"Основы компьютерной грамотности"
рабочая программа (1 класс) на тему
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и практическая значимость для обучающихся:
Информационные технологии предъявляют все более высокие требования к интеллекту работников. Если навыки работы с конкретной техникой или оборудованием можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.
Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.
Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента общеучебных умений и навыков.
Цели изучения основ информатики в начальной школе:
1) формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней (в частности, с использованием компьютера)
2) развитие навыков решения задач с применением подходов, наиболее распространенных в информатике (с применением формальной логики, алгоритмический, системный и объектно-ориентированный подход)
3) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой
4) развитие у учащихся навыков решения логических задач.
Задачи обучения:
- развитие познавательного интереса к предметной области «Информатика»
- познакомить школьников с основными свойствами информации
- научить их приемам организации информации
- формирование общеучебных умений и навыков
- приобретение знаний, умений и навыков работы с информацией
- формирование умения применять теоретические знания на практике
- дать школьникам первоначальное представление о компьютере и сферах его применения;
- развитие памяти, внимания, наблюдательности, абстрактного и логического мышления, творческого и рационального подхода к решению задач
- воспитание настойчивости, собранности, организованности, аккуратности, умения работать в минигруппе, культуры общения, ведения диалога, бережного отношения к школьному имуществу навыков здорового образа жизни.
К основным рассматриваемым понятиям можно отнести:
- описание объектов - атрибуты, структуры, классы;
- описание повеления объектов — процессы и алгоритмы;
- описание логических рассуждений - алгебра высказываний;
- создание информационной модели объектов — приемы формализации и моделирования.
Умственное развитие в этот период проходит через три стадии:
- первая — усвоение действий с эталонами по выделению искомых свойств вещей и построение их моделей;
- вторая — устранение развернутых действий с эталонами и формирование действий в моделях;
- третья — устранение моделей и переход к умственным действиям со свойствами вещей и их отношениями.
Обучение развивает школьников прежде всего своим содержанием. Однако содержание обучения по-разному усваивается школьниками и влияет на их развитие в зависимости от метода обучения. Методы обучения должны предусматривать построение на каждом этапе обучения и по каждому предмету системы усложняющихся учебных задач, формирование необходимых для их решения действий (мыслительных, речевых, перспективных и т, д.), превращение этих действий в операции более сложных действий, образование обобщений и их применение к новым конкретным ситуациям.
Обучение воздействует на развитие младших школьников и всей своей организацией. Оно является формой их коллективное жизни, общения с учителем и друг с другом. В классном коллективе складываются определенные взаимоотношения, в нем формируется общественное мнение, так или иначе влияющее на развитие младшего школьника. Через классный коллектив он включаются в разные виды деятельности.
Ставя перед школьниками новые познавательные и практические задачи, вооружая их средствами решения этих задач, обучение идет впереди развития. Вместе с тем оно опирается не только на актуальные достижения в развитии, но и на потенциальные его возможности.
Обучение тем успешнее ведет за собой развитие, чем более целенаправленно оно побуждает учащихся к анализу их впечатлений от воспринимаемых объектов, осознанию их отдельных свойств и своих действий с ними, выделению существенных признаков объектов, овладению мерами оценки отдельных их параметров, выработке способов классификации объектов, образованию обобщений и их конкретизации, осознанию общего в своих действиях при решении различных видов задач и т. п.
Характеристика системы отслеживания и оценивания результата обучения
Исследования показывают, что результативность решения младшими школьниками учебных задач существенно зависит от организации деятельности. Работа в диадах учащихся оказывается в среднем более продуктивной, чем индивидуальная; работа в режиме сотрудничества партнеров — более эффективной, чем в режиме соперничества. Организация совместной работы, при которой одному из партнеров поручалась роль консультанта-контролера, положительно влияла на процесс и результаты учебной деятельности. Это: выражалось прежде всего в повышении адекватности выполняемых действий, особенно реализующих функции контроля и самоконтроля. Однако в том случае, когда дети не обучались предварительно способам делового общения, исполнение ролей зачастую носило формальный характер.
