Ахмаева О.А. Программа воспитательной работы в классе. Игра-путешествие "Волгарики"
рабочая программа (1 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Opisanie_raboty.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 30
с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Энгельс, Саратовская область, ул. Колотилова - 82,
телефон: 8-(8453)-72-19-94
Программа воспитательной работы в классе.
Игра – путешествие «Волгарики».
Учителя начальных классов
высшей квалификационной категории
Ахмаевой Ольги Анатольевны
2010 год
«Люби свой край, служи Отчизне
И будет цель твоя проста.
В родных истоках корень жизни.
А остальное суета…»
Николай Фёдоров, поэт, ветеран,
почётный гражданин г. Энгельса.
Наша школа на протяжении нескольких лет работает в условиях непрерывности и преемственности образовательного и воспитательного процессов через особую адаптивную организацию деятельности по формированию основ мировосприятия, мировоззрения с раннего детства до завершения образования.
Основой воспитательной системы школы является эколого-краеведческая программа «Гнездо». Она ориентирована на выполнение социального заказа, который состоит в повышении требований к воспитанию, формированию у подрастающего поколения современного мышления, гражданской ответственности, духовности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации в современных условиях.
Программа «Гнездо» разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Концепции модернизации российского образования на основе государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы» и программы туристско-краеведческого движения учащихся РФ «Отечество». В программе заложены личностно - деятельностный подход и основы формирования ключевых компетенций: ценностно-смысловых, общекультурных, познавательных, информационных, социально-трудовых.
Цель программы - формирование личности, способной к успешной социализации и обладающей ценностно-смысловыми и общекультурными экологическими и краеведческими компетенциями.
Сложившаяся воспитательная система предполагает:
- создание единой системы образовательно-воспитательного пространства, отвечающего интересам ребенка, семьи и общества в целом;
- обеспечение индивидуального подхода в процессе развития каждого обучающегося;
- интегрирование основного общего и дополнительного образования.
Непрерывный образовательный процесс в школе осуществляется ступенчато. Следовательно, и задачи, стоящие перед педагогами, изменяются в зависимости от возрастных характеристик ребенка.
В начальной школе ведущим в воспитании является адаптация ребенка в социуме школы, развитие рефлексии собственного поведения, общение со сверстниками и взрослыми, воспитание гражданина.
Решением всех поставленных задач служит игра – путешествие «Волгарики». (Данная игра является частью воспитательной работы школы «Гнездо»).
Актуальность, социальная и педагогическая целесообразность.
После того как в школах не стало пионерских и октябрятских организаций, каждое общеобразовательное учреждение создает собственные воспитательные системы. Для педагогического коллектива нашей школы важно, чтобы школа стала для ребенка вторым домом, «гнездом». Мы живём на берегу великой русской реки – Волги. Поэтому мы – команда волжских человечков и жизнь свою организуем, путешествуя в игре «Волгарики». Эта игра:
- создает условия для развития личности ребенка, формирование его жизненной позиции, характера;
- позволяет учитывать индивидуально-психологические, физиологические, возрастные и социальные особенности детей;
- отвечает принципам гуманизации и оптимизации.
Игра – путешествие «Волгарики» призвана помочь детям узнать себя, накопить знания о том, что находится вокруг и почувствовать ответственность за происходящее, испытать радость и гордость от того, что они живут в Поволжье. Игра объединяет разные виды деятельности обучающихся с целью овладения определенными навыками: наблюдение, занятие спортом, поиск, исследование, физический труд и другие.
Цели игры:
Создание условий для творческого самовыражения личности.
Воспитание гражданина своей страны.
Задачи:
Организовать игру – путешествие для развития индивидуальных способностей детей.
Способствовать формированию здорового образа жизни.
Создать положительный эмоциональный климат в коллективе, способствующий развитию коммуникативных способностей детей.
Познакомить с историей города и Поволжья.
Основная идея игры – воспитание патриотизма, чувства гордости за свой родной край. Волжане – это люди открывшие гармонию в себе и ищущие гармонию в своих отношениях с другими людьми.
Волжане – это люди, обладающие знаниями и знающие как ими распоряжаться на пользу себе и другим людям, умеющие наблюдать, действовать и чувствовать ответственность за происходящее.
Волжане – это трудолюбивые люди, отдающие свой труд на благо процветания общества.
Волжане – это благородные люди, способные прийти на помощь другим.
