Программа внеурочной деятельности "Юный патриот"
методическая разработка (4 класс) на тему
Патриотическое воспитание- одно из самых важных направлений в воспитании детей. Предлагаю программу по воспитанию у детей чувства гордости и любви к себе, своей семье, к своему родному краю и своей Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patriot.docx | 28.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Данная программа представляет систему работы классного руководителя, которая строится на основе форм, методов и приёмов педагогического воздействия, опирается на принципы деятельностного подхода, а также устанавливает взаимодействие личности и коллектива в развивающей воспитанной и образовательной среде.
Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Воспитание первых чувств, гражданственности у детей – это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живёт, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне.
Любовь ребёнка к Родине характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью: красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине.
Большое влияние на воспитание у детей чувств гражданственности может оказать пример патриотизма родителей, близких людей.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Цель: воспитание у детей младшего школьного возраста чувства патриотизма, любви к Родине, к родному краю, уважения к историческому прошлому страны.
Достижение данной цели становится возможным через решение следующих задач:
1. Углубление знаний учащихся о Родине, своём родном крае, месте рождения.
2. Более содержательное знакомство с историей своей семьи.
3. Углубление знаний об истории, традициях, культуре народов России.
4. Воспитание гражданского самосознания и причастности к родным истокам.
5. Формирование у учащихся их личной ответственности за будущее страны.
На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
Разработка тем и конструирование содержания курса «Юный патриот» для учащихся начальных классов основаны на принципах научности, доступности, целостного представления об окружающей действительности, вариативности.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения, 34 часа в год.
Программа включает в себя следующие направления:
1. Духовно-нравственное направление, включающее в себя:
- формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;
- воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;
- формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;
- воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;
- формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.
2. Культурно-историческое направление, предполагающее:
- воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю, её замечательным людям;
- вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;
- формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.
3. Гражданско-правовое направление, ориентированное на:
- изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России.
- формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;
- формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;
- развитие реально действующего школьного самоуправления.
4. Военно-патриотическое направление, включающее в себя:
- изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;
- сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;
- формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
1. Проведение памятных дней:
- День Победы;
- День защитников Отечества.
2. Проведение спортивно-массовых мероприятий:
- Малые олимпийские игры
- «А ну-ка, мальчики!»;
- «Веселые старты»;
- «Папа, мама, я – спортивная семья!»;
- Игра «Зарница»
- проведение спортивных секций;
4. Участие в акции «Вахта памяти»:
- встречи с ветеранами Вов и тружениками тыла;
- линейки, посвященные памятным датам истории;
- общешкольная линейка, посвященная Дню Победы;
- проведение часов общения, уроков памяти, уроков мужества, читательских конференций.
5. Изучение родного края:
- экскурсии в музеи;
- туристические поездки;
- экскурсии по родному краю;
- изучение истории родного края, народных обычаев, фольклора, связанных с природой и использованием ее богатств;
- благоустройство территории школы;
- уход за памятником
Тематическое планирование
34 часа (1 час в неделю)
|
|
|
| Время проведения |
1. | Урок России | урок | 1 | сентябрь |
2. | «Твои права и обязанности»» | беседа с участием | 1 | сентябрь |
3. | Акция «Сохраним Мордовские леса» | практическое занятие (сбор макулатуры) | 1 | сентябрь |
4. | Дары земли Мордовской | выставка работ из природного материала | 1 | октябрь |
5. | Акция «Добро» | Сбор канцелярских товаров и игрушек в детские дома | 1 | октябрь |
6. | «Мой край - Мордовия моя» | беседа | 1 | октябрь |
7. | Город, в котором я живу | Создание проекта | 1 | октябрь |
9. 10. | Дорога, транспорт и я. |
|
|
|
| Мероприятие, посвящённое Дню народного Единства |
|
|
|
12.. | На кого я хочу быть похожим | классный час – вернисаж | 1 | ноябрь |
13. | Мордовский кукольный театр | Посещение театра | 1 | ноябрь |
| Главный закон моей страны. | классный час, посвящённый Дню Конституции |
|
|
15. | Закон и вредные привычки | беседа с участием психолога |
| декабрь |
16. | Законы моей семьи | беседа | 1 | декабрь |
17. | Сказки мордовского народа | занятие | 1 | декабрь |
18. | Обряды и традиции мордвы | беседа | 1 | январь |
19. | Мордовский костюм | Практическое занятие | 1 | январь |
20. | Посещение музея С.Д. Эрьзи | экскурсия | 1 | январь |
21 | Поздравительная открытка ко дню Защитника Отечества | Практическое занятие | 1 | февраль |
22. | «Зарница» | игра - соревнования | 1 | февраль |
23. | Мы скоро подрастем и Родину защищать пойдем. | Конкурсная программа | 1 | февраль |
24. | Посещение музея Боевой Славы | экскурсия | 1 | март |
25. | Растительный и животный мир Мордовии. | занятие | 1 | март |
26. | Красная книга Мордовии | проект | 1 | март |
27. | Государственные символы Мордовии | Практическое занятие, посвященное дню принятия государственных символов | 1 | март |
28. | В. Терешкова - первая женщина космонавт | классный час, посвящённый Дню Космонавтики | 1 | апрель |
29. | Акция «Чистый город» | Уборка школьной территории, сбор пластиковых бутылок | 1 | апрель |
| Мой город в будущем | защита проектов | 1 |
|
31. | Наши знаменитые земляки (Девятаев, Яушев, Пуркаев) | занятие | 1 | апрель |
32. | Акция «Ветеран живет рядом» | Практическое занятие по изготовлению Открытки-поздравления ветерану. |
|
|
33. | День Победы | внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию Победы |
|
|
| День защиты детей | игровая программа | 1 | май |
Итого | 34 |
В результате осуществления Программы ожидается:
- повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками;
- формирование гражданской грамотности учащихся;
- внедрение новых форм работы в и повышение эффективности патриотической работы;
- возрождение духовных ценностей школьников;
- улучшение условий для формирования патриотических чувств.
По окончании изучения программы у учащихся начальной школы должно быть сформировано патриотическое сознание, расширены и углублены знания истории своего Отечества, малой Родины; заложено начало эстетического, этического мировосприятия, привиты нравственные основы.
Учащиеся должны уметь выполнять поручения, вести исследовательскую работу, находить нестандартные решения в разных ситуациях, творчески подходить к любому заданию.
Учащиеся должны знать народные традиции края, страны.
У детей должны быть сформированы общечеловеческие понятия доброты, вежливости, нравственности, патриотизма.
Используемая литература
1.Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.
2.Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.
3.Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
4.Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
5.Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
6.Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
7.Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности для начальной школы «Юный патриот»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития чувства патриотизма....
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Юный патриот"
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Юный патриот" для начальных классов...
Программа внеурочной деятельности духовно - нравственного направления "Юный патриот"
Программа внеурочной деятельности "Юный патриот" для учащихся 1 - 4 классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - патриот"
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИГражданско-патриотического направленияЯ – патриотСоставлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений:...
Методическая разработка "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Я – гражданин и патриот России»"
В данной публикации представлена РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Я – гражданин и патриот России». Разработа программа в соответ...
Программа внеурочной деятельности "Патриот"
Программа внеурочной деятельности "Патриот" рассчитана на 18-21 час в условиях летней оздоровительной кампаннии пришкольного лагеря и накправлен на военно-патриотическое воспитание школьников...