Педагогическое сопровождение школьников, воспитывающихся в учреждении социального обслуживания
статья на тему

Статья посвящена проблемам воспитания и обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в учереждениях социального обслуживания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическое сопровождение школьников, воспитывающихся в учреждении социального обслуживания

Педагог Гладык Татьяна Романовна,

Педагог Фоменко Оксана Петровна

ГБС(К)ОУ школа № 439

ГСУСО «Дом-интернат для детей с отклонениями

 умственном развитии № 1»

г.Санкт-Петербург

В последнее десятилетие в нашей стране и за рубежом обозначилась устойчивая тенденция увеличения количества детей с отклонениями в физическом и психическом развитии.

К сожалению, число детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), которым необходимы специальные коррекционно-образовательные услуги, не имеет тенденции к сокращению. Ожидания родителей по поводу будущего развития и жизни ребенка могут оказаться нереализованными не только в связи с заболеванием, но и в силу препятствий социального характера. Когда недостатки развития ребенка выражены негрубо, родители сталкиваются с дополнительной трудностью  — неопределенностью ситуации, в которой ребенок может быть принят или отвергнут окружением. Окружение семьи представляет важный фактор, который может играть как позитивную, так и негативную роль в развитии стресса, в зависимости от того, как строятся отношения и взаимопонимание участников в процессе их взаимодействия. Наличие в семье ребенка с ОВЗ рассматривается как хронически стрессогенная ситуация.

Ранее как за рубежом, так и в России, социально приемлемым считался отказ от аномального ребенка непосредственно в родильном доме, чтобы мать не успела к нему привыкнуть. В последнее время отмечается обратная тенденция: социально приемлемым считается воспитание детей с отклонением развития в семье. Для того чтобы родительско-детские отношения стали более сбалансированными, нужно, чтобы  родители были достаточно грамотны в социальном плане, и каждый из них имел надежную связь с ребенком; воспринимал ребенка таким, какой он есть, а не таким, каким бы им хотелось его видеть.

Не всегда удается создать благоприятные условия для развития ребенка. Тогда единственным оказывается решение о временном помещении ребенка в детское учреждение системы социальной защиты. Не так важно, сколько человек окружают ребенка - главное, чтобы кто-то из них неформально относился бы ребенку, выражал ему любовь и заботу, стимулировал его развитие.

Среди видов инвалидности, приводящей к «социальному» сиротству, первое место занимает диагноз умственной отсталости. В настоящее время в РФ открыто 158 интернатов для детей с выраженной умственной отсталостью, в которых находятся 35 тыс. детей.

Санкт-Петербургское государственное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 1» Комитета по социальной политике осуществляет медико-социальное обслуживание детей-инвалидов в возрасте от 4-х до 18-ти лет, организуя их проживание, обучение, воспитание и уход. В структуру детского дома-интерната входят отделение психолого-педагогической помощи, отделения милосердия, Центр социальной и профессиональной реабилитации.

На отделениях милосердия детского дома-интерната, проживают дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР).

Тяжёлое и множественное нарушение является специфически-целостным феноменом, характеризующим особую ситуацию развития, возникающую вследствие органического поражения ЦНС в результате недоразвития или повреждения мозга преимущественно в раннем развитии. Основным в клинической картине тяжёлого и множественного нарушения является умственная отсталость как стойкое нарушение психического развития определенной качественной структуры. Установлено, что у детей с умственной отсталостью сенсомоторное развитие значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема зрительного восприятия, нарушения и специфические недостатки моторики затрудняют его знакомство с окружающим миром. С.Я. Рубинштейн, Ж.И. Шиф отмечали, что дефектное развитие ощущений и восприятий у умственно отсталых детей оказывается ядерными симптомами умственной отсталости, которые тормозят развитие психических процессов, в частности, мышления.

Для продвижения ребенка-олигофрена в общем развитии важным является специально организованное обучение и воспитание, направленное на развитие умственно отсталых детей, формирование у них высших психических процессов, особенно мышления. Это направление коррекционной работы теоретически обосновано тем, что хотя ребенок-олигофрен своеобразен во всех своих проявлениях, именно дефектность мышления обнаруживается у него особенно резко и, в свою очередь, затормаживает и затрудняет познание окружающего мира.

При обучении и воспитании детей с сочетанными нарушениями на первый план выходит уровень сложности программных требований. Если обучающийся по определенной программе ребенок не может освоить ее содержание, то программа адаптируется или специально разрабатывается другая, посильная для него, с особым содержанием и методами работы.

Воспитание и обучение детей в ДДИ №1 проводится по личностно-ориентированным программам сопровождения на основе индивидуальных программ реабилитации (ИПР).

«Сопровождение – это обеспечение помощи детям в развитии за счет объединения усилий специалистов (психологов, социальных педагогов, педагогов-дефектологов)» (Е.Шилова). Система сопровождения помогает преодолевать образовательные затруднения ребенка с ТМНР, охватывает процесс обучения и воспитания, индивидуальное развитие в системе взаимоотношений ребенка с самим собой, ближайшим окружением и социумом. Одним из важных аспектов системы сопровождения детей с ТМНР является создание доступной образовательной среды, поддерживающей и стимулирующей дальнейшее развитие.

Для обучения воспитанников с ТМНР в ГБС(К)ОУ школе № 439 Петродворцового района Санкт-Петербурга были разработаны адаптированные рабочие программы, созданные на основе Примерной «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» Под. ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011 соответствующим Федеральному компоненту ГОС и Проекта программы «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» / под ред. Н.Н. Яковлевой – СПб. 2012 г.

