Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный патриот"
рабочая программа (3 класс)
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной основной образовательной программы начального общего образования, планируемыми результатами начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей и на основе авторской программы «Я – гражданин России» (автор:С. В. Сабина), программы факультативного курса «Юный патриот» (Авторы Н.Я.Чутко, О.Г.Фесенко).
Основная цель программы: формирование основ патриотизма, а именно воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, уважения к культуре и истории родного края, страны.
Задачи:
- изучение природы, истории и культуры Отечества и родного края.
- воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны;
- воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, школу, семью;
- формирование гуманистического отношения к окружающему миру и
людям;
- формирование внутренней потребности личности в постоянном самосовершенствовании.
Цели и задачи программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Юный патриот» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МБОУ «ЦО №39 имени Героя Советского Союза А. А. Рогожина г. Тулы»
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение выполнения требований Стандарта.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
- формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
- обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
- становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости и т.д.
Программа «Юный патриот» имеет гражданско – патриотическую, социально – педагогическую и воспитательную направленность.
Содержание данной программы рассчитано на учащихся начальной
школы.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь обучающимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Программа внеурочной деятельности «Юный патриот» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.
Межпредметные связи программы внеурочной деятельности
Предмет | Содержание учебной дисциплины | Содержание программы курса «Юный патриот» |
Окружающий мир | Что такое семья. Семейное «древо». Характер взаимоотношений в семье. Твое участие в жизни семьи. | История моего имени и фамилии. Моя родословная (фамильное древо). Почему говорят «Крепка семья – крепка держава!»? Семья и ее роль в жизни. Семейные ценности. Семейные праздники. |
Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. | РОДНОЙ КРАЙ – край, где родился и вырос. «История моего родного города». Знай и изучай свой край. Природа родного края. Животные и растения Тульского края. | |
Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли. | Что угрожает Земле? Сохранить Землю. | |
Леса родного края. Красота природы. | Как лес служит человеку. Дары природы. В чем красота леса. Тайны леса. | |
Река как водный поток. Использование рек человеком. Правила поведения реках. Охрана рек. | О чем говорят названия рек. Как река служит человеку. В чем красота реки и ее берегов. | |
Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России. Города России. Москва Достопримечательности Москвы. Достопримечательности Санкт-Петербурга. Символы государства. | Я — гражданин России. Дорогая моя столица. Государственные символы современной России. Символика в истории России. Государственные праздники России. Путешествие по карте России. Города России. | |
Конституция — главный закон России. Права детей России. Права и обязанности граждан России. | От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Как устроено государство, в котором ты живёшь? | |
Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту. Героические страницы нашей истории. Подвигу народа жить в веках. | Величие подвига народа – победителя в В.О. войне. Встречи с участниками ВОВ тружениками тыла. Мои родственники в годы Великой Отечественной войны Юные герои Великой Отечественной войны. Интернет -путешествия по городам-героям и местам великих битв. | |
Как люди узнают о прошлом. История страны. | Как воскресить прошлое. Археология. Виртуальная экскурсия «Что таит прошлое? Знаменитые археологические раскопки в России. Великий Новгород: «город археологии» | |
Какие предметы окружали людей в старину. Особенности крестьянского дома. Особенности одежды славян разных сословий и разных исторических периодов. | «Как жили наши предки (жилища, одежда, обычаи)» Экскурсия в Ясную Поляну | |
Технология | От замысла к результату. Технологические операции | Изготовление поздравительных открыток для ветеранов В О войны. |
Разнообразные предметы рукотворного мира (быта и декоративно-прикладного искусства). | Исследовательская работа на тему «Творчество народов России» (национальные игры, устное творчество народов России, декоративные промыслы). | |
Общее представление о технологическом процессе. Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда. | Проект. Каким я хочу видеть наш школьный двор. Лепка из пластилина. | |
Изобразительное искусство | Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) | Выставка рисунков «Моя школа» |
Овладение основами языка живописи и графики. Передача разнообразия и красоты природы средствами живописи, графики. Изображение природного пейзажа | Осень в родном городе. Конкурс рисунков. | |
Передача пропорций, характерных черт человека (формы головы, лица, причёски, одежды) графическими средствами. | Конкурс рисунков на тему «Моя семья». | |
Сравнение творческих манер, «языков» разных художников. Общее и индивидуальное в работе разных художников. | Экскурсия в музей изобразительного искусства «Творчество местных художников» | |
Литературное чтение | В.П. Катаев. «Сын полка» Книги о детях войны. Детские журналы и книги. К. Симонов «Сын артиллериста». | Информационный проект: «Непридуманные рассказы о войне» |
Раздел «Произведения Л. Н. Толстого. | Л. Н. Толстой и Тульский край. «Ясная Поляна». Экскурсия в Ясную Поляну | |
Очерки о родине. И. Соколов-Микитов «Родина». Доп. чтение\ М. Шолохов. «Любимая мать-отчизна». Понятия: «очерк», «герой очерка», «тема очерка» Н. Рубцов «Тихая моя родина». | РОДНОЙ КРАЙ – край, где родился и вырос. Родина в стихах русских поэтов. Конкурс чтецов. | |
Литературное чтение Музыка | Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения». Понятие о героической песне как жанре устного народного творчества. Героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море». | Герои России (А. В. Суворов, Кутузов, Дмитрий Донской, Александр Невский, Минин, Дмитрий Пожарский) |
Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает единство учебной и внеучебной деятельности, что позволит сформировать у обучающихся патриотические чувства, развить чувство гордости за свою страну; воспитать личность гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Виды деятельности:
игровая, проектная, художественно-творческая, трудовая.
