Программа внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию " Я - Патриот"
рабочая программа на тему

Гавриленко Лариса Алексеевна

Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об образовании” Российской Федерации. Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России.

Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации.  В рамках программы мы рассматриваем понятие патриот как человек, преданный своей семье, классу, школе, городу  и любящий их. Программа “Юный патриот” долгосрочная – с 1-го по 4-й класс. Главное в программе – системный подход к формированию патриотической позиции школьников. Программа включает 4 блока ( «Семья вся вместе – и душа на месте», «Гимназия – мой второй дом», «Волгоград – город родной», «Родной свой край люби и знай»), связанных между собой логикой формирования патриота Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_-_patriot.docx44.35 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа   внеурочной деятельности

по патриотическому воспитанию для учащихся 1-4 классов

 «Юный патриот»

МОУ « Гимназия № 6»

города Волгограда

Гавриленко Ларисы Алексеевны, учителя начальных классов

первой квалификационной категории

2015 – 2016 учебный год

Программа внеурочной деятельности

по патриотическому воспитанию для учащихся 1–4-х классов

"Юный патриот"

I. Актуальность программы.

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей гимназии. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

II. Пояснительная записка

Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об образовании” Российской Федерации. Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России.

Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации.  В рамках программы мы рассматриваем понятие патриот как человек, преданный своей семье, классу, школе, городу  и любящий их. Программа “Юный патриот” долгосрочная – с 1-го по 4-й класс. Главное в программе – системный подход к формированию патриотической позиции школьников. Программа включает 4 блока ( «Семья вся вместе – и душа на месте», «Гимназия – мой второй дом», «Волгоград – город родной», «Родной свой край люби и знай»), связанных между собой логикой формирования патриота Родины.

1. Цель работы по патриотическому воспитанию:

  • формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
  • сохранение истории нашего края для будущих поколений;
  • воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.

Для достижения цели должны решаться следующие задачи:

2. Задачи работы по патриотическому воспитанию:

  • сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях  нашего города.
  • сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, город, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.
  • воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа.
  • организовать экскурсии по историческим местам  Волгограда
  • сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании.
  • вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности;

3. Исполнители программы:

  • учащиеся
  • классные руководители
  • учителя-предметники
  • психолог
  • родители

5.    Направления работы:

Профилактическая работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в поведении обучающихся.

Информационно-просветительская работа – пропаганда патриотического воспитания, наглядная агитация.

Научно-методическая работа – разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их внедрение в учебный процесс.

Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание уровня воспитанности обучающихся.

6. Принципы, положенные в основу программы.

При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся руководствуемся в своей деятельности следующими принципами:

  • последовательности
  • гуманизации
  • интеграции
  • системности
  • культуросообразности.

7. Сотрудничество гимназии с другими учреждениями

Учреждение

Формы взаимодействия

Совет ветеранов района

Встречи, беседы, праздники, акции

Объединения дополнительного образования

Посещение спортивных секций,  Дни защиты детей

Предприятия города Волгограда

Экскурсии на предприятия города, беседы

Музей Боевой Славы, музей – панорама «Сталинградская  битва» и  др.

Экскурсии, лекции, беседы, презентации, игры для обучающихся

8. Сроки реализации программы.

Срок реализации программы – 4 года. Каждое мероприятие рассчитано на 40 минут и проводится 1 раз в неделю.

В содержание данной программы включены мероприятия, охватывающие все направления воспитательной деятельности.

III. Содержание программы.

Программа «Юный патриот» включает в себя четыре блока:

  • Семья вся вместе – и душа на месте
  • Школа – мой второй дом
  • Волгоград – город родной
  • Родной свой край люби и знай

1 блок. «Семья вся вместе – и душа на месте».

Задачи:

  • воспитывать в детях уважение и любовь к семье;
  • формировать чувства ответственности перед будущей семьей.

Предполагаемый результат деятельности: формирование у учащихся семейных ценностей, воспитание семьянина; приобщение семьи к процессу воспитания детей; укрепление связи школы и семьи в интересах развития ребенка.

2 блок. «Гимназия – мой второй дом».

Задачи:

  • формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
  • воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность;
  • воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
  • вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний;
  • воспитывать сознательную готовность выполнять Устав гимназии.

Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений “ученик – учитель”, “ученик-ученик”, выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в гимназии, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

3 блок. «Волгоград  – город родной»

Задачи:

  • формировать представления о специфике города, об истории города;
  • приобщать детей к насущным заботам жителей города, к участию в различных общественных инициативах;
  • воспитывать гордость, любовь к своему городу, уважение к его истории и жителям.

Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному городу, осознание своей причастности к его истории через судьбы собственной семьи, личного отношения к прошлому и настоящему Волгограда.

                             4 блок. «Родной свой край люби и знай»

Задачи:

  • формировать представления об истории родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Волгоградской области
  • воспитывать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей народов России.

Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному краю, осознание того, что настоящий патриот любит свою Родину и гордится ею, изучает её историю, культурное, духовное наследие, готов к защите Отечества.

Программа состоит из четырех ступеней:

1 ступень – 1 класс (33 часа);

2 ступень – 2 класс (34 часа);

3 ступень – 3 класс (34 часа);

4 ступень – 4 класс (34 часа).

Мероприятия по реализации воспитательной программы

Название темы

Форма проведения

 

1 класс

 

I. Семья вся вместе – и душа на месте

1

 «Здравствуй, школа!»

Мои родные. Моя семья

Праздник

фотовернисаж

2

Имя твое

поисковое задание

3

Поздравление мам с Днем Матери

концерт

4

Мое имя и фамилия

в летописи семьи (составление гениалогического дерева)

5

Ты – родитель

игра

6

Мои бабушка и дедушка

практикум

7

Мои обязанности в семье

беседа

8

Поздравление пап с Днем защитника Отечества

праздник

9

Поздравление мам и бабушек с Женским праздником 8 Марта

открытка

 

II. Гимназия – мой второй дом 

1

Здравствуй, школа!

праздник

2

Школьные кабинеты

экскурсия

3

Адрес школы. Дорога в школу

составление маршрута

4

Мой сосед по парте

игра

5

Посвящение в первоклассники

праздник

6

Традиции школы

беседа, собрание для родителей

7

Школьная библиотека. Посвящение в читатели

экскурсия, конкурсы

8

Наши обязанности

игра

9

До свидания, первый класс!

праздник

 

III. Волгоград– город родной

1

Мой двор

рисунки

2

Удивительное имя нашего города

презентации

3

Герб города

беседа

4

Прогулка-экскурсия по города

экскурсия на автобусе

5

Удивительный наряд города

видео экскурсия

6

Характер города. Город владеет культурными богатствами

презентация

7

Характер города. Город владеет духовными богатствами

презентация - беседа

8

Посещение музея  города.

экскурсия

9

Занятия жителей города

беседа

 

IV. Родной свой край люби и знай

1

«Большая Родина». Географическое положение.

беседа

2

 Города на Волге

видео экскурсия

3

Из бабушкиного сундука

фольклорные посиделки, игра

4

Кто нас окружает. Растительный и животный мир нашей области

беседа

5

Красота родной природы

видео экскурсия

6

Дружба народов России

беседа

 

2 класс

 

I. Семья вся вместе – и душа на месте

1

Мой дом – моя крепость

игра

2

Досуг в моей семье

беседа, рисунки

3

Профессия моего отца

фотовернисаж

4

Профессия моей мамы

фотовернисаж

5

Распределение обязанностей в семье

практикум

6

Песни родителей, бабушек

прослушивание

7

Фамилия, имена, отчества членов семьи

поисковое задание

8

Папа, мама, я – читающая семья

соревнования, праздник

 

II. Гимназия – мой второй дом

1

Правила поведения учащихся на уроках и переменах

беседа

2

Распределение обязанностей в классном коллективе

беседа

3

Мои любимые книги

выставка книг

4

Береги учебник

акция

5

Бережное отношение к школьному имуществу

беседа

6

Я – директор школы

ролевая игра

7

Школа будущего

конкурс рисунков

8

Дом, в котором мы живем

практическая деятельность по созданию презентаций о школе

 

III. Волгоград – город родной

1, 2

Память о прошлом.

беседа

3

О чём говорят названия улиц

поисковое задание

4

Посещение кинотеатра, театра

культпоход

5

Альбом «Знай и люби свой город»

рисунки, сочинения, мини-доклады

6

Встреча с ветераном Великой Отечественной войны

встреча, беседа

7

Аллея героев

экскурсия

8

Основные достопримечательности города: памятники, музеи, старинные дома.

экскурсия

9, 10

Транспорт города. Профессии людей, работающих на транспорте. Правила поведения в транспорте

беседа, прогулки по отдельным местам города

 

IV. Родной свой край люби и знай

1

Флаг России

беседа, рисунки

2

Герб России

беседа

3

Гимн России

прослушивание

4

Особенности русской кухни

конкурс блюд

5

Традиционный русский костюм

рисунки

6

Заповедные места России

беседа

7

Игры  и забавы детей

практикум

8

Балы и праздники

презентации

 

3 класс

 

I. Семья вся вместе – и душа на месте

1

Моя семья

сочинение

2

У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки

выставка семейных поделок

3

Герб моей семьи

конкурс рисунков

4

Моя родословная

составление родословной

5

У семейного очага

семейная игра

6

Великая Отечественная война в истории моей семьи

поисковое задание

7

Подвижные семейные игры

практикум

8

Поздравление бабушек и дедушек с Днем пожилого человека

открытки, праздник

 

II. Гимназия – мой второй дом

1

Моя школа – мой дом

беседа

2

Я работаю в библиотеке

ролевая игра

3

Поздравление учителей с Днем учителя

открытка

4

Что растет на территории школы

тесты

5

Все о школе

викторина

6

музей  - панорама«Сталинградские  страницы»

экскурсия

7

Акция «Хорошее время читать»»

читательский дневник

8

Трудовой десант

посадка многолетних растений на клумбах школьного участка

 

III. Волгоград – город родной

1

Исторические места города.

экскурсия

2

Моему городу ….. лет

выставка фотографий

3

Промышленные предприятия города

экскурсия

4

Великая Отечественная война в истории моего города

беседа

5

Посещение музея Боевой Славы

экскурсия в музей

6

Знаменитые земляки

поисковое задание

7

Встреча с известными земляками

беседа

8

Знай, люби и гордись своим городом

практикум

 

IV. Родной свой край люби и знай

1

Волгоград в далеком прошлом

беседа

2

Гражданская война на территории области

беседа

3

Подвиги волгоградцев в годы Великой Отечественной войны

беседа

4

Символика России

беседа

5

Кто в государстве самый главный?

ролевая игра

6

Я – гражданин

рисунки

7

Многонациональная Россия

беседа

8, 9

Праздники ,обычаи и привычки русского народа

беседа

10

Всяк на Волге город – град, а Волгоград  всем городам город.

экскурсия

 

4 класс

 

I. Семья вся вместе – и душа на месте

1

История одной фотографии

сочинение

2

Рукотворный мир

выставка поделок, сделанных совместно с родителями

3

Моя семья. Семейные традиции

практическая деятельность по созданию презентаций о семье, творческий отчет

4

Вклад моей семьи в историю страны

поисковое задание

5

Семейный бюджет

практикум

6

Права и обязанности родителей и детей

круглый стол

7

Папа, мама, я – дружная семья

спортивный праздник

8

Поздравление с Днем Семьи

поздравительная открытка

 

II. Гимназия – мой второй дом

1

Юбилейная дата. Встреча с детским писателем

беседа

2

Умники и умницы

интеллектуальная игра

3

Бюджет школы

практикум

4

Волгоградский  краеведческий музей

экскурсия

5

Мой любимый предмет в школе

конкурс рисунков

6

История школы. Знаменитые люди –выпускники нашей школы.

создание альбома

7

Прощание с начальной школой

праздник

8

Подарок школе

видеопрезентация

 

III. Волгоград – город родной

1

Моя малая родина

сочинение

2

Писатели в годы Великой Отечественной войны в Сталинграде

беседа

3

Знакомство с духовной жизнью города

экскурсии по храмам, соборам,

4

Герои – земляки Великой Отечественной войны

поисковое задание

5

Экскурсия по музею – панораме «Сталинградская  битва»

экскурсия

6

Изучение прошлого нашего города

беседа

7

Что мы покажем гостям в Волгограде

оформление уголка

8

Мой город в будущем

защита проекта

 

IV. Родной свой край люби и знай

1

Первобытный мир – начало истории человечества

беседа

2

Булгары – древние предки татар

беседа

3

Ханство Поволжья

беседа

4

Наш край в годы Великой Отечественной войны

поисковое задание

5

На пути духовного возрождения.

экскурсия в храм

6, 7

Знакомство с произведениями литературы и искусства знаменитостей нашей области

чтение произведений

8

Трудовые достижения и замечательные люди  нашего города

поисковое задание

9

Что человечество ценит больше всего.

экскурсия по памятникам старины

10

   Далекое прошлое нашего края

викторина

 

IV. Реализация программы.

  1. Проведение тематических мероприятий по основным направлениям.
  2. Проведение «круглого стола» с родителями и учениками по проблемам нравственного воспитания.
  3. Проведение совместных с родителями и учениками досугово-развлекательных игр, фольклорных праздников, интеллектуальных конкурсов по истории, направленных на воспитание патриотических качеств личности.
  4. Проведение конкурсов рисунков, плакатов, сочинений, презентаций.
  5. Посещение семей на дому.
  6. Посещение музея – панорамы «Сталинградская битва», музея Боевой Славы, краеведческого,  музея , экскурсия по достопримечательным и архитектурным местам города.

V. Ожидаемые результаты:

  • Формирование гражданской позиции, нравственных основ личности, понимание прав и свобод личности;
  • Повышение уровня духовной культуры
  • Возрождение патриотического воспитания.
  • Список использованной литературы:
  1. Данилов Д.Д. , Белицкая Г.Э. Человек и человечество. Вводный курс истории и обществознания. Учебник для 4 класса.- М.: Баласс, 2009.
  2. Данилов Д.Д., Гребенюк Л.И. Учебник «Мое отечество» (3 класс) – новый подход к преподаванию истории и обществознания в начальной школе. Начальная школа: плюс – минус. – 2010.- №1
  3. Пантелеева Т.А., Останина Е.А. Родной свой край люби и знай: Метод. пособие. – Волгоград, 2009.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для начальной школы «Юный патриот»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития чувства патриотизма....

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Юный патриот"

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Юный патриот" для начальных классов...

Программа внеурочной деятельности духовно - нравственного направления "Юный патриот"

Программа  внеурочной деятельности "Юный патриот" для учащихся 1 - 4 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Мы патриоты России"

Рабочая программа духовно-нравственного  направления внеурочной деятельности по курсу «Мы -патриоты России» составлена  в соответствии с в соответствии с Федеральным законом от 29.12.201 №27...

Роль внеурочной деятельности в патриотическом воспитании младших школьников

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Его основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетент...

Конференция школа. Роль внеурочной деятельности в патриотическом воспитании школьников.

Патриотизм— глубокое чувство любви к родине, ее народу, культуре, языку, родной природе, историческим корням; готовность служить своей стране, укреплять, развивать и защищать ее. Таким образом п...

Методическая разработка программы внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию

В данной работе рассматриваются актуальность, значение, цели, задачи, направления, формы и методы патриотического воспитания российских школьников. Обосновывается педагогическая программа патриотическ...