ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
рабочая программа по теме

Седова Светлана Николаевна

 

Цель программы – максимальное содействие личностному и интеллектуальному развитию школьников,  создание психологических условий для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_psihologo-pedagogicheskogo_soprovozhdeniya.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пояснительная записка

Цель программы – максимальное содействие личностному и интеллектуальному развитию школьников,  создание психологических условий для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья.

Задачи программы:        

  1. Выявлять психологическую готовность детей к школьному обучению, с целью определения траектории развития каждого обучающегося, прогноза проблем  обучения и своевременного их устранения. Составлять социально-психологический портрет ученика;
  2. Вести работу по профилактике дезадаптации первоклассников, создавать условия для их успешного приспособления к условиям обучения в школе;
  3. Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности обучающихся, препятствующие нормальному протеканию процесса обучения и воспитания; а также выявлять  интересы, склонности, способности и ценностные ориентации младших школьников;
  4. Проводить развивающую и коррекционную работу с детьми  «группы риска»;
  5. Выявлять и устранять психологические причины нарушений межличностных отношений младших школьников с учителями, сверстниками, с родителями и другими людьми;
  6. Формировать ценности здоровья и здорового образа жизни детей;
  7. Выявлять психологическую готовность младших школьников к переходу на следующую ступень общего образования;
  8. Консультировать учителей и родителей по психологическим проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей.

Принципы построения программы:

Принцип позитивности – создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи и сотрудничества;

Принцип целостности развития – усиливает значение всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и личности ребёнка, помогает строить позитивное будущее;

Принцип индивидуального подхода – максимальный учёт психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребёнка;

Принцип развития и саморазвития личности – активизация творческих возможностей, способностей к самопознанию, самосовершенствованию и саморегуляции.

Программа учитывает особенности первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения и особого этапа в жизни ребёнка, связанного:

  1. с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимой игровой);
  2. с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
  3. с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
  4. с формированием у школьников основ умения учиться и способности к организации  своей деятельности; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
  5. с изменением самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
  6. с моральным развитием, связанным с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление.

В основе реализации программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:

  1. учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
  1.    обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
  2.    разнообразие траекторий  индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов.

Программа составлена  в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования и Уставом образовательного учреждения.

        Работа по реализации программы психолого-педагогического сопровождения в первых классах.

Направления работы

Задачи

Содержание работы

Методы и методики

Сроки проведения

1. Определение психологической готовности к школьному обучению

Выявить психологическую готовность детей к школьному обучению; Определить траекторию развития каждого обучающегося; Спрогнозировать проблемы  обучения для своевременного их устранения;


Составление социально-психологического портрета ученика

Диагностика функциональной готовности

Тест «Школьной зрелости» Керна-Йирасика

Апрель (ШП)-сентябрь

Диагностика развития произвольности

«Графический диктант»

Д. Эльконина

Апрель (ШП)-сентябрь;

май

Диагностика развития внимания и работоспособности

Корректурная проба

Апрель (ШП)-сентябрь; январь;

май

Диагностика развития понятийного мышления

Методика «Четвёртый лишний»

Апрель (ШП)-сентябрь

Диагностика развития кратковременной зрительной памяти

Методика «10 картинок»

Апрель (ШП)-сентябрь

Исследование мотивации

Проективный тест  Н. Лускановой «Что мне нравится в школе»

сентябрь

Исследование представлений родителей о готовности их ребёнка к школьному обучению

Анкета «Готов ли Ваш ребёнок к школе»

сентябрь

Родительское собрание «Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению»

Педагогическая мастерская.

Мастер класс

Апрель («Школа первоклассных родителей.»

2. Профилактика дезадаптации

Создание условий для успешной адаптации первоклассников к школьному обучению

Исследование особенностей адаптации первоклассников к школе

1. Методика «Исследование социально-психологической адаптации детей к школе» Э. Александровской;

2. Методика «Психологический анализ особенностей адаптации детей к школе» Л. Ковалёвой.

3. Наблюдение за детьми на уроках и переменах

4. Беседы с учителями

Октябрь;

апрель

Исследование психо-эмоционального самочувствия

Невербальная диагностика эмоционального состояния А. Прохорова

Методика «Лесенка»

Методика «Цветометрия»

Октябрь;

апрель

Развивающие занятия

Программа «Введение в школьную жизнь» Цукерман

1 четверть

Родительские собрания:

 «Психологические особенности детей 7 лет»;

«Особенности первых недель обучения в школе»

Сентябрь-октябрь

3. Коррекционная работа с детьми «группы риска»

Устранение проблем развития познавательных процессов

Коррекционная работа по развитию познавательных  процессов (мышления, внимания, памяти и т. д.) у первоклассников с низким уровнем готовности к школьному обучению

Программа «Хочу учиться»

3-4 четверти

4. Консультатив-

ная работа

Психологическая помощь родителям и учителям по проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей

Консультации родителей и педагогов по психологическим проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам развития личности детей

В течение года

5. Методическая работа

Проанализировать уровень готовности первоклассников к школьному обучению

Выявить «группу риска» и спланировать дальнейшую работу с  этими детьми

Консилиум по готовности первоклассников к обучению в школе

сентябрь

Проанализировать результаты адаптации первоклассников к школьному обучению, спланировать индивидуальную работу с дезадаптантами

Консилиум по адаптации первоклассников к обучению в школе.

