Программа воспитательной работы 2 класс "Культурно-речевое воспитание"
классный час (2 класс) по теме

Короткова Людмила Николаевна

Главная цель работы над программой – культурно – речевое воспитание учащихся. Культурно – речевое воспитание - дело большой социальной значимости.
  Данная программа, обращена, прежде всего, к ребенку, к его уму, душе, практическому действию. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 2 «В» КЛАССА

МАОУ СОШ № 96

«Культурно – речевое воспитание»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Главная цель работы над программой – культурно – речевое воспитание учащихся.  Культурно – речевое воспитание - дело большой социальной значимости.

   Данная программа, обращена,  прежде всего, к ребенку, к его уму, душе, практическому действию. Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимопонимания, что в свою очередь облегчает взаимопонимание между людьми. Речевое общение детей предполагает, во-первых, введение в их активный словарь достаточного количества этикетных стереотипов, во-вторых, формирование умения выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения (с кем, где, зачем говоришь). Однако речь и поведение взаимосвязаны. Освоение ребенком собственно речевых норм осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного поведения. С возрастом круг общения ребенка расширяется, ситуации общения усложняются. Так, поступление в школу связано для детей с освоением новой роли – роли ученика и новой формы общения – делового общения. В ситуациях школьной жизни возникает необходимость усвоения ролевых позиций на уроке, на перемене, в гардеробе, в библиотеке и т.д. Усвоение связанных с этими новыми ситуациями норм речевого поведения помогает ребенку адаптироваться к новым условиям, преодолевать трудности, с которыми в повседневной жизни сталкивается каждый ребенок, избегать конфликтных ситуаций в общении со сверстниками. Каждое занятие должно носить занимательный, игровой характер. Игровой принцип обучения соответствует возрастным психологическим особенностям ребенка, для которого игра – типичная форма жизнедеятельности. Обучая ребенка культуре речевого общения, мы благотворно повлияем на развитие его характера, его отношений с окружающими, поможем ему свободно и без страха войти в мир общения.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

                                         изучение общих правил культурного поведения;

                        -        формирование умений выбирать нужные этикетные

                        формулы в речи, с учетом ситуации общения;  

                                                   -    развитие коммуникативных умений эффективного

                осуществления речевой деятельности, основ культуры    

                общения;

                                                               -     воспитание основ культуры общения – соблюдения

                                                   этических норм речевого поведения.

ЗАДАЧИ:

  • культурно – речевое воспитание учащихся;
  • воспитание любви к ближнему и уважения к старшим;
  • овладение разносторонними коммуникативными умениями;
  • установление контакта между собеседниками;
  • развитие умения общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания;
  • воспитание культуры поведения;
  • создание дружного и сплоченного коллектива.

НРАВСТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ:

* деликатность;

* доброта;

* внимание к окружающим;

* вежливость;

* отзывчивость;

* скромность.

ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ.

            Вежливость проявляется в отношениях с людьми.

Вежливый человек не причинит другому человеку неприятностей, не обидит.

Не спорь с товарищами по пустякам.

Будь вежлив со своими одноклассниками.

Не придумывай прозвищ.

Не отвечай на грубость грубостью.

Будь приветлив и вежлив с другими.

ЗНАНИЕ

КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА

1. Изучение правил речевого этикета во время знакомства:

*правила знакомства;

*речевое поведение взрослых и детей;

*соблюдение правил знакомства;

*этикетные выражения и знаки во время знакомства

  • вежливость в интонации;
  • воспитанность;
  • уважение к старшим;
  • приветливость

*правила знакомства;

*правильный подбор этикетных выражений;

*умение правильно подбирать применять этикетные жесты;

Умение правильно применять этикетные движения при знакомстве;

*задания в группах

Классный час «Знакомство».

Тренинги.

Конкурс рисунков

«Этикетные знаки».

Уроки сочинительства.

2. Встречаем и провожаем гостей:

*правила встречи гостей;

*как правильно вести беседу с гостем;

*правила гостеприимства;

*формы извинения;

*гостеприимство как национальная черта русских;

*правила поведения в минуты прощания

  • воспитанность;
  • приветливость;
  • сдержанность;
  • внимательность;
  • гостеприимность

*умение правильно встречать гостей;

*задания в группах;

*умение вести беседу с гостем;

*умение правильно подбирать вежливые приветствия;

*соблюдение правил речевого этикета

Беседы

«У тебя в гостях подруга».

