Программа воспитательной работы 2 класс "Культурно-речевое воспитание"
классный час (2 класс) по теме
Главная цель работы над программой – культурно – речевое воспитание учащихся. Культурно – речевое воспитание - дело большой социальной значимости.
Данная программа, обращена, прежде всего, к ребенку, к его уму, душе, практическому действию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 26.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 2 «В» КЛАССА
МАОУ СОШ № 96
«Культурно – речевое воспитание»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Главная цель работы над программой – культурно – речевое воспитание учащихся. Культурно – речевое воспитание - дело большой социальной значимости.
Данная программа, обращена, прежде всего, к ребенку, к его уму, душе, практическому действию. Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимопонимания, что в свою очередь облегчает взаимопонимание между людьми. Речевое общение детей предполагает, во-первых, введение в их активный словарь достаточного количества этикетных стереотипов, во-вторых, формирование умения выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения (с кем, где, зачем говоришь). Однако речь и поведение взаимосвязаны. Освоение ребенком собственно речевых норм осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного поведения. С возрастом круг общения ребенка расширяется, ситуации общения усложняются. Так, поступление в школу связано для детей с освоением новой роли – роли ученика и новой формы общения – делового общения. В ситуациях школьной жизни возникает необходимость усвоения ролевых позиций на уроке, на перемене, в гардеробе, в библиотеке и т.д. Усвоение связанных с этими новыми ситуациями норм речевого поведения помогает ребенку адаптироваться к новым условиям, преодолевать трудности, с которыми в повседневной жизни сталкивается каждый ребенок, избегать конфликтных ситуаций в общении со сверстниками. Каждое занятие должно носить занимательный, игровой характер. Игровой принцип обучения соответствует возрастным психологическим особенностям ребенка, для которого игра – типичная форма жизнедеятельности. Обучая ребенка культуре речевого общения, мы благотворно повлияем на развитие его характера, его отношений с окружающими, поможем ему свободно и без страха войти в мир общения.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
– изучение общих правил культурного поведения;
- формирование умений выбирать нужные этикетные
формулы в речи, с учетом ситуации общения;
- развитие коммуникативных умений эффективного
осуществления речевой деятельности, основ культуры
общения;
- воспитание основ культуры общения – соблюдения
этических норм речевого поведения.
ЗАДАЧИ:
- культурно – речевое воспитание учащихся;
- воспитание любви к ближнему и уважения к старшим;
- овладение разносторонними коммуникативными умениями;
- установление контакта между собеседниками;
- развитие умения общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания;
- воспитание культуры поведения;
- создание дружного и сплоченного коллектива.
НРАВСТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ:
* деликатность;
* доброта;
* внимание к окружающим;
* вежливость;
* отзывчивость;
* скромность.
ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ.
Вежливость проявляется в отношениях с людьми.
Вежливый человек не причинит другому человеку неприятностей, не обидит.
Не спорь с товарищами по пустякам.
Будь вежлив со своими одноклассниками.
Не придумывай прозвищ.
Не отвечай на грубость грубостью.
Будь приветлив и вежлив с другими.
ЗНАНИЕ | КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ | ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА | |||
1. Изучение правил речевого этикета во время знакомства: *правила знакомства; *речевое поведение взрослых и детей; *соблюдение правил знакомства; *этикетные выражения и знаки во время знакомства |
| *правила знакомства; *правильный подбор этикетных выражений; *умение правильно подбирать применять этикетные жесты; Умение правильно применять этикетные движения при знакомстве; *задания в группах | Классный час «Знакомство». Тренинги. Конкурс рисунков «Этикетные знаки». Уроки сочинительства. |
2. Встречаем и провожаем гостей: *правила встречи гостей; *как правильно вести беседу с гостем; *правила гостеприимства; *формы извинения; *гостеприимство как национальная черта русских; *правила поведения в минуты прощания |
| *умение правильно встречать гостей; *задания в группах; *умение вести беседу с гостем; *умение правильно подбирать вежливые приветствия; *соблюдение правил речевого этикета | Беседы «У тебя в гостях подруга». «Прощание с гостем». «Игра в гости». Чтение рассказов, игры. |
3. Поведение за столом: *как вести себя за столом; *знание этикетных выражений; *беседы за столом |
| Тренинг: *умение правильно вести себя за столом; *умение правильно благодарить за угощение; *умение тактично вести себя за столом | Конкурсы: «Поведение за столом». «Юная хозяйка» Праздник 8 Марта. Игровые ситуации.
|
4.Речевой этикет: *как разговаривать с младшим; *разговор со старшим; *как разговаривать по телефону |
| *умение общаться с невидимым собеседником; *умение обратиться и помочь младшему и старшему. Работа в парах: *игра «Телефон»; *предложить помощь младшему; *разговор со старшим. Игровые ситуации. | Рыцарский турнир. Праздник 8 Марта. День защитника Отечества. Игровые ситуации, беседы. Беседы по телефону с друзьями, учителем, родителями, знакомыми. |
5.С незнакомыми людьми: *как правильно обратиться к незнакомому человеку; *что значит быть разумным и осторожным; *какая опасность может поджидать в лифте, подъезде, дома и на улице
|
| Тренинг: *обратиться к незнакомому человеку с вопросами, типа «Который час? Как пройти…?» | Уроки этикета. Рыцарский турнир. Уроки ОБЖ. Уроки безопасности (мультимедийные уроки) |
ЭТИКЕТ В ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ | |||
1. Мы в школе: *правила поведения и речи; *представление о речевом этикете; *этикет говорящего и слушающего; *правила восприятия речи учителя и товарищей по классу |
| Тренинг: *этикетные задания в группах. Игры: «Разрешите мне сказать». «Вопросы ученика к учителю». «Правила этикетного поведения на уроке». | Уроки этикета. Школьные перемены. Уроки. Чтение рассказов. |
2. Уступчивость и вежливая просьба: *вежливость как средство достижения цели; *речевые примеры вежливости; *для чего нужно уступать друг другу |
| Тренинг: *у тебя поломалась ручка, а запасной нет…; *тебе понравилась игрушка друга, так хочется поиграть с ней…; *вежливо попроси о чем-нибудь старшего; *обратись с просьбой к учителю | День добрых сюрпризов. Чтение рассказов и стихотворений. Уроки литературного чтения. Школьные перемены. Внеурочная деятельность. |
3.Поздравления и пожелания: *что такое праздник; *зачем нужны поздравления и пожелания |
| *умение составлять поздравления и пожелания к праздникам; *умение излагать свои пожелания в стихотворной форме | День пожилого человека. День защитника Отечества. День 8 Марта. День Победы. Новый год. День учителя. Уроки труда. Уроки литературного чтения. Уроки развития речи. |
ПРИВЕТСТВИЕ И ПРОЩАНИЕ | |||
Прощание перед сном. Утреннее приветствие: *речевой этикет в семье; Этикет в семье и за ее пределами |
| Тренинг: *умение пожелать спокойной ночи перед сном родителям; *умение петь колыбельные песни младшим; *тон утреннего приветствия; *умение обмениваться традиционными приветствиями во время утреннего пробуждения | Конкурс «Колыбельная песенка». Уроки литературного чтения «Устное народное творчество». Мамин праздник. Неделя детского творчества. Уроки этикета.
|
УЧАСТИЕ К ЧЕЛОВЕКУ
| |||
1.Утешение: *что такое ободрение и поддержка; *зачем необходимо утешение ребенку и взрослому; *каким должно быть подбадривание, сочувствие; *как помочь словом и делом |
| Задание в группах: *утешить одноклассника, получившего плохую отметку; *умение подбодрить проигравшую команду. Тренинг: *у друга украли игрушку… *друг забыл дома задание по окружающему миру… | Уроки чтения «Фольклор». Школьные перемены. Праздники. Спортивные соревнования. КВН, Уроки физической культуры. «А ну-ка, девочки!» Рыцарский турнир.
|
2. У постели больного: *что такое доброта; * о пользе и вреде для здоровья; *чем ты можешь помочь больному человеку; *что значит сострадание; *как поддержать и утешить больного |
| *умение находить добрые слова; *вопросы о самочувствии; *умение пожелать здоровья больному; *поведение у постели больного; *знание спокойных игр; *поведение в доме, где есть больной | Уроки русского языка; составление письма заболевшему другу. Уроки чтения. Посещение больного друга. День пожилого человека. Уроки труда. Чтение рассказов. |
ПОВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ | |||
1.Твое поведение: *у театральной кассы; *в театре; *в поликлинике; *в детской библиотеке; * в парикмахерской; *в магазине |
| Игра - тренинг: «Хочу и надо» «Магазин одной покупки» *умение оценить желание иметь вещь и ее цену; *умение правильно вести себя в общественных местах; *знание элементарных правил речевого этикета; *поведение в регистратуре поликлиники, в кабинете зубного врача; *умение находить выход из любой ситуации | Уроки этикета. Повседневные посещения общественных мест. Тематические недели. Недели детского творчества. Посещение школьной библиотеки. Экскурсии в театры, музеи, выставки. Посещение школьного медицинского кабинета.
|
2. Поведение в общественном транспорте: * в салоне транспорта; *разговор с пассажирами; *речевые приемы вежливости |
| *знание правил общения с пассажирами; *умение правильно входить в общественный транспорт; *знание особых формул вежливости. Игра в группах: *умение не проявлять враждебности; *умение не реагировать на случайную неосторожность пассажира | Уроки ОБЖ. Уроки этикета. Экскурсии. Конкурс рисунков. Игровые ситуации: «Трамвай», «Автобус». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы в начальной школе "Духовно-нравственное воспитание.
Программа воспитательной работы для начальных классов разработана на основе «Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и соо...
Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС»
Программа посвящена воспитанию младших школьников в современных условиях.Программа полностью соответствует требованиям ФГОС и может использоваться как основа для составления плана воспитательной работ...
Защита программы воспитательной работы "Роль семьи в успешности обучения и воспитания обучающихся начальной школы"
Презентация программы воспитательной работы "Роль семьи в успешности обучения и воспитания обучающихся начальной школы"будет интересна классным руководителям 1-4 классов.. Девиз программы "В дру...
Программа воспитательной работы в группе продленного дня по этнокультурному воспитанию
Для школ нешего региона проблема изучения национальной культкры народов РТ, в частности чувашей, является современной и актуальной...
Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное воспитание»
Цель программы: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России....
Программа воспитательной работы "Воспитание юного кинешемца - гражданина и патриота"
Программа воспитаельной работы в начальных классах рассчитана на детй 6-10 лет. В программе четко обозначены цели и задачи, пути реализации, приведен примерный план работы....
программа воспитания и социализации ( программа воспитательной работы 3 класс)
Программа воспитания и социализациии составлена в соответствии снормативно- правовой базой.Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной...