Роль образования в социализации личности учащегося в образовательном учреждении
статья

Ульянова Елена Борисовна

Личность человека является продуктом социально-исторического и онтогенетического развития человека. Формирование личности невозможно вне социальной деятельности. Индивид в деятельности проявляет социальную сущность, приобретает социальные качества, вырабатывает ценностные ориентиры.

Социализация – сложный, многосторонний процесс общественного формирования и развития личности, происходящий под воздействием социальной среды и целенаправленной воспитательной деятельности общества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья27.07 КБ

Предварительный просмотр:

 «РОЛЬ  ОБРАЗОВАНИЯ  В  ПРОЦЕССЕ  СОЦИАЛИЗАЦИИ  ЛИЧНОСТИ»

        Личность человека является продуктом социально-исторического и онтогенетического развития человека. Формирование личности невозможно вне социальной деятельности. Индивид в деятельности проявляет социальную сущность, приобретает социальные качества, вырабатывает ценностные ориентиры.

        Социализация – сложный, многосторонний процесс общественного формирования и развития личности, происходящий под воздействием социальной среды и целенаправленной воспитательной деятельности общества. Процесс социализации личности предполагает превращение человека в полноправно члена общества, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина.

         Важнейшим инструментом социализации личности выступает образование как важнейший социальный институт. В современной науке образование рассматривается как социальная система, активно взаимодействующая с социальной средой. Ее эффективность определяется системными характеристиками взаимодействия образования и общества.

         Функционирование образовательной системы протекает в условиях реально действующих отношений в обществе.   В современных условиях демократических преобразований социальной среды и создания гражданского общества роль образования неизмеримо возрастает, его функции расширяются, растет ответственность за воспитание моральных ценностных представлений учащихся. В сфере образования закладываются основные ценностные ориентации, усваиваются базовые социальные норы и отклонения от них, формируется мотивация социального поведения.

         Социализация человека идет в процессе его взаимодействия с многочисленными факторами, группами, организациями, среди которых особое место занимает школа. Социализация личности – процесс чрезвычайно значимый и сложный, результат реального взаимодействия институтов образования   и среды. В процессе социализации приобретаются качества, необходимые для жизнедеятельности в обществе, овладения социальной деятельностью, социальным общением и поведением.  

          Именно поэтому, на мой взгляд,   в условиях головокружительной скорости технических достижений, часто меняющейся политической и социальной обстановки надо научиться ориентироваться, научиться во всем разбираться, принять и понять все необходимые правила данного общества и именно образование должно помочь человеку в осознании себя членом этого общества.  

     Социализация (от лат.  solialis — общественный) — процесс усвоения  социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений. Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом. Социализация предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Социализация включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы.

          Понятие «социализация» касается качеств, которые   приобретаются в процессе социализации, и психологических механизмов, посредством которых достигаются желаемые изменения. В качестве источников социализации   выступают:

  • передача  культуры через  через систему образования, обучения и воспитания;
  •  взаимное   влияние людей в процессе общения и совместной деятельности;
  •  первичный  опыт, связанный с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения;
  •  процессы   с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль.

      Процесс социализации можно охарактеризовать как постепенное расширение по мере приобретения   социального опыта сферы его общения и деятельности, как процесс развития   и становления самосознания и активной жизненной позиции.    В процессе социализации человек обогащается общественным опытом и индивидуализируется, становится личностью, приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий, в деятельности осуществляя значимые преобразования мотивационной сферы других людей, оказывать влияние на социализацию других людей.

       Понятие «социализация» не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания.

Таким  образом, социализация - процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах.   В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля.

          Очевидно, что наиболее важной для индивида обычно является первичная социализация, поскольку вторичная социализация является производной первичной. Каждый индивид рождается в объективной социальной структуре, в рамках которой он встречает значимых других, ответственных за его социализацию. Ребенок принимает роли и установки значимых других, т.е. усваивает их и делает своими собственными. В процессе социализации индивиды также играют активную роль в изменении своего окружения.

  Образование в широком смысле рассматривается как обучение, как педагогический процесс, в ходе которого учащийся под руководством учителя, воспитателя овладевает знаниями, умениями, навыками. В то же время закладывается определенное мировоззрение, мораль, характер учащегося, развивается личность, иными словами, формируется не только качества учащегося, но и гражданина. Освоение учащимися морально-этических ценностей, активного приобщения к социальному опыту является целью обучения. Поэтому обучение включает в себя значительное педагогическое воспитательное воздействие на личность, на его социальный облик.

      В последнее время в литературе широко обсуждается проблема соотношения понятий социализации и воспитания. Это обусловлено изменением идеологии государства (переходом к рыночной социально-экономической модели), пересмотром целей, содержания и методов воспитания. При всем многообразии точек зрения авторы сходятся в одном, что воспитание – один из основополагающих факторов социализации личности. Воспитание несет основную нагрузку по формированию человеческой социальности, т.к. задачей воспитания является изменение человека в направлении, определенном общественными потребностями.

       Модель воспитания обусловлена уровнем развития общества, его социально - политическими ориентациями.  

       Родительская семья остается важнейшим институтом социализации раннего детства. В ней формируются основы характера человека, его отношений к труду, моральным, идейным и культурным ценностям. Однако сегодня семья   играет  не  совсем главенствующую роль , на которую она претендовала в предшедствующую эпоху. Сказывается как развитие общественного воспитания (детские сады, школы), так и изменение структуры и функций самой семьи.

      В начале нового времени, когда семейные формы социализации стали явно недостаточными, учитель «присвоил» себе часть родительских функций. А на современном этапе его собственные функции стали проблематичными. Безусловно, школа остается важнейшим общественным институтом, дающим детям систематическое образование и подготовку к трудовой и общественно- политической жизни. Однако средства массовой коммуникации и внешкольные учреждения, расширяя кругозор и диапазон интересов учащихся и в этом смысле дополняя школу, одновременно составляют ей своеобразную конкуренцию.

        По мере того как увеличивается время, проводимое детьми и подростками вне семьи и школы, возрастает удельный вес общества сверстников, которое во многих случаях превышает влияние учителей и родителей.   Однако общество сверстников как фактор социализации неоднородно: с одной стороны, это руководимые взрослыми учебные, производственные и иные детские и юношеские коллективы и организации, с другой стороны, это разнообразные неформальные стихийные сообщества, большей частью разновозрастные и смешанные в социальном отношении. Бесконтрольность этого вида общения создает потенциально опасные ситуации, недаром «улица» кажется такой страшной многим учителям и родителям.

      Еще один автономный институт социализации – средства массовой коммуникации, т.е. технические средства (печать, радио, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распространение информации на количественно большие рассредоточенные аудитории.   Сегодня все более влиятельным каналом информации и социализации становится Интернет. Компьютерные сети безгранично расширяют круг потенциальных источников информации, практически уничтожая государственные границы.  .  

          Школа, как известно, охватывает три возрастных этапа социализации человека: младший школьный возраст (6-10 лет), подростковый (11-14 лет), раннее юношество (15-17 лет). В это время происходит становление развитие личности человека, что налагает на школу большую ответственность.

В процессе социализации детей этот институт воспитания должен, прежде всего, для гармоничного, целостного развития личности, системно объединить все три группы задач - естественно-культурные, социально-культурные и социально психологические задачи. Причем, следует учитывать на каждом возрастном этапе специфическое их содержание и способы решения задач. Если для детей младшего школьного возраста большую значимость имеют естественно-культурные и социально-культурные задачи, то уже в подростковом возрасте для ребенка во многом определяющими в процессе жизнедеятельности и жизнеутверждения становятся социально-психологические задачи. Отсюда вытекает одна из целей школ: помочь в определении задач социализации ребенка, помочь на пути к решению их, привлекая всевозможные методы и приемы педагогик, социальной психологии.

          Помимо школы, к микрофакторам, непосредственно влияющим на конкретных людей, относят семью, группы сверстников, микросоциум, другие воспитательные и учебные организации. Школа обязана в процессе социализации детей активно взаимодействовать с вышеперечисленными микрофакторами, учитывать их влияние на развитие личности ребенка. При этом школа, как и другие воспитательные институты, проводит в жизнь заказ общества – формировать человека, адекватного требованиям данного общества, эпохи,

растить, обучать и воспитывать молодые поколения с максимальным учетом тех социальных условий, в которых они будут жить, и работать.

        Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социально мира.

Именно школьный опыт должен помогать осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов (различные социальные роли, межличностные отношения и др.).

Исследователями выделяется две социально-педагогические задачи школы

как института социализации:

  • Освоение ребятами нормативного поведения;
  • Построение своей собственной позиции, своего отношения к усваиваемым нормам и ценностям.

Эти две задачи отражают и две стороны вхождения ребенка в общество. Человек должен уметь включаться в существующие социальные связи подчиняться сложившимся нормам и правилам, в то же время очень важной является и позиция сравнения существующих нормативных систем и построение своей собственной жизненной позиции. Отсюда вытекает необходимость создания для детей условий обязательного сравнения различных ценностных систем и выбора из этих жизненных позиций. Задача состоит в создании в школе таких условий при которых ребенок мог приобретать социальный опыт, соответствующий социальной ситуации.

         Просвещение – система социального порядка, не существующая изолированно, сама по себе. Развитая сеть коммуникативных связей, взаимозависимости  и взаимодействия с другими социальными системами – среда и ее существование, развитие и совершенствование. В этом отношении – среда школа – это не только внешние по отношению к ней сугубо педагогические образования самой системы просвещения. Это социальной явление и образование окружающей ее жизни, с которыми она, так или иначе, взаимодействует, оказывая на них свое влияние, изменяясь при этом сама. Одновременно изменяется условие осуществления школой ее воспитательно-образовательных функций; среда становится полноправным участником воспитательно - образовательного процесса.

