Внеурочная деятельность "Доноведение" 2 класс 2017-2018г.
рабочая программа (2 класс) на тему
На изучение программы курса внеурочной деятельности «Доноведение» во 2 классе в соответствии с требованиями ФГОС НОО основной образовательной программы согласно плану внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 20 на 2017 – 2018 учебный год отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год в соответствии с календарным учебным графиком школы.
На реализацию курса внеурочной деятельности запланировано 33 часа (календарно-тематическое планирование составлено с учетом государственных праздничных дней, определенных Правительством РФ). Прохождение программного материала во 2 классе будет обеспечено за счет резервных часов.
Содержание программы реализуется посредством учебно-методического комплекта:
1. Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 3класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2012
2. Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Рабочая тетрадь (1класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2012
Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда и название «Доноведение».
Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает. Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:
Образовательные
1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные
1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Содержательный раздел
ООП НОО МБОУ СОШ №20
Город Новочеркасск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 20
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ № 20
___________ Е.И. Юзбекова
Приказ от «___» ______2017 г. № _____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Доноведение»
(духовно-нравственное направление деятельности)
на 2017 - 2018 учебный год
Уровень общего образования: начальное общее образование, 2 Б класс
Количество часов 33 часа
Учитель: Баковеев Валерий Юрьевич
Программа разработана в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 г. № 2/15)
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Доноведение» (духовно-нравственное направление деятельности) для 2 Б класса составлена в соответствии с положением о рабочей программе педагогов реализующих курсы внеурочной деятельности, в соответствии с требованиями ФГОС НОО основной образовательной программы, плана внеурочной деятельности, на основе авторской программы кандидата педагогических наук Сухаревской Е.Ю. для занятий с учащимися 2 классов, утвержденная следующими нормативными документами:
- Приказа Минобрнауки России от 05.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 20.12.2014 № 1643);
- приказа Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 03.06.2010 г. № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 г. № 2/15);
- Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности от 18.08.2017 № 09.1672;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. N 81 в п. 10.5. СанПиН 2.4.2.2821-10;
- основной образовательной программы ФГОС НОО МБОУ СОШ № 20;
- Устава МБОУ СОШ № 20.
На изучение программы курса внеурочной деятельности «Доноведение» во 2 классе в соответствии с требованиями ФГОС НОО основной образовательной программы согласно плану внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 20 на 2017 – 2018 учебный год отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год в соответствии с календарным учебным графиком школы.
На реализацию курса внеурочной деятельности запланировано 33 часа (календарно-тематическое планирование составлено с учетом государственных праздничных дней, определенных Правительством РФ). Прохождение программного материала во 2 классе будет обеспечено за счет резервных часов.
Содержание программы реализуется посредством учебно-методического комплекта:
1. Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 3класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2012
2. Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Рабочая тетрадь (1класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2012
Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда и название «Доноведение».
Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает. Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:
Образовательные
1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные
1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие
1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
2. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира.
При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
2. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
3. История Донского края – часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.
При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними.
Планируемые результаты освоения курса «Доноведение»
В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся будут иметь представления:
- о связях между живой и неживой природой родного края;
- о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
- об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
- об истории родного края;
приобретут знания о:
- объектах неживой и живой природы Ростовской области;
- особенностях погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
- водоёмах Ростовской области и их значение в хозяйстве;
- правилах поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
- важнейших событиях в истории родного края;
- народах, населяющих Ростовскую область (не менее трёх);
- родственных связях в семье;
- правилах поведения в общественных местах и на улице;
научатся:
- различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
- различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
- узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
- приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
- приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
- описывать наиболее важные события истории родного края;
- рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного села;
- приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
приобретут:
личностные универсальные учебные действия, обеспечивающие ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
- объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей;
- моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; - оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца
познавательные универсальные учебные действия, включающие общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
- находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
- проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
коммуникативные универсальные учебные действия, обеспечивающие социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края;
- готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п | Наименование разделов | Характеристика основных содержательных линий | Формы деятельности учащихся
