Сопровождение выпускников, окончивших школу и проживающих в стационарном учреждении социального обслуживания
статья по теме
Попова В.Н., зам. директора по учебно-воспитательной работе СПб ГБСУ СО ДДИ-1
Петродворцового района г. Санкт-Петербурга
Изменения в общественной жизни, происшедшие в России в последние десятилетия, не смогли не сказаться на развитии законодательной базы в отношении инвалидов, в том числе с умственной отсталостью. Особенно значим факт изменения отношения к лицам с нарушениями в развитии. Среди принципиально важных законодательных решений в области защиты прав человека в Российской Федерации можно выделить следующее:
- Закрепление прав детей в главных сферах их жизнедеятельности в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, ФЗ «Об образовании», Указ Президента РФ «О мерах по формированию доступной для инвалидов сферы деятельности» и др.
- Разработка мер по улучшению здоровья населения, в том числе инвалидов и детей-инвалидов, их физического, умственного, психического развития (Основы Законодательства РФ об охране здоровья граждан, законы РФ «О социальной защите инвалидов». Федеральная программа «Социальная поддержка инвалидов» и др.)
- Определение через государственные и общественные институты системы компенсаций, в том числе семьям, имеющим детей-инвалидов (Указ Президента РФ «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров», Закон РФ «О социальной защите инвалидов»)
- Поддержка приёмных семей, детей, лишившихся родительского попечения, решение вопросов усыновления детей (Семейный кодекс РФ, Положение о порядке выплат денежных средств на детей, находящихся под опекой);
- Формирование и реализация государственной политики в интересах детей и других незащищённых слоёв населения (Постановления Правительства РФ «О реализации Конвенции ООН о правах ребёнка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Закон РФ «О социальной защите инвалидов» и др.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soprovozhdenie_vypusknikov_shkoly.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОПРОВОЖДЕНИЕ
ВЫПУСКНИКОВ, ОКОНЧИВШИХ КОРРЕКЦИОННУЮ ШКОЛУ
И ПРОЖИВАЮЩИХ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ СТАЦИОНАРНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
«ДОМ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ № 1»
Попова В.Н., зам. директора по учебной работе,
учитель ГБСКОУ школа № 439
Петродворцового района г. Санкт-Петербурга
Изменения в общественной жизни, происшедшие в России в последние десятилетия, не смогли не сказаться на развитии законодательной базы в отношении инвалидов, в том числе с умственной отсталостью. Особенно значим факт изменения отношения к лицам с нарушениями в развитии. Среди принципиально важных законодательных решений в области защиты прав человека в Российской Федерации можно выделить следующее:
- закрепление прав детей в главных сферах их жизнедеятельности в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, ФЗ «Об образовании», Указ Президента РФ «О мерах по формированию доступной для инвалидов сферы деятельности» и др.
- разработка мер по улучшению здоровья населения, в том числе инвалидов и детей-инвалидов, их физического, умственного, психического развития (Основы Законодательства РФ об охране здоровья граждан, законы РФ «О социальной защите инвалидов». Федеральная программа «Социальная поддержка инвалидов» и др.)
- определение через государственные и общественные институты системы компенсаций, в том числе семьям, имеющим детей-инвалидов (Указ Президента РФ «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров», Закон РФ «О социальной защите инвалидов»)
- поддержка приёмных семей, детей, лишившихся родительского попечения, решение вопросов усыновления детей (Семейный кодекс РФ, Положение о порядке выплат денежных средств на детей, находящихся под опекой);
- формирование и реализация государственной политики в интересах детей и других незащищённых слоёв населения (Постановления Правительства РФ «О реализации Конвенции ООН о правах ребёнка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Закон РФ «О социальной защите инвалидов» и др.)
Законы, постановления, распоряжения Правительства Санкт-Петербурга
- «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге» Закон СПб от 24.11.2004 №589-79;
- «О дополнительных мерах социальной поддержки детей и молодежи в Санкт-Петербурге» Закон СПб № 222-26 от 30.05.2005;
- «О территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2007 г.» Закон СПб № 647-2 от 12.01.2007 г.;
- «Об обеспечении техническими средствами реабилитации отдельных категорий граждан в СПб» № 629-1 от 12.01.2007 г.;
- «О льготном обеспечении лекарственными средствами и бесплатном зубопротезировании отдельных категорий жителей СПб» Закон СПб №487-73 от 14.09.2005 г.;
Ведомственные приказы, инструкции, инструктивные письма
- «Об утверждении Инструкции об организации медицинского обслуживания, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятиях в домах-интернатах для престарелых и инвалидов» приказ Министерства социальной защиты населения РФ от 20.07.2005 №170;
- «О номенклатуре учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 05.01.2003 №30-ГК
- «О понятии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» письмо Министерства социальной защиты населения РФ от 25.01.1995 №3188-34;
- «Положение о психоневрологическом интернате социального обеспечения РСФСР» приказ Минсоцобеспечения РСФСР от 27.12.1978 №145
- «О медицинских показаниях и противопоказаниях к приему в дома-интернаты», инструкция Министерства здравоохранения СССР от 05.09.1978 №06-14/12-2495 М
- «О порядке, условиях приёма, перевода и выписки граждан пожилого возраста и инвалидов из государственных учреждений социального обслуживания Санкт-Петербурга» № 60 от 17.04.2006г.
В последнее время происходят существенные изменения в отношении общества к людям, жизнедеятельность которых связана с их физическими, психическими или социальными ограничениями – активно набирает обороты процесс социализации и интеграции с учетом особенностей и потребностей различных категорий инвалидов. Направление работ отечественных и зарубежных специалистов предусматривает построение новых отношений между личностью ребёнка, его семьёй и обществом, а также поиск оптимальных путей социализации и социальной защиты. Причём акцент в специальной поддержке делается не только на детский и подростковый периоды, но и на период взрослости, то есть на позднюю реабилитацию и обеспечение возможности самостоятельной жизни, работы и самообслуживания умственно отсталых лиц. Но этот процесс в силу огромного количества факторов затруднен и представляет собой серьезную проблему.
Переход от детства к взрослости сложен даже для лиц с нормальным развитием – и тем более для людей с проблемами в развитии, в том числе с нарушением интеллекта. Социализация молодых людей с выраженной интеллектуальной недостаточностью чрезвычайно затруднена в связи с отсутствием у них навыков межличностного общения в макросоциуме, несформированностью потребности в таком общении, неадекватной самооценкой, негативным восприятием других людей, гипертрофированным эгоцентризмом, склонностью к социальному иждивенчеству. Особенно актуальна эта проблема в отношении воспитывающихся в интернатных учреждениях детей-инвалидов, имеющих хронические психические расстройства, в частности, умственную отсталость. После достижения 18 летнего возраста, многие из ребят, покидая стены дома-интерната, с большим трудом и проблемами учатся самостоятельной жизни, часто натыкаясь на стену отчужденности и непонимания со стороны окружающих, попадая в проблемные ситуации, не предусмотренные тем курсом обучения, который они получили в доме-интернате.
Программа переходного периода от детства к взрослости лиц с умственной отсталостью включает в себя ряд аспектов:
- Социализацию (личную адаптацию и интеграцию в общество, обучение общению, межличностное взаимодействие, организация досуга);
- Профессиональную подготовку;
- Обеспечение равных возможностей проживания (развитие самооценки и самопонимания, умение независимого функционирования.
Умственно отсталые подростки и молодые люди с ограниченными возможностями здоровья имеют право жить собственной независимой жизнью. Как все взрослые люди, они имеют право на самостоятельность в вопросах проживания (где и с кем жить), на самостоятельный выбор профессии, места работы, круга общения. Их способность, энергия, силы, как бы малы они ни были, могут найти себе применение и принести пользу обществу. Для этого нужно желание общества принять их в свою жизнь как равноправных граждан, обеспечив при этом необходимую поддержку в виде системы помощи, обучения, трудоустройства, а также правовой защиты.
Оказание помощи молодым людям с ограниченными возможностями здоровья в социализации, профессиональной подготовке, умении независимого функционирования называется в современным цивилизованных странах «поддерживающим проживанием». Поддержка молодых людей, выпускников детских домов-интернатов, называется постинтернатным сопровождением.
В детских домах-интернатах системы социальной защиты проживают дети от 14 до 18 лет с умеренной, тяжёлой или глубокой умственной отсталостью, часто осложнённой сопутствующей патологией (нарушение зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и т.д.)
По степени сформированности социально-бытовых, социально-средовых, социально-психологических и трудовых навыков выпускников детских домов-интернатов можно разделить на 3 категории:
- Воспитанники, не способные к самообслуживанию в быту и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе и наблюдении в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности.
- Воспитанники, способные осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни.
- Воспитанники, сохранившие частичную способность к самообслуживанию в быту и не нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, способные к выполнению доступной трудовой деятельности в специально созданных условиях.
