Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Доноведение» для 3 класса
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Доноведение» для 3 класса. Авторы: канд.пед.наук Е .Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченк
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti_donovedenie_dlya_3_klassa.doc | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
Доноведение
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Доноведение» для 3 класса разработана
- на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденный приказом № 373 от 22.12.2009г.
- в соответствии с Положением о внеурочной деятельности учащихся МБОУ – СОШ №6 х. Комаров, утвержденным приказом от 15.08.2014 № 55
- планом внеурочной деятельности МБОУ СОШ№6 х. Комаров на 2018-2019 уч. год, утвержденным приказом от 31.08.2018 № 148
- программами для общеобразовательных учреждений . 1-4 классы. Авторы: канд.пед.наук Е .Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко
Цели - формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
Задачи курса
Образовательные:
1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование элементарных представлений о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные:
1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие:
1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
2.Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Место внеурочного курса в учебном плане
Программа по внеурочному курсу «Доноведение» в начальной школе относится к духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности и реализуется в соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ СОШ №6 х.Комаров на 2018 – 2019 учебный год и расписанием внеурочных занятий на 2018 – 2019 учебный год рабочая программа Черновой Т.А. при 2 часах в неделю составляет 67 часов.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 класс
Я и окружающий мир
Край, в котором я живу. Ростовская область как административная единица. Герб, флаг, гимн Ростовской области. Ростовская область на карте. Соседи Ростовской области. Города Ростовской области. История села (города): достопримечательности. Знакомство с известными людьми.
Моя семья. Родословная.
Природа Донского края
Природные условия, процессы и явления характерные для Ростовской области (гололёд, туманы, ливневые дожди, грозы). Существенные признаки сезонных изменений в крае. Климат, погода.
Вода. Её распространение и значение для живых организмов Донского края.
Водоёмы Донского края. Водоёмы. Реки: Дон, Сал, Северский Донец, Егорлык, Калитва, Западный Маныч, Таганрогский залив, Цимлянское водохранилище, озеро Маныч-Гудило. Природная экосистема водоёма.
Рельеф родного края: равнина, овраги, терриконы, курганы.
Полезные ископаемые – известняк, песок, глина. Их месторождения в родном крае. Бережное использование природных богатств.
Почва Донского края и её значение для Ростовской области.
Природные экосистемы Донского края (лес, луг, поле).
Дикорастущие и культурные растения Донского края (различение).
Человек и природа
Профессия – метеоролог.
Сельскохозяйственная деятельность человека в крае: земледелие, животноводство. Профессии, связанные с сельским хозяйством (общее представление о 3-4 профессиях).
Жизнь на Дону
Тайны Донской земли. Первые поселения на Дону. Танаис – древний город.
Донской край – казачий край. Первые казачьи городки. Особенности быта казаков (жилище, посуда, одежда, ремёсла). Казачья семья. Воспитание в казачьей семье.
Обычаи, весенние обряды и праздники на Дону.
Экскурсии
«Родной город (село)», «Города Ростовской области», «Танаис – древний город»;
«Сезонные изменения в природе родного края», «Разнообразие водоёмов родного края», «Влияние деятельности человека на природу»;
в краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с бытом казаков.
Исследовательские, проектные и практические работы
Практическая работа: работа по карте Ростовской области; «Почвы родного края».
Исследовательская деятельность по проблемам:
- «Город (станица)… Ростовской области»,
- «Мир природного сообщества родного края», -
- «Водоём родного края», «Кто работает на родной земле» и др.
Проекты: «Город раньше и теперь» (коллаж), «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок), и др.
Учебно – тематический план и распределение часов по разделам программы внеурочной деятельности
№ | Раздел программы | Количество часов | Распределение часов |
1. | Я и окружающий мир | 9 ч. | 04 – 27.09; 23.05 |
2. | Природа Донского края | 24 ч. | 02.10-15.11; 28.02-16.04 |
3. | Человек и природа | 8 ч. | 18.04-21.05 |
4. | Жизнь на Дону | 26 ч. | 20.11-26.02 |
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы по курсу «Доноведение»
1. Личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
2. Регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца.
3. Познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4. Коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
Характеристика результатов формирования УУД
1. Воспринимать историко-географический образ России (территория, границы, географические особенности, многонациональность, основные исторические события; государственная символика, праздники, права и обязанности гражданина. 2. Проявлять уважение к семье, к культуре своего народа и других народов, населяющих Россию. 3. Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала. 4. Анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей. Находить общие нравственные категории в культуре разных народов. 5. Выполнять основные правила бережного отношения к природе, правила здорового образа жизни на основе знаний об организме человека. 6. Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой. 7. Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем. | 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. 2. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. 4. Составлять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. 6. Осуществлять само- и взаимопроверку работ. 7. Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев. 8. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. 9. Осуществлять выбор под определённую задачу литературы, инструментов, приборов. 10. Оценивать собственную успешность в выполнения заданий | 1. Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу. 2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди словарей, энциклопедий, справочников в рамках проектной деятельности. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация таблица, схема, диаграмма, экспонат, модель и др.) Использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот. Самостоятельно использовать модели при решении учебных задач. 4. Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ. 5. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). 6. Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий. 7. Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия | 1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. 2.Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое. 3.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 4. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения. 5. Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого. 6. Участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель. Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе. |
Методическое обеспечение курса «Доноведение»
- Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2006.
- Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Рабочая тетрадь (3класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
Календарно-тематическое планирование курса «Доноведение» - 3 класс
№ | Название темы (раздела) | Содержание темы | Кол-во часов | Виды деятельности | Дата проведения | ||
по плану | факти-чески | ||||||
1 2 | Я и окружающий мир-8 ч. | Край, в котором я живу | 2 | Работа с картой Ростовской области Практическая работа по контурной карте: выделение границы Ростовской области. | 04.09 06.09 | ||
3 4 | О городах и станицах родного края | 2 | Экскурсии по городам Ростовской области. Исследовательская деятельность «Город (станица) Ростовской области» | 11.09 13.09 | |||
5-6 7-8 | С днём рождения, родной хутор С днём рождения, Мартыновский район | 2 2 | Экскурсия. Составление коллажа «Прежде и теперь» (используются фотографии, рисунки детей) | 18, 20.09 25, 27.09 | |||
9- 14 | Природа Донского края – 12 ч. | У природы нет плохой погоды | 6 | Экскурсия «Сезонные изменения в природе» Конкурсы рисунков | 02, 04, 09,11,16, 18.10 | ||
15 16 | Живая вода. | 2 | Работа с картой Ростовской области . Исследовательские работы. | 23.10 25.10 | |||
17 18 | Разнообразие водоемов родного края. Главная река нашего края | 1 1 | Экскурсия на водоем (с целью изучения живой природы водоема и его экологических проблем) Беседа о бережном использовании воды. | 06.11 08.11 | |||
19 20 | Растения и животные водоёмов. | 2 | Исследовательские работы учащихся | 13.11 15.11 | |||
21 22 | Жизнь на Дону - 26 ч. | Тайны Донской земли | 2 | Заочное путешествие в архитектурный исторический памятник «Танаис» | 20.11 22.11 | ||
23 24 | Танаис – древний город | 2 | Заочное путешествие в архитектурный исторический памятник «Танаис» | 27.11 29.11 | |||
25 26 | Дикое поле | 2 | Рисование картин прошлого Дона. | 04.12 06.12 | |||
27 28 | Донской край – казачий край | 2 | Экскурсия в краеведческий музей Исследовательская работа «История казачьей семьи». | 11.12 13.12 | |||
29 30 | Первые казачьи городки | 2 | 18.12 20.12 | ||||
31 32 | Казачья семья | 2 | 25.12 27.12 | ||||
33 34 | Жилище казака | 2 | Проект «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок) | 10.01 15.01 | |||
35 36 | История вещей. Одежда. | 2 | 17.01 22.01 | ||||
37 38 | История вещей. Посуда. | 2 | 24.01 29.01 | ||||
39 40 | Славен Дон! | 2 | Праздничное мероприятие | 31.01 05.02 | |||
41 42 | Сретение. Сороки. | 2 | Праздничные мероприятия. | 07.02 12.02 | |||
43 44 | Встреча птиц | 2 | Изготовление скворечника | 14.02 19.02 | |||
45 46 | Пасха, Вербное воскресенье | 2 | Праздничные мероприятия. | 21.02 26.02 | |||
47 48 | Природа Донского края – 12 ч. | Природная поверхность нашего края | 2 | Экскурсия. Практическая работа «Рисунок, карта поверхности родного края» | 28.02 05.03 | ||
49 50 | Из недр Донской земли | 2 | Работа с картой Ростовской области и практическая работа по контурным картам. Беседа о бережном использовании полезных ископаемых | 07.03 12.03 | |||
51 52 | Почвы родного края | 2 | Практическая работа «Почвы родного края» | 14.03 19.03 | |||
52 54 | Цвети, мой край родной! Природная экосистема степи. | 2 | Экскурсия. Исследовательские работы уч-ся «Мир природного сообщества родного края» Конкурс рисунков Викторины, кроссворды | 21.03 02.04 04.04 09.04 11.04 16.04 | |||
55 56 | Природные экосистемы луга | 2 | |||||
57 58 | Природные экосистемы леса | 2 | |||||
59 60 | Человек и природа – 8ч. | Донская земля – житница России | 2 | Исследовательская работа «Кто работает на родной земле» | 18.04 23.04 | ||
61 62 | Сельское хозяйство на Дону: земледелие. | 2 | 25.04 30.04 | ||||
63 64 | Казачьи посиделки | 2 | Праздничное мероприятие. | 07.05 14.05 | |||
65 66 | Сельское хозяйство на Дону: животноводство | 2 | Исследовательская работа «Кто работает на родной земле» | 16.05 21.05 | |||
67 | Я и окружающий мир – 1ч. | Славься наш край! | 1 | Викторина. Экскурсия по мини- музею (выставка поделок, исследовательских и проектных работ учащихся, выполненных за год ). | 23.05 |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР МБОУ СОШ №6 х. Комаров ________ Любовина Н.А. «____»____________ 2018 года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности "Доноведение", 3 класс
Доноведение, 3 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности ФГОС 1 класс "Доноведение"
Рабочая программа курса «Доноведение» для 1-4 классов разработана на основе примерной программы, рекомендованной Министерством образования РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента Гос...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "ДОНОВЕДЕНИЕ".
Данная программа расчитана для внеурочной деятельности. Мир, окружающий ребёнка, постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает по...
Внеурочная деятельность . "Доноведение 3 класс"
Курс "Доноведения" формирует у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине - Донском крае и адекватного понимания места человека в нём....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 2 класс
Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса — «Доноведение»Мир, ок...
Внеурочная деятельность "Доноведение" 2 класс 2017-2018г.
На изучение программы курса внеурочной деятельности «Доноведение» во 2 классе в соответствии с требованиями ФГОС НОО основной образовательной программы согласно плану внеурочной деятельнос...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Доноведение" (4 класс)
Программа внеурочной деятельности для начальных классов...