ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
рабочая программа по теме
Цель программы – максимальное содействие личностному и интеллектуальному развитию школьников, создание психологических условий для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 144.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Пояснительная записка
Цель программы – максимальное содействие личностному и интеллектуальному развитию школьников, создание психологических условий для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья.
Задачи программы:
- Выявлять психологическую готовность детей к школьному обучению, с целью определения траектории развития каждого обучающегося, прогноза проблем обучения и своевременного их устранения. Составлять социально-психологический портрет ученика;
- Вести работу по профилактике дезадаптации первоклассников, создавать условия для их успешного приспособления к условиям обучения в школе;
- Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности обучающихся, препятствующие нормальному протеканию процесса обучения и воспитания; а также выявлять интересы, склонности, способности и ценностные ориентации младших школьников;
- Проводить развивающую и коррекционную работу с детьми «группы риска»;
- Выявлять и устранять психологические причины нарушений межличностных отношений младших школьников с учителями, сверстниками, с родителями и другими людьми;
- Формировать ценности здоровья и здорового образа жизни детей;
- Выявлять психологическую готовность младших школьников к переходу на следующую ступень общего образования;
- Консультировать учителей и родителей по психологическим проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей.
Принципы построения программы:
Принцип позитивности – создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи и сотрудничества;
Принцип целостности развития – усиливает значение всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и личности ребёнка, помогает строить позитивное будущее;
Принцип индивидуального подхода – максимальный учёт психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребёнка;
Принцип развития и саморазвития личности – активизация творческих возможностей, способностей к самопознанию, самосовершенствованию и саморегуляции.
Программа учитывает особенности первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения и особого этапа в жизни ребёнка, связанного:
- с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимой игровой);
- с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
- с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
- с формированием у школьников основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
- с изменением самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
- с моральным развитием, связанным с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями.
Учитываются также характерные для младшего школьного возраста центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление.
В основе реализации программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
- разнообразие траекторий индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов.
Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования и Уставом образовательного учреждения.
Работа по реализации программы психолого-педагогического сопровождения в первых классах.
Направления работы | Задачи | Содержание работы | Методы и методики | Сроки проведения |
1. Определение психологической готовности к школьному обучению | Выявить психологическую готовность детей к школьному обучению; Определить траекторию развития каждого обучающегося; Спрогнозировать проблемы обучения для своевременного их устранения; Составление социально-психологического портрета ученика | Диагностика функциональной готовности | Тест «Школьной зрелости» Керна-Йирасика | Апрель (ШП)-сентябрь |
Диагностика развития произвольности | «Графический диктант» Д. Эльконина | Апрель (ШП)-сентябрь; май | ||
Диагностика развития внимания и работоспособности | Корректурная проба | Апрель (ШП)-сентябрь; январь; май | ||
Диагностика развития понятийного мышления | Методика «Четвёртый лишний» | Апрель (ШП)-сентябрь | ||
Диагностика развития кратковременной зрительной памяти | Методика «10 картинок» | Апрель (ШП)-сентябрь | ||
Исследование мотивации | Проективный тест Н. Лускановой «Что мне нравится в школе» | сентябрь | ||
Исследование представлений родителей о готовности их ребёнка к школьному обучению | Анкета «Готов ли Ваш ребёнок к школе» | сентябрь | ||
Родительское собрание «Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению» | Педагогическая мастерская. Мастер класс | Апрель («Школа первоклассных родителей.» | ||
