Рабочая программа экономика:первые шаги
рабочая программа на тему
Рабочая программа экономика:первые шаги разработана для обучающихся начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экономика:первые шаги | 94.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 37
имени Новикова Гаврила Гавриловича»
«Согласовано» Руководитель ШМО учителей ___________/Л.В. Корольчук/ от «____ » _________2016 г. | «Утверждаю» Директор _______________/В.М.Марчук/ от «____»__________2016 г. |
Рабочая программа
Курса внеурочной деятельности
по социальному направлению «Экономика: первые шаги»
для начальных классов общеобразовательных школ
Составитель:
Селезнева Виктория Сергеевна
учитель начальных классов
2016
Содержание
1.Планируемые результаты освоения курса……..…………………………………………….…………... 3
2.Содержание курса……..………………………………….………. 9
3.Тематическое планирование…………………………………….. 19
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги» по социальному направлению разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение достижения планируемых результатов освоения ООП НОО.
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги».
В результате изучения курса внеурочной деятельности при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- установка на здоровый образ жизни;
Выпускник получит возможность для формирования:
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружении и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)
В результате изучения курса внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги» при получении начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных текстов. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака;
- понимать информацию, представленную в искомом виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать формальные элементы текста ( например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
- работать с несколькими источниками информации;
- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
-пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
- соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основе текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
- делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
- составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
- сопоставлять различные точки зрения;
- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Экономика: первые шаги
В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.
При изучении курса внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги» учеником достигаются следующие результаты:
- формирование целостного, социального ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Форма организации | Содержание курса | Вид деятельности |
Группа
| Введение | Беседа |
Я и моя семья Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи. | Коллективная творческая работа Беседа Рисование | |
Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи. Важность уюта, целесообразность порядка в доме. |
Беседа Игра | |
Игра: «Генеральная уборка» | Игра | |
Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам. | Беседа | |
Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость. | Беседа Рисование | |
Игра: «Я — хозяин большого дома» | Игра | |
Итоговое занятие на тему: «Я и моя семья» | Беседа | |
Моё и чужое Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека. | Подготовка исследовательских работ на тему: «Как становятся собственниками» | |
Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия). Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую. | Беседа
Рисование | |
Как нужно относиться к своей и чужой собственности. | Беседа | |
Игра: «Страна Обмения». | Игра | |
Итоговое занятие на тему: «Моё и чужое» | Защита исследовательских работ | |
Почему люди трудятся Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения. | Подготовка проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье». | |
Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить. | Обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей. | |
Ценность труда людей разных профессий. | Ролевые игры: «В школу», «В магазин», «В библиотеку» | |
Экскурсия в школьную столовую. | Экскурсия | |
Экскурсия в библиотеку. | Экскурсия | |
Важность домашнего труда для ведения хозяйства. | Беседа | |
Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства. | Беседа Рисование | |
Все работы хороши. Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер). Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом). | Беседа Подготовка проектов на темы: «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела». Уважать труд людей разных профессий | |
Как люди выбирают профессию. | Беседа | |
Как люди получают профессию. | Беседа | |
Встреча с человеком интересной профессии. | Беседа | |
Итоговое занятие на тему: «Все работы хороши». | Рисование на тему профессий | |
Защита проектов «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела» | Викторина |
Форма организации | Содержание курса | Вид деятельности |
Группа | Что нам нужно для жизни | Беседа |
Потребности — это всё то, что требуется для жизни. | Практическая работа | |
Рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров» | Рисование | |
Игра: «Собери портфель» | Игра Составить список необходимых в школьном портфеле предметов. Осуществить самоконтроль результата практической деятельности путем сравнения предметов в портфеле по составленному списку | |
Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев). | Беседа. Определять потребности домашних питомцев. Уметь высказывать своё мнение, слушать товарищей, приходить к общему решению. | |
Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов. | Беседа Беседа | |
Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии. Социальные потребности. | ||
Итоговое занятие на тему: «Что нам нужно для жизни». | Практическая работа. Составлять план «Что нам нужно для жизни?». Оценивать свою деятельность | |
Хочу, могу и надо. Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение. | Коллективная творческая работа. | |
Рисование на темы: «Мои желания», «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?». | Рисование | |
Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. | Беседа | |
Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. | Беседа | |
Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). | Коллективная творческая работа. | |
Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее). | Беседа Изготовление подарка из природного материала | |
Итоговое занятие на тему: «Хочу, могу и надо» | Создание проекта «Мои желания и возможности» | |
Как товары и услуги исполняют желания Многие желания и потребности человек может исполнить (удовлетворить) с помощью товаров. Товары — предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить. | Беседа Различать желания и потребности, понимать разницу между ними | |
Экскурсия в магазин | Экскурсия | |
Продовольственные (пища и питьё) и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары. | Беседа | |
Товары приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке. | Беседа | |
Игра «Магазин», «Супермаркет», «Ярмарка». | Игра | |
Продавец — профессия человека, который продаёт товары. | Беседа | |
Покупатель — человек, покупающий товары. | Беседа | |
Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услугами (получение образования, сохранение здоровья, быстрое перемещение и т. п.). | Творческая работа | |
Услуги — действия, которые оказывают человеку различные люди и организации (учреждения). | Беседа | |
Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др. | Викторина | |
Экскурсия на почту | Экскурсия | |
Экскурсия в парикмахерскую | Экскурсия | |
Экскурсия в амбулаторию | Экскурсия | |
Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. | Беседа | |
Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование. | Рисование | |
Итоговое занятие по теме: «Как товары и услуги исполняют желания» | Изготовление поделок из природного материала | |
Форма организации | Содержание курса | Вид деятельности |
Группа | Жила-была денежка | Беседа. |
Натуральное хозяйство то, в котором люди делают все необходимые вещи своими руками. | Определять причины ведения натурального хозяйства | |
Рисование страны Натурального хозяйства | Рисование | |
Как появились ремёсла — умения людей изготавливать различные вещи. | Коллективная творческая работа. Собирать информацию из разных источников о появлении ремёсел | |
Необходимость обмена. Бартер. Игра «Путешествие в страну Обмению». | Игра. Определять причины возникновения бартера. | |
Как появились деньги. | Беседа | |
Монеты — металлические деньги. Две стороны монет: аверс — лицевая сторона монеты, реверс — оборотная. | Коллективная творческая работа. | |
Купюры — бумажные деньги. | Рисование денег страны Экономики. | |
Деньги России - рубли и копейки. | Работа с информацией. Раскрыть причины появления рубля и копейки | |
Валюта — иностранные деньги. Что такое курс валюты. | Сбор информации о деньгах в разных странах | |
У всякого товара есть цена . Деньги — средство для оплаты товаров и услуг. | Объяснять, как оплачивают товары и услуги, используя личный опыт | |
Что показывает цена товара. Что такое сдача. | Беседа. Определять цену товара, размер сдачи при покупки | |
Экскурсия в магазин. | Экскурсия | |
Как расплачиваться на кассе. О чём может рассказать чек. Сюжетно-ролевая игра «Магазин». | Игра. Объяснять, как оплачивают товары и услуги, используя личный опыт. Анализировать чек. Понимать, что в чеке отражаются цена товаров, стоимость покупки и размер сдачи | |
Что нужно знать, чтобы товары покупать? Свойства товаров: цена и качество. | Беседа. Объяснить как качество влияет на цену товара | |
Зависимость цены от качества товара, от затрат на его производство, доставку. | Беседа. Устанавливать зависимость между ценой и определяющими её факторами | |
Покупатель имеет право на покупку качественного товара по закону. | Беседа. Выделять существенные характеристики товара. | |
Сочинение-исследование «От чего зависит цена молока?» | Творческая работа. | |
Чек как документ, подтверждающий покупку. Сюжетно-ролевая игра «Магазин». | Игра. Анализировать чек. Представлять значение чека, как документа. Взаимодействовать и договариваться в процессе игры «Магазин» | |
Реклама как источник информации о различных товарах и услугах. | Творческая работа. Изготовить упаковку для подарка | |
Разработка проектов «Реклама продукта», «О чём нам говорит реклама: правда и вымысел» | Коллективная творческая работа | |
Доход не бывает без хлопот | ||
Доход не бывает без хлопот. Доходы семьи — деньги, которые поступают в семью. | Творческая работа. Осуществлять простейшие экономические расчеты. Планировать результаты экономии и бережливости. Заработная плата, пенсия, стипендия, пособие | |
Расходы семьи — деньги, которые тратит семья на нужды (потребности) всех её членов. | Беседа. Планировать расход денежных средств на нужды (потребности) семьи | |
Бюджет семьи — соотнесение доходов, расходов и сбережений. Практическая работа «Составление семейного бюджета, составление личного бюджета» | Игра. Производить выбор товаров в условиях ограниченности семейного бюджета | |
Банк как место сбережения и накопления денег. Что такое кредит? Экскурсия в местное отделение сбербанка. | Экскурсия. Понимать что такое кредит и на каких условиях можно взять кредит в банке. Представлять значение банка, используя полученную информацию во время экскурсии | |
Игра «Банк». Рисование банковской карты | Рисование | |
«Дом невелик, да лежать не велит» | ||
«Дом невелик, да лежать не велит». Семейное хозяйство. | Беседа. Различать виды хозяйств: домашнее, приусадебное, фермерское и проч. | |
Собственность: частная, государственная | Беседа. Представлять формы собственности | |
Экономия и бережливость. Способы экономии | Беседа | |
Игра «Путешествие в страну минуток» | Игра | |
Итоговое занятие | Викторина | |
Форма организации | Содержание курса | Вид деятельности |
Группа | Богатство и бедность. | Беседа |
Как создаётся богатство. | Беседа | |
Источники богатства государства | Беседа | |
Экскурсия - исследование: «Природные богатства нашей местности» | Экскурсия | |
Источники богатства человека | Беседа | |
Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные. | Творческая работа. Выяснить роль открытий и изобретений, новых технологий в создании богатства государства. Различать материальные и нематериальные ценности | |
Богатство и культура. Богатство и милосердие. Меценаты. | Коллективная творческая работа. Работа с информацией: подобрать пословицы и поговорки о богатстве и бедности, о важности образования. Сравнивать возможные пути распоряжения богатством. Подготовка доклада «Русские меценаты» | |
Проект на тему «Как распорядиться богатством» | Создание проекта | |
Налоги. Значение налогов. | Беседа | |
Труд — основа жизни Ценность и значимость труда. | Беседа | |
Труд как потребность человека. | Рисование | |
Заработная плата. | Беседа. Объяснить для чего нужна заработная плата | |
Трудовые награды. Встреча с человеком интересной профессии, имеющем награды за труд. | Беседа | |
Важность учебного труда школьников. | Выяснить степень важности учебного труда школьников. Установить зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учебе | |
Результат труда. Проект «Трудовые награды в моей семье» | Подготовка сообщения «Трудовые награды в моей семье» | |
Причины различий в оплате труда | Беседа. Понимание причин различия в оплате труда(уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы) | |
Результатом труда людей является продукт труда. Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения. | Беседа | |
Экскурсия в художественный музей: Как создается произведение искусства | Экскурсия | |
Как товары производят. Ресурсы для производства товаров | Различать виды ресурсов | |
Природные ресурсы твоей местности. Прогулка в парк за природным материалом | Экскурсия в краеведческий музей. Понимать откуда берутся ресурсы | |
Изготовление изделий из природного материала | Творческая работа | |
Мастера, люди, которые создают товары. Производители — люди, которые создают (производят) товары | Беседа. Уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства необходимых товаров | |
Материальные ресурсы | Творческая работа. Составление таблицы используемых материальных ресурсов, необходимых для производства товаров(оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека) | |
Местная промышленность области, её основная продукция | Подготовка сообщения о промышленности области и её основной продукции | |
Трудовые ресурсы | Беседа. Определять критерии, позволяющие выделить из всего населения трудовые ресурсы | |
Важность труда людей разных профессий. | Подготовить сообщение на тему: «Кем я хочу стать» | |
Рисование на тему проекта «Как хлеб к нам на стол пришёл» | Рисование. Понимание процесса производства хлеба (от посева до готового продукта) | |
Экскурсия в теплицы, ботанический сад | Экскурсия | |
Оформление отчётов об экскурсии (альбомы, рисунки, сочинения и др. творческие работы) | Творческая работа | |
Итоговый урок за год. Игра «Угадай профессию» | Игра, викторина | |
3.Тематическое планирование
1 класс (66ч.)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 37
имени Новикова Гаврила Гавриловича»
«Согласовано» Руководитель ШМО учителей ___________/Л.В. Корольчук/ от «____ » _________2016 г. | «Утверждаю» Директор _______________/В.М.Марчук/ от «____»__________2016 г. |
Календарно-тематическое планирование
занятий внеурочной деятельности
по курсу
«Экономика: первые шаги»
для 2-х классов на 2016-2017 учебный год
Составитель:
Селезнева Виктория Сергеевна
учитель начальных классов
2016
Календарно-тематическое планирование курса
внеурочной деятельности
«экономика: первые шаги»
Для начальных классов общеобразовательных школ
1 класс (66ч.)
№ п/п | Название раздела, темы | Дата Проведения (Примечание) |
| Я и моя семья | |
1-6 | Введение Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи. | |
7-10 | Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи. Важность уюта, целесообразность порядка в доме. | |
11-12 | Игра: «Генеральная уборка» | |
13-14 | Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам. | |
15-18 | Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость. | |
19-20 | Игра: «Я — хозяин большого дома» | |
21-22 | Итоговое занятие на тему: «Я и моя семья» | |
| Моё и чужое | |
23-24 | Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека. | |
25-28 | Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия). Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую. | |
29-30 | Как нужно относиться к своей и чужой собственности. | |
31-32 | Игра: «Страна Обмения». | |
33-34 | Итоговое занятие на тему: «Моё и чужое»; | |
| Почему люди трудятся | |
35-36 | Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения. |
|
37-38 | Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить. |
|
39-40 | Ценность труда людей разных профессий. | |
41-42 | Экскурсия в школьную столовую. | |
43-44 | Экскурсия в библиотеку. | |
45-46 | Важность домашнего труда для ведения хозяйства. | |
47-50 | Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства. | |
| Все работы хороши | |
51-54 | Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер). Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом). | |
55-56 | Как люди выбирают профессию. | |
57-58 | Как люди получают профессию. | |
59-60 | Встреча с человеком интересной профессии. | |
61-62 | Итоговое занятие на тему: «Все работы хороши». | |
63-66 | Защита проектов «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела» | |
Итого 66 |
Календарно-тематическое планирование курса
внеурочной деятельности
«экономика: первые шаги»
Для начальных классов общеобразовательных школ
2 класс (68ч.)
№ п/п | Название раздела, темы | Дата Проведения |
| Что нам нужно для жизни | |
1-2 | Потребности — это всё то, что требуется для жизни. | |
3-4 | Рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров» | |
5-6 | Игра: «Собери портфель» | |
7-8 | Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев). | |
9-10 | Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов. | |
11-12 | Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии. Социальные потребности. | |
13-14 | Итоговое занятие на тему: «Что нам нужно для жизни». | |
| Хочу, могу и надо | |
15-16 | Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение. | |
17-18 | Рисование на темы: «Мои желания», «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?». | |
19-20 | Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. | |
21-22 | Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. | |
23-24 | Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). | |
25-26 | Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее). | |
27-28 | Итоговое занятие на тему: «Хочу, могу и надо» | |
|
Как товары и услуги исполняют желания | |
29-32 | Многие желания и потребности человек может исполнить (удовлетворить) с помощью товаров. Товары — предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить. | |
33-34 | Экскурсия в магазин | |
35-36 | Продовольственные (пища и питьё) и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары. | |
37-38 | Товары приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке. | |
39-40 | Игра «Магазин», «Супермаркет», «Ярмарка». | |
41-42 | Продавец — профессия человека, который продаёт товары. | |
43-44 | Покупатель — человек, покупающий товары. | |
45-48 | Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услугами (получение образования, сохранение здоровья, быстрое перемещение и т. п.). | |
49-52 | Услуги — действия, которые оказывают человеку различные люди и организации (учреждения). | |
53-54 | Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др. | |
55-56 | Экскурсия на почту | |
57-58 | Экскурсия в парикмахерскую | |
59-60 | Экскурсия в амбулаторию | |
61-64 | Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. | |
65-66 | Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование. | |
67-68 | Итоговое занятие по теме: «Как товары и услуги исполняют желания» | |
| Итого 68 |
Календарно-тематическое планирование курса
внеурочной деятельности
«экономика: первые шаги»
Для начальных классов общеобразовательных школ
3 класс (68ч.)
№ п/п | Название раздела, темы | Дата Проведения |
Жила-была денежка | ||
1-2 | Натуральное хозяйство то, в котором люди делают все необходимые вещи своими руками. | |
3-4 | Рисование страны Натурального хозяйства | |
5-6 | Как появились ремёсла — умения людей изготавливать различные вещи. | |
7-10 | Необходимость обмена. Бартер. Игра «Путешествие в страну Обмению». | |
11-12 | Как появились деньги. | |
13-14 | Монеты — металлические деньги. Две стороны монет: аверс — лицевая сторона монеты, реверс — оборотная. | |
15-16 | Купюры — бумажные деньги. | |
17-18 | Деньги России - рубли и копейки. | |
19-22 | Валюта — иностранные деньги. Что такое курс валюты. | |
| У всякого товара есть цена | |
23-24 | Деньги — средство для оплаты товаров и услуг. | |
25-26 | Что показывает цена товара. Что такое сдача. | |
27-28 | Экскурсия в магазин. | |
29-32 | Как расплачиваться на кассе. О чём может рассказать чек. Сюжетно-ролевая игра «Магазин». | |
| Что нужно знать, чтобы товары покупать? | |
33-34 | Свойства товаров: цена и качество. | |
35-36 | Зависимость цены от качества товара, от затрат на его производство, доставку. | |
37-38 | Покупатель имеет право на покупку качественного товара по закону. | |
39-40 | Сочинение-исследование «От чего зависит цена молока?» | |
41-44 | Чек как документ, подтверждающий покупку. Сюжетно-ролевая игра «Магазин». | |
45-46 | Реклама как источник информации о различных товарах и услугах. | |
47-48 | Разработка проектов «Реклама продукта», «О чём нам говорит реклама: правда и вымысел» | |
| Доход не бывает без хлопот | |
49-50 | Доходы семьи — деньги, которые поступают в семью. | |
51-52 | Расходы семьи — деньги, которые тратит семья на нужды (потребности) всех её членов. | |
53-54 | Бюджет семьи — соотнесение доходов, расходов и сбережений. Практическая работа «Составление семейного бюджета, составление личного бюджета» | |
55-56 | Банк как место сбережения и накопления денег. Что такое кредит? Экскурсия в местное отделение сбербанка. | |
57-58 | Игра «Банк». Рисование банковской карты | |
| «Дом невелик, да лежать не велит» | |
59-60 | Семейное хозяйство. | |
61-62 | Собственность: частная, государственная | |
63-64 | Экономия и бережливость. Способы экономии | |
65-66 | Игра «Путешествие в страну минуток» | |
67-68 | Итоговое занятие | |
| Итого 68 |
Календарно-тематическое планирование курса
внеурочной деятельности
«экономика: первые шаги»
Для начальных классов общеобразовательных школ
4 класс (68ч.)
№ п/п | Название раздела, темы | Дата Проведения |
| Богатство и бедность | |
1-2 | Как создаётся богатство. | |
3-4 | Источники богатства государства | |
5-6 | Экскурсия - исследование: «Природные богатства нашей местности» | |
7-8 | Источники богатства человека | |
9-12 | Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные | |
13-16 | Богатство и культура. Богатство и милосердие. Меценаты | |
17-18 | Проект на тему «Как распорядиться богатством» | |
19-20 | Налоги. Значение налогов. | |
| Труд — основа жизни | |
21-22 | Ценность и значимость труда. | |
23-24 | Труд как потребность человека. | |
25-26 | Заработная плата. | |
27-30 | Трудовые награды. Встреча с человеком интересной профессии, имеющем награды за труд | |
31-32 | Важность учебного труда школьников. | |
33-34 | Результат труда. Проект «Трудовые награды в моей семье» | |
35-36 | Причины различий в оплате труда | |
37-40 | Результатом труда людей является продукт труда. Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения. | |
41-42 | Экскурсия в художественный музей: Как создается произведение искусства | |
| Как товары производят | |
43-44 | Ресурсы для производства товаров | |
45-46 | Природные ресурсы твоей местности. Прогулка в парк за природным материалом | |
47-48 | Изготовление изделий из природного материала | |
49-52 | Мастера, люди, которые создают товары. Производители — люди, которые создают (производят) товары | |
53-54 | Материальные ресурсы | |
55-56 | Местная промышленность области, её основная продукция | |
57-58 | Трудовые ресурсы | |
59-60 | Важность труда людей разных профессий. | |
61-62 | Рисование на тему проекта «Как хлеб к нам на стол пришёл» | |
63-64 | Экскурсия в теплицы, ботанический сад | |
65-66 | Оформление отчётов об экскурсии (альбомы, рисунки, сочинения и др. творческие работы) | |
67-68 | Итоговый урок за год. Игра «Угадай профессию» | |
Итого 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению факультатив «Экономика: первые шаги»
Факультатив экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического ...
Рабочая программа "Экономика:первые шаги" на основе авторской программы Смирновой 1 класс 32 ч.
духовно-нравственное или социальное направление...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Экономика: первые шаги»
Рабочая программа внеурочной деятельностипо социальному направлению «Экономика: первые шаги»...
рабочая программа"Вместе весело шагать"
рабочая программа...
Рабочая программа факультатива "Первые шаги в науку"
Программа позволяет реализовать следующие подходы: компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный....
Рабочая программа "Экономика - первые шаги"
Данная программа содержит материал по финансовой грамотности...
Рабочая программа "Экономика - первые шаги" 4 класс
Из опыта работы...