Программа внеурочной деятельности в 1-4 кл. Моя малая родина Республика Марий Эл
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему
С введением ФГОС второго поколения серьёзно встал вопрос о воспитании настоящего гражданина россиянина. Новым стержнем воспитательной системы школы должен стать российский патриотизм. Основой патриотического воспитания младших школьников является занятие краеведением, сбор, изучение краеведческого материала и использование его на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_kraevedeniyu.doc_tablitsa_4.doc | 230.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КРАСНООКТЯБРЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «МЕДВЕДЕВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН» РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ |
«Наша малая родина – Республика Марий Эл» |
Программа внеурочной деятельности по краеведению |
Автор: Киселева Елена Петровна,
учитель начальных классов
Содержание программы
Введение…………………………………………………………………………2
Цели и задачи программы по краеведению………………………………...2
Условия для реализации программы………………………………………..3
Содержание программы ………………………………………………………3
Ожидаемые результаты реализации программы………………………….8
Формирование универсальных учебных действий в процессе работы изучения родного края………………………………………………………..10
Формы контроля промежуточных и конечных результатов обучения...12
Список использованной литературы………………………………………..12
Приложения…………………………………………………………………….13
Проектная деятельность…………………………………………………………13
Приложение 1. «Человек, которым гордится наш род»………………………13
Приложение 2. «История России в названиях улиц п. Краснооктябрьский».17
Приложение 3. «Создание мультфильмов по мотивам марийских сказок»…20
Приложение 4. «С Днем рождения, наша малая родина - Медведевский район!» …………………………………………………………………………...21
Конспекты занятий………………………………………………………………23
Приложение 5. Комментарии к подготовке занятий по теме «Моя родная школа»……………………………………………………………………………23
Занятие 1. «Школа – источник знаний»………………………………………..24
Занятие 2. «Библиотека – «кладовая» знаний»………………………………..27
Сценарии экологических сказок………………………………………………..29
Приложение 6. Мини-мюзикл «Маленькой елочке хорошо в лесу»…………29
Приложение 7. «Как герои марийских сказок ёлочку спасали» (музыкальная сказка)…………………………………………………31
Приложение 8. Мини-сценка «Как ребята спасали ёлочку от короеда»…….33
Рабочая программа внеурочной деятельности
по краеведению.
- Введение.
Воспитание патриотизма у маленького гражданина – это кропотливая систематическая работа по формированию у младшего школьника чувства гордости за свою семью, свою улицу, свой класс и школу, свой город, в котором родился, за свою страну – Россию; это изучение и воспитание уважения к традициям своей семьи, традициям своего класса, школы, традициям своего народа. Можно много говорить и о личном примере родителей, учителей и просто живущих рядом людей. Но порой наставления и поучения так и остаются поучениями и наставлениями, а не собственной позицией ребёнка.
С введением ФГОС второго поколения серьёзно встал вопрос о воспитании настоящего гражданина россиянина. Новым стержнем воспитательной системы школы должен стать российский патриотизм. Основой патриотического воспитания младших школьников является занятие краеведением, сбор, изучение краеведческого материала и использование его на уроках. Ведь как можно «научить» любить то, о чём ничего не ведаешь.
Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – к сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу, бабушке, школьному учителю, тренеру; с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с переживаниями красоты родных мест.
- Цели и задачи программы по краеведению.
Содержание программы направлено на приобретение ребятами опыта деятельности: исследовательско-поисковой и социальной.
При освоении содержания программы применяются педагогические технологии: обучение в сотрудничестве и метод проектирования.
Реализация программы осуществляется в рамках внеклассной работы через классные дела, беседы, КТД, проекты и др.
Новизна программы состоит в органичном соединении опыта образовательного учреждения по интеллектуальному развитию обучающихся в рамках деятельности школьного научного общества «Эрудит» и использования проектной и исследовательской деятельности с обучающимися начальных классов на основе межпредметного подхода и практической деятельности.
Цель: воспитание и развитие обучающихся, создание благоприятных условий для их самоопределения, самореализации.
Задачи:
- Воспитать интерес к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин.
- Помочь приобрести дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области с целью выбора будущей профессии.
- Развить навыки научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить.
- Научить использовать полученные знания на практике.
- Развить навыки самостоятельной работы с литературой, обучить методике обработки полученных данных и анализу результатов.
- Развивать инициативность.
- Создать условия для развития навыков работы в группах, навыков общения.
Программа внеурочной деятельности по краеведению реализуется по следующим направлениям:
- «Я и моя семья» (родословное древо, фамилия, традиции, семейные реликвии, гордость рода);
- «Моя малая родина» (история школы, поселка, края, природа края, национальные герои, художественные произведения, искусство, эпос).
3. Условия для реализации программы.
1.Установить связи с центрами, учреждениями согласно реализуемым проектам.
2.Провести диагностику воспитанности учащихся, исследования по выявлению лидеров в различных областях социально-значимой деятельности среди учащихся.
3.Подготовить материалы для работы с родителями по взаимодействию семьи и образовательного учреждения в развитии социального творчества учащихся.
4. Организовать материально-техническое обеспечение реализации индивидуальных, групповых и коллективных проектов.
4. Содержание программы
№ | Название раздела | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных активных занятий |
1. | Я и моя семья | 33 | 16 | 17 |
2. | Моя малая родина | 102 | 36 | 66 |
Всего по модулю: | 135 | 52 | 83 |
Тематическое планирование занятий.
