Рабочая программа факультатива "Первые шаги в науку"
рабочая программа на тему
Программа позволяет реализовать следующие подходы: компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ.docx | 34.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373).
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования возникла необходимость в разработке программы факультатива «Первые шаги в науку».
Актуальность программы обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа факультативного курса «Первые шаги в науку» позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Программа факультатива «Первые шаги в науку» предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся проектной деятельностью и направлена на формирование методологических качеств обучающихся – способность осознания целей проектной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе. Проектная деятельность в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- целеполагать (ставить и удерживать цели);
- планировать (составлять план своей деятельности);
- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя всё существенное и главное);
- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Программа позволяет реализовать следующие подходы: компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный.
Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
Задачи программы.
- Развивать познавательный интерес к проектной и исследовательской деятельности.
- Способствовать формированию потребности в самопознании и саморазвитии.
- Содействовать воспитанию активности личности, культуры общения и поведения в социуме.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Первые шаги в науку» имеет отличительные особенности:
- имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
- в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
- проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от обучающихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности школьников;
- проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
- проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
- в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Основные принципы программы
Принцип системности
Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизации
Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры
Учёт интересов и потребностей обучающихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых
Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с обучающимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Принцип стимулирования
Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
Место учебного курса. Курс связан со многими школьными дисциплинами, включая такие предметы как «русский язык», «литература», «окружающий мир», «математика», «технология», «изобразительное искусство». ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников «Первые шаги в науку» по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 2 класса, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в познавательной деятельности.
Место в учебном плане
Программа предполагает обучение во 2 классе – 34 ч, 1 час в неделю.
Планируемые результаты.
В результате реализации программы факультатива «Первые шаги в науку» у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформировано умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий по реализации учебно-исследовательских проектов, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающийся научится выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся научится планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный).
Оценка успешности освоения программы
Оценка успешности включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач проектно-исследовательского обучения (выставки творческих работ, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан.
В ходе реализации данного этапа обучающийся составляет свое портфолио. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.
В качестве самооценки своей деятельности обучающимся используется карта «Мои достижения». В ней ребенку предлагается оценить свой проект с помощью следующих критериев.
Графа «Название работы»
Напиши название своего проекта (исследования).
Графа «Техника исполнения»
Какую форму исполнения проекта ты выбрал?
Презентация, поделка, книжка-малышка, рисунок, оригами, мозаика, квиллинг и т.д.
Графа «Самостоятельность»
Самостоятельно ли ты выполнил свой проект?
На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоей самостоятельности. Работал ли ты в паре, помогали ли взрослые?
Графа «Сложность»
Насколько сложной оказалась работа над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует сложности выполненной работы.
Графа «Мое настроение»
С каким настроением ты работал над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоему настроению.
Графа «Применение»
Как ты представляешь «работу» своего проекта в дальнейшем. Как его можно использовать (на уроке, демонстрация, украшение, дидактический материал и т.д.)
«Мои достижения»
Название проекта | |||
Техника исполнения | |||
Самостоятельность | |||
Сложность | |||
Моё настроение | |||
Применение |
Содержание программы
Содержание программы представлено следующими модулями:
«Развитие познавательной сферы» (8 ч)
Задачи данного модуля включают в себя совершенствование мыслительных процессов: памяти, внимания, аналитико – синтетического мышления, творческого воображения и т.д.
«Миллион изменений». (Тренировка наблюдательности, восприятия, внимания) (1 ч)
Логическая игра «Молодцы и хитрецы» (1 ч)
Как сотрудничать со взрослыми (1 ч)
« Самый – самый!» Психологическая игротека (1 ч)
Искусство выдумывания историй (речевой тренинг) (1 ч)
Рисование в масштабе (Графический тренинг, развитие пространственного воображения и умения пользоваться координатной сеткой) (1 ч)
Упражнение «Пословицы» (цель - развитие речи и мышления) (1 ч)
«Занимательная игротека» (цель – формирование навыка самоконтроля)
(1 ч)
«Формирование исследовательских умений» (10 ч)
Задачи данного модуля включают в себя формирование необходимых знаний, умений, навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому поиску.
