка.
- Развитие у детей сотрудничества, сопереживания, творчества в коллективном деле.
- Установление тесных контактов в общении родителей между собой и детьми.
- Воспитание личности, способной к самоопределению и саморазвитию.
- Воспитание чувств патриотизма и гражданственности.
Используемая литература:
- Л. Ф. Климанова. Играй да дело знай. Москва «Просвещение» 1998 г.
- О. Л. Князева. Как жили люди на Руси. Москва «Просвещение» 2003 г.
- М. Ю. Ковицкая. От осени до осени. Хрестоматия. Москва «Просвещение» 1997 г.
- И. Панкеев. Обычаи, обряды, предания русского народа. Москва «Просвещение» 1997 г.
- И. Панкеев. Русские народные игры. Москва «Просвещение»
- В. Воскобойников, Н. Голь. Энциклопедия российских праздников. Москва «Наука» 2002 г.
- О. В. Джежелей. Из детских книг. Хрестоматия. Москва «Дрофа» 2004 г.
- С. А. Шматов. Нетрадиционные праздники в начальной школе. Москва «Просвещение» 1997 г.
- З. А. Богатеева. Народный орнамент. Москва «Просвещение» 1982 г.
- Т. Еременко, Л. Лебедева. Стежок за стежком. Москва «Малыш» 1986 г.
- Т. Еременко. Вышивка владимирскими швами. Москва «Радио и связь» 1992 г.
- Хохлома. Н. И. Бедник. Хохлома. Ленинград « Художник РСФСР» 1980 г.
- А. Алехин. Матрешки. Москва «Малыш» 1989 г.
- Е. Субочева. Хохлома. Чехов «Народные промыслы» 1997 г.
- Е. Субочева. Гжель. Чехов «Народные промыслы» 1997 г.
- Е. Субочева. Палех. Чехов «Народны промыслы» 2000 г.
- Е. Субочева. Дымка. Чехов «Народные промыслы» 1997 г.
- Е. Субочева. Городец. Чехов «Народные промыслы» 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ахмаева О.А. Программа воспитательной работы в классе. Игра-путешествие "Волгарики"
Программа патриотического воспитания школьников, в основе которой воспитание любви к своей семье, соседям, к малой Родине, месту, где ты родился и вырос...
Программа воспитательной работы в Студёнковской ... Игра – путешествие «К новым планетам с маленьким принцем» Программа .
Игра – путешествие «К новым планетам с маленьким принцем»...
Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)
Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)...
Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны
Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны...
Программа воспитательной работы "Формирование ценностных ориентиров личности воспитанника через систему воспитательной деятельности"
Воспитание - это создание условий для развития личности. На сегодняшний момент огромную воспитательную роль в жизни ребенка играет школа.Школа - это место, где до ребенка и его проблем хоть кому- то е...
программа воспитания и социализации ( программа воспитательной работы 3 класс)
Программа воспитания и социализациии составлена в соответствии снормативно- правовой базой.Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной...
ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «МЫ В БУДУЩЕЕ» 4а класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Мы - будущее» является воспитание духовно-нравственного ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлени...