"Основы компьютерной грамотности"
рабочая программа (1 класс) на тему

Белозёрова Елена Николаевна

     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность и практическая значимость для обучающихся:

Информационные технологии предъявляют все более высокие требования к интеллекту работников. Если навыки работы с конкретной техникой или оборудованием можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.
Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.
Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента общеучебных умений и навыков.

Цели изучения основ информатики в начальной школе:


1) формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней (в частности, с использованием компьютера)
2) развитие навыков решения задач с применением подходов, наиболее распространенных в информатике (с применением формальной логики, алгоритмический, системный и объектно-ориентированный подход)
3) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой
4) развитие у учащихся навыков решения логических задач.

Задачи обучения:

-     развитие познавательного интереса к предметной области «Информатика»

-     познакомить школьников с основными свойствами информации

-     научить их приемам организации информации

-     формирование общеучебных умений и навыков

-     приобретение знаний, умений и навыков работы с информацией

-     формирование умения применять теоретические знания на практике

-     дать школьникам первоначальное представление о компьютере и сферах его применения;

-     развитие памяти, внимания, наблюдательности, абстрактного и логического мышления, творческого и рационального подхода к решению задач

-     воспитание  настойчивости, собранности, организованности, аккуратности,  умения работать в минигруппе, культуры общения, ведения диалога, бережного отношения к школьному имуществу навыков здорового образа жизни.

К основным рассматриваемым понятиям можно отнести:

  • описание объектов - атрибуты, структуры, классы;
  • описание повеления объектов — процессы и алгоритмы;
  • описание логических рассуждений - алгебра высказываний;
  • создание информационной модели объектов — приемы формализации и моделирования.

Умственное развитие в этот период проходит через три стадии:

  • первая — усвоение действий с эталонами по выделению искомых свойств вещей и построение их моделей;
  • вторая — устранение развернутых действий с эталонами и формирование действий в моделях;
  • третья — устранение моделей и переход к умственным действиям со свойствами вещей и их отношениями.

Обучение развивает школьников прежде всего своим содержанием. Однако содержание обучения по-разному усваивается школьниками и влияет на их развитие в зависимости от метода обучения. Методы обучения должны предусматривать построение на каждом этапе обучения и по каждому предмету системы усложняющихся учебных задач, формирование необходимых для их решения действий (мыслительных, речевых, перспективных и т, д.), превращение этих действий в операции более сложных действий, образование обобщений и их применение к новым конкретным ситуациям.
Обучение воздействует на развитие младших школьников и всей своей организацией. Оно является формой их коллективное жизни, общения с учителем и друг с другом. В классном коллективе складываются определенные взаимоотношения, в нем формируется общественное мнение, так или иначе влияющее на развитие младшего школьника. Через классный коллектив он включаются в разные виды деятельности.
Ставя перед школьниками новые познавательные и практические задачи, вооружая их средствами решения этих задач, обучение идет впереди развития. Вместе с тем оно опирается не только на актуальные достижения в развитии, но и на потенциальные его возможности.
Обучение тем успешнее ведет за собой развитие, чем более целенаправленно оно побуждает учащихся к анализу их впечатлений от воспринимаемых объектов, осознанию их отдельных свойств и своих действий с ними, выделению существенных признаков объектов, овладению мерами оценки отдельных их параметров, выработке способов классификации объектов, образованию обобщений и их конкретизации, осознанию общего в своих действиях при решении различных видов задач и т. п.

