факультатив "Основы компьютерной грамотности"
рабочая программа на тему

Кохан Лариса Анатольевна

Адаптированная образовательная программа факультатива "Основы компьютерной грамотности"  8,9 классов для детей с ОВЗ VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_kompyuternoy_gramotnosti.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5

Усть-Кутского муниципального образования.

Рассмотрено:                                                                                       Согласовано:                                                              Утверждено:

на заседании ШМО учителей                                                            Зам. директора по УВР                                            Директор МОУ СОШ № 5 УКМО

протокол № ___ от «___» 08.2014 г.                                                    ________ Л.А. Горемыкина                                   __________С.В. Фетцова                          

руководитель ШМО____ Л. А. Кохан                                              «____»________2014 г.                                            «_____»_________2014 г.

                                     

Адаптированная  образовательная  программа факультативного занятия «Основы компьютерной грамотности»

8 специального  (коррекционного)  класса   для детей с ограниченными возможностями  здоровья VIII вида

Разработчик:

Лариса Анатольевна Кохан

учитель I категории

2014-2015 учебный год.

Пояснительная записка.

Адаптированная  образовательная программа факультативного занятия «Основы компьютерной грамотности» специального коррекционного  класса  для детей с ограниченными возможностями здоровья  VIII вида составлена  на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 48);
  2. Федеральный государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утв. Приказом  Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;

3.      Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на 2011-2012, 2012-2013 учебные годы;

  1. Письмо министерства образования Иркутской области №55-37-5064/14 от  04.06.2014 года «Об использовании регионального учебного плана общеобразовательных учреждений Иркутской области»;
  2. Положение о рабочей программе педагога МОУ СОШ №5 УКМО, утвержденное 01.09.2011 г. № 110-од.                                
  3.  Учебный план МОУ СОШ №5 УКМО на 2014-2015 уч. год;

Адаптированная образовательная программа «Основы компьютерной грамотности» составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов общеобразовательной школы», изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений с учетом психофизических особенностей учащихся коррекционных школ VIII вида». Данный учебный курс рассчитан на учащихся с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих навыков обращения с компьютером.  Адаптированная образовательная программа рассчитана на 2 года обучения - 68 часов: 8 класс - 34 часа, 9 класс - 34 часа (1 час в неделю).

Предлагаемый курс «Основы компьютерной грамотности» знакомит учащихся с основами информационных ресурсов. Данный курс формирует многие виды деятельности, которые имеют обще дисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов, сбор, хранение, преобразование и передача информации, управление объектами и процессами.

Функционирование компьютерного класса позволяет обновить содержание, методы и организационные формы воспитательной работы в специальном учреждении. Внедрение компьютерной техники в специальное обучение связано с решением двух фундаментальных задач: научить детей грамотно пользоваться новыми орудиями деятельности, использовать новые компьютерные технологии в целях коррекции нарушений и общего развития аномального ребенка. В 2014 учебном  году класс перевели в кабинет информатики. Учитывая пожелания детей, мною была составлена адаптированная образовательная программа факультативного курса «Основы компьютерной грамотности». Сразу возникли вопросы: чему учить и как учить? Необходимо учитывать разницу между информатикой и основами компьютерной грамотности и интеллектуальным потенциалом учащихся.

Данный курс является коррекционным, так как способствует развитию и корригирует личность каждого ребенка. В представленном варианте программы учтены и сохранены принципы коррекционной направленности:

-обеспечение каждому ребенку адекватного лично для него темпа и способов усвоения знаний;

-доступность материала;

-научность;

-осуществление дифференцированного и индивидуального подхода;

-концентрический принцип размещения материала, при котором одна и та же тема изучается в течение 2 лет с постепенным наращиванием сложности.

Концентризм программы создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала. Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий – путем систематического повтора и усложнения тренинга. Учащиеся специальной коррекционной школы VIII вида имеют ряд особенностей, учтенных при составлении программы:

Особенности контингента

Способы преодоления

Интеллектуальная недостаточность, недоразвитие познавательных процессов.

Неоднократное повторение, закрепление в различных видах деятельности. Применение специальных коррекционных методов и приёмов обучения.

Слабое восприятие теоретической базы.

Использование различного вида наглядности, программы PowerPoint.

Затруднение практической деятельности.

Многократная работа на тренажёре, оценка и самооценка результатов деятельности на каждом

Слабое развитие мелкой моторики.

 Использование клавиатурных тренажеров.

Ограниченное представление об окружающем мире.

Формирование представлений, расширение кругозора.

С учетом возрастных и психофизических особенностей учащихся в программе выделяются две ступени обучения:

1. Ознакомительная – 8 класс.

2. Основная – 9 класс.

Цель курса:

знакомить учащихся с ограниченными возможностями здоровья с компьютерными ресурсами и их практическим применением.

