рабочая программа внеурочной деятельности "Растим патриотов России"
проект (1 класс) на тему
Содержание программы внеурочной деятельности "Растим патриотов соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 1-4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioty_2014-2015.doc | 349.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 г.Вольска Саратовской области»
«Рассмотрено» на заседании ШМО классных руководителей Протокол № от ____________ 2014 г. | «Согласовано» Зам. директора по ВР __________/_Коновалова В.С./ «____»______________2014 г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ № 4 ____________/Мохонова Н.В./ «____»___________2014 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности.
Кружок « Растим патриотов России»
Срок реализации программы: 4 года
Программа рассчитана на детей 7-11 лет
Инзырёва Н.А.
г.Вольск
2014- 2015 год
Пояснительная записка
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.
В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края.
Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
"Патриотизм - любовь к Отечеству, состоящая не только в привязанности к стране и народу, к которому человек принадлежит по рождению, но и в общем образе мыслей и чувств, заставляющих отдельные лица жертвовать своими личными интересами в пользу своего Отечества, "своего народа". Героико-патриотическое воспитание - это основная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий и знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание гордости за сохранность к деяниям предков и их традициям. А также данное направление является частью гражданского воспитания, базирующееся, прежде всего, на сложившейся правовой базе между гражданином и государством. Патриотическое чувство не возникает у людей самопроизвольно. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе - все это формирует патриотизм. Правовой базой для составления программы являются:
• Конвенция ООН о правах ребенка
• Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 годы»
• Устав школы
• Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Минобразования России от 01.03.2003 г. № 30-51-131/16)
Программа “Растим патриотов России" основана на программе Аверчук О.А., программу Кукченко Т. М. "Гражданин".
Цель работы по патриотическому воспитанию:
-формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
- сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
- сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
- вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.
Содержание программы рассчитано на детей 1 – 4 классов.
В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности, которые распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни (1 класс).
Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает) (2 – 3 классы).
Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде (4 класс).
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
• на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
Личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.
Метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Познавательные общеучебные действия
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- выделение познавательной цели;
- выбор наиболее эффективного способа решения поставленной задачи;
- умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные УУД
- умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
- умение выражать свои мысли полно и точно;
- управление действиями партнера (оценка, коррекция);
- использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД
- целеполагание;
- волевая саморегуляция;
- прогнозирование уровня усвоения;
- оценка;
- коррекция.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:
Воспитание гражданства, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям.
Национальные ценности: патриотизм, гражданственность
I уровень:
Знать права и обязанности школьника;
Понимать необходимость соблюдения правил;
Уметь контролировать свои поступки и организую игру по правилам;
Делать первые страницы своего портфолио «Давайте знакомиться».
II уровень:
Знать историю школы, района;
Понимать необходимость изучения своих истоков;
Уметь рассказать о традициях классного коллектива, детских объединений;
Делать творческую страничку своего портфолио «Вот я какой».
III уровень:
Знать историю государственного флага и герба России, основные государственные праздники;
Понимать, что являюсь жителем Саратовской области, России;
Уметь рассказать некоторые праздники города.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Национальные ценности : труд и творчество, наука
I уровень:
Знать, что лениться – это плохо;
Понимать необходимость трудиться;
II уровень:
Знать о роли труда в жизни человека;
Понимать, что каждую работу нужно доводить до конца;
Уметь работать в коллективе;
Участвовать в трудовых акциях.
III уровень:
Знать различные профессии;
Понимать, что выполняя работу, нужно стремиться к творчеству, нестандартному ее выполнению;
Уметь работать над проектами;
Выражать свою личность в различных видах творчества.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
Национальные ценности: семья, личность, наука, спорт.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представления об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Национальные ценности : искусство и литература, человечество
I уровень:
Знать правила поведения в общественных местах (библиотека, музей, кино);
Понимать значение слов «опрятный вид», «некрасивый поступок», «книга – лучший друг».
Уметь проявлять чувства (восторг, радость и.т.д.)
II уровень:
Знать народные и авторские сказки, стихи, песни;
Понимать значение слов «дарить красоту»;
Уметь самостоятельно читать книги, участвовать в школьных, классных концертах;
Самостоятельно украсить класс, дом;
III уровень:
Знать памятники культуры в районе, области;
Понимать, что надо их беречь;
Уметь рассказать о некоторых из них.
Формы подведения итогов
Формы подведения итогов реализации данной программы являются:
- участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского);
- участие в социальных акциях;
- защита проекта «Книга Памяти».
Формы занятий и подведение итогов планируемых по каждому направлению
№ | Название направления | Формы занятий |
1 | «Моя школа - моя судьба» | Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы,акции, праздники. |
2 | « Связь поколений» | Тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музея, праздники, посвященные памятным датам. |
3 | «Растим патриота и гражданина России» | викторины по правовой тематике, дня Конституции, дня России; устный журнал, встречи с интересными людьми, акции; |
4 | «Мой край родной» | Тематические беседы, экскурсии, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, встречи с интересными людьми, акции, |
5 | « Я и семья» | Беседы , родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения. |
Содержание программы
«Моя школа - моя судьба»
Права и обязанности школьника. Взаимоотношения в классе. Изучение истории школы. Знакомство с биографиями знаменитых выпускников школы. Бережное отношение к книгам и школьным принадлежностям.
Практические занятия : экскурсии, конкурсы, игра – путешествие, разработка правил классного сообщества, выпуск газет.
«Связь поколений»
Цель : Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Проведения февральских военно-патриотических месячников; Вахты памяти, посвященной Дню Победы, спортивные соревнования «Вперед, мальчишки!» и «А ну-ка, парни!», музыкальный конкурс «Песни, опаленные войной», Уроки мужества и встречи с ветеранами, операция «Поздравительная открытка», конкурс детского рисунка «Наша армия родная».
«Растим патриота и гражданин России».
Цель заключается в формировании гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи направлены на воспитание правосознания, способности к осознанию своих прав и прав другого человека, на формирование культуры проявления гражданской позиции.
Основными формами работы этого направления являются: тематические часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике.
В рамках работы блока «Мой край родной» проходит воспитание ответственности человека в решении экологических проблем страны и своего города. Экологическая ответственность – ключевая характеристика человека. Она означает, что его связи и отношения являются отражением природных связей и взаимоотношений.
«Я и семья» основные мероприятия данного направления - родительские собрания, совместные мероприятия, игры, семейные часы общения.
Таким образом, реализация основных блоков программы позволяет нам решать
многие назревшие проблемы в отношении российских граждан, особенно подрастающегопоколения,причем не только педагогического, но и социального, духовного,гражданского,нравственного,правого и иного характера.
Для реализации программы предлагаются следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод
• просмотр фильмов, презентаций;
• экскурсии в краеведческий музей ; наблюдения;
• экскурсий по селу, целевые прогулки;
Словесный метод
• чтение стихотворений;
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов;
• ответы на вопросы педагога, детей;
• сообщение дополнительного материала;
• загадывание загадок;
• рассматривание наглядного материала;
• рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
• разбор житейских ситуаций;
• проведение викторин, конкурсов;
Практический метод
• проведение игр (дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
• проведение конкурсов, викторин;
• проведение экскурсии различной направленности;
• организация встреч с родителями, для родителей;
Содержание программы внеурочной деятельности "Растим патриотов соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 1-4 классов.
Место проведения занятий - учебные кабинеты, школьный и городской музеи, читальные залы библиотек, улицы города.
Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования 4 года, объёмом в 135 часов,1час в неделю.
Учебно-тематический план
1 класс
Задачи: формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей России;
- сохранение и развитие чувства гордости за свой народ, страну, край, семью;
- воспитание чувства чести, достоинства, долга, благородства;
- воспитание коллективизма и ответственности.
