Внеурочная деятельность . "Доноведение 3 класс"
рабочая программа (3 класс) на тему

Путилина Елена Юрьевна

Курс "Доноведения" формирует у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине - Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon donovedenie_3_klass.doc260.5 КБ

Предварительный просмотр:

Г.ТАГАНРОГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31

                                                                      Утверждена

                                                                   приказом по МОБУ СОШ № 31

   от 30.06.2015г. №        330

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  Доноведению (духовно-нравственное направление)

Уровень общего образования:  начальное общее   3 «A» класс.

Количество часов  68

Учитель:  Путилина Елена Юрьевна

Программа разработана на основе:авторской программы «Доноведение» (авторы: канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко)


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа курса «Доноведение»  разработана на основе авторской программы «Доноведение» (авторы: канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко), Федеральным образовательным стандартом начального общего образования и реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности.

Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса — «Доноведение».
Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает. Основной целью курса«Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие
задачи изучения родного края:
Образовательные:1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные:1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие: 1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
2. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира.
При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа — человек – общество».

  1. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

Законы:

  • - Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
  • - областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».

Программы:        

  • - Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);

Постановления:

  • - постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72).

Приказы:

  • - приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
  • -  приказ Минобразования Ростовской области от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
  • - приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;
  • - приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • - приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • - приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  • - приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ»;
  • приказ Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576 « О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.14 г. № 253»

Письма:

  • - письмо Минобразования России  от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании  и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию  здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;
  • - письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • - письмо  Минобрнауки России от 15.07.2014 № 08-888 «Об аттестации учащихся общеобразовательных организаций по учебному предмету «Физическая культура»;
  • - письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;
  • Устав МОБУСОШ  № 31

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
2. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
3. История Донского края – часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их не проходящей ценности и необходимости их охраны.
При конструировании содержания программы курса использовался
принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Программа обучения в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.

Вся программа выстроена из пяти взаимосвязанных блоков:
· Я и окружающий мир,
· Природа Донского края,
· Человек и природа,
· Жизнь на Дону,
· Яркие страницы истории земли Донской.
Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так содержательный блок «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ребёнок учиться ориентироваться в окружающем мире, знакомиться с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением, получает первичные представления о названии своего местопроживания, его расположением на карте Ростовской области, символах своего края; осознаёт свои семейные и общественные обязанности.
При подготовке к урокам учителю важно учитывать познавательный интерес младшего школьника и выстраивать процесс обучения на основе формирования его учебной деятельности. Воспитание младших школьников возможно при различных видах и формах обучения. На основании учёта таких индивидуальных сходных особенностей, как способности, интересы, познавательные возможности учащихся учитель может выстраивать обучение в группах.

Существуют следующие виды коллективной учебной деятельности учащихся:
— парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный ученик помогает отстающему, или двусторонний характер взаимоотношений – взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка;
— групповая работа в малых группах (по 3-5 учащихся в каждой);
— командные игры, когда класс делится на две команды.
Групповая форма имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами учебной деятельности. Прежде всего, это более высокий уровень сложности выполняемых детьми заданий (ведь недостаток знаний одного ученика легко компенсируется группой в целом); высокая степень усвоения каждым учеником большого количества информации за короткий промежуток времени; высокая динамика урока, ведущая к активизации мышления учеников; быстрый сбор информации от учеников; достаточная степень контроля за работой учащихся и т.п.
Признаками групповой формы на уроке и вне его являются: деление класса на группы для самостоятельного решения учебных задач; выполнение каждой группой определённого задания (проекта, исследования) либо одинакового, либо дифференцированного. Историческая пропедевтика в отличие от других курсов начальной школы носит описательно-повествовательный характер. Учащиеся не могут непосредственно наблюдать историческое событие (кроме недавних, произошедших на памяти), тем более делать опыты, проводить эксперимент. Но возможны беседы-исследования среди родных, местных жителей об их участии в исторических событиях, быте и традициях семьи, родного края в прошлом. Поиск ответа на поставленные вопросы активизирует умственную деятельность детей, направляет её на отыскивание результата.
На протяжении всех лет обучения в начальной школе учащиеся под руководством учителя могут собрать данные о себе, о своей семье, о месте проживания и т.п. в отдельный альбом, который вручается в качестве подарка ученику на прощальном вечере с начальной школой.
При изучении природы и истории родного края в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности (городу, селу) и в музеи. На них ученики познакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории, находками археологов, а также с макетами, реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений

1.3 ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Для изучения вариативного курса регионального компонента «Доноведение» отводится:

количество часов в год -  68; количество часов в неделю –2

Срок реализации программы 2015 – 2016 учебный год.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

п/п

Наименование разделов учебной программы

Кол-во

часов

Сроки

Характеристика основных содержательных линий, цели изучаемого раздела

Планируемые результаты

Система оценки планируемых результатов

на базовом уровне

на повышенном уровне

1

Я и окружающий мир

12

02.09-

12.10

Край, в котором я живу. Ростовская область как административная единица. Герб, флаг, гимн Ростовской области. Ростовская область на карте. Города Ростовской области. История села (города): Достопримечательности. Знакомство с известными людьми

регулятивные— ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); — составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий; — вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; — оценивать собственные знания и умения; — доводить дело до конца.

познавательные— находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
— проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
— ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

коммуникативные— слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
— осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;

личностные— анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
— объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

Текущий контроль проводится в форме устного опроса, пересказа (подробного, выборочного, краткого), например, выполнение заданий в рабочей тетради, краткие письменные ответы на вопросы по содержанию темы.

2

Природа Донского края

26

14.10-

03.02

Природные условия, процессы и явления, характерные для Ростовской области (гололёд, туманы, ливневые дожди, грозы). Существенные признаки сезонных изменений в крае. Климат, погода.   Вода. Её распространение и значение для живых организмов Донского края. Водоёмы Донского края. Реки: Дон, Сал, Северский Донец, Егорлык, Калитва, Западный Маныч, Таганрогский залив, Цимлянское водохранилище, Озеро Маныч – Гудило. Природная экосистема водоёма.                    Рельеф родного края: холмистая равнина, овраги, терриконы, курганы.               Полезные ископаемые – известняк, песок, глина. Их месторождение в родном крае. Бережное использование природных богатств.                     Почва Донского края и её значение для Ростовской области.              Природные экосистемы  Донского края (лес, луг, поле).              Дикорастущие и культурные растения Донского края (различие).

регулятивные— ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); — составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий; — вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; — оценивать собственные знания и умения; — доводить дело до конца.

познавательные— находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
— проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
— ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

коммуникативные— слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
— осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с

родителями, со старшими родственниками, местными жителями;

личностные— анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
— объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

Текущий контроль проводится в форме устного опроса, пересказа (подробного, выборочного, краткого), например, выполнение заданий в рабочей тетради, краткие письменные ответы на вопросы по содержанию темы.

3

Человек и природа

6

08.02-

24.02

Профессия метеоролог.
Сельскохозяйственная деятельность человека в крае: земледелие, животноводство. Профессии, связанные с сельским хозяйством (общее представление о 3—4 профессиях).

регулятивные— ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); — составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий; — вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; — оценивать собственные знания и умения; — доводить дело до конца.

познавательные— находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
— проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
— ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

коммуникативные— слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
— осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;

личностные— анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
— объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

Текущий контроль проводится в форме устного опроса, пересказа (подробного, выборочного, краткого), например, выполнение заданий в рабочей тетради, краткие письменные ответы на вопросы по содержанию темы.

4

Жизнь на Дону

24

29.02-

23.05

Тайны донской земли. Первые поселения на Дону. Танаис древний город.
Донской край
казачий край. Первые казачьи городки. Особенности быта казаков (жилище, посуда, одежда, ремесла), их традиции и праздники. Казачья семья. Воспитание в казачьей семье.
Обычаи, весенние обряды и праздники на Дону.

регулятивные— ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); — составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий; — вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; — оценивать собственные знания и умения; — доводить дело до конца.

познавательные— находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
— проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
— ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

коммуникативные— слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
— осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;

личностные— анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
— объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

Текущий контроль проводится в форме устного опроса, пересказа (подробного, выборочного, краткого), например, выполнение заданий в рабочей тетради, краткие письменные ответы на вопросы по содержанию темы.

3.  Календарно-тематический план

п/п

Раздел учебной программы по предмету, тема урока (темы к./р., пр./р.,  л./р., т.д.)

Кол-во

часов

Дата

Педагогические приёмы и формы работы

Основные виды учебной деятельности обучающихся

план

факт.

Я и окружающий мир

12

Иметь представления о Ростовской области как административной единице; познакомиться с гербом, флагом, гимном Ростовской области и правилами поведения при прослушивании гимна;

Сформировать умение работы с картой (исторической, географической и контурной) Ростовской области

1

Край, в котором я живу

1

02.09

Проблемный диалог

2

Край, в котором я живу

1

07.09

Беседа. Фронтальная

3

О городах и станицах родного края

1

09.09

Проблемный диалог

4

С днем рождения, родной город (село)!

1

14.09

Беседа. Опрос

5

С днем рождения, родной город (село)!

1

16.09

Групповая работа

6

У природы нет плохой погоды

1

21.09

Групповая работа

7

У природы нет плохой погоды

1

23.09

Беседа. Индивидуальная

8

У природы нет плохой погоды

1

28.09

Групповая работа

9

Живая вода

1

30.09

Беседа. Фронтальная

10

Разнообразие водоемов родного края.

1

05.10

Беседа. Фронтальная

11

Главная река нашего края

1

07.10

Групповая работа

12

Растения и животные водоемов

1

12.10

Групповая работа

Природа Донского края

26

Познакомиться с особенностями поверхности Ростовской области: холмистой равниной, оврагами, курганами, терриконами, лиманами поймы реки Дон.

Познакомиться с

полезными  ископаемыми Ростовской области: известняк, песок, глина; их месторождения;

13

Природная поверхность нашего края.

1

14.10

Групповая работа

14

Природная поверхность нашего края

1

19.10

Беседа. Фронтальная

15

Природная поверхность нашего края

1

21.10

Беседа. Фронтальная

16

Существенные признаки сезонных изменений в крае.

1

09.11

Групповая работа

17

Климат, погода.  

1

11.11

Беседа. Индивидуальная

18

Водоёмы Донского края

1

16.11

Беседа. Индивидуальная

19

Водоёмы Донского края

1

18.11

Групповая работа

20

Из недр Донской земли

1

23.11

Беседа. Фронтальная

21

Из недр Донской земли

1

25.11

Работа по шаблону

22

Из недр Донской земли

1

30.11

Групповая работа

23

Из недр Донской земли

1

02.12

Работа по шаблону

24

Бережное использование природных богатств.                    

1

07.12

Беседа. Фронтальная

25

Полезные ископаемые – известняк, песок, глина. Их месторождение в родном крае.

1

09.12

Проблемный диалог

Воспитывать  в себе понимание необходимости бережного использования подземных богатств края

26

Почвы родного края

1

14.12

Работа с учебником

27

Почвы родного края

1

16.12

Групповая, парная работа

28

Цвети, мой край родной!

1

21.12

Работа с учебником

29

Рельеф родного края: холмистая равнина,

1

23.12

Опрос, фронтальная

30

Рельеф родного края овраги

1

28.12

Проблемный диалог

31

Рельеф родного края: терриконы.              

1

30.12

Работа с учебником

32

Рельеф родного курганы.              

1

13.01

Опрос, фронтальная

33

Природная экосистема степи.

1

18.01

Работа с учебником

34

Природная экосистема степи

1

20.01

Групповая, парная работа

35

Природные экосистемы луга

1

25.01

Опрос, фронтальная

36

Природные экосистемы луга

1

27.01

Выполнение тренировочных заданий

37

Природные экосистемы леса

1

01.02

Проблемный диалог

38

Природные экосистемы леса

1

03.02

Беседа. Фронтальная

Человек и природа

6

Иметь общее представление о весенних обрядах на Дону.

