Уроки доброты
календарно-тематическое планирование (3 класс) по теме
Программа курса по внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_po_vneurochnoy_deyatelnosti.odt | 21.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
курса внеурочной деятельности по
духовно-нравственному воспитанию
«Уроки доброты»
в 3 «А» классе.
УРОКИ ДОБРОТЫ
В последнее время в российской системе образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников с позиции кардинальных изменений в общественном сознании остается главной в настоящее время. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России. Особое значение имеет возвращение к традиционной системе нравственности. Уважение к старшим, терпение и терпимость к окружающим, умение признавать свои ошибки, послушание, целомудрие, милосердие ит. д. Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.
Федеральные государственные образовательные стандарты II поколения определяют основы духовно-нравственной культуры России и дают направление на формирование целостной образовательной среды, включающей внеурочную и внешкольную деятельность, учитывая историко-культурную, этническую и региональную специфику.
Наша страна богата на традиции и праздники. Веками русский народ свято чтил и хранил свои традиции, передавая их из поколения в поколение. И сегодня, спустя уже десятки и даже сотни лет, многие обычаи до сих пор не утратили для нас интерес.
Программа “Уроки доброты” по духовно-нравственному воспитанию направлена на формирование у младших школьников духовно-нравственных ценностей, воспитание бережного отношения к традициям русского народа и историческому наследию Родины.
Программа курса духовно-нравственного воспитания “Уроки доброты” по содержательной, тематической направленности является культурологической; по общефункциональному предназначению – общекультурной; по времени реализации – одногодичной.
Актуальность программы заключена в создании условий для обогащения жизни современных детей богатым опытом предков, а также для восстановления забытых смыслов традиционной народной культуры как основы жизни нации.
Новизна программы заключена в комплексном подходе к изучению краеведческого, фольклорного и культурологического материала, а также в ее интегративности в учебно-воспитательный процесс.
Цель программы:
- Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к духовным и нравственным ценностям.
- Возрождение лучших отечественных традиций семейного воспитания.
Задачи программы:
- формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
- целенаправленно и систематически приобщать детей к истокам народной культуры;
- развивать художественный вкус и культуру на примерах духовных традиций русского народа; совершенствовать организацию досуга, приобщать к художественному творчеству.
Данная программа предполагает разнообразные формы деятельности воспитанников: беседа, дискуссия, игра, экскурсия, концерт, диспут, исследование, конференция, театрализация и организацию выставок прикладного творчества.
Возраст участников образовательного процесса 9–11 лет.
В процессе работы по программе используются следующие методы:
- методы стимулирования поведения и деятельности;
- методы формирования сознательности личности;
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
- методы убеждения: словесное разъяснение, убеждение;
- метод наблюдения;
- наглядные видеоматериалы;
- рассказ на этическую тему.
Учебно-методическое обеспечение:
Кабинет для теоретических и практических занятий.
Компьютерный класс.
Видеомагнитофон.
Фотоаппарат.
Интерактивная доска
Дидактический материал:
Иллюстративный материал.
Аудио – видеотека.
Фотоматериал.
Сценарные разработки массовых мероприятий.
Прогнозируемый результаты:
- повышение уровня знаний и расширение кругозора детей в области исторического прошлого нашего Отечества;
- нравственные потребности, стремления, чувства:
- проявление способности к пониманию, уважению и сопереживанию по отношению к чувствам других людей, в том числе к героям художественных произведений;
- повышение коммуникативных навык и умений;
- расширение активного словарного запаса.
Способы проверки ожидаемых результатов:
– педагогическое наблюдение, тестирование;
– выполнение творческих, проектных заданий
– анкетирование родителей и детей.
Требования к знаниям, умениям воспитанников.
Воспитанники должны знать:
- смысл нравственных понятий (доброта, честность, дружба, взаимовыручка).
- русскую историю и культуру, традиции, обряды, обычаи;
- народный фольклор, народные песни, частушки, танцы, народные игры и забавы.
Воспитанники должны уметь:
- рассказывать о наших традициях;
- использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
- выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок.
Условия реализации программы:
Содержание программы предполагает активное использование средств технического обеспечения, наглядного и дидактического материалов, работу с литературой в соответствии с тематикой программы.
Программа предусматривает использование групповой и индивидуально-коллективной форм организации проведения занятий. Групповая работа обеспечивает сплоченность коллектива, творческое общение. Индивидуально-коллективная форма предусматривает подачу материала всему коллективу, где есть возможность каждому ребенку оценить самостоятельно свою работу, ее результаты. Использование игровой деятельности способствует активному вовлечению младших школьников в воспитательно-развивающий процесс занятий.
Тематическое планирование.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема | Дата по плану | Дата фактическая | Кол-во часов | Тип занятий | Элементы содержания | Требования к уровню подготовленности учащихся |
1 | “Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества?” | 4.09.14 г. 11.09.14 г. | 4.09.14 г. 11.09.14 г. | 2 | Занятие – познание | Национальная культура. Традиции и обряды. | Понимать, что такое традиции и обычаи. |
2 | Великие люди – великие имена. | 18.09.14 г. | 18.09.14 г. | 1 | Беседа | Имя – слово, которым называют человека. Значение имени. Имя человека – его слава и достоинство. | Называть имена святых и известных люди, которые прославили свои имена в истории. Уметь различать портреты наиболее известных в истории и культуре России людей. |
3 | “Что такое семья? Наш род. | 25.09.14 г. | 25.09.14 г. | 1 | Занятие – познание | Семья – любовь, согласие, забота. Родные, родня, род. | Знать свои обязанности в семье. Уметь объяснять, почему для тебя так дорога семья. |
4 | Кто родителей почитает, тот во век не погибает. Основные правила почитания старших | 2.10.14 г. | 2.10.14 г. | 1 | Беседа | Основные правила почитания и уважения старших. Родители. Помощь и благодарность. Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями
| Знать варианты благодарения родителей. Уметь проявлять заботливое отношение к родителям, друг к другу |
5 | Отец – глава семьи. Отец крестный, духовный. | 9.10.14 г. | 9.10.14 г. | 1 | Беседа | Семья – любовь, согласие, забота | Обязанность главы семьи – забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе и духовном, его членов. |
6 | Мать – душа семьи, хранительница очага, утешительница | 16.10.14 г. | 16.10.14 г. | 1 | Занятие – открытие | Первый образ. Мама. Любовь и уважение к маме. Идеал в жизни. Любимый образ. | Знать элементарные автобиографические сведения о родителях. Уметь уважительно относиться к родителям |
7 | “Семейный альбом. Составление семейного древа. Проект. | 23.10.14 г. | 23.10.14 г. | 1 | Интегрированное занятие. Практикум. | Составление родословной. “Древо моей семьи”. | Знать и уметь составлять свою родословную. |
8 | В начале было слово… Какие бывают слова? | 6.11.14 г. | 6.11.14 г. | 1 | Занятие – познание. Ролевая игра. | Слово как источник жизни человека. Какие бывают слова. | Знать значения слов, означающих приветствие и прощание. Уметь выражать в речи формы приветствия и прощания соответственно, произнесенные с разной интонацией. |
9 | Священные слова. | 13.11.14 г. | 13.11.14 г. | 1 | Беседа | Светлый образ. Благодатный образ. Праведники. Мудрецы. | Знать, какую смысловую роль играет Светлый образ в жизни православного человека. Уметь объяснять, что обозначает понятие “Светлый образ”. |
10 | Сердечные слова | 20.11.14 г. | 20.11.14 г. | 1 | Занятие – открытие | Какие бывают сердца у людей? Понятие “любящее сердце”, “милое сердце”, “чистое сердце”, “каменное сердце”. Что значит любить? Любить – получать, любить – служить. | Знать правила доброго, любящего сердца |
11 | Честные слова | 27.11.14 г. | 27.11.14 г. | 1 | Викторина | Мудрые, добрые, задушевные слова помогают, сохраняют любовь. Слова лжи, клеветы, брани разрушают мир вокруг нас, хорошее настроение. Слова прощения и покаяния возвращают любовь, покой, лад. | Знать варианты благодарения родителей. Уметь выражать свою благодарность близким тебе людям. |
12 | Составление словарика добрых слов | 4.12.14 г. 11.12.14 г. | 4.12.14 г. 11.12.14 г. | 2 | Интегрированное занятие. Практикум. | Создать копилку добрых ласковых слов; приучать всех членов семьи использовать добрые ласковые слова каждый день. | Знать правила общения со сверстниками и старшими товарищами. Уметь высказывать свое отношение к окружающим, ценить положительные качества человека. |
13 | Сундучок с добродетелями. Работа с цветной бумагой и соленым тестом | 18.12.14 г. | 18.12.14 г. | 1 | Интегрированное занятие. Практикум. | Красота внешняя и красота внутренняя. Идеал в жизни. | Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура). Уметь использовать художественные материалы (бумага разной фактуры, гуашь, соленое тесто), анализировать декоративные свойства при рассматривании цвета и фактуры материала |
14 | Произведения культуры – живая память Отечества. | 25.12.14 г. | 25.12.14 г. | 1 | Литературное знакомство | Род. Родина. Почитание и уважение старших. Истоки. Мудрость. | Знать историческое прошлое своей страны, традиции русского народа. Уметь анализировать высказывания, оценивать свое речевое поведение |
15 | Священный долг защиты Отечества. Образ Спасителя. | 14.01.15 г. | 14.01.15 г. | 1 | Занятие – познание | Патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству; представления о вере, духовности | Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение, ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения. Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории. |
16 | Образ защитника в декоративно-прикладном искусстве России | 21.01.15 г. | 21.01.15 г. | 1 | Интегрированное занятие. Практикум. | Наша Родина – Россия (в старину – Русь). Почему Русь называлась святой? Родина и ее защитники. Какими должны быть защитники (смелыми, честными, отважными, мужественными). | Уметь различать репродукции известных художников по теме “Защитники Отечества”, портреты защитников земли Русской Сергия Радонежского, Александра Невского, Дмитрия Донского и др. |
17 | Русские народные богатыри. Былины | 28.01.15 г. | 28.01.15 г. | 1 | Литературное знакомство | Былины. “Русь богатырская”. Происхождение, сказители и собиратели. Художественный мир былин. Старшие богатыри. Волх Всеславович. Святогор. | Знать понятие былины и отличие былины от других жанров. Уметь придумывать и рассказывать былины. |
18 | Традиции праведного дела: жить, трудиться, и творить во имя ближнего и Отечества | 5.02.15 г. | 5.02.15 г. | 1 | Интегрированное занятие. Практикум. | Для чего трудится человек. Что такое трудолюбие. Труд – дело, требующее усилий, стараний, заботы. Труд – источник жизни человека, потому что человек, преодолевая трудности, становится умнее, сильнее, добрее. Лень и праздность – две беды. Как стать трудолюбивым человеком. Значение пословицы "Делу – время, потехе – час". | Иметь элементарные представления о различных профессиях. |
19 | Дела милосердия. Традиции на Руси. | 12.02.15 г. | 12.02.15 г. | 1 | Занятие – познание | Какие ценности есть у человечества. Что объединяет разные народы. Как возникли правила. |
|
20 | Дружба. Что это такое? | 19.02.15 г | 19.02.15 г | 1 | Час размышления | Дружба, друг. Взаимовыручка. Помощь. Честность. | Проявлять чуткое отношение друг к другу, избегая ссор и вражды; |
21 | Цветы дружбы. Делаем цветы. Работа с цветной бумагой | 26.02.15 г. | 26.02.15 г. | 1 | Интегрированное занятие. Практикум. | Верный друг – человек, на которого можно надеяться, он поможет в беде и порадуется счастью друга. | Умение обеспечить учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. |
22 | Делаем подарки для лучших друзей. | 5.03.15 г. | 5.03.15 г. | 1 | Интегрированное занятие. Практикум. | Птички-свистушки Скульптура как вид изобразительного искусства, особенности ее восприятия. Сравнение различных видов изобразительного искусства (скульптуры); выполнение работы по лепке птиц в объеме. | Умение обеспечить учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности. |
23 | Творчество. Талант – особый дар человека. Таланты родителей. | 12.03.15 г. | 12.03.15 г. | 1 | Дискуссия | Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость | Умение ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
24 | Традиции праздника | 19.03.15 г. | 19.03.15 г. | 1 | Игра | Праздник. Народные игры и гуляния. | Знать названия русских православных праздников, их обряды. |
25 | Праздники в нашем доме | 2.04.15 г. | 12.03.15 г. | 1 | Дискуссия | Доброе слово. Любимый образ. Мир Книги. Дом. Семья. Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие
| Знать о важности традиций в жизни православного человека. Уметь высказывать свои мысли и чувства по отношению к другим.
|
26 | Зимние радости. Рождество Христово. Святки. Крещение. | 9.04.15 г. | 1 | Коллективная работа совместно с родителями | Рождение Иисуса Христа, Богородица, ясли, Вифлеем. Ирод. Святки, ряженые, рождественский Сочельник.
| Знать даты этих праздников , традиции, обряды, посиделки, кушанья на этом празднике | |
27 | Народные праздники. Масленица, региональные особенности праздника. | 16.04.15 г. | 1 | Коллективная работа совместно с родителями | Река Иордан: освещение воды и купание в водоемах. Крещенский Сочельник.
| Знать особенности православного праздника “Масленица”. Уметь использовать импровизацию при обыгрывании элементов праздника. Знать жанр устного народного творчества – “заклички”. Уметь исполнять хором “масленичные” песни.
| |
28 | “Яичко не простое, а пасхальное”. | 23.04.15 г. | 1 | Интегрированное занятие. | Куличи, крашение яиц. Чистый четверг, Великая Пятница. Воскресение Христово
| Знать дату этого праздника , историю его возникновения. Понимать смысл этого праздника. | |
29 | С нами чудо из чудес – Благовещение с небес!” | 30.04.15 г. | 1 | Интегрированное занятие. | Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – так христианская Церковь называет великий двунадесятый праздник | Знать дату этого праздника , историю его возникновения. Понимать смысл этого праздника | |
30 | Семейный лад. | 7.05.15 г. | 1 | Круглый стол
| Праздник. Семейный лад. Традиции гостеприимства. | Знать семейные праздники, свои обязанности при организации праздника. Уметь проявлять заботливое отношение к родителям, друг к другу.
| |
31 32 | Заключительное занятие. “Всемирный хоровод” КВН
| 14.05.15 г. 21.05.15 г. 28.05.15 г. | 2 1 | Дискуссия
| Оформление летописи “Колыбелька” Проект. | Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в определении цели, функций участников, способов взаимодействия. Уметь находить справочно- информационный материал по теме и пользоваться им.
|
Библиографический список для учителя.
- Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? Современный ребенок в "игровой цивилизации". – М.: 1999 г.
- Данилюк Александр Ярославович, Кондаков Александр Михайлович, Тишков Валерий Александрович. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: “Просвещение”, 2009 г.
- Духовно-нравственное воспитание. Научно-просветительский журнал. Изд. “Школьная Пресса”, №1, 2008 г.
- Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. М., 1994 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки Сказки - Уроки Доброты
Беседа для учащихся начального звенаОсновной целью мероприятия является напоминание учащимся рассказов и сказок, для обращения внимания детей на необходимость внимательного и бережного отношения...
Открытый урок « Самый Большой Урок в Мире.Урок ДОБРОТЫ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14 с.КРИВЕНКОВСКОЕ...
«Уроки доброты» во втором классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»
laquo;Уроки доброты» во втором классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»Тема сегодняшнего часа общения “ Нравственность и доброта”.1. учитель: Сначала ответ...
«Урок доброты» . Тема классного часа «Нравственность и доброта»
laquo;Урок доброты» в первом классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»Тема сегодняшнего часа общения “ Нравственность и доброта”.1. Восптитатель: Сначала от...
сценарий урока Доброты "Доброта спасёт мир"
В нашей школе регулярно проводятся уроки Доброты, на которых мы савим следующие цели и задачи: Цель: воспитание уважительного, гуманного, внимательного отношения к инвалидам и п...
Уроки доброты. В. Осеева. Рассказы о доброте
Урок внеклассного чтения, 2 класс. Урок "открытия" нового знания с применением техноглогии сотрудничества. Цель урока - формирование представления о доброте как важнейшей нравственной ценнос...
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ, 2 КЛАСС. Тема урока: «Уроки доброты. В. Осеева. Рассказы о дружбе».
Урок внеклассного чтения общеметодологической направленности с использованием технологии сотрудничества. Цель урока - формирование представления о дружбе как важнейшей нравственной ценности....