Рабочая программа "Экономика - первые шаги"
рабочая программа (4 класс)

Людмила Владимировна Якушенкова

Данная программа содержит материал по финансовой грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kruzhka_ekonomika_4_kl.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты освоения программы

     Личностные результаты:

  • развитие личностных качеств: экономность, бережливость, аккуратность;
  • понимание того, что важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом, но нуждается в помощи); 
  • понимания ценности труда в жизни человека и общества; уважения к труду и людям труда, бережного отношения к результатам труда;
  • развитие  навыков самообслуживания;
  • формирование интереса к различным профессиям. 

Метапредметные результаты:

  • применение различных умственных операций (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.) для решения учебных и практических задач;
  • умение анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
  • умение распределять роли в совместной деятельности, проявлять готовность руководить и выполнять поручения;
  • умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело;
  • умение самостоятельно справляться с поставленными задачами, реализовывать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные отношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли. 

Содержание курса

      Жила-была денежка

Если бы люди делали всё сами. Натуральное хозяйство — то, в котором люди делают все необходимые вещи своими руками. Как появились ремёсла — умения людей изготавливать различные вещи. Необходимость обмена. Бартер. Как появились деньги. Монеты — металлические деньги. Две стороны монет: аверс — лицевая сторона монеты, реверс — оборотная. Купюры — бумажные деньги. Рубли и копейки — деньги России. Валюта — иностранные деньги. Доллар — валюта США, евро — валюта стран Евросоюза. Курс валюты показывает, сколько рублей стоит доллар, евро.

Практическая и игровая деятельность:

-рисование страны Натурального Хозяйства;

-рисование денег страны Экономики;

-игра «Путешествие в страну Обмению»;

-рассматривание коллекций денег.

 У всякого товара есть цена

Деньги — средство для оплаты товаров и услуг. Цена товара показывает, сколько денег нужно заплатить, чтобы приобрести товар. Сдача — это разница между суммой, которую заплатил покупатель, и ценой купленного товара. Как расплачиваться на кассе. О чём может рассказать чек. В чеке отражаются цена товаров, стоимость покупки и размер сдачи.

Практическая и игровая деятельность:

-экскурсия в магазин;

-игра «Магазин» и другие сюжетно-ролевые игры на тему предприятий сферы услуг.

 Что нужно знать, чтобы товары покупать?

Свойства товаров: цена и качество. Зависимость цены от качества товара, от затрат на его производство, доставку. Покупатель имеет право на покупку качественного товара. Это право закреплено законом. Чек как документ, подтверждающий покупку. Реклама как источник информации о различных товарах и услугах. Нужны ли нам на самом деле те товары, которые рекламируются? Вдумчивый покупатель. Выгодная покупка. Выбор товара в зависимости от его цены и качества, от его необходимости для удовлетворения потребностей семьи или её членов.

Практическая, игровая и исследовательская деятельность:

-игры: «Магазин», «Выгодно покупателю — выгодно продавцу»;

-тема проекта «Реклама продукта»;

-исследования: «От чего зависит цена молока», «От чего зависит цена табурета», «Цена и качество -товара в различных магазинах», «Где выгоднее покупать», «О чём нам говорит реклама: правда и вымысел»;

-изготовление упаковки для подарка.

Доход не бывает без хлопот

Доходы семьи — деньги, которые поступают в семью. Заработная плата, пенсия, стипендия, пособие. Расходы семьи — деньги, которые тратит семья на нужды (потребности) всех её членов.

Бюджет семьи — соотнесение доходов, расходов и сбережений. Учёт доходов и расходов. Банк как место сбережения и накопления денег. Хранение и вклад денег в банке. Кредит — это денежные средства, которые люди берут у банка в долг на определённый период с уплатой процентов банку за пользование кредитом.

Практическая и игровая деятельность:

-составление семейного бюджета, составление личного бюджета;

-нарисовать своё «изобретение» для получения воды, электричества или тепла;

-экскурсия в банк;

-игры: «Банк», «Кредит и предприниматели»;

-рисование банковской карты.

Дом невелик, да лежать не велит

Семейное хозяйство. Собственность личная и семейная. Потребности семьи. Распределение обязанностей в семье. Вклад каждого члена семьи в домашнее хозяйство. Экономия и бережливость. Экономить — значит получить возможность приобрести другие блага на неизрасходованные средства. Что нужно экономить в доме (электроэнергию, воду, тепло). Способы экономии: стараться сокращать расходы воды, электричества, тепла; использовать приборы и устройства, помогающие экономить; изобрести новые источники получения электричества, воды, тепла.

Практическая и игровая деятельность:

-путешествие в страну Минуток.

Богатство и бедность

Как создаётся богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость. Открытия и изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные. Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству. Богатство и милосердие. Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома.

Практическая, игровая и исследовательская деятельность:

-«Подбор пословиц и поговорок о богатстве и бедности, о важности образования»;

-тема проекта «Как распорядиться богатством»;

-тема доклада «Русские меценаты».

Труд — основа жизни

Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ. Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная плата. Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учёбе. Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. В процессе труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда. Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы. Трудом создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и искусства, памятники). Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда). Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.

Практическая и игровая деятельность:

-игра «Служба быта»;

-встреча с человеком интересной профессии;

-экскурсия в школьную столовую;

-экскурсия в библиотеку;

-экскурсия в художественный музей;

-темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».

 Как товары производят  

Чтобы товары появились, нужны материалы, инструменты, а также мастера, которые бы сделали товар. Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Природные ресурсы — материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные ресурсы — это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые создают товары. Важность труда людей разных профессий. Производители — люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод — места, где производят товары.

Практическая, игровая и исследовательская деятельность:

-прогулка в парк за природным материалом;

-изготовление изделий из природного материала для подарка;

-игры: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Супермаркет», «Ярмарка»;

-экскурсия на почту;

-проекты: «Как рубашка в поле выросла», «Как хлеб к нам на стол пришёл», «Родословная -книжечки» и др.;

-рисование на темы проектов.

Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

1

Жила-была денежка

7

2

У всякого товара есть цена

5

3

Что нужно знать, чтобы товары покупать?

5

4

Доход не бывает без хлопот  

7

5

Дом невелик, да лежать не велит

10

6

Богатство и бедность

11

7

Труд — основа жизни

12

8

Как товары производят

11

Итого

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению факультатив «Экономика: первые шаги»

Факультатив экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает   младших   школьников   к   изучению   экономического ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по экологии для 1-4 кл «Первые шаги по тропинке открытий»

«Первые шаги по тропинке открытий» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основн...

рабочая программа "Первые шаги в мире информатики"

Это рабочая программа по внеурочной деятельности. Она рассчитана на 4 года....

Рабочая программа внеурочной деятельности по проектно-исследовательской деятельности "Первые шаги в науку".

Рабочая программа по курсу проектно-исследовательской деятельности «Первые шаги в науку» научно-познавательной направленности составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной, базисно...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Первые шаги. Уроки развития»

Рабочая программа разработана на основе программы по формированию психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаевой,  программы психологического развития «Уроки пс...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Экономика: первые шаги»

Рабочая программа внеурочной деятельностипо  социальному направлению  «Экономика:   первые   шаги»...