МО учителей начальных классов по итогам работы по адаптации первоклассников к обучению в школе.

Ноябрь;


май

Работа по реализации программы психолого-педагогического сопровождения во вторых классах.

Направления работы

Задачи

Содержание работы

Методы и методики

Сроки проведения

1.Диагностика интеллектуальных, личностных и эмоционально-волевых особенностей обучающихся

Своевременное выявление  проблем интеллектуального и личностного развития;

Определение траектории развития  детей «группы риска»;

Составление социально-психологического портрета ученика

Индивидуальное исследование развития познавательных процессов (мышления; памяти; внимания)

Методика Векслера

В течение года по запросам учителей и родителей

Исследование личностных особенностей второклассников

Личностный опросник Кеттелла

Наблюдение

Беседы с учителями и родителями

В течение года по запросам учителей и родителей

Исследование эмоционально-волевой сферы, агрессивности, уровня тревожности  младших школьников

Проективная методика «Несуществующее животное»;

Тест тревожности В. Астапова (психологический практикум);

Декабрь

Родительское собрание «Эмоциональный мир детей»

Родительская гостиница

Декабрь

Исследование мотивации

Методика исследования мотивации учения  Лусканова

Январь

Исследование межличностных взаимоотношений

Социометрическая методика «Жилищный вопрос»

Апрель

2. Коррекционная работа с детьми, имеющими проблемы в  обучении, межличностных взаимоотношениях, развитии эмоционально-волевой сферы

Устранение интеллектуальных и личностных проблем младших школьников. Формирование навыков общения и снятия нервно-психического напряжения

Коррекционная работа по развитию познавательных  процессов (мышления, внимания, памяти и т. д.);

Коррекция межличностных взаимоотношений;

Коррекция нервно-психического состояния

Индивидуальные программы развития и коррекции;

Программа психокоррекционной помощи детям с нарушениями эмоциональной сферы (справочная книга);

Программа игровой психокоррекции трудностей общения у младших школьников (справочная книга)

В течение года по результатам психологических исследований

3. Работа по изучению индивидуальных особенностей второклассников и выявлению одарённых детей

Выявление  интересов, склонностей, способностей младших школьников. Изучение детской креативности, как основы творческой одарённости

Изучение интересов, склонностей  и способностей;

Исследование креативности

Беседы с учителями

Анкетирование родителей

Методика изучения детской креативности Е. Туник (справочная книга)

Март

4. Консультатив-

ная работа

Психологическая помощь родителям и учителям по проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей

Консультации родителей и педагогов по психологическим проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей

В течение года

5. Методическая работа

Познакомить учителей начальных классов с методиками изучения творческой одарённости младших школьников

МО учителей начальных классов «Исследование творческой одарённости младших школьников»

Март

Работа по реализации программы психолого-педагогического сопровождения в третьих классах.

Направления работы

Задачи

Содержание работы

Методы и методики

Сроки проведения

1.Диагностика личностных и эмоционально-волевых особенностей обучающихся

Своевременное выявление  проблем личностного развития;

Определение траектории развития  детей «группы риска»;

Составление социально-психологического портрета ученика

Исследование личностных особенностей третьеклассников

Личностный опросник Кеттелла

Наблюдение

Беседы с учителями и родителями

В течение года по запросам учителей и родителей

Исследование эмоционально-волевой сферы, агрессивности, уровня тревожности  младших школьников, уровня их притязаний и самооценки

Методика изучения самооценки и уровня притязаний А. Липкиной (Е. Рогов)

Методика исследования самооценки Дембо – Рубинштейна

Анкета для родителей по оценке нервно-психического состояния их детей

Декабрь

2. Коррекционная работа с детьми, имеющими проблемы в эмоционально-волевой сфере

Устранение проблем развития эмоционально-волевой сферы младших школьников. Формирование навыков снятия нервно-психического напряжения

Коррекция нервно-психического состояния

Программа психокоррекционной помощи детям с нарушениями эмоциональной сферы (справочная книга);

В течение года по результатам психологических исследований

3. Работа по изучению индивидуальных особенностей третьеклассников и выявлению одарённых детей

Выявление интеллектуально одарённых детей

Исследование интеллектуальной одарённости младших школьников

Методика Л. Ясюковой

Март

4. Работа по формированию ЗОЖ

Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни детей

Исследование представлений младших школьников о ЗОЖ

Анкетирование родителей

Анкетирование третьеклассников

Февраль

Просвещение и профилактика проблем охраны и укрепления здоровья детей

Программа «Я расту здоровым»

Февраль

Родительское собрание «Здоровье наших детей в наших руках»

Круглый стол

Февраль

5. Консультатив-

ная работа

Психологическая помощь родителям и учителям по проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей

Консультации родителей и педагогов по психологическим проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей

В течение года

6. Методическая работа

Познакомить учителей начальных классов с методиками изучения интеллектуальной одарённости младших школьников

МО учителей начальных классов «Исследование интеллектуальной одарённости младших школьников»

Март

Работа по реализации программы психолого-педагогического сопровождения в четвёртых классах.

Направления работы

Задачи

Содержание работы

Методы и методики

Сроки проведения

1.Диагностика личностных особенностей обучающихся

Своевременное выявление  проблем личностного развития;

Определение траектории развития  детей «группы риска»;

Составление социально-психологического портрета ученика

Исследование личностных особенностей четвероклассников

Личностный опросник Кеттелла

Наблюдение

Беседы с учителями и родителями

В течение года по запросам учителей и родителей

2. Коррекционная работа с детьми, имеющими проблемы личностного развития

Устранение проблем личностного развития младших школьников

Коррекция проблем личностного развития

Индивидуальные программы развития личности

В течение года по результатам психологических исследований

3. Работа по изучению индивидуальных особенностей четвероклассников. Работа с одарёнными детьми

Выявление одарённых детей, развитие их интеллектуальных и творческих способностей

Исследование интеллектуальной одарённости младших школьников


Методика Л. Ясюковой



В течение года

Развивающие занятия с одарёнными детьми

Программа «Создай себя»

4. Работа по формированию ЗОЖ

Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни детей

Исследование ценностных ориентаций младших школьников

Методика исследования ценностных ориентаций

Февраль

Просвещение и профилактика проблем охраны и укрепления здоровья детей

Программа «Я расту здоровым»

5. Консультатив-

ная работа

Психологическая помощь родителям и учителям по проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей

Консультации родителей и педагогов по психологическим проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей

В течение года

6. Работа по преемственности в обучении школьников при переходе из начальной школы в среднее звено

Выявить психологическую готовность детей к переходу на следующую ступень обучения;

 Составление социально-психологического портрета ученика

Исследование основных новообразований младшего школьного возраста (произвольность, рефлексия, мышление в понятиях)

Опросник по определению уровня самооценки и притязаний С. Ковалёва;

Методики «Счёт» и «Слова» И. Дубровиной

Март-апрель

Исследование межличностных взаимоотношений

Опросник Лускановой

Исследование психо - эмоционального состояния (тревожности)

Шкала явной тревожности А. Прихожан

Родительское собрание «Дети на переходном этапе обучения»

Беседа

7. Методическая работа

Обеспечение психолого-педагогической преемственности в обучении школьников при переходе из начальной школы в среднее звено

Консилиум «Психолого – педагогическая готовность четвероклассников к переходу на следующую ступень обучения»

Май

Календарно – тематический  план реализации программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся 1 – 4 классов (начальная школа)

Направления работы \ месяца

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Определение психологической готовности к школьному обучению

1 кл.

дошкол.

дошкол.

Профилактика дезадаптации

1 кл.

1 кл.

1 кл.

Коррекционная работа по развитию познавательных  процессов у первоклассников с низким уровнем готовности к школьному обучению

1 кл.

Исследование личностных особенностей младших школьников

2 кл. – 4 кл.

Исследование эмоционально-волевой сферы, агрессивности, уровня тревожности  младших школьников

2 –3 кл.

4 кл.

Коррекция интеллектуальных и личностных проблем младших школьников. Формирование навыков общения и снятия нервно-психического напряжения

2 кл. – 4 кл.

Работа по изучению индивидуальных особенностей младших школьников и выявлению одарённых детей

2 -3 кл.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей одарённых детей

4 кл.

4 кл.

4 кл.

4 кл.

4 кл.

4 кл.

4 кл.

4 кл.

4 кл.

Исследование межличностных взаимоотношений

1 кл.

2 кл.;

4 кл.

Консультатив-

ная работа

Учителя и родители

Работа по преемственности в обучении школьников при переходе из начальной школы в среднее звено

4 кл.

4 кл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа формирования ууд у обучающихся на ступени начального общего образования.

Данный материал поможет учителям при подготовке по теме "Формирование УУД у школьников начальной школы"...

Программа развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования "Моя школьная Страна".

Актуальность программы. Цель и задачи. Основные направления.Ожидаемые результаты. Реализация программы....

Программа развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования «Я в мире, мир во мне»

Целесообразность принятия Программы «Я в мире и мир во мне» обусловлена особенностями младшего школьного возраста. Это время интенсивного формирования личности, познавательных потребностей, рост...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с легкой умственной отсталостью на ступени начального общего образования

Программа направлена на детей , имеющих трудности в обучении в связи с интеллектуальной недостаточностью. Программа является частью системы оказания комплексной коррекционной помощи обучающимся с легк...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников на ступени начального общего образования

Программадуховно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников на ступени начального общего образования...