природоведение в 3 классе "Дом в котором мы живём"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ № 47
Клубный час
Природоведение
3 класс
« Дом, в котором мы живём».
Подготовила и провела:
Учитель начальных классов
Кречнева И.Л.
Белгород, 2007г.
Тема урока: « Дом, в котором мы живём».
Ход урока:
I. Организационный этап:
Доброе утро! Уж солнышко встало,
И прозвенел наш весёлый звонок.
Ровненько встали, спинки расправим.
Сели. Начнём наш урок.
II. Вводная часть. Постановка цели урока.
- А с каким настроением вы пришли сегодня в школу?
-----------------
- А что бы вы хотели сегодня узнать нового?
----------------
- А какими бы вы хотели быть на уроке?
----------------
- А какой вы хотели бы видеть меня на уроке?
----------------
-А как вы думаете, что сегодня мы будем делать на уроке?
----------------
- Сегодня у нас необычный урок. Это урок-игра. Мы будем учиться играя.
А чему, интересно? Ну, так слушайте
Был, говорят, где-то случай такой.
Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг – чудеса:
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом,
Где эта улица? Где этот дом?
Ищут водители: «Где наш гараж?»
Мечутся жители: «Где наш этаж?»
Всё перепуталось, всё заблудилось!
К счастью, такое лишь в сказке случилось.
Я рассказала про это нарочно.
Чтобы проверить, знаешь ли, точно,
Где ты живёшь?
Где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?
-Мы живём на планете Земля, это и есть наш общий дом. И сегодня на уроке мы будем учиться хорошо знать, любить и беречь………
(учитель открывает доску, и дети хором читают тему урока на плакате)
«Дом, в котором мы живём».
- Да, именно Земля – наш общий дом.
(на доске плакат – карта полушарий)
- У нас над головой общая крыша – голубое небо (рисунок на доске).
-У нас под ногами общий пол – земная поверхность (рисунок на доске).
- У нас одна на всех лампочка и печка – ласковое солнышко (рисунок)
- У нас общий водопровод – дождевые и снежные тучи (рисунок)
- У нас один на всех вентилятор – ветер (рисунок)
- Нам только кажется, что земля наша огромная и необъятная. А если взглянуть на неё из космоса, то не такая уж она большая. Всего за 1,5 часа можно облететь её на космическом корабле. Так что нам действительно надо хорошо знать, любить и беречь дом, в котором мы живём.
III. Основной этап урока.
- Итак, начинаем нашу игру.
У нас 2 команды. Каждой команде было дано домашнее задание: придумать название своей команды, эмблему и выбрать капитана.
0 Тур (подготовительный)
- Слово предоставляется капитанам.
ВОПРОСЫ
- Назвать свой домашний адрес полностью
(страна, область, город, район, улица, № дома, квартиры)
- На каком материке находится Россия?
- Где находится материк Евразия?
(Жюри оценивает. За правильный ответ – фишка)
I Тур
– Представьте, что мы раскрутили глобус так быстро, что все его цвета (синий, белый, зелёный, коричневый) слились в один. Как вы думаете, какого цвета будет такой крутящийся глобус? Почему?
Синего. Потому, что 2/3 земной поверхности занимает вода.
- Именно воде, морям и океанам посвящён первый тур, который называется…..
(плакат на доске)
«Реки, речки и моря,
По земле текут не зря».
Разминка: - отгадайте загадку.
«Не мёд, а ко всему льнёт» (слово)
- Действительно, слово ко всему льнёт. Попробуйте найти хоть один предмет, который не назывался бы словом, Слова есть везде
Я найду слова везде:
И на небе, и в воде.
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в слово!
Задание: найти слова, которые живут в воде (название водоёмов, их обитателей)
(команды совещаются 1 минуту, записывают на листике, читают, отдают жюри)
Инсценировка «Океанская вода»
(автор, девочка, мальчик)
Автор: Спросил на днях малыш – сосед
У струйки льющейся из крана:
Мальчик: - Откуда ты?
Автор: Вода в ответ.
Девочка: - Издалека, из океана.
Автор: Потом малыш гулял в лесу.
