ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ детей с интеллектуальными нарушениями, проживающих в стационарном учреждении социального обслуживания
статья по теме
|
|
В.Н. Попова, заместитель директора по УВР |
Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития № 1» - это учреждение современного типа, в котором созданы условия для предоставления всего комплекса социальных услуг детям, подросткам и молодым людям с интеллектуальными нарушениями.
Дом-интернат был основан в октябре 1974 года. Он расположен в здании, построенном по специальному проекту, и предназначен для проживания детей с ограниченными возможностями здоровья. В 2007 году открыто здание Центра социальной и трудовой реабилитации, для воспитанников учреждения, успешно освоивших курс школьного обучения и способных к дальнейшей социальной и трудовой реабилитации.
В учреждение поступают дети-инвалиды в возрасте от 4 лет с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, где им оказывается весь спектр услуг в соответствии с индивидуальными программами предоставления социальных услуг. В настоящее время в учреждении проживает 201 воспитанник от 4 до 18 лет и 100 воспитанников старше 18 лет. С момента поступления ребенка в учреждение организуется непрерывная работа по социальному сопровождению, итогом которой является максимально возможная для каждого воспитанника социализация
На территории детского дома есть хозяйственный корпус (прачечная, столярные мастерские, гараж), оранжерея с учебно-опытным участком, проходные (посты круглосуточной охраны). Здесь же располагается частное предприятие по металлообработке ООО «Редуктор».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_psihologo-pedagogicheskomu_soprovozhdeniyu_obrazovatelnogo_processa.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ коррекционно-развивающего обучения детей, проживающих в стационарном учреждении социального обслуживания и обучающихся в ГБСКОУ школа № 439 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга.
В.Н. Попова, учитель ГБСКОУ школа № 439, заместитель директора по коррекционной работе ДДИ № 1 |
ГБСУ СО «Дом- интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 1» - Санкт-Петербургское государственное стационарное учреждение социального обслуживания Комитета по социальной политике, основан в октябре 1974 года. В нем проживают 301 воспитанник с умеренной, тяжёлой или глубокой степенью умственной отсталости, часто осложненной сопутствующей патологией.
Дом-интернат расположен в здании, построенном по специальному проекту, и предназначен для проживания детей с ограниченными возможностями здоровья. В здании имеются пандусы, удобные для передвижения детей на колясках, пассажирские и грузовые лифты.
На территории детского дома есть хозяйственный корпус (прачечная, слесарно-столярные мастерские, гараж), оранжерея с учебно-опытным участком, проходные (посты круглосуточной охраны). Здесь же располагается частное предприятие по металлообработке ООО «Редуктор».
С 1999 года при детском доме-интернате существует Центр социальной и профессиональной реабилитации для совершеннолетних воспитанников. До 2007 года центр был расположен в отдельном крыле здания детского дома, учебно-трудовые мастерские находились в приспособленных для этой цели помещениях. В декабре 2007 г. введёно в строй новое здание Центра социальной и профессиональной реабилитации. Это трехэтажное кирпичное здание, расположенное в 60 м. от детского дома-интерната, соединённое с ним галереей. Здание Центра включает в себя жилой блок гостиничного типа на 100 проживающих, производственный блок на 100 защищенных рабочих мест, культурно-оздоровительный блок с концертным, спортивным и тренажёрным залами, обеденным залом, кабинеты психологической разгрузки, профессиональной диагностики, медицинские кабинеты.
На территории центра имеется учебно-опытная зона (теплицы с круглогодичным отоплением, парники, участки открытого грунта), спортплощадки и зоны отдыха.
Основные задачи Центра:
- Разработка и апробация современных социальных технологий обслуживания молодых людей с ограниченными возможностями здоровья.
- Реализация индивидуальных программ реабилитации, разрабатываемых учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы.
- Разработка планов и программ комплексной реабилитации молодых людей.
- Решение вопросов интеграции молодых людей с ограниченными возможностями здоровья.
- Комплексное обследование и профориентационная работа с каждым молодым человеком с целью выявления его профессиональных предпочтений, способностей, возможностей.
- Обучение доступным видам труда.
- Обеспечение молодых людей с ограниченными возможностями здоровья защищёнными рабочими местами.
- Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение молодых людей, проживающих в Центре.
