Программа «Воспитание культуры толерантности младшего школьника»
материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Новизна программы и инновационная направленность выражается в новом комплексном подходе к организации духовно – нравственного воспитания обучающихся и их родителей, путем системной работы над качествами толерантной личности и проявлении толерантности в межличностных отношениях.
Программа была оценена в 2014-2015 году первой премией на Муниципальном уровне в рамках конкурса «За нравственный подвиг учителя» и представлена на Региональный этап Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» (г. Смоленск), где была отмечена «Дипломом 3-ей степени», в 2015 году получила "Диплом 2 степени " Всероссийского конкурса "Мои инновации в образовании" Всероссийского педагогического собрания.
Актуальность, эффективность и новизна обоснованы в «Пояснительной записке» к программе, которая реализуется в педагогической деятельности учителя на протяжении 10 лет.
Программа «Воспитание культуры толерантности младшего школьника» направлена на профилактику интолерантного поведения и формирование толерантного отношения к своей личности, к окружающим людям, к семье, к истории, религии, культуре своей малой родины, к представителям народов России и мира. В программе обоснована актуальность, концептуальные основы, принципы толерантности; определены цели, задачи, прогнозируемые результаты; запланированы различные направления работы; разработаны механизмы реализации программы.
Программа содержит наиболее эффективные приемы формирования и развития культуры толерантности, а так же виды и формы работы с коллективами детей, родителей и социумом. В содержании программы и формах деятельности, приемах и методах работы учтены различные виды толерантности. Содержание программы представлено в виде тематического планирования классных часов в 1-4 классах (определены направления в каждом классе, цели и примерное содержание каждой темы) и тематики родительских собраний (темы и материалы для родительских собраний).
Полученные результаты отражены в приложениях (анализ диагностик), отзывах родителей и учеников и являются положительно стабильными.
Результативность и продукты деятельности детей представлены в приложениях, в виде фотоматериалов, наград, тематических диагностик и диаграмм динамики воспитания и развития нравственной сферы ребенка начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа воспитательной работы в классе. | 632 КБ |
Предварительный просмотр:
Галынская Ирина Анатольевна
МБОУ «Хиславичская СШ»
Программа
«Воспитание культуры толерантности младшего школьника»
Составитель программы:
учитель высшей категории
Галынская И.А.
2016 год
Содержание
1.Пояснительная записка.
- Актуальность.
- Концептуальная основа программы.
- Принципы воспитания культуры толерантности.
2.Цель и задачи программы «Воспитание культуры толерантности младшего школьника»
3.Прогнозируемые результаты.
4.Механизм реализации программы.
- Направления работы с коллективом класса.
- Направления работы с коллективом родителей.
- Виды деятельности участников программы.
- Формы организации деятельности обучающихся.
5.Методические аспекты формирования культуры толерантности у младших школьников.
6.Приемы формирования и развития культуры толерантности.
7.Мониторинг реализации программы.
8.Инструментарий, критерии, показатели эффективности программы.
9.Содержание программы.
9.1.Основные направления деятельности по формированию культуры толерантности обучающихся.
9.2.Тематическое планирование классных часов.
9.3.Тематическое планирование родительских собраний.
10.Результативность реализации программы
11.Список источников.
12.Список приложений.
1.Пояснительная записка
Программа составлена на основе:
- Конвенции ООН о правах ребёнка.
- Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3.
- Декларации принципов толерантности; Утверждена резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.
- Закона № 273 от 29.12.12. «Об образовании в Российской Федерации».
- Федерального государственного стандарта второго поколения (Приказ № 373 от 06.10.2009 года).
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Декларации принципов толерантности (Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года).
- Национальной образовательной инициативы «НАША НОВАЯ ШКОЛА» (Утверждена Президентом РФ 21.01.2010 г.).
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Планируемых результатов начального общего образования.
- Концептуальных положений УМК «Школа России».
- Программы духовно-нравственного воспитания и развития личности МБОУ «Хиславичская СШ».
1.1.Актуальность
Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, с уважением относящейся к мнениям и ценностям других людей. Позиции терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, мирного сосуществования человечества.
Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие "толерантность" стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран.
«Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо включать новые образовательные технологии с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур…»[1]
Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения.
«Сложные социально-политические условия современной российской действительности, в том числе образовательной среды с ее внутренним и внешним пространством, актуализировали проблему воспитания толерантности, все более остро требующую практического решения. Воспитание толерантности – общее дело многих государственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится именно на образовательную среду, на педагогов – учителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других, не похожих на тебя, людей. Постановлением Правительства РФ №629 от 25 августа 2001г. утверждена Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе (2001-2005 годы)», которая дает старт российскому образованию на разработку средств и обеспечение условий формирования толерантности у граждан своего государства»[2]
«Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает, вместе с тем, общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования: переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов международного взаимодействия, в связи, с чем особою важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности»[2]
В последнее время в России и за рубежом мы наблюдаем всплеск жестокости, насилия, не только со стороны взрослых людей, но и в среде подрастающего поколения. Это тревожит все прогрессивное человечество. Как с этим бороться? Деятельность мирового сообщества направлена на сохранение главной ценности, которой является неповторимая и неприкосновенная личность.
