Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Доноведение"
рабочая программа (2 класс) по теме
Рабочая программа составлена в соответствии ФГОС второго поколения из рассчёта 1 час в неделю - 34 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 192.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Морозовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Александровская средняя общеобразовательная школа
Утверждено
Приказ от 01. 08 2016г № 5
директор МБОУ Александровская СОШ
_____________ (Сулименко А.А.)
МП
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Доноведение»
на 2016-2017 уч. годы
Уровень общего образования
начальное общее
Количество часов 34
Учитель Лукьяненко Ольга Николаевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.
Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:
Образовательные: 1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные: 1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие: 1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
2. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
- Федеральный закон от 01.12.2007 года № 309 (в редакции 23.07.2013г.)
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
- Областной Закон "Об образовании в Ростовской области" (от 14.11.2013 г. № 26-ЗС).
Программы:
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации);
- Основная образовательная программа начального, основного и среднего общего образования на 2016-2017 учебный год;
Постановления:
- постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 года № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развития образования» на 2013-2020 годы»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 года № 596 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развития образования», постановление Правительства Ростовской области от 06.03.2014 года № 158 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 года № 596».
Приказы:
- приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
- приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 20 августа 2008 года № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказ Минобразования Ростовской области от 30.06.2010 г. № 582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;
- приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 03.06. 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;
- приказ Минобрнауки России от 10 ноября 2011 года № 2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;
- приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;
- приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312»;
- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015-2016 учебный год»;
- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2015 года № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 09.06.2015 № 405 «Об утверждении примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ростовской области на 2015-2016 учебный год».
Распоряжения:
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 года № 1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 года № 2620-р об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».
Письма:
- письмо Минобразования России от 31.10.2003 года № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;
- письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04.03.2010 года № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;
Устав МБОУ Александровская СОШ.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира
При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
- Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
- Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
3. История Донского края – часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.
Структура курса «Доноведение»
Вся программа выстроена из пяти взаимосвязанных блоков – «Я и Окружающий мир», «Природа Донского края», «Человек и природа», «Жизнь на Дону», «Яркие страницы истории земли Донской».
Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так содержательный блок «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ребёнок учиться ориентироваться в окружающем мире, знакомится с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением, получает первичные представления о названии своего местопроживания, его расположением на карте Ростовской области, символах своего края; осознаёт свои семейные и общественные обязанности.
Следующие два блока разделены условно, так как они взаимосвязаны и должны предстать перед ребёнком целостно. Содержательный блок «Природа Донского края» включает представления учащихся о природных явлениях, природных условиях, природных процессах характерных для Ростовской области. Содержание блока предусматривает характеристики разных представителей растительного и животного мира родного края с обязательным знакомством с природоохранной деятельностью человека в крае (содержательный блок «Человек и природа»). Объектами наблюдений являются: изучение характера, изменения погодных условий, особенностей сезонных изменений родного края и присущих им природных процессов; изучение рельефа и почв родного края; полезных ископаемых; характеристики природных зон в Донском крае, живая природа.
Отбор программного содержания по каждому блоку позволяет одновременно решать и воспитательные задачи. Воспитательное воздействие содержания учебного материала зависит от отбора наиболее целесообразных для решения этой задачи фактов, событий, явлений.
Следующие содержательные блоки «Жизнь на Дону» и «Яркие страницы истории земли Донской» предполагают ознакомление учащихся с настоящим и прошлым своего родного края. Опираясь на диалектическое развитие ребёнка, одной из актуальных проблем понятия отношений в данном социуме является установление реальных и прошлых отношений. А прошлые отношения – это уже история. Младшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края. Неотрывной частью обучения является воспитательная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В программе предусмотрено знакомство с обычаями и обрядами, традициями, уходящими своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону.
При подготовке к урокам по курсу «Доноведение» учителю важно учитывать познавательный интерес младшего школьника и выстраивать процесс обучения на основе формирования его учебной деятельности. Почти каждый содержательный блок данного курса подкрепляется продуктивными видами деятельности. Так, например, на уроках доноведения дети изготавливают коллажи и другие коллективные композиции из поделок и рисунков. Знания и умения, приобретённые на уроках изобразительного искусства и трудового обучения, углубляются при знакомстве с жизнью и бытом края. Итоги такой работы демонстрируются во время общих праздников, деловых игр, викторин и др.
