ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «МЫ В БУДУЩЕЕ» 4а класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
рабочая программа (4 класс)
Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Мы - будущее» является воспитание духовно-нравственного ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма.
Главная цель воспитательной программы – воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией
В соответствии с поставленной целью определены задачи программы воспитания:
· развивать индивидуальные творческие способности учащихся
· формировать гражданско-патриотические качества личности
· воспитывать желание и стремление учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию
· формировать культуру здоровья
· воспитывать позитивное отношение к себе, развивать Я-концепцию, нравственные качества личности
· воспитывать чувство уважения к родителям, семье
· воспитывать уважение к другим людям, терпимость к чужому мнению, традициям, формировать умение вести диалог и готовность к сотрудничеству
· воспитывать ответственность, самостоятельность, добросовестное отношение к учебе и трудовой деятельности
· формировать чувство осознания ценности культурных традиций своей Родины, понимание неразрывности связей Родины, ее культуры с другими странами
Программа предусматривает
· воспитание эстетического вкуса, формирование норм поведения, необходимых учащимся в быту, в общении со сверстниками, в семье, в общественных местах, на природе
· воспитание совестливости, порядочности, точности и обязательности в обещаниях, соблюдение этикета, наличие тактичности в отношениях с родными и близкими, а также с другими людьми.
· воспитание моральных качеств, чувства долга и адекватного своего восприятия художественных ценностей
· посещение театров и музеев, выставок
· воспитание внешней культуры школьника, умения сохранять свою индивидуальность и неповторимость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr.vosp_.rab_._4_a_klass_2021_god_1_chast_1.doc | 182 КБ |
progr_vosp.rab_.4a_2021god_2_chast.doc | 166 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В центре программы воспитания класса в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
Программа воспитания класса включает в себя четыре основных раздела:
- Раздел «Особенности организуемого в классе воспитательного процесса», в котором кратко описывается специфика своей деятельности в сфере воспитания.
- Раздел «Цель и задачи воспитания», в котором на основе базовых общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые предстоит решать для достижения цели.
- Раздел «Виды, формы и содержание деятельности», в котором будет осуществляться достижение поставленных цели и задач воспитания. Данный раздел состоит из нескольких инвариантных и вариативных модулей, каждый из которых ориентирован на одну из поставленных задач воспитания и соответствует одному из направлений воспитательной работы. Инвариантными модулями здесь являются: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями». Вариативными модулями могут быть: «Экскурсии, экспедиции, походы», «Организация предметно-эстетической среды».
Модули в программе воспитания располагаются в соответствии с их значимостью в системе воспитательной работы класса.
- Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы», в котором показано, каким образом в классе осуществляется самоанализ организуемой в ней воспитательной работы. Здесь приводятся не результаты самоанализа, а лишь перечень основных его направлений, который может быть дополнен указанием на его критерии и способы его осуществления.
К программе воспитания класса прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы.
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В КЛАССЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Процесс воспитания в образовательной организации основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:
- реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
- вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
- использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
- организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
- развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;
- организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы класса. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Ключевые классные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные классные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогом и детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в классе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогом в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в классе.
Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы.
На внешкольном уровне:
- открытые дискуссионные площадки – регулярно организуемый комплекс открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), на которые приглашаются представители власти.
- участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям.
На школьном уровне:
- Классные и школьные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагога знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы.
- торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования.
- церемонии награждения (по итогам года) школьников за активное участие в жизни класса, защиту чести класса в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие класса.
На индивидуальном уровне:
- вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела класса
- индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
- при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми.
Данный модуль школьной программы воспитания раскрывает уникальность гуманистической воспитательной системы школы, в основе которой находится продуктивно-трудовая деятельность обучающихся, учителя, родителей и представителей социума, их гражданственность, инициативность, ответственность, коллективизм, целеустремленность.
Задача возрождения национальных традиций, воспитание духовной культуры, привитие любви к своей малой Родине. Акции: «Бессмертный полк», «Свеча Памяти». Праздники: «День пожилого человека», «День Учителя», «День Памяти Героя», «Проводы русской зимы», фестиваль-конкурс инсценированной песни, посвященной Дню Победы, «Новый год», которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих. Общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие дела: «День самоуправления», «День отца», «День матери», Осенний бал, «Новый год», «День Защитника Отечества».
3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, организую работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися класса, работу с родителями учащихся или их законными представителями.
Работа с классным коллективом:
- инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
- организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
- проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
- сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
- выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
- изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом.
- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить.
- индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи.
- коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
- регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
- помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
- организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
- создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
- привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
- организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
Осуществляя классное руководство, педагог организую работу с классом; индивидуальную работу с учащимися класса, работу с родителями (законными представителями). Подробнее о некоторых направлениях.
Работа с классом:
• инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе; выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в Школе; организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса, позволяющих, с одной стороны, вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться, а с другой, установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
Формированию и сплочению коллектива класса способствуют следующие дела, акции, события, проекты, занятия:
• Классные часы: тематические (согласно плану классного руководителя, посвященные юбилейным датам, Дням воинской славы, событию в классе, в городе, стране), способствующие расширению кругозора детей, формированию эстетического вкуса, позволяющие лучше узнать и полюбить свою Родину; игровые, способствующие сплочению коллектива, поднятию настроения, предупреждающие стрессовые ситуации; проблемные, направленные на устранение конфликтных ситуаций в классе, Школе, позволяющие решать спорные вопросы; организационные, связанные к подготовкой класса к общему делу; здоровьесберегающие, позволяющие получить опыт безопасного поведения в социуме, ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей.
Индивидуальная работа с учащимися:
• изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни.
• поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживания взаимоотношений с одноклассниками
• индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио
• коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями (формы):
• «Узкий круг». Беседа родителей, педагогов, администрации (при необходимости) с целью оказания помощи родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией Школы и учителями-предметниками;
• Родительское собрание. Организация родительских собраний (тематических, организационных, аналитических, итоговых, комбинированных, проводимых в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; родительский комитет. Привлечение родителей (законных представителей) к просмотру вебинаров воспитательной направленности, Всероссийского родительского собрания;
• проект «ВМЕСТЕ» реализуется в течение учебного года на всех параллелях начальной школы совместно с родителями (законными представителями). В конце каждой четверти проходит творческая защита проектов «Марафон семейных достижений». Целью проекта является повышение степени удовлетворенности родителей результатами работы Школы в вопросах воспитания и социализации учащихся через увеличение количества и повышение качества совместных дел. Тематика проектов по классам и четвертям:
1 класс «Маршрут выходного дня» - посещение «культурных объектов» и активного отдыха на природе:1 четверть - ВМЕСТЕ идем на природу, 2 четверть - ВМЕСТЕ идем в театр, 3 четверть - ВМЕСТЕ идем в музей,4 четверть - ВМЕСТЕ идем в кинотеатр.
2 класс «Калейдоскоп семейного творчества» – организация творческого отдыха: 1 четверть - ВМЕСТЕ читаем, 2 четверть - ВМЕСТЕ рисуем, 3 четверть - ВМЕСТЕ моделируем, 4 четверть - ВМЕСТЕ играем.
3 класс «Мир вокруг нас» – развитие познавательной активности при поддержке семьи: 1 четверть - ВМЕСТЕ поем, 2 четверть - ВМЕСТЕ танцуем,3 четверть - ВМЕСТЕ открываем Космос, 4 четверть - ВМЕСТЕ изучаем календарь,
4 класс «Мастера на все руки». Проект раскрывает значимость семейных традиций, позволяет познакомиться с историей возникновения традиций своей семьи и ее предков: 1 четверть - ВМЕСТЕ готовим, 2 четверть - ВМЕСТЕ мастерим, 3 четверть - ВМЕСТЕ снимаем кино, 4 четверть - ВМЕСТЕ создаем родословную.
