факультатив "Основы компьютерной грамотности"
рабочая программа на тему
Адаптированная образовательная программа факультатива "Основы компьютерной грамотности" 8,9 классов для детей с ОВЗ VIII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_kompyuternoy_gramotnosti.doc | 157.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5
Усть-Кутского муниципального образования.
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
на заседании ШМО учителей Зам. директора по УВР Директор МОУ СОШ № 5 УКМО
протокол № ___ от «___» 08.2014 г. ________ Л.А. Горемыкина __________С.В. Фетцова
руководитель ШМО____ Л. А. Кохан «____»________2014 г. «_____»_________2014 г.
Адаптированная образовательная программа факультативного занятия «Основы компьютерной грамотности»
8 специального (коррекционного) класса для детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида
Разработчик:
Лариса Анатольевна Кохан
учитель I категории
2014-2015 учебный год.
Пояснительная записка.
Адаптированная образовательная программа факультативного занятия «Основы компьютерной грамотности» специального коррекционного класса для детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 48);
- Федеральный государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;
3. Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на 2011-2012, 2012-2013 учебные годы;
- Письмо министерства образования Иркутской области №55-37-5064/14 от 04.06.2014 года «Об использовании регионального учебного плана общеобразовательных учреждений Иркутской области»;
- Положение о рабочей программе педагога МОУ СОШ №5 УКМО, утвержденное 01.09.2011 г. № 110-од.
- Учебный план МОУ СОШ №5 УКМО на 2014-2015 уч. год;
Адаптированная образовательная программа «Основы компьютерной грамотности» составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов общеобразовательной школы», изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений с учетом психофизических особенностей учащихся коррекционных школ VIII вида». Данный учебный курс рассчитан на учащихся с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих навыков обращения с компьютером. Адаптированная образовательная программа рассчитана на 2 года обучения - 68 часов: 8 класс - 34 часа, 9 класс - 34 часа (1 час в неделю).
Предлагаемый курс «Основы компьютерной грамотности» знакомит учащихся с основами информационных ресурсов. Данный курс формирует многие виды деятельности, которые имеют обще дисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов, сбор, хранение, преобразование и передача информации, управление объектами и процессами.
Функционирование компьютерного класса позволяет обновить содержание, методы и организационные формы воспитательной работы в специальном учреждении. Внедрение компьютерной техники в специальное обучение связано с решением двух фундаментальных задач: научить детей грамотно пользоваться новыми орудиями деятельности, использовать новые компьютерные технологии в целях коррекции нарушений и общего развития аномального ребенка. В 2014 учебном году класс перевели в кабинет информатики. Учитывая пожелания детей, мною была составлена адаптированная образовательная программа факультативного курса «Основы компьютерной грамотности». Сразу возникли вопросы: чему учить и как учить? Необходимо учитывать разницу между информатикой и основами компьютерной грамотности и интеллектуальным потенциалом учащихся.
Данный курс является коррекционным, так как способствует развитию и корригирует личность каждого ребенка. В представленном варианте программы учтены и сохранены принципы коррекционной направленности:
-обеспечение каждому ребенку адекватного лично для него темпа и способов усвоения знаний;
-доступность материала;
-научность;
-осуществление дифференцированного и индивидуального подхода;
-концентрический принцип размещения материала, при котором одна и та же тема изучается в течение 2 лет с постепенным наращиванием сложности.
Концентризм программы создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала. Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий – путем систематического повтора и усложнения тренинга. Учащиеся специальной коррекционной школы VIII вида имеют ряд особенностей, учтенных при составлении программы:
Особенности контингента | Способы преодоления |
Интеллектуальная недостаточность, недоразвитие познавательных процессов. | Неоднократное повторение, закрепление в различных видах деятельности. Применение специальных коррекционных методов и приёмов обучения. |
Слабое восприятие теоретической базы. | Использование различного вида наглядности, программы PowerPoint. |
Затруднение практической деятельности. | Многократная работа на тренажёре, оценка и самооценка результатов деятельности на каждом |
Слабое развитие мелкой моторики. | Использование клавиатурных тренажеров. |
Ограниченное представление об окружающем мире. | Формирование представлений, расширение кругозора. |
С учетом возрастных и психофизических особенностей учащихся в программе выделяются две ступени обучения:
1. Ознакомительная – 8 класс.
2. Основная – 9 класс.
Цель курса:
знакомить учащихся с ограниченными возможностями здоровья с компьютерными ресурсами и их практическим применением.
Задачи курса:
- обогащать учащимся с ограниченными возможностями здоровья доступными знаниями о компьютерных ресурсах, расширять кругозор учащихся о компьютерных технологиях и способах их практического применения;
- повышать адаптивные возможности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, их социальной ориентировки за счет дополнительно приобретенных основ компьютерной грамотности;
- воспитывать познавательный интерес к использованию информационных и коммуникационных технологий.
Ведущие методы, формы обучения:
-передача информации от воспитателя к воспитаннику – устное изложение материала: рассказ, беседа, объяснение, пояснения, что позволяет раскрыть основные теоретические положения и ключевые понятия содержания программы;
-слово воспитателя в сочетании созрительным рядом наглядности - демонстрация картин, таблиц, слайдов, фильмов, видеоматериалов – оказывает эмоционально-эстетическое воздействие на учащихся, создает определенный настрой, мотивирующий воспитанников к дальнейшей познавательной деятельности;
-организация практических работ учащихся под руководством воспитателя: выполнение самостоятельных и практических работ позволит закрепить изученный материал.
Формы организации воспитательного процесса:
-фронтальные;
-групповые;
-индивидуальные.
Формы работы варьируются в зависимости от темы, способностей и возможностей учащихся:
-работа по индивидуальным карточкам;
-цифровой диктант;
-работа по опорным схемам;
-ребусы, загадки, кроссворды, развивающие игры;
-развитие мелкой моторики (клавиатурные тренажёры, развивающие игры).
Для осуществления воспитательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий:
-традиционное обучение;
-игровые технологии;
-дифференцированное и индивидуальное обучение;
-здоровье сберегающие технологии.
Принципы обучения:
-научность;
-связь теории с практикой;
-системность;
-сознательность и активность в обучении;
-индивидуальный подход;
-доступность;
-прочность усвоения знаний.
Формы, способы, средства проверки и оценки результатов обучения:
-устные ответы;
-самостоятельная работа;
-фронтальный опрос;
-дифференцированный опрос;
-индивидуальный опрос.
Требования к уровню подготовки
К концу изучения курса «Основы компьютерной грамотности» учащиеся с ограниченными возможностями здоровья должны знать:
- устройство компьютера;
- правила техники безопасности работы на компьютере;
-элементы программ Paint, Word, Power Point;
- компьютерную сеть Интернет, поиск нужной информации в сети;
-основные понятия и термины электронной почты.
уметь:
- использовать полученные знания в практической деятельности;
- получать, готовить и отправлять сообщения;
- пользоваться компьютерными ресурсами.
Содержание программы
Компьютер для начинающих. (15ч)
Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места. - 1ч.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. – 11 ч.
Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню. – 3 ч.
Практическая работа «Клавиатурный тренажер»
Информация вокруг нас. (4ч)
Действия с информацией.
Хранение информации. Носители информации. Передача информации. – 1 ч.
Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Текст как форма представления информации. - 1 ч.
Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. – 1 ч.
Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. – 1 ч.
Практическая работа «Набор заданного текста» (4 ч.)
Информационные технологии. (15ч)
Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере. -10 ч.
Компьютерная графика. Графические редакторы. – 5 ч.
Практическая работа «Форматирование текста» (5 ч.)
Практическая работа «Форматирование таблиц» (5 ч.)
Практическая работа «Создание графических объектов» (5 ч.)
Тематический план
№ | Содержание темы | кол – во часов | |
по плану | по факту | ||
1 | Компьютер для начинающих. | 15 | 15 |
2 | Информация вокруг нас. | 4 | 4 |
3 | Информационные технологии. | 15 | 14 |
34 | 33 |
Календарно-тематическое планирование факультативного курса «Основы компьютерной грамотности»
№ урока | Дата проведения урока | Наименование раздела программы | Тема урока | Контроль | Примечание | |
план | факт | |||||
06.09 | Компьютер для начинающих – 15 ч. | Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места. | ||||
03.09 | Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. | |||||
20.09 | Ввод информации в память компьютера. Клавиатура | |||||
27.09 | Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатура – пробел. | |||||
04.10 | Группы клавиш. Функциональные клавиши. | |||||
11.10 | Группы клавиш. Символьные цифровые клавиши. | |||||
18.10 | Группы клавиш. Символьные алфавитные клавиши среднего ряда. | |||||
25.10 | Группы клавиш. Символьные алфавитные клавиши верхнего ряда. | |||||
15.11 | Группы клавиш. Символьные алфавитные клавиши нижнего ряда. | |||||
22.11 | Клавиши управления курсором. | |||||
29.11 | Специальные клавиши. Enter, Esc. | |||||
06.12 | Специальные клавиши. BackSpace, Delet. | |||||
13.12 | Специальные клавиши. Shift, Ctrl, Alt. | |||||
20.12 | Специальные клавиши. Caps Lock. | |||||
27.12 | Комбинации клавиш. Alt(L)+Shift. | |||||
17.01 | Информация вокруг нас – 4 ч. | Действия с информацией. Хранение информации. Носители информации. Передача информации. | ||||
24.01 | Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Текст как форма представления информации. | |||||
31.01 | Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. | |||||
07.02 | Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. | |||||
14.02 | Информационные технологии – 15 ч. | Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. | ||||
21.02 | Этапы подготовки документа на компьютере. Выделение Ж, К, Ч. (Жирный, курсив, подчёркнутый). | |||||
28.02 | Этапы подготовки документа на компьютере. Изменение размера шрифта. Выравнивание текста. | |||||
07.03 | Этапы подготовки документа на компьютере. Изменение цвета шрифта и выделение цветом. | |||||
14.03 | Этапы подготовки документа на компьютере. Маркеры и нумерация. | |||||
21.03 | Знакомство с таблицей в текстовом документе. Понятия «Столбец» и «Строка». | |||||
04.04 | Изменение размеров столбцов и строк. | |||||
11.04 | Изменение количества столбцов и строк (добавление, удаление, разбивка, соединение). | |||||
18.04 | Выделение цветом отдельных ячеек и надписей. | |||||
25.04 | Вставка таблицы в текстовый документ. | |||||
02.04 | Компьютерная графика. Знакомство с автофигурами. | |||||
16.04 | Компьютерная графика. Изменение цвета автофигур. | |||||
23.04 | Компьютерная графика. Изменение размера и положения автофигур. | |||||
30.04 | Компьютерная графика. Знакомство с Галереей текстовых эффектов. | |||||
Итоговое занятие. Создание комбинированного документа (текст, таблица, графический объект). |
Список использованной литературы
1.Бгажнокова И.М. «Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями». Москва, Владос, 2013 г.
