Сопровождение выпускников, окончивших школу и проживающих в стационарном учреждении социального обслуживания
статья по теме

Попова Валентина Николаевна

Попова В.Н., зам. директора по учебно-воспитательной  работе СПб ГБСУ СО ДДИ-1

     Петродворцового района г. Санкт-Петербурга

 

Изменения в общественной жизни, происшедшие в России в последние десятилетия, не смогли не сказаться на развитии законодательной базы в отношении инвалидов, в том числе с умственной отсталостью. Особенно значим факт изменения отношения к лицам с нарушениями в развитии. Среди принципиально важных законодательных решений в области защиты прав  человека в Российской Федерации можно выделить следующее:

  1. Закрепление прав детей в главных сферах их жизнедеятельности в соответствии с Конвенцией о правах  ребёнка (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, ФЗ «Об образовании», Указ Президента РФ «О мерах по формированию доступной для инвалидов сферы деятельности» и др.
  2. Разработка мер по улучшению здоровья населения, в том числе инвалидов и детей-инвалидов, их физического, умственного, психического развития (Основы Законодательства РФ об охране здоровья граждан, законы РФ «О социальной защите инвалидов». Федеральная программа  «Социальная поддержка инвалидов» и др.)
  3. Определение через государственные и общественные институты системы компенсаций, в том числе семьям, имеющим детей-инвалидов (Указ Президента РФ «О совершенствовании системы  государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров», Закон РФ «О социальной защите инвалидов»)
  4. Поддержка приёмных семей, детей, лишившихся родительского попечения, решение вопросов усыновления детей (Семейный кодекс РФ, Положение о порядке выплат денежных средств на детей, находящихся под опекой);
  5. Формирование и реализация государственной политики в интересах детей и других незащищённых слоёв населения (Постановления Правительства РФ «О реализации Конвенции ООН о правах ребёнка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Закон РФ «О социальной защите инвалидов» и др.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soprovozhdenie_vypusknikov_shkoly.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

 СОПРОВОЖДЕНИЕ

ВЫПУСКНИКОВ, ОКОНЧИВШИХ КОРРЕКЦИОННУЮ ШКОЛУ

 И ПРОЖИВАЮЩИХ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ СТАЦИОНАРНОМ

УЧРЕЖДЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

«ДОМ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ № 1»

Попова В.Н., зам. директора по учебной работе,

учитель ГБСКОУ школа № 439

Петродворцового района г. Санкт-Петербурга

Изменения в общественной жизни, происшедшие в России в последние десятилетия, не смогли не сказаться на развитии законодательной базы в отношении инвалидов, в том числе с умственной отсталостью. Особенно значим факт изменения отношения к лицам с нарушениями в развитии. Среди принципиально важных законодательных решений в области защиты прав  человека в Российской Федерации можно выделить следующее:

  1. закрепление прав детей в главных сферах их жизнедеятельности в соответствии с Конвенцией о правах  ребёнка (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, ФЗ «Об образовании», Указ Президента РФ «О мерах по формированию доступной для инвалидов сферы деятельности» и др.
  2. разработка мер по улучшению здоровья населения, в том числе инвалидов и детей-инвалидов, их физического, умственного, психического развития (Основы Законодательства РФ об охране здоровья граждан, законы РФ «О социальной защите инвалидов». Федеральная программа  «Социальная поддержка инвалидов» и др.)
  3. определение через государственные и общественные институты системы компенсаций, в том числе семьям, имеющим детей-инвалидов (Указ Президента РФ «О совершенствовании системы  государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров», Закон РФ «О социальной защите инвалидов»)
  4. поддержка приёмных семей, детей, лишившихся родительского попечения, решение вопросов усыновления детей (Семейный кодекс РФ, Положение о порядке выплат денежных средств на детей, находящихся под опекой);
  5. формирование и реализация государственной политики в интересах детей и других незащищённых слоёв населения (Постановления Правительства РФ «О реализации Конвенции ООН о правах ребёнка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Закон РФ «О социальной защите инвалидов» и др.)

