Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Экономика: первые шаги»
рабочая программа на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности
по социальному направлению
«Экономика: первые шаги»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekonomika_.doc | 136 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Пристенская основная общеобразовательная школа»
Утверждаю
Директор _______Г.П.Даньшина
СОГЛАСОВАНО Приказ № от августа 2014г
заместитель директора по УВР
_____________Ветренко Л.Л.
Рабочая программа внеурочной деятельности
по социальному направлению
«Экономика: первые шаги»
срок реализации 1 год
возраст 8-9 лет
учитель истории
Бирюкова Л. Л.
с. Пристень 2014г
Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования детей факультатива «Экономика: первые шаги » во 2 классе, составлена на основе Программы факультатива «Экономика: первые шаги». Автор О.С.Корнеева (Сборник программ внеурочной деятельности. Издательский центр «Вентана-Граф» 2011. 1-4 классы. Начальная школа. Стр. 118)
Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающим влияние на становление личности ребенка в его отношениях к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создается богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни. Факультатив экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.
Отбор содержания факультатива подчиняется следующим
принципам:
1. Учет наглядно-образного характера мышления младших школьников. В содержание программы по экономике вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.
2. Ориентация на потребности ребенка младшего школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим, одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.
3. Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы по экономике у младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений, на базе которых в основной и старшей школе формируются основные экономические понятия.
С учетом специфики младшего школьного возраста основной целью обучения экономике учащихся младших классов является формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.
Для реализации поставленной цели предлагается факультативный курс «Экономика: первые шаги» для обучающихся 1 – 4 классов.
1 Общая характеристика факультатива
Логика программы факультативного курса представляет собой систему содержательных линий. Она построена таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих. Программа раскрывает содержание факультатива «Экономика: первые шаги», ее изучение дает возможность:
• формировать у обучающихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;
• обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;
• развивать основы потребительской культуры;
• расширять активный словарь обучающихся, включая в него экономические термины;
• мотивировать младших школьников к учению средствами экономического материала;
• способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей: «покупатель», «потребитель» и функций, их характеризующих;
• формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость.
• показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики;
Место факультатива в учебном плане
Программой предусмотрено проведение занятий по экономике во внеурочной деятельности в 2 классе 1 ч в неделю, всего 30 ч. Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использования игровой и практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.
Ценностные ориентиры содержания факультатива
В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощенном в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением людей к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценке результата труда людей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
«Экономики».При изучении «Экономики» ученики получают знания о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки 2между членами семьи при решении экономических вопросов. Обучающиеся узнают, что представляют собой такие качества личности как экономность, бережливость. Изучая тему «Труд», школьники осознают, как важно бережно относиться к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей. Таким образом, актуализируются их представления о бережливости, аккуратности, уважении к человеческому труду. Тема «Богатство и бедность» поднимает вопросы этики: отношение к богатству и милосердию. Обучающиеся понимают, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом, но нуждается в помощи).
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты обучения отражены в содержании программы
(раздел «Содержание обучения»).
Учебно-тематический план
«Экономика: первые шаги» во 2 классе 30ч
№ | Тема | Кол-во часов | Теория | Практика | ||
Потребности-это все, что требуется для жизни. | 2 | 1 | 1 | |||
Естественные и культурные потребности. | 2 | 1 | 1 | |||
Игра: «Собираемся в поход.» | 2 | 1 | 1 | |||
Хочу, могу, надо.
| 1 | 1 | ||||
Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение. | 1 | 1 | ||||
Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. | 1 | 1 | ||||
Рисование на темы «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?». Рисование на темы «Мои желания»,
| 2 | 2 | ||||
Как товары и услуги исполняют желания. Многие желания и потребности человек может исполнить (удовлетворить) с помощью товаров. | 3 | 3 | ||||
Продавец — профессия человека, который продаёт товары. Покупатель — человек, покупающий | 3 | 1 | 2 | |||
Изготовление изделий из природного материала для подарка; | 1 | 1 | ||||
Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услугами (получение образования, сохранение здоровья, быстрое перемещение и т. п.). | 4 | 2 | 2 | |||
Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. | 3 | 1 | 2 | |||
Экскурсия в магазин; | 1 | 1 | ||||
Экскурсия на почту; | 1 | 1 | ||||
Мастер-классы «Я умею и могу научить всех». | 2 | 2 | ||||
Итоговое занятие | 1 | 1 |
Календарно-тематическое планирование
«Экономика: первые шаги» во 2 классе 30 ч
№ п/п | Наименование разделов темы | Кол-во часов | Теория | Практика | план | факт | УУД |
Раздел 1. Что нам нужно для жизни | 6ч | Различать потребности по видам; определять потребности домашних питомцев; формулировать свои потребности. | |||||
Потребности — это всё то, что требуется для жизни. Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии. | 1 | 1 | 03.09 | ||||
2 | Естественные по- требности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопас- ности (на примере домашних питомцев). | 1 | 1 | 10.09 | |||
3 | Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов. | 1 | 1 | 17.09 | |||
4 | Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии. | 1 | 1 | 24.09 | |||
5 | Рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый ост- ров». | 1 | 1 | 01.10 | |||
6 | Игры: «Собираемся в поход», «Собери портфель»; | 1 | 1 | 08.10 | |||
Раздел 2. Хочу, могу и надо | 5ч | Определять потребности своих близких; оценивать свои желания и возможности их реализации. | |||||
7 | Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение. Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания.
| 1 | 1 | 15.10 | |||
8 | Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать пода- рок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее). | 1 | 1 | 22.10 | |||
9 | Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). | 1 | 1 | 29.10 | |||
10 | Рисование на темы «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?». | 1 | 1 | 12.11 | |||
11 | Рисование на темы «Мои желания» | 1 | 1 | 19.11 | |||
Раздел 3. Как товары и услуги исполняют желания | 19ч | Соотносить виды товаров и место их приобретения; различать товары и услуги: понимать разницу между ними; кратко характеризовать функции различных учреждений, оказывающих населению услуги. | |||||
12 | Многие желания и потребности человек может исполнить (удовле- творить) с помощью товаров. Товары — предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить. | 1 | 1 | 26.11 | |||
13 | Продовольственные (пища и питьё) и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары. Товары приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке. | 1 | 1 | 03.12 | |||
14 | Игра «Супермаркет» | 1 | 1 | 10.12 | |||
15 | Продавец — профессия человека, который продаёт товары. | 1 | 1 | 17.12 | |||
16 | Покупатель — человек, покупающий товары. | 1 | 1 | 24.12 | |||
17 | Игра «Ярмарка» | 1 | 1 | 14.01 | |||
18 | Изготовление изделий из природного материала для подарка. | 1 | 1 | 21.01 | |||
19 | Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услугами (получение образования, сохранение здоровья, быстрое перемещение и т. п.). | 1 | 1 | 28.01 | |||
20 | Услуги — действия, которые оказывают человеку различные люди и организации (учреждения). Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др. | 1 | 1 | 04.02 | |||
21 | Игра «Больница» | 1 | 1 | 11.02 | |||
22 | Игра «Парикмахерская» | 1 | 1 | 18.02 | |||
23 | Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. | 1 | 1 | 25.02 | |||
24 | Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование. | 1 | 1 | 04.03 | |||
25 | Игра «Школа» | 1 | 1 | 11.03 | |||
26 | Экскурсия в магазин | 1 | 1 | 18.03 | |||
27 | Экскурсия на почту | 1 | 1 | 01.04 | |||
28 | Мастер-классы «Я умею и могу научить всех». | 1 | 1 | 08.04 | |||
29 | Мастер-классы «Я умею и могу научить всех». | 1 | 1 | 15.04 | |||
30 | Итоговое занятие | 1 | 1 | 22.04 |
Содержание обучения
Что нам нужно для жизни
Потребности — это всё то, что требуется для жизни. Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев).