Санкт-Петербургское государственное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 1» –специальное медико-социальное реабилитационное учреждение, предназначенное для постоянного проживания детей-инвалидов и инвалидов детства, нуждающихся в постоянном постороннем уходе и обслуживании в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, выдаваемой учреждениями медико-социальной экспертизы
Основными целями деятельности учреждения являются:
- Обеспечение постоянного проживания детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья от 4 лет, нуждающихся в уходе, реабилитации, медико-социальном и бытовом обслуживании.
- Стационарное медико-социальное комплексное обслуживание детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья
- Медицинская, социальная, психолого-педагогическая, профессионально-трудовая реабилитация;
- Специальное коррекционно-развивающее воспитание, школьное и допрофессиональное образование детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья
Работа по адаптации, реабилитации и включению в общество детей, подростков и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья проходит через учебный, коррекционно-воспитательный процесс, трудовое и допрофессиональное обучение. С 1 по 9 класс дети обучаются в государственном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении школа № 439 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга. В течение дошкольного и школьного возраста в учреждениях осуществляется психолого-педагогическое сопровождение каждого учащегося(воспитанника).
По завершению образовательной и реабилитационной программы в школе и на базе детского дома-интерната №1 воспитанники, нуждающиеся в постоянном уходе и медицинском наблюдении, не способные к самообслуживанию по достижению 18 лет в соответствии с решением медико-психолого-педагогической комиссии и путёвке Комитета по социальной политике переводятся во взрослые психоневрологические учреждения (ПНИ).
Для решения проблем постинтернатного сопровождения выпускников детского дома-интерната, способных к самообслуживанию в быту и не нуждающихся в постоянном постороннем уходе, способных к выполнению доступной трудовой деятельности в специально созданных условиях, успешно завершивших индивидуальную программу реабилитации в условиях детского дома, при ДДИ № 1 в 1999 году создан Центр социальной и профессиональной реабилитации. До 2007 года центр был расположен в отдельном крыле здания детского дома, учебно-трудовые мастерские находились в приспособленных для этой цели помещениях. В декабре 2007 г. введёно в строй новое здание Центра социальной и профессиональной реабилитации. Это трехэтажное кирпичное здание, расположенное в 60 м. от детского дома-интерната, соединённое с ним галереей. Здание Центра включает в себя жилой блок гостиничного типа на 100 проживающих, производственный блок на 100 защищенных рабочих мест, культурно-оздоровительный блок с концертным, спортивным и тренажёрным залами, обеденным залом, кабинеты психологической разгрузки, профессиональной диагностики, медицинские кабинеты.
На территории центра имеется учебно-опытная зона (теплицы с круглогодичным отоплением, парники, участки открытого грунта), спортплощадки и зоны отдыха.
Основные задачи Центра:
- Разработка и апробация современных социальных технологий обслуживания молодых людей с ограниченными возможностями здоровья.
- Реализация индивидуальных программ реабилитации, разрабатываемых учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы.
- Разработка планов и программ комплексной реабилитации молодых людей.
- Решение вопросов интеграции молодых людей с ограниченными возможностями здоровья.
- Комплексное обследование и профориентационная работа с каждым молодым человеком с целью выявления его профессиональных предпочтений, способностей, возможностей.
- Обучение доступным видам труда.
- Обеспечение молодых людей с ограниченными возможностями здоровья защищёнными рабочими местами.
- Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение молодых людей, проживающих в Центре.
Наличие Центра социальной и профессиональной реабилитации для молодых людей, успешно завершивших курс школьного, постшкольного обучения, способных к трудовой реабилитации, позволяет специалистам осуществлять преемственность в проведении реабилитационных мероприятий. Перевод реабилитантов из детского дома-интерната в Центр социальной и профессиональной реабилитации происходит в соответствии с решением ППМС комиссии, состоящей из специалистов учреждения.
Система коррекционного воспитания, обучения детей с ограниченными образовательными потребностями, трудовой, социальной и профессиональной реабилитации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья базируется на принципах взаимосвязи в работе специалистов. Осуществляя специализированную помощь, они обмениваются рекомендациями каждый в своей области деятельности. С этой целью в учреждении на каждом отделении организованы и действуют психолого-педагогические медико-социальные консилиумы.
Для каждого воспитанника Центра социальной и профессиональной реабилитации разработана индивидуальная программа реабилитации, включающая в себя медицинскую, психологическую, педагогическую реабилитацию, социально-правовое обеспечение, трудовую реабилитацию, творческую реабилитацию, физкультурно-оздоровительную и спортивную реабилитацию. Каждый специалист, опираясь на собственную диагностику, определяет конкретный план работы. Составляется индивидуальный реабилитационный маршрут для молодого инвалида, проживающего в Центре. В процессе работы осуществляется взаимодействие между многочисленными участниками коррекционного процесса.
Трудовое обучение молодых инвалидов осуществляется в Центре социальной и профессиональной реабилитации при ДДИ № 1.
Основные задачи:
- Профессиональная диагностика;
- Профессиональная ориентация
- Допрофессиональное обучение;
- Производственная адаптация;
- Динамический контроль за процессом профессиональной реабилитации инвалидов;
Обучение молодых инвалидов доступным видам труда, несложным профессиям – основная задача для специалистов, работающих с молодыми людьми Реабилитационного центра: инструкторов по труду, педагогов дополнительного образования.
Получая профессиональные навыки, воспитанники выполняют необходимые для детского дома работы по ремонту, уборке помещений, содержанию территории, пошиву одежды и концертных костюмов.
В Центре осуществляется обучение следующим профессиям: швейное дело, швейно-трикотажное дело (вязание, ковроткачество, вышивка бисером), малярное дело, столярное дело. Заключены договора с ООО «Альма», «Аист», «Центурия», «Союз». В соответствии с договорами реабилитанты изготавливают многофункциональное оборудование для дошкольных и школьных учреждений, шьют и склеивают бахилы, осуществляют сборку ручек, изготавливают развивающие деревянные игрушки. За работу молодые люди получают заработную плату. Кроме того, реабилитанты работают на штатных должностях в ДДИ № 1 и за пределами интерната (ООО «Редуктор», швейная фабрика);
Конечная цель работы по трудовой реабилитации – это трудоустройство воспитанников и их дальнейшее приспособление к жизни.
Воспитанники Центра имеют возможность получить профессию в Санкт-Петербургском профессиональном реабилитационном лицее, подведомственном Комитету по социальной политике.
После завершения трудовой реабилитации в ДДИ № 1 или обучения в профессиональном реабилитационном лицее (в зависимости от индивидуальных возможностей и способностей реабилитантов) 15 воспитанников работают в ООО «Редуктор», расположенном на территории учреждения, 19 человек работают на штатных должностях в детском доме-интернате.
Работа по социализации ребёнка с особыми образовательными потребностями начинается в детском доме-интернате ещё в дошкольном возрасте на занятиях по самообслуживанию, развитию речи и ознакомлению с окружающим, продолжается в период школьного обучения на уроках чтения, письма, счёта, развития коммуникативных навыков, социально-бытовой ориентировки.
В центре социальной и профессиональной реабилитации при детском доме-интернате осуществляется адаптационное обучение молодых людей, окончивших курс школьного обучения с целью закрепления и расширения знаний, обучения умению использовать полученные в школьный период знания в практической жизни. Воспитатели учат молодых людей основам безопасности жизнедеятельности, этике, социально-бытовой ориентировке, петербурговедению, валеологии, домоводству.
С целью социализации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья специалисты реабилитационного центра стремятся, как ранее говорили, «закрытое» стационарное учреждение сделать максимально открытым. Наши ребята очень часто с педагогами выезжают на экскурсии, в музеи, в театры. Иногда старшие ребята отмечают свой день рождения в кафе города.
Большие успехи достигнуты в спортивной реабилитации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья (проводятся занятия по общему физическому развитию, плаванию, работают различные спортивные секции, воспитанники и специалисты дома-интерната активно участвуют в Специальном Олимпийском движении с 1990 г
Участвуя в различных соревнованиях, выезжая в различные города и страны, молодые люди активно общаются с участниками соревнований, находят друзей, потом переписываются с ними, учатся адекватно вести себя в новых условиях, что способствует их социальной реабилитации.
Творческая реабилитация – важнейшая часть работы с молодыми людьми, проживающими в реабилитационном центре. Досуг и творческая деятельность реабилитантов организована сразу по нескольким направлениям: изостудия, фольклорный коллектив, ансамбль «Вдохновение», театральная студия, хореографическая студия, кружки художественной вышивки, корнепластики, мягкой игрушки, объёмной аппликации, вязания, изготовления кукол и др. Особое значение уделяется духовному воспитанию реабилитантов. При интернате открыта домовая церковь Ксении Блаженной Санкт-Петербургской.
Реабилитанты, успешно завершившие индивидуальную программу реабилитации, способные вести самостоятельный образ жизни, ставятся на очередь для получения жилья в Санкт-Петербурге. Они имеют возможность самостоятельно ездить в город, посещать магазины, театры, ездить в гости, учреждения бытового назначения. Они расширяют свой социальный опыт, получают возможность приобщения к социальным ценностям.
Так как молодые люди с ограниченными возможностями здоровья не имеют опыта самостоятельного проживания, до получения своей жилплощади продолжают жить в интернатных условиях. Для таких людей необходимо создание специальных условий проживания, в которых должен быть создан оптимальный режим с минимальной опекой и доминирующим самоуправлением и самообслуживанием. Необходимо создание специальных условий проживания, таких как: специализированные общежития, социальные квартиры, групповые дома западного типа, тренировочные квартиры…, в которых должен быть создан оптимальный режим с минимальной опекой и доминирующим самоуправлением и самообслуживанием.
В 2006 г. в детском доме был открыт «социальный дом» (тренировочная квартира), которая создана в целях реализации пункта 2.1.2 «Создание модели службы поддерживаемого проживания для детей, подростков и молодёжи с нарушениями развития, в том числе тренировочных комнат-квартир, необходимых для подготовки молодых инвалидов к самостоятельному проживанию» и в соответствии с Планом мероприятий по поддержке детей-инвалидов и их семей в 2005-2006 годах, утверждённого постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 05.10.2004 № 1646, с приказом КТСЗН Санкт-Петербурга от 19.01.2005 г № 07
Цель создания тренировочной квартиры – продолжение работы по социальной адаптации и подготовка молодых людей с проблемами в развитии к самостоятельной жизни.
Задачи
- обеспечение временным жильём социально адаптированных воспитанников;
- создание условий для активного образа жизни, самостоятельной трудовой деятельности;
- оказание социальной поддержки и психологического сопровождения сотрудниками дома-интерната, помощь в решении психологических и социальных проблем;
- содействие интеграции в общество молодых людей с проблемами в интеллектуальном развитии
- максимальное содействие педагогической и социальной реабилитации;
Тренировочная квартира является промежуточным звеном подготовки молодых людей – инвалидов детства к самостоятельному проживанию
В пятикомнатной квартире общей площадью 217,46 м2 каждый год живут по 5 реабилитантов, стоящих в льготной очереди для получения жилплощади в Санкт-Петербурге. Воспитанники, проживающие в социальной квартире, обеспечены защищёнными рабочими местами с выплатой заработной платы и самостоятельным выходом в город.
По окончании срока проживания в тренировочной квартире уже 20 молодых людей с ограниченными возможностями здоровья получили жильё, живут самостоятельно в предоставленном городом жилом помещении, успешно ориентируются в окружающей жизни. Дальнейшее сопровождение выпускников, получивших жилплощадь, возлагается на социальные службы районов города, в которых они проживают.
Постинтернатное сопровождение выпускников, получивших жилплощадь, не входит в перечень должностных обязанностей службы социальной помощи учреждения. Однако, специалисты службы не оставляют без внимания просьбы выпускников о помощи: в свободное от основной работы по личной инициативе помогают в решении проблем выпускников, консультируют по телефону в течение рабочей недели.
Наша основная задача – создать все условия для наиболее полной самореализации и раскрытия как личности детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, дать им дорогу в жизнь, повысить степень их социальной востребованности, привить чувство нужности и необходимости обществу, в котором они живут. Наша задача и задача общества – устранить или снизить влияние тех барьеров, которые мешают реализации принципа «равных возможностей» для всех.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок СБО в 9 классе "Предприятия бытового обслуживания"
Данный урок спосбствует формированию потребительской культуры, умению пользоваться услугами предприятиями бытового обслуживания и ориентироваться в средствах массовой информации....
План совместной работы МОУ СОШ №1 и Центра социального обслуживания населения по профилактике правонарушений и социализации несовершеннолетних
межведомственное взаимодействие в работе по профилактике правонарушений...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ детей с интеллектуальными нарушениями, проживающих в стационарном учреждении социального обслуживания
В.Н. Попова, заместитель директора по УВРСанкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей-инва...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 01 Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования.
Рабочая программа профессионального модуля (далее - примерная программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 110800.0...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования
Рабочая программа профессионального модуля (далее - примерная программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО110800.02...
Педагогическое сопровождение школьников, воспитывающихся в учреждении социального обслуживания
Статья посвящена проблемам воспитания и обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в учереждениях социального обслуживания....
"Акт обследование материально-бытовых и социальных условий семей учащихся, находящихся в социально опасном положении, в трудной жизненной ситуации, замещающих семей (многодетных), проживающих на дачах."
Данная "заготовка" поможет учителям в оформлении документации....