Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - патриот"
рабочая программа (3 класс) на тему

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Гражданско-патриотического направления

Я – патриот

Составлена на основе авторской программы для общеобразовательных  учреждений:     

Я – патриот Родины, автор С.В.Сабина

 

Для детей 9-10 лет

Срок реализации 1год

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya-partriot.doc175 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования Администрации Тальменского района Алтайского края

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Озерская средняя общеобразовательная школа»

Тальменского района Алтайского края

       «Утверждено»                                                                  «Согласовано»

на педагогическом совете                                           с методическим советом ЦВР

МКОУ «Озерская СОШ»                                           руководитель  Срудилина Т.Ю.                                                                      

Леоненко Н.И.______________                                 __________________________

Протокол №________________                              Протокол №________________

от  «    » _________2014г                                          от  «    » _________2014г

                                                                                         

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Гражданско-патриотического направления

Я – патриот

Составлена на основе авторской программы для общеобразовательных  учреждений:      

Я – патриот Родины, автор С.В.Сабина

Для детей 9-10 лет

Срок реализации 1год

 

Составитель:

 учитель начальных классов

Чупрына Светлана Сергеевна

вторая квалификационная категория

с.Озёрки, 2014г

2.Пояснительная записка.

        Рабочая программа «Я – патриот» для 3 -4  класса разработана  на основе программы курса «Я – гражданин России», автор С.В.Сабина – «Сборник программ внеурочной деятельности для четырехлетней начальной школы и  концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников», с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

                Программа внеурочной деятельности «Я - патриот» разработана и осуществляется в целях реализации ФГОС по направлению гражданственное и патриотическое воспитание.  Программа реализуется с учетом всех рекомендации Министерства образования.

        

Цель курса:

формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, становление гражданской позиции, развитие нравственной основы личности,  воспитание патриотических качеств личности

         Для достижения данной цели формируются следующие задачи курса:

  • Обобщить и конкретизировать  знания детей о семье, школе, селе, крае;
  • Формировать воспитывать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
  • способствовать приобретению умений и навыков для жизни в коллективе;
  • создать условия для развития потребности высказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
  • познакомить с понятием «патриот», «гражданин»

3.Актуальность курса

Программа разработана для детей 8- 10 лет и учитывает возрастные и психологические особенности детей этого возраста. Дети седьмого года жизни способны осознавать свое положение в обществе сверстников и взрослых, проявляют интерес к другим людям, владеют умениями общаться. Они умеют сопереживать, сочувствовать, помогать, знают и выполняют основные правила этического поведения и взаимодействия в игре и быту. Дети этого возраста достаточно осведомлены о предметах окружающего мира, проявляют большой интерес к новым знаниям, положительно относятся к новой информации. Наиболее характерно для детей этого возраста наглядно-образное и действенно-образное мышление, создаются предпосылки для формирования логической формы мышления. Дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако его устойчивость еще невелика и во многом зависит от условий организации обучения и индивидуальных способностей.

Возрастные особенности детей седьмого года жизни (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) предполагают, что для них очень сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.п. Поэтому в ходе занятий проводится 2-3 физминутки по 1-2 минуты каждая, кроме того, треть занятий планируются в форме экскурсий.

4. Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на 1 час в неделю, в год – 36 часов.

Данный курс не предусматривает выставление учащимся отметки.

5. Нормативно – правовая база:

  • письмо Минобрнауки № 03-296 от 12.05.2011 г.)
  • Закон РФ от 10.июля 1992. № 3266-1 «Об образовании» с изменениями и дополнениями.
  • Закон РФ «Об образовании» (В ред.Федеральных законов от 13.01.1996
  • №.12-Ф3, от 16.11.1997  №. 144-Ф3 от 13.02.2002  №. 20-Ф3 и т.д.) статья 12 п.1. статья 26.п.1;2;
  • Приложение к письму Минобрнауки России О примерных требованиях к программам  дополнительного образования детей от 11.12.2006. №.66-1844.
  • Письмо Министерства образования РФ «О реализации образования детей» от 20.05.2003г №.28-51-391\16
  •  СанПин 2.4.4. 1251-03 «Детские внешкольные учреждения (УДОД)
  • Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020г.

