Программа внеурочной деятельности "Юный патриот"
методическая разработка (4 класс) на тему

Матявина Елена Петровна

Патриотическое воспитание- одно из самых важных направлений в воспитании детей. Предлагаю программу по воспитанию у детей чувства гордости и любви к себе, своей семье, к своему родному краю и своей Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriot.docx28.12 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
       В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. 
       Данная программа представляет систему работы классного руководителя, которая строится на основе форм, методов и приёмов педагогического воздействия, опирается на принципы деятельностного  подхода, а также устанавливает взаимодействие личности и коллектива в развивающей воспитанной и образовательной среде. 
      Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе. 
      Воспитание первых чувств,  гражданственности у детей – это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живёт, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне. 
Любовь ребёнка к Родине характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью: красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине. 
Большое влияние на воспитание у детей чувств гражданственности может оказать пример патриотизма родителей, близких людей. 
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. 
      Цель: воспитание у детей младшего школьного возраста чувства патриотизма, любви к Родине, к родному краю, уважения к историческому прошлому страны. 
Достижение данной цели становится возможным через решение следующих
задач: 
1. Углубление знаний учащихся о Родине, своём родном крае, месте рождения. 
2. Более содержательное знакомство с историей своей семьи. 
3. Углубление знаний об истории, традициях, культуре народов России. 
4. Воспитание гражданского самосознания и причастности к родным истокам. 
5. Формирование у учащихся их личной ответственности за будущее страны.
        На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны. 
         Разработка тем и конструирование содержания курса «Юный патриот» для учащихся начальных классов основаны на
принципах научности, доступности, целостного представления об окружающей действительности, вариативности. 
        Данная программа рассчитана на 1 год обучения, 34 часа в год.

Программа включает в себя следующие направления:

1. Духовно-нравственное направление, включающее в себя:

  • формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;
  • воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;
  • формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;
  • воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;
  • формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.

2. Культурно-историческое направление, предполагающее:

  • воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю, её замечательным людям;
  • вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;
  • формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.

3. Гражданско-правовое направление, ориентированное на:

  • изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России.
  • формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;
  • формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;
  • развитие реально действующего школьного самоуправления.

4. Военно-патриотическое направление, включающее в себя:

  • изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;
  • сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;
  • формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:

1. Проведение памятных дней:

  • День Победы;
  • День защитников Отечества.

2. Проведение спортивно-массовых мероприятий:

  • Малые олимпийские игры
  • «А ну-ка, мальчики!»;
  • «Веселые старты»;
  • «Папа, мама, я – спортивная семья!»;
  • Игра «Зарница»
  • проведение спортивных секций;

4. Участие в акции «Вахта памяти»:

  • встречи с ветеранами Вов и тружениками тыла;
  • линейки, посвященные памятным датам истории;
  • общешкольная линейка, посвященная Дню Победы;
  • проведение часов общения, уроков памяти, уроков мужества, читательских конференций.

5. Изучение родного края:

  • экскурсии в музеи;
  • туристические поездки;
  • экскурсии по родному краю;
  • изучение истории родного края, народных обычаев, фольклора, связанных с природой и использованием ее богатств;
  • благоустройство территории школы;
  • уход за памятником

Тематическое планирование

34 часа (1 час в неделю)



Название   мероприятия


Форма проведения


Кол-во  часов

Время проведения

1.

Урок России

урок

1

сентябрь

2.

«Твои права и обязанности»»

беседа с участием 
социального педагога

1

сентябрь

3.

Акция «Сохраним Мордовские леса»

практическое занятие

(сбор макулатуры)

1

сентябрь

4.

Дары земли Мордовской

выставка работ из природного материала

1

октябрь

5.

Акция «Добро»

Сбор канцелярских товаров и игрушек в детские дома

1

октябрь

6.

«Мой край - Мордовия моя»

беседа

1

октябрь

7.

Город, в котором я живу

Создание проекта

1

октябрь


8.

9.

10.


Дорога, транспорт и я.


Беседа с инспектором ГИБДД


3


сентябрь

февраль

май


11.

Мероприятие, посвящённое Дню народного Единства


Беседа


1


ноябрь

12..

На кого я хочу быть похожим

классный час – вернисаж

1

ноябрь

13.

Мордовский кукольный театр

Посещение театра

1

ноябрь


14.

Главный закон моей страны.

классный час, посвящённый Дню Конституции


1


декабрь

15.

Закон и вредные привычки

беседа с участием психолога


1

декабрь

16.

Законы моей семьи

беседа

1

декабрь

17.

Сказки мордовского народа

занятие

1

декабрь

18.

Обряды и традиции мордвы

беседа

1

январь

19.

Мордовский костюм

Практическое занятие

1

январь

20.

Посещение музея С.Д. Эрьзи

экскурсия

1

январь

21

Поздравительная открытка ко дню Защитника Отечества

Практическое занятие

1

февраль

22.

«Зарница»

игра - соревнования

1

февраль

23.

Мы скоро подрастем и Родину защищать пойдем.

Конкурсная программа

1

февраль

24.

Посещение музея Боевой Славы

экскурсия

1

март

25.

Растительный и животный мир Мордовии.

занятие

1

март

26.

Красная книга Мордовии

проект

1

март

27.

Государственные символы Мордовии

Практическое занятие, посвященное дню принятия государственных символов

1

март

28.

В. Терешкова - первая женщина космонавт

классный час, посвящённый Дню Космонавтики

1

апрель

29.

Акция «Чистый город»

Уборка школьной территории, сбор пластиковых бутылок

1

апрель


30.

Мой город в будущем

защита проектов

1


апрель

31.

Наши знаменитые земляки (Девятаев, Яушев, Пуркаев)

занятие

1

апрель

32.

Акция «Ветеран живет рядом»

Практическое занятие по изготовлению Открытки-поздравления ветерану.


1


май

33.

День Победы

внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию Победы


1


май


34.

День защиты детей

игровая программа

1

май

Итого

34

В результате осуществления Программы ожидается:

  • повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками;
  • формирование гражданской грамотности учащихся;
  • внедрение новых форм работы в и повышение эффективности патриотической работы;
  • возрождение духовных ценностей школьников;
  • улучшение условий для формирования патриотических чувств.

По окончании изучения программы у учащихся начальной школы должно быть сформировано патриотическое сознание, расширены и углублены знания истории своего Отечества, малой Родины; заложено начало эстетического, этического мировосприятия, привиты нравственные основы.

Учащиеся должны уметь выполнять поручения, вести исследовательскую работу, находить нестандартные решения в разных ситуациях, творчески подходить к любому заданию.

Учащиеся должны знать народные традиции края, страны.

У детей должны быть сформированы общечеловеческие понятия доброты, вежливости, нравственности, патриотизма.

Используемая литература


1.Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.

2.Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9. 

3.Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7. 

4.Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9. 

5.Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9. 

6.Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006. 

7.Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для начальной школы «Юный патриот»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития чувства патриотизма....

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Юный патриот"

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Юный патриот" для начальных классов...

Программа внеурочной деятельности духовно - нравственного направления "Юный патриот"

Программа  внеурочной деятельности "Юный патриот" для учащихся 1 - 4 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - патриот"

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИГражданско-патриотического направленияЯ – патриотСоставлена на основе авторской программы для общеобразовательных  учреждений:...

Методическая разработка "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Я – гражданин и патриот России»"

В данной публикации представлена РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса  «Я – гражданин и патриот России». Разработа программа в соответ...

Программа внеурочной деятельности "Патриот"

Программа внеурочной деятельности "Патриот" рассчитана на 18-21 час в условиях летней оздоровительной кампаннии пришкольного лагеря и накправлен на военно-патриотическое воспитание школьников...