39

Донская земля- житница России

1

08.02

Беседа. Фронтальная

40

Сельское хозяйство на Дону: земледелие

1

10.02

Проблемный диалог

41

Сельское хозяйство на Дону: животноводство

1

15.02

Работа с учебником

42

Казачьи посиделки

1

17.02

Групповая, парная работа

43

Казачьи посиделки

1

22.02

Работа с учебником

44

Славься, мой край родной

1

24.02

Опрос, фронтальная

Жизнь на Дону

24

45

Тайны Донской земли

1

29.02

Работа с учебником

46

Тайны Донской земли

1

02.03

Опрос, фронтальная

47

Тайны Донской земли

1

07.03

Работа с учебником

48

Танаис - древний город

1

09.03

Групповая, парная работа

49

Дикое поле

1

14.03

Опрос, фронтальная

50

Дикое поле

1

16.03

Выполнение тренировочных заданий

51

Донской край - казачий край

1

30.03

Беседа. Фронтальная

52

История появления первых казачьих городков

1

04.04

Проблемный диалог

53

История появления первых казачьих поселений

1

06.04

Работа с учебником

54

Первые казачьи городки

1

11.04

Групповая, парная работа

55

Казачья семья

1

13.04

Работа с учебником

56

Жилище казака

1

18.04

Опрос, фронтальная

Иметь представление о древних поселениях и кочевых племенах, проживавших на Дону, познакомить с историческими памятниками

Актуализировать знания об особенностях быта казаков (жилище, посуда, одежда), станичных ремеслах

57

Особенности казачьей семьи и воспитании детей

1

20.04

Беседа. Фронтальная

58

История вещей. Одежда

1

25.04

Проблемный диалог

59

История вещей. Посуда

1

27.04

Работа с учебником

60

Славен Дон!

1

02.05

Групповая, парная работа

61

Славен Дон

1

04.05

Работа с учебником

62

Краски Тихого Дона

1

11.05

Опрос, фронтальная

63

Сретение. Сороки.

1

16.05

Беседа. Фронтальная

64

Обряды на Дону. Зимние обряды

1

18.05

Проблемный диалог

65

Встреча птиц

1

23.05

Работа с учебником

66

Вербное воскресенье

1

Групповая, парная работа

67

Пасха.

1

Работа с учебником

68

Повторение и обобщение изученного за год

1

Опрос, фронтальная

4. Описание материально – технического обеспечения

для учащихся:

1. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края.Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2006.

2. Сухаревская Е.Ю., Бакрева М.Н., Зыбина Е.А., Ткаченко А.Г. Доноведение: Рабочая тетрадь (1класс) — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.

3. Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г. Ткаченко А.Г. Доноведение: Рабочая тетрадь (2класс) — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2008.

4. Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Рабочая тетрадь (3класс) — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009. 5. Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Рабочая тетрадь (4класс) — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009;

для учителя:

 1. Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.

2. Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г. Ткаченко А.Г. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 2 класс

Исторически сложилось так, что территорию, на кото­рой расположена Ростовская область и по которой проте­кает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса — «Доноведение»Мир, ок...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Доноведение"

Рабочая программа составлена в соответствии ФГОС второго поколения из рассчёта 1 час в неделю - 34 часа...

Внеурочная деятельность "Доноведение" 2 класс 2017-2018г.

На изучение программы курса внеурочной деятельности «Доноведение» во 2 классе в соответствии с требованиями ФГОС НОО основной образовательной программы согласно плану внеурочной деятельнос...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Доноведение"

Рабочая программа по Доноведению  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  Концепции духовно-нравственного развития и вос...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Доноведение» для 3 класса

Рабочая  программа  курса внеурочной деятельности «Доноведение» для 3 класса. Авторы: канд.пед.наук Е .Ю.Сухаревская,  М.Н.Бакрева,  И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Доб...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Доноведение" (4 класс)

Программа внеурочной деятельности для начальных классов...