Цель учебно-воспитательного процесса:

Формирование социально значимых умений и навыков, необходимых для социализации, ориентации в социальной среде; развитие максимально возможного навыка самостоятельности; совершенствование качества жизни учащихся.

Обучение направлено на коррекцию нарушений личностного и познавательного развития обучающихся индивидуально дозированное и планомерное расширение их жизненного опыта и повседневных социальных контактов, совершенствование качества жизни учащихся. Качество жизни это, так называемая нормальная жизнь. Это нацеленность на преодоление барьеров во внешнем мире, а не в самом человеке.

Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи коррекционного обучения решаются комплексно во всех используемых формах его организации. В развитии умственно отсталых детей, большое значение занимает развитие сенсомоторики, влияющая на процесс обучения ребенка. Проблемой развития сенсомоторики у детей с умственной отсталостью занимался Э. Сеген, который разработал методику обучения на основе стимуляции органов чувств. М. Монтессори разработала систему обучения и развития детей с проблемами в развитии, основанную на развитии сенсорики и моторики ребенка.

Содержание обучения учащихся с глубокими нарушениями интеллекта включает в себя распознавание своих психофизических ощущений и управление ими, познание себя как личности. В рамках работы с формируется восприятие своего тела, сенсорных впечатлений, происходит развитие сенсорных анализаторов, ориентировки в схеме собственного тела, осознание границ своих возможностей. Учащихся с ТМНР обучают умению сообщать о своих потребностях; выполнять действия, направленные на их удовлетворение; соблюдать гигиенические нормы, содержать в чистоте окружающее пространство; соблюдать элементарные правила безопасности жизнедеятельности. 

Однако, результативность остается очень низкой из-за уровня недоразвития речевых навыков. В итоге, в полной мере не развивается коммуникативная сфера и практически останавливается развитие познавательной сферы, понимания языка. Нарушение коммуникации - настоящее препятствие в развитии познавательной сферы детей. Обучение устной речи становится приоритетной задачей специалиста. В работе с детьми с серьезными нарушениями речи успешно используются средства альтернативной коммуникации. Развитие навыков коммуникации и общения в доступных видах социальных отношений происходит в процессе обучения умению вступать в контакт и поддерживать его по определенной схеме, делать сознательный выбор (используя невербальные и вербальные формы, технические средства), соблюдать общепринятые правила общения. В процессе созидательной деятельности используют алгоритмические предписания в виде последовательно расположенных предметов, фотографий, пиктограмм, других знаков.

Для обеспечения эффективного обучения учащихся с ОВЗ в образовательном учреждении необходимо ежегодное проведение мониторинга динамики развития, их успешности в освоении программы образования, корректировка абилитационных мероприятий. Учителя, работающие с детьми с ТМНР, проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей и определения направлений развивающей работы, ведут учет освоения ими программ обучения, совместно с педагогом-психологом заполняют карты сопровождения.

Жизнь в условиях детского дома интерната имеет существенные особенности. Дети имеют дело с готовыми результатами труда, а не с трудовыми процессами. У них закрепляются потребительские тенденции. Помочь ребенку приспособиться к реальной жизни в условиях государственного учреждения очень сложно, так как существующие программы содержат много общей информации и не рассчитаны на детей с проблемами в развитии, лишенных семьи. Специалисты, работающие с детьми с тяжелой интеллектуальной недостаточностью, решают сложные задачи. От учителя требуется знание познавательных возможностей детей, их «болевых точек», направлений требуемой помощи. Своевременная и умело организованная коррекционная работа позволяет ребенку продвинуться в развитии. Направления работы

Литература

  1. Воспитание и обучение детей в условиях домов-интернатов: пособие для педагогов / И.К. Боровская, М.В. Былино, Ю.Н. Кислякова, Е.М. Калинина, И.В. Ковалец, Т.Л.Лещинская, Т.В. Лисовская. – Национальный институт образования. – Минск, 2007.
  2. Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации.2002 год». М.,2002.
  3. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студ. высш. учеб, заведений./ Под ред. В.И.Селивестрова.- М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2003.-408с.- С.67-69.
  4. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под. ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. — 480 с.Переизданное.
  5. Саранов А. М. Педагогическое сопровождение развития индивидуальности ребенка / A.M. Саранов, К.Ю. Грачев // Калининград, 2002. С. 128-133.
  6. «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» /Т.А. Алексеева, Л.Б. Баряева, Л.И. Кайкина, Л.В. Капустянская и др.; под ред.  Н.Н. Яковлевой – СПб., 2012 г.
  7. Шипицына JI. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / JI. М. Шипицына. СПб.: Дидактика Плюс, 2002. - 496 с.
  8. Фрост Л., Бонди Э. "Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (peks)" Перевод с английского, Теревинф, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология определения индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов в образовательном учреждении

Данная презентация представляет опыт работы по психолого-педагогическому сопровождению детей-инвалидов специалистами ППМС-центра. В рамках образовательного учреждения воспользоваться данной технологие...

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цель программы – максимальное содействие личностному и интеллектуальному развитию школьников,  создание психологических условий для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечи...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ детей с интеллектуальными нарушениями, проживающих в стационарном учреждении социального обслуживания

В.Н. Попова,  заместитель директора по  УВРСанкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей-инва...

Сопровождение выпускников, окончивших школу и проживающих в стационарном учреждении социального обслуживания

Попова В.Н., зам. директора по учебно-воспитательной  работе СПб ГБСУ СО ДДИ-1     Петродворцового района г. Санкт-Петербурга Изменения в общественной жизни, происшедшие ...

Методический семинар для педагогов "Технологии психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ"

Сознательное участие семьи в процессе социальной, педагогической и медицинской реабилитации ребенка важнейшее условие социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Об этом можно узнать ...