Эта игра помогает каждому ребенку проявить и развивать все свои таланты, делает внеклассную работу более целенаправленной и интересной. Проявляя свои таланты и способности, ребята больше узнают о себе, о родной стране, знакомятся с историей, людьми, событиями, предприятиями. Они приобщаются к делам взрослых, к важным событиям, которыми живет страна, учатся отстаивать свою точку зрения и помогать другим, заботиться о своем здоровье и творчески решать поставленные задачи.
Социальные связи
Родители
Проводя игру, мы ориентируемся на личностный подход, на гуманистические цели воспитания на уровне субъект - субъектных отношений. Эта игра возможна только в союзе с родителями. Поэтому перед ее началом нужно обязательно провести родительские собрания и заручиться поддержкой родителей. Они непосредственные участники всех «путешествий». Традиционным должно стать проведение семейных праздников, когда родители с детьми создают творческие группы, и все семьи участвуют в мероприятии. Родительский комитет должен принимать активное участие в осуществлении всех задумок. Изменение позиции родителя от постороннего «наблюдателя» или «надзирателя» к позиции активного участника – это главная особенность игры.
Социум
Для осуществления внешкольного воспитания детей существует достаточно благоприятное культурно-образовательное пространство. Мы установили тесные связи с детской библиотекой № 11: работники библиотеки проводят для ребят викторины, беседы, библиотечные и классные часы. Тесно сотрудничаем с Краеведческими музеями г. Саратова и Энгельса, художественным музеем им. А. Н. Радищева, музеем Льва Кассиля, Планетарием. Дом культуры «Мелиоратор», клуб «Юность» открывают свои двери для ребят. Для проведения занятий по правилам дорожного движения приглашаем инспектора ГИБДД.
В традиции класса вошло посещение театров г. Саратова и Энгельса. В 2008-2009 учебном году взяли шефство над ребятами 2-й младшей группы МДОУ №69 г. Энгельса.
Cоздание игрового пространства
Игровые роли
Путешественники - обучающиеся класса, родители, шефы. Ребята выступают в роли «веселых человечков»:
Капитан – командир класса. Он дает команды, информирует о правилах игры.
Умнички– информируют о книгах, устраивают выставки книг, занимаются подготовкой викторин, участвуют в конкурсах, олимпиадах.
Городовички – рассказывают об истории и сегодняшнем дне родного города, организуют и проводят экскурсии, выставки, берут интервью, собирают материалы для газеты.
Трудовички – курируют трудовые дела, прилежную учебу, выпускают газету (устную, компьютерную, живую, рисованную)
Добрячки – организуют помощь себе и другим, добрые дела от души и по просьбе.
Здоровячки – учат бережно относиться к своему здоровью, проводят и контролируют занятия физкультурой и спортом, выполнение режима дня, правильное питание, организуют походы, туристические слеты.
Игровой транспорт.
Игровой транспорт меняется в зависимости от характера передвижения по маршруту и выбора детей. Знакомясь с природой родного края, ребята плывут по Волге и ее притокам на теплоходе; отправляются в прошлое Энгельса на «машине времени»; узнают новое о нашей солнечной системе, пролетая на звездолете. Транспорт, на котором путешественники отправляются по маршруту следования, должен быть целесообразным, удобным, скоростным.
Карта путешественников. Карта прослеживает движение по тропам путешествия.
Успешный Дневничок.
1-й вариант: общий классный дневничок ведёт учитель, родители. (1-2-й класс).
2-й вариант: общий классный дневничок. Дети записывают свои достижения и победы в этот дневничок. Свои автографы заносят и родители, которые с удовольствием играют вместе с нами.(3-й класс)
3-й вариант: такой дневничок есть у каждого путешественника. (4-й класс)
Уголок путешественника.
В уголке находится список экипажа, девиз, анонсы предстоящих мероприятий, спецзадания для путешественников, поздравления и благодарности и грамоты членов экипажа, итоги тематических дел, акций, смотров, выставки рисунков, газеты и т. д.
Игра-путешествие – это романтическое действие, совместное творчество ребят и взрослых, в результате которого происходит расширение кругозора, накопление знаний о том, что находится вокруг нас, возникает желание участия в делах семьи, школы, города. Ребята учатся наблюдать, смотреть и видеть, а так же думать и осознавать, что они видят. Большое внимание в программе уделяется формированию здорового образа жизни, укреплению здоровья детей, воспитанию гражданина своей страны.
