Уроки доброты
календарно-тематическое планирование (3 класс) по теме


Программа курса по внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kursa_po_vneurochnoy_deyatelnosti.odt21.76 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

курса внеурочной деятельности по

духовно-нравственному воспитанию

«Уроки доброты»

в 3 «А» классе.

                                                         УРОКИ ДОБРОТЫ

     В последнее время в российской системе образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников с позиции кардинальных изменений в общественном сознании остается главной в настоящее время. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России. Особое значение имеет возвращение к традиционной системе нравственности. Уважение к старшим, терпение и терпимость к окружающим, умение признавать свои ошибки, послушание, целомудрие, милосердие ит. д. Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

Федеральные государственные образовательные стандарты II поколения определяют основы духовно-нравственной культуры России и дают направление на формирование целостной образовательной среды, включающей внеурочную и внешкольную деятельность, учитывая историко-культурную, этническую и региональную специфику.

Наша страна богата на традиции и праздники. Веками русский народ свято чтил и хранил свои традиции, передавая их из поколения в поколение. И сегодня, спустя уже десятки и даже сотни лет, многие обычаи до сих пор не утратили для нас интерес.

Программа “Уроки доброты” по духовно-нравственному воспитанию направлена на формирование у младших школьников духовно-нравственных ценностей, воспитание бережного отношения к традициям русского народа и историческому наследию Родины.

Программа курса духовно-нравственного воспитания “Уроки доброты” по содержательной, тематической направленности является культурологической; по общефункциональному предназначению – общекультурной; по времени реализации – одногодичной.

Актуальность программы заключена в создании условий для обогащения жизни современных детей богатым опытом предков, а также для восстановления забытых смыслов традиционной народной культуры как основы жизни нации.

Новизна программы заключена в комплексном подходе к изучению краеведческого, фольклорного и культурологического материала, а также в ее интегративности в учебно-воспитательный процесс.

Цель программы:

  • Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к духовным и нравственным ценностям.
  • Возрождение лучших отечественных традиций семейного воспитания.

Задачи программы:

  • формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
  • целенаправленно и систематически приобщать детей к истокам народной культуры;
  • развивать художественный вкус и культуру на примерах духовных традиций русского народа; совершенствовать организацию досуга, приобщать к художественному творчеству.

Данная программа предполагает разнообразные формы деятельности воспитанников: беседа, дискуссия, игра, экскурсия, концерт, диспут, исследование, конференция, театрализация и организацию выставок прикладного творчества.

Возраст участников образовательного процесса 9–11 лет.

В процессе работы по программе используются следующие методы:

  • методы стимулирования поведения и деятельности;
  • методы формирования сознательности личности;
  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
  • методы убеждения: словесное разъяснение, убеждение;
  • метод наблюдения;
  • наглядные видеоматериалы;
  • рассказ на этическую тему.

Учебно-методическое обеспечение:

Кабинет для теоретических и практических занятий.
Компьютерный класс.
Видеомагнитофон.
Фотоаппарат.
Интерактивная доска

Дидактический материал:

Иллюстративный материал.
Аудио – видеотека.
Фотоматериал.
Сценарные разработки массовых мероприятий.

Прогнозируемый результаты:

  • повышение уровня знаний и расширение кругозора детей в области исторического прошлого нашего Отечества;
  • нравственные потребности, стремления, чувства:
  • проявление способности к пониманию, уважению и сопереживанию по отношению к чувствам других людей, в том числе к героям художественных произведений;
  • повышение коммуникативных навык и умений;
  • расширение активного словарного запаса.

Способы проверки ожидаемых результатов:

– педагогическое наблюдение, тестирование;
– выполнение творческих, проектных заданий
– анкетирование родителей и детей.

Требования к знаниям, умениям воспитанников.

Воспитанники должны знать:

  • смысл нравственных понятий (доброта, честность, дружба, взаимовыручка).
  • русскую историю и культуру, традиции, обряды, обычаи;
  • народный фольклор, народные песни, частушки, танцы, народные игры и забавы.

Воспитанники должны уметь:

  • рассказывать о наших традициях;
  • использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
  • выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок.

Условия реализации программы:

Содержание программы предполагает активное использование средств технического обеспечения, наглядного и дидактического материалов, работу с литературой в соответствии с тематикой программы.

Программа предусматривает использование групповой и индивидуально-коллективной форм организации проведения занятий. Групповая работа обеспечивает сплоченность коллектива, творческое общение. Индивидуально-коллективная форма предусматривает подачу материала всему коллективу, где есть возможность каждому ребенку оценить самостоятельно свою работу, ее результаты. Использование игровой деятельности способствует активному вовлечению младших школьников в воспитательно-развивающий процесс занятий.

Тематическое планирование.

Календарно-тематическое планирование.

Тема

Дата

по плану

Дата фактическая

Кол-во часов

Тип занятий

Элементы содержания

Требования к уровню подготовленности учащихся

1

“Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества?”

4.09.14 г.   11.09.14 г.

4.09.14 г.   11.09.14 г.

2

Занятие – познание

Национальная культура. Традиции и обряды.

Понимать, что такое традиции и обычаи.

2

Великие люди – великие имена.

18.09.14 г.

18.09.14 г.

1

Беседа

Имя – слово, которым называют человека. Значение имени. Имя человека – его слава и достоинство.

Называть имена святых и известных люди, которые прославили свои имена в истории. Уметь различать портреты наиболее известных в истории и культуре России людей.

3

“Что такое семья? Наш род.

25.09.14 г.

25.09.14 г.

1

Занятие – познание

Семья – любовь, согласие, забота.

Родные, родня, род.

Знать свои обязанности в семье.

Уметь объяснять, почему для тебя так дорога семья.

4

Кто родителей почитает, тот во век не погибает. Основные правила почитания старших

2.10.14 г.

2.10.14 г.

1

Беседа

Основные правила почитания и уважения старших. Родители. Помощь и благодарность. Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями

 

Знать варианты благодарения родителей.

Уметь проявлять заботливое отношение к родителям, друг к другу

5

Отец – глава семьи. Отец крестный, духовный.

9.10.14 г.

9.10.14 г.

1

Беседа

Семья – любовь, согласие, забота

Обязанность главы семьи – забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе и духовном, его членов.

6

Мать – душа семьи, хранительница очага, утешительница

16.10.14 г.

16.10.14 г.

1

Занятие – открытие

Первый образ. Мама. Любовь и уважение к маме. Идеал в жизни. Любимый образ.

Знать элементарные автобиографические сведения о родителях.

Уметь уважительно относиться к родителям

7

“Семейный альбом. Составление семейного древа. Проект.

23.10.14 г.

23.10.14 г.

1

Интегрированное занятие.

Практикум.

Составление родословной. “Древо моей семьи”.

Знать и уметь составлять свою родословную.

8

В начале было слово…

Какие бывают слова?

6.11.14 г.

6.11.14 г.

1

Занятие – познание.

Ролевая игра.

Слово как источник жизни человека. Какие бывают слова.

Знать значения слов, означающих приветствие и прощание.

Уметь выражать в речи формы приветствия и прощания соответственно, произнесенные с разной интонацией.

9

Священные слова.

13.11.14 г.

13.11.14 г.

1

Беседа

Светлый образ. Благодатный образ. Праведники. Мудрецы.

Знать, какую смысловую роль играет Светлый образ в жизни православного человека.

Уметь объяснять, что обозначает понятие “Светлый образ”.

10

Сердечные слова

20.11.14 г.

20.11.14 г.

1

Занятие – открытие

Какие бывают сердца у людей? Понятие “любящее сердце”, “милое сердце”, “чистое сердце”, “каменное сердце”. Что значит любить? Любить – получать, любить – служить.

Знать правила доброго, любящего сердца

11

Честные слова

27.11.14 г.

27.11.14 г.

1

Викторина

Мудрые, добрые, задушевные слова помогают, сохраняют любовь. Слова лжи, клеветы, брани разрушают мир вокруг нас, хорошее настроение. Слова прощения и покаяния возвращают любовь, покой, лад.

Знать варианты благодарения родителей.

Уметь выражать свою благодарность близким тебе людям.

12

Составление словарика добрых слов

4.12.14 г. 11.12.14 г.

4.12.14 г. 11.12.14 г.

2

Интегрированное занятие.

Практикум.

Создать копилку добрых ласковых слов; приучать всех членов семьи использовать добрые ласковые слова каждый день.

Знать правила общения со сверстниками и старшими товарищами.

Уметь высказывать свое отношение к окружающим, ценить положительные качества человека.

13

Сундучок с добродетелями. Работа с цветной бумагой и соленым тестом

18.12.14 г.

18.12.14 г.

1

Интегрированное занятие.

Практикум.

Красота внешняя и красота внутренняя. Идеал в жизни.

Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура).

Уметь использовать художественные материалы (бумага разной фактуры, гуашь, соленое тесто), анализировать декоративные свойства при рассматривании цвета и фактуры материала

14

Произведения культуры – живая память Отечества.

25.12.14 г.

25.12.14 г.

1

Литературное знакомство

Род. Родина. Почитание и уважение старших. Истоки. Мудрость.

Знать историческое прошлое своей страны, традиции русского народа.

Уметь анализировать высказывания, оценивать свое речевое поведение

15

Священный долг защиты Отечества. Образ Спасителя.

14.01.15 г.

14.01.15 г.

1

Занятие – познание

Патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству; представления о вере, духовности

Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение, ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения.

Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории.

16

Образ защитника в декоративно-прикладном искусстве России

21.01.15 г.

21.01.15 г.

1

Интегрированное занятие.

Практикум.

Наша Родина – Россия (в старину – Русь). Почему Русь называлась святой? Родина и ее защитники. Какими должны быть защитники (смелыми, честными, отважными, мужественными).

Уметь различать репродукции известных художников по теме “Защитники Отечества”, портреты защитников земли Русской Сергия Радонежского, Александра Невского, Дмитрия Донского и др.

17

Русские народные богатыри. Былины

28.01.15 г.

28.01.15 г.

1

Литературное знакомство

Былины. “Русь богатырская”. Происхождение, сказители и собиратели. Художественный мир былин. Старшие богатыри. Волх Всеславович. Святогор.

Знать понятие былины и отличие былины от других жанров. Уметь придумывать и рассказывать былины.

18

Традиции праведного дела: жить, трудиться, и творить во имя ближнего и Отечества

5.02.15 г.

5.02.15 г.

1

Интегрированное занятие.

Практикум.

Для чего трудится человек. Что такое трудолюбие. Труд – дело, требующее усилий, стараний, заботы. Труд – источник жизни человека, потому что человек, преодолевая трудности, становится умнее, сильнее, добрее. Лень и праздность – две беды. Как стать трудолюбивым человеком. Значение пословицы "Делу – время, потехе – час".

Иметь элементарные представления о различных профессиях.

19

Дела милосердия. Традиции на Руси.

12.02.15 г.

12.02.15 г.

1

Занятие – познание

Какие ценности есть у человечества. Что объединяет разные народы. Как возникли правила.

 

20

Дружба. Что это такое?

19.02.15 г

19.02.15 г

1

Час размышления

Дружба, друг. Взаимовыручка. Помощь. Честность.

Проявлять чуткое отношение друг к другу, избегая ссор и вражды;

21

Цветы дружбы. Делаем цветы. Работа с цветной бумагой

26.02.15 г.

26.02.15 г.

1

Интегрированное занятие.

Практикум.

Верный друг – человек, на которого можно надеяться, он поможет в беде и порадуется счастью друга.

Умение обеспечить учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

22

Делаем подарки для лучших друзей.

5.03.15 г.

5.03.15 г.

1

Интегрированное занятие.

Практикум.

Птички-свистушки

Скульптура как вид изобразительного искусства, особенности ее восприятия.

Сравнение различных видов изобразительного искусства (скульптуры); выполнение работы по лепке птиц в объеме.

Умение обеспечить учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности.

23

Творчество. Талант – особый дар человека.

Таланты родителей.

12.03.15 г.

12.03.15 г.

1

Дискуссия

Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость

Умение ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

24

Традиции праздника

19.03.15 г.

19.03.15 г.

1

Игра

Праздник. Народные игры и гуляния.

Знать названия русских православных праздников, их обряды.

25

Праздники в нашем доме

2.04.15 г.

12.03.15 г.

1

Дискуссия

Доброе слово. Любимый образ. Мир Книги. Дом. Семья.

Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие

 

Знать о важности традиций в жизни православного человека.

Уметь высказывать свои мысли и чувства по отношению к другим.

 

26

Зимние радости. Рождество Христово. Святки. Крещение.

9.04.15 г.

1

Коллективная работа совместно с родителями

Рождение Иисуса Христа, Богородица, ясли, Вифлеем.

Ирод.

Святки, ряженые, рождественский Сочельник.

 

Знать даты этих праздников , традиции, обряды, посиделки, кушанья на этом празднике

27

Народные праздники. Масленица, региональные особенности праздника.

16.04.15 г.

1

Коллективная работа совместно с родителями

Река Иордан:

освещение воды и купание в водоемах.

Крещенский Сочельник.

 

Знать особенности православного праздника “Масленица”.

Уметь использовать импровизацию при обыгрывании элементов праздника. Знать жанр устного народного творчества – “заклички”.

Уметь исполнять хором “масленичные” песни.

 

28

“Яичко не простое, а пасхальное”.

23.04.15 г.

1

Интегрированное занятие.

Куличи, крашение яиц. Чистый четверг, Великая Пятница.

Воскресение Христово

 

Знать дату этого праздника , историю его возникновения. Понимать смысл этого праздника.

29

С нами чудо из чудес – Благовещение с небес!”

30.04.15 г.

1

Интегрированное занятие.

Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – так христианская Церковь называет великий двунадесятый праздник

Знать дату этого праздника , историю его возникновения. Понимать смысл этого праздника

30

Семейный лад.

7.05.15 г.

1

Круглый стол

 

Праздник. Семейный лад. Традиции гостеприимства.

Знать семейные праздники, свои обязанности при организации праздника.

Уметь проявлять заботливое отношение к родителям, друг к другу.

 

31

32

Заключительное занятие.

“Всемирный хоровод”

 КВН

 

14.05.15 г. 21.05.15 г.

28.05.15 г.

2

1

Дискуссия

 

Оформление летописи “Колыбелька” Проект.

Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в определении цели, функций участников, способов взаимодействия.

Уметь находить справочно- информационный материал по теме и пользоваться им.

 

Библиографический список для учителя.

  1. Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? Современный ребенок в "игровой цивилизации". – М.: 1999 г.
  2. Данилюк Александр Ярославович, Кондаков Александр Михайлович, Тишков Валерий Александрович. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: “Просвещение”, 2009 г.
  3. Духовно-нравственное воспитание. Научно-просветительский журнал. Изд. “Школьная Пресса”, №1, 2008 г.
  4. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. М., 1994 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки Сказки - Уроки Доброты

Беседа для учащихся начального звенаОсновной целью мероприятия является напоминание учащимся рассказов и сказок, для  обращения внимания детей на необходимость внимательного и бережного отношения...

Открытый урок « Самый Большой Урок в Мире.Урок ДОБРОТЫ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14 с.КРИВЕНКОВСКОЕ...

«Уроки доброты» во втором классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»

laquo;Уроки доброты» во втором классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»Тема сегодняшнего часа общения “ Нравственность и доброта”.1. учитель: Сначала ответ...

«Урок доброты» . Тема классного часа «Нравственность и доброта»

laquo;Урок доброты» в первом классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»Тема сегодняшнего часа общения “ Нравственность и доброта”.1. Восптитатель: Сначала от...

сценарий урока Доброты "Доброта спасёт мир"

В нашей школе регулярно проводятся уроки Доброты, на которых мы савим следующие цели и задачи: Цель: воспитание  уважительного,  гуманного, внимательного  отношения к инвалидам и п...

Уроки доброты. В. Осеева. Рассказы о доброте

Урок внеклассного чтения, 2 класс. Урок "открытия" нового знания с применением техноглогии сотрудничества. Цель урока - формирование представления о доброте как важнейшей нравственной ценнос...

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ, 2 КЛАСС. Тема урока: «Уроки доброты. В. Осеева. Рассказы о дружбе».

Урок внеклассного чтения общеметодологической направленности с использованием технологии сотрудничества. Цель урока - формирование представления о дружбе как важнейшей нравственной ценности....