Рабочая программа "Экономика:первые шаги" на основе авторской программы Смирновой 1 класс 32 ч.
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему
духовно-нравственное или социальное направление
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающим влияние на становление личности ребенка в его отношениях к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создается богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни. Внеурочная деятельность по данному направлению в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.
Отбор содержания факультативного курса подчиняется следующим принципам:
1. Учет наглядно-образного характера мышления младших школьников. В содержание программы по экономике вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.
2. Ориентация на потребности ребенка младшего школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим, одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.
3. Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы по экономике у младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений, на базе которых в основной и старшей школе формируются основные экономические понятия.
С учетом специфики младшего школьного возраста основной целью обучения экономике учащихся младших классов является формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.
Для реализации поставленной цели предлагается курс «Экономика: первые шаги» для учащихся 1 – 4 классов.
Общая характеристика факультатива
Логика программы факультативного курса представляет собой систему содержательных линий. Она построена таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих. Программа раскрывает содержание факультатива «Экономика: первые шаги», ее изучение дает возможность:
• формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;
• обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;
• развивать основы потребительской культуры;
• расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины;
• мотивировать младших школьников к учению средствами экономического материала;
• способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей: «покупатель», «потребитель» и функций, их характеризующих;
• формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость.
• показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики;
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощенном в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением людей к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценке результата труда людей.
Учащиеся начинают понимать:
ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Место предмета в учебном плане
Программой предусмотрено проведение занятий по экономике во внеурочной деятельности в 1 классе 1 ч в неделю Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использования игровой и практической
деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.
Планируемые результаты освоения курса
При изучении «Экономики» ученики получают знания о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов. Учащиеся узнают, что представляют собой такие качества личности как экономность, бережливость. Изучая тему «Труд», школьники осознают, как важно бережно относиться к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей. Таким образом, актуализируются их представления о бережливости, аккуратности, уважении к человеческому труду. Тема «Богатство и бедность» поднимает вопросы этики: отношение к богатству и милосердию. Учащиеся понимают, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом, но нуждается в помощи).
К концу обучения в первом классе ученик узнает:
- что такое собственность;
- почему все люди трудятся;
- какие бывают профессии;
- как нужно относиться к своей и чужой собственности.
К концу обучения в первом классе ученик сможет научиться
самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду в уголке природы
Метапредметные результаты:
Сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином. Объяснять значение слов: «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый».
Обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности.
Обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей.
Объяснять смысл пословиц и поговорок о труде.
Проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей.
Осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.
Работать с табличным материалом: уметь читать таблицу, сводить данные в таблицу, вычислять недостающие данные и заполнять таблицу,
Содержание программы.
Труд и работа. Заработная плата как плата за работу. Заработная плата - источник существования и жизнеобеспечения семьи.
Разделение труда. Обмен результатами своего труда.
Домашнее хозяйство. Самое первое представление о товаре и деньгах.
Первоначальное понятие о потребностях.
Товары и продукты, необходимые в домашнем хозяйстве.
Понятие о покупателе и продавце.
Различные формы организации торговли: магазин, рынок, ярмарка, лавка, ларек, киоск, супермаркет, минимаркет и т.д.
Процесс купли-продажи. Обмен товаров и денег. Самое первое понятие цены. Сдача.
Понятие услуги.
Предприятия бытового обслуживания: химчистка, прачечная, ателье, ремонт обуви, парикмахерская, фотостудия и т.д.
Представление о деятельности организаций, осуществляющих контроль за выполнением обязательств, соблюдением порядка.
Начальное представление об оптовой и розничной торговле.
Виды денег: монеты, купюры.
Богатство и деньги.
Богатство и счастье.
Понятие бюджета: семейного, государственного.
Доходы и расходы.
Понятие государственной казны.
Налогообложение.
Первое представление о банке как финансовом посреднике. Сбережения - накопления.
Формы накопления денег. Вклад. Свободные деньги. Достаток. Возможности использования накопленных средств.
Соотношение желаний, потребностей и возможностей, понятие о вложениях. Выгода.
Начальное представление о конкуренции. Понятие сделки. Первое понятие о собственных затратах. Экономия собственных затрат. Изменения цен: дешевле - дороже.
Приусадебное хозяйство. Запасы. Представление о производительности труда и прибыльности какого-либо дела.
Понятие страхования. Страховой взнос.
Договор. Условия договора.
Последствия неисполнения договора. Понятие обязательства с точки зрения экономического соглашения.
Понятие убытков. Соотношение затрат и полученных результатов.