2.Бгажнокова И.М. «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»,Москва, Владос, 2011 г.
3.БокучаваТ.П. «Методическое пособие по информатике»Тур, -СПб: БХВ-Петербург, 2011 г.
4.БосоваЛ.Л. «Информатика: Учебник для 5 класса». 4-е изд., испр. - М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2012.- 192 с.: ил.
5.БосоваЛ.Л. «Информатика: Учебник для 6 класса». 5-е изд., испр. - М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2012.- 192 с.: ил.
6.Босова Л.Л. «Практикум по компьютерной графике для младших школьников».
7. Босова Л.Л «Информатика в школе» – 2009 - № 5. – 94 с.: ил.
8. Горностаева А. М., Н.П. Серова. «Информатика. 5-11 классы: развёрнутое тематическое планирование»/авт. - сост. - Волгоград: Учитель, 2010.
9.Гонеев А.Д, Лифенцева Н.И., Ялпаева Н.В. «Основы коррекционной педагогики», под ред. В.А. Сластенина, Москва, издательский центр «Академия»,2010 г.
10.ДьяковВ.П. «Компьютер в быту». Смоленск 1998 г.
11. Завражин С.А., Фортова Л.К. «Адаптация детей с ограниченными возможностями», Москва ,академический проект, 2009 г.
12.Князева Е.В. Применение информационных технологий в специальной (коррекци-онной) школе VIII вида. /Князева Е.В.// Коррекционная педагогика. -2009 - № 4 (34) – с. 29-37.
13.МакароваН.В. «Информатика и ИКТ. Учебник начального уровня».СПб,Питер, 2008 . – 158 с.
14. Макарова Н.В.«Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса» - 4-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 205 с.: ил.
15. Макарова Н.В.«Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 10 класса». СПб.: Питер, 2008. – 256 с.
16.МакароваН.В.«Информатика: основы компьютерной грамоты. Начальный курс» СПб.: Питер, 2001г.
17.Малясова С.В.«Информатика в школе. –Практикум»MicrosoftEхсеl. 2009 - № 1. –91 с.: ил.
18.УгриновичН.Д.«Информатика: Учебник для 7 класса» – 4-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 173 с.: ил. Литература для воспитанников
Антошин М.К. «Информатика для начинающих. Теория. Практика. Тесты». 1- я ступень. ООО «Стрекоза», 2009 – 72с.: ил.
Антошин М.К. «Информатика для начинающих. Теория. Практика. Тесты». 2- я ступень. ООО «Стрекоза», 2009 – 72с.: ил.
3. Айрис «Учимся рисовать на компьютере». М.: – Пресс, 2010 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Азы компьютерной грамотности
Вводить информатику надо с начальных классов, чтобы как можно раньше научить детей воспринимать компьютер не как игровую приствку, а как инструмент для создания своих работ и как помощника в получении...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Компьютерная грамотность»
Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образовани...
Рабочая программа кружка "Компьютерная грамотность"
Рабочая программа кружка "Компьютерная грамотность" для обучающихся 1-4 классов...
Сертификат соответствия требованиям к компьютерной грамотности.
Система добровольной сертификации "ИНФОРМИКАСЕРТ"....
Рабочая программа кружка "Основы компьютерной грамотности"
Эта программа подходит для блока дополнительного образования...
Развиваем компьютерную грамотность
Данный материал поможет провести тестирование учащихся 1 класса в начале учебного года .В конце тестирования каждый ребенок получит интереснй ценный материал....
Рабочая программа кружка «Компьютерная грамотность»
Данный курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением. В рамках дополнительного образ...