Программа внеурочной деятельности по патриотическому направлению «НРАВЫ НАРОДОВ РОССИИ»
методическая разработка (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_nravy_narodov_rossii_2.docx | 51.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования муниципального образования
«Макаровский городской округ»
МБОУ «Начальная общеобразовательная школаг. Макарова»
Сахалинской области
УТВЕРЖДАЮ
«___»_________» 2015 г
Программа внеурочной деятельности
по патриотическому направлению
«НРАВЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Срок реализации 1 год
Возраст детей: 9 -10 лет
Разработчик:
Трофимова Светлана Владимировна,
учитель начальных классов
высшей категории
г. Макаров
2015 -16
Пояснительная записка. | Программа взаимодействия по реализации внеурочной деятельности для детей, изучающих модуль «Основы религиозной культуры и светской этики», разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью всегда являлся патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. |
Актуальность программы | Определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных исторически сложившейся православной культурой нашего народа. Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в младшем школьном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки. Обращение образовательного процесса к религиозно-познавательному содержанию обусловлено целым рядом причин, связанных с изменением государственно-церковных отношений, ростом авторитета Русской православной церкви, повышением в обществе интереса к истории и культуре религии. Таким образом, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника. Программа внеурочной деятельности предполагает создание условий для закрепления и расширения знаний обучающихся, полученных в процессе учебной деятельности, путем вовлечения их во внеурочную коллективно-творческуюдеятельность. Коллективно-творческая деятельность реализуются через взаимодействие обучающихся в образовательном учреждении, изучающих предмет «Основы религиозной культуры и светской этики». В основе реализации программы лежит системно — деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного наследия. В программе учтены особенности модулей, изучаемых в образовательном учреждении. Программа представляет собой совокупность различных видов деятельности, предполагает обмен опытом работы, закрепление, полученных в ходе образовательного процесса ЗУНов и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка. В рамках программы светская и религиозная этика не противопоставляются, а рассматриваются в контексте взаимодополнения через нахождение точек взаимодействия, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку и т.п. |
Новизна | программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России черезстремление познания православной культуры, осмысление смысла жизни, возрождение православных обычаев и традиций русского народа. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств, духовно-нравственного и этического сознания школьника младшего школьного возраста. |
Цель программы: | Создание психолого-педагогических условий для формирования у детей мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также терпимости к представителям других культур и мировоззрений. |
Задачи: |
|
Формы работы: |
|
Содержание программы внеурочной деятельности | Ориентировано на достижение метапредметных, личностных результатов обучающимися, развитие творческих, коммуникативных способностей, формирование духовно-нравственных ценностей, культуры здорового образа жизни. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у школьников интерес к культурному наследию православного русского народа, внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности. Программа предполагает связь с такими учебными предметами, как литература, окружающий мир, музыка, технология, изобразительное искусство. |
Предполагаемые результаты
| 1.Приобретение младшими школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятиях в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории, природы и культуры, к людям других поколений; о русских народных играх, о правилах конструктивной групповой работы; об основах решения проектных задач, организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о логике и правилах проведения научного исследования; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе; способы решения нестандартных задач. |
2.Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, людям иной этнической или культурной принадлежности, своему собственному здоровью и внутреннему миру. | |
3.Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: младший школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт работы в команде. | |
Обучение детей должно быть направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания. | Личностные результаты |
Метапредметные результаты - готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества | |
Предметные результаты | |
Контроль и оценка результатов освоения программы | Уровень освоения программы и приобретённые компетенции оцениваются по полученным результатам творческих конкурсов, массовых праздников и творческих мастерских. Из творческих работ и других материалов, созданными детьми в рамках обучения по программе, формируется «банк творческих работ» и персональные «портфолио» обучающихся. Подобная организация контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию мотивации, ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности. |
Содержание программы внеурочной деятельности «Нравы народов России» | Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. В.О. Ключевский |
Этика изучает мораль. Слово «мораль» возникло в Древнем Риме и означает «привычки», «обычаи», «правила поведения». Всё вместе это можно назвать «нравы». От которого в русском языке произошло слово «нравственность». | |
Программа состоит из 3 этапов: | |
1 этап – подготовительный (сентябрь) |
|
2 этап – основной (октябрь – апрель) | Состоит из мероприятий разного уровня. Подготовка детей к участию в данных мероприятиях осуществляется в классе на базе ОУ. Обучающиеся выполняют «домашние задания», проводят творческие конкурсы, выходят на экскурсии, работают втворческих группах под руководством педагога и т.д. Участие в мероприятиях позволяет обучающимся получить эмоциональную и содержательную поддержку родителей и классного руководителя, создает эффект включенности в общее дело. Основная задача – получение индивидуального образовательного результата каждым обучающимся, т.е. «ПОРТФОЛИО» ребенка |
Основные мероприятия по реализации программы
Тема | Срок пров-я | Планируемые результаты в соответствии с ФГОС |
Развивающая игра «Золотое правило нравственности». Ролевая игра «Какого человека мы назовём гражданином?» Экскурсия в православный храм Классный час «Школьная и классная символика» КТД. «Роль защитников Отечества» Игра – викторина «С Рождеством Христовым» КТД. «Школа – наш дом». Зимняя фантазия – украсим наш двор (снежные фигуры) Творческая мастерская «Новогодняя игрушка» Конкурс литературного творчества «По праву памяти» Конкурс творческих работ «Россия, человек и природа, семья»:
Развивающая игра «Давай дружить». «Шкатулка добрых дел» - «За что я отвечаю?» Праздник «Рождество Христово» Мастер – классы:
Конкурс творческих работ «В семье единой» | В течение года | Формирование уважительного отношения к культуре российского народа, воспитания чувства гордости за свою Родину. Формирование коммуникативной компетентности, позволяющей ребенку получить навык взаимодействия со сверстниками в процессе творческой деятельности. Проявление уважительного, заботливого отношения к родной природе, к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, общества и бережного отношенияк духовным ценностям. |
3 этап – аналитический (май) |
|
Список литературы: |
5. Гражданское образование в российской школе. – М.: Астрель, 2003. – 605 с. 6. Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с. 7. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. – М.: Росвоенцентр, 2003. – 25 с. 8. Суколенов И.В. Теория и практика патриотического воспитания учащихся в современных условиях. – Курган: КУ, 2006. – 177 с. 9. Адаптированные материалы Интернет – ресурсов: http://easyen.ru/load/orkseh/svetskaja_ehtika/316 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Нравственно-патриотическое направление «Моя малая Родина» 2 класс .
«Краеведение – это радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков....
Рабочая программа внеурочной деятельности военно - патриотическое направление «Я – гражданин России» для _1-4 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности военно - патриотическое направление «Я – гражданин России» для _1-4 классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности (гражданско-патриотическое направление) курса «Севастополеведение» в начальной школе «Страницы истории Севастополя от основания до настоящего времени» (для 3 класса)
Рабочая программа внеурочной деятельности (гражданско-патриотическое направление)курса «Севастополеведение» в начальной школе«Страницы истории Севастополя от основания до настоящего времени»(для 3 кла...
Программа внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию " Я - Патриот"
Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, се...
Программа внеурочной деятельности гражданско - патриотического направления "Клуб путешественников"
Программа внеурочной деятельности"Клуб путешественников" направлена на формирование гражданской позиции через изучение прошлого и настоящего, обычаев, традиций и уклада...
Рабочая программа внеурочной деятельности гражданско-патриотического направления «Моя малая родина»
Модернизация в обществе и соответственно в образовании, влечет за собой изменение стандарта знаний, составной частью которого является знание истории своей Малой Родины. Так основными направления...
Внеурочная деятельность. ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «УМНИКИ И УМНИЦЫ» Возраст детей 10-11 лет (4 «А» класс) Срок реализации: 1 год
ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «УМНИКИ И УМНИЦЫ»...