Усвоение учащимися элементарных правил делового общения протекает успешно и довольно быстро, если обучение их проводится планомерно, включает сравнение и анализ полноценных и неудовлетворительных диалогов, а также упражнения в построении диалогов на заданную тему с учетом изучаемых правил общения. При образовании диад желательно главную роль поручать менее уверенным в себе и менее склонным к лидерству учащимся.
Все эти психологические особенности обучения, развития и воспитания находят реализацию в содержательной части программы и при ее воплощении на практических занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_kompyuternoy_gramotnosti_1b_1.docx | 103.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по
«Основам компьютерной грамотности»
для 1 « Б» класса
Разработчик программы
учитель начальных классов Белозёрова Елена Николаевна
2016-2017учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и практическая значимость для обучающихся:
Информационные технологии предъявляют все более высокие требования к интеллекту работников. Если навыки работы с конкретной техникой или оборудованием можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.
Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.
Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента общеучебных умений и навыков.
Цели изучения основ информатики в начальной школе:
1) формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней (в частности, с использованием компьютера)
2) развитие навыков решения задач с применением подходов, наиболее распространенных в информатике (с применением формальной логики, алгоритмический, системный и объектно-ориентированный подход)
3) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой
4) развитие у учащихся навыков решения логических задач.
Задачи обучения:
- развитие познавательного интереса к предметной области «Информатика»
- познакомить школьников с основными свойствами информации
- научить их приемам организации информации
- формирование общеучебных умений и навыков
- приобретение знаний, умений и навыков работы с информацией
- формирование умения применять теоретические знания на практике
- дать школьникам первоначальное представление о компьютере и сферах его применения;
- развитие памяти, внимания, наблюдательности, абстрактного и логического мышления, творческого и рационального подхода к решению задач
- воспитание настойчивости, собранности, организованности, аккуратности, умения работать в минигруппе, культуры общения, ведения диалога, бережного отношения к школьному имуществу навыков здорового образа жизни.
К основным рассматриваемым понятиям можно отнести:
- описание объектов - атрибуты, структуры, классы;
- описание повеления объектов — процессы и алгоритмы;
- описание логических рассуждений - алгебра высказываний;
- создание информационной модели объектов — приемы формализации и моделирования.
Умственное развитие в этот период проходит через три стадии:
- первая — усвоение действий с эталонами по выделению искомых свойств вещей и построение их моделей;
- вторая — устранение развернутых действий с эталонами и формирование действий в моделях;
- третья — устранение моделей и переход к умственным действиям со свойствами вещей и их отношениями.
Обучение развивает школьников прежде всего своим содержанием. Однако содержание обучения по-разному усваивается школьниками и влияет на их развитие в зависимости от метода обучения. Методы обучения должны предусматривать построение на каждом этапе обучения и по каждому предмету системы усложняющихся учебных задач, формирование необходимых для их решения действий (мыслительных, речевых, перспективных и т, д.), превращение этих действий в операции более сложных действий, образование обобщений и их применение к новым конкретным ситуациям.
Обучение воздействует на развитие младших школьников и всей своей организацией. Оно является формой их коллективное жизни, общения с учителем и друг с другом. В классном коллективе складываются определенные взаимоотношения, в нем формируется общественное мнение, так или иначе влияющее на развитие младшего школьника. Через классный коллектив он включаются в разные виды деятельности.
Ставя перед школьниками новые познавательные и практические задачи, вооружая их средствами решения этих задач, обучение идет впереди развития. Вместе с тем оно опирается не только на актуальные достижения в развитии, но и на потенциальные его возможности.
Обучение тем успешнее ведет за собой развитие, чем более целенаправленно оно побуждает учащихся к анализу их впечатлений от воспринимаемых объектов, осознанию их отдельных свойств и своих действий с ними, выделению существенных признаков объектов, овладению мерами оценки отдельных их параметров, выработке способов классификации объектов, образованию обобщений и их конкретизации, осознанию общего в своих действиях при решении различных видов задач и т. п.
Характеристика системы отслеживания и оценивания результата обучения
Исследования показывают, что результативность решения младшими школьниками учебных задач существенно зависит от организации деятельности. Работа в диадах учащихся оказывается в среднем более продуктивной, чем индивидуальная; работа в режиме сотрудничества партнеров — более эффективной, чем в режиме соперничества. Организация совместной работы, при которой одному из партнеров поручалась роль консультанта-контролера, положительно влияла на процесс и результаты учебной деятельности. Это: выражалось прежде всего в повышении адекватности выполняемых действий, особенно реализующих функции контроля и самоконтроля. Однако в том случае, когда дети не обучались предварительно способам делового общения, исполнение ролей зачастую носило формальный характер.
Усвоение учащимися элементарных правил делового общения протекает успешно и довольно быстро, если обучение их проводится планомерно, включает сравнение и анализ полноценных и неудовлетворительных диалогов, а также упражнения в построении диалогов на заданную тему с учетом изучаемых правил общения. При образовании диад желательно главную роль поручать менее уверенным в себе и менее склонным к лидерству учащимся.
Все эти психологические особенности обучения, развития и воспитания находят реализацию в содержательной части программы и при ее воплощении на практических занятиях.
Организация учебного процесса
Для проведения занятий планируется свободный набор в группы в начале учебного года. Состав группы – постоянный. Периодичность занятий – 2 раз в неделю (72 часа в год). Вид деятельности группы – профильная, состав постоянный. Количество детей в группе 15 человек.
Прогнозируемые результаты:
По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией учащиеся будут уметь:
- осознавать потребность в дополнительной информации;
- определять возможные источники информации и стратегии их поиска;
- осуществлять поиск информации в словарях, справочниках энциклопедиях, библиотеках;
- анализировать полученные из наблюдений сведения;
- обнаруживать изменения объектов наблюдения, описывать объекты и их изменения;
- с помощью сравнения выделять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов;
- объединять предметы по общему признаку;
- различать целое и части;
- составлять и исполнять несложные алгоритмы;
- создавать свои источники информации — информационные проекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы
- понимать и создавать самостоятельно точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни
- работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру;
- уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;
- создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;
- производить поиск по заданному условию;
- готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.
В процессе изучения информатики в 1 классе, обучаемому предоставляется возможность:
- выяснить роль и место информации в жизни общества и человека
- получить первичное представление о понятии информации, о формах ее представления;
- научиться различать виды информации в зависимости от органа чувств, воспринимающего информацию (зрительную, звуковую, вкусовую и т. д.);
- научится различать информацию в зависимости от способа представления информации на материальном носителе (числовая, текстовая, графическая, табличная);
- осознать разницу между количественной и качественной информацией и научиться представлять количественную и качественную информацию с помощью чисел;
- ориентироваться в справочниках и словарях, в которых информация хранится в алфавитном порядке;
- научиться осуществлять поиск информации в справочниках и словарях, в том числе электронных;
- научиться осуществлять преобразование информации из одной формы представления в другую (рисунок — в текст, текст — в таблицу, в схему и т. д.);
- овладеть правилами поведения в компьютерном классе и элементарными действиями с компьютером (включение, выключение, сохранение информации на диске, вывод информации на печать);
- понимать роль компьютера в жизни и деятельности человека;
- познакомиться с названиями составных частей компьютера (монитор, клавиатура, мышь, системный блок и пр.);
- познакомиться с основными аппаратными средствами создания и обработки графических и текстовых информационных объектов (мышь, клавиатура, монитор, принтер) и с назначением каждого из них;
- научиться представлять информацию на экране компьютера с мощью клавиатуры и мыши: печатать простой текст в текстовом редакторе, изображать простые геометрические фигуры в цвете с помощью графического редактора;
В ходе проведения занятий планируется работа по воспитанию настойчивости, собранности, организованности, аккуратности, умения работать в мини группе, бережного отношения к школьному имуществу, навыков здорового образа жизни; развития культуры общения, ведения диалога, памяти, внимания, наблюдательности, абстрактного и логического мышления, творческого и рационального подхода к решению задач.
