Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Доноведение" (4 класс)
рабочая программа (4 класс)
Программа внеурочной деятельности для начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sdachu_donovedenie_4_klass.docx | 32.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по доноведению составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного МОиН РФ приказом №373от 06.10.2009г.; зарегистрированного Минюстом России 22.12.09, регистрация № 17785;
- авторской программы по доноведению для основной школы (1-4 классы), авторы Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина.
- УМК
1. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2012.
2.Сухаревская Е.Ю., Бакрева М.Н., Зыбина Е.А., Ткаченко А.Г. Доноведение: Рабочая тетрадь (4 класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2013.
3.Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2012.
- учебного плана МБОУ СОШ №9;
- требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с ФГОС ООН.
Цели курса доноведения в начальной школе:
-ознакомление с разнообразием мира неживой и живой природы родного края;
-ознакомление с жизнью людей в Ростовской области.;
-духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
- формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:
Образовательные:
- Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
- Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные:
- Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
- Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие:
- Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
- Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Содержание учебного предмета, курса
(34 часа)
Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органичное единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира.
При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» ( начальное звено).
Ведущим из них является принцип целостности, который достигатся за счёт интеграции содержания.
В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено единство системы « природа-человек-общество» Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
История Донского края – часть истории Отечества.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно- нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитание у учащихся уважения к истории Донского края и его людям, бережного
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур
Календарно-тематическое планирование
п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | ||||
По плану | По факту | ||||||
1 четверть -8 ч | |||||||
1 | Донской край - мой край | 1 | 03.09 | ||||
2 | Что ты знаешь о роде своём | 1 | 10.09 | ||||
3 | Что ты знаешь о роде своём | 1 | 17.09 | ||||
4 | На казачьем кругу | 1 | 24.09 | ||||
5 | Донской казак хват, силой, удалью богат | 1 | 01.10 | ||||
6 | За волю и правду народную. Ермак Тимофеевич | 1 | 08.10 | ||||
7 | Бунтарь против царского самодержавия. Степан Разин | 1 | 15.10 | ||||
8 | История России Донского края | 1 | 22.10 | ||||
2 четверть – 8 ч | |||||||
9 | Таганрог – первый порт России на морском побережье | 1 | 05.11 | ||||
10 | Крепость Дмитрия Ростовского | 1 | 12.11 | ||||
11 | Предводитель крестьянской войны. Емельян Пугачёв | 1 | 19.11 | ||||
12 | Вместе с Суворовым | 1 | 26.11 | ||||
13 | Платон Матвеевич Иванов | 1 | 03.12 | ||||
14 | Новочеркасск – столица казачьего Дона | 1 | 10.12 | ||||
15 | Бакланов Яков Петрович | 1 | 17.12 | ||||
16 | За землю и за волю |
| 24.12 | ||||
3 четверть – 10 ч | |||||||
17 | Дон в годы строительства новой жизни | 1 | 14.01 | ||||
18 | Дон в годы Великой Отечественной войны | 1 | 21.01 | ||||
19 |
День освобождения родного города | 1 | 28.01 | ||||
20 | Мирное время на Донской земле | 1 | 04.02 | ||||
21 | Волгодонск – город молодости | 1 | 11.02 | ||||
22 | Дом, в котором мы живём | 1 | 18.02 | ||||
23 | Проблемы воздуха в родном крае
| 1 | 25.02
| ||||
24 | Экологические проблемы водоёмов | 1 | 03.03 | ||||
25 | Экологические проблемы почв родного края | 1 | 10.03 | ||||
26 | Охрана полезных ископаемых | 1 | 17.03 | ||||
|
4 четверть -8 ч
| ||||||
27-28 | Экологическое равновесие в природе | 2 | 31.03-07.04 | ||||
29 | Тест. Найди ошибки в тексте | 1 | 14.04 | ||||
30 | Охранять природу – значит охранять Родину | 1 | 21.04 | ||||
31 | Летние обряды на Дону | 1 | 28.04 | ||||
32 | Троица | 1 | 12.05 | ||||
33 | Иван Купала | 19.05 | |||||
34 | Спасы | 26.05 | |||||
Всего 34 часа |
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
К концу обучения в четвертом классе ученик научится:
- пробуждение интереса к малой Родине и формирование элементарных представлений о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
- формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном стоянии и перспективах культурного развития Донского края.
-развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей;
-формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историк о- культурного потенциала Донского края.
- воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственн6ым эталоном;
-воспитание уважен6ия к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
К концу обучения в четвертом классе ученик получит возможность научиться:
-различать объекты живой и неживой природы Ростовской области;
-понимать особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
- высказывать аргументированное суждение о водоёмах Ростовской области и их значение в хозяйстве;
- понимать важность полезных ископаемых родного края, их местоположение и значение в хозяйстве;
-знать правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
-определять государственную символику Ростовской области, своего района;
-описывать важнейшие события родного края;
-знать народы, населяющие Ростовскую область;
-понимать необходимость родственных связей в семье;
-выполнять правила поведения в общественных местах и на улице;
- различать растения родного края – деревья, кустарники, травы;
-приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
-использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
-пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса
Программа по курсу внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Пр...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса
Программа по курсу внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 1 класса
Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 2 класса
Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен ...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Игры народов мира" для 1 класса
Рабочая программа кружка « Игры народов мира» для 1класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколе...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального образования....
Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности (духовно – нравственное направление) «В гостях у сказки» 2 класс
Пояснительная записка Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развити...