ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ в форме кружковой деятельности «АЗБУКА ВЕЖЛИВОСТИ»
рабочая программа
Программа, календарно-тематическое планирование, рекомендации для родителей, беседы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vezhlivost.docx | 42.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №8 «САЛЮТ» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
ПРИНЯТО Педагогическим советом МБДОУ «Детский сад №8 «Салют» Протокол №_____от ____________ | УТВЕРЖДЕНО Заведующим МБДОУ _______________Горбунова А.Н. Приказ №_______от___________ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
в форме кружковой деятельности
«АЗБУКА ВЕЖЛИВОСТИ»
Срок реализации программы 1 год
Разработано:
Гращенкова Е.В.
Осипова С.П.
2021 – 2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность.
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственных качеств: культуры поведения, гуманных отношений (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение), чувство коллективизма. Формирование нравственной сферы - важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственном отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. Недооценка важности воспитания нравственных качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной равнодушия, лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.
Ребенок не рождается злым, жестоким или добрым. Нравственные качества ему предстоит приобрести, они формируются у детей с самого раннего детства.
Дошкольный возраст – это ответственный период в нравственном становлении личности. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества, в котором живет. Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность, самостоятельность, инициатива. В обществе сверстников между дошкольниками устанавливаются положительные взаимоотношения, формируются доброжелательность и уважение к окружающим, возникает чувство товарищества и дружбы.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, развитие нравственного сознания у детей младшего школьного возраста наиболее продуктивно происходит в игровой деятельности
Данная программа способствует воспитанию культуры поведения.
Основной формой работы являются беседы и игровые ситуации, а так же дополнительные формы работы: инсценировки, чтение детской художественной литературы, так же различные средства: просмотр видеофильмов, мультимедийных презентаций, словесные, настольные и подвижные игры.
Периодичность и продолжительность занятий и игровых ситуаций:
- Продолжительность: до 20 минут
- Общее количество занятий: в год - 36 занятий
в месяц - 4 занятия
в неделю - 1 занятие
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основная цель программы - формирование полезных для общества
устойчивых форм повседневного поведения детей в быту, в общении, в
различных видах деятельности.
Задачи.
1. Воспитание хороших манер у детей как части общей культуры личности:
- усвоение правил культуры еды;
- усвоение правил поведения в общественных местах (транспорт, улица, театр, кинотеатрах, магазинах, кино и т.п.);
- усвоение правил и норм общения в ситуациях знакомства, поведения в гостях;
- формирование основ культуры речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, извинение, разговор по телефону и другие формулы вежливого вербального общения).
2. Развитие эстетических чувств и желание всѐ делать красиво (сервировать стол, сидеть за столом, одеваться в соответствии с ситуацией и т.д.).
3. Теоретическое и практическое обучение сотрудников ДОУ правилам этикета; формирование потребности обучать детей хорошим манерам.
4. Совместная работа с родителями по вопросам воспитания культуры поведения дошкольников.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
Достижения ребенка
Дети узнают:
- о речевом этикете;
- о правилах сервировки стола и поведения за столом;
- о культуре поведения в различных ситуациях и местах;
- о культуре внешнего вида.
Дети учатся:
- закончив еду класть прибор в тарелку, а не на скатерть; вечером прежде
- чем лечь спать, привести в порядок свою одежду и обувь; аккуратно вешать свою одежду; спускаться по лестнице, держа спину прямо, придерживаться за перила;
- не сидеть без дела; никогда не откладывать на завтра то, что можно делать сегодня; любить природу, заботиться о животных; пользоваться
книгами за столом, беря еѐ чистыми руками, не загибая углы страниц;
- мальчикам пропускать вперѐд девочек; помогать малышу или сверстнику
- застегнуть, надеть пальто, повязать шарф; в общественных местах
- говорить спокойно, негромко; с уважением относиться к труду старших, не мешать взрослым;
- достойно вести себя в общественных местах;
- уважать старших и проявлять уважение в беседе;
- правильно вести беседу по телефону;
- одеваться соответственно мероприятию;
- сервировать стол.
ОБЪЕМ ПРОГРАММЫ И ВИДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Объем программы включает в себя:
теоретическую часть,
практическую часть,
диагностическую часть.
Первый компонент содержит материалы по ознакомлению детей с теоретическими основами эстетической деятельности, знаниями о эстетических материалах, с которыми дети работают в практической деятельности. То, о чем узнают дети, до водится до них в форме игровых образовательных ситуаций, рассказа и бесед педагога , обсуждений, рассматриваний и наблюдений. При этом используется наглядность и информационно-коммуникативные технологии.
Второй компонент имеет практическую направленность: это то что осваивают дети во время эстетической деятельности: навыки и умения работы с материалами, техники импровизации.
Третий компонент реализует педагог при помощи вопросов и бесед, наблюдений для выявления достижения ребенка или недостаточность освоения программы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Культура общения
Тема «Языки общения»
- дать представление о роли зрения, о возможности человека различать цвета;
- знать для чего в разных ситуациях нужны человеку глаза, уши, рот, нос, руки;
- знакомство с первоначальными знаниями о культуре жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы, эмоций;
- развитие зрительной и эмоциональной памяти; обучение правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства
- обучение по выражению лица, жестам, эмоциям понимать своего собеседника;
- формирование правильной осанки.
Тема «Речевой этикет»
- приветствовать друг друга, используя вежливые слова («здравствуйте», «добрый день», «доброе утро» и т.п.);
- первыми приветствовать старших;
- уметь вести разговор по телефону (начинать с приветствия, представляться, сообщать цель своего звонка; если звонишь сам, заканчивать разговор первым);
- уметь обратиться с просьбой, используя вежливые слова: «будьте добры», «не могли бы Вы» и т.п.;
- уметь обратиться с просьбой;
- во время приветствия и прощания использовать разнообразные формулы вежливости.
Тема «Умение владеть собой”
- дать понятие о необходимости контроля своего поведения;
- обучение детей быть внимательными, быстро сосредотачиваться на зрительной и слуховой информации и адекватно реагировать на нее;
- формирование положительных привычек.
Сервировка стола и поведение за столом
- уметь сервировать стол к чаю, пользоваться чайными принадлежностями;
- знать, что едят вилкой; знать, какими приборами надо пользоваться во время еды, уметь пользоваться столовыми приборами;
- знать разнообразные варианты сервировки стола;
- непринуждѐнно сохранять правильную осанку;
- владеть основами сервировки праздничного стола.
Культура внешнего вида
- одеваться в соответствии с жизненными ситуациями;
- быть опрятным, следить за чистотой обуви;
- самостоятельно одеваться.
- одеваться в соответствии с ситуацией, погодой;
- поддерживать свою одежду и обувь в чистоте и порядке.
Культура поведения
Тема «Тайна моего Я»
- дать представление о чувстве собственного достоинства;
- дать представления об индивидуальных особенностях внешности человека.
- развитие умений понимать себя, свой внутренний мир;
- обучение детей средствами пантомимы изображать себя, других людей;
Тема «Этот странный взрослый мир»
- дать начальные представления о нормах поведения между взрослыми людьми: о необходимости уважения, доверия, взаимопонимания, взаимопомощи, заботливом отношении к людям;
- познакомить с профессиями взрослых.
- обучение речевому общению, развитие связной речи;
- обучение навыкам совместной деятельности по ведению домашнего хозяйства.
Тема «Как мы видим друг друга»
- дать детям представления о существовании и значении индивидуальных способностей своих сверстников, об умении высказывать свое мнение о друзьях, замечая их плохие и хорошие стороны, об умении и необходимости общаться друг с другом, не смотря на разницу желаний и возможностей.
- развивать внимание, наблюдательность, умение различать индивидуальные способности других детей;
- формировать у детей понятия “друг”, “дружба”.
- научить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения
- расширять диапазон эмоций через понимание и переживание радости, положительных чувств.
Тема «Фантазия характеров»
- дать представления о том, что можно, а что нельзя делать, о хороших и плохих привычках, о необходимости избавления от плохих привычек.
- обучение навыкам пользования общими игрушками и вещами, делиться ими с другими детьми;
- воспитание дружеских отношений между детьми в процессе общения;
- обучение правильному поведению в типичных конфликтных ситуациях;
- воспитание таких качеств личности как щедрость, честность, доброта, справедливость;
- дать представление об устройстве речевого аппарата и звукообразовании;
Тема «Умение владеть собой»
- дать понятие о необходимости контроля своего поведения;
- обучать детей быть внимательными, быстро сосредотачиваться на зрительной и слуховой информации и адекватно реагировать на нее;
- формировать положительные привычки.
Тема «Поведение в общественных местах»
- знать правила поведения в детском саду
- выполнять правила поведения в общественном транспорте на выставке, в музее громко не разговаривать, экспонаты руками не трогать, не мешать другим, приходить в опрятном виде
- в магазине уметь чѐтко излагать свою просьбу, в супермаркете пользоваться специальными корзинами;
- уметь вести себя в театре, кинотеатре, на выставке, в музее, кафе
- знать основные правила поведения в детской игровой комнате, библиотеке.
Тема «Поведение в разнообразных жизненных ситуациях»
- уметь выбрать, упаковать и преподнести подарок
- уметь познакомиться и познакомить
- уметь вести себя в гостях и принимать гостей;
- уметь представляться во время знакомства и представлять другого
- выбирать подарки и их преподносить
- уметь принимать гостей и быть гостем.
В целом программа направлена на формирование этикета мальчиков и девочек в определенной системе, способствующей благоприятному протеканию процесса.
Итогом реализации программы станет следующее:
- закрепим знания об основных правилах, по которым живут люди;
- научим понимать свое настроение и настроение других людей;
- расширим словарный запас в области чувств и эмоций;
- научим контролировать свое поведение, сдерживать себя и прислушиваться к мнению других;
- воспитаем чувство взаимопомощи;
- научим быть честными, мужественными
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Сроки | Тема | Программное содержание | |
Сентябрь | 2 неделя | «Вспомним, как надо правильно кушать, накрываем на стол» | Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи, закреплять правила поведения за столом |
3 неделя | «Вежливость города берёт» | Продолжать обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости, учить самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить, просить извинения, использовать в обращении с близкими ласковые обороты | |
4 неделя | «Мальчики и девочки» | Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам, учить подавать им стул, оказывать помощь в нужный момент, приглашать на танец | |
Октябрь | 1 неделя | «Моя одежда: каждой вещи - свое место » | Учить детей соблюдать чистоту и порядок в своей комнате, бережно относиться к своей одежде. |
2 неделя | «Секрет волшебных слов» | Продолжать учить детей использовать в речи добрые и “волшебные” слова. Воспитывать в детях внимательное, доброжелательное отношение к окружающим. | |
3 неделя | “Я и мои родители” | Способствовать формированию выдержки, спокойствия, доброжелательного отношения. Воспитывать уважение к родителям. | |
4 неделя | «Разрешите к вам обратиться» | Закреплять умения быть вежливыми в общении со взрослыми, во время беседы говорить приветливо, внятно, смотреть на собеседника, не прерывать разговор, не перебивать старших | |
Ноябрь | 1 неделя | «Культура поведения во время еды» | Закреплять и углублять представления о культуре еды, способствовать формированию устойчивых культурно-гигиенических навыков. |
2 неделя | «Мальчики и девочки» | Воспитывать у девочек скромность, учить их проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания со стороны мальчиков | |
3 неделя | «Что такое хорошо» | Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо, что плохо, учить оценивать хорошие и плохие поступки | |
4 неделя | «Правила поведения в общественных местах» | Учить детей выполнять правила культуры поведения в общественных местах | |
Декабрь | 1 неделя | «Мы по улице пройдем» | Дать представление о том, что соблюдение правил дорожного движения, это тоже проявление культуры и вежливости. Продолжать формировать у детей навыки поведения на улице. |
2 неделя | “Какие бывают привычки?” | Учить детей отличать вредные и полезные привычки. | |
3 неделя | “Доставляй радость людям добрыми делами” | Воспитывать умение получать удовольствие от добрых действий | |
4 неделя | «Как надо вести себя в гостях» | Знакомство с некоторыми правилами застольного этикета | |
Январь | 3 неделя | «В гостях у подружки» | Дать детям представления о правилах поведения в гостях, культуре преподнесения подарка. |
4 неделя | “Что такое дружба?” | формировать понятия “Друг, дружба”, научить понимать, оценивать чувства и поступки других. | |
Февраль | 1 неделя | «Телефонный разговор» | Учить детей соблюдать речевой этикет, разговаривая по телефону. Формировать у детей навыки использования вежливых слов и выражений. Учить детей кратко излагать по телефону свои мысли. Учить использовать в речи некоторые жанры телефонных разговоров. |
2 неделя | “Волшебники” | Воспитывать дружелюбное отношение друг другу. | |
3 неделя | «Помоги слабому» | Вызвать у детей сочувствие к «жертвам» неблаговидных поступков, возмущение обидчиками и одобрение тех, кто восстанавливает справедливость. | |
4 неделя | «Мальчики выполняют мужскую работу» | Сформировать представление детей о мужском поведении. Воспитывать желание помочь девочкам выполнить сложную работу | |
Март | 1 неделя | Чем можно порадовать маму?” | Развивать внимательное отношение к родным и близким людям. Воспитывать желание создавать для них радостное настроение. |
2 неделя | «Поступай с другими так, как хотел бы ты, чтобы поступали с тобой» | Учить определять эмоциональные состояния по мимике, жестам, действиям, интонации голоса; закреплять умение учитывать настроение окружающих в общении с ними; учить правильно реагировать на настроение окружающих. | |
3 неделя | «Как заботиться о своей одежде». | Воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом; закрепить навыки бережного отношения к вещам | |
4 неделя | «Вежливый покупатель» | Учить детей выполнять правила культуры поведения в магазине, пополнить словарный запас детей необходимыми выражениями. | |
Апрель | 1 неделя | «Застольное поведение» | Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи, закреплять правила поведения за столом |
2 неделя | “Внимательный, равнодушный” | Обсуждение данных качеств характера и их значение в общении | |
3 неделя | «В музее и на выставке» | Обучить детей правилам поведения на выставке, в театре, в музее и одновременно ввести в активный речевой запас ребенка этикетные выражения, необходимые в ситуации. | |
4 неделя | «Людей неинтересных в мире нет» | Научить детей культуре общения с взрослыми и сверстниками. | |
Май | 1 неделя | «Привычки дурного тона» | Продолжать учить детей отличать вредные и полезные привычки, воспитывать у них отрицательное отношение к всем вредным привычкам |
2 неделя | «Мой дом, наведу порядок в нем» | Воспитывать в детях потребность в аккуратности, желании помогать взрослым. | |
3 неделя | «Мы по улице пройдем» | Совершенствовать представление о том, что соблюдение правил дорожного движения, это тоже проявление культуры и вежливости. Продолжать формировать у детей навыки поведения на улице. |
Методическое обеспечение программы
Используются групповая и индивидуальная форма, а также работа с малыми подгруппами.
Методы:
1. Словесный метод используется при беседе, рассказе.
2. Наглядный метод используется при показе репродукций, фотографий, видеоматериалов.
3. Практический – упражнения, импровизации, игры.
Сначала надо обсудить с ребѐнком, что мы хотим от него, пояснить на конкретной ситуации. Далее – надо объяснить, почему он должен так делать, постараться придумать довод, близкий и понятный ребѐнку. А затем должна быть практика – игра.
Проводить такое обучение лучше перед самой ситуацией, так как впрок дети обучаются плохо.
Когда ребѐнок научился правильно себя вести, важно поддерживать хорошее поведение. Действенным способом поддерживать и укреплять новое поведение, пока оно не станет привычным, является похвала и разбор результатов, которые принесло это хорошее поведение.
Предполагается использование следующих методов в процессе проведения занятий:
ϒ разъяснение, разбор подобных ситуаций из книг, фильмов;
ϒ пример правильного поведения других детей;
ϒ просмотр мультимедийных презентаций;
ϒ просмотр и беседа по сюжету познавательных мультипликационных фильмов
ϒ специальные игры, игровые ситуации, в которых ребѐнок тренируется в выборе правильных способов поведения
Образовательные области, направление развития | Виды детской деятельности | |
Познание; коммуникация; речь и речевое развитие. | 1.Беседы: «Зачем говорят здравствуйте», «Праздник вежливости», « Спешите делать добро», « Доброе слово -хороший поступок», « «Вежливые слова», «Нечаянно и нарочно», « Учимся прощать своих друзей», « Почему бывают драки», «Фантазеры и лгунишки» , «Как жить дружно без ссор», « Хороший друг познается в беде», « Как вести себя во время разговора», « Добрый злой», « Правдивость», « Каким должен быть друг», « Будь опрятным и аккуратным», « Правда не правда», « Игры без сор», «Взаимоп омощь» , «Щедрость и жадность», « Почему нужно уметь уступать» , «Ступеньки доброты» , « Лучше добрым быть» , « К чему ведут ссоры в игре». 2.Рассматривание альбомов: «Беседы в картинках», «Веселый этикет», | |
Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, речь и речевое развитие. | 1.Сюжетно - ролевые игры: «Чаепитие», «Семья», «В гостях», «Магазин», «Салон красоты» 2.Дидактические игры: «Вежливо -не вежливо», «С кем можно так общаться» , «Догадайся» «Добрые и вежливые слова», «Скажи доброе слово комплимент товарищю», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Словарь вежливых слов» , «Не ошибись пожалуйста», «Нужные слова» , «Эхо», «Птица благодарности» , «Школа вежливости» , «Потерялось словечко» , «Вежливые прятки» , «Волшебный светик -семицветик» , «Пожалуйста» , «Доскажи словечко», «Приветствие» , «Какие вежливые слова тебе знакомы», «В мире вежливых слов» , «Наши имена» , «Вежливый котик» , «Каждой вещи своё место» , «В театре» , «Как дарит и принимать подарки» , «У меня зазвонил телефон» Стихотворения: «Что такое этикет» А.Усачев. «Урок вежливости» С.Маршак. «Приветствие» А.Усачев. «Доброе утро» А.Красильников. «Случай на охоте» А.Усачев. «О рукопожатие» А .Усачев. «Главное правило вежливости» А.Усачев. «Рано или поздно» А.Усачев. «Незваная компания» , «Пугало» А.Усачев. «Если вы собрались в гости» А.Усачев. «Приглашение улитке « А. Усачев. «Кот и собака», «Незнакомые насекомые» А Усачев. «Если вам не нравится подарок» А.Усачев. «Людоед и этикет» , «Морская история», «Не перебивай» , «Случай на лестнице», «О вреде шарканья», «Чудесное слово» В.Юсуров. «Главное правило» Г.Дядина . «Гостеприимство» О.Григорьев. «Про девочку которая сосет палец»Э. Успенский. 3.Пословицы ,загадки, мирилки. | |
Труд, трудовая деятельность. | 1. Трудовые поручения: «Сервировка стола» , «Стирка кукольной одежды», "Стираем скатерть и постельное бельё куклы», « Больница для книг» , 2. Сюжетно- ролевая игра «Умеем хозяйничать», "Мой дом", "В гостях", «Оденем куклу Катю на прогулку» , « | |
Музыкальное воспитание | 1.Слушание музыкальных произведений:Антошка» (Ю.Энтин, В.Шаинский) «Бу-ра-ти-но» (Ю.Энтин, )«Будьте добры» (А.Санин, А.Флярковский) «Веселые путешественники» (С.Михалков, М.Старокадомский) «Все мы делим пополам» (М.Пляцковский, В.Шаинский) «Где водятся волшебники» «Да здравствует сюрприз» (из к/ф «Незнайка с нашего двора» Ю.Энтин, М.Минков) «Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда» М.Пляцковский, Б.Савельев) «Колокола», «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения электроника», Ю.Энтин, Г.Гладков) «Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М.Пляцковский, Б.Савельев) «Песенка Бременских музыкантов» (Ю.Энтин, Г.Гладков) «Прекрасное далеко» (из к/ф «Гостья из будущего» Ю.Энтин, Е.Крылатов) «Танец маленьких утят» (французская народная песня). 2.Просмотр мультфильмов: « Дружба дороже» из серии Борбосики, « День рождения» , « На даче» , « Лучший друг» , « Маша больше не лентяйка», «Уроки хорошего поведения от тетушки Совы». 3.Компьютерная презентация: « Этикет и правило поведения за столом» , « Гостевой этикет» , «Этикет по телефону» , « Этикет вежливости» из серии Смешарики, « Что такое дружба» , « Лунтик учит правилам общениям» , « Смешарики кушают кашу», « Как ведут себя воспитанные дети», « Как правильно вести беседу» , « Как вести себя в кинотеатре» , « Мы идем в театр», «Учим вместе вежливые слова», « | |
Здоровье; физическая культура; безопасность. | Социализация : «Вымой руки»« Сделай лодочку» , «Водичка, водичка», «Мыльные перчатки», | |
Взаимодействие с родителями. | 1. Создание предметно - развивающего образовательного пространства. 2. Консультации: «10 заповедей для родителей», 3. Фото – конкурс : «Наша дружная семья» |
Используемые ресурсы
- Алябьева Е.А. “Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками” М.: ТЦ, Сфера, 2003
- Есина Л.Д. Воспитание культуры поведения у старших дошкольников. – М.: Издательство “Скрипторий 2003”, 2008.
- Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения – М.: ВЛАДОС, 2003.
- Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5–7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Фалькович Т.А.Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников: Старшая и подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008.
- Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Прометей, Книголюб, 2001.
- Щипицина Л.М. Азбука общения: Развитие у личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – “Детство Пресс”, 2002.
- www.lseptember.ru 9. www.detsad.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Светофорик"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Светофорик" для обучающихся 2- 3 классов....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Память жива»
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «АБВГДейка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программасоциально-педагогической направленности«АБВГДейка»(стартовый уровень)Возраст учащихся: 7-8 летСрок реализации: 1 год...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Финансовая грамотность. История денег»
Данная программа разработана для обучающихся 3 -4 классов.Она имеет социально- педагогическую направленность....
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебный мир психологии»
Данная программа является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, ...
Дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Ступеньки к школе» (программа «Преемственность»)
Цель программы - всестороннее развитие ребёнка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих спо...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Занимательная математика»
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...