За Коньком-Горбунком (урок литературного чтения)
творческая работа учащегося по чтению (4 класс) по теме

Смирнова Татьяна Витальевна

Урок - исследование (конспект+презентации-работы детей) по произведению Ершова "Конек-Горбунок"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4в классе

по УМК «Начальная школа 21 века»

Тема: Пётр Павлович Ершов «Конёк-Горбунок»                               

Цели:

- продолжить знакомство со сказкой П.П.Ершова «Конёк-Горбунок»;

- учить сравнивать сказки народные и литературные;

- формировать умение анализировать литературное произведение, аргументировать свой ответ,  

- учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках;

- развивать логическое мышление, речь учащихся;

- познакомить  с биографией П.П.Ершова и историей создания сказки «Конёк-Горбунок». Оборудование:

  • учебник “Литературное чтение” (под ред. Л.А. Ефросининой),
  • ПК, мультимедийный проектор,
  • Презентации Microsoft Power Point,

Ход урока:

 

1.Вступительное слово учителя.

- Это замечательное произведение было написано 175 лет назад. А поэту-сказочнику в марте 2010 года исполнилось 195 лет. Трудно представить себе современную детскую литературу без этой сказки, равно как и историю Сибири без знаменитого юноши из Тобольска.

 

2.Актуализация знаний.

- С каким произведением мы продолжаем знакомиться? Назовите автора (Петр Павлович Ершов)

- К какому литературному жанру относится это произведение? (сказки)

- Почему сказка? (Говорят животные,  на ките люди живут, нет жар-птицы,  месяц как живой человек,  конёк летает, нельзя искупаться в кипятке и остаться живым).

- Какие бывают сказки? (бытовые, волшебные, о животных) Можно ли данную сказку назвать волшебной? Докажите!

- А ещё это сказка какая? (авторская) Почему? Назовите авторские сказки. (А.Толстой «Золотой ключик», Г.Х.Андерсен «Самое невероятное», В.А.Жуковский «Спящая царевна»,…)

 - Чтобы вспомнить  героев сказки ребята-консультанты подготовили презентацию-викторину «Узнай героя сказки» Маршрутный лист поможет вам путешествовать вместе.

3.Сравнение сказки П.П.Ершова с русскими народными сказками.

-Мы отметили, что сказка - авторская. А ещё на какие сказки она похожа? (народные) Чем похожа?

На этот вопрос нам помогут ответить исследователи, которые искали ответ на вопрос: «На какие сказки похожа сказка «Конек-Горбунок»?»

 -волшебные предметы;

 -традиционное начало;  

 -три сына;

 -обычная сказочная концовка о свадебном пире;

 -присказки во 2 и 3 части

 -повторы «царь-девица», «что ни в сказке не сказать, ни пером не написать» …;

 - борьба добра и зла.

Запишите в свой маршрутный лист несколько признаков по которым ершовская сказка похожа на народную. За каждый правильный ответ поставь 1 балл.

4.Работа над произведением «Конёк – Горбунок»

 - Сказка написана в 19 веке, поэтому в ней много непонятных слов. Как быть?

-Как называются слова, которые мы уже не используем в своей речи? (устаревшие) Значение этих слов можно найти в словаре устаревших слов, этимологическом словаре, толковом словаре Даля.

Ребята подготовили электронный «Словарик устаревших слов и выражений» Будьте внимательны. Задание: записать значение фразеологизмов.

Физминутка

- Были ли вы внимательными  читателями, мы узнаем по итогам викторины-теста «По страницам сказки», которую составили наши ребята.

5. Знакомство с писателем и историей создания произведения. (Выступление группы исследователей)

Родился в Сибири в 1815 году.  В семье было 12 детей, но выжили только 2, Петя и его брат Коля. Учился в Тобольской гимназии.  Закончил Петербургский университет.  В 19 лет сочинил сказку «Конёк – Горбунок» и сразу стал знаменитым. Умер в 1869 году, в 54 года.

