Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Доноведение"
рабочая программа (2 класс) на тему

Сердюк Елена Анатольевна

Рабочая программа по Доноведению  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений . 1-4 классы. Авторы: канд.пед.наук Е .Ю.Сухаревская,  М.Н.Бакрева,  И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля,  Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова,  А.Г.Ткаченко

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл donovedenie.docx53.03 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка.

Рабочая программа по Доноведению  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений . 1-4 классы. Авторы: канд.пед.наук Е .Ю.Сухаревская,  М.Н.Бакрева,  И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля,  Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова,  А.Г.Ткаченко

Программа по Доноведению  в начальной школе относится к духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности.

Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса -  «Доноведение».

Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает. Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:

Образовательные: 1. Пробуждение интереса к малой Родине и  формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;  

2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.

Воспитательные:1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.

2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

Развивающие: 1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.

  1. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.  

Участники программы: дети  6 -11 лет, педагоги.

Сроки реализации: 4 года .

Основные формы и методы работы.

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения:

-репродуктивный (воспроизводящий);

-объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

-метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

-частично- поисковый;

-практический.                                                                                                                                                     В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.  

Программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста. Важность этого курса  для младших школьников подчеркивается тем, что он осуществляется в рамках «Внеурочной  деятельности», рекомендованной ФГОС.  

Преподавание программы  «Доноведение» проводится  во второй половине дня. Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год), продолжительность занятия 40-45 минут.  

2.Требования к уровню подготовки младших школьников

В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся должны:

иметь представления:

- о связях между живой и неживой природой родного края;

- о связях между деятельностью человека  в крае и состоянием природы Ростовской области;

- об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;

- об истории родного края;

знать:

- объекты неживой и живой природы Ростовской области;

- особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;

- водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;

- полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;

- правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;

- государственную символику Ростовской области, своего района;

- важнейшие события в истории родного края;

- народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);

- родственные связи в семье;

- правила поведения в общественных местах и на улице;

уметь:

- различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);

- различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);

- узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;

- приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);

- приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);

- описывать наиболее важные события истории родного края;

- рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);

- показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;

- приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

освоения программы по курсу «Доноведение»

1. Личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:

-    анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

2. Регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:

-  ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

-  составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

-  оценивать собственные знания и умения;

-  доводить дело до конца.

3. Познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:

находить и  пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;

проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;

ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

4. Коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

-  слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

-  осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.

Формы подведение итогов

Участие учащихся в школьных мероприятиях (конкурсах, фестивалях): осенняя казачья ярмарка, «Как у нас на Тихом Дону», «Масленица».

Календарно-тематическое планирование

1 класс

№ п./п.

Дата

Кол-во часов

Тема занятия

Содержание

1

1

Вводный урок. Мы теперь не просто дети.

Поздравления детей с Днём знаний. Вводная беседа о предмете «Доноведение».  Раскрашивание картинки (с.3)

2

1

Родной край.

Беседа о родном крае. Чтение учителем стихотворений (страничка для чтения). Раскрашивание картинки (с.4). Составление рассказа по картинке.

3

1

Времена года.

Экскурсия по пришкольному участку. Разгадывание кроссворда (стр.6). Беседа обо всех временах года. Раскрашивание картинок (стр.6).

Ответы на задания: 1.весна. 2. осень. 3. зима. 4 лето

4

1

Осень. Осенние месяцы.

Разгадывание кроссворда (с.7). Чтение учителем (с.8) (страничка для чтения). Беседа об осенних месяцах.  Разучивание одного стихотворения наизусть. Раскрашивание картинки (7)

Ответы на задания: 1. сентябрь. 2. октябрь.3. ноябрь.

5

1

Экскурсия.

Беседа об осенних изменениях в природе края. Декламированье стихотворений об осени. Сбор природного материала.

6

1

Осенние изменения в природе.

Раскрашивание картинки (с.9). Беседа об  осенних изменениях в природе.

7

1

Растения осенью.

Разгадывание загадок о деревьях. Решение проблемы «Почему художник не нарисовал ещё одно дерево». Беседа о дикорастущих и культурных растениях. Раскрашивание картинок. Изготовление поделки из природного материала (плодов деревьев).

8

1

Листья жёлтые летят.

Выставка поделок из плодов деревьев. Рассказы детей (задание 10). Раскрашивание листьев. Беседа о цветовой гамме осенних листьев. Изготовление аппликации из листьев.

9

1

Занятия людей осенью.

Беседа по картинкам «Чем могут заниматься люди осенью в нашем крае?». Чтение учителем (с.4) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок (с.15). Составление рассказа по картинке.

10

1

Что растёт на огороде и в саду?

Разгадывание загадок, кроссворда. Беседа об овощах. Решение проблемы «Что не является овощем?». Беседа о фруктах, выращиваемых на Дону. Беседа о  съедобных и несъедобных ягодах. Решение проблемы «Чем опасны ядовитые растения?» Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинкам.

Ответы на задания: 

13 – 1.огурец, 2.помидор, 3. морковь. 4. щавель, 5. редиска.

14 – 1. вишня, 2. слива, 3. абрикос, 4. яблоко, 5. орех, 6. лимон.

15 – 1.вороний глаз, 2.земляника, 3.малина, 4.ландыш, 5.чёрная смородина, 6. волчье лыко, 7. виноград.

11

1

Что растёт в поле?

Беседа о культурных зерновых растениях края. Решение проблемы «Как отличить пшеницу от ржи?». Рисование колосков. Решение проблемы «Что из чего изготавливают?». Беседа о бережном отношении к хлебу.

Беседа «А ещё в нашем крае на полях выращивают …». Изготовление поделок из природного материала (овощей – картошки, огурца, баклажана и т.п.)

12

1

Жизнь животных осенью.

Чтение учителем (с.21) (страничка для чтения). Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Кто лишний?» «На какие группы можно разделить животных?». Беседа о перелётных птицах, о насекомых, зверях (домашних и диких) 

Ответы на задания: 

18 – 1. сорока, 2. уточка, 3. ворона, 4. бабочка, 5. цапля.

19 – 1.муравей, 2. волк, 3. жук, 4. стрекоза, 5.ёж, 6.белка, 7. суслик, 8. крот, 9. ласка, 10.лиса, 11.кот, 12. бобры.

13

1

Осень в моём краю.

Обобщающая беседа. Раскрашивание картинки. Декламированье стихотворений. Составление рассказа по картинке.

14

1

Экскурсия.

Беседа о зимних изменениях в природе края. Декламированье стихотворений о зиме.

15

1

Зимняя сказка.

Разгадывание кроссворда. Чтение учителем (с.27) (страничка для чтения). Беседа о зимних месяцах. Сочинение рассказа и его запись. Раскрашивание картинок.

Ответы на задания: 21 – 1.декабрь, 2. январь, 3. февраль.

16

1

Зимние изменения в природе.

Представление своих сочинений. Беседа о признаках зимы. Раскрашивание картинок.

17

1

Жизнь животных зимой.

Чтение учителем (с.30) (страничка для чтения). Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Как помочь птицам и диким животным зимой?». Составление рассказа.

Ответы на задания: 26- ворона, сорока и синица – всеядны; воробей, голубь любят крошки, семена, крупу; свиристель – ягоды рябины.

27 – 1. лиса, 2.заяц, 3.белка, 4. мышка, 5. кабан, 6. олень, 7. сова.

18

1

Живой уголок.

Экскурсия к живому уголку в школе. Разгадывание кроссворда. Составление рассказа, используя опорные слова из кроссворда.

 Ответы на задания: 28 – по горизонтали: аквариум, попугай, ящерица; по вертикали: террариум, фикус, рыбки, хомяк.

19

1

Занятия людей зимой.

Чтение учителем (с.34) (страничка для чтения). Беседа «Чем могут заниматься люди зимой?»

Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинке.

20

1

Весна. Весенние месяцы.

Разгадывание кроссворда. Беседа о весенних месяцах. Чтение учителем (с.37) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок.

21

1

Экскурсия.

Беседа об изменениях в природе края. Декламированье стихотворений о весне.

22

1

Весенние изменения в природе.

Раскрашивание картинок. Беседа о весенних изменениях. Сочинение.

23

1

Растения весной.

Беседа «Что происходит с растениями весной?» Раскрашивание картинок.

24

1

Жизнь животных весной.

Беседа «Как изменяется жизнь животных весной?» Чтение учителем (с.41) (страничка для чтения). Учимся рисовать птиц и животных.

25

1

Занятия людей весной.

Беседа «Чем могут заниматься люди весной?» по картинкам. Чтение учителем (с.44) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Сочинение.

26

1

Экскурсия.

Беседа о летних изменениях в природе края. Декламированье стихотворений о лете.

27

1

Летние изменения в природе.

Разгадывание кроссворда. Беседа о летних месяцах и сезонных изменениях в природе. Чтение учителем или хорошо читающим ребёнком (с.47) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок.

28

1

Что растёт на лугу?

Разгадывание кроссворда, загадок о травянистых растения луга и поля. Раскрашивание картинок.

29

1

Экскурсия на водоём.

Беседа водоёмах края. Рисование.

30

1

Что растёт у водоёма?

Разгадывание кроссворда, загадок о растениях водоёма. Беседа «Как вести себя на водоёме». Раскрашивание картинок.

31

1

Жизнь животных летом.

Беседа «Как изменяется жизнь животных летом?» Чтение учителем (с.52) (страничка для чтения). Учимся рисовать птиц и животных.

32

1

Занятия людей летом.

Беседа «Чем могут заниматься люди летом?» по картинкам. Чтение (с.54) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Сочинение.

33

1

Обобщающий урок.

Повторение названий всех месяцев в году. «Перелистываем страницы» - рассказы детей о сезонных изменениях в природе, деятельности людей. Раскрашивание картинок.

2 класс

№ п./п.

Дата

Кол-во часов

Тема занятия

Содержание

Я и окружающий  мир

1

5.09

1

С чего начинается Родина…

Познакомить с понятием «малая Родина», с историей родного села (города), улицы, на которой стоит школа, историей школы.

2

12.09

1

Школа – светлая гавань детства

Жизнь на Дону.

3

19.09

1

С днём рождения, родной город (село)

(экскурсия по родному городу (селу).

Познакомить с историей появления родного города (села), его достопримечательностями.

Я и окружающий мир

4

26.09

1

Дорога от дома до школы (экскурсия).

Познакомить с правилами безопасного поведения на улице:

  1. правила перехода через проезжую часть;
  2. сигналы светофора;
  3. правила посадки и высадки из общественного транспорта;

дорожные знаки: «Дети», «Пешеходный переход» и др. Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.

Природа Донского края

5-

6

3.10

10.10

2

Природа (экскурсия)

Углубить понятие о живой и неживой природе родного края. Наблюдение предметов живой и неживой природы.

7

17.10

1

Город и природа (экскурсия).

Систематизировать знания детей о природе родного города (села).

8-

9

23.10

30.10

2

Что за дерево такое?

Познакомить с видами деревьев, кустарников  и трав родного края (3-4 вида) Показать влияние растительного мира на жизнедеятельность человека (на примере растений родного края).

10

7.11

1

Кустарники (экскурсия).

11-

12

14.11

21.11

2

Травушка-муравушка

13

28.11

1

Растения и мы.

Обобщить и систематизировать знания детей о разнообразии растений и их значении в природе и жизни человека. Показать на примере 3-4 видов свойства лекарственных растений Донской земли.  Воспитывать бережное  отношение к растениям родного края.

14

5.12

1

Краски Тихого Дона.

Научить  определять времена года по характерным для данной местности признакам. Чтение стихов о родном крае, рисование пейзажей родного края.

Я и окружающий мир

15

12.12

1

Мои имя, фамилия, отчество…

Рассмотреть происхождение имён и фамилий на Дону. Углубить понятие «семья», рассмотреть на основе знаний учащихся понятия «семейная родословная». Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник»

16

19.12

1

Что ты знаешь о роде своём…

Жизнь на Дону

17-

18-

19

26.12

16.01

23.01

3

Обряды на Дону.

Зимние обряды

(праздничное мероприятие)

Дать общее представление о зимних обрядах на Дону. Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички.

Природа  Донского края

20

30.01

1

Животный мир Ростовской области (экскурсия)

Расширить представления о животном мире родного края. Наблюдение за животными в природе, дома.

21

6.02

1

Домашняя мохнатая азбука.

Расширить представления о домашних животных родного края (3-4 представителя каждого вида).

Показать необходимость бережного отношения к домашним питомцам, их охраны и защиты. Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы»

22

13.02

1

Мой домашний милый друг.

Расширить и закрепить знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве Ростовской области.  Закрепить знания основных правил содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Наблюдение за животными дома. Мини-сочинение о своём домашнем животном.

23

20.02

1

Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми.

Закрепить правила безопасного обращения с  животными. Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг»

24

27.02

1

Родные просторы (экскурсия).

Познакомить с особенностями поверхности родного края  (холмистая поверхность). Наблюдение и изучение форм поверхности родного края.

25

6.03

1

Чем богаты наши недра?

Пропедевтическое знакомство с полезными ископаемыми родного края. Рисование иллюстраций к сказкам: «Сказка о каменном угле», «Кто главнее?»

26

13.03

1

Что такое почва?

Познакомить с понятием «почва», её составом, образованием; проследить взаимосвязь с растениями и животными сообществ. Исследование состава почвы.

27

20.03

1

Почва нам и стол и дом (экскурсия)

Человек и природа

28

3.04

1

Рядом с домом лес и луг, озеро и речка (экскурсия).

Познакомить с общими представлениями о природных сообществах. Наблюдение и изучение взаимосвязей растений и животных в природном сообществе родного края.

29

10.04

1

Человек – хозяин природы?

Показать влияние человека на природное сообщество. Наблюдение и изучение экологических проблем природного сообщества.

30

17.04

1

Спасём и сохраним!

Закрепить знания учащихся о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края

Жизнь на Дону

31

24.04

1

День освобождения!

(экскурсия в исторический музей)

Знакомство со знаменательными событиями военных лет, происходивших на Донской земле. 

Рисунки, поделки, посвящённые данной тематике.

32-

33

8.05

15.05

2

Вместе дружная семья

Сплочение людей разных национальностей, населяющих донской край.

Песни, танцы народов, населяющих родной край, их национальные традиции и блюда.

34

22.05

1

Обобщающий урок.

«Перелистываем страницы».

3 класс

№ п./п.

Дата

Кол-во часов

Тема занятия

Содержание

Я и окружающий мир

1

1

Край, в котором я живу.

Дать представления  о  Ростовской  области  как  административной  единице; познакомить с гербом, флагом, гимном Ростовской области и правилами  поведения  при  прослушивании  гимна; формировать умения работы с картой (исторической, географической и контурной), находить  территорию Ростовской области  на  карте  страны.

2

1

О городах и станицах родного края.

Познакомить с наиболее  крупными городами Ростовской области, с их архитектурой, достопримечательностями и значением. Обратить  внимание  на  необходимость  бережного  отношения  к историческим  памятникам, сохранению  исторических  традиций.

3-

4

2

С днём рождения, родной город (село).

Дать  представление о своем  населенном  пункте  как о  малой Родине; познакомить с историей  возникновения, происхождением  названия, достопримечательностями, знаменательными  датами, известными  людьми.

