Рабочая программа экономика:первые шаги
рабочая программа на тему

Рабочая программа экономика:первые шаги разработана для обучающихся начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экономика:первые шаги94.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 « Средняя общеобразовательная школа № 37

 имени Новикова Гаврила Гавриловича»

                                                                   

«Согласовано»

Руководитель

ШМО учителей

___________/Л.В. Корольчук/

от «____ » _________2016 г.

«Утверждаю»

Директор

_______________/В.М.Марчук/

от «____»__________2016 г.

Рабочая программа

Курса внеурочной деятельности

по социальному направлению «Экономика: первые шаги»

для начальных классов общеобразовательных школ

   

                                                   Составитель:

                                                                      Селезнева Виктория Сергеевна

                                                                 учитель начальных классов

2016


Содержание

           

1.Планируемые результаты освоения курса……..…………………………………………….…………...    3                

2.Содержание курса……..………………………………….………. 9

3.Тематическое планирование…………………………………….. 19

     Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги» по социальному направлению разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение достижения планируемых результатов освоения ООП НОО.

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги».

В результате изучения курса внеурочной деятельности при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

- способность к оценке своей учебной деятельности;

- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- установка на здоровый образ жизни;

Выпускник получит возможность для формирования:

- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во во внутреннем плане;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- различать способ и результат действия;

Выпускник получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружении и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

- устанавливать аналогии;

Выпускник получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

- задавать вопросы;

- контролировать действия партнера;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

В результате изучения курса внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги» при получении начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных текстов. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации.

У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

    Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

- определять тему и главную мысль текста;

- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака;

- понимать информацию, представленную в искомом виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

- использовать формальные элементы текста ( например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

- работать с несколькими источниками информации;

- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

-пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

- соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

- составлять на основе текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

- делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;

- составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:  

- сопоставлять различные точки зрения;

- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Экономика: первые шаги

 

     В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.

При изучении курса внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги» учеником достигаются следующие результаты:  

- формирование целостного, социального ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Форма организации

Содержание курса

Вид деятельности

Группа

 

 

 

Введение

Беседа

Я и моя семья

Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство.

Состав семьи.

Коллективная творческая работа

Беседа

Рисование

Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи.

 Важность уюта, целесообразность порядка в доме.

 

Беседа

Игра

Игра:  «Генеральная уборка»

Игра

Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам.

Беседа

Экономика как правила ведения домашнего хозяйства.

Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость.

 Беседа

Рисование

Игра:  «Я — хозяин большого дома»

Игра

Итоговое занятие на тему: «Я и моя семья»

Беседа

Моё и чужое 

Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека.

Подготовка исследовательских работ на тему:  «Как становятся собственниками»

Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия).

Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую.

 Беседа

 

Рисование

Как нужно относиться к своей и чужой собственности.

Беседа

Игра:  «Страна Обмения».

Игра

Итоговое занятие на тему: «Моё и чужое»

Защита исследовательских работ

Почему люди трудятся

Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения.

Подготовка  проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».

Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить.

 Обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей.

Ценность труда людей разных профессий.

Ролевые игры: «В школу», «В магазин», «В библиотеку»

Экскурсия в школьную столовую.

Экскурсия

Экскурсия в библиотеку.

Экскурсия

Важность домашнего труда для ведения хозяйства.

Беседа

Учение — это тоже труд.

 Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.

Беседа

Рисование

Все работы хороши.

 Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер).

Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом).

Беседа

Подготовка проектов на темы: «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела». Уважать труд людей разных профессий

Как люди выбирают профессию.

Беседа 

Как люди получают профессию.

Беседа

Встреча с человеком интересной профессии.

Беседа

Итоговое занятие на тему: «Все работы хороши».

Рисование на тему профессий

Защита проектов «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела»

Викторина

Форма организации

Содержание курса

Вид деятельности

Группа 

Что нам нужно для жизни

Беседа

Потребности — это всё то, что требуется для жизни.

Практическая работа

Рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров»

Рисование

Игра: «Собери портфель»

 Игра

Составить список необходимых в школьном портфеле предметов. Осуществить самоконтроль результата практической деятельности путем сравнения предметов в портфеле по составленному списку

Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев).