Запишите в свой маршрутный лист с помощью опорных слов важные моменты из биографии Ершова.

6. Подготовка к определению главной мысли сказки.

-Каким мы видим главного героя - Иванушку-дурачка начале? (В малахае - название длиннополой широкой одежды без пояса, а также меховой шапки с ушами. В лаптях.)

-А в конце сказки каким и кем он стал ребята? 

-Можно ли Иванушку назвать глупым? Докажите!

-А ленивым? Почему?

-Действительно, он не крадёт, не обманывает, верен слову, любопытен (ловит кобылицу, отправляется на поиски жар-птицы и царь-девицы), бескорыстен. (когда его возвышают у царя он относится иронически)

- Какие человеческие качества помогли Ивану в испытаниях? (честность, открытость, настойчивость, упорство, пытливость, терпение). Докажите примерами из сказки, что все эти качества присущи герою.

- Чем Иван отличается от своих братьев? (трудолюбием, исполнительностью, серьёзностью). Аргументируйте свою точку зрения.

- Какие качества осуждает автор в своих героях? В ком именно? (ложь, зависть, неумение держать данное слово, неблагодарность).

- Чему же учит сказка Ершова? (Настоящей дружбе;  победа сил добра и справедливости над силами зла и насилия)

- Заслужил ли Иванушка, по-вашему, счастья? От кого же зависит наше счастье?

- Сказка А.С.Пушкина «Сказка о золотом петушке» заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Подходит ли данный афоризм сказке «Конёк-Горбунок»?

 - Эта сказка не только о том, что добро должно побеждать, но и о силе, могуществе товарищества, дружбы. Силы зла побеждает хорошая, верная дружба между коньком и Иваном.


Поэт напоминает нам, что не за внешнюю красоту надо ценить людей: недаром и Иван, и горбатый конек неказисты внешне. Главное — они чисты душой, правдивы, верны данному слову, поэтому и достойны счастья…

7.Рефлексия. Заполните свои маршрутные листы и оцените свою работу дома и на уроке, чем понравился вам урок, что было трудно, интересно. Поставьте себе оценку за урок.

8.Домашнее задание.

Поразмышляйте  на тему «Сказка – ложь, да в ней намёк…» (мини-сочинение)

 

 



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист по сказке Ершова П.П. «Конек-Горбунок»

_____________________________________________________

1 задание Угадай героев сказки

  1. ________________________
  2. ________________________
  3. ________________________
  4. ________________________
  5. ________________________

2 задание  Признаки,  по которым ершовская сказка похожа на народную. За каждый правильный ответ поставь 1 балл.

  1. ________________________
  2. ________________________
  3. ________________________
  4. ________________________
  5. ________________________

3 задание  Словарная работа  Объясни значения фразеологизмов

  1. «как сыр в масле» _______________________________
  2. «за тридевять земель» ___________________________
  3. «как с гуся вода» ________________________________
  4. «остались рожки да ножки» _______________________

4 задание  Внимательно ли вы читали сказку «Конёк-горбунок»? Ответьте на вопросы.

№ вопр

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

итого

№ отв

5 задание Что я узнал о Ершове? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 задание «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»

____________________________________________________________________________________________________________________________

Итоговый балл _____________

Самооценка урока ___________

Маршрутный лист по сказке Ершова П.П. «Конек-Горбунок»

_____________________________________________________

1 задание Угадай героев сказки

  1. ________________________
  2. ________________________
  3. ________________________
  4. ________________________
  5. ________________________

2 задание  Признаки,  по которым ершовская сказка похожа на народную. За каждый правильный ответ поставь 1 балл.

  1. ________________________
  2. ________________________
  3. ________________________
  4. ________________________
  5. ________________________

3 задание  Словарная работа  Объясни значения фразеологизмов

  1. «как сыр в масле» _______________________________
  2. «за тридевять земель» ___________________________
  3. «как с гуся вода» ________________________________
  4. «остались рожки да ножки» _______________________

4 задание  Внимательно ли вы читали сказку «Конёк-горбунок»? Ответьте на вопросы.

