Социализация одаренных детей в образовательном учреждении
статья по теме
Работа в рамках повышения квалификации в рамках по теме "Одаренный ребенок в школе" 2017 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samostoyatelnaya_rabota_no_1.docx | 20.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Слушатель: Зимина О.Н.,
МОУ лицей №12 г. Люберцы
Самостоятельная работа №1
«Социализация одаренных детей в образовательном учреждении».
В настоящее время в педагогике усилился интерес к изучению проблем одарённости. В связи с этим весьма актуальными становятся исследования динамики развития творческого потенциала, интеллекта и специальных способностей одарённых обучающихся.
Основными теоретическими предпосылками для изучения природы одарённости, особенностями её развития являются положения о том, что:
–одарённость проявляется и развивается в творческом обучении;
–одарённость является сложным многоуровневым психологическим образованием, включающим в себя многие аспекты личности.
Социализация одаренных детей связана с рядом сложностей, обусловленных отношением к ним социума. Особое внимание нужно уделяеть моделям отношений «ребенок-родители» и «ученик-учитель», так как от комфортности общения именно на этих уровнях зависит успешная социализация одаренного ребенка. Целью современной системы образования является создание максимально спокойной, комфортной и творческой обстановки для социализации и самореализации таких детей.
Социализация (от лат. socialis — общественный) — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Это процесс получения ребенком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Социализация предполагает усвоение «правил игры», принятых в данном обществе. Первоначально социализация происходит в семье, а уже потом в социуме. Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей.
Главной отличительной особенностью процесса социализации одаренных детей является ориентация на способность к саморазвитию, самосовершенствованию, воспитание человека, обладающего склонностью к нестандартным способам решения проблем в различных жизненных ситу Личность одаренного ребенка высококонкурентоспособна, т.к. обладает системой способностей, свойств и качеств личности, характеризующих ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, творческой и иной жизнедеятельности) ситуациях.
Особенности социализации одаренных детей базируются на уникальных условиях опережения в развитии сверстников и проблемой взаимоотношений с окружающими. Одной из проблем социализации одаренных детей стало противоречие между тем, что с одной стороны, ведущая учебная деятельность этих учащихся является фактором успешности их личности, с другой - основной причиной социально - психологического неблагополучия. К факторам риска социализации ученые относят: для школьников 6–7 лет – угроза для интеллектуального развития: стресс, эмоциональная незрелость. В научной литературе также выделяют качества личности одаренного ребенка, затрудняющие социализацию: перфекционизм, нереалистические цели, сверхчувствительность, нетерпимость, низкий уровень коммуникативности.
К примеру: заметно, что дети, которые занимались на курсах подготовки к школе, быстрее и легче осваивают новые правила и режим учебы в лицее, чем новички. Поэтому, образовательный процесс в нашем лицее направлен не только на передачу необходимых знаний, умений и навыков, но и на разностороннее развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как гражданская активность, инициативность, фантазия, художественное восприятие окружающего мира, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека. Уже в 1-ом классе выявляются ребята, которые становятся победителями предметных олимпиад, «звездочками» в художественной и проектной деятельности. Немаловажную роль играют в социализации и летние оздоровительные лагеря, где дети и подростки приобретают иной, чем в школе, опыт социального взаимодействия, получают возможность развить лидерские качества, освоить новые виды деятельности.
В то же время у одаренного ребенка в процессе личностного развития формируются высокие личностные стандарты. Они критически относятся к своим достижениям, часто не удовлетворены имеющимися результатами, следствие этому – внутриличностный конфликт, заниженная самооценка и тревожность.
Возникает парадоксальная ситуация. Те достижения, которые совершаются одаренными детьми, формируют у ребенка чувство уверенности в своих силах, но вместе с тем ,кроме позитивного самовосприятия, учителя сталкиваются с неуверенностью, тревожностью одаренного ребенка.
Социализация одаренного ребенка предполагает как внутриличностную уверенность в гармоничном существовании с собой и с обществом, так и адекватное поведение в социуме.
Таким образом: проблема социализации одаренных детей
является организация комфортной образовательной среды, в которой:
1. Минимум стрессообразующих факторов.
2. Атмосфера доверия, принятия и понимания мира детства. Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе и подавлении личности.
3. Атмосфера душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата. Среда, где используются технологии обучения, позволяющие сохранять здоровье учащихся при их неизменно высоком уровне предметных знаний. Сегодня, в условиях реализации комплексного проекта модернизации образования забота о психологической безопасности и здоровье школьников становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения.
4. Формируются информационная культура и компетентность как у учащихся, так и педагогов, где педагог знает, а ребенок может научиться способам и технологиям обеспечения своей информационно-психологической безопасности.
5. Царит свобода и активность личности при выражении мнений и принятии решений.
Литература:
1.Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты / Под ред. А.М. Матюшкина
2. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2012.
3. Гаврилова И. Н, Рабочая тетрадь « Одаренный ребенок : индивидуализация обучения и проблемы его социальной адаптации».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с одаренными детьми в образовательном учреждении
Проблема одаренности в настоящие время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружа...
Сопровождение одаренных детей в образовательном процессе школы
Работа с одарёнными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должно начинаться уже в начальной школе.Одарённый ребёнок – это ребёно...
Социализация одаренных детей в образовательном учреждении
В статье говорится,что такое "одаренность" и как она проявляется в детях,о социализация одаренных детей,как о сложном многофункциональном процессе,об анатомо -физиологических предпсылках....
«Организация учебно-исследовательской деятельности с одаренными детьми в образовательных учреждениях»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19»(МАОУ СОШ №19)141033, Московская обл., г.о. Мытищи,...
«Организация учебно-исследовательской деятельности с одаренными детьми в образовательных учреждениях»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19»(МАОУ СОШ №19)141033, Московская обл., г.о. Мытищи,...
Психолого-педагогические условия преодоления трудностей обучения леворуких детей в образовательном учреждении
Данная статья содержит рекомендации родителям и учителям по оказанию помощи в преодолении трудностей обучения леворуких детей в ОУ....
Статья "Организация работы с одаренными детьми в образовательном учреждении"
Статья "Организация работы с одаренными детьми в образовательном учреждении"...