Беседа. Определять потребности домашних питомцев. Уметь высказывать своё мнение, слушать товарищей, приходить к общему решению.

Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов.

Беседа

Беседа

Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии. Социальные потребности.

Итоговое занятие на тему: «Что нам нужно для жизни».

Практическая работа. Составлять план «Что нам нужно для жизни?». Оценивать свою деятельность

Хочу, могу и надо. Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение.

Коллективная творческая работа.

Рисование на темы:  «Мои желания», «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?».

Рисование

Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания.

Беседа

Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь.

Беседа

Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения).

Коллективная творческая работа.

Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее).

Беседа

Изготовление подарка из природного материала

Итоговое занятие на тему: «Хочу, могу и надо»

Создание проекта «Мои желания и возможности»

Как товары и услуги исполняют желания  Многие желания и потребности человек может исполнить (удовлетворить) с помощью товаров. Товары — предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить.

Беседа

Различать желания и потребности, понимать разницу между ними

Экскурсия в магазин

Экскурсия

Продовольственные (пища и питьё) и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары.

Беседа

Товары приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке.

Беседа

Игра «Магазин», «Супермаркет», «Ярмарка».

Игра

Продавец — профессия человека, который продаёт товары.

Беседа

Покупатель — человек, покупающий товары.

Беседа

Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услугами (получение образования, сохранение здоровья, быстрое перемещение и т. п.).

Творческая работа

Услуги — действия, которые оказывают человеку различные

люди и организации (учреждения).

Беседа

Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др.

Викторина

Экскурсия на почту

Экскурсия

Экскурсия в парикмахерскую

Экскурсия

Экскурсия в амбулаторию

Экскурсия

Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании.

 Важность школы и образовательных услуг в жизни человека.

Беседа

 Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование.

 Рисование

Итоговое занятие по теме: «Как товары и услуги исполняют желания»

Изготовление поделок из природного материала

Форма организации

Содержание курса

Вид деятельности

Группа

Жила-была денежка

Беседа.

Натуральное хозяйство то, в котором люди делают все необходимые вещи своими руками.

Определять причины ведения натурального хозяйства

Рисование страны Натурального хозяйства

Рисование

Как появились ремёсла — умения людей изготавливать различные вещи.

Коллективная творческая работа.

Собирать информацию из разных источников о появлении ремёсел

Необходимость обмена. Бартер. Игра «Путешествие в страну Обмению».

Игра.

Определять причины возникновения бартера.

Как появились деньги.

Беседа

Монеты — металлические деньги. Две стороны монет: аверс — лицевая сторона монеты, реверс — оборотная.

Коллективная творческая работа.

Купюры — бумажные деньги.

Рисование денег страны Экономики.

Деньги России  - рубли и копейки.

Работа с информацией. Раскрыть причины появления рубля и копейки

Валюта — иностранные деньги. Что такое курс валюты.

Сбор информации о деньгах в разных странах

У всякого товара есть цена . Деньги — средство для оплаты товаров и услуг.

Объяснять, как оплачивают товары и услуги, используя личный опыт

Что показывает цена товара. Что такое сдача.

Беседа. Определять цену товара, размер сдачи при покупки

Экскурсия в магазин.

Экскурсия

Как расплачиваться на кассе. О чём может рассказать чек. Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

Игра. Объяснять, как оплачивают товары и услуги, используя личный опыт. Анализировать чек. Понимать, что в чеке отражаются цена товаров, стоимость покупки и размер сдачи

Что нужно знать, чтобы товары покупать? Свойства товаров: цена и качество.

Беседа. Объяснить как качество влияет на цену товара

Зависимость цены от качества товара, от затрат на его производство, доставку.

Беседа. Устанавливать зависимость между ценой и определяющими её факторами

Покупатель имеет право на покупку качественного товара по закону.

Беседа. Выделять существенные характеристики товара.

Сочинение-исследование «От чего зависит цена молока?»

Творческая работа.

Чек как документ, подтверждающий покупку. Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

Игра. Анализировать чек. Представлять значение чека, как документа. Взаимодействовать и договариваться в процессе игры «Магазин»

Реклама как источник информации о различных товарах и услугах.

Творческая работа. Изготовить упаковку для подарка

Разработка проектов «Реклама продукта»,  «О чём нам говорит реклама: правда и вымысел»

Коллективная творческая работа

Доход не бывает без хлопот

Доход не бывает без хлопот. Доходы семьи — деньги, которые поступают в семью.

Творческая работа. Осуществлять простейшие экономические расчеты. Планировать результаты экономии и бережливости. Заработная плата, пенсия, стипендия, пособие

Расходы семьи — деньги, которые тратит семья на нужды (потребности) всех её членов.

Беседа. Планировать расход денежных средств на нужды (потребности) семьи

Бюджет семьи — соотнесение доходов, расходов и сбережений. Практическая работа «Составление семейного бюджета, составление личного бюджета»

Игра. Производить выбор товаров в условиях ограниченности семейного бюджета

Банк как место сбережения и накопления денег. Что такое кредит? Экскурсия в местное отделение сбербанка.

 Экскурсия. Понимать что такое кредит и на каких условиях можно взять кредит в банке. Представлять значение банка, используя полученную информацию во время экскурсии

Игра «Банк». Рисование банковской карты

Рисование

 «Дом невелик, да лежать не велит»

«Дом невелик, да лежать не велит». Семейное хозяйство.

Беседа. Различать виды хозяйств: домашнее, приусадебное, фермерское и проч.

Собственность: частная, государственная

Беседа. Представлять формы собственности

Экономия и бережливость. Способы экономии

Беседа

Игра «Путешествие в страну минуток»

Игра

Итоговое занятие 

Викторина

 

 

Форма организации

Содержание курса

Вид деятельности

Группа 

Богатство и бедность.

Беседа

Как создаётся богатство.

Беседа

Источники богатства государства

Беседа

Экскурсия - исследование: «Природные богатства нашей местности»

Экскурсия

Источники богатства человека

Беседа

Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные.

Творческая работа. Выяснить роль открытий и изобретений, новых технологий в создании богатства государства. Различать материальные и нематериальные ценности

Богатство и культура. Богатство и милосердие. Меценаты.

Коллективная творческая работа. Работа с информацией: подобрать пословицы и поговорки о богатстве и бедности, о важности образования. Сравнивать возможные пути распоряжения богатством. Подготовка доклада «Русские меценаты»

Проект на тему «Как распорядиться богатством»

Создание проекта

Налоги. Значение налогов.

Беседа

Труд — основа жизни Ценность и значимость труда.

Беседа

Труд как потребность человека.

Рисование

Заработная плата.

Беседа. Объяснить для чего нужна заработная плата

Трудовые награды. Встреча с человеком интересной профессии, имеющем награды за труд.

Беседа

Важность учебного труда школьников.

Выяснить степень важности учебного труда школьников. Установить зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учебе

Результат труда. Проект «Трудовые награды в моей семье»

Подготовка сообщения «Трудовые награды в моей семье»

Причины различий в оплате труда

Беседа. Понимание причин различия в оплате труда(уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы)

Результатом труда людей является продукт труда. Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.

Беседа

Экскурсия в художественный музей: Как создается произведение искусства

Экскурсия

Как товары производят. Ресурсы для производства товаров

Различать виды ресурсов

Природные ресурсы твоей местности. Прогулка в парк за природным материалом

Экскурсия в краеведческий музей. Понимать откуда берутся ресурсы

Изготовление изделий из природного материала

Творческая работа

Мастера, люди, которые создают товары. Производители — люди, которые создают (производят) товары

Беседа. Уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства необходимых товаров

Материальные ресурсы

Творческая работа. Составление таблицы используемых материальных ресурсов, необходимых для производства товаров(оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека)

Местная промышленность области, её основная продукция

Подготовка сообщения о промышленности области и её основной продукции

Трудовые ресурсы

Беседа. Определять критерии, позволяющие выделить из всего населения трудовые ресурсы

Важность труда людей разных профессий.

Подготовить сообщение на тему: «Кем я хочу стать»

Рисование на тему проекта «Как хлеб к нам на стол пришёл»

Рисование. Понимание процесса производства хлеба (от посева до готового продукта)

Экскурсия в теплицы, ботанический сад

Экскурсия

Оформление отчётов об экскурсии (альбомы, рисунки, сочинения и др. творческие работы)

Творческая работа

Итоговый урок за год. Игра «Угадай профессию»

Игра, викторина

3.Тематическое планирование

1 класс (66ч.)

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Раздел 1. Я и моя семья

1

2

Введение

Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи.

2

4

3

Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи. Важность уюта, целесообразность порядка в доме.

4

4

Игра:  «Генеральная уборка»

2

5

Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам.

2

6

Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость.

4

7

Игра:  «Я — хозяин большого дома»

2

8

Итоговое занятие на тему: «Я и моя семья»

2

Раздел 2. Моё и чужое

9

Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека.

2

10

Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия).

Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую.

4

11

Как нужно относиться к своей и чужой собственности.

2

12

Игра:  «Страна Обмения».

2

13

Итоговое занятие на тему: «Моё и чужое»;

2

Раздел 3. Почему люди трудятся

14

Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения.

2

15

Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить.

2

16

Ценность труда людей разных профессий.

2

17

Экскурсия в школьную столовую.

2

18

Экскурсия в библиотеку.

2

19

Важность домашнего труда для ведения хозяйства.

2

20

Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.

4

Раздел 4. Все работы хороши

21

Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер).

Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом).

4

22

Как люди выбирают профессию.

2

23

Как люди получают профессию.

2

24

Встреча с человеком интересной профессии.

2

25

Итоговое занятие на тему: «Все работы хороши».

2

26

Защита проектов «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела»

4

Итого 66

 

2 класс (68)

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

 

Раздел 1. Что нам нужно для жизни

1

Потребности — это всё то, что требуется для жизни.

2

2

Рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров»

2

3

Игра: «Собери портфель»

2

4

Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев).

2

5

Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов.

2

6

Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии. Социальные потребности.

2

7

Итоговое занятие на тему: «Что нам нужно для жизни».

2

 

Раздел 2. Хочу, могу и надо

8

Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение.

2

9

Рисование на темы:  «Мои желания», «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?».

2

10

Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания.

2

11

Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь.

2

12

Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения).

2

13

Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее).

2

14

Итоговое занятие на тему: «Хочу, могу и надо»

2

Раздел 3. Как товары и услуги исполняют желания

15

Многие желания и потребности человек может исполнить (удовлетворить) с помощью товаров. Товары — предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить.

4

16

Экскурсия в магазин

2

17

Продовольственные (пища и питьё) и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары.

2

18

Товары приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке.

2

19

Игра «Магазин», «Супермаркет», «Ярмарка».

2

20

Продавец — профессия человека, который продаёт товары.

2

21

Покупатель — человек, покупающий товары.

2

22

Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услугами (получение образования, сохранение здоровья, быстрое перемещение и т. п.).

4

23

Услуги — действия, которые оказывают человеку различные

люди и организации (учреждения).

4

24

Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др.

2

25

Экскурсия на почту

2

26

Экскурсия в парикмахерскую

2

27

Экскурсия в амбулаторию

2

28

Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. Важность школы и образовательных услуг в жизни человека.

4

29

 Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование.

2

30

Итоговое занятие по теме: «Как товары и услуги исполняют желания»

2

 

Итого 68

3 класс(68)

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Раздел 1. Жила-была денежка

1

Натуральное хозяйство то, в котором люди делают все необходимые вещи своими руками.

2

2

Рисование страны Натурального хозяйства

2

3

Как появились ремёсла — умения людей изготавливать различные вещи.

2

4

Необходимость обмена. Бартер. Игра «Путешествие в страну Обмению».

4

5

Как появились деньги.

2

6

Монеты — металлические деньги. Две стороны монет: аверс — лицевая сторона монеты, реверс — оборотная.

2

7

Купюры — бумажные деньги.

2

8

Деньги России  - рубли и копейки.

2

9

Валюта — иностранные деньги. Что такое курс валюты.

4

Раздел 2. У всякого товара есть цена

10

Деньги — средство для оплаты товаров и услуг.

2

11

Что показывает цена товара. Что такое сдача.

2

12

Экскурсия в магазин.

2

13

Как расплачиваться на кассе. О чём может рассказать чек. Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

4

Раздел 3. Что нужно знать, чтобы товары покупать?

14

Свойства товаров: цена и качество.

2

15

Зависимость цены от качества товара, от затрат на его производство, доставку.

2

16

Покупатель имеет право на покупку качественного товара по закону.

2

17

Сочинение-исследование «От чего зависит цена молока?»

2

18

Чек как документ, подтверждающий покупку. Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

4

19

Реклама как источник информации о различных товарах и услугах.

2

20

Разработка проектов «Реклама продукта»,  «О чём нам говорит реклама: правда и вымысел»

2

Раздел 4. Доход не бывает без хлопот

21

Доходы семьи — деньги, которые поступают в семью.

2

22

Расходы семьи — деньги, которые тратит семья на нужды (потребности) всех её членов.

2

23

Бюджет семьи — соотнесение доходов, расходов и сбережений. Практическая работа «Составление семейного бюджета, составление личного бюджета»

2

24

Банк как место сбережения и накопления денег. Что такое кредит? Экскурсия в местное отделение сбербанка.

2

25

Игра «Банк». Рисование банковской карты

2

 

Раздел 5.  «Дом невелик, да лежать не велит»

26

Семейное хозяйство.

2

27

Собственность: частная, государственная

2

28

Экономия и бережливость. Способы экономии

2

29

Игра «Путешествие в страну минуток»

2

30

Итоговое занятие

2

 

Итого 68

 

 

 

4 класс (68 ч.)

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

 

Раздел 1. Богатство и бедность

1

Как создаётся богатство.

2

2

Источники богатства государства

2

3

Экскурсия - исследование: «Природные богатства нашей местности»

2

4

Источники богатства человека

2

5

Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные

4

6

Богатство и культура. Богатство и милосердие. Меценаты

4

7

Проект на тему «Как распорядиться богатством»

2

8

Налоги. Значение налогов.

2

Раздел 2. Труд — основа жизни

9

Ценность и значимость труда.

2

10

Труд как потребность человека.

2

11

Заработная плата.

2

12

Трудовые награды. Встреча с человеком интересной профессии, имеющем награды за труд

4

13

Важность учебного труда школьников.

2

14

Результат труда. Проект «Трудовые награды в моей семье»

2

15

Причины различий в оплате труда

2

16

Результатом труда людей является продукт труда. Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.

4

17

Экскурсия в художественный музей: Как создается произведение искусства

2

Раздел 3. Как товары производят

18

Ресурсы для производства товаров

2

19

Природные ресурсы твоей местности. Прогулка в парк за природным материалом

2

20

Изготовление изделий из природного материала

2

21

Мастера, люди, которые создают товары. Производители — люди, которые создают (производят) товары

4

22

Материальные ресурсы

2

23

Местная промышленность области, её основная продукция

2

24

Трудовые ресурсы

2

25

Важность труда людей разных профессий.

2

26

Рисование на тему проекта «Как хлеб к нам на стол пришёл»

2

27

Экскурсия в теплицы, ботанический сад

2

28

Оформление отчётов об экскурсии (альбомы, рисунки, сочинения и др. творческие работы)

2

29

Итоговый урок за год. Игра «Угадай профессию»

2

Итого 68

 


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 « Средняя общеобразовательная школа № 37

 имени Новикова Гаврила Гавриловича»  

                                                                   

«Согласовано»

Руководитель

ШМО учителей

___________/Л.В. Корольчук/

от «____ » _________2016 г.

«Утверждаю»

Директор

_______________/В.М.Марчук/

от «____»__________2016 г.

Календарно-тематическое планирование

занятий внеурочной деятельности

по курсу

«Экономика: первые шаги»

для 2-х классов на 2016-2017 учебный год

 

                                                           

   

                                                 

                                                  Составитель:

                                                                     Селезнева Виктория Сергеевна

                                   учитель начальных классов                                              

2016

Календарно-тематическое планирование курса

внеурочной деятельности

«экономика: первые шаги»

Для начальных классов общеобразовательных школ

1 класс (66ч.)

№ п/п

Название раздела, темы

 Дата

 Проведения (Примечание)

 

                      Я и моя семья

1-6

Введение

Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи.

7-10

Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи. Важность уюта, целесообразность порядка в доме.

11-12

Игра:  «Генеральная уборка»

13-14

Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам.

15-18

Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость.

19-20

Игра:  «Я — хозяин большого дома»

21-22

Итоговое занятие на тему: «Я и моя семья»

 

                      Моё и чужое

23-24

Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека.

25-28

Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия).

Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую.

29-30

Как нужно относиться к своей и чужой собственности.

31-32

Игра:  «Страна Обмения».

33-34

Итоговое занятие на тему: «Моё и чужое»;

 

Почему люди трудятся

35-36

Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения.

 

37-38

Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить.

 

39-40

Ценность труда людей разных профессий.

41-42

Экскурсия в школьную столовую.

43-44

Экскурсия в библиотеку.

45-46

Важность домашнего труда для ведения хозяйства.

47-50

Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.

 

Все работы хороши

51-54

Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер).

Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом).

55-56

Как люди выбирают профессию.

57-58

Как люди получают профессию.

59-60

Встреча с человеком интересной профессии.

61-62

Итоговое занятие на тему: «Все работы хороши».

63-66

Защита проектов «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела»

Итого 66

Календарно-тематическое планирование курса

внеурочной деятельности

«экономика: первые шаги»

Для начальных классов общеобразовательных школ

2 класс (68ч.) 

№ п/п

Название раздела, темы

Дата Проведения

 

Что нам нужно для жизни

1-2

Потребности — это всё то, что требуется для жизни.

3-4

Рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров»

5-6

Игра: «Собери портфель»

7-8

Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев).

9-10

Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов.

11-12

Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии. Социальные потребности.

13-14

Итоговое занятие на тему: «Что нам нужно для жизни».

 

Хочу, могу и надо

15-16

Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение.

17-18

Рисование на темы:  «Мои желания», «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?».

19-20

Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания.

21-22

Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь.

23-24

Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения).

25-26

Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее).

27-28

Итоговое занятие на тему: «Хочу, могу и надо»

 

           

Как товары и услуги исполняют желания

29-32

Многие желания и потребности человек может исполнить (удовлетворить) с помощью товаров. Товары — предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить.

33-34

Экскурсия в магазин

35-36

Продовольственные (пища и питьё) и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары.

37-38

Товары приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке.

39-40

Игра «Магазин», «Супермаркет», «Ярмарка».

41-42

Продавец — профессия человека, который продаёт товары.

43-44

Покупатель — человек, покупающий товары.

45-48

Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услугами (получение образования, сохранение здоровья, быстрое перемещение и т. п.).

49-52

Услуги — действия, которые оказывают человеку различные

люди и организации (учреждения).

53-54

Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др.

55-56

Экскурсия на почту

57-58

Экскурсия в парикмахерскую

59-60

Экскурсия в амбулаторию

61-64

Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. Важность школы и образовательных услуг в жизни человека.

65-66

 Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование.

67-68

Итоговое занятие по теме: «Как товары и услуги исполняют желания»

 

Итого 68

Календарно-тематическое планирование курса

внеурочной деятельности

«экономика: первые шаги»

Для начальных классов общеобразовательных школ

3 класс (68ч.)

№ п/п

Название раздела, темы

Дата Проведения

Жила-была денежка

1-2

Натуральное хозяйство то, в котором люди делают все необходимые вещи своими руками.

3-4

Рисование страны Натурального хозяйства

5-6

Как появились ремёсла — умения людей изготавливать различные вещи.

7-10

Необходимость обмена. Бартер. Игра «Путешествие в страну Обмению».

11-12

Как появились деньги.

13-14

Монеты — металлические деньги. Две стороны монет: аверс — лицевая сторона монеты, реверс — оборотная.

15-16

Купюры — бумажные деньги.

17-18

Деньги России  - рубли и копейки.