Наличие Центра социальной и профессиональной реабилитации для молодых людей, успешно завершивших курс школьного, постшкольного обучения, способных к трудовой реабилитации, позволяет специалистам осуществлять преемственность в проведении реабилитационных мероприятий. Перевод реабилитантов из детского дома-интерната в Центр социальной и профессиональной реабилитации происходит в соответствии с решением ППМС комиссии, состоящей из специалистов учреждения.
Все дети, проживающие в стационарном учреждении, зачислены и обучаются ГБСКОУ школа № 439 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга по «Программе образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» /под ред. Баряевой Л.Б. и Яковлевой Н.Н., СПб, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011 год/, рекомендованной к использованию в образовательных учреждениях Региональным экспертным советом Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга.
Сначала, в 2011-2012 учебном году обучались в школе 149 детей школьного возраста (не обучались дети с диагнозом глубокая умственная отсталость).
В доме-интернате оборудованы 11 учебных классов (около 30 м2 каждый класс), оснащённых специальной мебелью, ТСО, учебными пособиями, дидактическим, наглядным материалом. Наполняемость классов от 5 до 11 человек.
Уроки ручного труда проходят в швейных мастерских, уроки адаптивной физкультуры – в спортивном зале ДДИ № 1.
Дети с тяжёлой умственной отсталостью обучаются в помещениях группы (41 м2 каждая группа), приспособленных для процесса обучения.
С начала 2012 -2013 учебного года начали обучаться дети с диагнозом F – 73 (глубокая умственная отсталость) – 18 человек, зачисленных 21.06 2012 г. в ГБСКОУ школа № 439 в форме надомного (индивидуального) обучения по специальной образовательной программе «Сенсорная стимуляция учащихся с глубокой умственной отсталостью», проект которой разработан в 2012 году специалистами Академии постдипломного педагогического образования (кафедра коррекционной педагогики) под руководством кандидата педагогических наук Яковлевой Н.Н.
- Эффект взаимодействия с школой.
Учителя, обучающие детей, проживающих в ДДИ № 1, в школе работают по совместительству, а по основной ставке - в детском доме-интернате (учителя-дефектологи, логопеды, специальные психологи, воспитатели). 5 учителей перешли на основную ставку в школу № 439. Два учреждения очень активно сотрудничают между собой. Администрация школы оказывает необходимую методическую поддержку учителям, организует обучение педагогов на курсах повышения квалификации, участвует в школьных праздниках, проводимых в ДДИ № 1, приглашает учителей, работающих на базе ДДИ № 1, на педсоветы и праздники, организованные школой.
21 марта 2011 года на базе ГБСУСО «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 1» прошёл городской семинар директоров специальных (коррекционных) школ Санкт-Петербурга VIII вида на тему: «Равные и разные: проблемы и поиски решений при организации обучения детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью», где директор школы № 439 рассказала об организации образовательного процесса детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью», обсуждались проблемы реализации образовательных программ для данной категории детей. Директора школ смогли присутствовать на 7 открытых уроках, которые проводили учителя, работающие с детьми на базе ДДИ № 1.
Система коррекционного воспитания, обучения детей с ограниченными образовательными потребностями, трудовой, социальной и профессиональной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья базируется на принципах взаимосвязи в работе специалистов. Осуществляя специализированную помощь, они обмениваются рекомендациями каждый в своей области деятельности. С этой целью в школе и в стационарном учреждении на каждом отделении организованы и действуют психолого-педагогические медико-социальные консилиумы. Для создания мультидисциплинарного коллектива специалистов нужны чётко определённая цель, дополнительные источники информации, знания, что умножает количество возможных решений и повышает возможности поиска эффективных путей достижения прогнозируемого результата.
Для каждого воспитанника детского дома и Центра социальной и профессиональной реабилитации разработана индивидуальная программа реабилитации, включающая в себя медицинскую, психологическую, педагогическую реабилитацию, социально-правовое обеспечение, трудовую реабилитацию, творческую реабилитацию, физкультурно-оздоровительную и спортивную реабилитацию. Каждый специалист, опираясь на собственную диагностику, определяет конкретный план работы. Составляется индивидуальный маршрут сопровождения образовательного и реабилитационного процесса для каждого воспитанника детского дома и молодого реабилитанта Центра. В процессе работы осуществляется взаимодействие между многочисленными участниками коррекционного процесса.
Коррекционно-развивающее сопровождение ребенка с ОВЗ реализуется в его индивидуальном маршруте (планировании и проведении коррекционно-развивающих занятий, реабилитационных мероприятий).
Планирование и выполнение этой работы осуществляется по определенному алгоритму, позволяющему структурировать и эффективно организовывать коррекционно-развивающее обучение и воспитание, реабилитацию детей с ОВЗ.
I ступень
Мы отмечаем необходимость консолидированных профессиональных умений в определении формата реализации индивидуальной программы реабилитации (ИПР) детей, имеющих сложную структуру дефекта, сочетанный дефект.
Сложная структура дефекта, многообразие форм дизонтогенетического развития, вариативность нарушений, индивидуальный характер дефицитарного развития ребенка требует многоступенчатого дифференциального обследования.
Диагностика ребенка с ОВЗ в стационарном учреждении проводится постоянно и носит динамический характер, в ходе которого выделяются приоритетные направления обследования, определяется мера активного участия в нем каждого специалиста. Методы и приемы обследования соответствуют специализации и разграничению функций специалистов.
Невропатолог, врач ЛФК определяют двигательный статус ребенка в соответствие с ведущим неврологическим синдромом: состояние моторной функции рук, наличие тонических рефлексов.
Учитель, дефектолог и психолог учитывают эти данные при анализе состояния ведущей деятельности, предметно-практических действий. Логопед использует данные о наличии тонических рефлексов, изменении мышечного тонуса органов дыхания, голосообразования и артикуляции для анализа их функций.
Логопед выявляет уровень речевого развития, степень сформированности функций речи (регулятивной, контролирующей, планирующей, коммуникативной). Логопедическое обследование включает анализ состояния дыхательной и голосовой функций, органов артикуляции, лексико-грамматических средств, предпосылок развития связной речи и фонематического восприятия. Эти данные учитываются другими специалистами при определении адекватных средств коммуникации, выборе средств организации деятельности ребенка в ходе обследования.
Дефектолог определяет уровень сформированности сенсорной сферы, когнитивных функций, состояние ведущей деятельности и соответствие уровня ее развития физиологическому возрасту и возможностям ребенка с множественными нарушениями развития. Состояние ведущей деятельности оценивается по ряду параметров:
- состоянию мотивационно-побудительной сферы,
- операционально-технического и реализующего звеньев.
Эти данные позволяют определить оптимальный уровень требований специалистов к организации деятельности ребенка в ситуации обследования.
Психолог выявляет сильные стороны познавательного и эмоционального потенциала личности ребенка путем исследования когнитивных функций и опосредованного анализа эмоционально-волевой сферы и поведения. Выявленные продуктивные качества личности ребенка учитываются дефектологом и логопедом при выборе диагностических методик. Для всех специалистов эти данные позволяют сформулировать психологические установки на взаимодействие с ребенком в ситуации обследования, занятия, свободного общения.
На первой ступени индивидуальной диагностики организуется совместное обследование ребенка логопедом (дефектологом) и невропатологом, основными задачами которого являются:
- качественный анализ нарушений манипулятивных и предметных действий в соответствии с состоянием моторной функции руки, проявлением патологических тонических рефлексов;
- установление взаимосвязи между нарушениями сенсорной сферы и состоянием гностико-праксических функций (всеми видами гнозиса, зрительно-моторной координации и др.),
- анализ состояния органов артикуляции, дыхания и голосообразования в соответствии с данными о нарушении мышечного тонуса, иннервации черепно-мозговых нервов;
- постановка речевого диагноза (анартрия, дизартрия с указанием формы).
В случае отсутствия в штатном расписании учреждения ставки невропатолога/психоневролога логопед определяет форму дизартрии на основании справки от невропатолога из районной поликлиники и данных логопедического обследования.
В процессе работы с документацией, в беседах с родителями организуется сбор и анализ анамнестических данных для получения:
- общей картины этиопатогенеза (сведения о протекании беременности, родов, особенностях послеродового периода);
- объективных данных об индивидуальных особенностях ребенка (сведения о раннем психомоторном развитии, наличии сенсорных расстройств – нарушений слуха и зрения и др.)
- сведений о наличии ранней коррекционной работы, если таковая проводилась до поступления ребенка в учреждение. Прогностически значимым является время установления диагноза и начала коррекционной работы;
- анализа состояния микросоциума.
Заполняются протоколы обследования каждым специалистом. Социальный педагог или специалист, его заменяющий, проводит анкетирование для родителей и заполняет социальный паспорт семьи.
II. ступень:
- Организуется комплексное обследование или консилиум, целью которых является составление целостного представления о структуре дефекта, личностных особенностях, составляется целостное представление об актуальном состоянии ребенка;
- Определяются способы реализации индивидуальной программы реабилитации.