- Концептуальная основа программы
В современной школе воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. Основная педагогическая цель, поставленная обществом, - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет процесс воспитания, как «деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». Основными целями воспитания в соответствии с ФГОС, являются:
- развитие толерантных чувств, уважительного отношения к другой национальности, вере, религии;
-воспитание психологических феноменов идентификации и децентрации (умения встать на место другого человека, объективно оценить чужое и свое поведение, признать право другого на мнение, поведение, оценки);
- развитие готовности к нравственному поведению, культуре и этике взаимоотношений с окружающим миром (природой, другими людьми, обществом);
-развитие положительных качеств личности, определяющих выполнение социальных ролей «ученика», «члена коллектива» (семейного, школьного и др.); воспитание способности к духовному самообогащению, рефлексивным проявлениям, самооценке и самоконтролю поведения.
В ФГОС определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. [3]
Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого человека таких качеств как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость. Формировать у ребенка такое качество, как терпимость необходимо с раннего детства. К сожалению все ярче и ярче мы наблюдаем существование в обществе и отдельных общественных институтах духа нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, традициям, привычкам, языкам, религиям. Школа не является исключением.
Современное образовательное учреждение призвано обеспечить развитие способностей ребенка ориентироваться в окружающем мире людей, вещей, природы; учит делать ценностный выбор и быть открытым миру, активно и доброжелательно взаимодействовать в сложном социуме и микросоциумах. Необходимым условием развития и реализации внутреннего потенциала ребенка, оценке и самооценке его личностных качеств является комфортность пребывания в школе и общение, основанное на принципах толерантности.
Актуальность проблемы толерантности в современной школе связана с тем, что на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития: этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идея диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов.
«Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира».[4]
«Толерантность – это миролюбие; этническая, религиозная, политическая, конфессиональная, межличностная терпимость.
Толерантность - это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, не нарушая прав и свобод других людей; это не уступка или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности». [5]
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность, обязанностью ценить и беречь окружающий их мир не только для себя, но и для всех кто их окружает.
Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры.
«Толерантность – интегрированное качество. Если она сформирована, то и проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время, опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. В этой связи, на наш взгляд, можно говорить о межличностной, социальной, национальной, этнической
толерантности и веротерпимости. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку; социальная – к конкретной группе, обществу; национальная – к другой нации; веротерпимость – к другой вере» [5]. Все эти аспекты были учтены при планировании работы, направленной на воспитание толерантности у учащихся.
Необходимость воспитания культуры толерантных отношений можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что все мы разные и что надо воспринимать другого таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. К сожалению, подобную модель поведения перенимают и дети. Важно быть терпимым по отношению друг к другу. Именно «толерантность» и «педагогика сотрудничества», это те понятия, которые отвечают требованиям Стандарта по «воспитанию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур, и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессиального состава».
Принципы воспитания культуры толерантности
- диалогичности и сотрудничества,
- единства знания и поведения,
- воспитывающей рефлексии,
- завуалированности педагогических воздействий и опоры на активность ребенка,
- социальной обусловленности процесса воспитания толерантности,
- уважительного отношения к личности,
- связи воспитания толерантности с жизнью,
- культуросообразности,
- учета индивидуальных и физиологических особенностей и потребностей ребенка,
- целенаправленности и систематичности,
- доступности.
Общество и государство ждет личность, обладающую следующим набором качеств, необходимых для проявления собственной личностной позиции:
-самостоятельность в выборе и принятии решений;
-умение отвечать за свои поступки;
-способность нести ответственность за свои дела и поступки, оценивать и осмысливать их;
-готовность к действиям в нестандартных ситуациях;
-владение системой ключевых учебных компетенций и способность к их применению;
-готовность к самосовершенствованию;
-идентификация себя как носителя национальной культуры, как гражданина и патриота многонациональной страны, как человека – гражданина мира;
-способность к проявлению толерантности, пониманию своего мнения, как имеющего права на существование, но не единственно верного и правильного.
Набор данных качеств личности является ключевым в воспитании, развитии и обучении учащихся современной школы, начиная с первой ступени обучения.
На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения ребенка в школе, учитывая возрастные особенности детей, создавая необходимые условия для воспитания подрастающего поколения в духе миролюбия, веротерпимости, понимания, признания и принятия.
Для учеников начальных классов актуальна проблема толерантности. В этом возрастном периоде начинает осуществлять взаимодействие между 24 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с различным уровнем воспитанности, с разным жизненным опытом, недостаточной сформированностью коммуникативных умений. Эти причины способствуют возникновению противоречий между детьми. Для достижения прогнозируемых результатов воспитания в коллективе необходимо свести эти противоречия к общей основе - сотрудничеству. Воспитание качеств толерантной личности способствует развитию сотрудничества. Предметом нетерпимости в детском коллективе младших школьников являются как общие виды нетерпимости: национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, а так же особенности внешнего вида, интересы, увлечения, привычки. Одной из наиболее частых причин проявления нетерпимости среди младших школьников является проблема межличностных отношений. Обстановка в современном обществе и в образовательном учреждении наталкивают на необходимость проведения целенаправленной работы по формированию толерантности в школьной среде.
Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель-ученик». Поэтому одним из условий воспитания культуры толерантности является применение учителем определенных демократических механизмов в организации воспитательного процесса и общения учеников друг с другом, с учителем, с родителями. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны – критически относиться к своим собственным взглядам. В связи с этим на первый план воспитательной
деятельности выходят задачи признания, принятия, понимания ребенка, смыслов его поведения и поступков. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам воспитания, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры, достоинства, самовыражения и самореализации личности. Формирование основ толерантного сознания личности необходимо начинать со школьной скамьи, учитывая возрастные особенности детей, создавая необходимые условия для воспитания подрастающего поколения в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности.
Явления нетерпимости настолько характерны для детской среды, что в работе по воспитанию культуры толерантности необходимо прибегать к помощи узких специалистов: психологов, социальных педагогов, логопедов. Только совместными усилиями можно достучаться до детского сознания и в комплексном взаимодействии семьи, школы, организаций дополнительного образования и социума добиться эффективных результатов, прогнозируемых данной программой.
Программа направлена на профилактику интолерантного поведения и формирование толерантного отношения к своей личности, к окружающим людям, к семье, к истории и культуре своей малой родины, к представителям народов России и мира. Выбирая приемы и методы работы, были учтены различные аспекты толерантности: правовой, нравственный, семейный, коммуникативный (межнациональное и межличностное общение), спортивный, музыкальный.
2.Цель и задачи программы «Воспитание культуры толерантности младшего школьника»
Программа ««Воспитание культуры толерантности младшего школьника» разработана для обучающихся 1-4 классов, рассчитана на 4 года обучения в начальной школе.
Цель: «Развитие представлений ребенка о всевозможных способах толерантного взаимодействия с окружающим миром, об уникальных возможностях мира вещей, природы и людей. Формирование навыков толерантного поведения»
Задачи
В области формирования личностной культуры:
- развивать мышление, память, внимание, навыки общения и самоанализа;
-совершенствовать психические процессы;
-сформировать представление об истории и культуре малой родины, своей страны, с историей и культурой народов мира;
-формировать способность к духовному развитию, усвоению нравственных норм и основ воспитания позитивной нравственной самооценки;
-формировать у детей положительную установку на сотрудничество;
-формировать способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию;
-развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленность;
-формировать осознание ценности человеческой жизни и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни и здоровья.
В области формирования социальной культуры:
-формировать правильную ориентацию в социальной, политической и культурной жизни российского общества;
-актуализировать мотивацию познавательной, поисковой, творческой деятельности и активности;
-предоставить возможность применения приобретенных знаний, навыков и привычек поведения в игровых и реальных ситуациях;
-формировать чувство патриотизма, основ гражданской ответственности, в соответствии с требованиями общества;
-развивать коммуникативные качества личности;
-формировать способность к проявлению терпимости и доверия к окружающим людям, гражданам родной страны и других стран и народностей.
В области формирования семейной культуры:
-обеспечить эмоциональный комфорт, психологическую защищенность каждого ребенка;
-формировать уважительное отношение к членам семьи, осознанное и заботливое отношение к старшим и младшим;
-воспитывать миролюбие, терпимость, добродетельность, чувство сопереживания и взаимопомощи;
-формировать уважение к семейным ценностям и традициям;
-обучать полезным навыкам и привычкам, способствующим проявлению терпимости в поведении.
3.Прогнозируемый результат
В итоге реализации программы ожидается, что учащиеся смогут успешно взаимодействовать в коллективе, противостоять не толерантным отношениям, быть социально-адаптированной личностью.
Предполагаемый результат деятельности программы: воспитание личности младшего школьника, которой присущи:
- активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;
- принятие себя и других людей, какие они есть;
- сосредоточенность внимания на происходящих событиях, а не на внутренних чувствах и переживаниях;
- обладание чувством юмора;
- развитые творческие способности;
- озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья;
- способность к глубокому пониманию жизни;
- установление с окружающими, вполне доброжелательных отношений;
- способность смотреть на жизнь открытыми глазами, оценивать ее беспристрастно, с объективной точки зрения;
- непосредственная включенность в жизнь с погружением в нее, как это обычно делают дети;
- предпочтение в жизни новых, непроторенных путей;
- умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнение авторитетов, традиции и условностей;
- открытое и честное поведение во всех ситуациях;
- способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее;
- приложение максимума усилий для достижения поставленных целей;
- видеть перспективы, будущее оптимистично.
Модель толерантной личности выпускника начальной школы
- Знает о своих достоинствах и недостатках.
- Умеет жить и сотрудничать в согласии с окружающими и самим собой.
- Проявляет терпимость к чужому мнению, поведению, взглядам и убеждениям, умеет различать добро и зло.
- Осознанно отказывается от причинения вреда другим людям.
- Проявляет снисходительность, терпение, чуткость, внимание, доброжелательность, расположенность к другим людям.
- Умеет доверять.
- Умеет быть гуманным.
- Умеет владеть собой, не осуждать других.
- Умеет слушать собеседника.
- Проявляет любознательность, признает мир в его многообразии.
- Обладает чувством юмора, умеет посмеяться над собой.
- Умеет видеть и ценить прекрасное в окружающем мире.
- Умеет ценить жизнь, владеет навыками здорового образа жизни.
- Проявляет познавательный интерес к наукам и учебной деятельности.
4. Механизм реализации программы
Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью УМК «Школа России. Программа основана на проведении:
- тренингов, классных часов, утренников, спартакиад, экскурсий, путешествий, праздников;
-на просмотре кинофильмов, мультфильмов;
-организации диспутов, театрализованных представлений, читательских конференций;
- поисково-исследовательской деятельности;
- организации и проведении родительских собраний и родительского всеобуча.
4.1. Направления работы с коллективом класса
Задачи:
- формирование позитивной «Я - концепции» ребенка;
- актуализации потребности в самореализации;
- умения быть субъектом своей жизнедеятельности.
Формы
- Классные часы гражданско-правовой, патриотической, духовно-нравственной, спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической направленности.
- Анкетирование и диагностирование обучающихся (по уровню сплоченности класса, по уровню воспитанности, по изучению интересов и мотивации внеурочной и досуговой деятельности).
- Соревнования, викторины, «Веселые старты», «Дни здоровья», «Спортивные праздники».
- Организация социально-значимой деятельности в классе, школе, дома и в социуме.
- Организация творческой, поисково-исследовательской, проектной деятельности, участие в конкурсах, олимпиадах, творческих мастерских, поисковых маршрутах.
4.2. Направления работы с коллективом родителей
- Родительские собрания и лектории, психолого-педагогическое консультирование.
- Анкетирование родителей.
- Организация родительского всеобуча.
- Организация сотрудничества и совместной деятельности «родители – дети - школа».
Взаимодействие с категориями педагогических работников школы, участвующих в воспитывающей деятельности: администрация ОУ, социальный педагог, логопед, воспитатель группы продленного дня, педагоги дополнительного образования. При этом используются разнообразные формы методической взаимопомощи: круглые столы, МО классных руководителей, творческие мастерские, обмен опытом.
- Виды деятельности участников программы
- Участие во всех видах конкурсов и соревнований школьного, районного, областного уровня.
- Организация и участие в летней оздоровительной кампании.
- Участие и проведение общешкольных КТД.
- Диагностика участников программы (тестирование, собеседование, анкетирование).
- Проведение обучающих семинаров для педагогов и родителей.
- Мониторинг результатов реализации программы.
- Формы организации деятельности обучающихся:
- тематическая интеграция в базовые образовательные дисциплины;
- классные часы; занятия внеурочной деятельности;
- факультативные занятия;
- родительские собрания, личные беседы, родительский всеобуч;
- занятия в кружках систем ДО школы и социума;
- досуговые мероприятия;
- общешкольные мероприятия;
- чтение и обсуждение книг;
- демонстрация фильмов (художественных и публицистических) с последующим обсуждением;
- встречи с интересными людьми, представителями иных культур;
- экскурсии, посещение музеев, театров, выставок;
- различные акции.
5.Методические аспекты формирования культуры толерантности у младших школьников
6.Приемы формирования и развития культуры толерантности
В выборе приёмов и методов работы, учтены разнообразие форм проявления толерантного поведения:
–бытовая толерантность (терпимость к формам поведения, мнениям и высказываниям ближайшего окружения; она проявляется в межличностных отношениях);
–педагогическая толерантность (терпимость к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их несовершенство);
–религиозная толерантность (терпимость к людям другой веры, уважение к чужим религиозным убеждениям);
– этническая толерантность (уважительное, терпимое отношение к людям другой национальности);
–музыкальная толерантность (уважительное отношение к различным музыкальным стилям, отсутствие пренебрежения к тем, кому нравится другая музыка);
–спортивная толерантность (отсутствие предубеждения, враждебности к другим спортивным командам и их болельщикам);
–культурная толерантность (уважение явлений культуры, представляющих ценность для других).
Первая группа приемов связана с организацией деятельности детей в классе
- Прием «Эстафета». Классный руководитель так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали бы учащиеся из разных групп.
- Прием «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела.
- Прием «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.
- Прием «Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится к тому, чтобы дети поняли то, что не всегда правильным может быть общественное мнение. Начать такой разговор можно с примера, как ошибается зал, подсказывая во время игры «Хочу быть миллионером».
- Прием «Истории про себя». Применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети больше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей проиграть ее как маленький спектакль.
- Прием «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.
- Прием «Общее мнение». Учащиеся «по цепочке» высказываются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) следует довести соответствующие ограничения (требования) перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся.
Вторая группа связана с организацией диалоговой рефлексии
Диалоговая рефлексия это диалог педагога и ребенка, способствующий формированию отношения ученика к какой-либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках. Для воспитания толерантности можно применить следующие приемы в рамках проведения рефлексивной беседы с ребенком.
- Прием «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица.
- Прием «Прогнозирование развития ситуации». Во время беседы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведется поиск выхода из сложившейся ситуации.
- Прием «Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п.
- Прием «Встречные вопросы». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.
Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т. д.
- Прием «Сочини конец истории». Детям предлагается завершить предлагаемую историю. Придумать свое завершение проблемы отношений между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения.
- Прием «Любимые книги товарища». Детям предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы, песни) любят их товарищи по классу.
- Прием «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом важно, чтобы эти слова были обращены к людям других национальностей, бывшим врагам).
- Прием «Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т. п.).
- Прием «Киностудия». Дети сочиняют пародию на известный фильм, используя сюжеты из их жизни. Потом пытаются изобразить эту пародию.
Описанные приемы могут применяться классным руководителем в индивидуальной беседе с ребенком, проявляющим нетерпимость в отношении чего-либо или кого-либо. Отдельные из них могут служить также материалом для проведения классного часа на соответствующую тематику с последующей организацией групповой рефлексии. Однако следует отметить, что применение на практике этих приемов предполагает наличие гуманной позиции классного руководителя по отношению к детям, высокую степень доверительности в отношениях с ними, безусловное их принятие и поддержку. ( Приложение № 7.)
7.Мониторинг реализации программы
Мониторинг реализации программы включает в себя: выявление общего уровня толерантности детей. Для решения поставленных задач используется комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: теоретический и сравнительный анализ литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение опыта формирования толерантности детей в отечественной и зарубежной практике; наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, анализ продуктов деятельности, экспертные оценки, моделирование социально-педагогических ситуаций.
(Приложения №1 и №2)
8.Инструментарий, критерии и показатели эффективности программы воспитания толерантности
Критерии эффективности | Показатели | Методики изучения |
Сформированность нравственного потенциала личности учащегося | Нравственная направленность личности. Сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду. | Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте" Методика С.М. Петровой "Русские пословицы" Методики "Акт добровольцев", "Ситуация свободного выбора" Метод ранжирования . Диагностика нравственного потенциала обучающегося |
Сформированность коммуникативного потенциала личности | Коммуникабельность. Сформированность коммуникативной культуры учащихся. Знание этикета поведения. | Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся. Методика «Уровень конфликтности личности». Педагогическое наблюдение. |
Сформированность эстетического потенциала. | Развитость чувства прекрасного Сформированность других эстетических чувств | Методика Торренса. Педагогическое наблюдение. |
Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе. | Комфортность ребенка в школе. Эмоционально-психологическое положение ученика в школе (классе). | Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью". Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (Методика Е.Н. Степанова). |
9.Содержание программы
Нравственные категории, способствующие воспитанию культуры толерантности: добро, зло, честность, справедливость, уважение, сочувствие, сочувствие, искренность, доброжелательность, принятие, терпимость, понимание.
Критерии толерантности:
• равноправие;
• взаимоуважение к членам группы, общества;
• сохранение и развитие своей индивидуальности;
• добровольное сотрудничество;
• солидарность в решении общих проблем.
Участники по реализации содержания программы
9.1.Основные направления деятельности по формированию культуры толерантности обучающихся
9.2.Тематическое планирование классных часов в 1-4 классах
№ п/п | Класс | Тема | Цель | Содержание |
1 | «Я и мир вокруг» Задачи: 1. -изучать интересы, потребности и личностные характеристики каждого ребёнка; 2.-воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим; 3. -формировать умения терпимо воспринимать информацию о себе от других. | |||
1 | Знакомство. Сотрудничество. Правила ведения беседы. | Создание благоприятной психологической атмосферы, условий для самораскрытия | Игра «Круг знакомств». | |
2 | Кто я? Мои возможности. Мир моих чувств и эмоций. | Развитие умений самоанализа и самопринятия, а также преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению. | Игры «Мое ласковое имя», «Я умею», «На что похоже настроение». | |
3 | Все мы разные. Уважая себя, учись уважать других. | Оказание помощи в осмыслении своего внутреннего мира. Развитие самопознания и формирование умения терпимо воспринимать информацию о себе от других. | Рассказ В. Осеевой «Просто старушка», Игры «Встреча», «Цветик - семицветик». | |
4 | Дружба. Я и мои друзья. Как меня видят другие. | Развитие навыков самоанализа, социально – психологической компетентности ребенка. | Игры «Веселый крокодил», «Угадай - ка», «Снежная королева», «Найди друга». | |
5 | Конфликт. Как мы их разрешаем? | Воспитание добрых отношений друг к другу, умение решать конфликтные ситуации. | «Поссорились и помирились», игра «Приятное и неприятное» | |
6 | Мальчики и девочки. Секреты отношений. | Формирование представлений о различиях мальчиков и девочек и об особенностях их поведения. | Игра «Примеры», «Во что мы одеваемся». | |
7 | «Вот что значит настоящий друг» | Формирование духовно – нравственного плана взаимоотношений с друзьями. | Игра «Городок добрых друзей». | |
8 | Секреты вещей. Моя любимая игрушка. | Расширение представлений детей о мире вещей, о роли игр и игрушек. | Игра «Парад игрушек» проект « Моя любимая игрушка», «Школьные принадлежности». | |
9 | Мое тело. Я здоровье берегу, сам себе я помогу. | Формирование представлений о своем физическом «Я», культуре здорового образа жизни. | Стихотворение К.И. Чуковского «Мойдодыр». | |
10 | Животные – мои друзья. | Формирование ответственного отношения к животным. | Игра «Мой котенок». | |
11 | Мир природы. Экология вокруг нас. | Развитие эстетических представлений о гармонии природного мира. | Игра «На лесной поляне». Проект «Картины родной природы» | |
12 | Мой дом. Необходимые мне вещи. | Формирование ценностного отношения к родному дому, его традициям и устоям. | Рассказы и рисунки на тему: «Мой родной дом». | |
13 | Мой город. Культура моего народа. | Формирование чувства гордости за свой город его историю. | Экскурсия по городу, конкурс рисунка. | |
14 | Моя семья - лучшие друзья. | Развитие ценностного отношения к семье и ее традициям. | Игра «Бабушки и дедушки», | |
15 | Добрые дела человека. | Формирование представлений о нравственных поступках и духовном богатстве человека. | Рассказы о добрых делах и поступках. | |
16 | Труд. Старание. Прилежание. | Привитие культуры труда, воспитание чувства ответственности. | Н. Носов «Трудный хлеб», фильм «Морозко». | |
2 | «Я, мы и наша страна» Задачи: 1.-формировать навыки культуры общения; 2.-формировать восприятие другого как иного, имеющего право на собственные интересы, потребности, особенности; 3. -развивать коммуникативные навыки; 4. -помочь ребёнку осознать роль и значение семьи, воспитать любовь, понимание, сочувствие близким людям. | |||
1 | Культура разных народов. | Воспитание готовности к восприятию тех или иных явлений национальной жизни и межэтнических отношений. | Аукцион идей «Все мы братья». Проект «Традиции народов нашей страны». | |
2 | Я и мое Отечество. | Формирование у детей образа родной страны и чувства Родины, осознание учащимися могущественности и величественности России, формирование уважительного отношения к своему Отечеству. | Конкурс «Моя Родина» Проект «Моя Родина _ Россия» Экскурсия в г. Смоленск (Успенский собор, крепостная стена, памятники знаменитым смолянам и другие достопримечательности города). | |
3 | Золотые правила этики. | Формирование представлений об этике, навыках культурного поведения. | Рассказ «Бабочка». | |
4 | Светский этикет. | Формирование представлений о нормах и правилах поведения в обществе. | Игра « В гостях», «В общественных местах». | |
5 | Самопрезентация в обществе. | Формирование навыков самопрезентации, повышение социальной компетентности. | Игра «Волшебные зеркала», «Лесная школа». | |
6 | Подари радость тому, кто рядом. | Пробуждать показывать положительное отношение к другим людям. | Мастерская «Поздравительная открытка», акция «Поделись радостью». | |
7 | Коллективный проект «Я и мой мир» | Закрепление умений эффективного и позитивного взаимодействия с окружающим миром». | Коллективная работа «Мир вокруг меня». | |
8 | Пусть дружат наши сердца. | Развитие коммуникативных навыков. | Упражнение «Комплименты», беседа по кругу. | |
9 | Праздник «День именинника» | Воспитание уважения и доброго отношения к другим людям; привитие навыков культуры общения. | Упражнение «Волшебный микрофон» | |
10 | Я и мир знаний. | Как воспитать в себе хорошие манеры | Викторина «Чему учат в школе». | |
11 | Вежливость. Как воспитать в себе хорошие манеры | Совершенствовать применение правил этикета, развитие культуры речи. | Беседа «Вы сказали, здравствуйте!» | |
12 | Я – гражданин России. | Формировать представление об истории России, ее многонациональной семье народов, культурных и духовных ценностях. | Упражнение «Нарисуй себя и мир вокруг» Рисунок «Моя страна – моя крепость». | |
13 | Давайте жить дружно. | Воспитание ценностных ориентиров, чувства коллективизма, взаимопомощи. | Упражнение «Изгой», Обсуждение книг о дружбе. | |
14 | Как мне милы родные звуки. | Формирование уважительного отношения к родному языку. | Упражнение «Звали, зовут, будут звать…» | |
15 | Земля – наш общий дом. | Формирование понимания важности заботы о природе. | Упражнение «Нарисуй себя и мир вокруг» | |
16 | Эстафета памяти. | Воспитание патриотизма, преданности своему народу, своей стране. | Альбом «Мы этой памяти верны» | |
3 | «Мы учимся жить в этом мире» Задачи: 1.-формировать традиции классного коллектива; 2. -способствовать воспитанию у детей чувства товарищества и дружбы; 3.-укреплять позитивные межличностные связи в коллективе; 4.-развивать умения и навыки ведения диалога в семье, цивилизованных способов убеждения другого; 5.-развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. | |||
1 | Род. Родные. Родина. | Формирование мировоззренческих понятий, основанных на любви к семье, родному краю, стране. Формирование образа себя, как представителя рода, толерантного отношения к себе, своему роду. | Составление родословной «Семейное древо». | |
2 | Мир вокруг меня. Какой он? | Формирование толерантного отношения к себе и другим, укрепление позитивных межличностных связей в коллективе. | Творческая работа «Толерантный мир». | |
3 | Спешите делать добро. | Формирование нравственных понятий (доброта, вежливость); развитие адекватной самооценки и оценки поступков окружающих людей. | Игровое задание «Понимание друг друга», «Доброта». | |
4 | Самооценка и взаимооценка, как способ познать себя и других. | Формирование толерантного отношения к себе и другим, укрепление позитивных межличностных связей в коллективе. | Игра «Знание друг друга». Упражнение «Нравится – не нравится». | |
5 | Толерантная личность. | Формирование представлений о толерантной и интолерантной личности. | Упражнение «Учимся ценить индивидуальность». | |
6 | Как прекрасен этот мир. | Способствовать формированию чувства прекрасного, умения ценить и охранять красоту. | Игра по станциям: «Добрые улыбки», «Сказочные герои», «Добрая фея». | |
7 | Профессии вокруг нас. | Формировать стремление вырасти полезными своему государству, городу, семье. | Проект «Все профессии важны». | |
8 | Что такое хорошо? | Учить нравственным нормам и правилам поведения, принятым в обществе. | Упражнение «Учимся ценить индивидуальность» | |
9 | Друг познаётся в беде». | Воспитание у детей чувства товарищества и дружбы | Беседа о нравственности. | |
10 | Учимся сочувствовать. | Развитие сочувствия, сопереживания у детей. | Беседа по произведениям детской литературы. | |
11 | Встреча. | Развитие навыков вербального выражения своих чувств, эмоций. | Игровой тренинг. | |
12 | Диалог в семье. | Формирование понятий «сотрудничество», «согласованность», «семейная атмосфера»; развитие умений и навыков ведения диалога в семье, цивилизованных способов убеждения другого. | Упражнение «Мяч – кому хочу». Упражнение «Азбука качеств». Упражнение «Обмен ролями». | |
13 | Практикум доброты и вежливости. | Формирование нравственных понятий (доброта, вежливость); развитие адекватной самооценки и оценки поступков окружающих людей. | Игра по станциям: «Добрые улыбки», «Сказочные герои», «Добрая фея», «Волшебных слов», «Внимательных ребят», «Фантазёров», «Доброта». | |
14 | 22 апреля – День земли. | Познакомить учащихся с экологическими проблемами и задачами экологии. | Устный журнал о природе. | |