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения факультатива положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про - социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
В 1 классе возможно достижение 1 уровня результатов.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Текущий:
прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах:
практические работы;
творческие работы учащихся;
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Учебно-методическое и техническое обеспечение
Учебная литература для учащихся
Учебное пособие - книга для чтения Т.В. Смирновой "Дом в Обычном переулке", ИД «Федоров», Москва, 2013 .
ОБОРУДОВАНИЕ :
Интерактивная доска Interwrite;
Проектор Epson
Рабочее место учителя, оборудованное компьютером;
Музыкальный центр
Электронные пособия
Список литературы
1.Смрнова Т.В., Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Дом в обычном переулке 1 класс. Методические рекомендации, ИД «Федоров», Москва, 2013
2.Проснякова Т.В. Экономический сказочный словарь, ИД «Федоров», Москва, 2013
Календарно-тематическое планирование 1 класс (32 часа)
№ занятия | Тема занятия | Колич. час. | Формируемые УУД по теме | Форма занятия | Дата по плану | Дата фактическая |
1 | Труд в быту. Разделение труда в быту. | 1 | Личностные результаты: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий . Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи. Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. | Беседа | ||
2 | Работа. Заработная плата. | 1 | Сюжетно-ролевая игра | |||
3 | Работа. Заработная плата. | 1 | Работа в паре | |||
4 | Понятие о потребностях. Товары и продукты, необходимые в домашнем хозяйстве | 1 | Личностные результаты: В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий . Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи. Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. | Работа в группах | ||
5 | Понятие о покупателе и продавце. Различные формы организации торговли. | 1 | Экскурсия в школьную столовую | |||
6 | Процесс купли-продажи. | 1 | Сюжетно-ролевая игра | |||
7 | Понятие услуги. Предприятия бытового обслуживания. | 1 | Работа в группах | |||
8 | Общественный транспорт. Плата за проезд. | 1 | Сюжетно-ролевая игра | |||
9 | Богатство – счастье. | 1 | Личностные результаты: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Регулятивные УУД: Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Работа в группах | ||
10 | История денег. | 1 | Работа в группах | |||
11 | Виды денег: монеты купюры. Доходы и расходы. | 1 | Исследовательская работа | |||
12 | Бюджет. Система приоритетов. | 1 | Проект по теме | |||
13 | Понятие государственной казны. Налоги | 1 | Работа в группе | |||
14 | Самое первое представление о банке. | 1 | Личностные результаты: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Регулятивные УУД: Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Работа в паре | ||
15 | Банк. Коммунальные платежи. | 1 | Сюжетно-ролевая игра | |||
16 | Сбережения. Накопления. | 1 | Работа в паре | |||
17 | Складчина. Развитие собственного дела. | 1 | Личностные результаты: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Регулятивные УУД: Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Сюжетно-ролевая игра | ||
18 | Развитие собственного дела. Бюджет. | 1 | Работа в группах | |||
19 | Понятие о вложениях. | 1 | Беседа | |||
20 | Свободные деньги. Накопленные средства. Недвижимость. | 1 | Сюжетно-ролевая игра | |||
21 | Средства связи. | 1 | Сюжетно-ролевая игра | |||
22 | Конкуренция. | 1 | Сюжетно-ролевая игра | |||
23 | Безопасность | 1 | Работа в группах | |||
24 | Аукцион. Понятие сделки. | 1 | Сюжетно-ролевая игра | |||
25 | Платность услуги. Проблема выбора. | 1 | Личностные результаты: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Регулятивные УУД: Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и другие источники информации. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Работа в группах | ||
26 | Здоровый образ жизни | 1 | Работа в паре | |||
27 | Приусадебное хозяйство. Запасы. | 1 | Проект по теме | |||
28 | Первое понятие о собственных затратах. | 1 | Сюжетно-ролевая игра | |||
29 | Экономия собственных затрат. | 1 | Работа в группах | |||
30 | Изменение цен: дешевле – дороже. | 1 | Личностные результаты: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Регулятивные УУД: Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Сюжетно-ролевая игра | ||
31 | Представление о производительности труда и прибыльности какого-либо дела. | 1 | Работа в группах | |||
32 | Защита проектов. Обобщающее занятие. | 1 | Работа в группах защита проектов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике для 2 класса (первый год обучения) на основе авторской программы А. В. Горячева.
Базой данного курса является общеобразовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А.А.Леонтьева – М.: Ба...

Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса на основе авторской программы О.А. Холодовой.
Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса составлена с учетом требований ФГОС. Содержит все необходимые разделы включая календарно-тематическое планиров...

Рабочая программа по математике для 4 класса на основе авторской программы Л. Г. Петерсон (Школа 2000")
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной пр...
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса на основе авторской программы Канакиной В. П.
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе авторской программы Русский язык В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого / Шко...

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование учебного курса по математике для 2 класса, разработанная на основе авторской программы Моро М.И., Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В. УМК «Школа России»
рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса, разработанная на основе авторской программы Моро М.И., Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В. УМК "Школа России"...

Рабочая программа по физической культуре 2 класс на основе авторской программы В.И. Лях
Пояснительная записка, учебно-тематический план, календарно-тематический план, список литературы...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...