Законы, постановления, распоряжения Правительства Санкт-Петербурга

  1. «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге» Закон СПб от 24.11.2004 №589-79;
  2.  «О дополнительных мерах социальной поддержки детей и молодежи в Санкт-Петербурге» Закон СПб № 222-26 от 30.05.2005;
  3. «О территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2007 г.»  Закон СПб № 647-2 от 12.01.2007 г.;
  4. «Об обеспечении техническими средствами реабилитации отдельных категорий граждан в СПб» № 629-1 от 12.01.2007 г.;
  5. «О льготном обеспечении лекарственными средствами и бесплатном зубопротезировании отдельных категорий жителей СПб» Закон СПб №487-73 от 14.09.2005 г.;

Ведомственные приказы, инструкции, инструктивные письма

  1. «Об утверждении Инструкции об организации медицинского обслуживания, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятиях в домах-интернатах для престарелых и инвалидов» приказ Министерства социальной защиты населения РФ от 20.07.2005 №170;
  2. «О номенклатуре учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 05.01.2003 №30-ГК
  3. «О понятии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» письмо Министерства социальной защиты населения РФ от 25.01.1995 №3188-34;
  4. «Положение о психоневрологическом интернате социального обеспечения РСФСР» приказ Минсоцобеспечения РСФСР от 27.12.1978 №145
  5. «О медицинских показаниях и противопоказаниях к приему в дома-интернаты», инструкция Министерства здравоохранения СССР от 05.09.1978 №06-14/12-2495 М
  6. «О порядке, условиях приёма, перевода и выписки граждан пожилого возраста и инвалидов из государственных учреждений социального обслуживания Санкт-Петербурга» № 60 от 17.04.2006г.

В последнее время происходят существенные изменения в отношении общества к людям, жизнедеятельность которых связана с их физическими, психическими или социальными ограничениями – активно набирает обороты  процесс социализации и интеграции  с учетом особенностей и потребностей различных категорий инвалидов. Направление работ отечественных и зарубежных специалистов предусматривает построение новых отношений  между личностью ребёнка, его семьёй и обществом, а также поиск оптимальных путей социализации и социальной защиты. Причём акцент в специальной поддержке делается не только на детский и подростковый периоды, но и на период взрослости, то есть на позднюю реабилитацию и обеспечение возможности самостоятельной жизни, работы и самообслуживания умственно отсталых лиц. Но этот процесс в силу огромного количества факторов затруднен  и  представляет собой серьезную проблему. 

Переход от детства  к взрослости сложен даже для лиц с нормальным развитием – и тем более для людей с проблемами в развитии, в том числе с нарушением интеллекта.  Социализация молодых людей с выраженной интеллектуальной недостаточностью чрезвычайно затруднена в связи с отсутствием у них навыков межличностного общения в  макросоциуме, несформированностью  потребности в таком общении, неадекватной самооценкой, негативным восприятием других людей, гипертрофированным эгоцентризмом, склонностью к социальному иждивенчеству. Особенно актуальна эта проблема в отношении воспитывающихся в интернатных учреждениях детей-инвалидов, имеющих хронические психические расстройства, в частности, умственную отсталость. После достижения 18 летнего возраста, многие из ребят, покидая стены дома-интерната,  с большим трудом и проблемами учатся самостоятельной жизни, часто натыкаясь на стену отчужденности и непонимания со стороны окружающих, попадая в проблемные ситуации, не предусмотренные тем курсом обучения, который они получили в доме-интернате.

Программа переходного периода от детства к взрослости лиц с умственной отсталостью включает в себя ряд аспектов:

  1. Социализацию (личную адаптацию и интеграцию в общество,  обучение общению, межличностное взаимодействие, организация досуга);
  2. Профессиональную подготовку;
  3. Обеспечение равных возможностей проживания (развитие самооценки и самопонимания, умение независимого функционирования.

Умственно отсталые подростки и молодые люди с ограниченными возможностями здоровья имеют право жить собственной независимой жизнью. Как все взрослые люди, они имеют право на самостоятельность в вопросах проживания (где и с кем жить), на самостоятельный выбор профессии, места работы, круга общения. Их способность, энергия, силы, как бы малы они ни были, могут найти себе применение и принести пользу обществу. Для этого нужно желание общества принять их в свою жизнь как равноправных граждан, обеспечив при этом необходимую поддержку в виде системы помощи, обучения, трудоустройства, а также правовой  защиты.

Оказание помощи молодым людям с ограниченными возможностями здоровья в социализации, профессиональной подготовке, умении независимого функционирования называется в современным цивилизованных странах «поддерживающим проживанием». Поддержка молодых людей, выпускников детских домов-интернатов, называется постинтернатным сопровождением.

В детских домах-интернатах системы социальной защиты  проживают дети от 14 до 18 лет с умеренной, тяжёлой или глубокой умственной отсталостью, часто осложнённой сопутствующей патологией (нарушение зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и т.д.)

По степени сформированности социально-бытовых, социально-средовых,  социально-психологических и трудовых навыков  выпускников детских домов-интернатов можно разделить на 3 категории:

  • Воспитанники, не способные к самообслуживанию в быту и нуждающиеся  в постоянном постороннем уходе и наблюдении в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности.
  • Воспитанники,  способные осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни.
  • Воспитанники, сохранившие частичную способность к самообслуживанию в быту и не нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, способные  к выполнению доступной трудовой деятельности в специально созданных условиях.