Модель игры
Обучающиеся класса путешествуют по тропам по карте:
у Городовичков – историческая тропа (экскурсии, встречи с интересными людьми);
у Добрячков – экологическая тропа доброты и дружбы, патриотическая тропа. Добрая почта (октябрьская – День пожилых людей, январская – Новогодняя, февральская – Защитников Отечества, мартовская – милым женщинам, майская – ко Дню Победы);
у Здоровячков – тропа здоровья и спорта (зарядка, физминутки, спортивные часы, соревнования, школа здоровья);
у Трудовичков – трудовая (руководство дежурством по классу, организация выставок, субботников, трудовых операций, рейдов, акций и т. д.).
у Умничек - тропа познаний (конкурсы, олимпиады и т.д.)
Этапы игры
Подготовительный период
1. Сбор заявок и классное обсуждение;
2. Проведение родительских собраний с целью вовлечения родителей в игру;
3. Мультимедийная презентация. ( Для того, чтобы заинтересовать детей, сделать так, чтобы игра стала неотъемлемой частью их жизни, научила любить свою страну, расширила кругозор, чтобы возникло желание «непременного участия», мы подготовили презентацию (Сопроводительный текст к презентации в приложении 1).
Основной этап
Старт игры – путешествия. Путешествие по тропам.
Заключительный этап
Подведение итогов путешествия. Организация выставок (поделки, сочинения, фотомонтаж) и торжественное награждение.
Система поощрений
Вручение игровой валюты «волгариков»
«Дневничок успешности»
Автографы героев игры и взрослых
Благодарности от помощников в «Уголке путешественника»
Грамоты героям игры.
Диагностика результативности.
Для определения результативности данной программы используются следующие методы: педагогическое наблюдение, беседы, опросы, анкетирование.
Приложение 1.
Заставка. Слайд 1
«О, Волга, колыбель моя! Слайд 2
Любил ли кто тебя, как я…»
Сказал когда-то так поэт.
Прошло с тех пор немало лет,
Но кто хоть раз в наш край попал,
Душой добрей и чище стал!
Мальчишки и девчонки! А также их родители! Слайд 3
А в путешествие-игру отправиться хотите Вы?!
Тебя в игру мы приглашаем.
Узнаешь ты про край родной.
Оценишь ты и убедишься,
Что нет другой земли такой!
Чтоб путешествие начать
Пора бы роли нам раздать:
Если знаний много, много Слайд 4
Накопил ещё до школы,
И желание учиться
Не даёт остановиться,
Хочешь ты дипломы получать
И учиться только лишь на «пять»-
То роль для тебя ясна
Будешь Умничкой тогда!
Если любишь быть в движенье, Слайд 5
Хочешь знать о приключеньях,
Читаешь книги о зверях,
Народах, нравах, временах,
То с ролью Городовичка
Ты справишься наверняка!
Если ты всегда готов Слайд 6
Помочь в беде любому,
Найдёшь ты пару добрых слов
Котёнку и больному,
Не ждёшь наград и похвалы
То в Добрячки скорей иди!
Если знаешь всё, всё, всё Слайд 7
Про режим и про питанье,
И зарядка для тебя
Не игра, не наказанье,
И в спорте ты не новичок-
Конечно, ты - Здоровячок!
Если любишь ты трудиться, Слайд 8
Не лениться, веселиться,
Любишь, чтоб везде вокруг
Был и порядок, и уют.
То роль твоя – твоё призванье:
«Трудовичок» её названье!
Так собирайся ж поскорей! Слайд 9
Возьми в поход с собой друзей,
Родителей взять не забудь
И – «В добрый путь!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа воспитательной работы 3 класс
В программе-пояснительная записка, направления воспитательной работы, работа с родителями....
Программа воспитательной работы 4 класс
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. В современной школе роль классного руководителя остаётся неизменной. Он руководит, направляет, воспитывает. Маленький человек и...
Программа воспитательной работы с классом "Ступени познания"
Внеклассная работа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 3 класс
Гла Тема воспитательной работы: «Азбука коллективной жизни»- умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива....
Программа воспитательной работы 2 класс "Культурно-речевое воспитание"
Главная цель работы над программой – культурно – речевое воспитание учащихся. Культурно – речевое воспитание - дело большой социальной значимости. Данная программа, обращена, прежде всего, к ребенку,...
Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны
Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны...
программа воспитания и социализации ( программа воспитательной работы 3 класс)
Программа воспитания и социализациии составлена в соответствии снормативно- правовой базой.Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной...