Рабочая программа внеурочной деятельности гражданско-патриотического направления «Моя малая родина»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Модернизация в обществе и соответственно в образовании, влечет за собой изменение стандарта знаний, составной частью которого является знание истории своей Малой Родины. Так основными направлениями Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание гражданственности, патриотизма. Таким образом, актуальность данной программы возрастает в связи с ростом роли патриотического воспитания. Огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины в кружковой работе. Для учащихся начальных классов я разработала программу кружка « Моя малая родина».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_malaya_rodina.docx | 57.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Тыгдинская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа
внеурочной деятельности
гражданско-патриотического направления
«Моя малая родина»
Составитель:
Вамбольд Н.А.
Пояснительная записка
Основные задачи модернизации российского образования - повышение его доступности, качества и эффективности. Модернизация в обществе и соответственно в образовании, влечет за собой изменение стандарта знаний, составной частью которого является знание истории своей Малой Родины. Так основными направлениями Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание гражданственности, патриотизма. Таким образом, актуальность данной программы возрастает в связи с ростом роли патриотического воспитания. Огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины в кружковой работе. Для учащихся начальных классов я разработала программу кружка « Моя малая родина».
Программа дополнительного образования «Моя малая Родина» руководствуется педагогическими принципами, которые выражаются в следующих категориях: научная достоверность используемого материала; соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню психофизического развития учащихся; комплексность решения задач обучения и воспитания; постоянство требований и систематическое повторение действий; гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого воспитанника; единство развития коллективных свойств творческого сотрудничества и личностной инди-видуальности каждого ребенка.
Программа рассчитана на учащихся 1- 4 классов общеобразовательных учреждений. Курс программы рассчитан на 54 часа. Занятия для учащихся первого класса начинаются со второго полугодия. Программа состоит из трёх разделов: « Мой дом. Моя семья», «Моё село. Мой край», «Природа и мы». Содержание каждого года обучения представлено в тематическом плане. Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории, природе родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов.
Данная программа позволит осуществить военно-патриотическое направление во внеурочной деятельности.
Программа кружка «Моя малая Родина» является ориентиром для учителей с. Тыгда
Основные цели: - создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации ребёнка в окружающем мире; - воспитывать гражданское самопознание через ознакомление с историей, природой и культурой родного села.
Задачи для учащихся по возрастным группам:
В 1 классе: - расширять представления о ближайшем социальном окружении; -учить видеть прекрасно) окружающем мире; - познакомить с картой района, области; - развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
Во 2 классе: - способствовать осознанию неразрывной связи истории родного села с историей стран
- дать понятие о символах района и Российского государства; - учить пользоваться картой - схемой Магдагачинского района; - расширять знания о природе, растительном и животном мире края, учить видеть прекрасное в окружающем мире; - учить выбирать наиболее безопасный путь из школы домой; - развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
В 3 классе: - уточнять знания о достопримечательностях Магдагачинского района;
- схемой села; -познакомить с земляками внёсших вклад в победу над врагом, в развитие села; - продолжить знакомство с природой района, обычаями народов, населяющих наш район; - развитие индивидуальных творческих способностей учащихся. В 4 классе: - расширять знания об истории родного села; - расширять знания о природных ресурсах области и района, их использовании и значении для края; - обобщать знания о труде людей нашего края; -продолжить знакомство с природой района, показать важность охраны природной среды от загрязнения, разрушения; - развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
Ожидаемым результатом программы будет:
- устойчивый интерес к истории своей малой родине, знание своей взаимосвязи с окружающим микромиром,
- знания по истории, природе, культуре родного края,
- знания правил охраны природы, - способность творчески мыслить и рассуждать,
- умение переносить полученные в ходе курса знания и умения на другие учебные курсы (литература, окружающий мир и др.) и внеучебную деятельность, в условиях модернизации, приобретать такие черты, необходимые любому современному человеку как предприимчивость, конкурентоспособность, способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах, способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.
Знания и умения учащихся к концу 4 года обучения:
Знать:
Уметь:
Своих предков, их ФИО, профессии, увлечения, участие в ВОВ.
Составлять родословную
Знать название рек и других объектов.
Составлять устный рассказ о своей школе.
Названия улиц, культурных центров, памятных мест села.
Ориентироваться по карте, находить объекты ( села, реки, улицы,,.)
Составлять план-схему безопасного маршрута от дома до школы
Названия полезных ископаемых, добываемых в области и районе, их использование; названия распространенных растений и животных края. Формы охраны природы.
Отличать полезные ископаемые, растения и живот ных края по внешнему виду и описанию. Соблюдать правила поведения в природе.
Национальный состав села, праздники и обычаи народов.
Фамилии земляков, внёсших вклад в победу над врагом, в развитии села.
свою взаимосвязь с окружающим микромиром
переносить полученные в ходе курса знания и умения на другие учебные курсы (литература, окружающий мир и др.) и внеучебную деятельность; умения общаться, сотрудничать.
заниматься исследовательской деятельностью индивидуально
и в творческих группах.
РАБОТА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЧЕРЕЗ организацию следующих видов деятельности:
- познавательной (наблюдение, получение информации от педагога, чтение литературы, выполнение заданий на применение знаний);
- ценностно - ориентационной (оценка значения изучаемых объектов и обоснование своей точки зрения);
- коммуникативной (коллективное планирование и обсуждение результатов дел);
- художественно-эстетической (восприятие эстетических свойств природных объектов);
- трудовой природоохранительной (сохранение окружающей среды, поддержание порядка радом с домом, в школе).
Формы работы: Занятия, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, игры, практические работы, индивидуальная работа.
Формы контроля промежуточных и конечных результатов: Викторины, творческие задания, составление альбомов, выставки творческих работ, презентации индивидуальных творческих проектов, кс-курсы.
Условия реализации программы: - изучение предусмотренных программой теоретических и практических занятий, - учёт возрастных и личностных особенностей учащихся, - использование разнообразно-дидактического материала, - наличие мультимедийного оборудования.
Учебно-тематический план 1 класс
№ п/п | Раздел | Тема | кол-во часов | Содержание занятий | Формируемые ЗУН | |
1 | Мой дом. Моя семья. | Вводное занятие. Что такое краеведение? Правила техники безопасности. | 1 | Беседа. | Понятие «краеведение». Правила поведения на экскурсии. | |
2 | С кем я живу | 1 | Беседа. Конкурс рассказов «Когда я был маленьким» | Формирование навыков творческого рассказывания. | ||
3, 4 | Мои родственники. Мой лучший ДРУГ. | 2 | Беседа. Игра « А ты мне кто?» Диагностика « Дом ,в котором я живу», Творческая работа. Рассказ о лучшем друге. | Родственные отношения между членами семьи. | Развитие творческих способностей речи. | |
5 | Моё село. Мой край. | Это моя школа. А что вокруг? | 1 | экскурсия | Устное описание объектов природы и культуры. | |
6 | Моё село на карте Абатского района, области, России. | 1 | Практическая работа. | Умение ориентироваться по карте | ||
7 | Природа и мы. | Прогулка в гости к «весне» | 1 | Экскурсия. Наблюдение | Развитие умения вести простейшие наблюдения в природе | |
8 | Кто живёт на школьном дворе. | 1 | Экскурсия. Беседа. Эвристические игры. Самостоятельная работа. | Обитатели пришкольного участка. | Умение устанавливать причинно-следственные связи. | |
9 | Итоги обучения. | 1 | Викторины, презентации проектов. | |||
ИТОГО: 9 часов (в т.ч. 1 практическая работа) Учебно-тематический план (2 класс) | ||||||
№ | Раздел | Тема | кол-во | Содержание занятий | Формируемые ЗУН | |
часов | ||||||
1 | Мой дом. Моя семья. | Знакомство с содержанием работы кружка. «С чего начинается родина?» | 1 | Беседа, прослушивание музыки на тему, чтение стихов, выполнение рисунков. | Понятия Родина, малая родина | |
2 | « Моя семья» | 1 | Беседа, творческая работа детей (рассказы, рисунки, сочинения) | Семья. | ||
3 | Основы генеалогии. Генеалогическое древо. | 1 | Рассказ, чтение книг о науке. Сбор информации. | Понятие о генеалогии | Составление родословной | |
4 | Выставка. «Генеалогическое древо моей семьи». | 1 | Практическая работа Оформление родословной своей семьи. Выставка paбот | Поколения, родословная | ||
5 | Моё село. Мой край. | Конкурс рисунков, сочинений « Моя улица». | 1 | Творческая работа, беседа, поиск информации | Название улиц села | Творческая! работа |
6 | Символика Российского государства. | 1 | Беседа, просмотр, слайдов, чтение литературы по теме. | Символы России ( гимн, флаг, герб страны) | ||
7 | Символика Абатского района. | 1 | Просмотр презентации по теме, индивидуальная работа. Беседа. | Символы района ( флаг, герб) | ||
8 | Карта - схема Абатского района. Путешествие по плану -схеме с.Абатское. Игра «Где эта улица?» | 1 | Рассказ, игра. | Умение поль зоваться картой - схемой района | ||
9 | Безопасный путь в школу и из школы домой. | 1 | Беседа, викторина, практическая работа. | Правила безопасного движения. | Разработка маршрута | |
10 | Природа и мы. | Операция « Мы друзья птиц». Изготовление кормушек. | 1 | Беседа, изготовление кормушек, игра, подкормка птиц. | Подкормка для птиц. Виды кормушек. Долг детей - помогать птицам в трудное время. | Навык изготовления кор мушек. |
11 | Мы - друзья птиц. Прогулка в парк. Наблюдение. | 1 | Наблюдение в природе. Игра. Стихи о помощи птицам, чтение рассказов. | Птицы нашей местности. | Наблюдение | |
12 | « Древесные растения нашей местности». | 1 | Презентация итогов индивидуальной работы, викторина. | Разнообразие древесных растений. | Определение названия древесного расте ния по листьям. | |
13 | « Доктор - природа». | 1 | Беседа, викторина, работа с гербарием, иллюстрациями, литературой. Практическая работа | Лекарственные растения нашей местности, места распространения, роль. | Умение распо знавать и ис пользовать ле карственные растения | |
14 (15 ) | Подготовка, оформление материала по итогам работы. | 1-2 | Оформление альбома, выставки, | Работа с информацией. | Презентация работы. |
Итого: 15ч.(в т.ч. 3 практических работы)
Учебно-тематический план (3 класс)
№ | Раздел | Тема | Дата П. ф. | Содержание занятий | Формируемые ЗУН | |
1 | Природа и мы. | Лес - наше богатство. | Беседа, чтение стихотворений, игра. | Растения, деревья, грибы нашего леса. | ||
2 | Красная Книга. Путешествие по страницам Красной Книги. | Беседа, прослушивание сообщений, просмотр презентации. | Красная книга. | |||
3 | Охраняемые животные и растения нашего края. | Беседа. Прослушивание сообщений. | Называть животных и растений! Тюм. Области, из Красной книги | |||
4 | Экскурсия. | Экскурсия в места природы нашего края | Умение наблюдать. | |||
5 | Моё село. | Посещение биб- | Экскурсия | Писатели- земляки, их произведения | ||
Мой край. | лиотеки. Писатели- земляки. | Проект. | ||||
6 | Наши знаменитые земляки. Сбор информации. | Беседа, просмотр презентации. | Работа с информацией. | |||
7 | Мой знаменитый земляк. | Сообщение учащихся | Умение представить полученную информацию. | |||
8 | Моя семья. Мой ДОМ. | Праздники и обычаи моей семьи. | Беседа. Творческая работа с привлечением родителей. | Название праздников, их особенности. | ||
9 | Праздники и обычаи народов моего края. Сбор информации. | Беседа. Работа с литературой. Подготовка проектов с привлечением родителей. | Работа с разными источниками информации | |||
10 | Презентация творческих проектов «Праздники моей семьи». | Конкурс рассказов, рисунков, сообщений, «Праздники моей семьи». | Название праздников, их особенности. | |||
11 | Природа и мы. | Звери, птицы и растения нашего края весной. | Беседа, наблюдения, разгадывание кроссвордов. | Дикие звери, птицы, растения нашего края (распознавать по внешнему виду, описанию) | ||
12 13 | Моё село. Мой край. | Достопримечательные места с. Абатское. Экскурсия по достопримечательным местам родного села. | Беседа. Презентация. Игра Экскурсия | Достопримечательности родного села. Достопримечательности родного села | ||
14 | Чему мы научились за год. | Игра | Проверка полученных знаний. | |||
15 | Презентация индивидуальных творческих проектов. | Презентация. | Развитие творческих способностей, умения применять полученные знания, работать с информацией. |
№ | Раздел | Тема | Дата П. ф. | Содержание занятий | Формируемые ЗУН | |
16 | Мой дом. Моя семья. | Профессии членов моей семьи. | беседа | Профессия, место и содержание работы родителей. | ||
17 | Этому я научился у своих родных. | Подготовка к выставке. Практическая работа. | Развитие творческих способностей. Моё участие в жизни семьи. | |||
18 | Этому я научился у своих родных. Выставка, | Организация выставки в классе с экскурсией для учеников других классов. | Развитие коммуникативных умений. | |||
19 | Моё село. Мой край. | Каким было моё село раньше. | Работа со статьями в районной газете. | Вклад старших родственников и земляков в дело Победы. Работа с информацией. | ||
20 | Каким было моё село раньше. Экскурсия. | Экскурсия в краеведческий музей « Зал истории села». | Связь истории страны с историей села. Жизнь и быт Абатского острога. | |||
21 | Природа и мы. | Что растёт на полях моего края. | Беседа, викторина,работа с гербарием. | Растения полей района и их роль для жизни села, области. Труд хлеборобов. | ||
22 | Природные ресурсы моего края и пути их применения. | Беседа. Презентация. | Природные ресурсы района, области и пути их применения. | |||
23 | Правила охраны природы моего края. | Лекция. Практикум. Составление советов, памяток по теме охраны природы. | Закон об охране природы. Фо| мы охраны природы. 1 | |||
24 | Леса родного края. Акция « Посади дерево» | Практическое природоохранное дело. Озеленение своей улицы, двора. | Формирование экологической культуры, положительной мотивации в общественно- полезной деятельнсти по сохранению природы своего края 1 | |||
25 26 | Реки моего края. Акция «Спасём Землю!» | Беседа, викторина. Трудовое природоохранное дело по очистке берегов у водоёмов. | Причины загрязнения водоёмов | |||
27 | Экологическая фотовыставка. | Оформление фотовыставки « Береги природу!» | Вести разговор на экологическую тему. | |||
28 29 30 | Подготовка коллективного творческого проекта. | Работа по группам, работа с литературой, обобщение накопленного материала. | Коллективное планирование, применение полученных знаний. | |||
31 32 | Презентация коллективного творческого проекта « Моя малая родина» | Презентация. | Коммуникативные умения. | |||
33 34 35 | Итоговая познавательная игра « Наш край». | Игра. Праздник | Применение полученных знаний. |
Итого: 35 (в т.ч. 4 практических работы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Нравственно-патриотическое направление «Моя малая Родина» 2 класс .
«Краеведение – это радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков....
Рабочая программа внеурочной деятельности (гражданско-патриотическое направление) курса «Севастополеведение» в начальной школе «Страницы истории Севастополя от основания до настоящего времени» (для 3 класса)
Рабочая программа внеурочной деятельности (гражданско-патриотическое направление)курса «Севастополеведение» в начальной школе«Страницы истории Севастополя от основания до настоящего времени»(для 3 кла...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Моя малая Родина»
Одним из приоритетных направлений внеурочной деятельности обучающихся является духовно-нравственное направление, которое представлено программой «Моя малая Родина»....
программа внеурочных занятий духовно-нравственное направление "Моя малая родина"
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ...
Программа внеурочной деятельности гражданско - патриотического направления "Клуб путешественников"
Программа внеурочной деятельности"Клуб путешественников" направлена на формирование гражданской позиции через изучение прошлого и настоящего, обычаев, традиций и уклада...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Дорогою добра» 4 года (срок реализации программы) 7-10 лет (возраст обучающихся)
Возрождение России связано, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Духовно-нравственное ...
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Моя малая родина» для начальной школы
Одним из приоритетных направлений внеурочной деятельности обучающихся является духовно-нравственное направление, которое представлено в нашем общеобразовательном учреждении ТО «Наш Кужебар, хран...