2. Профилактика дезадаптации | Создание условий для успешной адаптации первоклассников к школьному обучению | Исследование особенностей адаптации первоклассников к школе | 1. Методика «Исследование социально-психологической адаптации детей к школе» Э. Александровской; 2. Методика «Психологический анализ особенностей адаптации детей к школе» Л. Ковалёвой. 3. Наблюдение за детьми на уроках и переменах 4. Беседы с учителями | Октябрь; апрель |
Исследование психо-эмоционального самочувствия | Невербальная диагностика эмоционального состояния А. Прохорова Методика «Лесенка» Методика «Цветометрия» | Октябрь; апрель | ||
Развивающие занятия | Программа «Введение в школьную жизнь» Цукерман | 1 четверть | ||
Родительские собрания: «Психологические особенности детей 7 лет»; «Особенности первых недель обучения в школе» | Сентябрь-октябрь | |||
3. Коррекционная работа с детьми «группы риска» | Устранение проблем развития познавательных процессов | Коррекционная работа по развитию познавательных процессов (мышления, внимания, памяти и т. д.) у первоклассников с низким уровнем готовности к школьному обучению | Программа «Хочу учиться» | 3-4 четверти |
4. Консультатив- ная работа | Психологическая помощь родителям и учителям по проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей | Консультации родителей и педагогов по психологическим проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам развития личности детей | В течение года | |
5. Методическая работа | Проанализировать уровень готовности первоклассников к школьному обучению Выявить «группу риска» и спланировать дальнейшую работу с этими детьми | Консилиум по готовности первоклассников к обучению в школе | сентябрь | |
Проанализировать результаты адаптации первоклассников к школьному обучению, спланировать индивидуальную работу с дезадаптантами | Консилиум по адаптации первоклассников к обучению в школе. МО учителей начальных классов по итогам работы по адаптации первоклассников к обучению в школе. | Ноябрь; май |
Работа по реализации программы психолого-педагогического сопровождения во вторых классах.
Направления работы | Задачи | Содержание работы | Методы и методики | Сроки проведения |
1.Диагностика интеллектуальных, личностных и эмоционально-волевых особенностей обучающихся | Своевременное выявление проблем интеллектуального и личностного развития; Определение траектории развития детей «группы риска»; Составление социально-психологического портрета ученика | Индивидуальное исследование развития познавательных процессов (мышления; памяти; внимания) | Методика Векслера | В течение года по запросам учителей и родителей |
Исследование личностных особенностей второклассников | Личностный опросник Кеттелла Наблюдение Беседы с учителями и родителями | В течение года по запросам учителей и родителей | ||
Исследование эмоционально-волевой сферы, агрессивности, уровня тревожности младших школьников | Проективная методика «Несуществующее животное»; Тест тревожности В. Астапова (психологический практикум); | Декабрь | ||
Родительское собрание «Эмоциональный мир детей» | Родительская гостиница | Декабрь | ||
Исследование мотивации | Методика исследования мотивации учения Лусканова | Январь | ||
Исследование межличностных взаимоотношений | Социометрическая методика «Жилищный вопрос» | Апрель | ||
2. Коррекционная работа с детьми, имеющими проблемы в обучении, межличностных взаимоотношениях, развитии эмоционально-волевой сферы | Устранение интеллектуальных и личностных проблем младших школьников. Формирование навыков общения и снятия нервно-психического напряжения | Коррекционная работа по развитию познавательных процессов (мышления, внимания, памяти и т. д.); Коррекция межличностных взаимоотношений; Коррекция нервно-психического состояния | Индивидуальные программы развития и коррекции; Программа психокоррекционной помощи детям с нарушениями эмоциональной сферы (справочная книга); Программа игровой психокоррекции трудностей общения у младших школьников (справочная книга) | В течение года по результатам психологических исследований |
3. Работа по изучению индивидуальных особенностей второклассников и выявлению одарённых детей | Выявление интересов, склонностей, способностей младших школьников. Изучение детской креативности, как основы творческой одарённости | Изучение интересов, склонностей и способностей; Исследование креативности | Беседы с учителями Анкетирование родителей Методика изучения детской креативности Е. Туник (справочная книга) | Март |
4. Консультатив- ная работа | Психологическая помощь родителям и учителям по проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей | Консультации родителей и педагогов по психологическим проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей | В течение года | |
5. Методическая работа | Познакомить учителей начальных классов с методиками изучения творческой одарённости младших школьников | МО учителей начальных классов «Исследование творческой одарённости младших школьников» | Март |
Работа по реализации программы психолого-педагогического сопровождения в третьих классах.
Направления работы | Задачи | Содержание работы | Методы и методики | Сроки проведения |
1.Диагностика личностных и эмоционально-волевых особенностей обучающихся | Своевременное выявление проблем личностного развития; Определение траектории развития детей «группы риска»; Составление социально-психологического портрета ученика | Исследование личностных особенностей третьеклассников | Личностный опросник Кеттелла Наблюдение Беседы с учителями и родителями | В течение года по запросам учителей и родителей |
Исследование эмоционально-волевой сферы, агрессивности, уровня тревожности младших школьников, уровня их притязаний и самооценки | Методика изучения самооценки и уровня притязаний А. Липкиной (Е. Рогов) Методика исследования самооценки Дембо – Рубинштейна Анкета для родителей по оценке нервно-психического состояния их детей | Декабрь | ||
2. Коррекционная работа с детьми, имеющими проблемы в эмоционально-волевой сфере | Устранение проблем развития эмоционально-волевой сферы младших школьников. Формирование навыков снятия нервно-психического напряжения | Коррекция нервно-психического состояния | Программа психокоррекционной помощи детям с нарушениями эмоциональной сферы (справочная книга); | В течение года по результатам психологических исследований |
3. Работа по изучению индивидуальных особенностей третьеклассников и выявлению одарённых детей | Выявление интеллектуально одарённых детей | Исследование интеллектуальной одарённости младших школьников | Методика Л. Ясюковой | Март |
4. Работа по формированию ЗОЖ | Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни детей | Исследование представлений младших школьников о ЗОЖ | Анкетирование родителей Анкетирование третьеклассников | Февраль |
Просвещение и профилактика проблем охраны и укрепления здоровья детей | Программа «Я расту здоровым» | Февраль | ||
Родительское собрание «Здоровье наших детей в наших руках» | Круглый стол | Февраль | ||
5. Консультатив- ная работа | Психологическая помощь родителям и учителям по проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей | Консультации родителей и педагогов по психологическим проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей | В течение года | |
6. Методическая работа | Познакомить учителей начальных классов с методиками изучения интеллектуальной одарённости младших школьников | МО учителей начальных классов «Исследование интеллектуальной одарённости младших школьников» | Март |
Работа по реализации программы психолого-педагогического сопровождения в четвёртых классах.
Направления работы | Задачи | Содержание работы | Методы и методики | Сроки проведения |
1.Диагностика личностных особенностей обучающихся | Своевременное выявление проблем личностного развития; Определение траектории развития детей «группы риска»; Составление социально-психологического портрета ученика | Исследование личностных особенностей четвероклассников | Личностный опросник Кеттелла Наблюдение Беседы с учителями и родителями | В течение года по запросам учителей и родителей |
2. Коррекционная работа с детьми, имеющими проблемы личностного развития | Устранение проблем личностного развития младших школьников | Коррекция проблем личностного развития | Индивидуальные программы развития личности | В течение года по результатам психологических исследований |
3. Работа по изучению индивидуальных особенностей четвероклассников. Работа с одарёнными детьми | Выявление одарённых детей, развитие их интеллектуальных и творческих способностей | Исследование интеллектуальной одарённости младших школьников | Методика Л. Ясюковой | В течение года |
Развивающие занятия с одарёнными детьми | Программа «Создай себя» | |||
4. Работа по формированию ЗОЖ | Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни детей | Исследование ценностных ориентаций младших школьников | Методика исследования ценностных ориентаций | Февраль |
Просвещение и профилактика проблем охраны и укрепления здоровья детей | Программа «Я расту здоровым» | |||
5. Консультатив- ная работа | Психологическая помощь родителям и учителям по проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей | Консультации родителей и педагогов по психологическим проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей | В течение года | |