Особая роль при изучении курса «Доноведение» отводится экскурсиям по местности (городу, селу) и в музеи. На них ученики знакомятся с природным окружением, монументальными памятниками, с подлинными предметами истории, находками археологов, а также с макетами, реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений.
В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, могут выполнять проектные и исследовательские работы (сбор данных о природных объектах, имеющих несомненную значимость, о себе, о своей семье, о месте проживания и т.п.) которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок.
Я и окружающий мир (5ч)
С чего начинается Родина. Свой адрес. Адрес школы, история школы.
Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы.
Моя семья. Родословная. Происхождение имён и фамилий на Дону.
Жизнь на Дону (6ч)
Обычаи, обряды и праздники на Дону (Зимние обряды)
С днём рождения, родной город (село).
Знакомство со знаменательными событиями военных лет – День освобождения города (села)!
Природа Донского края (18ч)
Живая и неживая природа Донского края. Времена года. Охрана и укрепления здоровья в разные времена года.
Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края.
Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве.
Полезные ископаемые - каменный уголь и его значение в хозяйстве человека.
Почва Донского края и её значение для растений и животных.
Природные сообщества донского края (лес, луг, водоём).
Человек и природа (2 ч)
Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе.
Место предмета в учебном плане
Объем программы: В год- 33 часа. В неделю-1час. Срок реализации программы 1 год.
Программа по внеурочной деятельности «Доноведение» ориентирована на детей 7 – 8 лет.
Формы проведения учебных занятий:
беседа с игровыми элементами; сказка; сюжетно-ролевая игра; игра-путешествие; игра-имитация; викторины, соревнования, конкурсы, состязания; учебная игра, ролевая игра; КВН; заочная экскурсия; тематические задания по подгруппам.
Виды и формы учебной деятельности
Существуют следующие виды коллективной учебной деятельности учащихся:-
- парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный ученик помогает отстающему, или двусторонний характер взаимоотношений – взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка
- групповая работа в малых группах (по 3-5 учащихся в каждой);
- командные игры, когда класс делится на две команды.
-при изучении природы и истории родного края в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности ( селу) и в музеи. На них ученики познакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории.
В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы, которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений и понятий.
Требования к уровню подготовки школьников
В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся должны:
иметь представления:
- о связях между живой и неживой природой родного края;
- о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
- об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
--- об истории родного края;
знать:
- объекты неживой и живой природы Ростовской области;
- особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
- водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
- полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
- правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
- государственную символику Ростовской области, своего района;
- важнейшие события в истории родного края;
- народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
- родственные связи в семье;
- правила поведения в общественных местах и на улице;
уметь:
- различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
- различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
- узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
- приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
- приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
- описывать наиболее важные события истории родного края;
- рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
- показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
- приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
могут научиться:
1. личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
- объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца.
3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
- находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
- проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Я и окружающий мир (5 ч.)
С чего начинается родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы. Моя семь. Родословная. Происхождение имен и фамилий на Дону.
Природа донского края (18 ч.)
Живая и неживая природа Донского края. Времена года. Растения Донского края. Лекарственные растения Донского края.
Домашние животные родного края. Основные правила содержания домашних животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве.
Полезные ископаемые- каменный уголь и его значение для человека.
Почва Донского края и её значение для растений и животных.
Природные сообщества Донского края.
Человек и природа (3 ч.)
Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе.
Жизнь на Дону (6 ч.)
Обычаи, обряды и праздники на Дону ( зимние обряды). С днём рождения родной город! Знакомство со знаменательными событиями военных лет – День освобождения города. Вместе – дружная семья. (резервные уроки – 2 ч.)
Планируемые результаты.
В процессе изучения курса «Доноведение» могут научиться:
1. личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию обучающихся в окружающем мире:
-анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
-объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуацию по сохранению природы родного края и ее защите;
2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию обучающимися своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к своей собственной деятельности;
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
-доводить дело до конца.
3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
- находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность, учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе.
Ожидаемые результаты освоения программы:
К концу года обучающиеся 2 класса должны знать:
-название своего региона( края, области);
-уметь находить место своего города на карте Ростовской области;
-признаки времён года, характерных для РО;
-названия растений ( 5-6), названия животных (4-5), обитающих в краях РО;
-названия растений и животных РО занесённых в Красную книгу;
-обряды на Дону (3-4)
- краткую историю своей школы;
Уметь:
-уметь ответить на вопрос: «Кто такие казаки?»