Природа Донского края

5-

6-

7

3

У природы нет плохой погоды.

Продолжать  формирование  умений анализировать, сравнивать и выделять  существенные  отличительные  признаки  сезонных  изменений, продолжать систематические  наблюдения  за  погодой. Познакомить  с  особенностями  времен  года  в Ростовской области. Познакомить  с природными  условиями, процессами  и явлениями  характерными  для края (гололед, засуха,  ливневые дожди, грозы, туманы)

Познакомить с профессией - метеоролог.

8

1

Живая  вода.

Вода. Ее распространение и значение для живых организмов.

9

1

Разнообразие  водоемов  родного  края. Главная река нашего края.

Познакомить  с  водоемами  родного  края. Изучение  живой  природы  водоема, находящегося  вблизи  населенного  пункта; его  экологических  проблем.

10

1

Растения и животные водоёмов.

Расширить представления детей об экологических связях в мире природы водоёма.

Жизнь на Дону

11

1

Тайны Донской земли.

Дать  представление о древних поселениях и кочевых племенах, проживавших на Дону, познакомить с историческими памятниками тех веков.

12

1

Танаис – древний город.

Познакомить с историческим памятником Ростовской области – городом Танаисом.

13

1

Дикое поле.

Дать  представление о первых постоянных поселениях (Хазария, Белая Вежа) на Дону.

Познакомить с героическими битвами славян против воинственных кочевых племен (печенегов, половцев, монголо-татар).

Познакомить с историческими и литературными памятниками тех времён.

14

1

Донской  край – казачий  край.

Познакомить с историей появления первых казачьих городков; казачьими поселеньями  и хозяйством казаков.

15

1

Первые казачьи городки.

16

1

Казачья семья.

Познакомить с особенностями  казачьей семьи и  воспитанием  детей.

Актуализировать знания об  особенностях  быта казаков (жилище, посуда, одежда), станичных   ремеслах.

17

1

Жилище казака

18

1

История вещей. Одежда.

19

1

История вещей. Посуда.

20

1

Славен Дон!

Воспитывать гордость и чувство ответственности перед  настоящим и прошлым своего родного края. Воспитывать на примерах своих соотечественников гордость и чувство ответственности перед Родиной и своими близкими.

Обычаи. Весенние обряды и праздники на Дону

21

1

Сретение. Сороки.

Дать общее представление о весенних обрядах на Дону.

22

1

Встреча птиц.

Дать общее представление о международном дне птиц.

23

1

Пасха, Вербное воскресенье.

Дать общее представление о весенних обрядах на Дону.

Природа Донского края

24

1

Природная поверхность нашего края.

Познакомить  с  особенностями  поверхности  Ростовской области:  холмистой  равниной, оврагами, курганами, терриконами, лиманами поймы  реки  Дон.

25

1

Из  недр  Донской  земли.

Познакомить с полезными  ископаемыми Ростовской области:  известняк, песок, глина; их  месторождения; воспитывать понимание необходимости  бережного  использования  подземных  богатств  края.

26

1

Почвы  родного  края.

Почвы  Ростовской области: черноземы, каштановые, луговые. Выявить  значение  почвы  для  Ростовской области.

27

1

Цвети, мой  край  родной! Природная экосистема степи.

Закрепить представления о степи, как о природном сообществе, раскрыть значение степи для растительного и животного мира.

28

1

Природные экосистемы луга.

Закрепить представления о луге, как о природном сообществе, раскрыть значение лугов для человека, экологические проблемы, связанные с данным сообществом.

29

1

Природные экосистемы леса.

Познакомить с  одним из природных сообществ  Ростовской области:  лесом. Показать взаимосвязи  растений и животных в данном  сообществе. Влияние  человека на сообщество.

Человек и природа

30

1

Донская  земля – житница  России.

Познакомить с природным сообществом  поля. Показать общее культурных и дикорастущих растений, их различие  на  примерах растений родного края; разнообразие культур выращиваемых на полях Ростовской области.

31

1

Сельское хозяйство на Дону: земледелие.

Сформировать представления о сельском хозяйстве нашего края и его отраслями.  Познакомить с профессиями людей, работающих в сельском хозяйстве.

32

1

Казачьи посиделки.

Показать значение хлеба для людей; воспитывать бережное отношение к хлебу, труду людей.

33

1

Сельское хозяйство на Дону: животноводство.

Сформировать представления о животноводстве нашего края и его отраслями. Познакомить с профессиями людей, работающих в животноводстве.

Я и окружающий мир

34

1

Славься наш край!

Закрепить представления и знания учащихся о Донском крае.

4 класс

№ п./п.

Дата

Кол-во часов

Тема занятия

Содержание

Я и окружающий мир

1

1

Донской край – мой край!

Дать  представление о Ростовской  области как о  малой Родине; познакомить с административной картой Области Войска Донского и Ростовской области, её районами.

2 - 3

2

Что ты знаешь о роде своём?

Показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны;

- научить составлять летопись своей семьи; соблюдать семейные традиции.

Яркие страницы  истории земли Донской

4

1

На казачьем Кругу

Познакомить с историей  казачьих символов, управлением в казачьей станице.

5

1

Донской казак хват, силой, удалью богат

Способствовать пониманию идей казачьей вольности; познакомить с историей казачьих походов.

Способствовать пониманию значения службы Отчизне, Родине, краю.

6

1

Ермак Могучий.

Формировать чувство гордости за великих людей – наших земляков.

7

1

Степан Разин.

Познакомить с причинами казачьих восстаний («С Дона выдачи нет!»; «Границы России лежали на передней луке казачьего седла»).

8 -9

2

Роль Петра 1 в истории России и родного края.

Показать судьбоносное значение реформ Петра I для казачества. Значение для России взятие г.Азова.

10

1

Таганрог – первый порт России

Показать значение строительство морского порта для России. Познакомить с историей города.

11

1

Крепость Димитрия Ростовского

Показать значение строительство крепости для всей России. Познакомить с историей города Ростова-на-Дону.

12

1

Емельян Пугачёв. Предводитель крестьянского восстания

Рассказать о двойственном образе Е.Пугачева и «пугачевщины»;

место Пугачева в истории казачества.

13

1

Вместе с Суворовым

Формировать чувство гордости за великих людей, оставивших яркий след своих дел в нашем крае.

14

1

Платов Матвей Иванович

Развивать познавательный интерес, гордость за наших земляков, для которых «Честь дороже жизни».

15

1

Новочеркасск - столица казачьего Дона

Показать значение строительства новой  столицы казачества. Познакомить с историей города Новочеркасска

16

1

Бакланов Яков Петрович

Формировать чувство гордости за великих людей – наших земляков.

17

1

За землю и за волю

Познакомить с термином гражданская война и движением «красное казачество» и «белое казачество»; познакомить с героями Гражданской войны.

18

1

Дон в годы строительства новой жизни

Показать на примерах жизнь Дона при строительстве социализма.

19

1

Дон в годы Великой Отечественной войны.

Воспитывать гражданские качества: героизм, умение отказаться от своего блага ради спасения родной земли;

показать примеры подвигов.

20

1

День освобождения родного города (села, станицы)

Познакомить с историей освобождения родного города (села) от фашистов.

21 - 22

2

Мирное время на Донской земле.

Сформировать представления у уч-ся о промышленности нашего края и её отраслями; познакомить с известными  людьми.

23

1

Волгодонск – город молодости

Показать значение строительства Цимлянского водохранилища и города Волгодонска. Познакомить с историей города Волгодонска.

Человек и природа

24

1

Дом, в котором мы живём

Закрепить понятия: экология, экологические проблемы, экосистемы, законы экологии.  

Развивать умения проводить сравнительные наблюдения в экосистемах, применять законы экологии для создания простейших проектов.

