Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный патриот»
рабочая программа на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Юный патриот»
по духовно-нравственному направлению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vd._buzanova_yu._popova_k._36_gruppa.docx | 39.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБОУ СПО (ССУЗ) Челябинский педагогический колледж №1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Юный патриот»
по духовно-нравственному направлению
Выполнили студентки:
Бузанова Юлия Вячеславовна
Попова Екатерина Петровна
Группы 36, курса 3
очной формы обучения
| Научный руководитель ______________________ Должность преподаватель _____________________________________ (подпись) «___» _________ 20____г. |
Челябинск
2014
Пояснительная записка
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечено, что образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной политики. Это важный компонент социального заказа для образования. Учащийся начальной школы наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию, поэтому недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………………………..…2
Актуальность………………..………………………………………………4-5
Цель и задачи…………………..……………………………………………..5
Связь содержания программы с учебными предметами. …………….……6
Особенности реализации программы……………………………………..6-7
Планируемые результаты…………………………………………………….8
Ожидаемые результаты…………………………………………………...8-10
Подведение итогов…………………………………………………………..10
Тематическое планирование………………………………………….…11-12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...13
Программа внеурочной деятельности младших школьников “Юный патриот” реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО.
Актуальность выбранного направления.
В современном обществе, назрела острая необходимость в воспитании активной гражданской позиции, бережного отношения к историческому наследию страны. 10 февраля 1995года Государственной Думой Российской Федерации был принят Федеральный Закон о Днях воинской славы России и Памятных датах России. В Законе установлены дни славы русского оружия - дни воинской славы России в ознаменование славных побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России, и памятные даты в истории Отечества, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества. Практика показала, что с исторического смысла и значения этих памятных дат не знают не только дети, но, зачастую, и взрослые. Многие из детей не знакомы с историей своих семей, затрудняются назвать даже имена своих бабушек и дедушек.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте. Именно в этом возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь истории семьи с историей страны.
История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Помимо военных побед существуют события, достойные быть увековеченными в народной памяти.
Программа внеурочной деятельности “Юный патриот” направлена на то, чтобы знакомить младших школьников с богатством истории страны, пробудить в них интерес к изучению истории своего села и своей семьи. Занятия должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы.
Цель программы:создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, мотивами деятельности и поведения.
Задачи:
Образовательные – знакомить детей с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества, с историей села, школы, семьи, формировать знания и умения о нравственной и правовой культуре, используя возможности самого ребенка.
Воспитательные – воспитывать любовь к родной стране, интерес к изучению истории своей страны, желание больше узнать об истории и традицияхсвоей семьи, воспитывать чувство гордости за её успехи и достижения.
Развивающие – развивать мыслительные процессы, развивать творческую, познавательную активность: анализ, синтез, обобщение, классификацию, умозаключение, суждение, создавать условия для расширения кругозора младшего школьника.
Содержание программы «Юный патриот» соответствует цели и задачам основной образовательной программы начального общего образования. Программа составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Связь содержания программы с учебными предметами. Занятия по данной программе тесно связаны с уроками литературного чтения, окружающего мира, технологии и изобразительного искусства и опираются на знания, получаемые на этих уроках, они расширяют и углубляют знания, умения, навыки.
Литературное чтение:
• анализ и оценка поступков героев,
• развитие чувства прекрасного,
• развитие эмоциональной сферы ребёнка,
• чтение произведений о России, её природе, людях, истории,
• приобщение к литературе как к искусству слова, опыт создания письменных творческих работ,
• просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов.
Русский язык:
• раскрытие воспитательного потенциала русского языка,
• развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное.
Окружающий мир:
• правила поведения в отношениях «человек – человек» и «человек – природа» и т.д.
• общечеловеческие правила поведения,
• наследие предков в культуре и символах государства,
• славные и трудные страницы прошлого,
• знакомство с профессиями и ролью труда в развитии общества.
Особенности реализации программы. Программа «Юный патриот» разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного возраста с 1 по 4 класс и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности. Занятия проводятся во второй половине дня, 1 раз в неделю, всего 135 часов.
Изучаемый материал представлен тремя основными направлениями:
• Календарь истории моей страны
• Моя малая и большая Родина
• Моя семья.
Программа дает материал по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком уровне. Такое распределение материала может быть особенно актуально при работе в условиях малокомплектной школы.В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, но также используются групповая и индивидуальная формы работы.
Предполагается использовать игровую, проектную, художественно-творческую, познавательную виды деятельности
Занятия кружка являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера.
Формы теоретических занятий: беседы, сообщения, встречи с интересными людьми, просмотр и обсуждение видеоматериала,заочные путешествия.
Формы практических занятий: творческие конкурсы, викторины, интеллектуально-познавательные игры, экскурсии, выполнение рисунков и стенгазет, оформление страниц портфолио, выставки, создание творческих проектов, участие в акциях.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
По окончании курса дети должны знать:
- о значимых страницах истории страны,
- о главных символах государства,
- о примерах исполнения гражданского и патриотического долга,
- о традициях и культурном достоянии своего края,
- о моральных нормах и правилах поведения,
- об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями,
- традиции и историю своей семьи,
- традиции и историю своей школы.
По окончании курса дети должны уметь:
- различать символы государства - флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации,
- определять на карте границы и крупные города России,
- рассказывать о родной стране, своем селе,
- ориентироваться в историческом времени,
- бережно относиться к традициям своей семьи и образовательного учреждения,
- уважительно относиться к защитникам Родины,
- читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания,
- уметь выражать чувства и переживания творческими средствами.
Ожидаемые результаты
Освоение детьми программы «Юный патриот» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями ФГОС.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
- мотивации к учению и познанию,
- ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества,
- основы российской, гражданской идентичности,
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду,
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей,
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане,
- учитывать выделенные ориентиры действий, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- узнавать государственную символику своего региона,
- описывать достопримечательности родного края,
- находить на карте, свой регион и его главный город,
-использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий у обучающихся могут быть развиты такие качества личности:
- патриотизм;
- уважение к истории, традициям, обрядам, культуре страны;
- ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
- трудолюбие;
- настойчивость;
- дисциплинированность;
- любовь к малой родине.
Подведение итогов обучения
Формы подведения итогов реализации данной программы:
- участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального),
- участие в социальных акциях,
- создание и пополнение папки «История моей семьи»,
- выпуски тематических стенгазет, оформление тематических выставок.
- оформление страниц Портфолиоученика.
Тематическое планирование
1 класс
№ | Название раздела | |||
теоретических | практических | |||
1 | Календарь истории моей страны | 12 | 2 | |
2 | Моя малая и большая Родина | 5 | 6 | |
3 | Моя семья | 2 | 6 | |
Итого | 19 | 14 | ||
33 |
Содержание программы «Юный патриот»
Первый год обучения (33 ч.)
Тематическое планирование
2 класс
№ | Название раздела | |||
теоретических | практических | |||
1 | Календарь истории моей страны | 13 | 1 | |
2 | Моя малая и большая Родина | 2 | 6 | |
3 | Моя семья | 6 | 5 | |
Итого | 19 | 13 | ||
34 |
Содержание программы «Юный патриот»
Второй год обучения (34 ч.)
Тематическое планирование
3 класс
№ | Название раздела | |||
Теоретических | практических | |||
1 | Календарь истории моей страны | 13 | 1 | |
2 | Моя малая и большая Родина | 2 | 6 | |
3 | Моя семья | 6 | 5 | |
Итого | 19 | 13 | ||
34 |
Содержание программы «Юный патриот»
Третий год обучения (34 ч.)
Тематическое планирование
4 класс
№ | Название раздела | |||
теоретических | практических | |||
1 | Календарь истории моей страны | 13 | 1 | |
2 | Моя малая и большая Родина | 2 | 6 | |
3 | Моя семья | 6 | 5 | |
Итого | 19 | 13 | ||
34 |
Содержание программы «Юный патриот»
Четвертый год обучения (34 ч.)
Список литературы для учителя:
- Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе М.: Айрис – пресс, 2003.
- Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: Просвещение, 1990.
- Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования .Сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010.
- Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей. М.: Просвещение, 2008.
- http://www.uroki.net/docnach.htm - методическая копилка
- http://nsc.1september.ru Начальная школа
- http://viki.rdf.ru/ Презентации
Список литературы для детей и родителей:
- . Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права. – М.: Вита-Пресс, 1995.2.
- Шабельник Е. С.Права ребенка. - М.: Вита-Пресс, 2002
- 2.Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия
- http://viki.rdf.ru/ Презентации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - патриот"
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИГражданско-патриотического направленияЯ – патриотСоставлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений:...
Программа внеурочной деятельности "Юный патриот"
Патриотическое воспитание- одно из самых важных направлений в воспитании детей. Предлагаю программу по воспитанию у детей чувства гордости и любви к себе, своей семье, к своему родному краю и своей Ро...
рабочая программа внеурочной деятельности "Растим патриотов России"
Содержание программы внеурочной деятельности "Растим патриотов соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 1-4 классов....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Маленький патриот» по духовно-нравственному направлению в рамках ФГОС НОО. в 1 классе.
Программа внеурочной деятельности младших школьников "Маленький патриот реализует духовно-нравственноенаправление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный патриот"
кружок в 3 классе...
Программа внеурочной деятельности "Юные патриоты"
Программа внеурочной деятельности "Юные патриоты" - направление на духовно- нравственное....
Программа внеурочной деятельности "Юный патриот"
Программа предназначена для занятий с учащимися 4 классов и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).Цель :создание условий для формирования личности гражданина и патри...