За Коньком-Горбунком (урок литературного чтения)
творческая работа учащегося по чтению (4 класс) по теме
Урок - исследование (конспект+презентации-работы детей) по произведению Ершова "Конек-Горбунок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Urok_literaturnogo_chteniya_v_4_klasse_po_skazke_Ershova.doc | 48.5 КБ |
Marshrutnyy_list_po_skazke_Ershova_P.doc | 41.5 КБ |
Viktorina_Konyok-gorbunok.ppt | 1.52 МБ |
slovar_Ershov.ppt | 378.5 КБ |
Uznay_geroya_skazki.ppt | 356.5 КБ |
Ershov_biografiya.ppt | 1.03 МБ |
Na_kakie_skazki_pohozha_skazka_P.ppt | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4в классе по УМК «Начальная школа 21 века» Тема: Пётр Павлович Ершов «Конёк-Горбунок» Цели: - продолжить знакомство со сказкой П.П.Ершова «Конёк-Горбунок»; - учить сравнивать сказки народные и литературные; - формировать умение анализировать литературное произведение, аргументировать свой ответ, - учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках; - развивать логическое мышление, речь учащихся; - познакомить с биографией П.П.Ершова и историей создания сказки «Конёк-Горбунок». Оборудование:
Ход урока:
1.Вступительное слово учителя. - Это замечательное произведение было написано 175 лет назад. А поэту-сказочнику в марте 2010 года исполнилось 195 лет. Трудно представить себе современную детскую литературу без этой сказки, равно как и историю Сибири без знаменитого юноши из Тобольска.
2.Актуализация знаний. - С каким произведением мы продолжаем знакомиться? Назовите автора (Петр Павлович Ершов) - К какому литературному жанру относится это произведение? (сказки) - Почему сказка? (Говорят животные, на ките люди живут, нет жар-птицы, месяц как живой человек, конёк летает, нельзя искупаться в кипятке и остаться живым). - Какие бывают сказки? (бытовые, волшебные, о животных) Можно ли данную сказку назвать волшебной? Докажите! - А ещё это сказка какая? (авторская) Почему? Назовите авторские сказки. (А.Толстой «Золотой ключик», Г.Х.Андерсен «Самое невероятное», В.А.Жуковский «Спящая царевна»,…) - Чтобы вспомнить героев сказки ребята-консультанты подготовили презентацию-викторину «Узнай героя сказки» Маршрутный лист поможет вам путешествовать вместе. 3.Сравнение сказки П.П.Ершова с русскими народными сказками. -Мы отметили, что сказка - авторская. А ещё на какие сказки она похожа? (народные) Чем похожа? На этот вопрос нам помогут ответить исследователи, которые искали ответ на вопрос: «На какие сказки похожа сказка «Конек-Горбунок»?» -волшебные предметы; -традиционное начало; -три сына; -обычная сказочная концовка о свадебном пире; -присказки во 2 и 3 части -повторы «царь-девица», «что ни в сказке не сказать, ни пером не написать» …; - борьба добра и зла. Запишите в свой маршрутный лист несколько признаков по которым ершовская сказка похожа на народную. За каждый правильный ответ поставь 1 балл. 4.Работа над произведением «Конёк – Горбунок» - Сказка написана в 19 веке, поэтому в ней много непонятных слов. Как быть? -Как называются слова, которые мы уже не используем в своей речи? (устаревшие) Значение этих слов можно найти в словаре устаревших слов, этимологическом словаре, толковом словаре Даля. Ребята подготовили электронный «Словарик устаревших слов и выражений» Будьте внимательны. Задание: записать значение фразеологизмов. Физминутка - Были ли вы внимательными читателями, мы узнаем по итогам викторины-теста «По страницам сказки», которую составили наши ребята. 5. Знакомство с писателем и историей создания произведения. (Выступление группы исследователей) Родился в Сибири в 1815 году. В семье было 12 детей, но выжили только 2, Петя и его брат Коля. Учился в Тобольской гимназии. Закончил Петербургский университет. В 19 лет сочинил сказку «Конёк – Горбунок» и сразу стал знаменитым. Умер в 1869 году, в 54 года. Запишите в свой маршрутный лист с помощью опорных слов важные моменты из биографии Ершова. 6. Подготовка к определению главной мысли сказки. -Каким мы видим главного героя - Иванушку-дурачка начале? (В малахае - название длиннополой широкой одежды без пояса, а также меховой шапки с ушами. В лаптях.) -А в конце сказки каким и кем он стал ребята? -Можно ли Иванушку назвать глупым? Докажите! -А ленивым? Почему? -Действительно, он не крадёт, не обманывает, верен слову, любопытен (ловит кобылицу, отправляется на поиски жар-птицы и царь-девицы), бескорыстен. (когда его возвышают у царя он относится иронически) - Какие человеческие качества помогли Ивану в испытаниях? (честность, открытость, настойчивость, упорство, пытливость, терпение). Докажите примерами из сказки, что все эти качества присущи герою. - Чем Иван отличается от своих братьев? (трудолюбием, исполнительностью, серьёзностью). Аргументируйте свою точку зрения. - Какие качества осуждает автор в своих героях? В ком именно? (ложь, зависть, неумение держать данное слово, неблагодарность). - Чему же учит сказка Ершова? (Настоящей дружбе; победа сил добра и справедливости над силами зла и насилия) - Заслужил ли Иванушка, по-вашему, счастья? От кого же зависит наше счастье? - Сказка А.С.Пушкина «Сказка о золотом петушке» заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Подходит ли данный афоризм сказке «Конёк-Горбунок»? - Эта сказка не только о том, что добро должно побеждать, но и о силе, могуществе товарищества, дружбы. Силы зла побеждает хорошая, верная дружба между коньком и Иваном.
7.Рефлексия. Заполните свои маршрутные листы и оцените свою работу дома и на уроке, чем понравился вам урок, что было трудно, интересно. Поставьте себе оценку за урок. 8.Домашнее задание. Поразмышляйте на тему «Сказка – ложь, да в ней намёк…» (мини-сочинение)
|
Предварительный просмотр:
Маршрутный лист по сказке Ершова П.П. «Конек-Горбунок»
_____________________________________________________
1 задание Угадай героев сказки
- ________________________
- ________________________
- ________________________
- ________________________
- ________________________
2 задание Признаки, по которым ершовская сказка похожа на народную. За каждый правильный ответ поставь 1 балл.
- ________________________
- ________________________
- ________________________
- ________________________
- ________________________
3 задание Словарная работа Объясни значения фразеологизмов
- «как сыр в масле» _______________________________
- «за тридевять земель» ___________________________
- «как с гуся вода» ________________________________
- «остались рожки да ножки» _______________________
4 задание Внимательно ли вы читали сказку «Конёк-горбунок»? Ответьте на вопросы.
№ вопр | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | итого |
№ отв |
5 задание Что я узнал о Ершове? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 задание «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
____________________________________________________________________________________________________________________________
Итоговый балл _____________
Самооценка урока ___________
Маршрутный лист по сказке Ершова П.П. «Конек-Горбунок»
_____________________________________________________
1 задание Угадай героев сказки
- ________________________
- ________________________
- ________________________
- ________________________
- ________________________
2 задание Признаки, по которым ершовская сказка похожа на народную. За каждый правильный ответ поставь 1 балл.
- ________________________
- ________________________
- ________________________
- ________________________
- ________________________
3 задание Словарная работа Объясни значения фразеологизмов
- «как сыр в масле» _______________________________
- «за тридевять земель» ___________________________
- «как с гуся вода» ________________________________
- «остались рожки да ножки» _______________________
4 задание Внимательно ли вы читали сказку «Конёк-горбунок»? Ответьте на вопросы.
№ вопр | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | итого |
№ отв |
5 задание Что я узнал о Ершове? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 задание «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
____________________________________________________________________________________________________________________________
Итоговый балл _____________
Самооценка урока ___________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. За сколько братья хотели продать краденых коней? За пятак За два-пять шапок серебра За тысячу Рублев За четыре полушки За мешок золота
2. Назовите драгоценный камень, с которым сравниваются очи лошадей? 1. Бирюза 2. Яхонт 3. Оникс 4. Алмаз 5. Агат
3. Кому Иван выпросил прощение в Солнцевом селении? 1.Царю 2.Братьям 3. Р ыбе-киту 4.Царскому спальнику 5.Ершу
4. Сколько лет мучился несчастный великан рыба-кит? 1. десять лет 2. два века 3. годик с хвостиком 4. 30 лет и 3 года 5. 21 год и месяц
5. Сколь лет было юной царевне, когда к ней посватался старый царь? 1. 18 2. 15 3. 21 4. 17 5. 14
6. Кто оказался матерью Царь-девица? 1. Василиса Премудрая 2. Весна краса 3. Месяц Месяцович 4. Красно Солнышко 5. Марья Моревна
7. Что из одежды придётся взять Ивану, чтобы не обжечь руки о Жар-птицу? 1.Галички 2.Рукавички 3.Зипун 4.Кафтан 5.Кушак
8. Чем питается Иван на протяжении всей сказки? 1.Хлебом 2.Леденцами 3.Семечками 4.Пшеном 5.Орехами
9. Какую сумму в рублях получил Иван от царя за коней? 1. 5 2. 10 3. 15 4. 100 5. 1000
10. Какого роста Конёк-горбунок? 1. вершок 2. 2 вершка 3. 3 вершка 4. 4 вершка 5. 5 вершков
11. Что нужно было достать для Царь-девицы со дна морского? 1.камень-самоцвет 2.ожерелье 3.перстень 4.заморский туалет
Проверь себя № вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 № ответа 2 2 3 1 2 3 2 1 1 3 3 За каждый верный ответ поставь себе 1 балл
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пётр Павлович Ершов 1815-1869 Пётр Павлович Ершов родился в Сибири в Тобольской губернии в 1815 году
Тобольск В семье было 12 детей, но выжили только Петя и его брат Коля. Петр был слабым от рождения. Когда ему исполнилось 10 лет, его отца перевели на службу в Тобольск. Мальчики поразили каменные дома, древний Кремль, городская ярмарка.
«Конёк-Горбунок» С отличием окончив гимназию, он поступает в Петербургский университет. В 1833 году профессор Плетнёв прочитал на лекции своим студентам отрывки из сказки «Конёк-Горбунок», которую Ершов представил ему как курсовую работу. Сказка очень понравилась студентам, а девятнадцатилетний Ершов стал знаменитым.
«… Теперь этот род сочинений можно мне и оставить…» Плетнёв показал её Пушкину, тому она тоже понравилась, он даже произвёл некоторую правку. В 1834 году сказка была напечатана в журнале «Библиотека для чтения».
После окончания университета Ершов был направлен учителем в свою родную гимназию, а через 13 лет стал ее директором. После женитьбы Ершову пришлось оставить литературную деятельность: надо было изо дня в день думать о материальном обеспечении семьи. Судьбы детей и внуков писателя сложились по-разному, но почти все они тоже были педагогами.
В Тобольске поставлен памятник Иванушке и Коньку-Горбунку
Премия имени Ершова В 2005 году учреждена Всероссийская литературная премия имени Ершова за произведения для детей и юношества. Ежегодно определяются пять победителей, которым присуждаются денежные вознаграждения, дипломы и символ Премии – скульптурная композиция, изготовленная из кости: Иванушка на Коньке-Горбунке гордо держит Жар-птицу. Вручается она на родине сказочника 6 марта, то есть в день рождения поэта.
В 1941 году снят художественный фильм «Конёк-Горбунок»
В 1947, 1975 годах снят мультфильм по сказке Ершова «Конёк-Горбунок»
Использованная литература http:// imaqes.yandex.ru/yandsearch ? text http:// www.curbor.su/bioinfo.php ? id_auth-798 http://rniqostock.com/viewtopic.php ? f=68t=77 http://www.tonnel.ru/ ? =qzl&uid=548&op=bio
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
За горами, за лесами, За широкими морями, Не на небе – на земле Жил старик в одном селе. традиционное начало Главные герои сказки : Иван-дурак, третий, самый младший сын, Конек-Горбунок — "уродец" в своем мире, он тоже третий, младший, конь Похожи на фольклорных сказочных героев ("Иван-царевич и Серый волк", "Сивка-бурка") похожие мотивы, образы ( Жар-птицы, Царь-девицы, Месяца Месяцовича, подводного царства) Чудесный конь помогает положительному герою сказки о Жар-птице («Жар-птица и Василиса-царевна»), необыкновенном коне Сивке-Бурке, о таинственных налетах на сад, о том, как доставали дряхлому царю молодую жену и др. Сказка «Конек- горбунок» Русские народные сказки
Иван выполняет третье — самое трудное задание - добывает перстень Царь-девицы Как и во многих народных сказках третье — самое трудное, почти непосильное задание Помогает рыбе-киту получить прощенье, а тот в награду перстень для Царь-девицы герой. помогает встречному, который в свою очередь, через цепочку действующих лиц, выручает самого героя, содействуя выполнению наиболее трудного задания. Царь-девица живет в сказочном золотом дворце этот мотив тоже взят из народного фольклора, точнее периода языческих поверий о дворце бога – Ярилы Последние стихи о свадебном пире Сказочная концовка
Ершовский Иванушка – типичный персонаж русского фольклора Он дурачит окружающих, разыгрывает из себя глупца. Он не жаден, ему не нужны деньги, почести и слава. Любит свободу, простодушен, но правдив. Конек-горбунок трижды спрашивает у Ивана «Что, Иванушка, невесел? Что головушку повесил?» традиционные повторы 1.Начинает сказка сказываться. 2.Скоро сказка сказывается. А не скоро дело делается. 3.Доселе Макар огороды копал. А нынче Макар в воеводы попал. 4. Для дружка и сережку из ушка! многочисленные присказки, прибаутки, пословицы , поговорки, простонародные слова («нешто», «сызнова»).
«сонные тетери», «как сыр в масле», «за тридевять земель», «как с гуся вода», «остались рожки да ножки» фразеологизмы Три брата, три коня, три котла, три части, три десятка кораблей, три путешествия Ивана В сказках часто встречается число три Путешествует Иван каждый раз семь дней Доставать свою жар-птицу Едут целую седмицу . цифра семь
Вывод Поэт почувствовал и передал очарование народных сказок. Ершов не только пересказал своими стихами сказки народа, но и дополнил его выдумкой, дал волю фантазии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....