ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
рабочая программа по теме
Цель программы – максимальное содействие личностному и интеллектуальному развитию школьников, создание психологических условий для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_psihologo-pedagogicheskogo_soprovozhdeniya.doc | 144.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Пояснительная записка
Цель программы – максимальное содействие личностному и интеллектуальному развитию школьников, создание психологических условий для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья.
Задачи программы:
- Выявлять психологическую готовность детей к школьному обучению, с целью определения траектории развития каждого обучающегося, прогноза проблем обучения и своевременного их устранения. Составлять социально-психологический портрет ученика;
- Вести работу по профилактике дезадаптации первоклассников, создавать условия для их успешного приспособления к условиям обучения в школе;
- Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности обучающихся, препятствующие нормальному протеканию процесса обучения и воспитания; а также выявлять интересы, склонности, способности и ценностные ориентации младших школьников;
- Проводить развивающую и коррекционную работу с детьми «группы риска»;
- Выявлять и устранять психологические причины нарушений межличностных отношений младших школьников с учителями, сверстниками, с родителями и другими людьми;
- Формировать ценности здоровья и здорового образа жизни детей;
- Выявлять психологическую готовность младших школьников к переходу на следующую ступень общего образования;
- Консультировать учителей и родителей по психологическим проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей.
Принципы построения программы:
Принцип позитивности – создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи и сотрудничества;
Принцип целостности развития – усиливает значение всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и личности ребёнка, помогает строить позитивное будущее;
Принцип индивидуального подхода – максимальный учёт психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребёнка;
Принцип развития и саморазвития личности – активизация творческих возможностей, способностей к самопознанию, самосовершенствованию и саморегуляции.
Программа учитывает особенности первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения и особого этапа в жизни ребёнка, связанного:
- с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимой игровой);
- с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
- с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
- с формированием у школьников основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
- с изменением самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
- с моральным развитием, связанным с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями.
Учитываются также характерные для младшего школьного возраста центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление.
В основе реализации программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
- разнообразие траекторий индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов.
Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования и Уставом образовательного учреждения.
Работа по реализации программы психолого-педагогического сопровождения в первых классах.
Направления работы | Задачи | Содержание работы | Методы и методики | Сроки проведения |
1. Определение психологической готовности к школьному обучению | Выявить психологическую готовность детей к школьному обучению; Определить траекторию развития каждого обучающегося; Спрогнозировать проблемы обучения для своевременного их устранения; Составление социально-психологического портрета ученика | Диагностика функциональной готовности | Тест «Школьной зрелости» Керна-Йирасика | Апрель (ШП)-сентябрь |
Диагностика развития произвольности | «Графический диктант» Д. Эльконина | Апрель (ШП)-сентябрь; май | ||
Диагностика развития внимания и работоспособности | Корректурная проба | Апрель (ШП)-сентябрь; январь; май | ||
Диагностика развития понятийного мышления | Методика «Четвёртый лишний» | Апрель (ШП)-сентябрь | ||
Диагностика развития кратковременной зрительной памяти | Методика «10 картинок» | Апрель (ШП)-сентябрь | ||
Исследование мотивации | Проективный тест Н. Лускановой «Что мне нравится в школе» | сентябрь | ||
Исследование представлений родителей о готовности их ребёнка к школьному обучению | Анкета «Готов ли Ваш ребёнок к школе» | сентябрь | ||
Родительское собрание «Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению» | Педагогическая мастерская. Мастер класс | Апрель («Школа первоклассных родителей.» | ||
2. Профилактика дезадаптации | Создание условий для успешной адаптации первоклассников к школьному обучению | Исследование особенностей адаптации первоклассников к школе | 1. Методика «Исследование социально-психологической адаптации детей к школе» Э. Александровской; 2. Методика «Психологический анализ особенностей адаптации детей к школе» Л. Ковалёвой. 3. Наблюдение за детьми на уроках и переменах 4. Беседы с учителями | Октябрь; апрель |
Исследование психо-эмоционального самочувствия | Невербальная диагностика эмоционального состояния А. Прохорова Методика «Лесенка» Методика «Цветометрия» | Октябрь; апрель | ||
Развивающие занятия | Программа «Введение в школьную жизнь» Цукерман | 1 четверть | ||
Родительские собрания: «Психологические особенности детей 7 лет»; «Особенности первых недель обучения в школе» | Сентябрь-октябрь | |||
3. Коррекционная работа с детьми «группы риска» | Устранение проблем развития познавательных процессов | Коррекционная работа по развитию познавательных процессов (мышления, внимания, памяти и т. д.) у первоклассников с низким уровнем готовности к школьному обучению | Программа «Хочу учиться» | 3-4 четверти |
4. Консультатив- ная работа | Психологическая помощь родителям и учителям по проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей | Консультации родителей и педагогов по психологическим проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам развития личности детей | В течение года | |
5. Методическая работа | Проанализировать уровень готовности первоклассников к школьному обучению Выявить «группу риска» и спланировать дальнейшую работу с этими детьми | Консилиум по готовности первоклассников к обучению в школе | сентябрь | |
Проанализировать результаты адаптации первоклассников к школьному обучению, спланировать индивидуальную работу с дезадаптантами | Консилиум по адаптации первоклассников к обучению в школе. МО учителей начальных классов по итогам работы по адаптации первоклассников к обучению в школе. | Ноябрь; май |
Работа по реализации программы психолого-педагогического сопровождения во вторых классах.
Направления работы | Задачи | Содержание работы | Методы и методики | Сроки проведения |
1.Диагностика интеллектуальных, личностных и эмоционально-волевых особенностей обучающихся | Своевременное выявление проблем интеллектуального и личностного развития; Определение траектории развития детей «группы риска»; Составление социально-психологического портрета ученика | Индивидуальное исследование развития познавательных процессов (мышления; памяти; внимания) | Методика Векслера | В течение года по запросам учителей и родителей |
Исследование личностных особенностей второклассников | Личностный опросник Кеттелла Наблюдение Беседы с учителями и родителями | В течение года по запросам учителей и родителей | ||
Исследование эмоционально-волевой сферы, агрессивности, уровня тревожности младших школьников | Проективная методика «Несуществующее животное»; Тест тревожности В. Астапова (психологический практикум); | Декабрь | ||
Родительское собрание «Эмоциональный мир детей» | Родительская гостиница | Декабрь | ||
Исследование мотивации | Методика исследования мотивации учения Лусканова | Январь | ||
Исследование межличностных взаимоотношений | Социометрическая методика «Жилищный вопрос» | Апрель | ||
2. Коррекционная работа с детьми, имеющими проблемы в обучении, межличностных взаимоотношениях, развитии эмоционально-волевой сферы | Устранение интеллектуальных и личностных проблем младших школьников. Формирование навыков общения и снятия нервно-психического напряжения | Коррекционная работа по развитию познавательных процессов (мышления, внимания, памяти и т. д.); Коррекция межличностных взаимоотношений; Коррекция нервно-психического состояния | Индивидуальные программы развития и коррекции; Программа психокоррекционной помощи детям с нарушениями эмоциональной сферы (справочная книга); Программа игровой психокоррекции трудностей общения у младших школьников (справочная книга) | В течение года по результатам психологических исследований |
3. Работа по изучению индивидуальных особенностей второклассников и выявлению одарённых детей | Выявление интересов, склонностей, способностей младших школьников. Изучение детской креативности, как основы творческой одарённости | Изучение интересов, склонностей и способностей; Исследование креативности | Беседы с учителями Анкетирование родителей Методика изучения детской креативности Е. Туник (справочная книга) | Март |
4. Консультатив- ная работа | Психологическая помощь родителям и учителям по проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей | Консультации родителей и педагогов по психологическим проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей | В течение года | |
5. Методическая работа | Познакомить учителей начальных классов с методиками изучения творческой одарённости младших школьников | МО учителей начальных классов «Исследование творческой одарённости младших школьников» | Март |
Работа по реализации программы психолого-педагогического сопровождения в третьих классах.
Направления работы | Задачи | Содержание работы | Методы и методики | Сроки проведения |
1.Диагностика личностных и эмоционально-волевых особенностей обучающихся | Своевременное выявление проблем личностного развития; Определение траектории развития детей «группы риска»; Составление социально-психологического портрета ученика | Исследование личностных особенностей третьеклассников | Личностный опросник Кеттелла Наблюдение Беседы с учителями и родителями | В течение года по запросам учителей и родителей |
Исследование эмоционально-волевой сферы, агрессивности, уровня тревожности младших школьников, уровня их притязаний и самооценки | Методика изучения самооценки и уровня притязаний А. Липкиной (Е. Рогов) Методика исследования самооценки Дембо – Рубинштейна Анкета для родителей по оценке нервно-психического состояния их детей | Декабрь | ||
2. Коррекционная работа с детьми, имеющими проблемы в эмоционально-волевой сфере | Устранение проблем развития эмоционально-волевой сферы младших школьников. Формирование навыков снятия нервно-психического напряжения | Коррекция нервно-психического состояния | Программа психокоррекционной помощи детям с нарушениями эмоциональной сферы (справочная книга); | В течение года по результатам психологических исследований |
3. Работа по изучению индивидуальных особенностей третьеклассников и выявлению одарённых детей | Выявление интеллектуально одарённых детей | Исследование интеллектуальной одарённости младших школьников | Методика Л. Ясюковой | Март |
4. Работа по формированию ЗОЖ | Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни детей | Исследование представлений младших школьников о ЗОЖ | Анкетирование родителей Анкетирование третьеклассников | Февраль |
Просвещение и профилактика проблем охраны и укрепления здоровья детей | Программа «Я расту здоровым» | Февраль | ||
Родительское собрание «Здоровье наших детей в наших руках» | Круглый стол | Февраль | ||
5. Консультатив- ная работа | Психологическая помощь родителям и учителям по проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей | Консультации родителей и педагогов по психологическим проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей | В течение года | |
6. Методическая работа | Познакомить учителей начальных классов с методиками изучения интеллектуальной одарённости младших школьников | МО учителей начальных классов «Исследование интеллектуальной одарённости младших школьников» | Март |
Работа по реализации программы психолого-педагогического сопровождения в четвёртых классах.
Направления работы | Задачи | Содержание работы | Методы и методики | Сроки проведения |
1.Диагностика личностных особенностей обучающихся | Своевременное выявление проблем личностного развития; Определение траектории развития детей «группы риска»; Составление социально-психологического портрета ученика | Исследование личностных особенностей четвероклассников | Личностный опросник Кеттелла Наблюдение Беседы с учителями и родителями | В течение года по запросам учителей и родителей |
2. Коррекционная работа с детьми, имеющими проблемы личностного развития | Устранение проблем личностного развития младших школьников | Коррекция проблем личностного развития | Индивидуальные программы развития личности | В течение года по результатам психологических исследований |
3. Работа по изучению индивидуальных особенностей четвероклассников. Работа с одарёнными детьми | Выявление одарённых детей, развитие их интеллектуальных и творческих способностей | Исследование интеллектуальной одарённости младших школьников | Методика Л. Ясюковой | В течение года |
Развивающие занятия с одарёнными детьми | Программа «Создай себя» | |||
4. Работа по формированию ЗОЖ | Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни детей | Исследование ценностных ориентаций младших школьников | Методика исследования ценностных ориентаций | Февраль |
Просвещение и профилактика проблем охраны и укрепления здоровья детей | Программа «Я расту здоровым» | |||
5. Консультатив- ная работа | Психологическая помощь родителям и учителям по проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей | Консультации родителей и педагогов по психологическим проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей | В течение года | |
6. Работа по преемственности в обучении школьников при переходе из начальной школы в среднее звено | Выявить психологическую готовность детей к переходу на следующую ступень обучения; Составление социально-психологического портрета ученика | Исследование основных новообразований младшего школьного возраста (произвольность, рефлексия, мышление в понятиях) | Опросник по определению уровня самооценки и притязаний С. Ковалёва; Методики «Счёт» и «Слова» И. Дубровиной | Март-апрель |
Исследование межличностных взаимоотношений | Опросник Лускановой | |||
Исследование психо - эмоционального состояния (тревожности) | Шкала явной тревожности А. Прихожан | |||
Родительское собрание «Дети на переходном этапе обучения» | Беседа | |||
7. Методическая работа | Обеспечение психолого-педагогической преемственности в обучении школьников при переходе из начальной школы в среднее звено | Консилиум «Психолого – педагогическая готовность четвероклассников к переходу на следующую ступень обучения» | Май |
Календарно – тематический план реализации программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся 1 – 4 классов (начальная школа)
Направления работы \ месяца | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
Определение психологической готовности к школьному обучению | 1 кл. | дошкол. | дошкол. | ||||||
Профилактика дезадаптации | 1 кл. | 1 кл. | 1 кл. | ||||||
Коррекционная работа по развитию познавательных процессов у первоклассников с низким уровнем готовности к школьному обучению | 1 кл. | ||||||||
Исследование личностных особенностей младших школьников | 2 кл. – 4 кл. | ||||||||
Исследование эмоционально-волевой сферы, агрессивности, уровня тревожности младших школьников | 2 –3 кл. | 4 кл. | |||||||
Коррекция интеллектуальных и личностных проблем младших школьников. Формирование навыков общения и снятия нервно-психического напряжения | 2 кл. – 4 кл. | ||||||||
Работа по изучению индивидуальных особенностей младших школьников и выявлению одарённых детей | 2 -3 кл. | ||||||||
Развитие интеллектуальных и творческих способностей одарённых детей | 4 кл. | 4 кл. | 4 кл. | 4 кл. | 4 кл. | 4 кл. | 4 кл. | 4 кл. | 4 кл. |
Исследование межличностных взаимоотношений | 1 кл. | 2 кл.; 4 кл. | |||||||
Консультатив- ная работа | Учителя и родители | ||||||||
Работа по преемственности в обучении школьников при переходе из начальной школы в среднее звено | 4 кл. | 4 кл. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа формирования ууд у обучающихся на ступени начального общего образования.
Данный материал поможет учителям при подготовке по теме "Формирование УУД у школьников начальной школы"...
Программа развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования "Моя школьная Страна".
Актуальность программы. Цель и задачи. Основные направления.Ожидаемые результаты. Реализация программы....
Программа развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования «Я в мире, мир во мне»
Целесообразность принятия Программы «Я в мире и мир во мне» обусловлена особенностями младшего школьного возраста. Это время интенсивного формирования личности, познавательных потребностей, рост...
«Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования».
Доклад для педагогического совета по ФГОС второго поколения....
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников на ступени начального общего образования
Планирование воспитательной работы с учащимися класса....
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с легкой умственной отсталостью на ступени начального общего образования
Программа направлена на детей , имеющих трудности в обучении в связи с интеллектуальной недостаточностью. Программа является частью системы оказания комплексной коррекционной помощи обучающимся с легк...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников на ступени начального общего образования
Программадуховно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников на ступени начального общего образования...