-сделать проект на выбранную тему;
-сотрудничать с педагогом и товарищами.
Формы подведения итогов:
- анкетирование на тему «Мой край родной»;
- участие в праздничных мероприятиях;
-выставки творческих работ ( рисунки, поделки, макеты)
Календарно тематическое планирование по курсу «Доноведение» 2 класс.
№ | Тема | Кол-во часов | Число | Образовательные задачи | Виды деятельности |
Я и окружающий мир -2ч. | |||||
1 | С чего начинается Родина… презентация | 1 | 5.09 | 1.Познакомить с понятием «малая Родина», с историей родного села ( города), улицы, на которой стоит школа, историей школы. | 1.Проект «История моей улицы», «Улица моего детства» |
2 | Школа- светлая гавань детства. | 1 | 12.09 | ||
Жизнь на Дону – 1ч. | |||||
3 | С днём рождения, родной город (село)! Экскурсия по родному городу (селу) | 1 | 19.09 | 1.Познакомить с историей появления родного города (села), его достопримечательностями. | 1.Составление альбома о родном городе(селе). 2.Выставка рисунков, фотографий. 3.Праздничное представление. |
Я и окружающий мир -1ч. | |||||
4 | Дорога от дома до школы (экскурсия) | 1 | 26.09 | 1.Познакомить с правилами безопасного поведения на улице: –правила перехода через проезжую часть; -сигналы светофора; -правила посадки и высадки из общественного транспорта; -дорожные знаки: «Дети», «Пешеходный переход» и др. | 1.Игры «Мы на проезжей части», «Мы пассазжиры» 2.Рисование макета»Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест. |
Природа Донского края – 10 ч. | |||||
5- 6 | Природа (экскурсия) «Учимся наблюдать» Викторина «Живая и неживая природа родного края» | 1 1 | 3.10 10.10 | 1.Углубить понятия о живой и неживой природе родного края. | 1.Наблюдение предметов живой и неживой природы. |
7 | Город и природа ( экскурсия) | 1 | 17.10 | 1.Систематизировать знания детей о природе родного города( села) | 1.Исследовательская деятельность по проблемам: «Флора родного города(села)», «Фауна родного года (села)». |
8-9 10 | Что за дерево такое? презентация Кустарники (экскурсия) | 2 1 | 24.10 7.11 14.11 | 1.Познакомить с видами деревьев, кустарников и трав родного края ( 3-4) вида. 2.Показать влияние растительного мира на жизнедеятельность человека ( на примере растений родного края) | 1.Игра «У кого детки с этой ветки ?» 1.Сбор трав и изготовление гербария. 2.Композиционное панно из растений. |
11-12 | Травушка-муравушка | 2 | 21.11 28.11 | 1.Исследовательская деятельность по проблемам»Дерево моего края», «Кустарники моего края» | |
13 | Растения и мы. презентация | 1 | 5.12 | 1.Обобщить и систематизировать знания детей о разнообразии растений и их значении в природе и жизни человека. 2. показать на примере 3-4 видов свойства лекарственных растений Донской земли. 3.Воспитывать бережное отношение к растениям родного края. | 1.Игра «Фитоаптека» 2.Изготовление справочника лекарственных трав. |
14 | Краски Тихого Дона. презентация | 1 | 12.12 | 1.Научить определять времена года по характерным для данной местности признакам. | 1. Чтение стихов о родном крае. 2.Рисование пейзажей родного края. |
Я и окружающий мир -2ч. | |||||
15 | Моё имя, отчество, фамилия. презентация | 1 | 19.12 | 1.Рассмотреть происхождение имён и фамилий на Дону. 2.Углубить понятие «семья». 3.Рассмотреть на основе знаний уч-ся понятие «семейная родословная» | 1.Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». 2. Мини – сочинение «Любимый семейный праздник». |
16 | Что ты знаешь о роде своём. | 1 | 26.12 | ||
Жизнь на дону - 3 | |||||
17 | Обряды на Дону. презентация | 1 | 16.01 | 1.Дать общее представление о зимних обрядах на Дону. | 1.Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы – Масленички. |
18 | Зимние обряды. презентация | 1 | 23.01 | ||
19 | Зимние обряды (празднич-ное мероприя-тие) | 1 | 30.01 | ||
Природа Донского края – 8ч. | |||||
20 | Животный мир Ростовской области (экскурсия) | 1 | 6.02 | 1.Расширить представление о животном мире родного края. | 1. Наблюдение за животными в природе, дома. 2.Посещение краеведческого музея. |