№ вопр

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

итого

№ отв

5 задание Что я узнал о Ершове? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 задание «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»

____________________________________________________________________________________________________________________________

Итоговый балл _____________

Самооценка урока ___________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнили работу: ученицы 4в класса Бажанова Анастасия и Стёпина Екатерина.

Слайд 2

1. За сколько братья хотели продать краденых коней? За пятак За два-пять шапок серебра За тысячу Рублев За четыре полушки За мешок золота

Слайд 3

2. Назовите драгоценный камень, с которым сравниваются очи лошадей? 1. Бирюза 2. Яхонт 3. Оникс 4. Алмаз 5. Агат

Слайд 4

3. Кому Иван выпросил прощение в Солнцевом селении? 1.Царю 2.Братьям 3. Р ыбе-киту 4.Царскому спальнику 5.Ершу

Слайд 5

4. Сколько лет мучился несчастный великан рыба-кит? 1. десять лет 2. два века 3. годик с хвостиком 4. 30 лет и 3 года 5. 21 год и месяц

Слайд 6

5. Сколь лет было юной царевне, когда к ней посватался старый царь? 1. 18 2. 15 3. 21 4. 17 5. 14

Слайд 7

6. Кто оказался матерью Царь-девица? 1. Василиса Премудрая 2. Весна краса 3. Месяц Месяцович 4. Красно Солнышко 5. Марья Моревна

Слайд 8

7. Что из одежды придётся взять Ивану, чтобы не обжечь руки о Жар-птицу? 1.Галички 2.Рукавички 3.Зипун 4.Кафтан 5.Кушак

Слайд 9

8. Чем питается Иван на протяжении всей сказки? 1.Хлебом 2.Леденцами 3.Семечками 4.Пшеном 5.Орехами

Слайд 10

9. Какую сумму в рублях получил Иван от царя за коней? 1. 5 2. 10 3. 15 4. 100 5. 1000

Слайд 11

10. Какого роста Конёк-горбунок? 1. вершок 2. 2 вершка 3. 3 вершка 4. 4 вершка 5. 5 вершков

Слайд 12

11. Что нужно было достать для Царь-девицы со дна морского? 1.камень-самоцвет 2.ожерелье 3.перстень 4.заморский туалет

Слайд 13

Проверь себя № вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 № ответа 2 2 3 1 2 3 2 1 1 3 3 За каждый верный ответ поставь себе 1 балл


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследуем биографию П.П.Ершова Подготовили обучающиеся 4в класса МОУ «СОШ №51» Петрова Алина, Сенина Алёна и Кочнев Сергей

Слайд 2

Пётр Павлович Ершов 1815-1869 Пётр Павлович Ершов родился в Сибири в Тобольской губернии в 1815 году

Слайд 3

Тобольск В семье было 12 детей, но выжили только Петя и его брат Коля. Петр был слабым от рождения. Когда ему исполнилось 10 лет, его отца перевели на службу в Тобольск. Мальчики поразили каменные дома, древний Кремль, городская ярмарка.

Слайд 4

«Конёк-Горбунок» С отличием окончив гимназию, он поступает в Петербургский университет. В 1833 году профессор Плетнёв прочитал на лекции своим студентам отрывки из сказки «Конёк-Горбунок», которую Ершов представил ему как курсовую работу. Сказка очень понравилась студентам, а девятнадцатилетний Ершов стал знаменитым.

Слайд 5

«… Теперь этот род сочинений можно мне и оставить…» Плетнёв показал её Пушкину, тому она тоже понравилась, он даже произвёл некоторую правку. В 1834 году сказка была напечатана в журнале «Библиотека для чтения».

Слайд 6

После окончания университета Ершов был направлен учителем в свою родную гимназию, а через 13 лет стал ее директором. После женитьбы Ершову пришлось оставить литературную деятельность: надо было изо дня в день думать о материальном обеспечении семьи. Судьбы детей и внуков писателя сложились по-разному, но почти все они тоже были педагогами.

Слайд 7

В Тобольске поставлен памятник Иванушке и Коньку-Горбунку

Слайд 8

Премия имени Ершова В 2005 году учреждена Всероссийская литературная премия имени Ершова за произведения для детей и юношества. Ежегодно определяются пять победителей, которым присуждаются денежные вознаграждения, дипломы и символ Премии – скульптурная композиция, изготовленная из кости: Иванушка на Коньке-Горбунке гордо держит Жар-птицу. Вручается она на родине сказочника 6 марта, то есть в день рождения поэта.

Слайд 9

В 1941 году снят художественный фильм «Конёк-Горбунок»

Слайд 10

В 1947, 1975 годах снят мультфильм по сказке Ершова «Конёк-Горбунок»

Слайд 11

Использованная литература http:// imaqes.yandex.ru/yandsearch ? text http:// www.curbor.su/bioinfo.php ? id_auth-798 http://rniqostock.com/viewtopic.php ? f=68t=77 http://www.tonnel.ru/ ? =qzl&uid=548&op=bio


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

На какие сказки похожа сказка П.П.Ершова «Конек-Горбунок» ? Чем похожа? Исследование обучающихся 4в класса МОУ «СОШ № 51» Бочкаревой Антонины,Елесиной Татьяны

Слайд 2

За горами, за лесами, За широкими морями, Не на небе – на земле Жил старик в одном селе. традиционное начало Главные герои сказки : Иван-дурак, третий, самый младший сын, Конек-Горбунок — "уродец" в своем мире, он тоже третий, младший, конь Похожи на фольклорных сказочных героев ("Иван-царевич и Серый волк", "Сивка-бурка") похожие мотивы, образы ( Жар-птицы, Царь-девицы, Месяца Месяцовича, подводного царства) Чудесный конь помогает положительному герою сказки о Жар-птице («Жар-птица и Василиса-царевна»), необыкновенном коне Сивке-Бурке, о таинственных налетах на сад, о том, как доставали дряхлому царю молодую жену и др. Сказка «Конек- горбунок» Русские народные сказки

Слайд 3

Иван выполняет третье — самое трудное задание - добывает перстень Царь-девицы Как и во многих народных сказках третье — самое трудное, почти непосильное задание Помогает рыбе-киту получить прощенье, а тот в награду перстень для Царь-девицы герой. помогает встречному, который в свою очередь, через цепочку действующих лиц, выручает самого героя, содействуя выполнению наиболее трудного задания. Царь-девица живет в сказочном золотом дворце этот мотив тоже взят из народного фольклора, точнее периода языческих поверий о дворце бога – Ярилы Последние стихи о свадебном пире Сказочная концовка

Слайд 4

Ершовский Иванушка – типичный персонаж русского фольклора Он дурачит окружающих, разыгрывает из себя глупца. Он не жаден, ему не нужны деньги, почести и слава. Любит свободу, простодушен, но правдив. Конек-горбунок трижды спрашивает у Ивана «Что, Иванушка, невесел? Что головушку повесил?» традиционные повторы 1.Начинает сказка сказываться. 2.Скоро сказка сказывается. А не скоро дело делается. 3.Доселе Макар огороды копал. А нынче Макар в воеводы попал. 4. Для дружка и сережку из ушка! многочисленные присказки, прибаутки, пословицы , поговорки, простонародные слова («нешто», «сызнова»).

Слайд 5

«сонные тетери», «как сыр в масле», «за тридевять земель», «как с гуся вода», «остались рожки да ножки» фразеологизмы Три брата, три коня, три котла, три части, три десятка кораблей, три путешествия Ивана В сказках часто встречается число три Путешествует Иван каждый раз семь дней Доставать свою жар-птицу Едут целую седмицу . цифра семь

Слайд 6

Вывод Поэт почувствовал и передал очарование народных сказок. Ершов не только пересказал своими стихами сказки народа, но и дополнил его выдумкой, дал волю фантазии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...