ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ в форме кружковой деятельности «АЗБУКА ВЕЖЛИВОСТИ»
рабочая программа

Елена Вячеславовна Гращенкова

Программа, календарно-тематическое планирование, рекомендации для родителей, беседы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vezhlivost.docx42.67 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №8 «САЛЮТ» ГОРОДА СМОЛЕНСКА

ПРИНЯТО

Педагогическим советом МБДОУ «Детский сад №8 «Салют»

Протокол №_____от ____________

УТВЕРЖДЕНО

Заведующим МБДОУ

_______________Горбунова А.Н.

Приказ №_______от___________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 в форме кружковой деятельности

 «АЗБУКА ВЕЖЛИВОСТИ»

Срок реализации программы 1 год

Разработано:

Гращенкова Е.В.

Осипова С.П.

2021 – 2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность.

      Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственных качеств: культуры поведения, гуманных отношений (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение), чувство коллективизма. Формирование нравственной сферы - важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственном отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. Недооценка важности воспитания нравственных качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной равнодушия, лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.

    Ребенок не рождается злым, жестоким или добрым. Нравственные качества ему предстоит приобрести, они формируются у детей с самого раннего детства.

     Дошкольный возраст – это ответственный период в нравственном становлении личности. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества, в котором живет. Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность, самостоятельность, инициатива. В обществе сверстников между дошкольниками устанавливаются положительные взаимоотношения, формируются доброжелательность и уважение к окружающим, возникает чувство товарищества и дружбы.

     Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, развитие нравственного сознания у детей младшего школьного возраста наиболее продуктивно происходит в игровой деятельности

     Данная программа способствует воспитанию культуры поведения.

    Основной формой работы являются беседы и игровые ситуации, а так же дополнительные формы работы: инсценировки, чтение детской художественной литературы, так же различные средства: просмотр видеофильмов, мультимедийных презентаций, словесные, настольные и подвижные игры.

Периодичность и продолжительность занятий и игровых ситуаций:                  

  • Продолжительность: до 20 минут
  • Общее количество занятий: в год - 36 занятий

                                                 в месяц - 4 занятия

                                                 в неделю - 1 занятие

 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

     Основная цель программы - формирование полезных для общества

устойчивых форм повседневного поведения детей в быту, в общении, в

различных видах деятельности.

     Задачи.

1. Воспитание хороших манер у детей как части общей культуры личности:

  •  усвоение правил культуры еды;
  • усвоение правил поведения в общественных местах (транспорт, улица, театр, кинотеатрах, магазинах, кино и т.п.);
  • усвоение правил и норм общения в ситуациях знакомства, поведения в гостях;
  • формирование основ культуры речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, извинение, разговор по телефону и другие формулы вежливого вербального общения).

2. Развитие эстетических чувств и желание всѐ делать красиво (сервировать стол, сидеть за столом, одеваться в соответствии с ситуацией и т.д.).

3. Теоретическое и практическое обучение сотрудников ДОУ правилам этикета; формирование потребности обучать детей хорошим манерам.

4. Совместная работа с родителями по вопросам воспитания культуры поведения дошкольников.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

 Достижения ребенка

Дети узнают:

  • о речевом этикете;
  •  о правилах сервировки стола и поведения за столом;
  •  о культуре поведения в различных ситуациях и местах;
  •  о культуре внешнего вида.

Дети учатся:

  • закончив еду класть прибор в тарелку, а не на скатерть; вечером прежде
  • чем лечь спать, привести в порядок свою одежду и обувь; аккуратно вешать свою одежду; спускаться по лестнице, держа спину прямо, придерживаться за перила;
  • не сидеть без дела; никогда не откладывать на завтра то, что можно делать сегодня; любить природу, заботиться о животных; пользоваться

книгами за столом, беря еѐ чистыми руками, не загибая углы страниц;

  • мальчикам пропускать вперѐд девочек; помогать малышу или сверстнику
  • застегнуть, надеть пальто, повязать шарф; в общественных местах
  • говорить спокойно, негромко; с уважением относиться к труду старших, не мешать взрослым;
  •  достойно вести себя в общественных местах;
  •  уважать старших и проявлять уважение в беседе;
  •  правильно вести беседу по телефону;
  •  одеваться соответственно мероприятию;
  •  сервировать стол.

ОБЪЕМ ПРОГРАММЫ И ВИДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Объем программы включает в себя:

 теоретическую часть,

 практическую часть,

 диагностическую часть.

Первый компонент содержит материалы по ознакомлению детей с теоретическими основами эстетической деятельности, знаниями о эстетических материалах, с которыми дети работают в практической деятельности. То, о чем узнают дети, до водится до них в форме игровых образовательных ситуаций, рассказа и бесед педагога , обсуждений, рассматриваний и наблюдений. При этом используется наглядность и информационно-коммуникативные технологии.

Второй компонент имеет практическую направленность: это то что осваивают дети во время эстетической деятельности: навыки и умения работы с материалами, техники импровизации.

Третий компонент реализует педагог при помощи вопросов и бесед, наблюдений для выявления достижения ребенка или недостаточность освоения программы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Культура общения

Тема «Языки общения»

  •  дать представление о роли зрения, о возможности человека различать цвета;
  •  знать для чего в разных ситуациях нужны человеку глаза, уши, рот, нос, руки;
  •  знакомство с первоначальными знаниями о культуре жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы, эмоций;
  •  развитие зрительной и эмоциональной памяти; обучение правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства
  •  обучение по выражению лица, жестам, эмоциям понимать своего собеседника;
  •  формирование правильной осанки.

Тема «Речевой этикет»

  •  приветствовать друг друга, используя вежливые слова («здравствуйте», «добрый день», «доброе утро» и т.п.);
  •  первыми приветствовать старших;
  •  уметь вести разговор по телефону (начинать с приветствия, представляться, сообщать цель своего звонка; если звонишь сам, заканчивать разговор первым);
  •  уметь обратиться с просьбой, используя вежливые слова: «будьте добры», «не могли бы Вы» и т.п.;
  •  уметь обратиться с просьбой;
  •  во время приветствия и прощания использовать разнообразные формулы вежливости.

Тема «Умение владеть собой”

  •  дать понятие о необходимости контроля своего поведения;
  •  обучение детей быть внимательными, быстро сосредотачиваться на зрительной и слуховой информации и адекватно реагировать на нее;
  •  формирование положительных привычек.

Сервировка стола и поведение за столом

  •  уметь сервировать стол к чаю, пользоваться чайными принадлежностями;
  •  знать, что едят вилкой; знать, какими приборами надо пользоваться во время еды, уметь пользоваться столовыми приборами;
  •  знать разнообразные варианты сервировки стола;
  •  непринуждѐнно сохранять правильную осанку;
  •  владеть основами сервировки праздничного стола.

Культура внешнего вида

  •  одеваться в соответствии с жизненными ситуациями;
  •  быть опрятным, следить за чистотой обуви;
  •  самостоятельно одеваться.
  •  одеваться в соответствии с ситуацией, погодой;
  •  поддерживать свою одежду и обувь в чистоте и порядке.

Культура поведения

Тема «Тайна моего Я»

  •  дать представление о чувстве собственного достоинства;
  •  дать представления об индивидуальных особенностях внешности человека.
  •  развитие умений понимать себя, свой внутренний мир;
  •  обучение детей средствами пантомимы изображать себя, других людей;

Тема «Этот странный взрослый мир»

  •  дать начальные представления о нормах поведения между взрослыми людьми: о необходимости уважения, доверия, взаимопонимания, взаимопомощи, заботливом отношении к людям;
  •  познакомить с профессиями взрослых.
  •  обучение речевому общению, развитие связной речи;
  •  обучение навыкам совместной деятельности по ведению домашнего хозяйства.

Тема «Как мы видим друг друга»

  •  дать детям представления о существовании и значении индивидуальных способностей своих сверстников, об умении высказывать свое мнение о друзьях, замечая их плохие и хорошие стороны, об умении и необходимости общаться друг с другом, не смотря на разницу желаний и возможностей.
  •  развивать внимание, наблюдательность, умение различать индивидуальные способности других детей;
  •  формировать у детей понятия “друг”, “дружба”.
  •  научить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения
  •  расширять диапазон эмоций через понимание и переживание радости, положительных чувств.

Тема «Фантазия характеров»

  •  дать представления о том, что можно, а что нельзя делать, о хороших и плохих привычках, о необходимости избавления от плохих привычек.
  •  обучение навыкам пользования общими игрушками и вещами, делиться ими с другими детьми;
  •  воспитание дружеских отношений между детьми в процессе общения;
  •  обучение правильному поведению в типичных конфликтных ситуациях;
  •  воспитание таких качеств личности как щедрость, честность, доброта, справедливость;
  •  дать представление об устройстве речевого аппарата и звукообразовании;

Тема «Умение владеть собой»

  •  дать понятие о необходимости контроля своего поведения;
  •  обучать детей быть внимательными, быстро сосредотачиваться на зрительной и слуховой информации и адекватно реагировать на нее;
  •  формировать положительные привычки.

Тема «Поведение в общественных местах»

  •  знать правила поведения в детском саду
  •  выполнять правила поведения в общественном транспорте на выставке, в музее громко не разговаривать, экспонаты руками не трогать, не мешать другим, приходить в опрятном виде
  •  в магазине уметь чѐтко излагать свою просьбу, в супермаркете пользоваться специальными корзинами;
  •  уметь вести себя в театре, кинотеатре, на выставке, в музее, кафе
  •  знать основные правила поведения в детской игровой комнате, библиотеке.

Тема «Поведение в разнообразных жизненных ситуациях»

  •  уметь выбрать, упаковать и преподнести подарок
  •  уметь познакомиться и познакомить
  •  уметь вести себя в гостях и принимать гостей;
  •  уметь представляться во время знакомства и представлять другого
  •  выбирать подарки и их преподносить
  •  уметь принимать гостей и быть гостем.

В целом программа направлена на формирование этикета мальчиков и девочек в определенной системе, способствующей благоприятному протеканию процесса. 

Итогом реализации программы станет следующее:

 - закрепим знания об основных правилах, по которым живут люди;

- научим понимать свое настроение и настроение других людей;

- расширим словарный запас в области чувств и эмоций;

- научим контролировать свое поведение, сдерживать себя и прислушиваться к мнению других;

- воспитаем чувство взаимопомощи;

- научим быть честными, мужественными

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Сроки

Тема

Программное содержание

Сентябрь

2 неделя

«Вспомним, как надо правильно кушать, накрываем на стол»

Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи, закреплять правила поведения за столом

3 неделя

«Вежливость города берёт»

Продолжать обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости, учить самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить, просить извинения, использовать в обращении с близкими ласковые обороты

4 неделя

«Мальчики и девочки»

Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам, учить подавать им стул, оказывать помощь в нужный момент, приглашать на танец 

Октябрь

1 неделя

«Моя одежда: каждой вещи - свое место »

Учить детей соблюдать чистоту и порядок в своей комнате, бережно относиться к своей одежде.

2 неделя

«Секрет волшебных слов»

Продолжать учить детей использовать в речи добрые и “волшебные” слова. Воспитывать в детях внимательное, доброжелательное отношение к окружающим.

3 неделя

Я и мои родители”

Способствовать формированию выдержки, спокойствия, доброжелательного отношения. Воспитывать уважение к родителям.

4 неделя

«Разрешите к вам обратиться»

Закреплять умения быть вежливыми в общении со взрослыми, во время беседы говорить приветливо, внятно, смотреть на собеседника, не прерывать разговор, не перебивать старших

Ноябрь

1 неделя

«Культура поведения во время еды»

Закреплять и углублять представления о культуре еды, способствовать формированию устойчивых культурно-гигиенических навыков.

2 неделя

«Мальчики и девочки»

Воспитывать у девочек скромность, учить их проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания со стороны мальчиков

3 неделя

«Что такое хорошо»

Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо, что плохо, учить оценивать хорошие и плохие поступки

4 неделя

«Правила поведения в общественных местах»

Учить детей выполнять правила культуры поведения в общественных местах 

Декабрь

1 неделя

«Мы по улице пройдем»

Дать представление о том, что соблюдение правил дорожного движения, это тоже проявление культуры и вежливости. Продолжать формировать у детей навыки поведения на улице.

2 неделя

Какие бывают привычки?”

Учить детей отличать вредные и полезные привычки.

3 неделя

Доставляй радость людям добрыми делами”

Воспитывать умение получать удовольствие от добрых действий

4 неделя

«Как надо вести себя в гостях»

Знакомство с некоторыми правилами застольного этикета

Январь

3 неделя

«В гостях у подружки»

Дать детям представления о правилах поведения в гостях, культуре преподнесения подарка.

4 неделя

Что такое дружба?”

формировать понятия “Друг, дружба”, научить понимать, оценивать чувства и поступки других.

Февраль

1 неделя

«Телефонный разговор»

Учить детей соблюдать речевой этикет, разговаривая по телефону. Формировать у детей навыки использования вежливых слов и выражений.

Учить детей кратко излагать по телефону свои мысли. Учить использовать в речи некоторые жанры телефонных разговоров.

2 неделя

Волшебники”

Воспитывать дружелюбное отношение друг другу.

3 неделя

«Помоги слабому»

Вызвать у детей сочувствие к «жертвам» неблаговидных поступков, возмущение обидчиками и одобрение тех, кто восстанавливает справедливость.

4 неделя

«Мальчики выполняют мужскую работу»

Сформировать представление детей о мужском поведении. Воспитывать желание помочь девочкам выполнить сложную работу

Март

1 неделя

Чем можно порадовать маму?”

Развивать внимательное отношение к родным и близким людям. Воспитывать желание создавать для них радостное настроение.

2 неделя

«Поступай с другими так, как хотел бы ты, чтобы поступали с тобой»

Учить определять эмоциональные состояния по мимике, жестам, действиям, интонации голоса; закреплять умение учитывать настроение окружающих в общении с ними; учить правильно реагировать на настроение окружающих.

3 неделя

«Как заботиться о своей одежде».

Воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом; закрепить навыки бережного отношения к вещам

4 неделя

«Вежливый покупатель»

Учить детей выполнять правила культуры поведения в магазине, пополнить словарный запас детей необходимыми выражениями.

Апрель

1 неделя

«Застольное поведение»

Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи, закреплять правила поведения за столом

2 неделя

Внимательный, равнодушный”

Обсуждение данных качеств характера и их значение в общении

3 неделя

«В музее и на выставке»

Обучить детей правилам поведения на выставке, в театре, в музее и одновременно ввести в активный речевой запас ребенка этикетные выражения, необходимые в ситуации.

4 неделя

«Людей неинтересных в мире нет»

Научить детей культуре общения с взрослыми и сверстниками.

Май

1 неделя

«Привычки дурного тона»

Продолжать учить детей отличать вредные и полезные привычки, воспитывать у них отрицательное отношение к всем вредным привычкам

2 неделя

«Мой дом, наведу порядок в нем»

Воспитывать в детях потребность в аккуратности, желании помогать взрослым.

3 неделя

«Мы по улице пройдем»

Совершенствовать представление о том, что соблюдение правил дорожного движения, это тоже проявление культуры и вежливости. Продолжать формировать у детей навыки поведения на улице.

Методическое обеспечение программы

     Используются групповая и индивидуальная форма, а также работа с малыми подгруппами.

 Методы: 

1. Словесный метод используется при беседе, рассказе.

2. Наглядный метод используется при показе репродукций, фотографий, видеоматериалов.

 3. Практический – упражнения, импровизации, игры.

     Сначала надо обсудить с ребѐнком, что мы хотим от него, пояснить на конкретной ситуации. Далее – надо объяснить, почему он должен так делать, постараться придумать довод, близкий и понятный ребѐнку. А затем должна быть практика – игра.

      Проводить такое обучение лучше перед самой ситуацией, так как впрок дети обучаются плохо.

      Когда ребѐнок научился правильно себя вести, важно поддерживать хорошее поведение. Действенным способом поддерживать и укреплять новое поведение, пока оно не станет привычным, является похвала и разбор результатов, которые принесло это хорошее поведение.

     Предполагается использование следующих методов в процессе проведения занятий:

ϒ разъяснение, разбор подобных ситуаций из книг, фильмов;

ϒ пример правильного поведения других детей;

 ϒ просмотр мультимедийных презентаций;

ϒ просмотр и беседа по сюжету познавательных мультипликационных фильмов

ϒ специальные игры, игровые ситуации, в которых ребѐнок тренируется в выборе правильных способов поведения

Образовательные области, направление развития

Виды детской деятельности

Познание; коммуникация; речь и речевое развитие.

1.Беседы: «Зачем говорят здравствуйте», «Праздник вежливости», « Спешите делать добро», « Доброе слово -хороший поступок», « «Вежливые слова», «Нечаянно и нарочно», « Учимся прощать своих друзей», « Почему бывают драки», «Фантазеры и лгунишки» , «Как жить дружно без ссор», « Хороший друг познается в беде», « Как вести себя во время разговора», « Добрый злой», « Правдивость», « Каким должен быть друг», « Будь опрятным и аккуратным»,

« Правда не правда», « Игры без сор», «Взаимоп омощь» , «Щедрость и жадность», « Почему нужно уметь уступать» , «Ступеньки доброты» , « Лучше добрым быть» , « К чему ведут ссоры в игре».

2.Рассматривание альбомов: «Беседы в картинках», «Веселый этикет»,

Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, речь и речевое развитие.

1.Сюжетно - ролевые игры: «Чаепитие», «Семья», «В гостях», «Магазин», «Салон красоты»

2.Дидактические игры: «Вежливо -не вежливо», «С кем можно так общаться» , «Догадайся» «Добрые и вежливые слова», «Скажи доброе слово комплимент товарищю», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Словарь вежливых слов» , «Не ошибись пожалуйста», «Нужные слова» , «Эхо», «Птица благодарности» , «Школа вежливости» , «Потерялось словечко» , «Вежливые прятки» , «Волшебный светик -семицветик» , «Пожалуйста» , «Доскажи словечко», «Приветствие» , «Какие вежливые слова тебе знакомы», «В мире вежливых слов» , «Наши имена» , «Вежливый котик» , «Каждой вещи своё место» , «В театре» , «Как дарит и принимать подарки» , «У меня зазвонил телефон»

Стихотворения: «Что такое этикет» А.Усачев. «Урок вежливости» С.Маршак. «Приветствие» А.Усачев. «Доброе утро» А.Красильников. «Случай на охоте» А.Усачев. «О рукопожатие» А .Усачев.

«Главное правило вежливости» А.Усачев. «Рано или поздно» А.Усачев. «Незваная компания» , «Пугало» А.Усачев. «Если вы собрались в гости» А.Усачев. «Приглашение улитке « А. Усачев. «Кот и собака», «Незнакомые насекомые» А Усачев. «Если вам не нравится подарок» А.Усачев. «Людоед и этикет» , «Морская история», «Не перебивай» , «Случай на лестнице», «О вреде шарканья», «Чудесное слово» В.Юсуров. «Главное правило» Г.Дядина . «Гостеприимство» О.Григорьев. «Про девочку которая сосет палец»Э. Успенский.

3.Пословицы ,загадки, мирилки.

Труд, трудовая деятельность.

1. Трудовые поручения: «Сервировка стола» , «Стирка кукольной одежды», "Стираем скатерть и постельное бельё куклы», « Больница для книг» ,

2. Сюжетно- ролевая игра «Умеем хозяйничать», "Мой дом", "В гостях", «Оденем куклу Катю на прогулку» , «

Музыкальное воспитание

1.Слушание музыкальных произведений:Антошка» (Ю.Энтин, В.Шаинский) «Бу-ра-ти-но» (Ю.Энтин, )«Будьте добры» (А.Санин, А.Флярковский) «Веселые путешественники» (С.Михалков, М.Старокадомский) «Все мы делим пополам» (М.Пляцковский, В.Шаинский) «Где водятся волшебники» «Да здравствует сюрприз» (из к/ф «Незнайка с нашего двора» Ю.Энтин, М.Минков) «Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда» М.Пляцковский, Б.Савельев) «Колокола», «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения электроника», Ю.Энтин, Г.Гладков) «Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М.Пляцковский, Б.Савельев) «Песенка Бременских музыкантов» (Ю.Энтин, Г.Гладков) «Прекрасное далеко» (из к/ф «Гостья из будущего» Ю.Энтин, Е.Крылатов) «Танец маленьких утят» (французская народная песня).

2.Просмотр мультфильмов: « Дружба дороже» из серии Борбосики, « День рождения» , « На даче» , « Лучший друг» , « Маша больше не лентяйка», «Уроки хорошего поведения от тетушки Совы».

3.Компьютерная презентация: « Этикет и правило поведения за столом» , « Гостевой этикет» , «Этикет по телефону» , « Этикет вежливости» из серии Смешарики, « Что такое дружба» , « Лунтик учит правилам общениям» , « Смешарики кушают кашу», « Как ведут себя воспитанные дети», « Как правильно вести беседу» , « Как вести себя в кинотеатре» , « Мы идем в театр», «Учим вместе вежливые слова», «

Здоровье; физическая культура; безопасность.

Социализация : «Вымой руки»« Сделай лодочку» , «Водичка, водичка», «Мыльные перчатки»,

Взаимодействие с родителями.

1. Создание предметно - развивающего образовательного пространства.

2. Консультации: «10 заповедей для родителей»,

3. Фото – конкурс : «Наша дружная семья»

Используемые ресурсы

  1. Алябьева Е.А. “Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками” М.: ТЦ, Сфера, 2003
  2. Есина Л.Д. Воспитание культуры поведения у старших дошкольников. – М.: Издательство “Скрипторий 2003”, 2008.
  3. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения – М.: ВЛАДОС, 2003.
  4. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5–7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  5. Фалькович Т.А.Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников: Старшая и подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008.
  6. Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Прометей, Книголюб, 2001.
  7. Щипицина Л.М. Азбука общения: Развитие у личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – “Детство Пресс”, 2002.
  8. www.lseptember.ru 9. www.detsad.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Светофорик"

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Светофорик" для обучающихся 2- 3 классов....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Память жива»

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «АБВГДейка»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программасоциально-педагогической направленности«АБВГДейка»(стартовый уровень)Возраст учащихся: 7-8 летСрок реализации: 1 год...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Финансовая грамотность. История денег»

Данная программа разработана для обучающихся 3 -4 классов.Она имеет социально- педагогическую направленность....

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебный мир психологии»

Данная программа является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, ...

Дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Ступеньки к школе» (программа «Преемственность»)

Цель программы - всестороннее развитие ребёнка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих спо...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Занимательная математика»

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...