Клубный час. «За Коньком – Горбунком в сказку русскую войдём»
материал на тему

Окружнова Ирина Анатольевна

Внеурочное мероприятие. В увлекательной форме знакомит с героями сказки П.П. Ершова "Конёк - Горбунок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klubnyy_chas_za_konkom_-1.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Клубный час. «За Коньком – Горбунком в сказку русскую войдём»                                                                                                                                                                                                  Цель: знакомство с произведением П.П.Ершова                                                                                                           Задачи: знакомство с произведениями русской литературы, формирование любви к чтению, развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.                                             Ход мероприятия.

Ведущий: Сегодня, дорогие ребята, мы с вами встретимся с героями сказки « Конек-горбунок», которую написал замечательный русский писатель Петр Ершов.  К сожалению, сказка оказалась единственным произведением Ершова, дошедшим  до нас, и до сих пор оно потрясает всех своим юмором, знанием русских обычаев и традиций. Многие высказывания из этой сказки стали пословицами и поговорками.

Не ударить в грязь лицом.

Поминай его, как звали.

Не вели меня казнить,

Прикажи мне говорить.

        

 Это присказка: пожди,

Сказка будет впереди.

Что, Иванушка, невесел?

Что головушку повесил?

           А теперь давайте перейдем непосредственно к сказке «Конек – Горбунок». Для того, чтобы совершить путешествие  по сказке, необходимо разделиться на две команды. Каждая команда получает по флажку с изображением Конька- Горбунка, который нужно поднять тогда, когда команда хочет ответить на поставленный перед ней вопрос. Выигрывает та команда, у которой будет больше правильных ответов. 

I. Вопросы для разминки.

1). Как вы думаете, кто является главным героем этой сказки?

Ответ: В этой сказке два главных героя: Конек – Горбунок, Иванушка.

И все же автор назвал сказку именем только одного героя.

2). А почему именно с Коньком – Горбунком подружился Иван? Хотели бы вы иметь такого друга? А знаете ли вы, откуда пришел этот замечательный герой в сказку Ершова?

Ответ: Другом Ивана он стал потому, что это верный, надежный друг, который не подведет в трудную минуту. Такого друга, наверное, мечтает иметь каждый человек. Образ чудо-конька возник из детских рисунков писателя, из его любимой самодельной игрушки. 

3) Как звали трех братьев в сказке П. П. Ершова « Конек – Горбунок»?

4) Что рассказал старший брат, вернувшись под утро домой, не поймав ночного вора?

(Всю я ноченьку не спал;

На мое ж притом несчастье

Было страшное ненастье:

Дождь вот так ливмя и лил

Рубашонку всю смочил)

5)Что сказал средний брат, вернувшись с ночного дежурства?

( Всю я ноченьку не спал,

Да к моей судьбе несчастной

Ночью холод был ужасный,

До сердцов меня пробрал.)

6) А что рассказал Иван-дурак, когда утром вернулся после ночного караула?

(« Всю я ноченьку не спал,

Звезды на небе считал,

Вдруг приходит дьявол сам,

С бородою и с усам….

Вот и стал тот черт скакать

И зерно хвостом сбивать.

Я шутить ведь не умею

И вскочил ему на шею….» )

7) Откуда у Ивана появился Конек – Горбунок?

( Это подарок от кобылицы, которую поймал на своем поле Иван)

8) Опишите, как выглядел Конек – Горбунок.

( Это конек ростом три вершка ( вершок равен 4 см)

с аршинными ушами ( аршин равен 71 см), на спине с двумя горбами)

9) У Ивана – дурака, кроме Конька- Горбунка, было еще два великолепных коня. Где царь впервые увидел прекрасных коней?

( На базаре в конном ряду

10) Однажды Иван нашел перо Жар – птицы и взял его себе, хотя Конек-Горбунок и предупреждал его, что много не покоя принесет оно с собою. Кто сообщил царю о том, что у Ивана есть перо Жар – птицы?

(Спальник – слуга царя) 

11). А когда Иван поехал за царь –девицей, то с ним приключилась небольшая неприятность. Какая неприятность случилась с Иваном?

(Когда царь – девица играла на гуслях, Иван неожиданно заснул)                                                                             II. Литературная викторина

 1.Как звали отца Ивана – дурака

*Пётр

*Данило

*Гаврило

2.Чем занимался Иван – дурак и его братья? ?(

*рыбачили

*торговали

*сеяли пшеницу

3. Как Ивану достался Конёк – Горбунок?

*подарила кобылица

*по наследству

*повстречал в поле

4.Кто или что принесло Ивану – дураку столько неприятностей?

*Конёк – горбунок

* братья

*перо жар – птицы

5.Кто строил козни Ивану?

*Царь – девица

*царь

* спальник

6. Какой срок дал царь Ивану – дураку, чтобы он достал Жар – птицу?

*три недели

*один месяц

*три дня и три ночи

7. При помощи чего Иван поймал Жар – птицу?

*два корыта белоярого пшена, да заморского вина

*орехов два ведра и корзинка ягод

*заморского варенья и сластей для  прохлажденья

8. Чем наградил царь Ивана, когда он достал Жар – птицу?

*пожаловал чин «царский стременной»

*сундуком серебра

*пером Жар - птицы

9.Сколько лет было Царь – девице?

* в сказке об этом не говорится

*25 лет

*15 лет

10. Кто был матерью Царь – девицы?

*Месяц

*Солнце

*Ветер

IV. Составь портрет.                                                                                                                                                     Каждая команда получает карточки с именами героев сказки «Конек–Горбунок». Пользуясь текстом сказки, участники команд должны найти в книге словесный портрет данных героев.

1) Чудо-юдо рыба-кит

«Поперек моря лежит

Чудо- юдо рыба кит.

Все бока ее изрыты,

Частоколы в ребра вбиты,

На хвосте сыр–бор шумит.

На спине село стоит,

Мужики на губе пашут,

Между глаз мальчишки пляшут,

А в дубраве меж усов,

Ищут девушки грибов…»)

2) Жар–птица

« Неча молвить страх красивы!

Ножки красные у всех,

А хвосты-то сущий смех!

Чай, таких у куриц нету,

А уж сколько парень свету,

Чай таких у куриц нету,

А уж сколько парень свету,

Словно батюшкина печь» 

3) Царь–девица

« Царь–девица подплывает,

Входит с гуслями в шатер,

И садится за прибор.

« Хм! Так вот та царь-девица!

Как же в сказках говорится , -

Рассуждает стременной, -

Что куда красна собой

Царь- девица, так что диво!

Эта вовсе не красива:

И бледна–то, и тонка,

Чай, в обхват–то три вершка,

А ножонка-то, ножонка!

Тьфу-ты! Словно у цыпленка!

Пусть полюбится кому,                                                                                                                                                                      А я и даром не возьму» 

4) Чудо–кони.

«Молодые, вороные,

Вьются гривы золотые,

В мелки кольца завитой

Хвост струится золотой,

И алмазные копыты

Крупным жемчугом обиты».

V. Конкурс «Дальше... дальше... дальше»

1. Где “караулил” поле старший брат? (На сеннике.)

2. Какую песню распевал Иван в самом начале сказки? (“Распрекрасные вы очи!..”)

3. Что пообещал отец Ивану за то, что тот пойдёт в караул? (Лубки, горох, бобы.)

4. На каком музыкальном инструменте играла Царь-девица? (На гуслях.)

5. Назовите родственников Царь-девицы. (Месяц — мать, Солнце — брат.)

6. Сколько лет страдает Чудо-юдо рыба-кит? (10 лет.)

7. Сколько лет царю? (70 лет.)

8.Сколько братьев было у Ивана и как их звали?(два: Данило, Гаврило) 

9.Какое первое задание царь дал Ивану? (Поймать жар-птицу)

10. За какую цену продал Иван златогривых коней? (10 шапок серебра)

VI.  Конкурс  «Кому принадлежат эти слова?»

1. Я шутить ведь не умею

(Иван-дурак – кобылице)

2. “Ты вот, так сказать, примерно,

Сослужил мне службу верно,

То есть, будучи при всем

Не ударил в грязь лицом”

(Старик о старшем сыне Даниле)

3. “Эй, хозяин,- полно спать!

Время службу исправлять”

(Конек-Горбунок Ивану) 

4. Царь велел вам долго жить!”

(Царь-девица народу о смерти царя)

5. “Что ты долго не являлся?

Где ты, вражий сын, шатался?”

(Кит Ершу

6. “Путь-дорога, господа!

Вы откуда и куда?”

(Рыба-кит Ивану и Коньку)

7. “Соколины твои очи

не дадут мне спать средь ночи. 

И во время бела дня –

Ох! Измучают меня”

(Царь о Царь-девице 

8. “Будьте милостливы, братцы

Дайте чуточку подраться”

(Ёрш)               

VII. Конкурс детских рисунков к сказке

Ведущий: вот и подошёл к концу наш конкурс.  Давайте  вспомним последние слова сказки: 

Сердцу любо! Я там был,

Мёд, вино и пиво пил;

По усам хоть и бежало,

В рот ни капли не попало!

Вот и конкурсу конец! А кто играл, тот молодец!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

За Коньком-Горбунком (урок литературного чтения)

Урок - исследование (конспект+презентации-работы детей) по произведению Ершова "Конек-Горбунок"...

Интегрированный урок в 4 классе Сказки. Русская народная сказка в переводе А. Н.Афанасьева "Марья Маревна"

Тема: Сказки. Русская народная сказка в переводе А.Н. Афанасьева «Марья Моревна»Цель: • Обозначить различия между авторской и народной сказкой • Создать условия для обогащения лексического запаса сл...

Игра-викторина "За Коньком-Горбунком в сказку русскую войдём"

Это классный час посвящён теме "Русские народные сказки"....

Урок литературного чтения. 2 класс. УМК "Перспектива". Мир народной сказки. Русская народная сказка "Воробей и лиса".

Урок составлен в технологии "Чтение с остановками". Подготовка к уроку требует распечатывания текста на каждого ученика. Текст должен быть разрезан на части (согласно конспекту). Для достижения лучшег...

Урок - сказка "Русские народные сказки"

Урок литературного чтения 2 класс. Устное народное творчество...

Конспект клубного часа по теме: «Путешествие по сказке Колобок с использованием дидактических упражнений» 1 класс

Данный конспект клубного часа был разработан для детей, обучающихся в 1 классе....

Клубный час "Что за прелесть эти сказки".

Клубный час "Что за прелесть эти сказки"(по сказкам А.С.Пушкина)Аннотация: Истинный петербуржец - интеллектуал, человек, знающий и любящий поэзию, а тем более творчество А.С.Пушкина.Данный к...