№ п/п | Наименование темы | Форма проведения | Кол-во часов | Теоретических | Практических | |
1 | Здравствуйте, это я! | Посвящение в первоклассники | Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию | 1 |
| + |
2 | Комната боевой славы | Школьный музей | Сформированность основ российской, гражданской идентичности. устанавливать причинно-следственные связи | 1 | + | |
3-4 | Мы этого раньше не знали | Беседа об истории города Вольска | Сформированность мотивации к учению и познанию. Умение выражать свои мысли полно и точно | 2 | + | |
5 | Дары осени | Благотворительные мероприятия ко дню пожилого человека | Использовать речь для регуляции своего действия. | 1 |
| + |
6-7 | Улица моего города | Макет школы | Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию | 2 |
| + |
8 - 9 | Читаем книги о войне | Час чтения | Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; Умение выражать свои мысли полно и точно | 1 | + |
|
10 | Опора семьи (наши бабушки и дедушки) | Из семейного альбома | Умениео существлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; устанавливать причинно-следственные связи | 1 |
| + |
11 | Дети – герои войны | Информация | Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Умение выражать свои мысли полно и точно | 1 | + | |
12 | Мы - будущее нашей страны | Беседа о профессиях | Выделение познавательной цели. сформированность основ российской, гражданской идентичности. | 1 | + | + |
13 | Кем гордится Вольский край | Беседа о почетных гражданах Вольского района | Сформированность основ российской, гражданской идентичности. умение выражать свои мысли полно и точно | 1 | + | + |
14 | Россия - Родина моя | Беседа о символах России | Сформированность основ российской, гражданской идентичности. Умение выражать свои мысли полно и точно | 1 | + | + |
15 | Твои права и обязанности | Викторина | Выделение познавательной цели. Умение выражать свои мысли полно и точно | 1 |
| + |
16 | Бойцы невидимого фронта | Историческая хроника | Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. устанавливать причинно-следственные связи | 1 |
| + |
17 | Подвиг не уходит в запас | Чтение книг о войне | Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Умение выражать свои мысли полно и точно | 1 | + |
|
18-19 | «Имя героя-солдата имеет честь носить улица» | Заочная экскурсия по улицам районного центра | Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию | 2 |
| + |
20 | Гайдаровская почта | Сбор информации о пропавших безвести воинах | Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы | 1 |
| + |
21 | Их профессия - Родину защищать | Праздник к 23 февраля с приглашением воинов - ветеранов | Сформированность основ российской, гражданской идентичности. Умение выражать свои мысли полно и точно | 1 |
| + |
22 | "Строки опаленные войной" | Стихи о войне | Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. умение выражать свои мысли полно и точно | 1 |
| + |
23 | Час здоровья | Знакомство с земляками-чемпионами в области спорта. | Устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критерия | 1 | + |
|
24 | С чего начинается город … | Из истории родного города | Сформированность основ российской, гражданской идентичности. устанавливать причинно-следственные связи | 2 | + |
|
25-26 | С любовью к городу | Составление фотоальбома | Умениео существлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; устанавливать причинно-следственные связи | 2 |
| + |
27-28 | Посещение библиотеки | Знакомство с книгами о войне | Умениео существлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. умение выражать свои мысли полно и точно | 2 |
| + |
29 | Мир космоса | Беседа о космонавте Ю. Гагарине | Выделение познавательной цели | 1 | + |
|
30 | Цикл «Города-герои» | Беседа о городе–герое Волгограде | Сформированность мотивации к учению и познанию. Умение выражать свои мысли полно и точно | 1 | + |
|
31 | Цветной мелок | Конкурс рисунков "Моя Родина" | Прогнозирование уровня усвоения | 1 |
| + |
32 - 33 | Защита проекта | Проект «Книга Памяти» | Выбор наиболее эффективного способа решения поставленной задачи. Прогнозирование уровня усвоения | 2 | + |
2 класс
Задачи:
- развитие познавательных интересов, потребностей в познании культурно -исторических ценностей страны, региона, города;
- приобщение школьников к духовным, нравственным, культурным ценностям своего народа;
- формирование уважения к традициям и символам Российского государства, чувства любви к природе.
№п/п | Наименование темы. | форма | Кол-во часов | Теоретических | Практических |
1 | Моя вторая мама | Конкурс рисунков и сочинений о своем учителе | 1 |
| + |
2 | Сражались со взрослыми рядом | Беседа о детях военных лет | 1 | + |
|
3 | Хлеб – драгоценность | Час военной истории | 1 | + |
|
4 | Нашей армии герои | Рассказ о ветеранах города | 1 | + |
|
5 | Мир вокруг нас | Экскурсия по посёлку «Большевик» | 1 |
| + |
6 | Из семейного альбома. | Рассказ о своих дедушках и бабушках | 1 |
| + |
7 | Моя семья в истории города | О профессии своих родителей | 1 | + |
|
8-9 | Мы этого раньше не знали | Беседа о народных праздниках края | 2 | + | + |
10-11 | С любовью к России | Символы | 2 | + | + |
12 - 13 | Из бабушкиного сундука | Из истории игрушек | 2 |
| + |
14 - 15 | Фильмы военных лет | Просмотр фильмов о войне | 2 |
| + |
16 | Игра-дело серьёзное | Игры довоенного времени | 1 |
| + |
17 | Во славу Отечества | Песни о ВОв | 1 |
| + |
18 | «Твои рядовые, Россия» | Рассматривание картин посвященных ВОв | 1 |
| + |
19 | Стихами Отчизне служить | Конкурс чтецов | 1 |
| + |
20 | Салют Победы | Конкурс рисунков | 1 |
| + |
21 | Служу России | Конкурсная программа к 23февраля | 1 | + | + |
22 | Цикл «Города-герои» | Виртуальная экскурсия по Ленинграду | 1 | + |
|
23 | Улицы хранят имена героев | Заочная экскурсия по улицам Вольска | 1 |
| + |
24 | Мы - будущее родного края | Беседа о том, как горожане стараются сделать город красивым | 1 | + |
|
25-26 | Гайдаровская почта | Сбор информации о пропавших безвести воинах | 2 | + | + |
27 | И мужество как знамя пронести | Рассказ о пионерах-героях | 1 | + |
|
28 | Путь в космос | Беседа о космосе, конкурс рисунков | 1 |
| + |
29 | Была война, была Победа | Конкурс рисунков | 1 |
| + |
30 | Доблесть, рыцарство, отвага | КВН | 1 | + |
|
31 - 32 | Правда о войне | Библиотечный час | 2 | + |
|
33 - 34 | Защита проекта | Проект «Книга Памяти» | 2 | + | |
3 класс Задачи:
- продолжать формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей России;
- сохранение и развитие чувства гордости за свой народ, страну, край, семью;
- воспитание чувства чести, достоинства, долга, благородства;
- воспитание коллективизма и ответственности.
№п/п | Наименование темы. | форма | Кол-во часов | Теоретических | Практических |
1-2 | Вместе весело шагать | Портрет класса, знакомство с летописью школы | 2 | + | + |
3 - 4 | Здесь я живу | Конкурс визитных карточек про улицы, на которых живут дети | 1 |
| + |
5 | Праздник урожая | Благотворительные мероприятия ко дню пожилого человека | 1 | + | |
6 - 7 | Семейные династии | Рассказы о своей родословной | 2 |
| + |
8 | Поле русской славы | Чтение былин о русских богатырях | 1 | + | + |
9 | Нашей армии герои | О великих полководцах России | 1 | + | |
10 - 11 | Цикл «Города-герои» | Виртуальная экскурсия по городам - героям | 2 | + |
|
12 | День поэзии | Чтение стихотворений поэта-земляка П. Булгина | 1 |
| + |
13 - 14 | Мы можем ими гордиться! | Рассказ об известных жителях Вольского района | 2 | + |
|
15-16 | Гайдаровская почта | Сбор информации о пропавших безвести воинах | 2 | + | + |
17 | Город, хранящий историю | Посещение исторического музея | 1 | + | |
18 | Школьный двор | Трудовой десант | 1 |
| + |
19 | Символы моей родины | Беседа | 1 | + |
|
20 | «Моя Россия» | Конкурс рисунков | 1 |
| + |
21 | Имею право на права | Викторина | 1 | + | + |
22 | "Не стесняйтесь доброты своей". | Рассказы о друге | 1 | + |
|
23 | Праздники и традиции русского народа | Рассказ о рождестве Христовом | 1 | + |
|
24-25 | К своим истокам прикоснись | Выставка семейных фотографий "Мы любим здесь бывать" | 2 |
| + |
26 | Воины - интернационалисты | Рассказ о воинах -интернационалистах | 1 | + |
|
27 | Час мужества "День защитника Отечества" | Армейский день | 1 | + |
|
28 | Боевые знамёна рассказывают | Исторические факты | 1 | + |
|
29 | Нам космос покоряется | КВН | 1 | + | |
30-31 | Юные умельцы! Где вы? | Изготовление плакатов, открыток, баннеров | 2 |
| + |
32 | Это гордое слово «Победа»! | Документальный фильм «Парад Победы» | 1 | + |
|
33-34 | Защита проекта | Проект «Книга Памяти» | 2 | + |
4 класс
Задачи:
- формирование знаний об исторических фактах и явлениях, способности объективного рассмотрения этих событий, навыков использования учебной литературы, энциклопедией, карт, статистических данных, наглядных пособий, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности;
- стимулирование умственной активности учащихся, их любознательности, творческой деятельности, способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами.
№п/п | Наименование темы | форма | Кол-во часов | Теоретических | Практических |
1 | Школьная семья | Портрет класса | 1 |
| + |
3 | Гордость земли Русской | Беседа о великих людях России | 1 | + |
|
4 | Подари другому радость | Игра-практикум | 1 |
| + |
5 | Праздник урожая | Благотворительные мероприятия ко дню пожилого человека | 1 | + | |
6 | Имя твое бессмертно | Рассказ о героях ВОВ Вольского района | 1 | + |
|
7 | История Вольского района | Виртуальная экскурсия | 1 |
| + |
8 - 9 | Герои в моей семье | Информация о членах семьи, принимавших участие в боевых действиях | 1 | + | + |
10-11 | Семейные коллекции | Рассказ о семейных коллекциях, реликвиях | 1 |
| + |
12-15 | Места боевой славы | Изготовление макета исторического сражения | 2 | + | + |
16-17 | Гайдаровская почта | Сбор информации о пропавших безвести воинах | 2 | + | |
18 | Страна, где я живу | О символах страны и области | 1 | + |
|
19 | Я - житель России | Конвенция прав ребёнка | 1 | + |
|
20-21 | Цикл «Города-герои» | Виртуальная экскурсия по городам - героям | 2 | + | |
22 | Орден твоего дома | Беседы, рассказы, рисунки … | 1 | + | + |
23-24 | Правда о войне | Библиотечный час | 2 | + | |
25 | "Когда поют солдаты" | Песни военной поры | 1 |
| + |
26 | Час мужества "День защитника Отечества" | Армейский день | 1 | + | |
27 | «Мой край» | Викторина «Из истории Саратовской области» | 1 | + |
|
28-29 | «Эх, дорожка, фронтовая …» | Фильмы о войне | 2 |
| + |
30 | Боевые знамёна рассказывают | Исторические факты | 1 | + | |
31 | «Ветеран живёт рядом» | Акция | 1 | + | |
32 | Вахта памяти | Митинг | 1 | + | |
Защита проекта | Проект «Книга Памяти» | 2 | + | ||
33-34 | |||||
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
2. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] – Режим доступа: konf // www . ipkps . bsu . edu . ru
Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
3. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
4. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
5. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
6. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
7. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.
8. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 1999.
9. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.
10. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. – Смоленск: Русич, 1996.
11. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.
12. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.
Приложение к программе
Система контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки планируемых результатов освоения программы.
Эффективность рассматривается рядом исследователей как мера результативности, действенности, как характеристика деятельности по степени приближения к заданной цели. Таким образом, можно говорить об эффективности усвоения программы, если наблюдается положительная динамика в критериях и показателях.
ДИАГНОСТИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
Диагностика «Мой портрет в интерьере»
Учащимся предлагается нарисовать свой портрет и поместить его в рамку из различных предметов. (На рамочку поместить, н-р, книги, очки, фрукты, мяч ит.д.). Предметы для рамочки дети выбирают самостоятельно. Психологи считают, что предметы, выбранные детьми отражают суть его жизни.
Диагностика «Какой я?»
Учащимся предлагаются листочки, на которых написано 10 раз слово «Я». Учащиеся должны дать определение каждому «Я», рассказывая о себе и своих качествах. Классный руководитель обращает внимание на то, какие прилагательные использует ученик для своей характеристики.
Диагностическая методика «Самореклама»
Учащиеся готовят о себе рекламу в газету для участия в конкурсе. В рекламе должны быть отражены внешние данные и внутренние качества, которые позволяют победить в объявленном конкурсе. Главное требование к саморекламе – искренность.
Диагностическая методика «Сказки»
Учащимся младших классов предлагается написать сказку на какую-либо тему. Например,
- Сказка о моем портфеле
- Необычная история об обычном дневнике
- Сказочные каникулы
- Необычные приключения обычного школьника
- Сказочная история о том, как…
- Как я проспал
- Как я не хотел учил уроки
Тему учащиеся могут определить и сами. В своих произведениях младшие школьники обычно достаточно искренни, рассказывают о своих радостях и горестях, демонстрируют свои проблемы. Это помогает учителю и родителям понять и разрешить возникающие проблемы эмоционального и нравственного характера.
Диагностическая методика «Что у меня на сердце»
Учащимся класса раздаются вырезанные из бумаги сердечки. Классный руководитель предлагает ребятам написать на одной стороне сердечка причины, от которых у них насердце тяжело. И причины, которые позволяют сказать, что у вас на сердце легко. Приэтом вы можете раскрасить свое сердечко в тот цвет, который соответствует вашему настроению. Диагностика позволяет узнать причины переживания и затем найти пути их преодоления.
Игра «Магазин»
Цель: изучить уровень нравственного развития личности и духовно- нравственной атмосферы в классном коллективе. Ход проведения. Первый этап игры проходит в начале учебного года в виде «купли-прдажи» Школьникам предлагается сформировать группы по 5-6 человек. Все учащиеся выступают в роли покупателей нравственных ценностей. «Купля-продажа» осуществляется как своеобразная бартерная сделка. Положительные качества, которых, по мнению самих детей, у них не хватает, они могут приобрести в обмен на свои отрицательные или же на свои положительные, которые у них имеются в избытке.
После проведенной «купли-продажи» кл. рук. Вместе с учащимися обсуждают, что нужно сделать для того, чтобы «приобретенные», «купленные» положительные качества закрепить в деятельности классного коллектива. Результаты первого этапа игры можно зафиксировать в таблице.
№ | Фамилия, имя | «Приобретенные» положительные качества | «Проданные» отрицательные качества |
В течение учебного года кл. рук. Ведет наблюдение за учащимися, организует совместную деятельность по улучшению духовно-нравственной атмосферы в классе, стимулирует работу учащихся по формированию положительных качеств.
В конце учебного года проходит второй этап игры. Детям предлагается указать те нравственные качества, которые они приобрели в течение года и выставить на «продажу» отрицательные качества, от которых им не удалось избавиться.
Составляется итоговая таблица. Учитель помогает детям проанализировать результаты работы каждого и класса в целом.
Педагогический анализ результатов игры.
На основе результатов первого этапа игры кл. рук. может зафиксировать исходный уровень нравственного развития личности учащихся и определить духовные ценности классного коллектива. Педагог выявляет также наиболее существенные проблемы воспитанности детей, которые определяются не только по тому, сколько и какие качества школьники «покупают – продают», но и по степени критического отношения к себе и своим товарищам. После второго этапа игры можно сделать выводы об уровне нравственного роста учащихся и изменениях в нравственно-психологическом климате классного коллектива. Данная игровая методика дает возможность самим детям поставить перед собой задачи по развитию своей личности и коллектива своего класса. (Желательно использовать карточки с перечнем положительных и отрицательных качеств).
Диагностика изучения взаимоотношений в коллективе.
- Деловая игра «Лидер»
- Игра «Морские командные учения»
- Методика «Мы – коллектив? Мы - коллектив…Мы - коллектив!»
- Методика «Какой у нас коллектив»
- Методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива»
- Методика удовлетворенности учащихся школьной жизнью
- Игра «Путешествие по морю любимых занятий»
- Журнал – эстафета «Мир моих друзей. Мир моих интересов. Мир общих дел»
- Ролевая игра «Планета друзей»
- Дискуссия в классе «Хотим быть…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Я – гражданин и патриот России»"
В данной публикации представлена РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Я – гражданин и патриот России». Разработа программа в соответ...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Мы патриоты России"
Рабочая программа духовно-нравственного направления внеурочной деятельности по курсу «Мы -патриоты России» составлена в соответствии с в соответствии с Федеральным законом от 29.12.201 №27...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Орлята России" /2 класс/
Это программа воспитания детей младшего школьного возраста, созданная на принципах патриотизма и гражданственности, способствующая приобщению детей к традиционным ценностям российского общества, разви...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Орлята России" 1-4
Программа предлагает школьникам разнообразные возможности для реализации их потенциала, помогая им научиться работать в команде, преодолевать трудности и достигать поставленных целей. Участие в «...
Программа внеурочной деятельности " Патриоты России"
Рабочая программа внеурочной деятельности для 4 класса в рамках реализации духовно-нравственного направления «Патриоты России&ra...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ОРЛЯТА РОССИИ» для 1-4 классов начального общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности«ОРЛЯТА РОССИИ» для 1-4 классов начального общего образования...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ОРЛЯТА РОССИИ" 3 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ОРЛЯТА РОССИИ" ДЛЯ 3 КЛАССА...