                                              6.Ценностные ориентиры

В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности.

Воспитательный результат:

  • посещение музея школы;
  • экскурсии по улицам села, в здание сельсовета, почты, к памятнику погибшим в ВОВ;
  • участие в школьных выставках, конкурсах;
  • творческая работа «Моя малая родина»

Воспитательный эффект:

  • конкретизация знаний детей об истории школы, села, края;
  • приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе 
  • приобретение необходимых умений и навыков для общения со сверстниками и взрослыми;
  • усвоение правил поведения в общественных местах;
  • развитие нравственной основы личности;
  • повышение уровня духовной культуры.

                                                     7.Планируемые образовательные результаты

Личностные результаты:

- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

- - способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметными результатами являются:

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.),

- - способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей,

- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).

Предметные результаты:

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

-  владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория; 

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

- умение пользоваться картой (в определении границ России, Алтайского края, крупных его городов), рассказывать о своём крае, столице; приводить примеры достопримечательностей родного края;

8.Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся

Форма подведения итогов реализации программы:

  • рисунки;
  • мини-сочинения;
  • творческая исследовательская работа.
  • проектная деятельность
  • игра
  • беседа
  • викторина
  • конкурс
  • концерт
  • кроссворд
  • путешествие
  • сказка
  • соревнования
  • выставка

Методики оценивания образовательных результатов обучающихся

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»

9.Содержание программы

 

№п\п

Тема

Количество часов

Всего

Практика

Теория

1

«Моё село- моё Отечество»

12

9

3

2

Наша школа

12

10

2

3

Мой край родной

10

5

5

Всего

36

24

10

«Моё село – моё Отечество» 

Беседа о названии села, о его достопримечательностях, исторической ценности. Беседа о названии улиц села, об административных объектах, государственных учреждениях села.

Практические занятия:  экскурсия по улицам села, рисование своей улицы, оформление карты села с нанесением территориально - значимых объектов, природных особенностей села.

 «Наша  школа »

Права и обязанности школьника. Взаимоотношения в классе. Бережное отношение к книгам и школьным принадлежностям. Изучение истории школы. Посещение музея школы. Знакомство с биографиями знаменитых выпускников школы.

Практические занятия : экскурсии в школьный музей, сельскую библиотеку, конкурсы, игра – путешествие, разработка правил классного сообщества, выпуск газет, подготовка лекторских групп. Беседы с учителями- ветеранами нашей школы, оформление беседы с ними в дневник воспоминаний.

   «Мой край родной» - представление о географическом расположении Алтайского края, особенностей местности, природы, национальных достояниях. Беседа о выдающихся людях, прославивших Алтайский край.

Практические занятия: экскурсия в сельскую библиотеку, викторина по профессиям нашего края, рисунки на тему «Мы - будущее нашего села».         

                         


                                                                             10.Тематический план 1 час в неделю, в год 34 часа

             тема

Всего часов

Из них

Теория

Практика (лабораторные, исследовательские, практические работы)

Экскурсии, используемое оборудование

Примечания

«Моё село - моё Отечество»

12

3

9

1

Моя семья.

1

1

компьютер, м\м проектор

2

Улица, на которой я живу.

1

1

компьютер, м\м проектор

3

Карта моей улицы.

1

1

Экскурсия «По улицам села»

4

Проект: «Карта моего села».

1

1

компьютер, м\м проектор, создание стенда

5

Природные объекты села. Лес.

1

1

Экскурсия «По тропинкам леса»

6

Природные объекты села. Поле.

1

1

Экскурсия «Дорога в поле»

7

Природные объекты села. Озеро.

1

1

Экскурсия «Кащейка»

8

Административные здания села.

1

1

Экскурсия «Сельский совет»

9

Хозяйственные здания села.

1

1

Экскурсия «Электроподстанция»

10

Транспортные пути села.

1

1

компьютер, м\м проектор

11

Культурные учреждения моего села.

1

1

Экскурсия «Дом Культуры»

12

Защита проекта «Карта моего села».