Учимся определять направления темы (1 ч)
Как найти книгу в школьной библиотеке? (учимся работать с дополнительной литературой) (1 ч)
Учимся анализировать и обобщать (1 ч)
Виды оформления проектов (1 ч)
Что такое эксперимент? (1 ч)
Секреты знакомых предметов. ( Практикум проведения опытов и экспериментов) (2 ч)
Наши увлечения и исследовательская работа (диспут) (1 ч)
Игра. «Мы - журналисты» (знакомство с методом интервьюирования) (1 ч)
Маленькая дверь в большую науку. (Объясняем «фокус») (1 ч)
«Исследовательская практика» (12ч)
Задачами данного модуля являются: формирование у обучающихся представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способах открытии новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты.
«Природные фантазии» (творческие групповые и инд. проекты) (2 ч)
«Умная урна» (групповой проект) (2 ч)
«Праздники в моей семье» (инд. проекты) (1 ч)
«Разговор о правильном питании» (групповой проект) (1 ч)
«Мебель» (инд. и групповые проекты) (2 ч)
«Комнатные растения в нашем классе» (групповой проект) (1ч)
« Новогодняя красавица» (инд. и групповые проекты) (2 ч)
«Инопланетяне» (инд. проект.) (1 ч)
«Защита проектов исследовательской работы» (4 ч)
Задачей данного модуля является формирование умения обобщать опыт
научного исследования, развитие личности ребёнка, способной к самореализации и самоутверждению.
В соответствии с темами заявленных проектов, 1 раз в каждой учебной четверти.
1 четверть «Уроки добра Виктора Астафьева».
2 четверть «Графы и их применение».
3 четверть «Загадочное число три в сказке А.С.Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде».
4 четверть «Золотое кольцо России».
Ожидаемые результаты освоения программы 2 класса.
Обучающийся будет знать:
- основные особенности проведения исследовательской работы;
- что такое информационный проект и практико – ориентирован-
ный проект;
- методы исследования: эксперимент, интервьюирование;
- правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления
проектов;
- правила осуществления самоконтроля;
- правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
- выбирать пути решения задачи исследования ;
- классифицировать предметы, явления и события;
- самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
- правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
- собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
- осуществлять сотрудничество со взрослыми;
- презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности.
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
- выставки творческих работ учащихся;
- мини – конференции по защите исследовательских проектов.
Тематическое планирование 2 класс (34 часа)
«Развитие познавательной сферы» (8 ч) | ||
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | «Миллион изменений» (тренировка наблюдательности, восприятия, внимания) | 1 ч |
2 | Логическая игра «Молодцы и хитрецы» | 1 ч |
3 | Как сотрудничать со взрослыми. | 1 ч |
4 | « Самый – самый!» Психологическая игротека. | 1 ч |
5 | Искусство выдумывания историй (речевой тренинг) | 1 ч |
6 | Рисование в масштабе. (Графический тренинг, развитие пространственного воображения и умения пользоваться координатной сеткой) | 1 ч |
7 | Упражнение «Пословицы» (цель — развитие речи и мышления). | 1 ч |
8 | «Занимательная игротека» ( цель – формирование навыка самоконтроля) | 1 ч |
«Формирование исследовательских умений» (10 ч) | ||
1 | Учимся определять направления темы | 1 ч |
2 | Как найти книгу в школьной библиотеке? (Учимся работать с дополнительной литературой) | 1 ч |
3 | Учимся анализировать и обобщать | 1 ч |
4 | Виды оформления проектов | 1 ч |
5 | Что такое эксперимент? | 1 ч |
6 | Секреты знакомых предметов (практикум проведения опытов и экспериментов) | 2 ч |
7 | Наши увлечения и исследовательская работа (диспут) | 1 ч |
8 | Игра. «Мы - журналисты» (знакомство с методом интервьюирования) | 1 ч |
9 | Маленькая дверь в большую науку. (Объясняем «фокус») | 1 ч |
«Исследовательская практика» (12ч) | ||
1 | «Природные фантазии» (творческие групповые и индивидуальные проекты) | 2 ч |
2 | «Умная урна» (групповой проект) | 2 ч |
3 | «Праздники в моей семье» (инд. проекты) | 1 ч |
4 | «Разговор о правильном питании» (групповой проект) | 1 ч |
5 | «Мебель» (инд. и групповые проекты) | 2 ч |
6 | «Комнатные растения в нашем классе» (групповой проект) | 1 ч |
7 | «Новогодняя красавица» (инд. и групповые проекты) | 2 ч |
8 | «Инопланетяне» | 1 ч |
«Защита проектов исследовательской работы» (4 ч) | ||
1 | «Уроки добра Виктора Астафьева». | 1 ч |
2 | «Графы и их применение». | 1 ч |
3 | «Загадочное число три в сказке А.С.Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде». | 1 ч |
4 | «Золотое кольцо России». | 1 ч |
Материально-техническое обеспечение
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Первые шаги в науку» необходимы следующие принадлежности:
- компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор (оборудование есть в кабинете)
- набор ЦОР по проектной технологии.
Литература для учителя
1.Гузеев, В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995
2.Новикова, Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности [Текст]. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157.
3.Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для
учителя // К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008-45
4.Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С. Е. Егоркина и др.]; под ред. Воронцова, А.Б. – М.: Просвещение, 2010.
4. Савенков, А.И. Маленький исследователь [Текст] //Как научить младших школьников приобретать знания. – Ярославль, Академия развития, 2002
5. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения. - Самара, Учебная литература, 2006.
6.Тлиф, В. А. Виды исследований школьников [Текст] В. А. Тлиф // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 2. – С. 84-106.
7.Чечель, И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. [Текст] //Директор школы, № 3, 1998
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
Интернет-ресурсы для учителя
- http://schools.keldysh.ru/labmro Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО
- www.issl.dnttm.ru — сайт журнала «Исследовательская работа школьника».
Литература для обучающихся
1. Большая детская энциклопедия// серия книг в томах
2.Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения. - Самара, Учебная литература, 2006.
3. Тлиф, В. А. Виды исследований школьников [Текст] В. А. Тлиф // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 2. – С. 84-106.
Интернет-ресурсы для обучающихся
- Организация исследовательской деятельности школьников: теория и практика http://matriz.karelia.ru/
- Портал исследовательской деятельности учащихся- www.researcher.ru
- Сайт журнала «Исследовательская работа школьника»- www.issl.dnttm.ru
- Сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского- vernadsky. info
- Уроки Кирилла и Мефодия. - мультимедийный учебник из серии "Начальная школа»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса «Школа вежливых наук» ( внеучебная деятельность )
Курс «Школа вежливости» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках федерального государственного образовательного стандарта о...
Рабочая программа кружка "Школа вежливых наук" для 2 класса
Рабочая программа....
рабочая программа "Первые шаги в мире информатики"
Это рабочая программа по внеурочной деятельности. Она рассчитана на 4 года....
Рабочая программа внеурочной деятельности по проектно-исследовательской деятельности "Первые шаги в науку".
Рабочая программа по курсу проектно-исследовательской деятельности «Первые шаги в науку» научно-познавательной направленности составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной, базисно...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Царица наук"
Программа «Царица наук» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС и направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культу...
Рабочая программа "Этот увлекательный мир науки"
Знакомство обучающихся начальной школы с разнообразием научных дисциплин, с которыми они встретятся при дальнейшем обучении в средней школе. Курс поможет учащимся составить первоначальное представлени...