| Виды деятельности
|
1. | Я и окружающий мир | С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы. Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности. Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону. | групповая экскурсия проект
| познавательная деятельность творческая деятельность |
2. | Природа Донского края | Донского края. Времена года. Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края. Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве. Полезные ископаемые - каменный уголь и его значение в хозяйстве человека. Почва Донского края и её значение для растений и животных. Природные сообщества донского края (лес, луг, водоём). | фронтальная экскурсия проект исследовательская («Флора родного города», «Фауна родного города»)
| познавательная деятельность творческая деятельность |
3. | Человек и природа | Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе | фронтальная исследовательская экскурсия проект («По страницам Красной книги» Конкурс плакатов «Охраняй родной край»)
| познавательная деятельность творческая деятельность |
4. | Экскурсии | «Родной город (село)», «Дорога от дома до школы», «Многообразие природы родного края», «Растения и животные родного края» (экскурсия в краеведческий музей), «День освобождения» (экскурсия в исторический музей) |
фронтальная исследовательская экскурсия проект («Растения и животные родного края» Конкурс плакатов «Охраняй родной край») | познавательная деятельность творческая деятельность |
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Общее количество часов | Сроки изучения | Основное содержание темы | Универсальные действия |
Я и окружающий мир | 4 | 1.09-22.09 | С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы. Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности. Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону. | Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно; учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий); учиться планировать практическую деятельность на занятии; с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты; ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения; добывать новые знания: находить необходимую информацию так в предложенных учителем словарях и энциклопедиях; донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; Объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их с одноклассниками; объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека-мастера; в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения). | |
Природа Донского края | 11 | 29.09-15.12 | Живая и неживая природа Донского края. Времена года. Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края. Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве. Полезные ископаемые - каменный уголь и его значение в хозяйстве человека. Почва Донского края и её значение для растений и животных. Природные сообщества донского края (лес, луг, водоём). | ||
Человек и природа | 8 | 22.12-25.05 | Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе | ||
Экскурсии | 10 | В течении года | «Родной город (село)», «Дорога от дома до школы», «Многообразие природы родного края», «Растения и животные родного края» (экскурсия в краеведческий музей), «День освобождения» (экскурсия в исторический музей) |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Дата | Примечание |
1. | С чего начинается Родина… | 1.09 | |
2. | Школа – светлая гавань детства | 8.09 | |
3. | С днём рождения, родной город (село) (экскурсия по родному городу (селу) | 15.09 | |
4. | Дорога от дома до школы (экскурсия) | 22.09 | |
5. | Природа (экскурсия) | 29.09 | |
6. | Город и природа (экскурсия) | 6.10 | |
7. | Что за дерево такое? | 13.10 | |
8. | Кустарники (экскурсия) | 20.10 | |
9. | Травушка-муравушка | 27.10 | |
10. | 10.11 | ||
11. | Растения и мы. | 17.11 | |
12. | Краски Тихого Дона. | 24.11 | |
13. | Природа (экскурсия) | 1.12 | |
14. | Город и природа (экскурсия) | 8.12 | |
15. | Что за дерево такое? | 15.12 | |
16. | Мои имя, фамилия, отчество… | 22.12 | |
17. | Что ты знаешь о роде своём… | 29.12 | |
18. | Обряды на Дону. Зимние обряды (праздничное мероприятие) | 19.01 | |
19. | 26.01 | ||
20. | 2.02 | ||
21. | Животный мир Ростовской области (экскурсия) | 9.02 | |
22. | Домашняя мохнатая азбука | 16.02 | |
23. | Мой домашний милый друг | 2.03 | |
24. | Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми | 16.03 | |
25. | Родные просторы (экскурсия) | 23.03 | |
26. | Чем богаты наши недра? | 6.04 | |
27. | Что такое почва? | 13.04 | |
28. | Почва нам и стол и дом (экскурсия) | 20.04 | |
29. | Рядом с домом лес и луг, озеро и речка (экскурсия) | 27.04 | |
30. | Человек – хозяин природы? Спасём и сохраним! (Открытое праздничное мероприятие, посвящённое защите природы) | 4.05 | |
31. | День освобождения! (экскурсия в исторический музей) | 11.05 | |
32-33. | Вместе дружная семья (праздничное мероприятие) | 18.05 25.05 |
Материально-техническое обеспечение учебного процесса:
Печатные пособия:
- Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Рабочая тетрадь (2класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2015 г.
- Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 2 класс Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2015 г.
Экранно- звуковое обеспечение:
- проектор
- интерактивная доска
Технические средства обучения:
- компьютер
Согласовано Согласовано
Протокол заседания методического Заместитель директора по УВР
совета МБОУ СОШ № 20 ___________ / Гордюкова С.В.
от_____________ № _____ «____» ______________ 2017 г.
____________/ Пахолка С.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лист самооценки и задач на 2017-2018г
Индивидуальная образовательная траектория движения каждого ученика фиксируется через лист задач и оценок....
Рабочая программа учебного предмета "литературное чтение" 1 класс (Начальная школа 21 века) 2017-2018г
Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение " 1класс составлена на основе авторской УМК "Начальная школа 21 века": курса "Обучение грамоте" по "Букварю...
Мероприятие"День Матери" 2а класс 2017-2018г.
Мама,- друга нет дороже-Веришь ты в наш каждый взлет!Кто еще, как ты ,поможет?Кто еще, как ты, поймет?...
Рабочая программа по математике 2 класс"Планета знаний" 2017-2018г.
Содержание программы реализуется посредством учебно-методического комплекта, состоящего из следующих компонентов:1. М.В. Башмаков, М.Г. Нефедова. «Математика» 2 класс учебник в 2-х ч...
Справка об участии учителя в работе РМО начальных классов 2017-2018г.
Справка Комитета образования об участии педпгога в РМО начальных классов...
Сайко А.Г. Отчет за 2017-2018г.
Отчёт за 2017 -2018 годРабочие программы по урочной и внеурочной деятельности...
Методическая неделя в начальной школе. 2017-2018г.
План проведения методической недели в начальной школе....