Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный патриот»
рабочая программа на тему

Бузанова Юлия Вячеславовна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Юный патриот»

по духовно-нравственному направлению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_vd._buzanova_yu._popova_k._36_gruppa.docx39.01 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБОУ СПО (ССУЗ) Челябинский педагогический колледж №1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Юный патриот»

по духовно-нравственному направлению

Выполнили студентки:

Бузанова Юлия Вячеславовна

Попова Екатерина Петровна

Группы 36, курса 3

очной формы обучения                                        

 

         Научный руководитель

          ______________________

          Должность преподаватель

           _____________________________________

                           (подпись)

«___» _________ 20____г.

                                    Челябинск

                                          2014

Пояснительная записка

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечено, что образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной политики. Это важный компонент социального заказа для образования. Учащийся начальной школы наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию, поэтому недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.


СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………………………..…2

Актуальность………………..………………………………………………4-5

 Цель и задачи…………………..……………………………………………..5

Связь содержания программы с учебными предметами. …………….……6

Особенности реализации программы……………………………………..6-7

Планируемые результаты…………………………………………………….8

Ожидаемые результаты…………………………………………………...8-10

Подведение итогов…………………………………………………………..10

Тематическое планирование………………………………………….…11-12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...13

Программа внеурочной деятельности младших школьников “Юный патриот” реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО.

Актуальность выбранного направления.

В современном обществе, назрела острая необходимость в воспитании активной гражданской позиции, бережного отношения к историческому наследию страны. 10 февраля 1995года Государственной Думой Российской Федерации был принят Федеральный Закон о Днях воинской славы России и Памятных датах России. В Законе  установлены дни славы русского оружия - дни воинской славы России  в ознаменование славных побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России, и памятные даты в истории Отечества, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества. Практика показала, что с исторического смысла и значения этих памятных дат не знают не только дети, но, зачастую, и взрослые. Многие из детей не знакомы с историей своих семей, затрудняются назвать даже имена своих бабушек и дедушек.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте. Именно в этом возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь истории семьи с историей страны.

История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Помимо военных побед существуют события, достойные быть увековеченными в народной памяти.

Программа внеурочной деятельности “Юный патриот” направлена на то, чтобы знакомить младших школьников с богатством истории страны, пробудить в них интерес к изучению истории своего села и своей семьи. Занятия должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать  яркую наглядность и электронные ресурсы.

Цель программы:создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, мотивами деятельности и поведения.

Задачи:

Образовательные – знакомить детей с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества, с историей села, школы, семьи, формировать знания и умения о нравственной и правовой культуре, используя возможности самого ребенка.

Воспитательные – воспитывать любовь к родной стране, интерес к изучению истории своей страны, желание больше узнать об истории и  традицияхсвоей семьи, воспитывать чувство гордости за её  успехи и достижения.

Развивающие – развивать мыслительные процессы, развивать творческую, познавательную активность: анализ, синтез, обобщение, классификацию, умозаключение, суждение, создавать условия для расширения кругозора младшего школьника.

Содержание программы «Юный патриот» соответствует цели и задачам основной образовательной программы начального общего образования. Программа составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

Связь содержания программы с учебными предметами. Занятия по данной программе тесно связаны с уроками литературного чтения, окружающего мира, технологии и изобразительного искусства и опираются на знания, получаемые на этих уроках, они расширяют и углубляют знания, умения, навыки.

Литературное чтение:

• анализ и оценка поступков героев,

 развитие чувства прекрасного,

 развитие эмоциональной сферы ребёнка,

чтение произведений о России, её природе, людях, истории,

приобщение к литературе как к   искусству слова, опыт создания письменных творческих работ,

просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов.    

Русский язык:

 раскрытие воспитательного потенциала русского языка,

развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное.

Окружающий мир:

правила поведения в отношениях «человек – человек» и «человек – природа» и т.д.

общечеловеческие правила поведения,

•  наследие предков в культуре и символах государства,

•  славные и трудные страницы прошлого,

знакомство с профессиями и ролью труда в развитии общества.

Особенности реализации программы. Программа «Юный патриот» разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного возраста с 1 по 4 класс и  рассчитана на  поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной  деятельности. Занятия проводятся во второй половине дня, 1 раз в неделю, всего 135 часов.

Изучаемый материал представлен тремя основными направлениями:

• Календарь истории моей страны

• Моя малая и большая Родина

• Моя семья.

Программа дает материал по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком уровне. Такое распределение материала может быть особенно актуально при работе в условиях малокомплектной школы.В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, но также используются групповая и индивидуальная формы работы.

Предполагается использовать игровую, проектную, художественно-творческую, познавательную виды деятельности

Занятия кружка являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера.

Формы теоретических занятий: беседы, сообщения, встречи с интересными людьми, просмотр и обсуждение видеоматериала,заочные путешествия.