Комплексное диагностическое обследование с участием основных специалистов (психолога, логопеда, дефектолога, врача невропатолога, ортопеда/врача ЛФК) проводится в трех случаях: при поступлении ребенка в учреждение, при отсутствии единой точки зрения или индивидуальном запросе специалистов работающих с ребенком, запросе родителей или лиц их заменяющих. Обсуждению подлежат не первичные анамнестические данные, а материал, полученный каждым специалистом в ходе индивидуального обследования.
Задачи комплексной диагностики:
- Установление уровня развития ребенка (его эмоционально-волевой, когнитивной сферы, речи, двигательного статуса, деятельности),
- Выделение нарушенных звеньев развития (различение первичного дефекта и его системного влияния на другие функциональные системы, установление взаимозависимости между проявлениями нарушений каждой из них),
- Выявление зоны ближайшего и актуального развития.
Итогом является составление психолого-педагогической характеристики на ребенка и определение основных направлений его индивидуального маршрута, технологий реабилитации.
Консилиум в форме круглого стола проводится тем же составом специалистов (без участия ребенка) с периодичностью, определяемой потребностями и возможностями учреждения. В начале и конце учебного года специалисты выносят на консилиум результаты динамической диагностики и медико-психолого-педагогической реабилитационной деятельности с детьми-инвалидами, находящимися в стационарном учреждении. В докладе каждого специалиста, по возможности, указываются причины выявленных у ребенка проблем, выделяются уровень сформированности и особенности формируемых функций, в свободной форме дается описание поведения, самочувствия, характеристика выраженных индивидуальных особенностей. В задачу консилиума также входит определение возможных проблем усвоения ИПР и способов их преодоления; разработка предложений возможных путей сопровождения ребенка.
Координация работы мультидисциплинарной команды строится на взаимной корректировке, взаимопосещениях уроков и занятий, с помощью качественного прямого общения специалистов. Только при постоянном взаимодействии специалистов образовательный и реабилитационный процесс будет успешным. Обсуждение индивидуального реабилитационного маршрута при координированной работе команды должно быть направлено на удовлетворение первоочередной потребности, на решение проблемы ребёнка, которая в данный момент препятствует обучению или мешает реабилитанту жить комфортно в коллективе. Результативность реабилитационной работы проверяют специалисты ППМС консилиумов отделений, вносят корректировки в реабилитационный маршрут.
На этапе диагностики устанавливаются первичные формы конструктивных взаимоотношений семьи, имеющей ребенка-инвалида с церебральным параличом, и специалистов учреждения:
- помощь в формулировании истинного запроса семьи и установление соответствия этого запроса целям и задачам учреждения (согласовываются возможности учреждения и интересы ребенка);
- комплексная диагностика социального и психологического статуса семьи, особенностей психоэмоционального и личностного развития ребенка;
- выбор конструктивной формы сотрудничества семьи и учреждения;
- перспективное планирование совместной деятельности в рамках выбранной формы сотрудничества.
Реабилитационно-коррекционная работа в учреждении направлена на то, чтобы дать детям, молодым людям, проживающим в учреждении, возможность самореализации, максимального использования способностей, помочь им ощутить чувство радости в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сопровождение выпускников, окончивших школу и проживающих в стационарном учреждении социального обслуживания
Попова В.Н., зам. директора по учебно-воспитательной работе СПб ГБСУ СО ДДИ-1 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга Изменения в общественной жизни, происшедшие ...
Педагогическое сопровождение школьников, воспитывающихся в учреждении социального обслуживания
Статья посвящена проблемам воспитания и обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в учереждениях социального обслуживания....
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях коррекционных образовательных учреждений.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях коррекционных образовательных учреждений...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью)
программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с УО вар 1 с 1-4 класс...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) и НОДА
программа коррекционно-развивающих занятий 1-4 класс...
Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) на ступени начального общего образования
Программа психолого-педагогического сопровожденияобучающихся с интеллектуальными нарушениями(легкой умственной отсталостью) на ступени начального общего образования...
Статья. Работа с родителями детей с интеллектуальной недостаточностью проживающих в стационарных условиях, направленная на восстановление семейных связей в рамках инновационного проекта «Общение без границ»
В настоящее время для воспитанников детского дома особенно актуально их включение в среду сверстников, возможность обрести семью. Решение подобных проблем невозможно без навыков социального взаимодейс...