Формы:
Экскурсии в музеи, встречи с интересными людьми, беседы, сообщения, просмотр и обсуждение видеоматериалов, исследовательская работа, диспут, групповая работа, игры, конкурсы, викторины, выставки рисунков, экскурсии по памятным местам, выставки семейного творчества, заочные путешествия.
Наряду с традиционными формами преподавания используются адаптивные психологические формы и методы:
- ролевая игра;
- психологический тренинг;
- практикум;
- создание проблемных ситуаций;
Место проведения: школа, учреждения дополнительного образования. Время проведения: вторая половина учебного дня.
Место курса в учебном плане.
Программа «Юный патриот» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающихся вопросами патриотического воспитания детей в возрасте от 7-11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 2 часов в неделю в 3 классе – 68 часов в год.
II. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Юный патриот» обучающиеся должны знать:
- ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе;
- учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним;
- учащиеся обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
Должны уметь:
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;
- управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
- учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире.
Требования к УУД , которые должен сформировать обучающийся в процессе внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметными результатами являются:
- Регулятивные УУД:
- - способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;
2. Познавательные УУД:
-добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, право, свобода, обязанность, ответственность.
- перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
- знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
-устанавливать причинно-следственные связи.
3. Коммуникативные УУД:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе.
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем; овладение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, Конституция, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, родословная, здоровый образ жизни. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах).
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения,
- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны; приводить примеры достопримечательностей родного края;
- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.
Качества личности , которые могут быть развиты у обучающихся в результате реализации программы:
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- любящий свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- внимательный к сверстникам;
- коммуникабельный, социально зрелый, активный;
- толерантный, милосердный, сопереживающий;
-доброжелательный, воспитанный, целеустремленный, интеллектуальный, трудолюбивый,
Система контроля и оценки достижения планируемых результатов
С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется тестирование, которое проводится 1 раз в год (в мае).
Критерии оценки знаний учащихся.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Максимальная сумма баллов – 12.
10-12 баллов – курс усвоен практически полностью;
8-9 баллов – курс в целом усвоен хорошо;
6-7 баллов - курс усвоен удовлетворительно;
менее 6 баллов – курс не усвоен.
Тесты (см. приложение №1)
Формы подведения итогов реализации программы
∙ Участие в школьных и муниципальных олимпиадах по краеведению
∙ Участие в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах творческих работ.
∙ Фоторепортажи о посещении социально-значимых мест, музеев.
∙ Оформление портфолио учащихся
∙ Участие учащихся в общественных, социальных акциях, в научно-практических конференциях.
∙ Участие в общественно-полезных делах школы, района
3. Учебно-тематический план
3 класс
№ | Разделы программы | Количество часов |
Моя школа | 8 | |
Моя семья | 12 | |
Моя малая родина. | 18 | |
Мое Отечество | 30 | |
Всего часов: | 68 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата проведения | № | Разделы программы. Темы | Количество часов |
Моя школа – 8 часов | |||
02.09-06.09 | Моя школа – мой дом. Экскурсия по школе и школьному двору. | 1 | |
02.09-06.09 | Проект. «Каким я хочу видеть наш школьный двор». Лепка из пластилина. | 1 | |
09.09-13.09 | Мой лучший школьный друг. Письмо другу. Творческая работа учащихся. | ||
09.09-13.09 | Достижения учащихся школы. | 1 | |
16.09-20.09 | «Гордимся и помним». Жизненный путь А.А.Рогожина. Беседа. | 1 | |
16.09-20.09 | Традиции нашего класса. Конкурсы и игры. | 1 | |
23.09-27.09 | Школьный музей «Боевой славы». Экскурсия. | 1 | |
23.09-27.09 | Наша школа в будущем. Конкурс рисунков. | 1 | |
Моя семья - 12 часов. | |||
30.09-4.10 | Семья, как много в этом слове…Беседа. | 1 | |
30.09-4.10 | Семейные ценности. Семейные праздники. Просмотр семейных фотографий. | 1 | |
7.10-11.10 | Прошлое моей семьи. Творческие рассказы учащихся. | 1 | |
7.10-11.10 | Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов. | 1 | |
14.10-18.10 | Мой дом — моя крепость. Составляем герб своей семьи. Практическое занятие. | 1 | |
14.10-18.10 | «Мама, папа, я – очень дружная семья» (семейные творческие работы). | 1 | |
21.10-25.10 | Сбор материала по теме «Судьба моего родственника». Создание презентаций. | 1 | |
21.10-25.10 | Почему говорят «Крепка семья – крепка держава!» | 1 | |
5.11-08.11 | Кто самый мудрый в семье? Бурятская сказка «Золотая чаша» | 1 | |
5.11-08.11 | Пословицы и поговорки о семье. | 1 | |
11.11-15.11 | География моей семьи. Где мы путешествуем и отдыхаем (маршруты моей семьи, фотоальбом путешествий). | 1 | |
11.11-15.11 | Конкурс рисунков на тему «Моя семья». | 1 | |
Моя малая родина - 18 часов. | |||
18.11-22.11 | Понятие “Малая родина”. Беседа. Виртуальная экскурсия: «Здесь я родился». | 1 | |
18.11-22.11 | Фотоконкурс. Природа нашего города. | 1 | |
25.11-29.11 | Чем и кем славен мой город? Интересные факты из газет и журналов о моём городе. | 1 | |
25.11-29.11 | Чем и кем славен город Тула? Презентации. | 1 | |
02.12-06.12 | След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Виртуальная экскурсия по памятным местам города. | 1 | |
02.12-06.12 | Герои Советского союза – наши земляки. Экскурсия в библиотеку. | 1 | |
09.12-13.12 | Место Тульского края в истории России. Устный журнал. | 1 | |
09.12-13.12 | Обычаи и традиции русского народа. Посещение краеведческого музея «История моего родного города». | 1 | |
16.12-20.12 | Животные и растения Тульского края. Презентация. Викторина. | 1 | |
16.12-20.12 | С чего начинается Родина? КВН. | 1 | |
23.12-27.12 | Известные люди нашего города . Встреча с интересными людьми. | 1 | |
23.12-27.12 | История родного края. История моей улицы | 1 | |
13.01-17.01 | Природа родного края. Экологический маршрут. | 1 | |
13.01-17.01 | Экскурсия в краеведческий музей «Творчество местных художников» | 1 | |
20.01-24.01 | Презентация «Тульская земля – Родина моя» | 1 | |
20.01-24.01 | Тула – город-герой! Экскурсия в Музей оружия | 1 | |
27.01-31.01 | Тульские пряники. Презентация. Лепка пряников из пластилина. | 1 | |
27.01-31.01 | Л. Н. Толстой и Тульский край. «Ясная Поляна». Экскурсия в Ясную Поляну | 1 | |
Моё Отечество – 30 часов. | |||
03.02-07.02 | Конкурс стихов о Родине. | 1 | |
03.02-07.02 | Государственные символы современной России. Символика в истории России. Презентация. | 1 | |
10.02-14.02 | Москва – столица России. Виртуальная экскурсия по Москве. Москва: древняя и современная. | 1 | |
10.02-14.02 | Красная площадь – сердце нашей Родины. Москва в литературе и живописи. | 1 | |
17.02-21.02 | От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. | 1 | |
17.02-21.02 | Экскурсия музей оружия. Урок Мужества. | 1 | |
25.02-28.02 | Мы против терроризма. Просмотр презентации. | 1 | |
25.02-28.02 | Я — гражданин России. Моя Родина – Россия. Диспут. | 1 | |
02.03-06.03 | Государственные праздники России. Конкурс рисунков. | 1 | |
02.03-06.03 | Исследовательская работа на тему «Творчество народов России» (национальные игры, устное творчество народов России, декоративные промыслы). | 1 | |
10.03-13.03 | Исследовательская работа на тему «Творчество народов России» (национальные игры, устное творчество народов России, декоративные промыслы). | 1 | |
10.03-13.03 | Как настоящее связано с прошлым. Уроки прошлого. Археология. | 1 | |
16.03-20.03 | «Помнит вся Россия про день Бородина…» Презентация. | 1 | |
16.03-20.03 | Героические страницы нашей истории. Подвигу народа жить в веках. Просмотр видеофильма. | 1 | |
30.03-03.04 | Путешествие по карте России. Города России. | 1 | |
30.03-03.04 | Как распивали чаи на Руси. Интерактивное занятие в краеведческом музее. | 1 | |
06.04-10.04 | Виртуальная экскурсия «Что таит прошлое? Знаменитые археологические раскопки в России. Великий Новгород: город археологии» | 1 | |
06.04-10.04 | Видеофильм. Величие подвига народа – победителя в Великой Отечественной войне. | 1 | |
13.04-17.04 | Диспут «За что любят Родину?» | 1 | |
13.04-17.04 | Интернет -путешествия по городам-героям и местам великих битв. | 1 | |
20.04-24.04 | «Как жили наши предки (жилища, одежда, обычаи)» Экскурсия в Ясную Поляну | 1 | |
20.04-24.04 | Письменность. «Первые буквари на Руси. От берестяных грамот до печатных книг». | 1 | |
27.04-30.04 | Что мог испытать во время войны твой ровесник? Юные герои Великой Отечественной войны. Просмотр видеофильма и его обсуждение. | 1 | |
27.04-30.04 | Мои родные на защите Родины в Великой Отечественной войне. | 1 | |
05.05-08.05 | День памяти «Во имя жизни на Земле». Экскурсия к Вечному огню. | 1 | |
05.05-08.05 | Города – герои. Презентация. | 1 | |
11.05-15.05 | Общее и особенное народов России. Исследовательский мини-проект: «Пословицы и поговорки о Родине, солидарности (дружбе) и понимании народов». | 1 | |
11.05-15.05 | Общее и особенное народов России. Исследовательский мини-проект: «Пословицы и поговорки о Родине, солидарности (дружбе) и понимании народов». | 1 | |
18.05-22.05 | За что я люблю Родину. Диспут «Я – гражданин и патриот России». Игра-викторина. | 1 | |
18.05-22.05 | Тестовая работа | 1 |
4. Материально-техническое обеспечение курса.
Список основной литературы:
- Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
- Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
- Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
- Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников [Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
- Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.
- Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В. Богданова, Н.В. Кондукова, Е.В. Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.
- Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов.
– М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.
- Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
- Программы курса С.В. Сабиной «Я – гражданин России» - Сборник программ внеурочной деятельности для четырехлетней начальной школы – М.: 2011.
- Н.Я.Чутко, О.Г.Фесенко. Программы факультативного курса «Я - гражданин России» (Я - моя страна - мой мир).– Сборник программ для четырехлетней начальной школы. М.: 2008.
Список литературы для учителя:
- Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская.– Новосибирск, 2003.
- Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] – Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
- Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
- Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение,
- Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
- Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 1999.
- Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.
Интернет-ресурсы:
http://www.inmoment.ru/holidays/holidays-month.html - Российские праздники. Календарь праздников.
http://www.openclass.ru/node/357269 - Разработки внеклассных занятий по духовно-нравственному направлению.
Технические средства обучения:
Компьютер
Проектор
Интерактивная доска.
Принтер
Приложение
Тест (вариант №1 )
1. Выбери и отметь правильный ответ:
Как называется наша страна?
а) СССР; б) Россия; в) США; г) Англия.
2. Выбери и отметь правильный ответ:
Что значит быть гражданином?
а) иметь права;
б) выполнять законы, иметь права;
в) выполнять законы.
3. Напиши полное название нашей страны:
Р ___________________
Ф ___________________
4. Соедини линиями дату и название праздника:
23 февраля День согласия и примирения
1 мая День защитника Отечества
4 ноября День России
- июня День солидарности трудящихся
5.Какие правила поведения в школе ты знаешь?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Почему нужно соблюдать режим дня?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
7. Допиши предложение:
Родной край – это__________________________________________.
8.Назови реки Тульской области.