19-22

Валюта — иностранные деньги. Что такое курс валюты.

 

У всякого товара есть цена

23-24

Деньги — средство для оплаты товаров и услуг.

25-26

Что показывает цена товара. Что такое сдача.

27-28

Экскурсия в магазин.

29-32

Как расплачиваться на кассе. О чём может рассказать чек. Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

 

Что нужно знать, чтобы товары покупать?

33-34

Свойства товаров: цена и качество.

35-36

Зависимость цены от качества товара, от затрат на его производство, доставку.

37-38

Покупатель имеет право на покупку качественного товара по закону.

39-40

Сочинение-исследование «От чего зависит цена молока?»

41-44

Чек как документ, подтверждающий покупку. Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

45-46

Реклама как источник информации о различных товарах и услугах.

47-48

Разработка проектов «Реклама продукта»,  «О чём нам говорит реклама: правда и вымысел»

 

Доход не бывает без хлопот

49-50

Доходы семьи — деньги, которые поступают в семью.

51-52

Расходы семьи — деньги, которые тратит семья на нужды (потребности) всех её членов.

53-54

Бюджет семьи — соотнесение доходов, расходов и сбережений. Практическая работа «Составление семейного бюджета, составление личного бюджета»

55-56

Банк как место сбережения и накопления денег. Что такое кредит? Экскурсия в местное отделение сбербанка.

57-58

Игра «Банк». Рисование банковской карты

 

 «Дом невелик, да лежать не велит»

59-60

Семейное хозяйство.

61-62

Собственность: частная, государственная

63-64

Экономия и бережливость. Способы экономии

65-66

Игра «Путешествие в страну минуток»

67-68

Итоговое занятие

 

Итого 68

 

 

Календарно-тематическое планирование курса

внеурочной деятельности

«экономика: первые шаги»

Для начальных классов общеобразовательных школ

4 класс (68ч.) 

№ п/п

Название раздела, темы

Дата Проведения

 

Богатство и бедность

1-2

Как создаётся богатство.

3-4

Источники богатства государства

5-6

Экскурсия - исследование: «Природные богатства нашей местности»

7-8

Источники богатства человека

9-12

Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные

13-16

Богатство и культура. Богатство и милосердие. Меценаты

17-18

Проект на тему «Как распорядиться богатством»

19-20

Налоги. Значение налогов.

 

Труд — основа жизни

21-22

Ценность и значимость труда.

23-24

Труд как потребность человека.

25-26

Заработная плата.

27-30

Трудовые награды. Встреча с человеком интересной профессии, имеющем награды за труд

31-32

Важность учебного труда школьников.

33-34

Результат труда. Проект «Трудовые награды в моей семье»

35-36

Причины различий в оплате труда

37-40

Результатом труда людей является продукт труда. Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.

41-42

Экскурсия в художественный музей: Как создается произведение искусства

 

Как товары производят

43-44

Ресурсы для производства товаров

45-46

Природные ресурсы твоей местности. Прогулка в парк за природным материалом

47-48

Изготовление изделий из природного материала

49-52

Мастера, люди, которые создают товары. Производители — люди, которые создают (производят) товары

53-54

Материальные ресурсы

55-56

Местная промышленность области, её основная продукция

57-58

Трудовые ресурсы

59-60

Важность труда людей разных профессий.

61-62

Рисование на тему проекта «Как хлеб к нам на стол пришёл»

63-64

Экскурсия в теплицы, ботанический сад

65-66

Оформление отчётов об экскурсии (альбомы, рисунки, сочинения и др. творческие работы)

67-68

Итоговый урок за год. Игра «Угадай профессию»

Итого 68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению факультатив «Экономика: первые шаги»

Факультатив экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает   младших   школьников   к   изучению   экономического ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Экономика: первые шаги»

Рабочая программа внеурочной деятельностипо  социальному направлению  «Экономика:   первые   шаги»...

Рабочая программа факультатива "Первые шаги в науку"

Программа позволяет реализовать следующие подходы: компетентностный,  личностно  ориентированный,  деятельностный....

Рабочая программа "Экономика - первые шаги"

Данная программа содержит материал по финансовой грамотности...