• «Сюрпризы для родителей». Ко дню рождения каждый из родителей на электронную почту получает видеопоздравление от всего класса. Идея, направленная на развитие ценностных отношений к семье как главной опоре в жизни человека, способствует сплочению детей и родителей, установлению партнерских доверительных отношений с семьями, сотрудничеству с родителями;
• Совместные дела. Организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и Школы; анкетирование и тестирование родителей.
Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее.
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.
Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирование у них навыков самообслуживающего труда.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования происходит в рамках следующих выбранных школьниками видов деятельности.
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира: «Занимательная математика», «Умники и умницы».
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие: «Я познаю мир», «Рукодельница».
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей: «Воспитай свое сердце» и др.
Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирование у них навыков самообслуживающего труда: «Я познаю мир» и др.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых: «Подвижные игры»,«Баскетбол», «Шашки» «Шахматы» и др.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде: «Что? Где? Когда?» и др.
3.4. Модуль «Школьный урок»
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые поведения, правила общения со сверстниками (школьниками).
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Воспитательный потенциал урока реализуется через превращение знаний в объекты эмоционального переживания; организацию работы с воспитывающей информацией; привлечение внимания к нравственным проблемам, связанным с открытиями и изобретениями.
Одной из особенностей урочной деятельности в рамках реализации длительной образовательной игры является организация полипредметных погружений, так называемый «Понедельник» (название дано в образовательной организации, так как проводятся в понедельник), темы которых связаны с темой игры. Полипредметные погружения позволяют расширить знания обучающихся по теме игры, показывают практическую значимость полученных знаний. Возможны два варианта организации таких погружений:
квест, все станции которого связаны единой темой, в основе работы станции лежат задания, выполняя которые учащиеся получают баллы, в зависимости от качества выполнения заданий. Команды для квест-игры создаются случайным образом, являются разновозрастными, в командах старшие помогают младшим выполнять свою часть задания;
уроки-лаборатории, продолжительность которых составляет два академических часа. Основные методы обучения на данных уроках частично- поисковый и исследовательский, цель таких уроков - открытие нового знания на основе материала, выходящего за рамки школьной программы. Данные уроки, обучающиеся выбирают на основе своих интересов накануне погружения. В день погружения учащийся может посетить два урока- лаборатории. Уроки проводятся отдельно для начального уровня и основного- среднего уровней. На уроках формируются разновозрастные группы.
Межпредметные связи повышают научный уровень обучения, отражая естественные взаимосвязи процессов и явлений действительности. При этом развивается системность мышления, гибкость ума, умение обобщать, мыслить абстрактными понятиями, благодаря межпредметным погружениям и полипредметным декадам формируется целостная картина мира. Немаловажное значение имеет воспитательный эффект полипредметного подхода – скоординированные усилия учителей-предметников и классных руководителей позволяют усилить воспитательный потенциал учебных предметов, показать практическую значимость знаний, развивают способности обучающихся.
3.5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в классе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность.
Детское самоуправление в классе осуществляется следующим образом.
- через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров (например, старост, дежурных командиров), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
- через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса (например: штаб спортивных дел, штаб творческих дел, штаб работы с младшими ребятами);
- через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди участников ответственных должностей.
Различные направления работы, реализуемые в процессе выполнения следующих функций:
Планирование и анализ общеклассных дел, конкурсов, соревнований, акций;
Организация дежурства по классу и школе;
Выпуск и работа классного уголка;
Делегирование обучающихся для работы в Управляющем Совете школы, штабе РДШ, штабе ЮО «Сокол» ВВПОД «Юнармия», советах профильных отрядов;
Участие в выпуске школьной газеты «Переменка»;
Активизация обучающихся класса для занятости в свободное время;
Представление кандидатур обучающихся для награждения;
Отчетность о работе Советов классов на сборе обучающихся и Совете командиров школы.
На индивидуальном уровне через:
Участие в планировании, организации и анализе проведенных общешкольных, внешкольных, классных дел;
Участие в работе профильных отрядов и органов самоуправления класса и школы;
Участие в дежурстве по классу и школе, в трудовых акциях, посадке деревьев и саженцев, разбивке цветников;
Участие в работе Советов дел по организации соревнований, конкурсов,
олимпиад, конференций и т.д.;
Участие в летних практиках и профильных сменах в школьном лагере, юнармейском палаточном лагере.
Анализ индивидуального участия обучающихся во внеурочной деятельности, общешкольных и классных делах осуществляется через листы достижений и книжки юнармейца.
3.6. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе школы детское общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" (ст. 5).
Детско – юношеская школьная организация «Созвездие» является добровольным, самоуправляемым, массовым объединением учащихся 2-11 классов.
1 ступень «Капельки» Начальная ступень деятельности членов ШДОО.
Объединяет ребят со 2 по 4 класс (8 - 11 лет).
3.7.Модуль «Экскурсии, походы»
3.8. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
3.9. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
- Общешкольный родительский комитет и Попечительский совет школы, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
- семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогам и детям площадку для совместного проведения досуга и общения;
- родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;
- родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные уроки и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе;
- общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
- семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
- родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:
- работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
- участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.
Семья – первый устойчивый коллектив (группа) в жизни каждого человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль: это первая ступенька социализации и самосознания личности. Здесь ребенок приобретает умения и навыки в общении и человеческих взаимоотношениях, здесь закладывается нравственный облик и профессиональное самоопределение.
Главными задачами модуля являются оказание помощи семье в воспитании детей, психолого-педагогическое просвещение семей, коррекция семейного воспитания, организация досуга семьи.
Основными направлениями в работе педагогического коллектива с семьями обучающихся являются:
• изучение семей и условий семейного воспитания,
• пропаганда психолого-педагогических знаний,
• активизация и коррекция семейного воспитания через работу с родительским активом,
• дифференцированная и индивидуальная помощь родителям,
• обобщение и распространение опыта успешного семейного воспитания.
Формы работы с семьей
1. Лекторий «О вас и для вас, родители»: роль семьи в формировании личности ребенка, семья глазами ребенка; психосексуальное развитие детей и подростков; проблемы здоровья наших детей; большие проблемы маленького ребенка; непослушный ребенок; проблемы общения родителей и детей; дети и деньги; ваш беспокойный подросток; знают ли они нас?
2. Цикл бесед по теме «Воспитание здоровых детей»: основы рационального питания; охрана зрения; алкоголь, курение и подростки; психическое здоровье; резервы нашего организма; нравственно-половое воспитание; физиологические особенности организма женщины и мужчины; гигиена юноши, девушки; СПИД – медико-биологические и социальные аспекты болезни; экология и здоровье ребенка.
3. Деловые игры «Эстафета семейного воспитания»; «Архитектура семьи»;
«Заповеди семейного воспитания».
4. Круглые столы «Трудные дети и трудные взрослые»; «Отцы и дети в меняющемся мире»; «Современная семья сегодня»; «Родители и дети: противостояние или сотрудничество»; «Взаимодействие родителей и детей».
5. Семейные вечера «Вечер дружной семьи: дети + родители»; «Вечер- портрет семьи»; выставки работ детей и родителей по декоративно- прикладному и художественному творчеству «Семейный вернисаж»; «Выставка семейных талантов».
6. Семейные праздники «Папа, мама, я – дружная семья»; «День Здоровья»; «Новый год - семейный праздник».
7. Создание банка развлекательных игр «Семья играет вместе»; «Турнир знатоков этикета»; «Час тихого чтения»; «Корзина грецких орехов» (решение трудных проблем ребенка); «Дерево, посаженное тобою»; «День добрых сюрпризов» и др.
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
воспитательной работы с классным коллективом
«МЫ В БУДУЩЕЕ »
4а класс
Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Канаш, 2021
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССА НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД | ||||||
Дела | Время проведения | Ориентировочное время проведения | Ответственные | |||
Линейка 1 сентября, посвященная началу нового учебного года | 01.09. | |||||
Школьный фестиваль искусств (1 –11 классы) | 29.09 | |||||
День пожилых людей | 01.10. | |||||
Мероприятия, связанные с Днем учителя: «Мы славим путь, нелегкий из дорог, мы славим тех, кто гордо носит званье Учитель, Воспитатель, Педагог!»; | 05.10. | |||||
Поздравление учителей-пенсионеров с профессиональным праздником. | 05.10. | |||||
Проект «ВМЕСТЕ» | В течении года | |||||
Проект «Марафон семейных достижений» | В конце каждой четверти | |||||
«Всемирный день ребёнка». | 20.11. | |||||
Праздник «А мамины глаза всегда глядят с волнением за нами» | 25.11 | |||||
День инвалидов | 01.12 | |||||
Тематические классные часы: «Дни воинской славы России» | По особому плану | |||||
День неизвестного солдата. Уроки мужества, посвященные воинской доблести и бессмертному подвигу российских и советских воинов- для1-10 классов. | 03.12 | |||||
День героев Отечества | 09.12 | |||||
Новогодние праздники: -Конкурс новогодних газет «Новый год настает» -1-11 классы | 22-25.12 | |||||
Встреча с выпускниками. | 06.02 | |||||
День защитников Отечества | 19.02 | |||||
Школьный фестиваль солдатской песни среди уч-ся 1-11 классов | 25.02 | |||||
«Масленица» | 07.03. | |||||
Мероприятия, связанные с 8 марта «Я верю, что все женщины прекрасны» | 05.03. | |||||
«Космический рейс» - Всемирный день авиации и космонавтики | 12.04. | |||||
Система мероприятий, связанных с 9 МАЯ | 04-09.05 | |||||
Профориентация | ||||||
Дела, события, мероприятия | Дата проведения | Ориентировочное время проведения | Ответственные | |||
Трудовые десанты на общешкольном субботнике | В течение года | |||||
Детские общественные объединения | ||||||
Дела, события, мероприятия | Дата проведения | Ориентировочное время проведения | Ответственные | |||
Акция «Добрые дела» | сентябрь апрель | |||||
Программа «Эстафета поколений» - встреча с ветеранами детского движения. | февраль | |||||
Субботники, трудовые десанты, спортивно-оздоровительные десанты | В течении года | |||||
«Школьный фестиваль искусств» | сентябрь | |||||
Акция «Мост дружбы» | сентябрь | |||||
Экскурсии, экспедиции, походы | ||||||
Дела, события, мероприятия | Дата проведения | Ориентировочное время проведения | Ответственные | |||
Прогулки, экскурсии или походы выходного дня | В течение года | |||||
Посещение театров, концертов, картинных галерей, выставок | В течение года | |||||
Литературные, исторические, просветительские выезды, организуемые администрацией и родителями | В течение года | |||||
Организация предметно-эстетической среды | ||||||
Дела, события, мероприятия | Дата проведения | Ориентировочное время проведения | Ответственные | |||
Оформление школы к традиционным мероприятиям (День Знаний, Новый год, День Победы), лагерь дневного пребывания, мотивационные плакаты, уголок безопасности | В течение года | |||||
Конкурс рисунков к знаменательным датам календаря, выставка фоторабот обучающихся, стендовая презентация, подготовка к ГИА и ЕГЭ, отличники учебы, правовой уголок, информационные стенды «Твоя будущая профессия», «Отличники физической подготовки», «Сдаем ГТО», уголок Здоровья | В течение года | |||||
Оформление классных уголков | В течение года | |||||
Работа с родителями | ||||||
Дела, события, мероприятия | Дата проведения | Ориентировочное время проведения | Ответственные | |||
Формирование органов родительского актива на параллелях и в классах, социально- педагогических комиссий классов. Составление «банка данных» родительской общественности. | 02.09.- 30.09. | |||||
Общешкольная родительская конференция | Октябрь Апрель | |||||
Распространение среди родителей памяток, научно-популярной литературы по вопросам правового воспитания, по пропаганде принципов ведения здорового образа жизни, антиалкогольной и антинаркотической профилактике | один раз в четверть | |||||
Проведение родительских собраний и круглых столов на параллелях 3 классов
. | один раз в четверть | |||||
Посещение семей с целью проверки бытовых условий и выполнение режима дня | В течение года | |||||
Приглашение родителей на уроки, в школу, тематические классные часы в целях профилактики правонарушений, для изучения поведения детей в стенах школы и в общественных местах. | В течение года | |||||
Проведение дней открытых дверей для родителей (праздники осени, спортивные мероприятия, выпускные вечера) | По особому плану | |||||
Деятельность «Социально- педагогического консультационного пункта» для родителей: • Детская агрессивность и ее причины. • Самостоятельность ребенка во время выполнения домашних заданий. Как ее развивать? • Как развить у ребенка интерес к чтению? • Разногласия в семье и их влияние на учебные успехи ребенка. • Ваш ребенок в коллективе детей. • Детский эгоизм. Как его преодолеть? • Друзья в жизни ребенка. • Причины и последствия детской застенчивости. • Роль семейных отношений в формировании культуры общения ребенка с другими детьми. • Социальная адаптация ребенка и ее результаты. • Причины детского одиночества. • Методы воспитания ребенка в семье и их влияние на результаты учебной деятельности ученика. • Алкоголизм родителей и детские страхи. | В течение года | |||||
Деловые игры «Эстафета семейного воспитания»; «Архитектура семьи»; «Заповеди семейного воспитания». | В течение года | |||||
Семейные вечера «Вечер дружной семьи: дети + родители»; «Вечер- портрет семьи»; выставки работ детей и родителей по декоративно- прикладному и художественному творчеству «Семейный вернисаж»; «Выставка семейных талантов». | В течение года | |||||
Семейные праздники «Папа, мама, я – дружная семья»; «День Здоровья»; «Новый год - семейный праздник». | В течение года | |||||
Волонтерство | ||||||
Дела, события, мероприятия | Дата проведения | Ориентировочное время проведения | Ответственные | |||
Акция «Чистый город» | В течение года | |||||
Конкурс «Самый «зеленый» класс» | сентябрь апрель | |||||
Проведения дней здоровья. | В течение года | |||||
Спартакиада школы | В течение года | |||||
Подготовка и проведение соревнований по волейболу, футболу, баскетболу и др. видам спорта | в течение года | |||||
Акция «День доброты» | В течение года | |||||
«Собери макулатуру – сохрани дерево» | В течение года | |||||
День пожилых людей | 01.10. | |||||
День инвалидов | 01.12 | |||||
Конкурс творческих работ «Учимся жить в многоликом мире» | 02.12 | |||||
Школьная зимняя олимпийская декада | январь | |||||
Спортивные мероприятия школы, города и республики | В течение года | |||||
Операция «Забота» | В течение года | |||||
Акция «История помнит» | Январь-февраль, май | |||||
Весенняя неделя добра | Март | |||||
Проведение акции «Георгиевская ленточка» | Апрель-май | |||||
Поздравление учителей-пенсионеров, ветеранов ВОВ с праздником. | По особому плану | |||||
Экологический субботник «Мой чистый школьный двор» Озеленение территории школы | август | |||||
Акция «Береги себя и своих близких» безопасность на дорогах | сентябрь | |||||
«Вахта памяти» | сентябрь | |||||
Акция «Протяни руку помощи» «Неделя первоклассника» | октябрь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Реализация программы воспитательной работы школы через организацию внеурочной деятельности классного руководителя" .
Роль классного руководителя в организации внеурочной деятельности...
Программа воспитательной работы с классным коллективом
Самой трудной и самой значимой деятельностью учителя считала раньше и считаю сейчас - воспитательную. Воспитание личности ребёнка происходит непрерывно: и на уроке, и на перемене, и вне урока, и...
Программа по воспитательной работе с классным коллективом "Тропинками мечты в мир добра и красоты"
Моя программа воспитательной работы с классным коллективом...
"Программа воспитательной работы с классным коллективом" для обучающихся начальной школы.
Программа воспитательной работа "Компетентный гражданин России" разработана для обучающихся начальной школы. Программа содержит приоритетные направления развития воспитания младших школьников....
Программа воспитательной работы с классным коллективом
Программа воспитательной работы с классным коллективом ( 1 класс) на 2021-2022 учебный год...