«Прощание с гостем».

«Игра в гости».

Чтение рассказов, игры.

3. Поведение за столом:

*как вести себя за столом;

*знание этикетных выражений;

*беседы за столом

  • воспитанность;
  • аккуратность;
  • гостеприимство;
  • сдержанность;
  • благодарность

Тренинг:

*умение правильно вести себя за столом;

*умение правильно благодарить за угощение;

*умение тактично вести себя за столом

Конкурсы:

«Поведение за столом».

«Юная хозяйка»

Праздник 8 Марта.

Игровые ситуации.  

 

4.Речевой этикет:

*как разговаривать с младшим;

*разговор со старшим;

*как разговаривать по телефону

  • вежливость;
  • уважительность;
  • доброта;
  • четкость речи;
  • воспитанность;
  • сдержанность;
  • забота ;
  • внимание

*умение общаться с невидимым собеседником;

*умение обратиться и помочь младшему и старшему.

Работа в парах:

*игра «Телефон»;

*предложить помощь младшему;

*разговор со старшим.

Игровые ситуации.

Рыцарский турнир.

Праздник 8 Марта.

День защитника Отечества.

Игровые ситуации, беседы.

Беседы по телефону с друзьями, учителем, родителями, знакомыми.

5.С незнакомыми людьми:

*как правильно обратиться к незнакомому человеку;

*что значит быть разумным и осторожным;

*какая опасность может поджидать в лифте, подъезде, дома и на улице

 

  • уважительность;
  • осторожность;
  • сдержанность

Тренинг:

*обратиться к незнакомому человеку с вопросами, типа «Который час? Как пройти…?»

Уроки этикета.

Рыцарский турнир.

Уроки ОБЖ.

Уроки безопасности

(мультимедийные уроки)

ЭТИКЕТ В ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ

1. Мы в школе:

*правила поведения и речи;

*представление о речевом этикете;

*этикет говорящего и слушающего;

*правила восприятия речи учителя и товарищей по классу

  • уважительность к одноклассникам;
  • вежливость;
  • сдержанность;
  • воспитанность;
  • уважение к учителям

Тренинг:

*этикетные задания в группах.

Игры:

«Разрешите мне сказать».

«Вопросы ученика к учителю».

«Правила этикетного поведения на уроке».

Уроки этикета.

Школьные перемены.

Уроки.

Чтение рассказов.

2. Уступчивость и вежливая просьба:

*вежливость как средство достижения цели;

*речевые примеры вежливости;

*для чего нужно уступать друг другу

  • четкость формулировки просьбы;
  • уважительное отношение друг к другу;
  • внимательность;
  • вежливая интонация;
  • доброта;
  • формулы разрешения и благодарности;
  • такт и деликатность;
  • жалость

Тренинг:

*у тебя поломалась ручка, а запасной нет…;

*тебе понравилась игрушка друга, так хочется поиграть с ней…;

*вежливо попроси о чем-нибудь старшего;

*обратись с просьбой к учителю

День добрых сюрпризов.

Чтение рассказов и стихотворений.

Уроки литературного чтения.

Школьные перемены.

Внеурочная деятельность.

3.Поздравления и пожелания:

*что такое праздник;

*зачем нужны поздравления и пожелания

  • уважение;
  • вежливость;
  • внимательность;
  • любовь к родным

*умение составлять поздравления и пожелания к праздникам;

*умение излагать свои пожелания в стихотворной форме

День пожилого человека.

День защитника Отечества.

День 8 Марта.

День Победы.

Новый год.

День учителя.

Уроки труда.

Уроки литературного чтения.

Уроки развития речи.

ПРИВЕТСТВИЕ И ПРОЩАНИЕ

 Прощание перед сном.

Утреннее приветствие:

*речевой этикет в семье;

Этикет в семье и за ее пределами

  • доброта;
  • заботливость;
  • воспитанность;
  • вежливость

Тренинг:

*умение пожелать спокойной ночи перед сном родителям;

*умение петь колыбельные песни младшим;

*тон утреннего приветствия;

*умение обмениваться традиционными приветствиями во время утреннего пробуждения

Конкурс «Колыбельная песенка».

Уроки литературного чтения «Устное народное творчество».

Мамин праздник.

Неделя детского творчества.

Уроки этикета.            

                                         

 

 

 

                   

УЧАСТИЕ К ЧЕЛОВЕКУ

                                         

1.Утешение:

*что такое ободрение и поддержка;

*зачем необходимо утешение ребенку и взрослому;

*каким должно быть подбадривание, сочувствие;

*как помочь словом и делом

  • доброта;
  • сопереживание;
  • сочувствие;
  • сочувствие в противовес ожесточенности, черствости, равнодушию

Задание в группах:

*утешить одноклассника, получившего плохую отметку;

*умение подбодрить проигравшую команду.

Тренинг:

*у друга украли игрушку…

*друг забыл дома задание по окружающему миру…

Уроки чтения «Фольклор».

Школьные перемены.

Праздники.

Спортивные соревнования.

КВН,

Уроки физической культуры.

«А ну-ка, девочки!»

Рыцарский турнир.

 

2. У постели больного:

*что такое доброта;

* о пользе и вреде для здоровья;

*чем ты можешь помочь больному человеку;

*что значит сострадание;

*как поддержать и утешить больного

  • доброта;
  • чуткость;
  • сострадание;
  • заботливость;
  • уважительность;
  • милосердие

*умение находить добрые слова;

*вопросы о самочувствии;

*умение пожелать здоровья больному;

*поведение у постели больного;

*знание спокойных игр;

*поведение в доме, где есть больной

Уроки русского языка; составление письма заболевшему другу.

Уроки чтения.

Посещение больного друга.

День пожилого человека.

Уроки труда.

Чтение рассказов.

ПОВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ

1.Твое поведение:

*у театральной кассы;

*в театре;

*в поликлинике;

*в детской библиотеке;

* в парикмахерской;

*в магазине

  • вежливость;
  • уважительность;
  • сдержанность в желаниях;
  • послушание;
  • порядочность;

Игра - тренинг:

«Хочу и надо»

«Магазин одной покупки»

*умение оценить желание иметь   вещь и ее цену;

*умение правильно вести себя в общественных местах;

*знание элементарных правил речевого этикета;

*поведение в регистратуре поликлиники, в кабинете зубного врача;

*умение находить выход из любой ситуации

Уроки этикета.

Повседневные посещения общественных мест.

Тематические недели.

Недели детского творчества.

Посещение школьной библиотеки.

Экскурсии в театры,

музеи, выставки.

Посещение школьного медицинского кабинета.                        

 

 

 

 

2. Поведение в общественном транспорте:

* в салоне транспорта;

*разговор с пассажирами;

*речевые приемы вежливости

  • воспитанность;
  • внимательность;
  • уважение к старшим;
  • чуткость речи;
  • вежливость;
  • сдержанность;
  • ясность речи;
  • формы извинения и благодарности

*знание правил общения с пассажирами;

*умение правильно входить в общественный транспорт;

*знание особых формул вежливости.

Игра в группах:

*умение не проявлять враждебности;

*умение не реагировать на случайную неосторожность пассажира

Уроки ОБЖ.

Уроки этикета.

Экскурсии.

Конкурс рисунков.

Игровые ситуации: «Трамвай», «Автобус».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы в начальной школе "Духовно-нравственное воспитание.

Программа воспитательной работы для начальных классов разработана на основе «Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и соо...

Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС»

Программа посвящена воспитанию младших школьников в современных условиях.Программа полностью соответствует требованиям ФГОС и может использоваться как основа для составления плана воспитательной работ...

Защита программы воспитательной работы "Роль семьи в успешности обучения и воспитания обучающихся начальной школы"

Презентация программы  воспитательной работы "Роль семьи в успешности обучения и воспитания обучающихся начальной школы"будет интересна классным руководителям 1-4 классов.. Девиз программы "В дру...

Программа воспитательной работы в группе продленного дня по этнокультурному воспитанию

Для школ нешего региона проблема изучения национальной культкры народов РТ, в частности чувашей, является современной и актуальной...

Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное воспитание»

Цель  программы: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России....

Программа воспитательной работы "Воспитание юного кинешемца - гражданина и патриота"

Программа воспитаельной работы в начальных классах рассчитана  на детй 6-10 лет. В программе четко обозначены цели и задачи, пути реализации, приведен примерный  план  работы....

программа воспитания и социализации ( программа воспитательной работы 3 класс)

Программа воспитания и социализациии составлена в соответствии снормативно- правовой базой.Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной...