Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - патриот"
рабочая программа (3 класс) на тему
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Гражданско-патриотического направления
Я – патриот
Составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений:
Я – патриот Родины, автор С.В.Сабина
Для детей 9-10 лет
Срок реализации 1год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya-partriot.doc | 175 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования Администрации Тальменского района Алтайского края
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Озерская средняя общеобразовательная школа»
Тальменского района Алтайского края
«Утверждено» «Согласовано»
на педагогическом совете с методическим советом ЦВР
МКОУ «Озерская СОШ» руководитель Срудилина Т.Ю.
Леоненко Н.И.______________ __________________________
Протокол №________________ Протокол №________________
от « » _________2014г от « » _________2014г
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Гражданско-патриотического направления
Я – патриот
Составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений:
Я – патриот Родины, автор С.В.Сабина
Для детей 9-10 лет
Срок реализации 1год
Составитель:
учитель начальных классов
Чупрына Светлана Сергеевна
вторая квалификационная категория
с.Озёрки, 2014г
2.Пояснительная записка.
Рабочая программа «Я – патриот» для 3 -4 класса разработана на основе программы курса «Я – гражданин России», автор С.В.Сабина – «Сборник программ внеурочной деятельности для четырехлетней начальной школы и концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников», с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа внеурочной деятельности «Я - патриот» разработана и осуществляется в целях реализации ФГОС по направлению гражданственное и патриотическое воспитание. Программа реализуется с учетом всех рекомендации Министерства образования.
Цель курса:
формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, становление гражданской позиции, развитие нравственной основы личности, воспитание патриотических качеств личности
Для достижения данной цели формируются следующие задачи курса:
- Обобщить и конкретизировать знания детей о семье, школе, селе, крае;
- Формировать воспитывать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
- способствовать приобретению умений и навыков для жизни в коллективе;
- создать условия для развития потребности высказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
- познакомить с понятием «патриот», «гражданин»
3.Актуальность курса
Программа разработана для детей 8- 10 лет и учитывает возрастные и психологические особенности детей этого возраста. Дети седьмого года жизни способны осознавать свое положение в обществе сверстников и взрослых, проявляют интерес к другим людям, владеют умениями общаться. Они умеют сопереживать, сочувствовать, помогать, знают и выполняют основные правила этического поведения и взаимодействия в игре и быту. Дети этого возраста достаточно осведомлены о предметах окружающего мира, проявляют большой интерес к новым знаниям, положительно относятся к новой информации. Наиболее характерно для детей этого возраста наглядно-образное и действенно-образное мышление, создаются предпосылки для формирования логической формы мышления. Дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако его устойчивость еще невелика и во многом зависит от условий организации обучения и индивидуальных способностей.
Возрастные особенности детей седьмого года жизни (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) предполагают, что для них очень сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.п. Поэтому в ходе занятий проводится 2-3 физминутки по 1-2 минуты каждая, кроме того, треть занятий планируются в форме экскурсий.
4. Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 час в неделю, в год – 36 часов.
Данный курс не предусматривает выставление учащимся отметки.
5. Нормативно – правовая база:
- письмо Минобрнауки № 03-296 от 12.05.2011 г.)
- Закон РФ от 10.июля 1992. № 3266-1 «Об образовании» с изменениями и дополнениями.
- Закон РФ «Об образовании» (В ред.Федеральных законов от 13.01.1996
- №.12-Ф3, от 16.11.1997 №. 144-Ф3 от 13.02.2002 №. 20-Ф3 и т.д.) статья 12 п.1. статья 26.п.1;2;
- Приложение к письму Минобрнауки России О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей от 11.12.2006. №.66-1844.
- Письмо Министерства образования РФ «О реализации образования детей» от 20.05.2003г №.28-51-391\16
- СанПин 2.4.4. 1251-03 «Детские внешкольные учреждения (УДОД)
- Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020г.
6.Ценностные ориентиры
В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности.
Воспитательный результат:
- посещение музея школы;
- экскурсии по улицам села, в здание сельсовета, почты, к памятнику погибшим в ВОВ;
- участие в школьных выставках, конкурсах;
- творческая работа «Моя малая родина»
Воспитательный эффект:
- конкретизация знаний детей об истории школы, села, края;
- приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе
- приобретение необходимых умений и навыков для общения со сверстниками и взрослыми;
- усвоение правил поведения в общественных местах;
- развитие нравственной основы личности;
- повышение уровня духовной культуры.
7.Планируемые образовательные результаты
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- - способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметными результатами являются:
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.),
- - способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей,
- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- умение пользоваться картой (в определении границ России, Алтайского края, крупных его городов), рассказывать о своём крае, столице; приводить примеры достопримечательностей родного края;
8.Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся
Форма подведения итогов реализации программы:
- рисунки;
- мини-сочинения;
- творческая исследовательская работа.
- проектная деятельность
- игра
- беседа
- викторина
- конкурс
- концерт
- кроссворд
- путешествие
- сказка
- соревнования
- выставка
Методики оценивания образовательных результатов обучающихся
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»
9.Содержание программы
№п\п | Тема | Количество часов | ||||
Всего | Практика | Теория | ||||
1 | «Моё село- моё Отечество» | 12 | 9 | 3 | ||
2 | Наша школа | 12 | 10 | 2 | ||
3 | Мой край родной | 10 | 5 | 5 | ||
Всего | 36 | 24 | 10 |
«Моё село – моё Отечество»
Беседа о названии села, о его достопримечательностях, исторической ценности. Беседа о названии улиц села, об административных объектах, государственных учреждениях села.
Практические занятия: экскурсия по улицам села, рисование своей улицы, оформление карты села с нанесением территориально - значимых объектов, природных особенностей села.
«Наша школа »
Права и обязанности школьника. Взаимоотношения в классе. Бережное отношение к книгам и школьным принадлежностям. Изучение истории школы. Посещение музея школы. Знакомство с биографиями знаменитых выпускников школы.
Практические занятия : экскурсии в школьный музей, сельскую библиотеку, конкурсы, игра – путешествие, разработка правил классного сообщества, выпуск газет, подготовка лекторских групп. Беседы с учителями- ветеранами нашей школы, оформление беседы с ними в дневник воспоминаний.
«Мой край родной» - представление о географическом расположении Алтайского края, особенностей местности, природы, национальных достояниях. Беседа о выдающихся людях, прославивших Алтайский край.
Практические занятия: экскурсия в сельскую библиотеку, викторина по профессиям нашего края, рисунки на тему «Мы - будущее нашего села».
10.Тематический план 1 час в неделю, в год 34 часа
№ | тема | Всего часов | Из них | |||
Теория | Практика (лабораторные, исследовательские, практические работы) | Экскурсии, используемое оборудование | Примечания | |||
«Моё село - моё Отечество» | 12 | 3 | 9 | |||
1 | Моя семья. | 1 | 1 | компьютер, м\м проектор | ||
2 | Улица, на которой я живу. | 1 | 1 | компьютер, м\м проектор | ||
3 | Карта моей улицы. | 1 | 1 | Экскурсия «По улицам села» | ||
4 | Проект: «Карта моего села». | 1 | 1 | компьютер, м\м проектор, создание стенда | ||
5 | Природные объекты села. Лес. | 1 | 1 | Экскурсия «По тропинкам леса» | ||
6 | Природные объекты села. Поле. | 1 | 1 | Экскурсия «Дорога в поле» | ||
7 | Природные объекты села. Озеро. | 1 | 1 | Экскурсия «Кащейка» | ||
8 | Административные здания села. | 1 | 1 | Экскурсия «Сельский совет» | ||
9 | Хозяйственные здания села. | 1 | 1 | Экскурсия «Электроподстанция» | ||
10 | Транспортные пути села. | 1 | 1 | компьютер, м\м проектор | ||
11 | Культурные учреждения моего села. | 1 | 1 | Экскурсия «Дом Культуры» | ||
12 | Защита проекта «Карта моего села». | 1 | 1 | компьютер, м\м проектор, создание стенда | ||
«Наша школа» | 12 | 2 | 10 | |||
1 | «Когда родилась школа?» | 1 | 1 | компьютер, м\м проектор | ||
2 | Музей. Зал истории школы. | 1 | 1 | Экскурсия « Зал истории школы» | ||
3 | Музей. Зал истории села. | 1 | 1 | Экскурсия « Зал истории села» | ||
4 | Музей. Зал бытовой истории села. | 1 | 1 | Экскурсия « Зал бытовой истории села » | ||
5 | Музей. Зал боевой славы. | 1 | 1 | Экскурсия « Зал боевой славы. » | ||
6 | Проект «Учителя - ветераны Озёрской средней школы» | 1 | 1 | компьютер, м\м проектор, создание стенда | ||
7 | История Новосёловой Д.К. | 1 | 1 | Беседа с Новосёловой Д.К. | ||
8 | История Цыгановой Л.И. | 1 | 1 | Беседа с Цыгановой Л.И | ||
9 | История Беляевой Л.А. | 1 | 1 | Беседа с Беляевой Л.А. | ||
10 | История Каблюковой Н.И. | 1 | 1 | Беседа с Каблюковой Н.И. | ||
11 | Подготовка к защите проекта. | 1 | 1 | компьютер, м\м проектор | ||
12 | Защита проекта «Учителя - ветераны Озёрской средней школы» | 1 | 1 | компьютер, м\м проектор, создание стенда | ||
«Мой край родной» | 10 | 5 | 5 | |||
1 | Положение Алтайского края на карте России. | 1 | 1 | компьютер, м\м проектор | ||
2 | История Алтайского края. | 1 | 1 | компьютер, м\м проектор | ||
3 | Народы Алтайского края. | 1 | 1 | компьютер, м\м проектор | ||
4 | Богатства Алтайского края. | 1 | 1 | Экскурсия с сельскую библиотеку | ||
5 | Города Алтайского края. Барнаул. | 1 | 1 | Экскурсия с сельскую библиотеку | ||
6 | Проект: «Достопримечательности Барнаула» | 1 | 1 | Создание стенда | ||
7 | Известные личности на Алтае. В.М. Шукшин. | 1 | 1 | компьютер, м\м проектор | ||
8 | Проект: «Жил такой парень» | 1 | 1 | Создание стенда | ||
9 | Защита проектов. | 1 | 1 | компьютер, м\м проектор | ||
10 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | компьютер, м\м проектор | ||
Всего | 34 | 10 | 24 |
11.Методическое обеспечение
Занятия проходят в форме беседы, экскурсии, викторины, игры.
Техническое оснащение кабинетов позволяет излагать материал в форме презентации, используя компьютер, м\м проектор.
Для проведения занятий используется библиотечный фонд:
- рассказы детских писателей о войне;
- репродукции картин;
- фотографии;
- рисунки школьников.
Музей школы: зал боевой славы, зал истории села Озёрки, зал Озёрской средней школы.
Используется символика:
- герб и гимн села Озёрки;
- герб и гимн Алтайского края;
- герб, флаг и гимн России.
Карты села Озёрки, Алтайского края, России.
12.Список литературы
1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
2. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www . ipkps . bsu . edu . ru
Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
3. Концепция патриотического воспитания граждан РФ /Воспитание школьников. – 2011. - №1. – 147с.
4. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников– М.: Просвещение, 2009. – 35с.
5. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 2009.
6. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2011.
Литература для учителя
1.Закон РФ от 10.июля 1992. № 3266-1 «Об образовании» с изменениями и дополнениями.
2.Закон РФ «Об образовании» (В ред.Федеральных законов от 13.01.1996
№.12-Ф3, от 16.11.1997 №. 144-Ф3 от 13.02.2002 №. 20-Ф3 и т.д.) статья 12 п.1. статья 26.п.1;2;
3.Приложение к письму Минобрнауки России О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей от 11.12.2006. №.66-1844.
4.Письмо Министерства образования РФ «О реализации образования детей» от 20.05.2003г №.28-51-391\16
5. СанПин 2.4.4. 1251-03 «Детские внешкольные учреждения (УДОД)
Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)
6.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020г.
Литература для детей и родителей
- Алтай – благодатный край. Научно-информационный издательский центр. Москва, 2007г.
- С.Л.Бакланова Экологическое образование в курсе «География Алтайского края» - учебно-методическое пособие. Бийск НИЦБГПУ им. В.М.Шукшина, 2003г
- Бородаев В.Б. Рассказы по истории Алтайского края: Учебное пособие для средней школы.ч.1. – Барнаул: Пикет, 1997г
- Бородаев В.Б., Контеев А.В. Исторический Атлас Алтайского края, Барнаул, Азбука 2006г
- Нижнее Причумышье. Истории и судьбы / Под. ред. Г.А. Кубриной, Т.К. Щегловой и др. Барнаул, 2001.
13.ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
Предмет: элективный курс «Патриот»
Ф.И.О. учителя: Чупрына С.С.
№ п/п | Дата внесения изменений | Характеристика изменения | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись сотрудника, внесшего изменение |
Приложение
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н.В. Кулешовой, педагогом- психологом, МОУ СОШ № 58
Цель: выявить нравственные представления учеников.
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Возраст: младшие школьники
Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование
Инструкция: опираясь на свой опыт, ответьте на вопросы:
1.Тебе нравиться когда тебя уважают твои одноклассники?
А Нравиться
Б Не очень нравиться
В Не нравиться
2. Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет?
А Сделаю замечание и помогу убрать
Б Сделаю замечание и подожду пока он все уберет
В Расскажу учителю и пусть он заставит его убирать
3. Ты взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты поступишь?
А Отремонтирую книгу или попрошу своих родителей купить новую
Б Незнаю
В Тихонько отдам, чтобы не заметили
4.Как ты поступишь, если в школьной столовой во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.
А Извинюсь и уберу за собой
Б Незнаю
В Ничего делать не буду, есть же уборщица
5. Часто ты приходишь в школу в грязной одежде?
А Нет
Б Иногда
В Да
6. Как ты поступишь если твой друг или подруга испортил(а) вещь учителя и спрятал(а) ее?
А Помогу другу извиниться перед учителем и признаться в поступке
Б Скажу другу, что надо извиниться перед учителем и признаться в поступке, но пусть извиняется сам
В Сделаю вид, что не заметил
7.Часто ли ты уступаешь место в автобусе пожилому человеку или женщине?
А Часто
Б Иногда
В Почти никогда
8.Часто ли ты предлагаешь друзьям (подругам) помощь в уборке класса?
А Часто
Б Иногда
В Почти никогда
Обработка данных:
За первый ответ (А) – 2 балла,
За второй ответ (Б) – 1 балл,
За третий ответ (В) – 0 баллов.
Интерпретация:
Высокий уровень (12-16 баллов): такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением ориентация на интересы и потребности других людей, направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственных норм.
Средний уровень (6-11 баллов): такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной конформности и сохранению хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников.
Низкий уровень (0-5 баллов): школьники посещают школу неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом и отсутствует желание следовать им испытывают проблемы в общении с одноклассниками, взаимоотношениях с учителем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Юный патриот"
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Юный патриот" для начальных классов...
Методическая разработка "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Я – гражданин и патриот России»"
В данной публикации представлена РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Я – гражданин и патриот России». Разработа программа в соответ...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Мы патриоты России"
Рабочая программа духовно-нравственного направления внеурочной деятельности по курсу «Мы -патриоты России» составлена в соответствии с в соответствии с Федеральным законом от 29.12.201 №27...
рабочая программа внеурочной деятельности "Растим патриотов России"
Содержание программы внеурочной деятельности "Растим патриотов соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 1-4 классов....
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я – патриот России» для учащихся 3 классов
Актуальность разработки и реализации программы внеурочной деятельности определяет сложившаяся в обществе отрицательная ситуация в вопросе духовно...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Маленький патриот» по духовно-нравственному направлению в рамках ФГОС НОО. в 1 классе.
Программа внеурочной деятельности младших школьников "Маленький патриот реализует духовно-нравственноенаправление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО...