Организация работы с одаренными детьми в образовательном учреждении
статья на тему
Проблема одаренности в настоящие время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizaciya_raboty_s_odarennymi_detmi_v_obrazovatelnom_uchrezhdenii.doc | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы с одаренными детьми в образовательном учреждении
Давно замечено, что таланты являются
всюду и всегда, где и когда существуют
условия, благоприятные для их развития.
( Г.В. Плеханов)
Одарённый ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в этом или ином виде деятельности.
Проблема одаренности в настоящие время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренные дети - имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления, имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность, испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Работать с одаренными детьми нужно, так как от этого зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене. А обществу во все времена были нужны одарённые люди. Далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления. Для них не существует стандартных требований (все как у всех), особенно если существующие нормы и правила идут в разрез с их интересами и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка утверждение, что так принято не является аргументом. Ему нужно знать и понимать, кем это правило принято, когда и зачем.
Одаренные дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой неосуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональному расстройству. Такие дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям стоящим ниже в плане развития способностей. В этой связи задачей педагога является необходимость добиваться изменения такой позиции.
Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана, обучения по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам и т.д.). К сожалению, современная практика сводится в основном к обучению по индивидуальным программам в одной предметной области, что не способствует раскрытию других способностей ребенка по другим предметам.
Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения предполагают использование современных информационных технологий ( том числе дистанционного обучения) , в рамках которых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.
Существенную роль в индивидуализации обучения одаренных может сыграть наставник (тьютор). Тьютором может быть высококвалифицированный специалист (ученый, поэт, художник, шахматист и т.д.), готовый взять на себя индивидуальную работу с конкретным одаренным ребенком. Основная задача наставника – на основе диалога и совместного поиска помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способности к самоопределению и самоорганизации. Значение работы наставника (в качестве значимого взрослого, уважаемого и авторитетного специалиста) заключается в координации индивидуального своеобразия одаренного ребенка, особенностей его образа жизни и различных вариантов содержания образования.
Учитель - координатор усилий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, а так же просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
Основными принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми являются:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
В работе с одарёнными детьми используются следующие формы:
творческие мастерские;
-предметные недели;
-олимпиады (разных уровней)
-факультативы («Основы математической логики», «Интеллектуальные игры»)
-кружки (краеведческий, вокальный)
-конкурсы (Всероссийские, региональные, муниципальные, школьные)
-фестиваль наук; интеллектуальные ринги; марафон знаний;
-родительские недели;
-родительские всеобучи;
-работа по индивидуальным планам.
Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод. С учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Групповая форма работы и социально значимая гражданская направленность проектов имеют немалое значение для воспитания детей.
Школы искусств, кружки различной направленности - особые формы интеллектуальной, творческой деятельности, благодаря которым формируется положительная мотивация к учению, создаётся фундамент для углубленного изучения научных дисциплин. Обязательным условием формирования у ребенка чувства успешности – обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, научно-практических конференциях « Первые шаги в науку», « Я - исследователь».
Одной из эффективных форм работы с одаренными учащимися всегда были различного уровня олимпиады школьников, являющиеся той открытой образовательной средой, которая предоставляет возможность получения гибких, индивидуализированных, созидающих знаний.
Высокий уровень информационно-технического оснащения школы в сочетании с современными информационными технологиями позволяет совместными усилиями образовательного учреждения, учреждений дополнительного образования, семьи расширить охват одарённых детей новыми направлениями творческого досуга. Дети и родители учатся составлять презентации, занимаются поиском информации по подготовке рефератов в Интернете.
«Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». В этих словах В. А. Сухомлинского сформирована важность вопроса и программа действий каждого учителя по развитию творческого потенциала личности ученика.
Литература :
1. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. — М.: Владос, 1999.
2.Тищенко Е.Г. Развитие системного обучения одаренных учащихся в общеобразовательной школе США. Автореф. дис.канд.пед.наук, М., 1993
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с одаренными детьми
Методические рекомендации по учебным дисциплинам для проведения кружков, факультативных занятий...
Организация работы с одаренными детьми в рамках группы продленного дня
Одаренность человека – этомаленький росточек, едвапроклюнувшийся из земли и тре-бующий к себе огромного внима-ния. Необходимо холить илелеять, ухаживать за ним,сделать все необходимое,чтобы он вырос и...
Конкурсная работа на тему "Организация работы с одаренными детьми в начальных классах"
В работе представлен опыт по организации работы с одаренными детьми в начальных классах....
Инструктивно-методическое письмо по работе с одаренными детьми в образовательных организациях Белгородской области в 2018-2019 учебном год
Нормативно-правовая база и основные направления в работе с одаренными детьми....
«Организация учебно-исследовательской деятельности с одаренными детьми в образовательных учреждениях»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19»(МАОУ СОШ №19)141033, Московская обл., г.о. Мытищи,...
«Организация учебно-исследовательской деятельности с одаренными детьми в образовательных учреждениях»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19»(МАОУ СОШ №19)141033, Московская обл., г.о. Мытищи,...
Статья "Организация работы с одаренными детьми в образовательном учреждении"
Статья "Организация работы с одаренными детьми в образовательном учреждении"...