Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Доноведение» для 3 класса
рабочая программа (3 класс) на тему

Чернова Татьяна Анатольевна

Рабочая  программа  курса внеурочной деятельности «Доноведение» для 3 класса. Авторы: канд.пед.наук Е .Ю.Сухаревская,  М.Н.Бакрева,  И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля,  Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова,  А.Г.Ткаченк

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доноведение

Пояснительная записка

   Рабочая  программа  курса внеурочной деятельности «Доноведение» для 3 класса разработана

  • на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденный приказом № 373  от  22.12.2009г.
  • в соответствии с Положением о внеурочной деятельности учащихся МБОУ – СОШ №6 х. Комаров, утвержденным приказом от 15.08.2014 № 55
  • планом внеурочной деятельности МБОУ СОШ№6 х. Комаров на 2018-2019 уч. год, утвержденным приказом  от  31.08.2018 № 148
  • программами для общеобразовательных учреждений . 1-4 классы. Авторы: канд.пед.наук Е .Ю.Сухаревская,  М.Н.Бакрева,  И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля,  Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова,  А.Г.Ткаченко

Цели - формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.

 Задачи курса

Образовательные:

1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование элементарных представлений о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;  

2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.

Воспитательные:

 1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.

2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

Развивающие:

1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.

2.Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.

Место внеурочного курса в учебном плане

 Программа по внеурочному курсу «Доноведение» в начальной школе относится к духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности и реализуется в соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ СОШ №6 х.Комаров на 2018 – 2019 учебный год и расписанием внеурочных занятий на 2018 – 2019 учебный год рабочая программа Черновой Т.А. при 2 часах в неделю составляет 67 часов.

                                                                                                    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ                        3 класс  

Я и окружающий мир

Край, в котором я живу. Ростовская область как административная единица. Герб, флаг, гимн Ростовской области. Ростовская область на карте. Соседи Ростовской области.  Города Ростовской области. История села (города): достопримечательности. Знакомство с известными людьми.

Моя семья. Родословная.

Природа Донского края

Природные условия, процессы и явления характерные для Ростовской области (гололёд, туманы,  ливневые дожди, грозы). Существенные признаки сезонных изменений в крае. Климат, погода.

Вода. Её распространение и значение для живых организмов Донского края.

Водоёмы Донского края. Водоёмы. Реки: Дон, Сал, Северский Донец, Егорлык, Калитва, Западный Маныч, Таганрогский залив, Цимлянское водохранилище, озеро Маныч-Гудило. Природная экосистема водоёма.

Рельеф родного края: равнина, овраги, терриконы, курганы.

Полезные ископаемые – известняк, песок, глина. Их месторождения в родном крае. Бережное использование природных богатств.

Почва Донского края и её значение для Ростовской области.

Природные экосистемы Донского края (лес, луг, поле).

Дикорастущие и культурные растения Донского края (различение).

Человек и природа

Профессия – метеоролог.

Сельскохозяйственная деятельность человека в крае: земледелие, животноводство. Профессии, связанные с сельским хозяйством (общее представление о 3-4 профессиях).

Жизнь на Дону

Тайны Донской земли. Первые поселения на Дону. Танаис – древний город.

Донской край – казачий край. Первые казачьи городки. Особенности быта казаков (жилище, посуда, одежда, ремёсла). Казачья семья. Воспитание в казачьей семье.

Обычаи, весенние обряды и праздники на Дону.

Экскурсии

«Родной город (село)», «Города Ростовской области», «Танаис – древний город»;

«Сезонные изменения в природе родного края», «Разнообразие водоёмов родного края», «Влияние деятельности человека на природу»;

в краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с бытом казаков.

Исследовательские, проектные и практические работы

Практическая работа: работа по карте Ростовской области; «Почвы родного края».

Исследовательская деятельность по проблемам:

- «Город (станица)… Ростовской области»,

- «Мир природного сообщества родного края», -

- «Водоём родного края», «Кто работает на родной земле» и др.

Проекты: «Город раньше и теперь» (коллаж), «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок),  и др.

                                    Учебно – тематический план и распределение часов по разделам программы внеурочной деятельности

                 Раздел программы

                    Количество часов

Распределение часов

1.

Я и окружающий мир

  9 ч.

04 – 27.09;

23.05

2.

Природа Донского края

24 ч.

02.10-15.11;

28.02-16.04

3.

Человек и природа

  8 ч.

18.04-21.05

4.

Жизнь на Дону

26 ч.

20.11-26.02

                         Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы по курсу «Доноведение»

 1. Личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:

-    анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

2. Регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:

-  ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

-  составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

-  оценивать собственные знания и умения;         

-  доводить дело до конца.

3. Познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:

находить и  пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;

проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;

ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

4. Коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

-  слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

-  осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.

Характеристика  результатов формирования УУД

1. Воспринимать историко-географический образ России (территория, границы, географические особенности, многонациональность,  основные исторические события; государственная символика, праздники, права и обязанности гражданина.

2. Проявлять уважение к семье, к культуре своего народа и других народов, населяющих Россию.

3. Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала.

4. Анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей. Находить общие нравственные категории в культуре разных народов.

5. Выполнять основные правила бережного отношения к природе, правила здорового образа жизни на основе знаний об организме человека.

6. Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.

7. Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем.

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

2. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

4. Составлять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.

6. Осуществлять само- и взаимопроверку работ.

7. Оценивать правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев.

8. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

9. Осуществлять выбор под определённую задачу литературы, инструментов, приборов.

10. Оценивать собственную успешность в выполнения заданий

1. Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу. 

2. Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые  источники информации среди словарей, энциклопедий, справочников в рамках проектной деятельности.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация таблица, схема, диаграмма, экспонат, модель и др.) Использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот. Самостоятельно использовать модели при решении учебных задач.

4. Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ.

5. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).

6. Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий.

7. Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия

1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

2.Читать вслух и про себя тексты учебников,  художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое.

3.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

4. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.

5. Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого.

6. Участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель.

Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.

               

                                                                                                               Методическое обеспечение курса «Доноведение»

  1. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2006.
  2. Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В.  Доноведение: Рабочая тетрадь (3класс) -  Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.

Календарно-тематическое планирование курса «Доноведение» - 3 класс

Название темы (раздела)

Содержание темы

Кол-во

часов

Виды деятельности

Дата проведения

по плану

факти-чески

1

2

Я и окружающий мир-8 ч.

Край, в котором я  живу

2

Работа с картой Ростовской  области

Практическая работа по контурной карте: выделение границы Ростовской области.

04.09

06.09

3

4

О городах и станицах родного

края

2

Экскурсии  по  городам Ростовской области.

Исследовательская деятельность «Город (станица) Ростовской области»

11.09

13.09

5-6

7-8

С днём рождения, родной хутор

С днём рождения, Мартыновский район

2

2

Экскурсия.  

Составление коллажа «Прежде и  теперь»  (используются фотографии, рисунки детей)

18, 20.09

25, 27.09

9-

14

Природа Донского края – 12 ч.

У природы нет  плохой погоды

6

Экскурсия       «Сезонные изменения в природе»

Конкурсы рисунков

02, 04, 09,11,16,

18.10

15

16

Живая  вода.

2

Работа  с картой Ростовской области .

Исследовательские  работы.

23.10

 25.10

17

18

Разнообразие  водоемов  родного  

края.

Главная река нашего края

1

1

Экскурсия на водоем (с целью изучения живой природы водоема и его экологических проблем) Беседа о бережном использовании воды.

06.11

08.11

19

20

Растения и животные водоёмов.

2

Исследовательские работы учащихся

13.11

15.11

21

22

Жизнь на Дону - 26 ч.

Тайны  Донской земли

2

Заочное путешествие  в архитектурный исторический памятник «Танаис»

20.11

22.11

23

24

Танаис – древний город

2

Заочное путешествие  в архитектурный исторический памятник «Танаис»

27.11

29.11

25

26

Дикое поле

2

Рисование картин прошлого Дона.

04.12

06.12

27

28

Донской  край – казачий  край

2

Экскурсия в краеведческий музей

Исследовательская работа «История казачьей семьи».

11.12

13.12

29

30

Первые казачьи  городки

2

18.12

20.12

31

32

Казачья семья

2

25.12

27.12

33

34

Жилище казака

2

Проект «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок)

10.01

15.01

35

36

История вещей. Одежда.

2

17.01

22.01

37

38

История вещей. Посуда.

2

24.01

29.01

39

40

Славен Дон!

2

Праздничное мероприятие

31.01

05.02

41

42

Сретение. Сороки.

2

Праздничные мероприятия.

07.02

12.02

43

44

Встреча птиц

2

Изготовление скворечника

14.02

19.02

45

46

Пасха, Вербное воскресенье

2

Праздничные мероприятия.

21.02

26.02

47

48

Природа Донского края – 12 ч.

Природная поверхность нашего края

2

Экскурсия. Практическая  работа «Рисунок, карта  поверхности  родного  края»

28.02

05.03

49

50

Из  недр  Донской  земли

2

 Работа с картой Ростовской области  и  практическая работа по контурным картам. Беседа о бережном использовании полезных ископаемых

07.03

12.03

51

52

Почвы  родного   края

2

Практическая  работа «Почвы родного края»

14.03

19.03

52

54

Цвети, мой  край  родной! Природная

экосистема степи.

2

Экскурсия.

Исследовательские  работы уч-ся «Мир природного сообщества родного края»

Конкурс рисунков

Викторины, кроссворды

21.03

02.04

04.04

09.04

11.04

16.04

55

56

Природные экосистемы луга

2

57

58

Природные экосистемы леса

2

59

60

Человек и природа – 8ч.

Донская  земля – житница  России

2

Исследовательская  работа «Кто работает на родной земле»

18.04

23.04

61

62

Сельское хозяйство на Дону: земледелие.

2

25.04

30.04

63

64

Казачьи посиделки

2

Праздничное мероприятие.

07.05

14.05

65

66

Сельское хозяйство на Дону:

животноводство

2

Исследовательская  работа «Кто работает на родной земле»

16.05

21.05

67

Я и окружающий мир – 1ч.

Славься наш край!

1

Викторина. Экскурсия по  мини- музею (выставка  поделок, исследовательских и проектных работ учащихся, выполненных за год ).

23.05

                                                         

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

МБОУ СОШ №6 х. Комаров

                   ________ Любовина Н.А.

«____»____________     2018 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности ФГОС 1 класс "Доноведение"

Рабочая программа курса «Доноведение» для 1-4 классов разработана на основе примерной программы, рекомендованной Министерством образования РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента Гос...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "ДОНОВЕДЕНИЕ".

Данная программа расчитана для внеурочной деятельности.  Мир, окружающий ребёнка, постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает по...

Внеурочная деятельность . "Доноведение 3 класс"

Курс "Доноведения" формирует у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине - Донском крае и адекватного понимания места человека в нём....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 2 класс

Исторически сложилось так, что территорию, на кото­рой расположена Ростовская область и по которой проте­кает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса — «Доноведение»Мир, ок...

Внеурочная деятельность "Доноведение" 2 класс 2017-2018г.

На изучение программы курса внеурочной деятельности «Доноведение» во 2 классе в соответствии с требованиями ФГОС НОО основной образовательной программы согласно плану внеурочной деятельнос...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Доноведение" (4 класс)

Программа внеурочной деятельности для начальных классов...