Характеристика системы отслеживания и оценивания результата обучения

Исследования показывают, что результативность решения младшими школьниками учебных задач существенно зависит от организации деятельности. Работа в диадах учащихся оказывается в среднем более продуктивной, чем индивидуальная; работа в режиме сотрудничества партнеров — более эффективной, чем в режиме соперничества. Организация совместной работы, при которой одному из партнеров поручалась роль консультанта-контролера, положительно влияла на процесс и результаты учебной деятельности. Это: выражалось прежде всего в повышении адекватности выполняемых действий, особенно реализующих функции контроля и само­контроля. Однако в том случае, когда дети не обучались предварительно способам делового общения, исполнение ролей зачастую носило формальный характер.
Усвоение учащимися элементарных правил делового общения протекает успешно и довольно быстро, если обучение их проводится планомерно, включает сравнение и анализ полноценных и неудовлетворительных диалогов, а также упражнения в построении диалогов на заданную тему с учетом изучаемых правил общения. При образовании диад желательно главную роль поручать менее уверенным в себе и менее склонным к лидерству учащимся.
Все эти психологические особенности обучения, развития и воспитания находят реализацию в содержательной части программы и при ее воплощении на практических занятиях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_kompyuternoy_gramotnosti_1b_1.docx103.82 КБ

Предварительный просмотр:

Y:\печать РП 2016-17.jpg

Рабочая программа по  

«Основам компьютерной грамотности»

для 1 « Б» класса

Разработчик программы

учитель начальных классов Белозёрова Елена Николаевна

2016-2017учебный год

     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность и практическая значимость для обучающихся:

Информационные технологии предъявляют все более высокие требования к интеллекту работников. Если навыки работы с конкретной техникой или оборудованием можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.
Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.
Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента общеучебных умений и навыков.

Цели изучения основ информатики в начальной школе:


1) формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней (в частности, с использованием компьютера)
2) развитие навыков решения задач с применением подходов, наиболее распространенных в информатике (с применением формальной логики, алгоритмический, системный и объектно-ориентированный подход)
3) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой
4) развитие у учащихся навыков решения логических задач.

Задачи обучения:

  • развитие познавательного интереса к предметной области «Информатика»
  • познакомить школьников с основными свойствами информации
  • научить их приемам организации информации
  • формирование общеучебных умений и навыков
  • приобретение знаний, умений и навыков работы с информацией
  • формирование умения применять теоретические знания на практике
  • дать школьникам первоначальное представление о компьютере и сферах его применения;
  • развитие памяти, внимания, наблюдательности, абстрактного и логического мышления, творческого и рационального подхода к решению задач
  • воспитание  настойчивости, собранности, организованности, аккуратности,  умения работать в минигруппе, культуры общения, ведения диалога, бережного отношения к школьному имуществу навыков здорового образа жизни.

К основным рассматриваемым понятиям можно отнести:

  • описание объектов - атрибуты, структуры, классы;
  • описание повеления объектов — процессы и алгоритмы;
  • описание логических рассуждений - алгебра высказываний;
  • создание информационной модели объектов — приемы формализации и моделирования.

Умственное развитие в этот период проходит через три стадии:

  • первая — усвоение действий с эталонами по выделению искомых свойств вещей и построение их моделей;
  • вторая — устранение развернутых действий с эталонами и формирование действий в моделях;
  • третья — устранение моделей и переход к умственным действиям со свойствами вещей и их отношениями.

Обучение развивает школьников прежде всего своим содержанием. Однако содержание обучения по-разному усваивается школьниками и влияет на их развитие в зависимости от метода обучения. Методы обучения должны предусматривать построение на каждом этапе обучения и по каждому предмету системы усложняющихся учебных задач, формирование необходимых для их решения действий (мыслительных, речевых, перспективных и т, д.), превращение этих действий в операции более сложных действий, образование обобщений и их применение к новым конкретным ситуациям.
Обучение воздействует на развитие младших школьников и всей своей организацией. Оно является формой их коллективное жизни, общения с учителем и друг с другом. В классном коллективе складываются определенные взаимоотношения, в нем формируется общественное мнение, так или иначе влияющее на развитие младшего школьника. Через классный коллектив он включаются в разные виды деятельности.
Ставя перед школьниками новые познавательные и практические задачи, вооружая их средствами решения этих задач, обучение идет впереди развития. Вместе с тем оно опирается не только на актуальные достижения в развитии, но и на потенциальные его возможности.
Обучение тем успешнее ведет за собой развитие, чем более целенаправленно оно побуждает учащихся к анализу их впечатлений от воспринимаемых объектов, осознанию их отдельных свойств и своих действий с ними, выделению существенных признаков объектов, овладению мерами оценки отдельных их параметров, выработке способов классификации объектов, образованию обобщений и их конкретизации, осознанию общего в своих действиях при решении различных видов задач и т. п.

Характеристика системы отслеживания и оценивания результата обучения

Исследования показывают, что результативность решения младшими школьниками учебных задач существенно зависит от организации деятельности. Работа в диадах учащихся оказывается в среднем более продуктивной, чем индивидуальная; работа в режиме сотрудничества партнеров — более эффективной, чем в режиме соперничества. Организация совместной работы, при которой одному из партнеров поручалась роль консультанта-контролера, положительно влияла на процесс и результаты учебной деятельности. Это: выражалось прежде всего в повышении адекватности выполняемых действий, особенно реализующих функции контроля и самоконтроля. Однако в том случае, когда дети не обучались предварительно способам делового общения, исполнение ролей зачастую носило формальный характер.
Усвоение учащимися элементарных правил делового общения протекает успешно и довольно быстро, если обучение их проводится планомерно, включает сравнение и анализ полноценных и неудовлетворительных диалогов, а также упражнения в построении диалогов на заданную тему с учетом изучаемых правил общения. При образовании диад желательно главную роль поручать менее уверенным в себе и менее склонным к лидерству учащимся.
Все эти психологические особенности обучения, развития и воспитания находят реализацию в содержательной части программы и при ее воплощении на практических занятиях.

Организация учебного процесса

Для проведения занятий планируется свободный набор в группы в начале учебного года. Состав группы – постоянный. Периодичность занятий – 2 раз в неделю (72 часа в год). Вид деятельности группы – профильная, состав постоянный. Количество детей в группе 15 человек.

Прогнозируемые результаты:

По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией учащиеся будут уметь:

  1. осознавать потребность в дополнительной информации;
  2. определять возможные источники информации и стратегии их поиска;
  3. осуществлять поиск информации в словарях, справочниках энциклопедиях, библиотеках;
  4. анализировать полученные из наблюдений сведения;
  5. обнаруживать изменения объектов наблюдения, описывать объекты и их изменения;
  6. с помощью сравнения выделять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов;
  7. объединять предметы по общему признаку;
  8. различать целое и части;
  9. составлять и исполнять несложные алгоритмы;
  10. создавать свои источники информации — информационные проекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы
  11. понимать и создавать самостоятельно точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни
  12. работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру;
  13. уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;
  14. создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;
  15. производить поиск по заданному условию;
  16. готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.

В процессе изучения информатики в 1 классе, обучаемому предоставляется возможность:

  • выяснить роль и место информации в жизни общества и человека
  • получить первичное представление о понятии информации, о формах ее представления;
  • научиться различать виды информации в зависимости от органа чувств, воспринимающего информацию (зрительную, звуковую, вкусовую и т. д.);
  • научится различать информацию в зависимости от способа представления информации на материальном носителе (числовая, текстовая, графическая, табличная);
  • осознать разницу между количественной и качественной информацией и научиться представлять количественную и качественную информацию с помощью чисел;
  • ориентироваться в справочниках и словарях, в которых информация хранится в алфавитном порядке;
  • научиться осуществлять поиск информации в справочниках и словарях, в том числе электронных;
  • научиться осуществлять преобразование информации из одной формы представления в другую (рисунок — в текст, текст — в таблицу, в схему и т. д.);
  • овладеть правилами поведения в компьютерном классе и элементарными действиями с компьютером (включение, выключение, сохранение информации на диске, вывод информации на печать);
  • понимать роль компьютера в жизни и деятельности человека;
  • познакомиться с названиями составных частей компьютера (монитор, клавиатура, мышь, системный блок и пр.);
  • познакомиться с основными аппаратными средствами создания и обработки графических и текстовых информационных объектов (мышь, клавиатура, монитор, принтер) и с назначением каждого из них;
  • научиться представлять информацию на экране компьютера с мощью клавиатуры и мыши: печатать простой текст в текстовом редакторе, изображать простые геометрические фигуры в цвете с помощью графического редактора;

В ходе проведения занятий планируется работа по воспитанию настойчивости, собранности, организованности, аккуратности, умения работать в мини группе, бережного отношения к школьному имуществу, навыков здорового образа жизни; развития культуры общения, ведения диалога, памяти, внимания, наблюдательности, абстрактного и логического мышления, творческого и рационального подхода к решению задач.

Учебно-тематический план

наименование
разделов и тем

общее количество учебных часов

теоретичес-ких

практичес-ких

1

Вводный раздел

10

1.1

Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ

1

1

1.2

Что умеет делать компьютер ?

4

2

2

1.3

Из чего состоит компьютер ?

1

1

1.4

Понятие и назначение курсора.
Управление мышью.

4

2

2

1.5

Клавиатура.
Упражнения из серии «Ловкие ручки»

10

3

7

2

Формальное описание предметов

16

2.1

Выделение существенных признаков предмета

2

2

2.2

Выделение существенных признаков группы предметов: общее и особенное

4

2

2

2.3

Выявление закономерностей в расположении предметов

4

2

2

2.4

Понятие множества

2

2

2.5

Вложенность и пересечение множеств

4

1

3

3

Введение в логику

40

3.1

Упражнения на развитие внимания

8

4

4

3.2

Логика и конструирование

6

2

4

3.3

Симметрия

6

2

4

3.4

Пропедевтика отрицания

4

2

2

3.5

Решение логических задач

12

4

8

4

Повторение

4

2

2

Итого

76

32

44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. С. Симонович, Г. Евсеев, А. Алексеев Общая информатика, учебное пособие. АСТ Пресс, М.2001 г.
  2. Л.И. Домнина, В.В. Вдовин. Подготовка пользователей персональных компьютеров IBM PC (Пособие для педагогов дополнительного образования и преподавателей информатики). Под редакцией М.Ю. Монахова. “Владимирская школа”, Владимир, 1996.
  3. Г. Евсеев, С. Симонович. Работа в Windows,АСТ Пресс,2000г.
  4. Ш. Кроуфорд. Профессиональная работа в Windows,Питер,1999г.
  5. Д.Ю. Гудзенко, Р.Ш. Загиддулин, О.В. Спиридонов, А.В.Белов. Базовая компьютерная подготовка. Курс лекций в МВТУ им. Баумана.
  6. Работа в Интернет.CD-ROM.Петрософт,2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Азы компьютерной грамотности

Вводить информатику надо с начальных классов, чтобы как можно раньше научить детей воспринимать компьютер не как игровую приствку, а как инструмент для создания своих работ и как помощника в получении...

Рабочая программа кружка "Основы компьютерной грамотности"

Эта программа подходит для блока дополнительного образования...

Программа "Основы компьютерной грамотности"

Пояснительная записка Актуальность программыНаше общество активно  вступает в третье тысячелетие, всё сильнее чувствуется влияние на жизнь информационных компьютерных технологий.В любой сфер...

факультатив "Основы компьютерной грамотности"

Адаптированная образовательная программа факультатива "Основы компьютерной грамотности"  8,9 классов для детей с ОВЗ VIII вида...

Программа по внеурочной деятельности «Основы компьютерной грамотности»

Программа “Основы компьютерной грамотности” представляет среду для изучения универсальных компьютерных технологий (графический, текстовые редакторы, электронные книги и игры на развитие логического мы...

«Компьютерная грамотность, как компонент функциональной грамотности в школе»

Сегодня совершенно ясно, что современный мир становится всё более зависимым от информационных технологий и будущее неизбежно потребует от сегодняшних школьников и педагогов большого запаса разнообразн...