25 – 26 - 27

3

Экологические проблемы воздуха в родном крае.

Уточнить и расширить знания  о значении  воздуха и воды для живых существ;

-раскрыть и систематизировать основные причины и последствия загрязнения воды и воздуха, а также составлять планы рационального использования природных ресурсов и меры по охране их чистоты.

28

1

Охрана полезных ископаемых родного края.

Продолжить формировать у учащихся представлений о подземных богатствах нашего края;

- познакомить способами добычи полезными ископаемыми, профессиями, связанными с разработкой месторождений, охраной подземных богатств.

29

1

Экологическое равновесие в природе

Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии. Ввести понятие: экологические катастрофы. Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.

30 - 31

2

Охранять природу – значит охранять Родину

Познакомить уч-ся с Красной книгой РО, с растениями и животными, которые в неё внесены;

Познакомить уч-ся с многообразием форм охраны природы: заповедники и заказники Ростовской области.

Учить бережно, относиться к представителям живого мира нашего края.

Жизнь на Дону

32

1

Троица

Дать общее представление о летних обрядах на Дону.

Познакомить с играми, забавами, потехами, научить в них играть.

33

1

Ивана Купала

34

1

Спасы

Учебно-методический комплект курса «Доноведение»

для учащихся

  1. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю.Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2006.
  2. Сухаревская Е.Ю., Бакрева М.Н.,Зыбина Е.А.,Ткаченко А.Г.  Доноведение: Рабочая тетрадь (1класс) -  Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
  3. Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А.,Степанова Т.Г.Ткаченко А.Г. Доноведение: Рабочая тетрадь (2класс) -  Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2008.
  4. Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В.  Доноведение: Рабочая тетрадь (3класс) -  Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
  5. Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Рабочая тетрадь (4класс) -  Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.

для учителя

  1. Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
  2. Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А.,Степанова Т.Г.Ткаченко А.Г. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов.  2 класс -  Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2008.
  3. Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В.  Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 3класс -  Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
  4. Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 4 класс -  Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
  5. Мультимедийное приложение к курсу «Доноведение»

Рекомендуемая дополнительная литература для учителя

  1. Алексенко В.Н., Мартынова М.И.  География Ростовской области. Ростов-на-Дону, «Терра», 2005.
  2. Алмазов Б.А. Казаки. Санкт-Петербург «Золотой век»: «Диамант»,1999.
  3. Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII – XX вв. Батайск: Батайское книжное издательство, 2002.
  4. Вавилина В.А. , Харламова Т.В. Природоохранные традиции Донского края: Методическое пособие – Новочеркасск, 2001.
  5. Донской народный костюм. Сост. Т.К.Тумасов. Т.С. Скуба. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во,1986.
  6. Закруткин В.А. Природа родного края. Научно-популярные статьи и очерки. Ростов. Кн. Изд-во.1975.
  7. Ильюков Л.С. Очерки древней истории Донского края. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2004.
  8. Казачий Дон: Очерки истории. В 2ч. /А.П.Скорик, Р.Г.Тикиджьян и др. -  Ростов-на-Дону: Изд-во обл. ИУУ, 1995.
  9. Моложавенко В. Тайны донских курганов. Ростов,1967.
  10. Неделя природоведения: Сценарии, конкурсы, загадки для проведения предметной недели в начальной школе. Авт-сост. Е.Ю.Сухаревская. -  Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2004.
  11. По старым казачьим станицам. Под. ред. Чеснока В.Ф. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во.1985.
  12. Степаненко Л.Г. Ростовская область. Растительное убранство. Ростов-на-Дону:  «Багир», 2003
  13. Степаненко Л.Г. Степные загадки. Ростов-на-Дону:  «Багир», 2004.
  14. Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории. Чапаевск. 2001.

13. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Кн. в 3 ч. Ростов-на-Дону: «Учитель», 2003.

14. Чёрная А.В. Традиционные игры Дона: этнопсихологический феномен. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. гос.пед.ун-та, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...