Санкт-Петербургское государственное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат  для детей с отклонениями в умственном развитии № 1» –специальное медико-социальное реабилитационное учреждение, предназначенное для постоянного проживания детей-инвалидов и инвалидов детства, нуждающихся в постоянном постороннем уходе и обслуживании в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, выдаваемой учреждениями медико-социальной экспертизы

Основными целями деятельности учреждения являются:

  1. Обеспечение постоянного проживания детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья  от 4 лет, нуждающихся в уходе, реабилитации, медико-социальном и бытовом обслуживании.
  2. Стационарное медико-социальное комплексное обслуживание детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья
  3. Медицинская, социальная, психолого-педагогическая, профессионально-трудовая реабилитация;
  4. Специальное коррекционно-развивающее воспитание, школьное и допрофессиональное образование детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья

Работа по адаптации, реабилитации и включению в общество детей, подростков и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья  проходит через учебный, коррекционно-воспитательный процесс, трудовое и допрофессиональное обучение. С 1 по 9 класс дети обучаются в государственном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении школа № 439 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга. В течение дошкольного и школьного возраста в учреждениях осуществляется психолого-педагогическое сопровождение каждого учащегося(воспитанника).

По завершению образовательной и реабилитационной программы в школе и на базе детского дома-интерната  №1 воспитанники, нуждающиеся в постоянном уходе и медицинском наблюдении, не способные к самообслуживанию по достижению 18 лет в соответствии с решением медико-психолого-педагогической комиссии и  путёвке Комитета по социальной политике переводятся во взрослые психоневрологические учреждения (ПНИ).

Для решения проблем постинтернатного сопровождения выпускников детского дома-интерната, способных  к самообслуживанию в быту и не нуждающихся в постоянном постороннем уходе, способных  к выполнению доступной трудовой деятельности в специально созданных условиях, успешно завершивших индивидуальную программу реабилитации в условиях детского дома, при ДДИ № 1  в  1999 году создан  Центр социальной и профессиональной реабилитации. До 2007 года центр был расположен в отдельном крыле здания детского дома, учебно-трудовые мастерские находились в приспособленных для этой цели помещениях. В декабре 2007 г. введёно в строй новое здание Центра социальной и профессиональной реабилитации. Это трехэтажное  кирпичное  здание, расположенное в 60 м. от детского дома-интерната, соединённое с ним галереей. Здание Центра  включает  в себя  жилой блок гостиничного типа на 100 проживающих, производственный блок на 100 защищенных рабочих мест, культурно-оздоровительный блок с концертным,   спортивным и тренажёрным залами, обеденным залом,  кабинеты  психологической разгрузки, профессиональной диагностики, медицинские кабинеты.

На территории центра имеется учебно-опытная зона (теплицы с круглогодичным отоплением, парники, участки открытого грунта), спортплощадки и зоны отдыха.  

Основные задачи Центра:

  1. Разработка и апробация современных социальных технологий обслуживания молодых людей с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Реализация индивидуальных программ реабилитации, разрабатываемых учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы.
  3. Разработка планов и программ комплексной реабилитации молодых людей.
  4. Решение вопросов интеграции молодых людей с ограниченными возможностями здоровья.
  5. Комплексное обследование и профориентационная работа с каждым молодым человеком с целью выявления его профессиональных предпочтений, способностей, возможностей.
  6. Обучение доступным видам  труда.
  7. Обеспечение молодых  людей с ограниченными возможностями здоровья защищёнными рабочими местами.
  8.  Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение молодых людей, проживающих в Центре.

Наличие Центра социальной и профессиональной реабилитации для молодых людей,  успешно завершивших курс школьного, постшкольного обучения, способных  к трудовой реабилитации, позволяет специалистам осуществлять преемственность в проведении реабилитационных мероприятий. Перевод реабилитантов из детского дома-интерната в Центр социальной и профессиональной реабилитации происходит в соответствии с решением ППМС комиссии, состоящей из специалистов учреждения.

Система коррекционного воспитания, обучения детей с ограниченными образовательными потребностями, трудовой, социальной и профессиональной реабилитации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья базируется на принципах взаимосвязи в работе специалистов. Осуществляя специализированную помощь, они обмениваются рекомендациями каждый в своей области деятельности. С этой целью в учреждении на каждом отделении организованы и действуют психолого-педагогические медико-социальные  консилиумы.

