Тематическое планированик кружка "Истоки"
рабочая программа (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Курс " Истоки" в 3 классе реализует идею активного воспитания, обучения и развития ребёнка по социокультурной педагогической технологии.
В ходе преподавания курса решаются следующие задачи:
. осмысление и конкретизация духовно- нравственных категорий, предусмотренных программой;
• развитие внутреннего, духовного мира ради осознания своей нужности, полезности;
• воспитание чувства уважения, верности, ответственности к своей семье, родным, соотечественникам, Родине и чувства взаимного признания другого мира (веры, культуры, нации);
• социокультурное развитие группы;
• выработка собственной жизненной позиции, духовное осознание ответов на вопросы: Кто я, Кто мы? (Формирование целостной идентичной личности);
• развитие учебных навыков и способностей через содержательный аспект урока.
Содержание уроков сочетает в себе научные сведения, социокультурный опыт прошлых поколений и их практическое преломление в жизненном опыте учащихся. Раскрытие категорий идёт только на позитивном материале.
Присоединение - первый этап урока. Его назначение - эмоциональный и психологический настрой учащихся и педагога, взаимопонимание, мотивация на изучаемую тему.
Важный момент урока - обеспечение разнообразными средствами образного и целостного восприятия категорий.
Развёртывание темы и её закрепление проводится в активной форме - работа в ресурсном круге и четвёрках.
Технология проведения таких занятий раскрыта в пояснительной записке методического пособия Н. Ю. Твардовской " Истоки -3"
Активные формы обучения" (См. " "Истоковедение", том 2, Москва, издательство ТВ5,2001 г., стр. 59-69 и стр. 35-40).
Духовные усилия и активность учащихся проявляют на протяжении всего урока. В собеседовании педагог создаёт ситуацию авансированного успеха. Для этого он находит в любом высказывании ученика то своеобразное, интересное, которое не смогли увидеть другие: удачность реплики, оригинальность ответа, независимость суждения, интересное решение. Не существует неправильных ответов, есть индивидуальное мнение.
В содержании, методике, технологии, активном общении заложен принцип экологичности, психологической безопасности, доверия. (" Не навреди!").
После понимания духовно - нравственного смысла категории идёт коррекция -направленность на самих себя, на свою жизнь. В ходе коррекции дети формируют образ собственного " Я". Им важно получить представление о себе хорошем. Это главное условие радости и оптимизма. Задача учителя состоит в том, чтобы ребенок сам задумался о себе, о необходимости Самоутверждения, т.е. обретения внутренней системы ценностей путём накопления социокультурного опыта.
Цели и задачи:
• дать ребенку первый опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека;
• посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, подвести к первым размышлениям об Истоках духовности, нравственности человека;
• продолжать формировать в ребенке ощущение этнического и социокультурного родства с окружающим социумом, уверенности в том, что это родство создает возможности самореализации.
Развивать умения и навыки:
• коммуникативные: слушать и слышать себя и окружающих, использовать нравственные законы в своей жизни,
• информационные: умение работать с незнакомым художественным текстом, анализируя его, выбирать главное, умение работать со словарями (толковым).
А.В. Камкин Учебное пособие «Истоки-3» состоит из разделов: «Вера», «Надежда», «Любовь», «София». Текст книги предназначен не для заучивания, а для размышления о внутреннем мире и первом духовном опыте. Каждый раздел открывается страницей с рисунком и вопросами, которые помогают сориентироваться в предстоящем тексте, сконцентрироваться на главном.
Истоки. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2-х ч.Н.В. Котельникова, Н.Ю. Твардовская
Календарно – тематическое планирование курса « Истоки»
( 1 ч. в неделю, 34 ч. в год)
№ | Дата | Раздел | Тема урока | Содержание | Категории | Методы, виды активного занятия |
1 | ВВЕДЕНИЕ | Вводный урок | Рассказ о программе и учебнике. Легенда о Вере, Надежде, Любви, и матери их Софии. Три составляющие человека | Вера. Надежда. Любовь. София. Тело. Душа. Дух. | Ресурсный круг "Какие знания дает предмет Истоки?" | |
2 | ВЕРА | Вера. | Значение слова "вера". Чему доверяет сердце? | Вера. Сердце. Нравственность. Характер. | Работа в паре "Что соединяет вера?" (развивающий) | |
3 | ВЕРА | Вера | Как верит пытливый ум? Во что верует душа? | Православная вера. Заповеди. | Работа в паре "Правила нравственности" (развивающий) | |
4 | ВЕРА | Верность | Верность - знак веры. Присяга, клятва - признаки верности | Преданность. Надежность. Верность. Твердость | Ресурсный круг "Верность Родине" (развивающий) | |
5 | ВЕРА | Верность | Верность не знает мелочей. Предательство. Вероломство | Чувство долга. Уверенность. Вероломство | Работа в паре "Что помогает нам хранить верность? (оценивающий) | |
6 | ВЕРА | Правда | Правда - путь веры. Легенда. Правда открывается не всем | 1равда и кривда | Р'абота в паре "Пословицы о правде" (развивающий) | |
7 | ВЕРА | Правда | Правда в слове. Правда в деле. Правда в образе | Праведный труд. Путеводный образ. Пророк | Ресурсный круг "Какой образ является путеводным для тебя?", (развивающий) | |
8 | ВЕРА | Честь | Честь - награда за веру и правду. Воинская честь. Честь по заслугам. Почести за ум | Честь. Доблесть. Почести. Ордена. Слава. | Работа в паре "Честь"( развивающий) | |
9 | ВЕРА | Честь | Береги честь смолоду. Поклон преподобному Сергию Радонежскому | Добрая репутация. Почитание родителей. Послушание | Ресурсный круг "Береги честь смолоду" (развивающий) | |
10 | ВЕРА | Обобщаю-щий урок по разделу | Повторение всех категорий | Работа в паре "Честь по заслугам" (оценивающий) | ||
11 | НАДЕ-ЖДА | Надежда. | Значение слова "надежда". Надежда не должна умирать | Надежда на свои силы и опыт поколений. Терпение. Уныние и отчаяние | Ресурсный круг "как в жизни человеку помогает надежда?" (развивающий) | |
12 | НАДЕ-ЖДА | Надежда. | Упование на Бога. Тщетная Надежда | Упование. Тщета | Работа в четверке "Что укрепляет надежду?" (развивающий) | |
13 | НАДЕЖДА | Согласие | Согласие - лад в деле, в отношениях, в словах | Согласие. Лад. | Ресурсный круг. "Строительство моста" (развивающий) | |
14 | НАДЕЖДА | Согласие | Согласие ума, сердца и души. Несогласие и разногласие. | Несогласие. Разногласие | Работа в четверке 'Согласие в деле" (развивающий) | |
15 | НАДЕЖДА | Терпение | Терпение и надежда вместе идут. Без терпения -нет умения | Терпение. Умение | Работа в четверке "В каких делах необходимо терпение?" (оценивающий) | |
16 | НАДЕЖДА | Терпение | Научишься терпеть в малом - вытерпишь и в большом | Терпение. Согласие | Ресурсный круг "Самый терпеливый человек" (развивающий) | |
17 | НАДЕЖДА | Послушание | Послушание опыту, послушание совести. Законопослушание | Послушание. Совесть. Своеволие | Работа в четверке "Послушание" (развивающий) | |
18 | НАДЕЖДА | Обобщающий урок по разделу | Повторение | Послушание. Совесть. Своеволие | Работа в четверке "Надежда - устремление к доброму исходу дела" (оценивающий) | |
19 | ЛЮБОВЬ | Любовь | Великая сила любви. Любовь к ближнему | Любовь. Дружба | Работа в четверке "В чем проявляется любовь к ближнему?" (развивающий) | |
20 | ЛЮБОВЬ | Любовь | Любовь в семье. Единство. Лад | Любовь. Дружба | Ресурсный круг "Почему любовь - это руд души?" (развивающий) | |
21 | ЛЮБОВЬ | Любовь | Святая любовь Бога к своему творению | Повесть о Петре и Февронии. Письмо | ||
22 | ЛЮБОВЬ | Милосердие | Милосердие в деле. Благотворительность | Повесть о Петре и Февронии. Письмо | Ресурсный круг "Милосердие" (развивающий) | |
23 | ЛЮБОВЬ | Милосердие | Милосердие в слове. Где гнев там и милость | Сестры милосердия. "Белый ангел Москвы" | Работа в четверке "Слово о милосердном человеке" (развивающий) | |
24 | ЛЮБОВЬ | Доброта | Добрые слова. Добрые дела. Притча о добром самарянине | Доброта. Притча | Работа в четверке "Доброта истинная и ложная", (развивающий) | |
25 | ЛЮБОВЬ | Доброта | В ком нет добра, в том и правды мало. | Истинность и ложность | Работа в четверке "Добрые дела" (оценивающий) | |
26 | ЛЮБОВЬ | Покаяние | Покаяние — признание своей вины. Ступени покаяния | Исповедь. Раскаяние | Работа в четверке "На пути покаяния" и "Покаяние" (развивающий) | |
27 | ЛЮБОВЬ | Обобщающий урок по теме | Работа в четверке "Сад добродетелей" (оценивающий) | |||
28 | СОФИЯ | Ум да разум | Ум познает и запоминает -разум смысл постигает | Ум. Разум | Работа в четверке "Ум да разум" (развивающий) | |
29 | СОФИЯ | Истина | Истина в слове. Подлинное неложное знание | Истина. Заблуждение | Работа в четверке "Истина в слове" (развивающий) | |
30 | СОФИЯ | Истина | Истина в образе. Истина в деле | Ресурсный круг | "Как предмет Истоки помогает постигать истину?" (развивающий) | |
31 | СОФИЯ | Знание и мудрость | Мудрость - соединение истины, правды и любви | Правда. Любовь. Истина | Ресурсный круг "Какими словами ты расскажешь о мудром человеке?" (развивающий) | |
32 | СОФИЯ | Знание и мудрость | Мудрость и мудрецы. Знания о Боге и о мире | Знания. Мудрость. Книжная мудрость | Работа в четверке "Мудрые советы Владимира Мономаха" (оценивающий) | |
33 | СОФИЯ | Почему Вера, Надежда и Любовь -родные сестры? | Вернуться к началу учебника | Тоже | Работа в четверке "Истоки победителя" (развивающий) Работа в четверке "Что помогает тебе идти по дороге Веры, Надежды и Любви? (оценивающий) | |
34 | Обобща ющий урок за год | Итоговый | Ресурсный круг | "Чему ты научился на уроках по предмету "Истоки?" |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса
Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 классаУМК "Школа России"...
Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты».
Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты»....