Большое влияние на социализацию ребенка оказывают многие факторы микросоциальной среды, требующие большого внимания школы, ее открытости.  

Социализация личности школьника – процесс чрезвычайно значимый и сложный, результат реального взаимодействия школы и среды. В процессе социализации ребенок приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе, овладевает социальной деятельностью, социальным общением и поведением, осуществляется социальное становление индивида.

        Но в процессе социализации личность – не только объект, но и субъект

деятельности.  Школьник – не пассивный объект воздействия, а активный субъект формирования самой личности. Он не только воспринимает воздействие среды, но и сам «активно творит себя». Под непосредственным влиянием ближайшего окружения школьника, его микросреды формируется система его ценностных ориентаций, жизненная позиция, которая выражается в деятельности, общении, повседневном поведении, формирует постепенно социальную позицию. Этот сложный, многогранный процесс будет целостным и действенным если обеспечивается сочетание воздействий (науки, искусства, политики, нравственности), на сознание школьника и вовлечение его в активную деятельность (на учебно - познавательную, общественно-политическую, трудовую, культурно-досуговую и др.), а также с побуждением к многоплановому и разностороннему общению в различных группах, коллективах, объединениях.

Системный, открытый подход школы к социализации детей предполагает

полноценное включение в воспитательно-образовательный процесс всего арсенала средств и возможностей, которым располагает общество в целях формирования личности, адекватной требованиям данного общества в определенной мере отражающей его развитие.

      Сегодня принципиально  изменился характер взаимосвязей школы с семьей в системе социального воспитания. Семье отводится приоритетное место – как институту, который осуществляет первичную и главную социализацию ребенка и располагает уникальными средствами, самым широким диапазоном влияния на социальное формирование и развитие личности. Не семья – помощник школы, а школа, как общество в целом, должна всемерно помогать, поддерживать семью.  

     Миру нужен самостоятельный человек. В условиях быстро меняющейся социальной, экономической, политической обстановки, человек рассматривающий эти изменения как трагедию вступает в пограничное отношение с миром. Чтобы такого не случилось, еще на школьной скамье ребенка нужно научить хорошо ориентироваться в быстро меняющемся мире, строить отношения с другими людьми в рамках цивилизованного диалога, принимать самостоятельные решения.

Решить эту глобальную задачу, помочь состояться молодому человеку, может один из социальных институтов – школа. Поэтому успешная социализация учащихся должна быть основной педагогической идеей каждой школы. Успешная реализация этой идеи может осуществляться только одним способом – необходимо создать для ученика условия свободы, творчества, уважать каждого отдельного ученика, и совместно с учениками осваивать культурные взаимодействия с миром, человечеством, и что не маловажно с самим собой.

       Проблема установления взаимосвязи между понятиями «социализация личности», «образование» и «воспитание» сегодня наиболее актуальна для понимания роли и места образовательной системы в формировании социальных качеств учащегося, его моральных ценностей, личных потребностей и обязанностей. Безусловно, воспитание способствует развитию и формированию нравственных и гражданских качеств личности, тем самым влияет на его социализацию. Процесс социализации, как приобщение учащегося к активному участию в развитии общества, составляет важнейшую педагогическую задачу воспитания и образования.

Список литературы

1.        Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М.: Аргус,1994

2.        Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология. Учебник для вузов / Под общей редакцией доктора философских наук, профессора Г.С. Батыгина.- М.: NOTA BENE, 1999

3.        Кон И.С. Ребенок и общество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

4.        Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – Ч.1- Пенза, 1994.

5.        Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития личности ребёнка в образовательном учреждении.

Создание условий для развития личности ребёнка                       в образовательном учреждении.Выступление на форуме.   ...

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Проблема социализации является актуальной в настоящий момент....

Социализация одаренных детей в образовательном учреждении

В статье говорится,что такое "одаренность" и как она проявляется в детях,о социализация одаренных детей,как о сложном  многофункциональном  процессе,об анатомо -физиологических предпсылках....

Социализация одаренных детей в образовательном учреждении

Работа в рамках повышения квалификации в рамках по теме "Одаренный ребенок в школе" 2017 год...

Роль игры в социализации личности

Социализация человека осуществляется в социальной среде, которая его окружает (семья, школа, работа, друзья, сверстники и т. д.). В этом контексте стоит отметить, что младший школьный возраст явл...

Кадетское образование как один из факторов социализации личности учащихся в рамках реализации инициативы «Наша новая школа»

Кадетское образование как один из факторов социализации личности учащихся в рамках реализации инициативы «Наша новая школа»...