Формы практических занятий: творческие конкурсы, викторины, интеллектуально-познавательные игры, экскурсии, выполнение рисунков и стенгазет, оформление страниц портфолио, выставки, создание творческих проектов, участие в акциях.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

По окончании курса дети должны знать:

- о значимых страницах истории страны,

- о главных символах государства,

- о примерах исполнения гражданского и патриотического долга,

- о традициях и культурном достоянии своего края,

- о моральных нормах и правилах поведения,

- об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями,

- традиции  и историю своей семьи,

- традиции и историю своей школы.

По окончании курса дети должны уметь:

- различать символы государства - флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации,

- определять на карте границы и крупные города России,

-  рассказывать о родной стране, своем селе,

- ориентироваться в историческом времени,

- бережно относиться к традициям своей семьи и образовательного учреждения,

- уважительно относиться к защитникам Родины,

- читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания,

- уметь выражать чувства и переживания творческими средствами.

Ожидаемые результаты

Освоение детьми программы «Юный патриот» направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями ФГОС.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию,

- мотивации к учению и познанию,

- ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества,

- основы российской, гражданской идентичности,

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду,

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне.

В сфере регулятивных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей,

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане,

- учитывать выделенные ориентиры действий, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности.

В сфере познавательных   универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

- узнавать государственную символику своего региона,

- описывать достопримечательности  родного края,

- находить на карте, свой регион и его главный город,

-использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

В сфере коммуникативных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

- формировать собственное мнение и позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий у обучающихся могут быть развиты такие качества личности:

  • патриотизм;
  • уважение к истории, традициям, обрядам, культуре страны;
  • ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
  • трудолюбие;
  • настойчивость;
  • дисциплинированность;
  • любовь к малой родине.

Подведение итогов обучения

Формы подведения итогов реализации данной программы:

- участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального),

- участие в социальных акциях,

- создание и пополнение папки «История моей семьи»,

- выпуски тематических стенгазет, оформление тематических выставок.

- оформление страниц Портфолиоученика.

Тематическое планирование

1 класс

Название раздела

теоретических

практических

1

Календарь истории моей страны

12

2

2

Моя малая и большая Родина

5

6

3

Моя семья

2

6

Итого

19

14

33

Содержание программы «Юный патриот»

Первый год обучения (33 ч.)

Тематическое планирование

2 класс

Название раздела

теоретических

практических

1

Календарь истории моей страны

13

1

2

Моя малая и большая Родина

2

6

3

Моя семья

6

5

Итого

19

13

34

Содержание программы «Юный патриот»

Второй год обучения (34 ч.)

Тематическое планирование

3 класс

Название раздела

Теоретических

практических

1

Календарь истории моей страны

13

1

2

Моя малая и большая Родина

2

6

3

Моя семья

6

5

Итого

19

13

34

Содержание программы «Юный патриот»

Третий год обучения (34 ч.)

Тематическое планирование

4 класс

Название раздела

теоретических

практических

1

Календарь истории моей страны

13

1

2

Моя малая и большая Родина

2

6

3

Моя семья

6

5

Итого

19

13

34

Содержание программы «Юный патриот»

Четвертый год обучения (34 ч.)

Список литературы для учителя:

  1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе М.: Айрис – пресс, 2003.
  2. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: Просвещение, 1990.
  3. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова –   Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
  4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования .Сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010.
  5. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей. М.: Просвещение, 2008.
  6. http://www.uroki.net/docnach.htm - методическая копилка
  7. http://nsc.1september.ru Начальная школа
  8. http://viki.rdf.ru/ Презентации

Список литературы для детей и родителей:

  1. . Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права. – М.: Вита-Пресс, 1995.2.
  2. Шабельник  Е. С.Права ребенка. - М.: Вита-Пресс, 2002
  3. 2.Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия
  4. http://viki.rdf.ru/ Презентации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - патриот"

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИГражданско-патриотического направленияЯ – патриотСоставлена на основе авторской программы для общеобразовательных  учреждений:...

Программа внеурочной деятельности "Юный патриот"

Патриотическое воспитание- одно из самых важных направлений в воспитании детей. Предлагаю программу по воспитанию у детей чувства гордости и любви к себе, своей семье, к своему родному краю и своей Ро...

рабочая программа внеурочной деятельности "Растим патриотов России"

Содержание программы внеурочной деятельности "Растим патриотов соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 1-4 классов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Маленький патриот» по духовно-нравственному направлению в рамках ФГОС НОО. в 1 классе.

Программа внеурочной деятельности младших школьников "Маленький патриот реализует духовно-нравственноенаправление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО...

Программа внеурочной деятельности "Юные патриоты"

Программа внеурочной деятельности "Юные патриоты"  - направление на духовно- нравственное....

Программа внеурочной деятельности "Юный патриот"

    Программа предназначена для занятий с учащимися 4 классов и  рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).Цель :создание условий для  формирования личности гражданина и патри...