«Страна, в которой мы живём»
классный час (4 класс) на тему
Конспект классного часа на тему "Страна, в которой мы живём" для учеников 4 класса с ОВЗ.
Цели:
Обучающие: : углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края. Развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры.
Воспитательные: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.
Развивающие: развитие личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strana.docx | 29.12 КБ |
Предварительный просмотр:
«Страна, в которой мы живём»
Учитель Андреева МА.
Тема: Страна в которой мы живём.
Цели:
Обучающие: : углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края. Развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родно края.
Воспитательные: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.
Развивающие: развитие личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.
Оборудование: герб России, государственный флаг России, грамзапись гимна РФ, плакат с пословицами о Родине, материал для выполнения мозаики с видами Братска, выставка книг о Братске.
На доске написана тема урока: «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила».
- Вы теперь не просто дети, вы теперь ученики, - говорит учитель.
- Я рада, что вы пришли учиться в нашу школу, в наш класс. Ребята, сейчас мы с вами будем знакомиться. Кто знает, что означает слово «познакомиться»?
- Кто из вас уже успел познакомиться друг с другом? Представьтесь, пожалуйста, мне и всему классу.
- Кто из вас может прочитать слова, написанные на доске: МОСКВА, РОССИЯ, РОДИНА.
Почему эти слова написаны рядом? Кто знает, что означает слово «Москва»? Древние города возводили по берегам рек. Наш город возник на высоком берегу реки
Москвы при слиянии её с речкой Неглинкой (сейчас она убрана в грубы). По имени реки Москвы и был назван город. О происхождении названия реки до сих пор учёные не пришли к единому мнению. Одни говорят, что это слово означает «мокрый», влажный, болотистый; другие переводят его как «коровья река», «медвежья река».
Наш город очень древний. Ему уже 861 год, сменились десятки поколений людей, в нём живущих (принято считать, что поколение отстоит от поколения на 20 лет).
- А что вы ещё знаете о нашем городе, нашей стране?
Древнее звучание слова «Россия» - «Русь». «Там русский дух, там Русью пахнет». Многим из вас знакомы эти пушкинские строки из поэмы «Руслан и Людмила».
Кто же они, эти русские люди, давшие имя стране, которая занимает почти восьмую часть суши? (Детям можно показать территорию России на карте, глобусе, разрезать для большей наглядности яблоко на восемь частей).
Когда-то, много-много лет назад, Москва объединила вокруг себя другие города и стала главным городом русской земли, которая называлась Русь.
- Как вы думаете, почему иностранцы называли Русь «Московией»?
- Почему так говорят: «Москва - всем городам мать»?
Русские в течение многих веков жили сообразно своим неписанным законам, «по совести и правде».
Русские всегда высоко ценили доброе имя, честь, стремление к объединённому, «всем миром», решению спорных вопросов.
В русском национальном характере отсутствует ненависть к чужому, иноземному.
Много иностранцев издавно живёт в Москве.
Самыми первыми иностранцами, приехавшими в Россию и оставшимися в ней жить, были греки и итальянцы.
Греки занимались торговлей, ремёслами (требующая специальных навыков работа по изготовлению каких-либо изделий ручным, кустарным способом. Портняжное ремесло, ювелирное ремесло и т.п.). Именно греки -жители тогдашней Византии - передали русским свою веру — Православие. Поэтому первые священники были родом из Греции.
Итальянцев пригашали в Москву для выполнения инженерных работ. Они осели в Москве, многие женились на московитках, большая часть из них приняла православие.
Иностранцы чаще селились в пригородах.
Посол Карла II Карлейль (1663 г.) писал: «чтобы чужестранцам-христианам жилось привольней, существует слобода или предместье вне города, где большинство их и живёт по- своему». В народе эту слободу стали называть Немецкой. Поселились в ней иноземцы (жители другой, иной страны) приехавшие из Западной Европы. Кроме немцев там жили шведы, датчане, англичане, шотландцы, французы, итальянцы. Но москвичи всех их называли одинаково - «немцы», от слова «немой». Раз по-русски не говорят, значит, немые. Большинство жителей Немецкой слободы состояли на военной службе у царя.
Обосновались в слободе также купцы, ремесленники: оружейники, ювелиры, часовщики, портные), учителя, аптекари и лекари, а также переводчики (в старину переводчика называли «толмач»).
Название «Немецкая слобода» исчезло с карты города, но следы её остались. Жил в Немецкой слободе аптекарь, который открыл первую в Москве аптеку и разбил при ней сад с лекарственными растениями. Память об этом событии пережила аптекаря почти на 300 лег, и в районе станции метро «Бауманская» можно отыскать Аптекарский переулок. А вот Немецкую улицу, от которой этот переулок начинался, переименовали, теперь она называется «Бауманская». Значит, Немецкая слобода была там. где сейчас проходят Бауманская улица и прилегающие к ней переулки.
А где жили грузины, армяне, украинцы?