Росой искрилась вся поляна.
Мальчик: - Откуда ты? – спросил росу.
Девочка:- Поверь, я из океана.
Автор: На поле лёг туман седой.
Малыш спросил и у тумана
Мальчик:- Откуда ты? Ты кто такой?
Девочка:- И я, дружок, из океана.
Мальчик:- Ты газировка, что шипишь?
Автор: И из бурлящего стакана
Донёсся шёпот:
Девочка:- Знай, малыш, и я пришла из океана
Автор: Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
Звонкой льдинке, и в дождинке, и в росинке,
Нам откликнется всегда
Океанская вода!
Загадки: - Действительно, любая капелька на Земле – пришелица из океана.
- А сколько на земле океанов? (4) – Тихий, Индийский, Атлантический, Северо-Ледовитый.
- Угадай, сколько на земле морей: 34, 54, 74? (54)
- Как называется начало реки? (исток)
- В роднике вода всегда. А откуда в нём она? (подземные воды)
- Какое озеро самое большое на земле? (Каспийское море)
- Какое озеро самое глубокое? (Байкал)
- Как называется костюм водолаза? (скафандр)
- Как называется устройства, с помощью которого человек дышит под водой? (акваланг)
- Перечислить моря, названия которых обозначают цвет. (Красное, Чёрное, Жёлтое, Белое)
- Какое море носит имя камня, применяемого в строительстве, для изготовления памятников? (Мраморное)
- Почему кипящий чайник стучит крышкой? (вода превращается в пар, который подталкивает крышку)
- Как называют волны, вызванные подводным землетрясением? (Цунами)
- Как называют прибор, с помощью которого измеряют глубину морского дна? (эхолот)
- Как называют самое глубокое место на земле? (Мариинская впадина)
II Тур
Что бы узнать, как он называется, угадайте загадку.
Есть у ребят зелёный друг,
Весёлый друг, хороший.
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (Лес)
- Этому зелёному другу и будет посвящён наш 2 тур, который называется:
«Про зелёные леса
И лесные чудеса».
1) Разминка:
. - На доске слова, но это не просто слова. Это птицы, которые потеряли свои хвосты. Пусть каждое слово станет птицей и летит в зелёный лес.
заря(нка) соло(вей) вор(она)
снег(ирь) сок(ол) чай(ка)
сор(ока) гол(убь) зима(родок)
2). – А теперь посмотрим, как вы хорошо знаете растения леса. Я называю растения, а вы хлопком отметьте те, которые не растут в нашей местности:
Яблоня, груша, малина, берёза, ель, саксаул, облепиха, мимоза, вишня, черешня, лимон, апельсин, липа. верба, баобаб, мандарин, слива, осина, каштан, кофе, рябина, дуб, кокос, тополь, сосна.
3). - Сейчас проверим ваше внимание. В лесу на птичий симпозиум собрались птицы. Чужих никого не пускали. Определите этих чужих.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи, аисты, вороны, галки, макароны, ласточки, стрижи, гаечки, чижи, болтики, кукушки,даже совы, плюшки.
4). Ответы на вопросы:
- Почему цветы красивые и душистые? (привлекают насекомых)
- Какая птица не летает, но бегает быстрее автомобиля? (страус, развивает скорость до 130 км)
- Какие птицы живут в Антарктиде и любят кататься на ледяных горках? (пингвины)
- У какого дерева иголки осенью желтеют и опадают (лиственница)
- Как по – другому называют зверей? (млекопитающиеся.Рождаются живые дети, и мать вскармливает детёнышей молоком)
5). – Что мы сажаем, сажая леса. Люди разных профессий ответили бы по-разному.
Что ответил бы: - Столяр?
- Музыкант?
- Работник бумажного комбината?
- Кораблестроитель?
- Врач?
Учитель: - Да, ребята, лес дарит нам здоровье. Это лёгкие нашей планеты. Это тот завод, что выпускает кислород. Всегда ли мы платим ему благодарностью ему за это?
- Знаете ли вы как вести себя в лесу?
- Как поступить с костром? С мусором?