15 | Наши праздники и традиции. | Формировать чувство идентичности со своим народом, своей страной, культурой и традициями. | Праздник «Вся семья вместе и душа на месте» | |
16 | Быть патриотом - это важно. | Формировать чувство патриотизма, долга перед Отечеством, старшим поколением и семьей. Учить жить по законам страны, сохранять межэтнический мир, свободу совести и вероисповедания. | Конкурс плакатов «Моя Россия – моя страна». | |
4 | Мы хотим сделать этот мир лучше» Задачи: -формирование толерантных отношений между детьми, с какими-либо различиями (национальными, религиозными, гендерными), развитие желания становиться лучше, самосовершенствоваться; -формировать установки на понимание и принятие чужой культуры, чужого мнения, осознания принадлежности к мировому сообществу; -развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей; -формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге. | |||
1 | Планета просит о помощи. | Формировать правильное представление о толерантном поведении в окружающем нас мире. | Памятка, плакат «Берегите наш общий дом» | |
2 | Дружба народов. | Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов. | Игра «Давайте поприветствуем друг друга», тренинг «Диалог культур». | |
3 | Что значит быть толерантным? | Формировать правильное представление о толерантных отношениях. | Стихотворение С.Маршака «Всемирный хоровод» | |
4 | Правила бесконфликтного общения. | Способствовать развитию у каждого ребёнка чувства собственного достоинства и уважения к окружающим в процессе самоидентификации в коллективе. | Беседа в кругу. | |
5 | Легко ли быть настоящим другом? | Продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой. | Упражнение «Давайте пофантазируем…» | |
6 | Терпение - это алмаз. | Формировать способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки. | Тренинг «А я какой?» | |
7 | Жизнь в многоликом мире. | Способствовать осознанию неодинаковости людей, различия между людьми принимать как положительный факт. | Упражнение «Чем мы похожи», игра «А я считаю так…» | |
8 | Минутки доброты | Формировать готовность к чуткому, внимательному, участливому отношению с людьми, формирование ответственности за свои поступки и за других людей. | Обсуждение книг о доброте. | |
9 | Я учусь владеть собой! | Воспитывать нравственные принципы собственного развития, умение критически осмысливать свои поступки, потребность быть честным и объективным в оценке своих действий и поступков. | Тренинг «Какой я?» | |
10 | Учусь жить в мире со всеми. | Способствовать пониманию значения саморазвития и самосовершенствования в жизни человека. | Упражнение «Звали, зовут, будут звать…» | |
11 | Толерантность – путь к миру. | Формировать представление об особенностях толерантной личности и принципах толерантности; развитие навыков толерантного общения. | Тренинг «Все такие разные». | |
12 | Толерантность в моей семье. | Формирование умения осуществлять поиск «фактора объединения» между взрослыми и детьми, чувства взаимной поддержки поколений. | Праздник «У самовара». | |
13 | Доброта живет рядом. | Формирование позитивных установок восприятия духовно – нравственного и социального опыта народов, принятия национальной позиции другого как данности. | Упражнение «Комплименты», мастерская «Игрушка для детского сада». | |
14 | Страницы Великой Победы. | Воспитание чувства гордости за подвиги своего народа. | Мастерская «Открытка ветерану», встреча с ветеранами. | |
15 | Мои замечательные земляки. | Воспитание чувства гордости за соотечественников, их заслуги перед народом и страной. Расширение познавательной сферы, познания и принятия себя как активного наследника культуры, родного края, своей Малой Родины. | Проект «Знаменитые Смоляне». | |
16 | Мы все такие разные. | Создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, религии, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению). | Проект «Содружество народов» |
9.3. Тематическое планирование родительских собраний
№ | Тема собрания | Материалы | |
1 класс | |||
1 | И вот мы – родители первоклассника. Мир глазами ребенка. | Памятка для родителей «НЕЛЬЗЯ», консультация психолога. | |
2 | Как быть толерантным в общении. Трудности адаптации. | Анкета «Трудности в общении» | |
3 | Ребенок и многонациональная среда. | Памятка – рекомендация для родителей. | |
4 | Роль семьи в формировании личности ребенка. Личный пример родителей. | Анкета «Можно ли воспитывать без наказания» | |
2 класс | |||
1. | Мотивы учения младших школьников. Снова вместе. | Анкета «Как помочь ребенку готовить домашнее задание» | |
2 | Успешность начинается в семье. | Анкета «Первые уроки школьной отметки» | |
3 | Легко ли быть толерантным? | Составление родителями « Дерева толерантности» для учеников. | |
4 | Как воспитывать в ребенке патриотизм? | Анкета «Считаете ли вы себя патриотом» | |
3 класс | |||
1 | Поговорим о дружбе. | Памятка «О воспитании доброты в детях», советы «С кем и как дружить» | |
2 | Эстетическое воспитание в семье – школа высококультурного человека. | Создание коллективной картины «Черно-белый мир». | |
3 | Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка. Трудности общения. | Анкета «Мой ребенок, какой он?» Памятка «Как помочь преодолеть неуверенность» | |
4 | О родных и близких людях с любовью. Учите ребенка быть добрым. | Памятка «Создание благоприятной семейной атмосферы» | |
4 класс | |||
1 | Законы жизни семьи, законы жизни класса. Наши трудные дети. | Памятка «Воспитание трудолюбия» | |
2 | Как воспитать толерантного человека? | Памятка «Правила воспитания» | |
3 | Семейные ценности – ценности страны. | Анкета – опросник «Что нам дорого?» | |
4 | Толерантность – часть нравственной культуры человека. | Опросник «Качества нравственного человека». |
10. Результативность реализации программы.
Системность работы по программе «Воспитание культуры толерантности младшего школьника» способствует приобщению детей к ценностям духовно – нравственной культуры, принятию ими норм и принципов общечеловеческой морали, развитию их творческого потенциала, развитию способности в жизненном самоопределении, выявлении и проявлении индивидуальных интересов, расширении их познавательного и культурного кругозора. (Приложение № 8.) Необходима целенаправленная деятельность школы и родителей, чтобы поддержать детей, умело направлять их энергию, способности, желания в русло сознательной деятельности, способствующей духовному развитию личности каждого ребенка, как продолжателя традиции общества и народа.
В течение четырех лет, работая со своим классом, я достигла положительных результатов. Мои ученики научились толерантно относиться друг к другу, в классе нет конфликтов, действует самоуправление, ребята посещают спортивные секции и кружки по интересам в школе и в системе дополнительного образования. Ребята умеют планировать свою деятельность в различных направлениях, готовят и проводят внеклассные мероприятия, среди них нет «маленьких начальников», они все равны, относятся друг к другу с пониманием, поддерживают теплые дружеские отношения. Родители сотрудничают с учителем и активно взаимодействуют между собой, обеспечивая достаточно высокий уровень познавательной активности и воспитанности детей.
Данная программа может быть использована для построения воспитательной системы класса или начальных классов в образовательном учреждении. Эффективность некоторых направлений программы представлена в Приложениях №4, №5, №6.
11.Источники
1. Статья 4 «Декларации принципов толерантности», утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.
2.Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года
3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный N 15785).
4.Декларация принципов толерантности. Конференция ЮНЕСКО 1995 год.
5.Авакумова И.В., Ермаков П.Н. О становлении толерантности личности в поликультурном образовании//Вопросы психологии. – 2003. – № 3.
6.Байбородова Л. В. Воспитание толерантности у школьников как функция деятельности классного руководителя. http://student.km.ru/ref_show_frame.asp?id=289EDDAE7C5140F0924E56A119F43ED2
7.Гейвандова Б. И. Воспитание толерантности: приемы для индивидуальной и групповой работы. http://pravo.vuz-chursin.ru/?d=420
8.Кленова Н.В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. – № 7.
9.Материалы сайта фестиваля педагогический идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/
10.Погодина А.А. Толерантность: термин, смысл, позиция, программа/История (приложение "1 сентября") – 2002.–№ 11.
11.“Волшебный кристалл” (игры на развитие толерантности) Издательский дом «Первое сентября»№ 39, 2002
12.Материалы сайта о толерантности http://www.tolerantnost.21309s01.edusite.ru/p1aa1.html
13.Материалы сайта фестиваля педагогический идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/
14.Нерчинская Л. И. Система работы по воспитанию толерантности в 5-м классе http://festival.1september.ru/articles/512775/
15.Пастухова Е. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости. – Директор школы. – 2003. – № 5.
16.Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. – Ярославль, 2003.
17.Скатова И. В. Программа "Воспитание культуры толерантности учащихся 7-х классов" http://oktemschool.ru/biblio/informatsonnaya-metod.htm
18.Соколова Э. Образование – путь к культуре мира и толерантности // Народное образование. – 2002. - № 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание культуры поведения младших школьников».
Лекторий для родителей начальных классов....
Методы и средства воспитания культуры поведения младших школьников
В работе над выбором темы по воспитанию культуры поведения педагог замечает, что некоторые правила повторяются. Это закономерно. Учитель всегда имеет в виду конкретную ситуацию. Но ситуации меня...
"Воспитание культуры поведения младших школьников".
Без воспитания внешней формы поведения нет и внутренней культуры и наоборот. Культура поведения – это и красивая внешность, и красивая одежда, и приятные манеры, и, конечно же, хорошие мысли и п...
Воспитание культуры поведения младших школьников
Из опыта работы....
Программа воспитательной работы в начальных классах «Воспитание культуры толерантности младших школьников в рамках ФГОС» «Мир принадлежит терпеливым»
Наименование программы Программа «Воспитание культуры толерантности младших школьников» «Мир принадлежит терпеливым».Основание для разработкиЦель программы: формирование у детей навыко...
«Воспитание межэтнической толерантности младших школьников»
Основы толерантности формируются у младших школьников в процессе образовательной деятельности, во время досуга, занятий внеурочной деятельности. Одним из главных аспектов по воспитанию толерантности у...
Дипломная работа на тему "Воспитание межнациональной толерантности младших школьников посредством внеклассной воспитательной работы"
Данная дипломная работа была написана на основании роста конфликтов, возникающих из-за национальной неприязни....