Учебно-тематический план
№ | наименование | общее количество учебных часов | ||
теоретичес-ких | практичес-ких | |||
1 | Вводный раздел | 10 | ||
1.1 | Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ | 1 | 1 | |
1.2 | Что умеет делать компьютер ? | 4 | 2 | 2 |
1.3 | Из чего состоит компьютер ? | 1 | 1 | |
1.4 | Понятие и назначение курсора. | 4 | 2 | 2 |
1.5 | Клавиатура. | 10 | 3 | 7 |
2 | Формальное описание предметов | 16 | ||
2.1 | Выделение существенных признаков предмета | 2 | 2 | |
2.2 | Выделение существенных признаков группы предметов: общее и особенное | 4 | 2 | 2 |
2.3 | Выявление закономерностей в расположении предметов | 4 | 2 | 2 |
2.4 | Понятие множества | 2 | 2 | |
2.5 | Вложенность и пересечение множеств | 4 | 1 | 3 |
3 | Введение в логику | 40 | ||
3.1 | Упражнения на развитие внимания | 8 | 4 | 4 |
3.2 | Логика и конструирование | 6 | 2 | 4 |
3.3 | Симметрия | 6 | 2 | 4 |
3.4 | Пропедевтика отрицания | 4 | 2 | 2 |
3.5 | Решение логических задач | 12 | 4 | 8 |
4 | Повторение | 4 | 2 | 2 |
Итого | 76 | 32 | 44 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- С. Симонович, Г. Евсеев, А. Алексеев Общая информатика, учебное пособие. АСТ Пресс, М.2001 г.
- Л.И. Домнина, В.В. Вдовин. Подготовка пользователей персональных компьютеров IBM PC (Пособие для педагогов дополнительного образования и преподавателей информатики). Под редакцией М.Ю. Монахова. “Владимирская школа”, Владимир, 1996.
- Г. Евсеев, С. Симонович. Работа в Windows,АСТ Пресс,2000г.
- Ш. Кроуфорд. Профессиональная работа в Windows,Питер,1999г.
- Д.Ю. Гудзенко, Р.Ш. Загиддулин, О.В. Спиридонов, А.В.Белов. Базовая компьютерная подготовка. Курс лекций в МВТУ им. Баумана.
- Работа в Интернет.CD-ROM.Петрософт,2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Азы компьютерной грамотности
Вводить информатику надо с начальных классов, чтобы как можно раньше научить детей воспринимать компьютер не как игровую приствку, а как инструмент для создания своих работ и как помощника в получении...
Рабочая программа кружка "Основы компьютерной грамотности"
Эта программа подходит для блока дополнительного образования...
Программа "Основы компьютерной грамотности"
Пояснительная записка Актуальность программыНаше общество активно вступает в третье тысячелетие, всё сильнее чувствуется влияние на жизнь информационных компьютерных технологий.В любой сфер...
Основы компьютерной грамотности - рабочая программа
Рабочая программа клуба...
факультатив "Основы компьютерной грамотности"
Адаптированная образовательная программа факультатива "Основы компьютерной грамотности" 8,9 классов для детей с ОВЗ VIII вида...
Программа по внеурочной деятельности «Основы компьютерной грамотности»
Программа “Основы компьютерной грамотности” представляет среду для изучения универсальных компьютерных технологий (графический, текстовые редакторы, электронные книги и игры на развитие логического мы...
«Компьютерная грамотность, как компонент функциональной грамотности в школе»
Сегодня совершенно ясно, что современный мир становится всё более зависимым от информационных технологий и будущее неизбежно потребует от сегодняшних школьников и педагогов большого запаса разнообразн...