Программа воспитательной работы в начальных классах «Воспитание культуры толерантности младших школьников в рамках ФГОС» «Мир принадлежит терпеливым»
материал (4 класс) на тему

Харисова Роза Гыйлвановна

Наименование программы Программа «Воспитание культуры толерантности младших школьников» «Мир принадлежит терпеливым».

Основание для разработки

Цель  программы: формирование у детей навыков толерантных отношений.

Задачи:

·        Воспитывать умение терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванным национальными, религиозными различиями.

·       воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим;

·       воспитывать у детей любовь к Родине, желание знать и изучать ее историю, традиции и обычаи;

·       воспитывать у ребят умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением;

·       развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей.

·       развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям.

 

Срок реализации программы- 4 года ( 1-4 класс)

 

Ожидаемые результаты:  

  • -эмпатическое и толерантное отношение к окружающим;
  •   -социально адаптированный ребенок;
  • -приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;
  • -патриотическое и гражданское самосознание;
  • -уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;
  • -соблюдение народных традиций;
  • -представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tolerantnost_programma.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Балтасинский муниципальный район

МБОУ «Карадуванская СОШ»

Программа

 воспитательной работы  в начальных классах

«Воспитание культуры толерантности младших школьников

в рамках ФГОС»

«Мир принадлежит терпеливым»

                                               Автор : Харисова Р.Г.

                                                              учитель 1 квалификационной      

                          категории.

2013 год

Паспорт программы

Наименование программы Программа «Воспитание культуры толерантности младших школьников» «Мир принадлежит терпеливым».

Основание для разработки

Цель  программы: формирование у детей навыков толерантных отношений.

Задачи:

  • Воспитывать умение терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванным национальными, религиозными различиями.
  • воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим;
  • воспитывать у детей любовь к Родине, желание знать и изучать ее историю, традиции и обычаи;
  • воспитывать у ребят умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением;
  • развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей.
  • развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям.

Срок реализации программы- 4 года ( 1-4 класс)

Ожидаемые результаты:  

  • -эмпатическое и толерантное отношение к окружающим;
  •   -социально адаптированный ребенок;
  • -приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;
  • -патриотическое и гражданское самосознание;
  • -уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;
  • -соблюдение народных традиций;
  • -представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.

          

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Программа воспитательной работы для начальных классов разработана на основе «Декларации принципов толерантности» утвержденной резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.11.1995г.

  Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств, вплоть до наркотиков,  отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания еще более трудным.

    В последнее время все чаще возникают разговоры о толерантном мире, то есть мире без насилия и жестокости; мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но просто разбрасываться красивыми словами, конечно, недостаточно. Толерантность нужно воспитывать. Именно поэтому появилась необходимость разработки авторской программы «Воспитание культуры толерантности младших школьников».

   Представленная система классных часов и коллективно-творческих дел, воспитывающих терпимость по отношению к людям, позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами.

 

Принципы реализации программы

  • принцип уважения человеческого достоинства всех без исключения людей;
  • принцип уникальности личности;
  • принцип взаимодополняемости;
  • принцип взаимозависимости как основы совместных действий;
  • принцип приобщение к культуре мира
  • принцип целостности учебно-воспитательного процесса.

Методы и формы

  • беседы и наблюдения
  • классные часы
  • занятия- практикумы
  • экскурсии
  • тематические праздники и вечера
  • устные журналы
  • дискуссии
  • конкурсы
  • игры, соревнования
  • родительские собрания в различных формах

1-й класс. «Я и моя семья»

        Для учеников младшего школьного возраста характерны следующие особенности:

   - возникновение и закрепление личностной характеристики ребенка, которая, становясь достаточно устойчивой, определяет его успехи в различных видах деятельности;

  -безграничное доверие к взрослым, главным образом - родителям и учителям, подчинение и подражание им;

      Учитывая эти возрастные особенности, имеет смысл в течение учебного года проводить коллективные дела, которые помогут каждому ребенку наиболее полно раскрыться, рассказать одноклассникам о своих интересах и увлечениях и, с другой стороны, узнать что-то новое о ребятах, знакомых с ними уже не первый год, и, может быть, найти новых друзей.

    Поскольку для детей 7-10 лет очень важно признание и одобрение со стороны значимых взрослых людей. Необходимо опираться на те доверительные отношения, которые складываются у ребенка в семье, и активно привлекать родителей к участию в делах класса.

    Все эти действия помогут первоклассникам легче перенести адаптационный период при переходе в начальную школу.

  Цель воспитательного процесса в 1-м классе: помочь каждому ребенку осознать неповторимость своей личности, а также личности каждого одноклассника.

  Задачи воспитательного процесса в 1-м классе:

  1. Изучать интересы, потребности и личностные характеристики членов классного коллектива.
  2. Воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим.
  3. Активно привлекать родителей к внеклассным мероприятиям.
  4. Помочь первоклассникам легче перенести адаптационный период.

2-й класс. «Ты, да я, да мы с тобой»

  Для младших школьников наибольшее значение приобретают отношения со сверстниками, и в это время открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в учебно-воспитательных целях. Для психологического комфорта ребенка необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны товарищей, поэтому необходимо внушить ученикам мысль, что каждый из них играет важную роль в организации, называемой коллективом.

  Целью воспитательного процесса во 2-м классе становится формирование и развитие чувства сплоченности классного коллектива.

  Задачи воспитательного процесса во 2-м классе:

  1. Обучать детей взаимодействию при решении проблем в коллективе.
  2. Обучать детей разделению труда при выполнении заданий.
  3. Воспитывать умение у ребят умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением.
  4. Формирование традиций классного коллектива.

3-й класс. «Вместе лучше»

  В школе учатся дети из разных деревень, а в районе живут дети разных национальностей. Важно внушить ребятам мысль, что разные индивидуальные качества людей (вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг-друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир.

  Целью воспитательного процесса в 3-м классе становится формирование толерантных отношений между детьми с какими-либо различиями (национальными, религиозными, половыми), развитие желания становиться лучше, самосовершенствоваться.

  Задачи  воспитательного процесса в 3-м классе:

  1. Воспитывать умение терпимо относится к особенностям поведения людей, вызванным национальными, религиозными, половыми различиями.
  2. Формировать стремление оказывать помощь и быть готовым ее принимать.
  3. Воспитывать у ребят любовь к Родине, желание знать и изучать ее историю, традиции и обычаи.

4-й класс. «Учимся договариваться»

  Как уже отмечалось, для младших школьников необычайно важны признание и одобрение со стороны значимых для них взрослых людей (родителей, учителей), но также важно для ребенка, как его оценивают сверстники и старшие товарищи. К сожалению, желание получить одобрение со стороны сверстников приводят к возникновению форм нетолерантного поведения у некоторых учащихся, что ведет к увеличению конфликтных ситуаций в классе.

  Целью воспитательного процесса в 4-м классе становится формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия..

 Задачи воспитательного процесса в 4-м классе:

  1. Создавать условия для формирования в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки.
  2. Развивать умение действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

Формы работы 

Месяц

1-й класс.

 «Я и моя семья»

2-й класс.

«Ты, да я, да мы с тобой»

3-й класс.

«Вместе лучше»

4-й класс. «Учимся договариваться»

Сентябрь

Диагностика учащихся

Диагностика учащихся

Диагностика учащихся

Диагностика учащихся

Октябрь

День бабушек, дедушек.

Подготовка открыток для бабушек и дедушек.

Аукцион «Книга рекордов нашего класса»

Знакомство с национальной культурой (русской, татарской, удмуртской). Фольклорный праздник

Психологическая игра «Необитаемый остров»

Ноябрь

Классный час « Моя семья»

Конкурс рисунков «Моя дружная семья»

Диспут «Легко ли быть настоящим другом»

История национального костюма (познавательная экскурсия в краеведческий музей).

Встреча с инспектором отдела профилактики правонарушений.

Декабрь

Утренник «Новогодняя карусель» . Подготовка поздравительной открытки.  

Праздник «Здравствуй, Новый год!» . Подготовка поздравительной открытки.  Читательская конференция по сказкам (народные, авторские).

Игра-путешествие «Как встречают Новый год в разных странах?».

Новогоднее представление. Мастерская Деда Мороза «Снежные дворцы»

Январь

Классный час «Режим дня»

Праздник «Мама, папа, я – спортивная семья».

Классный час «Мы -команда одного корабля»

Классный час «Шесть шагов разрешения конфликта».

Февраль

Конкурс «Сильные, смелые, ловкие, умелые». Участники конкурса – мальчики и отцы класса.

Классный час «Я и мое имя».

Праздник «А ну-ка, мальчики»

Классный час «Стремись делать добро»

Психологический тренинг «Научись управлять собой».

Март

Праздник для мам и девочек «Дорогие и любимые»

Подготовка открыток для мам, бабушек , сестёр

Праздник «А ну-ка, девочки»

Праздник «Масленица», «Навруз»

Классный час «Учимся договариваться».

Поздравление девочек с 8 Марта.

Апрель

«Трудом красивым славен человек». Конкурс рисунков «Профессии моих родителей»

Классный час «О дружбе»

Читательская конференция по сказкам народов мира.

Классный час «Улыбка и смех приятны для всех»

Май

Праздник «День семьи»

КВН «Наш дружный класс»

Праздник «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»

Классный час «Мир принадлежит терпеливым».

Модель толерантного выпускника

  Выпускник – личность, владеющая механизмом социокультурной, художественно-эстетической деятельности и ценностей.

  Выпускник – это личность, реолизовавшая свой целивой выбор

  • в области деятельности или знания,
  • уровне освоения, мотивах (степень готовности к деятельности, развитость интересов),
  • ценностных ориентациях (глубина, выражение в поведении),
  • посредством приобретения собственного опыта культурной деятельности.

 Он должен: 

  • быть творческим – по-новому смотреть на привычные вещи и ценить инновационность;
  • самоопределяться, беря на себя ответственность за свое образование;
  • решать проблемы, выбирая и используя различные способы и стратегии решения;
  • быть уверенным в своих возможностях и иметь адекватную самооценку;
  • быть толерантным: эмпатийно, жизненно относиться к многообразию жизни.

         

Литература

  1. Абдулкаримов Г.Г. Этнические стереотипы школьников:проблемы толерантного сознания //Образование в современной школе.-2002.-№4.
  2. Закиров И.С. Музейная педагогика и культура мира //Внешкольник. -2001. -№8.
  3. Зинина Г.И. О толерантности //Внешкольник. – 2001.№12.
  4. Ислаев Ф.Г. Ислам и православие в России: от конфронтации к веротерпимости. Век XVIII. – Москва: Русское слово,2004.
  5. Ислаев Ф.Г. Особенности воспитания патриотизма в современных условиях // Великая Отечественная война 1941-1945гг. и наш край: матер. респ. науч.-прак. конф. – Казань: РИЦ «Школа», 2005.
  6. Маленкова А. В одном классе – два разных мира //Народное образование. – 2002. - №1.
  7. Образование – пкть к культуре мира и толерантности // Народное образование. – 2002. - №2.
  8. Попова Н.Н. Учимся толерантности: Научно-методическое пособие. –Новосибирск, 2004.
  9. Риэрлон Бэтти Э. Толерантность – дорога к миру. – М., 2001.
  10. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. – 2001.- №9;.
  11. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. –2002.- №1.
  12. Степанова Е.Н., Александрова М.А. Классному руководителю о классном часе. – М., 2002.
  13. Шаяхметова Р.И. Всегда говори правду // Магариф. – 2004. - №9.
  14. Шаяхметова Р.И. Подготовка будущего учителя: деятельностный подход //Высшее образование в России. – 2006. - №9.
  15. Шаяхметова Р.И. Религиозно-культурологические традиции как средство нравственного воспитания младших школьников. – Казань: РИЦ «Школа», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 3 класс, система Л.В. Занкова, в рамках ФГОС НОО

Рабочая программа по математике 3 класс составлена Евдокимовой Г.Ю. с учётом требований ФГОС НОО . Программа разработана на основе авторской программы И.И. Аргинской, С.Н. Кормишиной. Данная разработк...

Программа воспитательной работы 2 класс "Культурно-речевое воспитание"

Главная цель работы над программой – культурно – речевое воспитание учащихся. Культурно – речевое воспитание - дело большой социальной значимости.  Данная программа, обращена, прежде всего, к ребенку,...

Программа воспитательной работы 3 класс ФГОС

программа разработана в соответствии ФГОС...

Программа «Воспитание культуры толерантности младшего школьника»

Новизна программы и инновационная направленность выражается в новом комплексном подходе к организации духовно – нравственного воспитания обучающихся и их родителей, путем системной работы над...

программа воспитания и социализации ( программа воспитательной работы 3 класс)

Программа воспитания и социализациии составлена в соответствии снормативно- правовой базой.Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной...

Рабочая программа по учебно-воспитательной работе (начальные классы)

Предлагаю Вам рабочую программу по учебно-воспитательной работе для начальных классов. Подробно прописаны планируемые результаты, содержание, и представлен тематический план....

Дипломная работа на тему "Воспитание межнациональной толерантности младших школьников посредством внеклассной воспитательной работы"

Данная дипломная работа была написана на основании роста конфликтов, возникающих из-за национальной неприязни....