1

1

компьютер, м\м проектор, создание стенда

«Наша школа»

12

2

10

1

«Когда родилась школа?»

1

1

компьютер, м\м проектор

2

Музей. Зал истории школы.

1

1

Экскурсия « Зал истории школы»

3

Музей. Зал истории села.

1

1

Экскурсия « Зал истории села»

4

Музей. Зал бытовой истории села.

1

1

Экскурсия « Зал бытовой истории села »

5

Музей. Зал боевой славы.

1

1

Экскурсия « Зал боевой славы. »

6

Проект «Учителя - ветераны Озёрской средней школы»

1

1

компьютер, м\м проектор, создание стенда

7

История Новосёловой Д.К.

1

1

Беседа с  Новосёловой Д.К.

8

История Цыгановой Л.И.

1

1

Беседа с Цыгановой Л.И

9

История Беляевой Л.А.

1

1

Беседа с Беляевой Л.А.

10

История Каблюковой Н.И.

1

1

Беседа с Каблюковой Н.И.

11

Подготовка к защите проекта.

1

1

компьютер, м\м проектор

12

Защита проекта «Учителя - ветераны Озёрской средней школы»

1

1

компьютер, м\м проектор, создание стенда

«Мой край родной»

10

5

5

1

Положение Алтайского края на карте России.

1

1

компьютер, м\м проектор

2

История Алтайского края.

1

1

компьютер, м\м проектор

3

Народы Алтайского края.

1

1

компьютер, м\м проектор

4

Богатства Алтайского края.

1

1

Экскурсия с сельскую библиотеку

5

Города Алтайского края. Барнаул.

1

1

Экскурсия с сельскую библиотеку

6

Проект: «Достопримечательности Барнаула»

1

1

Создание стенда

7

Известные личности на Алтае. В.М. Шукшин.

1

1

компьютер, м\м проектор

8

Проект: «Жил такой парень»

1

1

Создание стенда

9

Защита проектов.

1

1

компьютер, м\м проектор

10

Итоговое занятие.

1

1

компьютер, м\м проектор

Всего

34

10        

24


                   11.Методическое обеспечение

Занятия проходят в форме беседы, экскурсии, викторины, игры.

Техническое оснащение кабинетов позволяет излагать материал в форме презентации, используя компьютер, м\м проектор.

Для проведения занятий используется библиотечный фонд:

  • рассказы детских писателей о войне;
  •  репродукции картин;
  •  фотографии;
  •  рисунки школьников.

Музей школы: зал боевой славы, зал истории села Озёрки, зал Озёрской средней школы.

Используется символика:

  • герб и гимн села Озёрки;
  • герб и гимн Алтайского края;
  • герб, флаг и гимн России.

Карты села Озёрки, Алтайского края, России.

                                             

12.Список литературы

 

1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.

 2. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www . ipkps . bsu . edu . ru

Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007

 3. Концепция патриотического воспитания граждан РФ /Воспитание школьников. – 2011. - №1. – 147с.

 4. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников– М.: Просвещение, 2009. – 35с.

 5. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 2009.

 6. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе / сост. И.Г.Кувашова –   Волгоград: изд. «Учитель», 2011.  

 

Литература для учителя

1.Закон РФ от 10.июля 1992. № 3266-1 «Об образовании» с изменениями и дополнениями.

2.Закон РФ «Об образовании» (В ред.Федеральных законов от 13.01.1996

№.12-Ф3, от 16.11.1997  №. 144-Ф3 от 13.02.2002  №. 20-Ф3 и т.д.) статья 12 п.1. статья 26.п.1;2;

3.Приложение к письму Минобрнауки России О примерных требованиях к программам  дополнительного образования детей от 11.12.2006. №.66-1844.

4.Письмо Министерства образования РФ «О реализации образования детей» от 20.05.2003г №.28-51-391\16

5. СанПин 2.4.4. 1251-03 «Детские внешкольные учреждения (УДОД)

Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)

6.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020г.

Литература для детей и родителей

  1. Алтай – благодатный край. Научно-информационный издательский центр. Москва, 2007г.
  2. С.Л.Бакланова Экологическое образование в курсе «География Алтайского края» - учебно-методическое пособие. Бийск НИЦБГПУ им. В.М.Шукшина, 2003г
  3. Бородаев В.Б. Рассказы по истории Алтайского края: Учебное пособие для средней школы.ч.1. – Барнаул: Пикет, 1997г
  4. Бородаев В.Б., Контеев А.В. Исторический Атлас Алтайского края, Барнаул, Азбука 2006г
  5. Нижнее Причумышье. Истории и судьбы / Под. ред. Г.А. Кубриной, Т.К. Щегловой и др. Барнаул, 2001.

                             13.ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

Предмет: элективный курс «Патриот»

Ф.И.О. учителя: Чупрына С.С.

№ п/п

Дата

внесения

изменений

Характеристика

изменения

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Подпись

сотрудника,

внесшего

изменение

Приложение

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н.В. Кулешовой, педагогом- психологом, МОУ СОШ № 58

Цель: выявить нравственные представления учеников.

Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.

Возраст: младшие школьники

Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование

Инструкция: опираясь на свой опыт, ответьте на вопросы:

1.Тебе нравиться когда тебя уважают твои одноклассники?

А    Нравиться

Б     Не очень нравиться

В     Не нравиться

2. Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет?

А    Сделаю замечание и помогу убрать

Б     Сделаю замечание и подожду пока он все уберет

В     Расскажу учителю и пусть он заставит его убирать

 

3. Ты   взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты поступишь?

А    Отремонтирую книгу или попрошу своих  родителей купить новую

Б     Незнаю

В     Тихонько отдам, чтобы не заметили

4.Как ты поступишь, если в школьной столовой  во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.

А    Извинюсь и уберу за собой

Б     Незнаю

В     Ничего делать не буду, есть же уборщица

5. Часто ты  приходишь в школу в грязной одежде?

А    Нет

Б     Иногда

      В     Да

6. Как ты поступишь если твой друг или подруга испортил(а) вещь учителя  и спрятал(а) ее?

А    Помогу другу извиниться перед учителем  и признаться в поступке

Б     Скажу другу, что надо извиниться перед учителем  и признаться в поступке, но пусть извиняется сам

      В     Сделаю вид, что не заметил

 

7.Часто ли ты уступаешь  место в автобусе пожилому человеку или женщине?

А    Часто

Б     Иногда

В     Почти никогда

8.Часто ли  ты предлагаешь  друзьям (подругам) помощь в уборке класса?

А    Часто

Б     Иногда

В     Почти никогда

Обработка данных:

За первый ответ (А) – 2 балла,

За второй ответ (Б) – 1 балл,

За третий ответ (В) – 0 баллов.

Интерпретация:

Высокий уровень (12-16 баллов): такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением ориентация на интересы и потребности других людей, направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственных норм.

     Средний    уровень (6-11 баллов):     такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной конформности и сохранению хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников.

      Низкий уровень (0-5 баллов): школьники посещают школу неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета  интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом и  отсутствует желание следовать им испытывают проблемы в общении с одноклассниками,   взаимоотношениях с учителем.

 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Юный патриот"

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Юный патриот" для начальных классов...

Методическая разработка "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Я – гражданин и патриот России»"

В данной публикации представлена РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса  «Я – гражданин и патриот России». Разработа программа в соответ...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Мы патриоты России"

Рабочая программа духовно-нравственного  направления внеурочной деятельности по курсу «Мы -патриоты России» составлена  в соответствии с в соответствии с Федеральным законом от 29.12.201 №27...

рабочая программа внеурочной деятельности "Растим патриотов России"

Содержание программы внеурочной деятельности "Растим патриотов соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 1-4 классов....

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я – патриот России» для учащихся 3 классов

Актуальность разработки и реализации программы внеурочной деятельности определяет  сложившаяся в обществе отрицательная ситуация в вопросе духовно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Маленький патриот» по духовно-нравственному направлению в рамках ФГОС НОО. в 1 классе.

Программа внеурочной деятельности младших школьников "Маленький патриот реализует духовно-нравственноенаправление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО...