Тематическое планированик кружка "Истоки"
рабочая программа (3 класс) на тему

Тематическое планированик кружка "Истоки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoki.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Курс " Истоки" в 3 классе  реализует идею активного воспитания, обучения и развития ребёнка по социокультурной педагогической технологии.

В ходе преподавания курса решаются следующие задачи:

. осмысление и конкретизация духовно- нравственных категорий, предусмотренных программой;

• развитие внутреннего, духовного мира ради осознания своей нужности, полезности;

• воспитание чувства уважения, верности, ответственности к своей семье, родным, соотечественникам, Родине и чувства взаимного признания другого мира (веры, культуры, нации);

• социокультурное развитие группы;

• выработка собственной жизненной позиции, духовное осознание ответов на вопросы: Кто я, Кто мы? (Формирование целостной идентичной личности);

• развитие учебных навыков и способностей через содержательный аспект урока.

Содержание уроков сочетает в себе научные сведения, социокультурный опыт прошлых поколений и их практическое преломление в жизненном опыте учащихся. Раскрытие категорий идёт только на позитивном материале.         

Присоединение - первый этап урока. Его назначение - эмоциональный и психологический настрой учащихся и педагога, взаимопонимание, мотивация на изучаемую тему.

Важный момент урока - обеспечение разнообразными средствами образного и целостного восприятия категорий.

Развёртывание темы и её закрепление проводится в активной форме - работа в ресурсном круге и четвёрках.

Технология проведения таких занятий раскрыта в пояснительной записке методического пособия Н. Ю. Твардовской " Истоки -3"

Активные формы обучения" (См. " "Истоковедение", том 2, Москва, издательство ТВ5,2001 г., стр. 59-69 и стр. 35-40).

Духовные усилия и активность учащихся проявляют на протяжении всего урока. В собеседовании педагог создаёт ситуацию авансированного успеха. Для этого он находит в любом высказывании ученика то своеобразное, интересное, которое не смогли увидеть другие: удачность реплики, оригинальность ответа, независимость суждения, интересное решение. Не существует неправильных ответов, есть индивидуальное мнение.

В содержании, методике, технологии, активном общении заложен принцип экологичности, психологической безопасности, доверия. (" Не навреди!").

После понимания духовно - нравственного смысла категории идёт коррекция -направленность на самих себя, на свою жизнь. В ходе коррекции дети формируют образ собственного " Я". Им важно получить представление о себе хорошем. Это главное условие радости и оптимизма. Задача учителя состоит в том, чтобы ребенок сам задумался о себе, о необходимости Самоутверждения, т.е. обретения внутренней системы ценностей путём накопления социокультурного опыта.

Цели и задачи:

•   дать ребенку первый опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека;

• посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, подвести к первым размышлениям об Истоках духовности, нравственности человека;

• продолжать формировать в ребенке ощущение этнического и социокультурного родства с окружающим социумом, уверенности в том, что это родство создает возможности самореализации.

Развивать умения и навыки:

коммуникативные: слушать и слышать себя и окружающих, использовать нравственные законы в своей жизни,

• информационные: умение работать с незнакомым художественным текстом, анализируя его, выбирать главное, умение работать со словарями (толковым).

А.В. Камкин Учебное пособие «Истоки-3» состоит из разделов: «Вера», «Надежда», «Любовь», «София». Текст книги предназначен не для заучивания, а для размышления о внутреннем мире и первом духовном опыте. Каждый раздел открывается страницей с рисунком и вопросами, которые помогают сориентироваться в предстоящем тексте, сконцентрироваться на главном.

Истоки. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2-х ч.Н.В. Котельникова, Н.Ю. Твардовская

Календарно – тематическое планирование курса « Истоки»

( 1 ч. в неделю, 34 ч. в год)

Дата

Раздел

Тема урока

Содержание

Категории

Методы, виды активного занятия

1

ВВЕДЕНИЕ

Вводный урок

Рассказ о программе и учебнике. Легенда о Вере, Надежде, Любви, и матери их Софии. Три составляющие человека

Вера. Надежда. Любовь. София. Тело. Душа. Дух.

Ресурсный круг "Какие знания дает предмет Истоки?"

2

ВЕРА

Вера.

Значение слова "вера". Чему доверяет сердце?

Вера. Сердце. Нравственность. Характер.

Работа в паре "Что соединяет вера?" (развивающий)

3

ВЕРА

Вера

Как верит пытливый ум? Во что верует душа?

Православная вера. Заповеди.

Работа в паре "Правила нравственности" (развивающий)

4

ВЕРА

Верность

Верность - знак веры. Присяга, клятва - признаки верности

Преданность. Надежность. Верность. Твердость

Ресурсный круг "Верность Родине" (развивающий)

5

ВЕРА

Верность

Верность не знает мелочей. Предательство. Вероломство

Чувство долга. Уверенность. Вероломство

Работа в паре "Что помогает нам хранить верность? (оценивающий)

6

ВЕРА

Правда

Правда - путь веры. Легенда. Правда открывается не всем

1равда и кривда

Р'абота в паре "Пословицы о правде" (развивающий)

7

ВЕРА

Правда

Правда в слове. Правда в деле. Правда в образе

Праведный труд. Путеводный образ. Пророк

Ресурсный круг "Какой образ является путеводным для тебя?", (развивающий)

8

ВЕРА

Честь

Честь - награда за веру и правду. Воинская честь. Честь по заслугам. Почести за ум

Честь. Доблесть. Почести. Ордена. Слава.

Работа в паре "Честь"( развивающий)

9

ВЕРА

Честь

Береги честь смолоду. Поклон преподобному Сергию Радонежскому

Добрая репутация. Почитание родителей. Послушание

Ресурсный круг "Береги честь смолоду" (развивающий)

10

ВЕРА

Обобщаю-щий урок по разделу

Повторение всех категорий

Работа в паре "Честь по заслугам" (оценивающий)

11

НАДЕ-ЖДА

Надежда.

Значение слова "надежда". Надежда не должна умирать

Надежда на свои силы и опыт поколений. Терпение. Уныние и отчаяние

Ресурсный круг "как в жизни человеку помогает надежда?" (развивающий)

12

НАДЕ-ЖДА

Надежда.

Упование на Бога. Тщетная Надежда

Упование. Тщета

Работа в четверке "Что укрепляет надежду?" (развивающий)

13

НАДЕЖДА

Согласие

Согласие - лад в деле, в отношениях, в словах

Согласие. Лад.

Ресурсный круг. "Строительство моста" (развивающий)

14

НАДЕЖДА

Согласие

Согласие ума, сердца и души. Несогласие и разногласие.

Несогласие. Разногласие

Работа в четверке 'Согласие в деле" (развивающий)

15

НАДЕЖДА

Терпение

Терпение и надежда вместе идут. Без терпения -нет умения

Терпение. Умение

Работа в четверке "В каких делах необходимо терпение?" (оценивающий)

16

НАДЕЖДА

Терпение

Научишься терпеть в малом - вытерпишь и в большом

Терпение. Согласие

Ресурсный круг "Самый терпеливый человек" (развивающий)

17

НАДЕЖДА

Послушание

Послушание опыту, послушание совести. Законопослушание

Послушание. Совесть. Своеволие

Работа в четверке "Послушание" (развивающий)

18

НАДЕЖДА

Обобщающий урок по разделу

Повторение

Послушание. Совесть. Своеволие

Работа в четверке "Надежда - устремление к доброму исходу дела" (оценивающий)

19

ЛЮБОВЬ

Любовь

Великая сила любви. Любовь к ближнему

Любовь. Дружба

Работа в четверке "В чем проявляется любовь к ближнему?" (развивающий)

20

ЛЮБОВЬ

Любовь

Любовь в семье. Единство. Лад

Любовь. Дружба

Ресурсный круг "Почему любовь - это руд души?" (развивающий)

21

ЛЮБОВЬ

Любовь

Святая любовь Бога к своему творению

Повесть о Петре и Февронии. Письмо

22

ЛЮБОВЬ

Милосердие

Милосердие в деле. Благотворительность

Повесть о Петре и Февронии. Письмо

Ресурсный круг "Милосердие" (развивающий)

23

ЛЮБОВЬ

Милосердие

Милосердие в слове. Где гнев там и милость

Сестры милосердия. "Белый ангел Москвы"

Работа в четверке "Слово о милосердном человеке" (развивающий)

24

ЛЮБОВЬ

Доброта

Добрые слова. Добрые дела. Притча о добром самарянине

Доброта. Притча

Работа в четверке "Доброта истинная и ложная", (развивающий)

25

ЛЮБОВЬ

Доброта

В ком нет добра, в том и правды мало.

Истинность и ложность

Работа в четверке "Добрые дела" (оценивающий)

26

ЛЮБОВЬ

Покаяние

Покаяние — признание своей вины. Ступени покаяния

Исповедь. Раскаяние

Работа в четверке "На пути покаяния" и "Покаяние" (развивающий)

27

ЛЮБОВЬ

Обобщающий урок по теме

Работа в четверке "Сад добродетелей" (оценивающий)

28

СОФИЯ

Ум да разум

Ум познает и запоминает -разум смысл постигает

Ум. Разум

Работа в четверке "Ум да разум" (развивающий)

29

СОФИЯ

Истина

Истина в слове. Подлинное неложное знание

Истина. Заблуждение

Работа в четверке "Истина в слове" (развивающий)

30

СОФИЯ

Истина

Истина в образе. Истина в деле

Ресурсный круг

"Как предмет Истоки помогает постигать истину?" (развивающий)

31

СОФИЯ

Знание и мудрость

Мудрость - соединение истины, правды и любви

Правда. Любовь. Истина

Ресурсный круг "Какими словами ты расскажешь о мудром человеке?" (развивающий)

32

СОФИЯ

Знание и мудрость

Мудрость и мудрецы. Знания о Боге и о мире

Знания. Мудрость. Книжная мудрость

Работа в четверке "Мудрые советы Владимира Мономаха" (оценивающий)

33

СОФИЯ

Почему Вера, Надежда и Любовь -родные сестры?

Вернуться к началу учебника

Тоже

Работа в четверке "Истоки победителя" (развивающий) Работа в четверке "Что помогает тебе идти по дороге Веры, Надежды и Любви? (оценивающий)

34

Обобща ющий урок за год

Итоговый

Ресурсный круг

"Чему ты научился на уроках по предмету "Истоки?"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса

Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 классаУМК "Школа России"...

Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты».

Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности   1 класс  «Уроки доброты»....