Рядом с московским зоопарком есть Большая Грузинская улица, чуть подальше - Малая Грузинская, Грузинская площадь, Грузинский переулок. Сразу ясно, что здесь жили грузины.
С Армянским переулком, что находится недалеко от станции метро «Китай-город», тоже всё просто. Здесь ещё в древности жили армянские купцы.
А вот с улицей Маросейкой, от которой армянский переулок начинается, надо поломать голову. Может быть кто-нибудь вас слышал такое название -«Малороссия»? Так раньше называли Украину. На улице, которую потом назовут «Маросейкой», когда-то было Малороссийское подворье. А если сказать по-современному - Украинское посольство. Москвичи эту улицу, где жили украинцы, или малороссы, стали называть на свой манер. Сначала Малороссейкой, а потом ещё короче - Маросейкой.
Немало московских улиц получили свои имена, связанные с татарским народом: Большая Татарская улица, улица Ордынка («дорога из Золотой Орды в Кремль»), улица Балчуг («бал- чех» по-татарски означает «грязь, болото») и многие другие.
В районе метро Бауманская находятся: Лефортовская набережная. Лефортовская площадь, Лефортовский мост. Лефортовский переулок, Лефортовский тоннель, а также улица Лефортовский вал. Кем же был этот загадочный Лефорт, память о котором сохранилась в московских названиях?
Уже в XVI веке в Москве жили литовцы, поляки, татары, грузины, армяне, немцы, выходцы с Севера и Поволжья (живущие по берегам реки Волга). Иностранцы принимали активное участие в жизни города и страны.
Имена каких народов, населявших и населяющих наш город, увековечены в названиях
улиц?
- О каком переулке вы узнали?
- Почему он так назван?
- Чем знаменит иностранец Франц Лефорт?
- Кого в древней Руси называли толмачами?
- Узнайте у взрослых, есть ли в Москве улицы и переулки с этим названием?
- Познакомьтесь с историей названия улицы, на которой вы живёте.
Шли годы. Всё больше земель присоединялось к Руси. Государство росло, крепло и становилось многонациональным. В него вошли народы Поволжья, Урала, Сибири, а позднее - народы Кавказа.
Нашему государству много веков. За долгие годы его называли Русь, Московия, Россия, Советский Союз.
- Как сейчас называется наше государство?
Россия занимает первое место среди всех стран в мире по площади своей территории. Рассмотрите территорию России на глобусе и карте.
В России насчитывается более 2 млн. рек. «Божьими дорогами» называли реки в Древней Руси. Днепр Славутич, Дон Иванович, Волга-матушка, Дон-багюшка - ласково называл их народ. В русской истории немало преданий и действительных исторических событий связано с озёрами. По количеству (свыше 2 млн.) и разнообразию озёр Россия занимает одно из первых мест в мире. Каспийское море, Байкал, ладожское и Онежское озёра считаются самыми крупными на земном шаре.
Моря Тихого, Атлантического и Северного Ледовитого океанов омывают территорию нашей страны. Москва является портом шести морей.
На территории России расположено множество красивейших городов и древних, и недавно построенных. Города Новгород, Смоленск, Ростов, Муром ещё более древние, чем Москва. Москва и Санкт-Петербург - самые крупные города России.
- Что нового вы узнали о нашей стране?
- Какую часть суши она занимает?
- Покажите территорию России на глобусе н карте?
- Что нового вы узнали о нашей столице - Москве?
Россия - страна многонациональная, а значит многоязычная. Учёные-лингвисты насчитывают в России 150 языков. Русским языком владеет большинство жителей России, а вот на языке негидальцев - маленького народа, живущего на берегах реки Амур, говорят всего 622 человека.
В Конституции (основной закон страны) определено право на пользование родным языком. Для изучения языков и традиций разных народов открываются национальные школы. Первой такой школой в Москве стала русско-корейская школа. Есть школы русско-литовская,
русско-армянская, русско-грузинская, русско-еврейская и многие другие. Любой маленький и юный житель Москвы может посещать эти школы.
Языков много, и, чтобы люди могли общаться, нужен общий язык. В России им стал русский язык, так как русские - самый многочисленный народ страны и живут они во всех уголках нашей Родины. Это язык литературы, науки и межнационального общения.
Россия — суверенное (независимое) государство. Глава Российского государства - Президент. Президент руководит работой Правительства, подписывает федеральные законы, является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами России.
Официальными государственными символами, означающими суверенитет (независимость) государства, являются флаг, герб, гимн.
- Вспомните, как зовут Президента Российской Федерации?
- А кто возглавляет Правительство России?
- Какие символы государственной власти вы знаете?
Российская Федерация - государство с федеративным устройством. Слово «федерация» означает «объединение», «союз».
Федеративное государственное устройство признаёт самостоятельность регионов и нерушимость их границ.
В гимне России, торжественной песне, славящей нашу страну, подчёркивается необъятность нашей державы: «От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля», умение наших народов дружить: «братских народов союз вековой».
Историю Руси, России можно проследить по названию площадей, бульваров, улиц, переулков, по установленным на ним памятникам.
- Бывали ли вы на Красной площади?
- Знаете ли вы, какие герои изображены на этом памятнике? (Учитель показывает изображение Красной площади и памятника Дмитрию Пожарскому и Козьме Минину).
- Что вы о них знаете?
В 1818 году московскому князю Дмитрию Пожарскому и нижегородскому купцу Козьме Минину был поставлен первый скульптурный памятник. Средства на памятник героям- освободителям от полько-шляхетских захватчиков собирал весь народ. На памятнике написаны слова «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия...»
- Как вы думаете, почему памятник этим героям был установлен в Москве?
На Кутузовском проспекте, одной из красивейших улиц Москвы, установлен памятник избавителю земли русской от французского нашествия, полководцу ... (учитель показывает изображение скульптурного памятники Михаилу Илларионовичу Кутузову).
- Кто может назвать имя этого великого человека?
Имя Михаила Илларионовича Кутузова связано, прежде всего, с Отечественной войной 1812 года (победа над Наполеоном). «Когда народной веры глас к святой твоей седине: «Иди, спасай!», ты встал— и спас...» - писал о подвиге замечательного русского полководца великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.
Ежегодно 9 мая мы отмечаем величайшую победу над немецко-фашистскими захватчиками. Долгих четыре года наша армия и наш народ шли к победе. Воины разных национальностей освобождали Советский Союз и всю Европу. «Всё для фронта! Всё для победы!» - вот лозунг тех дней.
В героической панфиловской дивизии, защищая Москву, бок о бок сражались русские, украинцы, белорусы, казахи, киргизы. 16 ноября 1941 года у разъезда Дубосеково на Волоколамском шоссе горстка бойцов-панфиловцев 4 часа отбивала танковые атаки врага. Фашисты так и не смогли пройти и потеряли 18 танков. Возглавлявший наших бойцов политрук Василий Клочков сказал слова, облетевшие всю страну: Велика Россия, а отступать не куда - позади Москва!».
- Как ты понимаешь эти слова?
- Почему Москву называют сердцем России?
Это о героях-панфиловцах поётся в песне «Моя Москва», ставшей гимном Москвы (музыка И. Дунаевского, слова М. Лисянского): Мы запомним суровую осень, Скрежет танков и отблеск штыков, И в веках будут жить двадцать восемь Самых храбрых твоих сынов.
За свой подвиг в Великой Отечественной войне более 11 тысяч человек были удостоены самой высокой и почётной награды: звания Еероя Советского Союза.
Все народы Советского Союза защищали от общего врага родину каждого и всю огромную страну. И это единство помогло одолеть врага.
- Рассмотри у старших, кто из вашей семьи, родственников участвовал в этой войне?
- Кто защищал Москву?
- Кто из них награждён медалью «За оборону Москвы»?
- Какие ордена и медали хранятся в вашей семье? За какие заслуги перед Родиной они получены?
- Знаешь ли ты названия улиц, площадей, проспектов, носящих имена защитников Москвы, России?
- Есть ли памятники им в твоём районе?
Не только воинами славится наша земля.
Этим летом состоялись Олимпийские игры. В сборной команде России были представители разных народов, населяющих нашу страну. Общими усилиями они завоевали большое количество медалей для нашей Родины.
Много знаменитых людей разных национальностей: учёных, поэтов, писателей, композиторов стали гордостью России.
- Как называется торжественная песня, славящая Россию?
- В каких случаях исполняют гимн России?
- Почему при исполнении гимна встают?
- Прослушайте гимн России.
Автор характеризует Россию такими словами: священная, любимая, родная какие из этих слов выражает любовь к Родине?
- Какие слова выражают чувство гордости за Родину?
- Какие поэтические слова нашел автор, чтобы изобразить величие и бескрайность нашей Родины?
- Какие слова подчеркивают единство народов России?
Наш урок закончился расскажите своим близким, что нового вы узнали на сегодняшнем занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
природоведение в 3 классе "Дом в котором мы живём"
Урок-игра обобщающий...
Урок-проект по теме: "Город, в котором мы живём".
На этом уроке учащиеся вспомнят, что такое город, поупражняются в подборе схем к словам на тему "Город", прочитают статьи о том, как Москва стала Москвой, посмотрят видеофильм о достопримечательностях...
Мастер - класс "Страна моя, в которой я живу, страна, в которой жить хочу!"
Любовь к родному селу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребёнка. Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота ...
Город, в котором мы живём ( конспект урока с ЭОР)
Конспект урока окружающего мира в 1 классе ( УМК "Школа 2100") с разработанным к нему электронным образовательным ресурсом...
программа воспитания"дом, в котором мы живём"
Основная цель программы - формирование нравственно-этических основ конструктивного взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Вместе с этим занятия по программе способствуют созданию условий д...
город, в котором мы живём
урок по системе Л.В.Занкова...
урок по окружающему миру "Страна,в которой мы живём"
Урок решает следующие задачи: расширение представлений детей о стране, в которой они живут; знакомство с основными символами РФ и РТ; развитие умения ориентироваться по карте; прод...