Для каждого воспитанника Центра социальной и профессиональной реабилитации разработана индивидуальная программа реабилитации, включающая в себя медицинскую, психологическую, педагогическую реабилитацию, социально-правовое обеспечение, трудовую реабилитацию, творческую реабилитацию, физкультурно-оздоровительную и спортивную реабилитацию. Каждый специалист, опираясь на собственную диагностику, определяет конкретный план работы. Составляется индивидуальный реабилитационный маршрут для молодого инвалида, проживающего в Центре. В процессе работы осуществляется взаимодействие между многочисленными участниками коррекционного процесса.

Трудовое обучение молодых инвалидов осуществляется в Центре социальной и профессиональной реабилитации при ДДИ № 1.

Основные задачи:

  1. Профессиональная диагностика;
  2. Профессиональная ориентация
  3. Допрофессиональное обучение;
  4. Производственная адаптация;
  5. Динамический контроль за процессом профессиональной реабилитации инвалидов;

Обучение молодых инвалидов  доступным видам труда, несложным профессиям  – основная задача для специалистов, работающих с молодыми людьми Реабилитационного центра:  инструкторов по труду,  педагогов дополнительного образования.

Получая профессиональные навыки, воспитанники выполняют необходимые для детского дома работы по ремонту, уборке  помещений, содержанию  территории, пошиву одежды и концертных костюмов.

В Центре осуществляется  обучение следующим профессиям: швейное дело, швейно-трикотажное дело (вязание, ковроткачество, вышивка бисером), малярное дело, столярное дело.  Заключены договора с  ООО «Альма», «Аист», «Центурия», «Союз». В соответствии с договорами реабилитанты изготавливают  многофункциональное оборудование для дошкольных и школьных учреждений, шьют и склеивают бахилы, осуществляют сборку ручек, изготавливают  развивающие деревянные игрушки. За работу молодые люди получают заработную плату. Кроме того, реабилитанты  работают на штатных должностях в ДДИ № 1 и за пределами интерната (ООО «Редуктор», швейная фабрика);

Конечная цель работы по трудовой         реабилитации – это трудоустройство воспитанников и их дальнейшее приспособление к жизни.

Воспитанники Центра имеют возможность получить профессию в Санкт-Петербургском профессиональном реабилитационном лицее, подведомственном Комитету по социальной политике.

После завершения трудовой реабилитации в ДДИ № 1 или обучения в профессиональном  реабилитационном лицее (в зависимости от индивидуальных возможностей и способностей реабилитантов) 15 воспитанников работают  в ООО «Редуктор», расположенном на территории учреждения, 19 человек работают на штатных должностях в детском доме-интернате.

Работа по социализации ребёнка с особыми образовательными потребностями  начинается в детском доме-интернате ещё в дошкольном возрасте на занятиях по самообслуживанию, развитию речи и ознакомлению с окружающим, продолжается в период школьного обучения на уроках чтения, письма, счёта, развития коммуникативных навыков, социально-бытовой ориентировки.

В центре социальной и профессиональной реабилитации при детском доме-интернате осуществляется адаптационное обучение молодых людей, окончивших курс школьного обучения с целью закрепления и расширения знаний, обучения умению использовать полученные в школьный период знания в практической жизни. Воспитатели учат молодых людей основам безопасности жизнедеятельности, этике, социально-бытовой ориентировке,  петербурговедению,  валеологии,  домоводству.

С целью социализации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья специалисты реабилитационного центра стремятся, как ранее говорили, «закрытое» стационарное учреждение сделать максимально открытым. Наши ребята очень часто с педагогами выезжают на экскурсии, в музеи, в театры. Иногда старшие ребята  отмечают свой день рождения в кафе города.

Большие успехи достигнуты в спортивной реабилитации  молодых людей с ограниченными возможностями здоровья (проводятся занятия по общему физическому развитию, плаванию, работают  различные спортивные секции, воспитанники  и специалисты  дома-интерната активно участвуют в Специальном Олимпийском движении с 1990 г

Участвуя в различных соревнованиях, выезжая в различные города и страны, молодые люди активно общаются с участниками соревнований, находят друзей, потом переписываются с ними, учатся адекватно вести себя в новых условиях, что способствует их социальной реабилитации.

Творческая реабилитация – важнейшая часть работы с молодыми людьми, проживающими  в реабилитационном центре. Досуг и творческая деятельность реабилитантов организована сразу по нескольким направлениям: изостудия, фольклорный коллектив, ансамбль «Вдохновение», театральная студия, хореографическая студия, кружки художественной вышивки, корнепластики, мягкой игрушки, объёмной аппликации, вязания, изготовления кукол и др.  Особое значение уделяется духовному воспитанию реабилитантов. При интернате открыта домовая церковь Ксении Блаженной Санкт-Петербургской.

Реабилитанты, успешно завершившие индивидуальную программу реабилитации, способные вести самостоятельный образ жизни, ставятся на очередь для получения жилья в Санкт-Петербурге. Они имеют возможность самостоятельно ездить в город, посещать магазины, театры, ездить в гости, учреждения бытового назначения. Они расширяют свой социальный опыт, получают возможность приобщения к социальным ценностям.

Так как молодые люди с ограниченными возможностями здоровья не имеют опыта самостоятельного проживания,  до получения своей жилплощади  продолжают жить в интернатных условиях. Для таких людей необходимо создание специальных условий проживания, в которых должен быть создан оптимальный режим с минимальной опекой и доминирующим самоуправлением и самообслуживанием. Необходимо создание специальных условий проживания,  таких как: специализированные общежития, социальные квартиры, групповые  дома западного типа, тренировочные квартиры…, в которых должен быть создан оптимальный режим с минимальной опекой и доминирующим самоуправлением и самообслуживанием.

В 2006 г. в детском доме был открыт «социальный дом» (тренировочная квартира), которая создана в  целях  реализации пункта 2.1.2 «Создание модели службы поддерживаемого проживания для детей, подростков и молодёжи с нарушениями развития, в том числе тренировочных комнат-квартир, необходимых для подготовки молодых инвалидов к самостоятельному проживанию» и в соответствии с Планом мероприятий по поддержке детей-инвалидов и их семей в 2005-2006 годах, утверждённого постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 05.10.2004 № 1646,  с приказом КТСЗН Санкт-Петербурга от 19.01.2005 г № 07

Цель создания тренировочной квартиры –  продолжение работы по социальной адаптации и подготовка молодых людей с проблемами в развитии к самостоятельной жизни.

Задачи  

  • обеспечение временным жильём социально адаптированных воспитанников;
  • создание условий для  активного образа жизни, самостоятельной трудовой деятельности;
  •  оказание  социальной поддержки и психологического сопровождения сотрудниками дома-интерната, помощь в решении психологических и социальных проблем;
  • содействие интеграции в общество молодых людей с проблемами в интеллектуальном развитии
  • максимальное содействие педагогической и социальной реабилитации;

Тренировочная квартира является  промежуточным  звеном  подготовки молодых людей – инвалидов детства  к самостоятельному проживанию

 В пятикомнатной квартире общей площадью 217,46 м2 каждый год живут по 5 реабилитантов, стоящих в льготной очереди для получения жилплощади в Санкт-Петербурге. Воспитанники, проживающие в социальной квартире,  обеспечены защищёнными рабочими местами с выплатой заработной платы и самостоятельным выходом в город.

По окончании срока проживания в тренировочной квартире уже 20  молодых людей с ограниченными возможностями здоровья получили жильё, живут  самостоятельно в предоставленном городом жилом помещении, успешно ориентируются в окружающей жизни. Дальнейшее сопровождение выпускников, получивших жилплощадь, возлагается на социальные службы районов города, в которых они проживают.

Постинтернатное сопровождение выпускников, получивших жилплощадь, не входит в перечень должностных обязанностей службы социальной помощи учреждения. Однако, специалисты службы не оставляют без внимания просьбы выпускников о помощи: в свободное от основной  работы по личной инициативе помогают в решении проблем выпускников, консультируют по телефону в течение рабочей недели.

Наша основная задача – создать все условия для  наиболее полной самореализации и раскрытия как личности  детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, дать им дорогу в жизнь, повысить степень их социальной востребованности, привить чувство нужности и необходимости обществу, в котором они живут. Наша задача  и задача общества – устранить  или снизить  влияние тех барьеров, которые мешают реализации принципа «равных возможностей» для всех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок СБО в 9 классе "Предприятия бытового обслуживания"

Данный урок спосбствует формированию потребительской культуры, умению пользоваться услугами предприятиями бытового обслуживания и ориентироваться в средствах массовой информации....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ детей с интеллектуальными нарушениями, проживающих в стационарном учреждении социального обслуживания

В.Н. Попова,  заместитель директора по  УВРСанкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей-инва...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 01 Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования.

Рабочая программа профессионального модуля (далее - примерная программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 110800.0...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования

Рабочая программа профессионального модуля (далее - примерная программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО110800.02...

Педагогическое сопровождение школьников, воспитывающихся в учреждении социального обслуживания

Статья посвящена проблемам воспитания и обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в учереждениях социального обслуживания....