Основы компьютерной грамотности - рабочая программа
рабочая программа (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
БДО ГБОУ с углублённым изучением отдельных предметов №879
«Основы компьютерной грамотности»
Преподаватель – Игнатова А.А.
2013 – 2014 год
Пояснительная записка
Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.
Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана.
В этой связи особенно актуальными становятся вопросы создания учебных программ для изучения информатики в начальной школе.
Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках.
Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.
Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.
Данный курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением. Программа курса состоит из четырех ступеней, фактически продолжающих друг друга, но между тем каждая является самостоятельной частью усвоения информатики. Дети, приходя в школу в 1 класс и занимаясь в компьютерном кружке все 4 года, смогут освоить работу в основных прикладных программах, но между тем, если ребенок начнет заниматься позже, со 2 или 3 класса, он свободно сможет влиться в коллектив кружка.
Программа курса состоит из часов:
- 2 класс «Мастер печатных дел»- 38 часов (1 раз в неделю);
Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, и эффективно использовать новые технологии.
Такие умения необходимы сегодня каждому молодому человеку.
Поэтому первой и важнейшей задачей школьного курса информатики является формирование у учащихся соответствующего стиля мышления, и начинать это следует в младших классах.
Развитие детей младшего школьного возраста с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. В этой связи актуальными становятся вопросы о формах и методах обучения детей с первого класса.
Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей младших школьников. Сложность поставленной задачи определяется тем, что, с одной стороны необходимо стремиться к развитию мышления и творческих способностей детей, а с другой стороны - давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме.
Поэтому очень важна роль курса информатики в начальных классах.
Во-первых, для формирования различных видов мышления, в том числе операционного (алгоритмического). Процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств.
Во-вторых, для выполнения практической работы с информацией, для приобретения навыков работы с современным программным обеспечением. Освоение компьютера в начальных классах поможет детям использовать его как инструмент своей деятельности на уроках с применением компьютера.
В-третьих, для представления об универсальных возможностях использования компьютера как средства обучения, вычисления, изображения, редактирования, развлечения и др.
В-четвертых, для формирования интереса и для создания положительных эмоциональных отношений детей к вычислительной технике. Компьютер позволяет превратить урок информатики в интересную игру.
Программа курса ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах. Это:
- ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ - работу на компьютере выполняет учитель, а учащиеся наблюдают.
- ФРОНТАЛЬНАЯ - недлительная, но синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя.
- САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ- выполнение самостоятельной работы с компьютером в пределах одного, двух или части урока. Учитель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.
- ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ – выполнение работы в микро группах на протяжении нескольких занятий
- РАБОТА КОНСУЛЬТАНТОВ – Ученик контролирует работу всей группы кружка.
Занятия кружка информатики, их непохожесть на другие уроки несут детям не только приятные минуты совместной творческой игры, но и служат ключом для собственного творчества.
Программное обеспечение:
- Операционная система MS Windows 2007
- Графический редактор MS Paint или PaintBrush
- Текстовый редактор MS Word 2010
- Компьютерная программа МИР ИНФОРМАТИКИ
- Редактор Power Point 2010
Основное направление - общеинтеллектуальное.
Основной вид деятельности – познавательная и игровая.
Тип образовательной программы - тематическая образовательная программа, направленная на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующая при этом возможности различных видов внеурочной деятельности.
Формирование информационной грамотности ученика начальной школы направлено на:
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии, в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.
Цели курса:
- формировать представления об информационной картине мира, о современных компьютерных технологиях;
- ознакомить учащихся с компьютером как инструментом для работы с информацией в современном информационном обществе;
- подготовить учащихся к применению компьютера в разных случаях представления информации (графика, текст, публикация);
- сформировать представления о преимуществах компьютерной обработки данных.
Задачи курса:
- развивать общеучебные, коммуникативные элементы информационной культуры, т.е. умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу);
- формировать умение описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
- формировать начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Формы организации учебной деятельности:
- Занятия проводятся в компьютерном классе и включают в себя теоретические и практические занятия.
Темы, рассматриваемые в курсе «Основы компьютерной грамотности»
- Введение в информатику. Знакомство с компьютером. (5 ч)
- Текстовая информация. Печатаем текст. ( 10 ч)
- Графическая информация. Рисуем картинки. ( 12 ч)
- Программа «Power Point» (7 ч)
Формируемые компетенции:
- знать понятие информации, как информация воспринимается человеком;
- Знать, как человек может представлять информацию;
- иметь представление о компьютере, как об устройстве для работы с информацией;
- уметь включить и выключить компьютер, выбрав указанную программу и завершить ее работу;
- уметь пользоваться мышью и клавиатурой в ситуациях раскрашивания, выбора объекта, перемещения, пользоваться правой кнопкой мышью для вызова контекстного меню.
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»;
- умение находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования».
Регулятивные УУД:
В процессе изучения выпускник научится:
- - ставить учебные цели;
- - использовать внешний план для решения поставленной задачи или достижения цели;
- - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения, в том числе, во внутреннем плане;
- - осуществлять итоговый и пошаговый контроль, сличая результат с эталоном;
- - вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью.
Формируемые компетенции:
- знать понятие информации, как информация воспринимается человеком;
- Знать, как человек может представлять информацию;
- иметь представление о компьютере, как об устройстве для работы с информацией;
- уметь включить и выключить компьютер, выбрав указанную программу и завершить ее работу;
- уметь пользоваться мышью и клавиатурой в ситуациях раскрашивания, выбора объекта, перемещения, пользоваться правой кнопкой мышью для вызова контекстного меню.
Познавательные УУД:
В процессе изучения курса выпускник научится:
- осуществлять поиск, сбор, фиксацию собранной информации, организацию информации в виде списков, таблиц.
Коммуникативные УУД:
- развитие коммуникативных действий происходит в процессе выполнения практических заданий, предполагающих работу в паре, а так же работ, выполняемых группой.
Планирование 2 класс (38 часов)
«Мастер печатных дел»
- Правили поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете (1 час)
- Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что они будут делать на кружке.
- Компьютер и его устройства (2 часа )
- Знакомство с компьютером и его основными устройствами, работа в компьютерной программе «Мир информатики »
- Текстовый редактор Word (31 час)
- Знакомство с текстовым редактором Word. Меню программы, основные возможности. Составление рефератов, поздравительных открыток, буклетов, брошюр, схем и компьютерных рисунков – схем.
№ | Тема | Часы |
1 | Правили техники безопасности | 1 |
2-4 | Компьютер и его составляющие. Первое знакомство. Программы. | 3 |
5-7 | Текстовый редактор Word . Первое знакомство. Вызов программы. | 3 |
8-9 | Клавиатура. Основные клавиши. Работа с клавиатурным тренажёром | 2 |
10-11 | Инструментарий программы. Меню «Файл» | 2 |
12-13 | Редактирование текста. Меню «Главная» | 2 |
14-15 | Набор текста. | 2 |
16-17 | Меню «Вставка». Создание грамоты. | 2 |
18-20 | Меню «Вставка». Составляем поздравительную открытку. | 3 |
21-22 | Оформление сочинения. | 2 |
23-25 | Меню «Ссылки». Реферат, правила оформления рефератов. | 3 |
26-28 | Оформление буклетов | 3 |
29-30 | Создание компьютерного рисунка в текстовом редакторе. Схемы. | 2 |
31-33 | Брошюра. Оформление. | 3 |
34-38 | Творческий проект. Оформить брошюру | 5 |
ИТОГО | 38 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Компьютерная грамотность"
Рабочая программа кружка "Компьютерная грамотность" для обучающихся 1-4 классов...
Рабочая программа кружка "Основы компьютерной грамотности"
Эта программа подходит для блока дополнительного образования...
Программа "Основы компьютерной грамотности"
Пояснительная записка Актуальность программыНаше общество активно вступает в третье тысячелетие, всё сильнее чувствуется влияние на жизнь информационных компьютерных технологий.В любой сфер...
факультатив "Основы компьютерной грамотности"
Адаптированная образовательная программа факультатива "Основы компьютерной грамотности" 8,9 классов для детей с ОВЗ VIII вида...
"Основы компьютерной грамотности"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКААктуальность и практическая значимость для обучающихся:Информационные технологии предъявляют все более высокие требования к интеллекту работников. Если навыки ...
Программа по внеурочной деятельности «Основы компьютерной грамотности»
Программа “Основы компьютерной грамотности” представляет среду для изучения универсальных компьютерных технологий (графический, текстовые редакторы, электронные книги и игры на развитие логического мы...
Финансовая грамотность. Рабочая программа 3 класс ВУД
Рабочая программа по Финансовой грамотности составленана основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), положения о рабочей програ...