Внеурочная деятельность . "Доноведение 3 класс"
рабочая программа (3 класс) на тему
Курс "Доноведения" формирует у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине - Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
donovedenie_3_klass.doc | 260.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Г.ТАГАНРОГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31
Утверждена
приказом по МОБУ СОШ № 31
от 30.06.2015г. № 330
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Доноведению (духовно-нравственное направление)
Уровень общего образования: начальное общее 3 «A» класс.
Количество часов 68
Учитель: Путилина Елена Юрьевна
Программа разработана на основе:авторской программы «Доноведение» (авторы: канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко)
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Доноведение» разработана на основе авторской программы «Доноведение» (авторы: канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко), Федеральным образовательным стандартом начального общего образования и реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности.
Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса — «Доноведение».
Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает. Основной целью курса«Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:
Образовательные:1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные:1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие: 1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
2. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира.
При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа — человек – общество».
- Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
Законы:
- - Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- - областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
Программы:
- - Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
Постановления:
- - постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72).
Приказы:
- - приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
- - приказ Минобразования Ростовской области от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
- - приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;
- - приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- - приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- - приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- - приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ»;
- приказ Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576 « О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.14 г. № 253»
Письма:
- - письмо Минобразования России от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;
- - письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- - письмо Минобрнауки России от 15.07.2014 № 08-888 «Об аттестации учащихся общеобразовательных организаций по учебному предмету «Физическая культура»;
- - письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;
- Устав МОБУСОШ № 31
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
2. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
3. История Донского края – часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их не проходящей ценности и необходимости их охраны.
При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Программа обучения в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.
Вся программа выстроена из пяти взаимосвязанных блоков:
· Я и окружающий мир,
· Природа Донского края,
· Человек и природа,
· Жизнь на Дону,
· Яркие страницы истории земли Донской.
Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так содержательный блок «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ребёнок учиться ориентироваться в окружающем мире, знакомиться с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением, получает первичные представления о названии своего местопроживания, его расположением на карте Ростовской области, символах своего края; осознаёт свои семейные и общественные обязанности.
При подготовке к урокам учителю важно учитывать познавательный интерес младшего школьника и выстраивать процесс обучения на основе формирования его учебной деятельности. Воспитание младших школьников возможно при различных видах и формах обучения. На основании учёта таких индивидуальных сходных особенностей, как способности, интересы, познавательные возможности учащихся учитель может выстраивать обучение в группах.
Существуют следующие виды коллективной учебной деятельности учащихся:
— парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный ученик помогает отстающему, или двусторонний характер взаимоотношений – взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка;
— групповая работа в малых группах (по 3-5 учащихся в каждой);
— командные игры, когда класс делится на две команды.
Групповая форма имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами учебной деятельности. Прежде всего, это более высокий уровень сложности выполняемых детьми заданий (ведь недостаток знаний одного ученика легко компенсируется группой в целом); высокая степень усвоения каждым учеником большого количества информации за короткий промежуток времени; высокая динамика урока, ведущая к активизации мышления учеников; быстрый сбор информации от учеников; достаточная степень контроля за работой учащихся и т.п.
Признаками групповой формы на уроке и вне его являются: деление класса на группы для самостоятельного решения учебных задач; выполнение каждой группой определённого задания (проекта, исследования) либо одинакового, либо дифференцированного. Историческая пропедевтика в отличие от других курсов начальной школы носит описательно-повествовательный характер. Учащиеся не могут непосредственно наблюдать историческое событие (кроме недавних, произошедших на памяти), тем более делать опыты, проводить эксперимент. Но возможны беседы-исследования среди родных, местных жителей об их участии в исторических событиях, быте и традициях семьи, родного края в прошлом. Поиск ответа на поставленные вопросы активизирует умственную деятельность детей, направляет её на отыскивание результата.
На протяжении всех лет обучения в начальной школе учащиеся под руководством учителя могут собрать данные о себе, о своей семье, о месте проживания и т.п. в отдельный альбом, который вручается в качестве подарка ученику на прощальном вечере с начальной школой.
При изучении природы и истории родного края в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности (городу, селу) и в музеи. На них ученики познакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории, находками археологов, а также с макетами, реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений
1.3 ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Для изучения вариативного курса регионального компонента «Доноведение» отводится:
количество часов в год - 68; количество часов в неделю –2
Срок реализации программы 2015 – 2016 учебный год.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Наименование разделов учебной программы | Кол-во часов | Сроки | Характеристика основных содержательных линий, цели изучаемого раздела | Планируемые результаты | Система оценки планируемых результатов | |
на базовом уровне | на повышенном уровне | ||||||
1 | Я и окружающий мир | 12 | 02.09- 12.10 | Край, в котором я живу. Ростовская область как административная единица. Герб, флаг, гимн Ростовской области. Ростовская область на карте. Города Ростовской области. История села (города): Достопримечательности. Знакомство с известными людьми | регулятивные— ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); — составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий; — вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; — оценивать собственные знания и умения; — доводить дело до конца. познавательные— находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации; коммуникативные— слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; | личностные— анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края; | Текущий контроль проводится в форме устного опроса, пересказа (подробного, выборочного, краткого), например, выполнение заданий в рабочей тетради, краткие письменные ответы на вопросы по содержанию темы. |
2 | Природа Донского края | 26 | 14.10- 03.02 | Природные условия, процессы и явления, характерные для Ростовской области (гололёд, туманы, ливневые дожди, грозы). Существенные признаки сезонных изменений в крае. Климат, погода. Вода. Её распространение и значение для живых организмов Донского края. Водоёмы Донского края. Реки: Дон, Сал, Северский Донец, Егорлык, Калитва, Западный Маныч, Таганрогский залив, Цимлянское водохранилище, Озеро Маныч – Гудило. Природная экосистема водоёма. Рельеф родного края: холмистая равнина, овраги, терриконы, курганы. Полезные ископаемые – известняк, песок, глина. Их месторождение в родном крае. Бережное использование природных богатств. Почва Донского края и её значение для Ростовской области. Природные экосистемы Донского края (лес, луг, поле). Дикорастущие и культурные растения Донского края (различие). | регулятивные— ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); — составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий; — вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; — оценивать собственные знания и умения; — доводить дело до конца. познавательные— находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации; коммуникативные— слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; родителями, со старшими родственниками, местными жителями; | личностные— анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края; | Текущий контроль проводится в форме устного опроса, пересказа (подробного, выборочного, краткого), например, выполнение заданий в рабочей тетради, краткие письменные ответы на вопросы по содержанию темы. |
3 | Человек и природа | 6 | 08.02- 24.02 | Профессия — метеоролог. | регулятивные— ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); — составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий; — вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; — оценивать собственные знания и умения; — доводить дело до конца. познавательные— находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации; коммуникативные— слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; | личностные— анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края; | Текущий контроль проводится в форме устного опроса, пересказа (подробного, выборочного, краткого), например, выполнение заданий в рабочей тетради, краткие письменные ответы на вопросы по содержанию темы. |
4 | Жизнь на Дону | 24 | 29.02- 23.05 | Тайны донской земли. Первые поселения на Дону. Танаис — древний город. | регулятивные— ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); — составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий; — вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; — оценивать собственные знания и умения; — доводить дело до конца. познавательные— находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации; коммуникативные— слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; | личностные— анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края; | Текущий контроль проводится в форме устного опроса, пересказа (подробного, выборочного, краткого), например, выполнение заданий в рабочей тетради, краткие письменные ответы на вопросы по содержанию темы. |
3. Календарно-тематический план
№ п/п | Раздел учебной программы по предмету, тема урока (темы к./р., пр./р., л./р., т.д.) | Кол-во часов | Дата | Педагогические приёмы и формы работы | Основные виды учебной деятельности обучающихся | |
план | факт. | |||||
Я и окружающий мир | 12 | Иметь представления о Ростовской области как административной единице; познакомиться с гербом, флагом, гимном Ростовской области и правилами поведения при прослушивании гимна; Сформировать умение работы с картой (исторической, географической и контурной) Ростовской области | ||||
1 | Край, в котором я живу | 1 | 02.09 | Проблемный диалог | ||
2 | Край, в котором я живу | 1 | 07.09 | Беседа. Фронтальная | ||
3 | О городах и станицах родного края | 1 | 09.09 | Проблемный диалог | ||
4 | С днем рождения, родной город (село)! | 1 | 14.09 | Беседа. Опрос | ||
5 | С днем рождения, родной город (село)! | 1 | 16.09 | Групповая работа | ||
6 | У природы нет плохой погоды | 1 | 21.09 | Групповая работа | ||
7 | У природы нет плохой погоды | 1 | 23.09 | Беседа. Индивидуальная | ||
8 | У природы нет плохой погоды | 1 | 28.09 | Групповая работа | ||
9 | Живая вода | 1 | 30.09 | Беседа. Фронтальная | ||
10 | Разнообразие водоемов родного края. | 1 | 05.10 | Беседа. Фронтальная | ||
11 | Главная река нашего края | 1 | 07.10 | Групповая работа | ||
12 | Растения и животные водоемов | 1 | 12.10 | Групповая работа | ||
Природа Донского края | 26 | Познакомиться с особенностями поверхности Ростовской области: холмистой равниной, оврагами, курганами, терриконами, лиманами поймы реки Дон. Познакомиться с полезными ископаемыми Ростовской области: известняк, песок, глина; их месторождения; | ||||
13 | Природная поверхность нашего края. | 1 | 14.10 | Групповая работа | ||
14 | Природная поверхность нашего края | 1 | 19.10 | Беседа. Фронтальная | ||
15 | Природная поверхность нашего края | 1 | 21.10 | Беседа. Фронтальная | ||
16 | Существенные признаки сезонных изменений в крае. | 1 | 09.11 | Групповая работа | ||
17 | Климат, погода. | 1 | 11.11 | Беседа. Индивидуальная | ||
18 | Водоёмы Донского края | 1 | 16.11 | Беседа. Индивидуальная | ||
19 | Водоёмы Донского края | 1 | 18.11 | Групповая работа | ||
20 | Из недр Донской земли | 1 | 23.11 | Беседа. Фронтальная | ||
21 | Из недр Донской земли | 1 | 25.11 | Работа по шаблону | ||
22 | Из недр Донской земли | 1 | 30.11 | Групповая работа | ||
23 | Из недр Донской земли | 1 | 02.12 | Работа по шаблону | ||
24 | Бережное использование природных богатств. | 1 | 07.12 | Беседа. Фронтальная | ||
25 | Полезные ископаемые – известняк, песок, глина. Их месторождение в родном крае. | 1 | 09.12 | Проблемный диалог | Воспитывать в себе понимание необходимости бережного использования подземных богатств края | |
26 | Почвы родного края | 1 | 14.12 | Работа с учебником | ||
27 | Почвы родного края | 1 | 16.12 | Групповая, парная работа | ||
28 | Цвети, мой край родной! | 1 | 21.12 | Работа с учебником | ||
29 | Рельеф родного края: холмистая равнина, | 1 | 23.12 | Опрос, фронтальная | ||
30 | Рельеф родного края овраги | 1 | 28.12 | Проблемный диалог | ||
31 | Рельеф родного края: терриконы. | 1 | 30.12 | Работа с учебником | ||
32 | Рельеф родного курганы. | 1 | 13.01 | Опрос, фронтальная | ||
33 | Природная экосистема степи. | 1 | 18.01 | Работа с учебником | ||
34 | Природная экосистема степи | 1 | 20.01 | Групповая, парная работа | ||
35 | Природные экосистемы луга | 1 | 25.01 | Опрос, фронтальная | ||
36 | Природные экосистемы луга | 1 | 27.01 | Выполнение тренировочных заданий | ||
37 | Природные экосистемы леса | 1 | 01.02 | Проблемный диалог | ||
38 | Природные экосистемы леса | 1 | 03.02 | Беседа. Фронтальная | ||
Человек и природа | 6 | Иметь общее представление о весенних обрядах на Дону. | ||||