6. Работа по преемственности в обучении школьников при переходе из начальной школы в среднее звено | Выявить психологическую готовность детей к переходу на следующую ступень обучения; Составление социально-психологического портрета ученика | Исследование основных новообразований младшего школьного возраста (произвольность, рефлексия, мышление в понятиях) | Опросник по определению уровня самооценки и притязаний С. Ковалёва; Методики «Счёт» и «Слова» И. Дубровиной | Март-апрель |
Исследование межличностных взаимоотношений | Опросник Лускановой | |||
Исследование психо - эмоционального состояния (тревожности) | Шкала явной тревожности А. Прихожан | |||
Родительское собрание «Дети на переходном этапе обучения» | Беседа | |||
7. Методическая работа | Обеспечение психолого-педагогической преемственности в обучении школьников при переходе из начальной школы в среднее звено | Консилиум «Психолого – педагогическая готовность четвероклассников к переходу на следующую ступень обучения» | Май |
Календарно – тематический план реализации программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся 1 – 4 классов (начальная школа)
Направления работы \ месяца | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
Определение психологической готовности к школьному обучению | 1 кл. | дошкол. | дошкол. | ||||||
Профилактика дезадаптации | 1 кл. | 1 кл. | 1 кл. | ||||||
Коррекционная работа по развитию познавательных процессов у первоклассников с низким уровнем готовности к школьному обучению | 1 кл. | ||||||||
Исследование личностных особенностей младших школьников | 2 кл. – 4 кл. | ||||||||
Исследование эмоционально-волевой сферы, агрессивности, уровня тревожности младших школьников | 2 –3 кл. | 4 кл. | |||||||
Коррекция интеллектуальных и личностных проблем младших школьников. Формирование навыков общения и снятия нервно-психического напряжения | 2 кл. – 4 кл. | ||||||||
Работа по изучению индивидуальных особенностей младших школьников и выявлению одарённых детей | 2 -3 кл. | ||||||||
Развитие интеллектуальных и творческих способностей одарённых детей | 4 кл. | 4 кл. | 4 кл. | 4 кл. | 4 кл. | 4 кл. | 4 кл. | 4 кл. | 4 кл. |
Исследование межличностных взаимоотношений | 1 кл. | 2 кл.; 4 кл. | |||||||
Консультатив- ная работа | Учителя и родители | ||||||||
Работа по преемственности в обучении школьников при переходе из начальной школы в среднее звено | 4 кл. | 4 кл. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/05/picture-64972.jpg)
программа формирования ууд у обучающихся на ступени начального общего образования.
Данный материал поможет учителям при подготовке по теме "Формирование УУД у школьников начальной школы"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/30/picture-176795-1406737158.png)
Программа развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования "Моя школьная Страна".
Актуальность программы. Цель и задачи. Основные направления.Ожидаемые результаты. Реализация программы....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/14/picture-252948-1368558837.jpg)
Программа развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования «Я в мире, мир во мне»
Целесообразность принятия Программы «Я в мире и мир во мне» обусловлена особенностями младшего школьного возраста. Это время интенсивного формирования личности, познавательных потребностей, рост...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/04/picture-262371-1370338664.jpg)
«Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования».
Доклад для педагогического совета по ФГОС второго поколения....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/03/picture-351-1386078174.jpg)
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников на ступени начального общего образования
Планирование воспитательной работы с учащимися класса....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/11/picture-1042379-1541920615.jpg)
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с легкой умственной отсталостью на ступени начального общего образования
Программа направлена на детей , имеющих трудности в обучении в связи с интеллектуальной недостаточностью. Программа является частью системы оказания комплексной коррекционной помощи обучающимся с легк...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/11/picture-1098691-1557590010.jpg)
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников на ступени начального общего образования
Программадуховно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников на ступени начального общего образования...