Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему
Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса — «Доноведение»
Мир, окружающий ребенка, постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребенка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает. Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине — Донском крае и адекватного понимания места человека в нем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Новониколаевская ООШ
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МС заместитель директора директор школы
протокол № от .08.2013г. по учебно-воспитательной
руководитель /Ковтун Н.Ф./ работе /Костюкова Е.А/ /Макаренко С.А./
Рабочая программа
по курсу «Доноведение»
для 2 класса на 2013-2014 учебный год
Учитель: Погодина С.В.
Пояснительная записка.
Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса — «Доноведение»
Мир, окружающий ребенка, постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребенка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.
Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине — Донском крае и адекватного понимания места человека в нем.
Педагогическое обоснование введения {вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учетом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органичное единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира.
При отборе содержания курса учитывались принципы, отраженные в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счет интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение»
положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих идей:
- Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
- Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
- История Донского края — часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создает условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребенком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времен до современности. В связи О этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребенка. Данный принцип реализуется за счет создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитание у учащихся уважения к истории Донского края и его людям, бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми их непреходящей ценности и необходимости их охраны.
При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребенка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Программа обучения в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.
Планируемые результаты
В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся будут иметь представление:
- о связях между живой и неживой природой родного края;
- о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
- об истории человека в древние времена, проживающего на донской земле;
- об истории родного края;
учащиеся научатся называть:
- объекты неживой и живой природы Ростовской области;
- особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
- водоемы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
- полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
- правила поведения в природе и меры ее охраны в Ростовской области;
- государственную символику Ростовской области, своего района;
- важнейшие события в истории родного края;
- народы, населяющие Ростовскую область (не менее трех);
- родственные связи в семье;
правила поведения в общественных местах и на улице.
Учащиеся научатся:
- различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
- различать растения родного края — деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
- узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края;
- приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
- приводить примеры бережного и негативного взаимодействия человека с природой родного края;
- приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
- описывать наиболее важные события истории родного края;
- рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
- показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и свое местонахождение;
- приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
- использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
- пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов;
учащиеся могут научиться:
1. личностным универсальным учебным действиям,
обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию
учащихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
- объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
2. регулятивным универсальным учебным действиям,
обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца;
3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
- находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов, в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
- проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
- - ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- . 4.коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными
жителями.
Тематическое планирование
№ п/п | Дата (план) | Дата (факт) | Тема | Вид деятельности | Образовательные ресурсы |
1 | С чего начинается Родина… | ПК Презентация «Моя Родина» | |||
2 | С днём рождения, родное село! | Форма проведения – экскурсия. | |||
3 | Школа – светлая гавань детства. | Форма проведения – конкурс (конкурс на лучший рисунок) | ПК | ||
4 | Дорога от дома до школы. | Форма проведения – экскурсия. | Карта, атлас | ||
5 | Природа. | Форма проведения – экскурсия | |||
6 | Природа. | Форма проведения – практическая работа. | ПК | ||
7 | Город и природа. | Форма проведения – практическая работа. | ПК | ||
8 | Растительный мир Ростовской области. Что за дерево такое? | Форма проведения – практическая работа. | ПК, каталог растений | ||
9 | Растительный мир Ростовской области. Что за дерево такое? | Форма проведения – экскурсия на школьный двор. | ПК | ||
10 | Кустарники. | Форма проведения – экскурсия на школьный двор | ПК презентация «Виды кустарников» | ||
11 | Травушка – муравушка. | Форма проведения – экскурсия на школьный двор | |||
12 | Травушка – муравушка. | Форма проведения – практическая работа. | ПК | ||
13 | Растения и мы. | Форма проведения – практическая работа. | |||
14 | Краски Тихого Дона. | Форма проведения – экскурсия. | ПК Презентация «Красавец Тихий Дон» | ||
15 | Мои имя, отчество, фамилия. | Форма проведения – практическая работа. | ПК Презентация «Древо моей семьи» | ||
16 | Что ты знаешь о роде своём. | Форма проведения – практическая работа. | Фото, рассказы родителей. | ||
17 | Чудесный праздник – Новый год! | Форма проведения – практическая работа. | ПК Презентация «Новый год в разных уголках мира! | ||
18 | Зимние обряды на Дону. Коляда. | Форма проведения – экскурсия. | ПК Презентация «Виды Коляда» | ||
19 | Зимние обряды на дону. Масленица. | Форма проведения – практическая работа. | ПК Презентация «Масленица» | ||
20 | Животный мир Ростовской области. | Форма проведения – экскурсия. | ПК Презентация «Животный мир» | ||
21 | Домашняя мохнатая азбука. | Форма проведения – конкурс. | ПК, рисунки, картинки. | ||
22 | Мой домашний милый друг. | Форма проведения – конкурс. | рисунки | ||
23 | Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми. | Форма проведения – практическая работа. | ПК Презентация «Как правильно дружить с братьями нашими меньшими?» | ||
24 | Родные просторы. | Форма проведения – экскурсия. | |||
25 | Чем богаты наши недра. | Форма проведения – конференция. | ПК | ||
26 | Что такое почва? | Форма проведения – конференция. | ПК | ||
27 | Почва нам и стол и дом. | Форма проведения – дискуссия. | ПК | ||
28 | Рядом с домом лес и луг, озеро и речка. | Форма проведения – экскурсия на речку. | ПК | ||
29 | Человек – хозяин природы? | Форма проведения – практическая работа. | ПК | ||
30 | Человек хозяин природы? | Форма проведения – практическая работа. | |||
31 | С днём Победы, родное село! | Форма проведения – экскурсия к памятнику погибшим воинам. | |||
32 | Вместе – дружная семья. | Форма проведения – экскурсия по фото галерее своей семьи. | ПК, фотографии | ||
33 | Международный день защиты детей. | Форма проведения – конкурс. Рисунки на асфальте. | ПК, рисунки | ||
34 | Обобщающий урок. | Форма проведения – конференция.. | ПК |
Лист коррекции
№ п/п | Дата (план) | Дата (факт) | Тема | Примечание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/08/picture-40198.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие
Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Комментарии
Сокол Лариса Юрьевна
Светлана Васильевна, начало положено! Умничка! Так держать и не сдаваться!!!