21 | Домашняя мохнатая азбука | 1 | 13.02 | 1.Расширить представления о домашних животных родного края ( 3-4 представителя каждого вида) 2. Показать необходимость бережного отношения к домашним питомцам, их охраны и защиты. | 1. Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы» 2.Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …» |
22 | Мой домашний милый друг. | 1 | 20.02 | 1.Расширить и закрепить знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве РО. 2. Закрепить знания основных правил содержания животных в домашних условиях | 1. Наблюдение за животными дома. 2.Мини-сочинение о своём домашнем животном. |
23 | Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми. презентация | 1 | 27.02 | 1.Закрепить правила безопасного обращения с животными. | 1. Изготовление книжки-малышки «Мой мохнатый друг» |
24 | Родные просторы. (экскурсия) | 1 | 6.03 | 1.Познакомить с особенностями поверхности родного края (холмистая поверхность) | 1.Наблюдение и изучение форм поверхности родного края. 2. Игра «Помоги кузнечику добраться до дома» |
25 | Чем богаты наши недра. презентация | 1 | 13.03 | 1.Пропедевтическое знакомство с полезными ископаемыми родного края. | 1.Рисование иллюстраций к сказкам: «Сказка о каменном угле», «Кто главнее?» |
26 | Что такое почва? | 1 | 20.03 | 1.познакомить с понятием «почва», её составом, образованием. 2. Проследить взаимосвязь с растениями и животными сообществ. | 1.Опыты: исследование состава почвы. |
27 | Почва нам и стол и дом. (экскурсия) | 1 | 3.04 | ||
Человек и природа -4 ч. | |||||
28 | Рядом с домом лес и луг, озеро и речка. (экскурсия) | 1 | 10.04 | 1.Познакомить с общими представлениями о природных сообществах. | 1.Наблюдение и изучение взаимосвязей растений и животных в природном сообществе родного края. |
29 | Человек- хозяин природы? | 1 | 17.04 | 1.Показать влияние человека на природное сообщество. | 1. Наблюдение и изучение экологических проблем природного сообщества |
30-31 | Спасём и сохраним! (открытое праздничное мероприятие, посвящённое защите природы) | 2 | 24.04 | 1.Закрепить знания уч-ся о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края. | 1. Ролевое театрализованное представление. |
Жизнь на Дону – 2ч. | |||||
32 | День освобождения (экскурсия в историчес-кий музей) презентация | 1 | 15.05 | 1.Знакомство со знаменательными событиями военных лет, происходивших на Донской земле. | 1. Изготовление рисунков, поделок, посвящённых данной тематике. |
33 | Викторина «Что? Где? Когда?» | 1 | 22.05 | 1.Закрепление и уточнение знаний, полученных на занятиях. | 1.Командная игра. |
Перечень учебно-методического обеспечения:
1. Е.Ю. Сухаревская .Рабочая тетрадь «Доноведение» 2 класс, Ростов-на- Дону «Баро – Пресс»2011г.
2 Е.Ю. Сухаревская. Методические разработки уроков и праздничных мероприятий. 2 класс., Е.А. Зыбина, Т.Г. Степагова, А.Г. Ткаченко. «Баро – Пресс»
2012 г.
3. Е.Ю. Сухаревская Электронное приложение «Доноведение» 1-4 класс.
4.Технические средства: компьютер, проектор, экран, э /диски
Интернет- ресурсы:
1. Сайт МОУ лицей №8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа»:http://lyceum8.com
2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru
Материальное обеспечение программы.
1. Столы – …. шт.
2. Стулья – .. шт.
3. Доска магнитная – 1шт.
4. Компьютер с проектором – 1 шт.
5. Экран - 1шт.
6. Таблица «Птицы», «Звери»
7. Фотоаппарат – 1шт., видеокамера -1 шт.
8. Рабочая тетрадь «Доноведение» 2 класс Е.Ю. Сухаревская – …. шт.
( у каждого ребёнка)
9. Диск «Доноведение» -1 шт.
10. Альбомы для рисования – ….. шт. ( у каждого ребёнка)
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Педагогического совета МБОУ Александровская СОШ от___1.08.2016_______ №_1____
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Дармина Л.В. от_1.08 2016 года
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...