Задачи курса:

- обогащать учащимся с ограниченными возможностями здоровья доступными знаниями о компьютерных ресурсах, расширять кругозор учащихся о компьютерных технологиях и способах их практического применения;

- повышать адаптивные возможности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, их социальной ориентировки за счет дополнительно приобретенных основ компьютерной грамотности;

- воспитывать познавательный интерес к использованию информационных и коммуникационных технологий.

Ведущие методы, формы обучения:

-передача информации от воспитателя к воспитаннику – устное изложение материала: рассказ, беседа, объяснение, пояснения, что позволяет раскрыть основные теоретические положения и ключевые понятия содержания программы;

-слово воспитателя в сочетании созрительным рядом наглядности - демонстрация картин, таблиц, слайдов, фильмов, видеоматериалов – оказывает эмоционально-эстетическое воздействие на учащихся, создает определенный настрой, мотивирующий воспитанников к дальнейшей познавательной деятельности;

-организация практических работ учащихся под руководством воспитателя: выполнение самостоятельных и практических работ позволит закрепить изученный материал.

Формы организации воспитательного процесса:

-фронтальные;

-групповые;

-индивидуальные.

Формы работы варьируются в зависимости от темы, способностей и возможностей учащихся:

-работа по индивидуальным карточкам;

-цифровой диктант;

-работа по опорным схемам;

-ребусы, загадки, кроссворды, развивающие игры;

-развитие мелкой моторики (клавиатурные тренажёры, развивающие игры).

Для осуществления воспитательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий:

-традиционное обучение;

-игровые технологии;

-дифференцированное и индивидуальное обучение;

-здоровье сберегающие технологии.

Принципы обучения:

-научность;

-связь теории с практикой;

-системность;

-сознательность и активность в обучении;

-индивидуальный подход;

-доступность;

-прочность усвоения знаний.

Формы, способы, средства проверки и оценки результатов обучения:

-устные ответы;

-самостоятельная работа;

-фронтальный опрос;

-дифференцированный опрос;

-индивидуальный опрос.

Требования к уровню подготовки

К концу изучения курса «Основы компьютерной грамотности» учащиеся с ограниченными возможностями здоровья должны знать:

- устройство компьютера;

- правила техники безопасности работы на компьютере;

-элементы программ Paint, Word, Power Point;

- компьютерную сеть Интернет, поиск нужной информации в сети;

-основные понятия и термины электронной почты.

уметь:

- использовать полученные знания в практической деятельности;

-  получать, готовить и отправлять сообщения;

- пользоваться компьютерными ресурсами.

Содержание программы

Компьютер для начинающих. (15ч)

Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.  - 1ч.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш.  Основная позиция пальцев на клавиатуре.  – 11 ч.

Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.  – 3 ч.

Практическая работа «Клавиатурный тренажер»

Информация вокруг нас. (4ч)

Действия  с информацией.

Хранение информации. Носители информации. Передача информации.  – 1 ч.

Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Текст как форма представления информации.  - 1 ч.

Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. – 1 ч.

Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам.  – 1 ч.

Практическая работа «Набор заданного текста» (4 ч.)

Информационные технологии.  (15ч)

Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор.  Этапы подготовки документа на компьютере. -10 ч.

Компьютерная графика. Графические редакторы.  – 5 ч.

Практическая работа «Форматирование текста» (5 ч.)

Практическая работа «Форматирование таблиц» (5 ч.)

Практическая работа «Создание графических объектов» (5 ч.)

Тематический план

Содержание темы

кол – во часов

по плану

по факту

1

Компьютер для начинающих.

15

15

2

Информация вокруг нас.

4

4

3

Информационные технологии.  

15

14

34

33


Календарно-тематическое планирование факультативного курса «Основы компьютерной грамотности»

урока

Дата проведения   урока

Наименование

раздела программы

Тема урока

Контроль

Примечание

план

факт

06.09

Компьютер для начинающих – 15 ч.

Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.

03.09

Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши.

20.09

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура

27.09

Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатура – пробел.

04.10

Группы клавиш. Функциональные клавиши.

11.10

Группы клавиш. Символьные цифровые клавиши.

18.10

Группы клавиш. Символьные алфавитные клавиши среднего ряда.

25.10

Группы клавиш. Символьные алфавитные клавиши верхнего ряда.

15.11

Группы клавиш. Символьные алфавитные клавиши нижнего  ряда.

22.11

Клавиши управления курсором.

29.11

Специальные клавиши. Enter, Esc.

06.12

Специальные клавиши. BackSpace, Delet.

13.12

Специальные клавиши. Shift, Ctrl, Alt.

20.12

Специальные клавиши. Caps Lock.

27.12

Комбинации клавиш. Alt(L)+Shift.

17.01

Информация вокруг нас – 4 ч.

Действия  с информацией.

Хранение информации. Носители информации. Передача информации.  

24.01

Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Текст как форма представления информации.

31.01

Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

07.02

Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам.

14.02

Информационные технологии – 15 ч.

Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор.  

21.02

Этапы подготовки документа на компьютере. Выделение Ж, К, Ч. (Жирный, курсив, подчёркнутый).

28.02

Этапы подготовки документа на компьютере. Изменение размера шрифта. Выравнивание текста.

07.03

Этапы подготовки документа на компьютере. Изменение цвета шрифта и выделение цветом.

14.03

Этапы подготовки документа на компьютере. Маркеры и нумерация.

21.03

Знакомство с таблицей в текстовом документе. Понятия «Столбец» и «Строка».

04.04

Изменение размеров столбцов и строк.

11.04

Изменение количества столбцов и строк (добавление, удаление, разбивка, соединение).

18.04

Выделение цветом отдельных  ячеек и надписей.

25.04

Вставка таблицы в текстовый документ.

02.04

Компьютерная графика. Знакомство с автофигурами.

16.04

Компьютерная графика. Изменение цвета автофигур.

23.04

Компьютерная графика. Изменение размера и положения автофигур.

30.04

Компьютерная графика. Знакомство с Галереей текстовых эффектов.

Итоговое занятие. Создание комбинированного документа (текст, таблица, графический объект).


Список использованной литературы

1.Бгажнокова И.М. «Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями». Москва, Владос, 2013 г.

2.Бгажнокова И.М. «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»,Москва, Владос, 2011 г.

3.БокучаваТ.П. «Методическое пособие по информатике»Тур, -СПб: БХВ-Петербург, 2011 г.

4.БосоваЛ.Л. «Информатика: Учебник для 5 класса». 4-е изд., испр. - М.: БИНОМ.

Лаборатория знаний, 2012.- 192 с.: ил.

5.БосоваЛ.Л. «Информатика: Учебник для 6 класса». 5-е изд., испр. - М.: БИНОМ.

Лаборатория знаний, 2012.- 192 с.: ил.

6.Босова Л.Л. «Практикум по компьютерной графике для младших школьников».

7. Босова Л.Л «Информатика в школе» – 2009 - № 5. – 94 с.: ил.

8. Горностаева А. М., Н.П. Серова. «Информатика. 5-11 классы: развёрнутое тематическое планирование»/авт. - сост. - Волгоград: Учитель, 2010.

9.Гонеев А.Д, Лифенцева Н.И., Ялпаева Н.В. «Основы коррекционной педагогики», под ред. В.А. Сластенина, Москва, издательский центр «Академия»,2010 г.

10.ДьяковВ.П. «Компьютер в быту». Смоленск 1998 г.

11. Завражин С.А., Фортова Л.К. «Адаптация детей с ограниченными возможностями», Москва ,академический проект, 2009 г.

12.Князева Е.В. Применение информационных технологий в специальной (коррекци-онной) школе VIII вида. /Князева Е.В.// Коррекционная педагогика. -2009 - № 4 (34) – с. 29-37.

13.МакароваН.В. «Информатика и ИКТ. Учебник начального уровня».СПб,Питер, 2008 . – 158 с.

14. Макарова Н.В.«Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса» - 4-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 205 с.: ил.

15. Макарова Н.В.«Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 10 класса». СПб.: Питер, 2008. – 256 с.

16.МакароваН.В.«Информатика: основы компьютерной грамоты. Начальный курс» СПб.: Питер, 2001г.

17.Малясова С.В.«Информатика в школе. –Практикум»MicrosoftEхсеl. 2009 - № 1. –91 с.: ил.

18.УгриновичН.Д.«Информатика: Учебник для 7 класса» – 4-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 173 с.: ил. Литература для воспитанников

Антошин М.К. «Информатика для начинающих. Теория. Практика. Тесты». 1- я ступень. ООО «Стрекоза», 2009 – 72с.: ил.

Антошин М.К. «Информатика для начинающих. Теория. Практика. Тесты». 2- я ступень. ООО «Стрекоза», 2009 – 72с.: ил.

 3. Айрис «Учимся рисовать на компьютере». М.: – Пресс, 2010 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Азы компьютерной грамотности

Вводить информатику надо с начальных классов, чтобы как можно раньше научить детей воспринимать компьютер не как игровую приствку, а как инструмент для создания своих работ и как помощника в получении...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Компьютерная грамотность»

Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образовани...

Рабочая программа кружка "Компьютерная грамотность"

Рабочая программа кружка "Компьютерная грамотность" для обучающихся 1-4 классов...

Сертификат соответствия требованиям к компьютерной грамотности.

Система добровольной сертификации "ИНФОРМИКАСЕРТ"....

Рабочая программа кружка "Основы компьютерной грамотности"

Эта программа подходит для блока дополнительного образования...

Развиваем компьютерную грамотность

Данный материал поможет провести тестирование учащихся 1 класса в начале учебного года .В конце тестирования каждый ребенок получит интереснй ценный материал....

Рабочая программа кружка «Компьютерная грамотность»

Данный  курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением. В рамках дополнительного образ...