39 | Донская земля- житница России | 1 | 08.02 | Беседа. Фронтальная | ||
40 | Сельское хозяйство на Дону: земледелие | 1 | 10.02 | Проблемный диалог | ||
41 | Сельское хозяйство на Дону: животноводство | 1 | 15.02 | Работа с учебником | ||
42 | Казачьи посиделки | 1 | 17.02 | Групповая, парная работа | ||
43 | Казачьи посиделки | 1 | 22.02 | Работа с учебником | ||
44 | Славься, мой край родной | 1 | 24.02 | Опрос, фронтальная | ||
Жизнь на Дону | 24 | |||||
45 | Тайны Донской земли | 1 | 29.02 | Работа с учебником | ||
46 | Тайны Донской земли | 1 | 02.03 | Опрос, фронтальная | ||
47 | Тайны Донской земли | 1 | 07.03 | Работа с учебником | ||
48 | Танаис - древний город | 1 | 09.03 | Групповая, парная работа | ||
49 | Дикое поле | 1 | 14.03 | Опрос, фронтальная | ||
50 | Дикое поле | 1 | 16.03 | Выполнение тренировочных заданий | ||
51 | Донской край - казачий край | 1 | 30.03 | Беседа. Фронтальная | ||
52 | История появления первых казачьих городков | 1 | 04.04 | Проблемный диалог | ||
53 | История появления первых казачьих поселений | 1 | 06.04 | Работа с учебником | ||
54 | Первые казачьи городки | 1 | 11.04 | Групповая, парная работа | ||
55 | Казачья семья | 1 | 13.04 | Работа с учебником | ||
56 | Жилище казака | 1 | 18.04 | Опрос, фронтальная | Иметь представление о древних поселениях и кочевых племенах, проживавших на Дону, познакомить с историческими памятниками Актуализировать знания об особенностях быта казаков (жилище, посуда, одежда), станичных ремеслах | |
57 | Особенности казачьей семьи и воспитании детей | 1 | 20.04 | Беседа. Фронтальная | ||
58 | История вещей. Одежда | 1 | 25.04 | Проблемный диалог | ||
59 | История вещей. Посуда | 1 | 27.04 | Работа с учебником | ||
60 | Славен Дон! | 1 | 02.05 | Групповая, парная работа | ||
61 | Славен Дон | 1 | 04.05 | Работа с учебником | ||
62 | Краски Тихого Дона | 1 | 11.05 | Опрос, фронтальная | ||
63 | Сретение. Сороки. | 1 | 16.05 | Беседа. Фронтальная | ||
64 | Обряды на Дону. Зимние обряды | 1 | 18.05 | Проблемный диалог | ||
65 | Встреча птиц | 1 | 23.05 | Работа с учебником | ||
66 | Вербное воскресенье | 1 | Групповая, парная работа | |||
67 | Пасха. | 1 | Работа с учебником | |||
68 | Повторение и обобщение изученного за год | 1 | Опрос, фронтальная |
4. Описание материально – технического обеспечения
для учащихся:
1. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края.Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2006.
2. Сухаревская Е.Ю., Бакрева М.Н., Зыбина Е.А., Ткаченко А.Г. Доноведение: Рабочая тетрадь (1класс) — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
3. Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г. Ткаченко А.Г. Доноведение: Рабочая тетрадь (2класс) — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2008.
4. Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Рабочая тетрадь (3класс) — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009. 5. Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Рабочая тетрадь (4класс) — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009;
для учителя:
1. Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
2. Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г. Ткаченко А.Г. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности "Доноведение", 3 класс
Доноведение, 3 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 2 класс
Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса — «Доноведение»Мир, ок...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Доноведение"
Рабочая программа составлена в соответствии ФГОС второго поколения из рассчёта 1 час в неделю - 34 часа...
Внеурочная деятельность "Доноведение" 2 класс 2017-2018г.
На изучение программы курса внеурочной деятельности «Доноведение» во 2 классе в соответствии с требованиями ФГОС НОО основной образовательной программы согласно плану внеурочной деятельнос...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Доноведение"
Рабочая программа по Доноведению составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и вос...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Доноведение» для 3 класса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Доноведение» для 3 класса. Авторы: канд.пед.наук Е .Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Доб...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Доноведение" (4 класс)
Программа внеурочной деятельности для начальных классов...