- В древние времена люди полностью зависили от капризов природы, поэтому они преклонялись перед ней. Со временем жизнь на Земле изменилась. Появились заводы, фермы, машины. Людям стало казаться, что они не зависят теперь от природы, что они смогут её покорить. Не сразу стало ясно, что покорение природы привело к разрушению почвы, загрязнению воздуха, уничтожению растений и животных. И сейчас наша планета больна. Люди, живущие на Земле, не покорители природы, а её дети. И как дети заботятся о своей больной матери. Так и жители Земли должны заботиться о своей планете. Не ломайте деревья, не разоряйте птичьих гнёзд, не дразните собак, не пугайте кошек!
Чтоб не умер Арал;
Был бы чистым Байкал,
И зелёным остался бы лес,
Берегите природу!
И подарит вам она
Огромное поле чудес!
Песня «Не дразните собак»
Задание: нарисовать плакаты об охране природы.
III Тур.
Учитель: Бегут по земле реки и речушки, плещутся моря и океаны, шумят листвой зелёные леса, а над морями и горами. Над зелёными лесами раскинулось огромное, голубое ………….(небо)
Третий тур называется……………………….
«Какое небо голубое»
Льётся с неба синий цвет,
И конца у неба нет.
Кто мне сможет дать ответ:
Почему оно такое?
Голубое, голубое!
- Вам на дом было дано задание по этому вопросу.
(сообщения детей из 1 команды)
- А перед дождём небо темнеет. Почему?
(сообщения детей из 2 команды)
- А у нас сегодня небо голубое-голубое. А на этом небе живут разные слова, но они спрятались между тучками-буквами. Попробуйте их найти.
АОДЭЬСОЛНЦЕПТЮКПЛАНЕТАЕРЕЛКАСХАНУИЛОП
ДЁГАЛАКТИКАЖУФРИКОЛУНАБЁСКОБЛАКОТИАРГО
МЗИЯДОЦАТМОСФЕРАФРАДУГАЧАКИОРБИТАЛУЗУЖЭПОМЕРКУРИЙСЮСАМОЛЁТДИСКМЕТЕОРИТЛСЬТКПКОПОРВСЕЛЕННАЯПЦОФЪЗВЁЗДЫЖУМЕДВЕДИЛИСЦАКИМСУЮПИТЕРСПОХЕМЕСЯЦЧАЛУДОЖДЬЛКО
ВОПРОСЫ:
- Кто гоняет ветер по белу свету? (солнце)
- Умеет ли ветер работать? Где? (да, парусники. ветряные мельницы)
- Что страшнее: гром или молния? (молния)
- Почему происходит смена дня и ночи? ( земля вращается вокруг своей оси)
- Какую звезду называют звездой путешественников? (полярную)
- Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят? (ковш Большой Медведицы)
IV Итог урока
- На этом наш урок – игра закончился
Любите родную природу –
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились.
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
- Слово Жюри. Награждения..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-проект по теме: "Город, в котором мы живём".
На этом уроке учащиеся вспомнят, что такое город, поупражняются в подборе схем к словам на тему "Город", прочитают статьи о том, как Москва стала Москвой, посмотрят видеофильм о достопримечательностях...
Город, в котором мы живём ( конспект урока с ЭОР)
Конспект урока окружающего мира в 1 классе ( УМК "Школа 2100") с разработанным к нему электронным образовательным ресурсом...
программа воспитания"дом, в котором мы живём"
Основная цель программы - формирование нравственно-этических основ конструктивного взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Вместе с этим занятия по программе способствуют созданию условий д...
город, в котором мы живём
урок по системе Л.В.Занкова...
Проект "Город, в котором мы живём"
Данный проект проводится в рамках учебного предмета по окружающему миру. Он рассчитан на 1 урока и 3 внеурочных занятия в клубе «Юные патриоты». Поиск интересующей информации, ...
урок по окружающему миру "Страна,в которой мы живём"
Урок решает следующие задачи: расширение представлений детей о стране, в которой они живут; знакомство с основными символами РФ и РТ; развитие умения ориентироваться по карте; прод...
"Город в котором мы живём"
УМК "Школа 2100"...