Социализация одаренных детей в образовательном учреждении
статья на тему
В статье говорится,что такое "одаренность" и как она проявляется в детях,о социализация одаренных детей,как о сложном многофункциональном процессе,об анатомо -физиологических предпсылках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsializatsiya_odarennyh_detey.docx | 23.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Каюшкина Татьяна Валентиновна,
МОУ СОШ № 17 город Клин
Социализация одаренных детей в образовательном учреждении
Что же это такое «одаренность» и как она проявляется в детях? Что заставляет родителей увидеть в своем ребенке талант и потом искать подтверждение своего открытия у специалистов? Эти проблемы на сегодняшний день очень актуальны. Ими занимаются такие психологи, социологи и педагоги всего мира, как Кэрол Тэкэкс – профессор университета Кливленда в США, Фрэнсис Гальтон – английский антрополог и психолог, Соколянский И. А. – советский педагог Лейтес А. С.
Дж. Рензулли (США) выявил три критерия одарённости: мотивация, интеллект, креативность. Наличие хотя бы одного из факторов обеспечивает присутствие одарённости. Учёный предложил, обучая одарённых детей, расширять границы стандартного обучения, учитывать направленность интересов детей, использовать особенности усвоения знаний одарёнными детьми, поощрять их стремление к углубленному изучению тем. В современной науке и практике модель одарённости Рензулли признана базовой, поэтому психолого-педагогические подходы к диагностике одарённых детей распределены на три группы методик: выявление доминирующих мотивов, диагностика интеллектуального уровня (конвергентное мышление), диагностика уровня креативности (дивергентное мышление).
Социализация –процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок,социальных норм и ценностей, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Социализация одаренных детей –сложный, непрерывный, многофункциональных процесс, протекающий на биологическом, психологическом, культурном уровнях.
Задатки - особые анатомо-физиологические предпосылки способностей к разным видам деятельности. Наука о законах наследственности - генетика - полагает наличие у людей сотни различных задатков. Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. На основе задатков формируются способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и природной средой.
Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.
Лета Холлингзуорт пишет в своей книге «Одаренные дети»: «Человек, восприятие которого хронически опережает его возможности, всегда находится под стрессом».
Особенности социализации одаренных детей основаны на тех уникальных условиях, которые складываются из опережения в развитии сверстников и взаимоотношении с окружающими. К ним относятся:
Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренного ребенка. Нарушения в поведении одаренных детей могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и не интересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
Конформость. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными.
Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано.
Ощущение неудовлетворенности. Такое отношение к самим себе связано с характерным для одаренных детей стремлением достичь совершенства во всем, чем они занимаются. Они очень критично относятся к своим достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.
Нереалистические цели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.
Сверхчувствительность. Поскольку одаренные дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одаренный ребенок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающим. В результате такой ребенок нередко считается гиперактивным и отвлекающимся.
Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трение в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
Нетерпимость. Одаренные дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение.
Выводы:
В нынешнем мире актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Необходимо создать благоприятную психологическую обстановку для одаренного ребенка, которая поможет преодолению разрыва между интеллектуальным и личностным развитием и будет способствовать их развитию.
Важно отметить, что феномен детской одаренности до конца еще не изучен, поэтому ведущие ученые, педагоги, психологи продолжают исследование вопросов выявления одаренных детей.
Работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Постоянный рост мастерства, педагогическая гибкость, умение отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
Литература:
- Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты / Под ред. А. М. Матюшкина, А. А. Матюшкиной. - М.: ЧеРо, МПСИ, 2006.
- Одаренный ребенок. Проблемы взаимодействия в образовательном социуме. Сборник материалов научно-практического семинара по направлению «Наша новая школа» / под ред. И. Н. Гавриловой – М., 2015.
- Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с одаренными детьми в образовательном учреждении
Проблема одаренности в настоящие время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружа...
Социализация одаренных детей в образовательном учреждении
Работа в рамках повышения квалификации в рамках по теме "Одаренный ребенок в школе" 2017 год...
«Организация учебно-исследовательской деятельности с одаренными детьми в образовательных учреждениях»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19»(МАОУ СОШ №19)141033, Московская обл., г.о. Мытищи,...
«Организация учебно-исследовательской деятельности с одаренными детьми в образовательных учреждениях»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19»(МАОУ СОШ №19)141033, Московская обл., г.о. Мытищи,...
Психолого-педагогические условия преодоления трудностей обучения леворуких детей в образовательном учреждении
Данная статья содержит рекомендации родителям и учителям по оказанию помощи в преодолении трудностей обучения леворуких детей в ОУ....
Статья "Организация работы с одаренными детьми в образовательном учреждении"
Статья "Организация работы с одаренными детьми в образовательном учреждении"...
Роль образования в социализации личности учащегося в образовательном учреждении
Личность человека является продуктом социально-исторического и онтогенетического развития человека. Формирование личности невозможно вне социальной деятельности. Индивид в деятельности проявляет социа...