__________________________________________________________________________________________________________________________
9. Растения Тульской области: ___________________________________________________________________________________________________________________________________.
10. Напиши дату начала и окончания Великой Отечественной войны. __________________________________________________________________
11. Представь ситуацию. Однажды Вова поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с маленьким ребенком на руках. Как ты поступишь в данной ситуации?
_______________________________________________________________________________________________________________________________
12. Ты отправился в лес на прогулку. Напиши, правила поведения в лесу.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Тест (вариант №2 )
1. Впиши пропущенные слова.
Главой нашего государства является __________________________,
а законы создаёт ___________________________________
2. Выбери и отметь правильный ответ:
Как выглядит государственный флаг Российской Федерации?
а) горизонтальные полосы: белая, синяя, красная;
б) вертикальные полосы: синяя, белая, красная;
в) горизонтальные полосы: синяя, красная, белая;
г) вертикальные полосы: красная, белая, синяя.
3. Выбери и отметь правильный ответ:
Что такое герб?
а) нагрудный знак;
б) отличительный знак города, государства;
в) эмблема;
г) рисунок.
4. Выбери и отметь правильный ответ:
До какого возраста человек считается ребёнком?
а) до 14 лет; б) до 18 лет;
в) до 20 лет; г) до 25 лет.
5. Закончи предложение:
Каждый человек имеет право на _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Представь, что ты видишь, как ветер срывает со стены дома государственный флаг России, и он падает в грязь. Что ты сделаешь?
__________________________________________________________________________________________________________________________
- Объясни названия праздников.
Праздники | Событие, которое дало название празднику |
9 Мая – День Победы | |
12 июня – день независимости России | |
12 апреля – день космонавта |
- Нарисуй российский флаг.
- Напиши название своего регионального центра.
__________________________________________________________
- Города Тульской области: __________________________________________________________________________________________________________________________
- Охраняемые растения Тульской области:
________________________________________________________
________________________________________________________
- Какого человека можно назвать другом? Напиши.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Тест №3 (3 класс)
1. Из нарисованных гербов выбери и обведи российский герб:
2. Выбери и отметь правильный ответ:
Кто утверждает важные законы нашей страны?
а) президент России;
б) правительство Российской Федерации;
в) государственная дума;
г) народ.
3. Перечисли города России:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Впиши даты и названия двух любых государственных праздников.
(Если сможешь, заполни все листки календаря):
январь | февраль | март | май | июнь | ноябрь |
5.Напиши, что означают цвета флага России.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. День рождения нашей страны
а) 1 января
б) 1 сентября
в) 12 июня
г) 9 мая
7. Соедини начало и конец пословиц:
Родина – мать… …зайцу дорог
Родная сторона- мать, а… …умей за неё постоять
Родной куст и… …чужая- мачеха.
- Напиши пословицы и поговорки о Родине.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Чем славится Тульский край.
10. Охраняемые растения и животные Тульской области:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11.Как мы узнаём о прошлом нашей страны.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
12. Прочитай рассказ. Пришла летняя пора. Поспела в лесу малина. Решили три друга - Вася, Миша и Митя - принести домой по корзинке спелых ягод. Долго бродили по лесу. Малины наелись, корзинки наполнили.
Вдруг Митя увидел, что в кармане нет ключа от дома. Решил вернуться поискать, туда где малину собирали. Миша вздохнул, пожалел товарища и пошел домой. А Вася… .Напиши как должен был поступить Вася.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный патриот» 2-а класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный патриот» 2-а класс...
Программа добровольческого объединения, занимающегося волонтерской деятельностью, "Юные патриоты"
Программа добровольческого объединения, занимающегося волонтерской деятельностью, "Юные патриоты". Данная программа может быть использована в работе с учащимися начальных классов...
Программа внеурочной деятельности "Юный патриот"
Патриотическое воспитание- одно из самых важных направлений в воспитании детей. Предлагаю программу по воспитанию у детей чувства гордости и любви к себе, своей семье, к своему родному краю и своей Ро...
внеурочная деятельность "Юный патриот"
внеурочная деятельность "Юный патриот" пояснительнаязаписка, тематическое планирование. 1 класс УМК "Школа России"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Юные патриоты"
Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития гражданско-патриотического воспитания в начальной школе и направленв на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный патриот»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Юный патриот»по духовно-нравственному направлению...
Программа внеурочной деятельности "Юные патриоты"
Программа внеурочной деятельности "Юные патриоты" - направление на духовно- нравственное....