Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению факультатив «Экономика: первые шаги»
рабочая программа (1 класс) на тему
Факультатив экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekonomika_.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа»
г. Назарово, Красноярский край
Утверждена
Директор МБОУ _______В.А.Гавриленко
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР руководителя образовательного учреждения
____________________________
Рабочая программа внеурочной деятельности
по социальному направлению
факультатив «Экономика: первые шаги»
учащихся 1-б класса
на 2011 – 2012 учебный год
Ганжа С.Д
Г. Назарово 2011г
Пояснительная записка
Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающим влияние на становление личности ребенка в его отношениях к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создается богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни. Факультатив экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.
Отбор содержания факультативного курса подчиняется следующим
принципам:
1. Учет наглядно-образного характера мышления младших школьников. В содержание программы по экономике вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.
2. Ориентация на потребности ребенка младшего школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим, одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.
3. Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы по экономике у младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений, на базе которых в основной и старшей школе формируются основные экономические понятия.
С учетом специфики младшего школьного возраста основной целью обучения экономике учащихся младших классов является формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.
Для реализации поставленной цели предлагается факультативный курс «Экономика: первые шаги» для учащихся 1 – 4 классов.
1Общая характеристика факультатива
Логика программы факультативного курса представляет собой систему содержательных линий. Она построена таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих. Программа раскрывает содержание факультатива «Экономика: первые шаги», ее изучение дает возможность:
• формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;
• обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;
• развивать основы потребительской культуры;
• расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины;
• мотивировать младших школьников к учению средствами экономического материала;
• способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей: «покупатель», «потребитель» и функций, их характеризующих;
• формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость.
• показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики;
Место предмета в учебном плане
Программой предусмотрено проведение занятий по экономике во внеурочной деятельности в 1 классе 1 ч в неделю, со второго полугодия, всего 15 ч. Во 2-4 классах 1 ч в неделю, всего 30 часов. Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использования игровой и практической
деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощенном в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением людей к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценке результата труда людей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
«Экономики».
При изучении «Экономики» ученики получают знания о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки 2между членами семьи при решении экономических вопросов. Учащиеся узнают, что представляют собой такие качества личности как экономность, бережливость. Изучая тему «Труд», школьники осознают, как важно бережно относиться к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей. Таким образом, актуализируются их представления о бережливости, аккуратности, уважении к человеческому труду. Тема «Богатство и бедность» поднимает вопросы этики: отношение к богатству и милосердию. Учащиеся понимают, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом, но нуждается в помощи).
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты обучения отражены в содержании программы
(раздел «Содержание обучения»).
Содержание обучения
1 класс. Я и моя семья.
Семья – родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи. Дом, в котором мы живем – место для жизни семьи. Важность уюта,
целесообразного порядка. Хозяйство – все имущество, принадлежащее семье и ее членам. Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость.
Универсальные учебные действия:
Сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином. Объяснять значение слов: «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый».
Практическая и игровая деятельность: Игра «Генеральная уборка», «Я –
хозяин большого дома».
Мое и чужое.
Все, что принадлежит человеку – это его собственность. Личные вещи человека. Собственность - это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия). Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую. Как нужно относиться к своей и чужой собственности.
Универсальные учебные действия:
Обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности.
Игровая и исследовательская деятельность: Тема исследований: «Как
становятся собственниками». Игра «Страна Обмения».
Почему люди трудятся .
3Труд – это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность – предмет осуждения. Хорошая работа, интересная профессия – блага, которыми следует дорожить. Ценность труда людей разных профессий. Важность домашнего труда для ведения хозяйства. Учение – это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.
Универсальные учебные действия:
Обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей.Объяснять смысл пословиц и поговорок о труде.Проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей.Осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.
Практическая и игровая деятельность: Экскурсия в школьную столовую. Экскурсия в библиотеку. Экскурсия в художественный музей. Сюжетно-ролевые игры. Темы проектов: «Как создается произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».
Все работы хороши.
Каждый человек имеет профессию – работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер). Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом). Как люди выбирают профессию. Профессии членов семьи. Как люди получают профессию.
Универсальные учебные действия:
Уважать труд людей разных профессий. Классифицировать профессии по предмету труда.Рассказывать о профессиях.
Практическая и игровая деятельность: Встреча с человеком интересной профессии. Рисование на тему профессий. Темы проектов: «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела»
К концу обучения в первом классе ученик узнает:
- что такое собственность;
- почему все люди трудятся;
- какие бывают профессии;
- как нужно относиться к своей и чужой собственности.
К концу обучения в первом классе ученик сможет научиться
самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду в уголке природы
Календарно-тематическое планирование
«Экономика: первые шаги» в 1 классе 33ч
№ | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
Я и моя семья. | 1 | ||
Семья – родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи | 1 | ||
Дом, в котором мы живем «Я – хозяин большого дома». | 1 | ||
Хозяйство Экономика как правила ведения домашнего хозяйства | 1 | ||
Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость. | 1 | ||
Игра «Генеральная уборка», | 1 | ||
Мое и чужое. | 1 | ||
Личные вещи человека. | 1 | ||
Собственность. Как человек становится собственником | 1 | ||
Как нужно относиться к своей и чужой собственности. Игра «Страна Обмения». | 1 | ||
Тема исследований: «Как становятся собственниками». | 1 | ||
Почему люди трудятся . Пословиц ы и поговорки о труде. | 1 | ||
Безделье, праздность, леность – предмет осуждения. Сюжетно-ролевые игры. | 1 | ||
Ценность труда людей разных профессий. Экскурсия в школьную столовую. | 1 | ||
Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства. Экскурсия в библиотеку. | 1 | ||
Проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей. проект «Что и как производят на заводе» | 1 | ||
проект «Что и как производят на заводе» | 1 | ||
Экскурсия в художественный музей. | 1 | ||
проект: «Как создается произведение искусства», | 1 | ||
Работа по проекту«Как создается произведение искусства», | 1 | ||
проект «Трудовые награды в моей семье | 1 | ||
Работа по проекту«Трудовые награды в моей семье | 1 | ||
Представление результатов по реализации проектов | 1 | ||
Все работы хороши. | 1 | ||
Какие бывают профессии по предмету труда Как люди выбирают профессию. | 1 | ||
Профессии членов семьи. Как люди получают профессию. | 1 | ||
Встреча с человеком интересной профессии. | 1 | ||
Рисование на тему профессий. | 1 | ||
проект: «Профессии в моей семье», | 1 | ||
Реализация проекта | 1 | ||
Представление результата по проекту | 1 | ||
проект «Как получить профессию и как стать мастером своего дела» | 1 | ||
Представление результата по проекту. Итоговое занятие | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления по теме: «Занимательная информатика. Юный художник» 2012 г (1 класс)
Опоздание с развитием мышления — это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, спо...
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Мир проектов»
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Мир проектов» для 2-3 классов1 час в неделю (всего 68 часов)Рабочая программа внеурочной деятел...
Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку "Шаг за шагом"
«Шаг за шагом»/“Step by Step’’ рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1–4-х классов.Автор-составитель:Н.А. Ладик, учитель английского языка МБОУ«Лицей № 1»...
Рабочая программа внеурочной деятельности социальное направление "Моя первая экология" для 3-4 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности социальное направление "Моя первая экология" для 3-4 класса содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Экономика: первые шаги» 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Экономика: первые шаги» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под ...
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Экономика первые шаги» для 2 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Экономика: первые шаги» для 2 класса...