Культурные потребности, характерные только для человека: общение,
образование, проявление своих интересов.
Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные
условия жизни и профессии.
Универсальные учебные действия:
—различать потребности по видам;
—определять потребности домашних питомцев;
—формулировать свои потребности.
Практическая и игровая деятельность:
—игры: «Собираемся в поход», «Собери портфель»;
—рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый ост-
ров».
Хочу, могу и надо
Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение.
Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить
все желания. Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. Ценность желаний, направленных на других
людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). Как
можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать пода-
рок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу
желания близкого, если оно важнее).
Универсальные учебные действия:
—определять потребности своих близких;
—оценивать свои желания и возможности их реализации.
Практическая и игровая деятельность:
—рисование на темы «Мои желания», «Что я изобрету для того,
чтобы помочь людям?».
Как товары и услуги исполняют желания
Многие желания и потребности человек может исполнить (удовлетворить) с помощью товаров. Товары — предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить. Продовольственные (пища и питьё)
и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары. Товары
приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке.
Продавец — профессия человека, который продаёт товары. Покупатель — человек, покупающий товары. Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услугами (получение образования, сохранение здоровья, быстрое перемещение и т. п.). Услуги — действия, которые оказывают человеку различные
люди и организации (учреждения). Человек обращается за услугами
в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др.
Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. Какие
мечты и желания человека помогает исполнить образование.
Универсальные учебные действия:
—соотносить виды товаров и место их приобретения;
—различать товары и услуги: понимать разницу между ними;
—кратко характеризовать функции различных учреждений, оказывающих населению услуги.
Практическая и игровая деятельность:
—изготовление изделий из природного материала для подарка;
—игры: «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Супермаркет»,
«Ярмарка»;
—экскурсия в магазин;
—экскурсия на почту;
—мастер-классы «Я умею и могу научить всех».
К концу обучения в 2 классе ученик узнает:
какие бывают потребности;
—почему все потребности нельзя удовлетворить;
—какие бывают товары и услуги;
—где можно приобрести товары и услуги;
—почему потребность в образовании — одна из важнейших потребностей человека.
К концу обучения в 2 классе ученик сможет научиться:
—соотносить свои потребности с потребностями своей семьи;
—различать товары и услуги.
Учебные и методические пособия:
Смирнова Т.В. Дом в Обычном переулке: экономическая
сказка для детей. Самара : Корпорация «Федоров» : Издатель_
ство «Учебная литература», 2004. _ 160 с.
Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методичес_
кие рекомендации к факультативному курсу «Экономика для
младших школьников» (1_й год обучения). _ Самара : Изда_
тельство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров,
2009. _ 112 с.
Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Методические рекоменда_
ции к факультативному курсу «Экономика». _ Самара : Изда_
тельство «Учебная литература : Издательский дом «Федоров»,
2008. _ 96 с.
Смирнова Т.В. Экономический сказочный словарь. _ Сама_
ра : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная
литература», 2006. _ 128 с.
Специфическое сопровождение (оборудование):
_ проектор;
_ компьютеры для учителя и учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления по теме: «Занимательная информатика. Юный художник» 2012 г (1 класс)
Опоздание с развитием мышления — это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, спо...
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Мир проектов»
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Мир проектов» для 2-3 классов1 час в неделю (всего 68 часов)Рабочая программа внеурочной деятел...
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Лепка из соленого теста"
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Лепка из соленого теста" для начальных классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Мое Омское Прииртышье"
Программа направлена на изучение истории,обычаев, традиций и духовной культуры русского народа Омского региона. Разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности учащихся начальной шко...
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Хочу хорошо учиться» для обучающихся 1 класса
В работе представлена рабочая программа, полностью соответствующая требованиям по составлению рабочих программ, прописанных в ФГОС НОО. Программа кружка внеурочной деятельности общеинтеллектуального н...
Рабочая программа внеурочной деятельности социальное направление "Моя первая экология" для 3-4 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности социальное направление "Моя первая экология" для 3-4 класса содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....