№ п\п | Тема | Содержание | Количество часов |
1 класс | 33 | ||
1 | Что такое родословное дерево? | Знакомство с понятием «родословное дерево» Составление родословного дерева в семье Представление своего родословного дерева. Оформление выставки. | 1 4 1 |
2 | Как появились фамилии? | Вводная беседа об образовании фамилий. Поиск информации о фамилии своей семьи. Рассказ о своей фамилии в классе. Оформление выставки «Фамилия в рисунках» | 1 2 2 |
3 | Традиции нашей семьи | Что такое семейная традиция? Поиск информации в семье о традициях. Рассказ о семейных традициях в классе. Оформление выставки рисунков и поделок. | 1 1 1 |
4 | Что такое семейная реликвия? | Почему в семье берегут некоторые вещи? Поиск информации о реликвиях в семье. Рассказ о семейных реликвиях в классе. Встречи с родителями. Фотовыставка «Реликвия моей семьи» | 1 2 3 |
5 | Человек, которым гордится наш род (проект) (Приложение 1) | Вводная беседа о людях, которыми может гордиться семья. Что такое проект? Поиск информации в семье. Заседание классного общества, выступление. Вовлечение учеников младших классов в проект, раздача информационных листков. Общешкольная конференция. Сотрудничество с районной газетой. | 1 3 2 1 2 4 |
2 класс | 34 | ||
6 | История школы (проект) (Приложение 5)
| Организационное занятие по работе над проектом. Работа в группах. Поиск информации в семье, библиотеке, в музее школы. Создание альбома «Страницы воспоминаний о школе». Социальный опрос. Школа моей мечты. Защита проекта на школьной конференции | 1 3 1 1 1 |
7 | История России в названиях улиц поселка (проект) (Приложение 2) | Организационное занятие. Работа в Администрации поселения. Заседание по итогам информации. Распределение работы по группам. Поиск информации по названиям улиц. Отчет о проделанной работе. Классная конференция. Создание компьютерной презентации. Создание слайд-фильма о И.С.Палантае. (озвучивание) Выступление на школьной конференции. | 1 1 1 2 1 1 1 1 |
8 | Природа нашего края | Выступление по итогам летних наблюдений «Гуляй, да присматривайся!» Субботник по уборке территории памятника и школы (в рамках школьной Акции «Доброе дело») | 3 |
9 | Маленькой ёлочке хорошо в лесу (сочинение сценария экологической сказки в защиту ёлочки) (Приложение 6) | Вводная беседа о массовом вырубании елок в предновогодние праздники. Сочинение мини-сценария. Репетиции. Изготовление костюмов и декорации. Выступление перед ребятами своей школы, на родительском собрании. Участие в районном конкурсе. | 1 2 9 3 |
3 класс | 34 | ||
10 | Наш край (викторины «Йошкар-Ола», «Медведевский район»)
| Поиск ответов на вопросы каждой викторины. Проведение устных журналов по каждой теме. КВН «Знаешь ли ты свой край?» | 4 2 1 |
11 | Мультфильмы своими руками (проект) (Приложение 3) | Легенды и сказки марийского края. Организация работы по проекту. Иллюстрирование сказок. Создание слайд-фильмов, озвучивание марийских сказок | 1 1 4 3 |
12 | Классный театр (постановка марийских сказок). | Репетиции, изготовление костюмов и декорации. Выступление перед учащимися в рамках предметной недели начальных классов. | 3 1 |
13 | Маленькой ёлочке хорошо в лесу (сочинение сценария экологической сказки в защиту ёлочки) (Приложение 7) | Сочинение мини-сценария. Репетиции. Изготовление костюмов и декорации. Выступление перед ребятами своей школы, на родительском собрании. Участие в районном конкурсе. | 2 9 3 |
4 класс | 34 | ||
14 | Профессии наших родителей | Встречи-беседы с родителями | 4 |
15 | Медведевскому району – 70! (проект) (Приложение 4) | Вводная беседа о славной дате. Организация работы по проекту. Вовлечение учащихся школы в работу. Поиск информации. Выступление на школьной конференции. Создание слайд-фильма о Медведевском районе. | 1 1 1 4 1 1 2 |
16 | Маленькой ёлочке хорошо в лесу (сочинение сценария экологической сказки в защиту ёлочки) (Приложение 8) | Сочинение мини-сценария. Репетиции. Изготовление костюмов и декорации. Выступление перед ребятами своей школы, на родительском собрании. Участие в районном конкурсе. | 2 9 3 |
17 | Наш класс» (фото и видеолетопись) | Сбор фотографий. Подведение итогов классной жизни с 1 по 4 класс. | 5 |
- Ожидаемые результаты реализации программы.
Воспитательные результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) обеспечивается формой социальной пробы – инициативное участие ребенка в социально значимых делах, организованных взрослыми:
- Выступление перед ровесниками, родителями с экологическими сказками;
- Субботник по уборке территории памятника и школы,
- Работа по поиску необходимой информации;
- Озвучивание фильмов;
- Иллюстрирование сказок.
Воспитательные результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом) через форму КТД (коллективное творческое дело) по И.П.Иванову. КТД имеет 6 этапов:
- совместное решение о проведении дела,
- коллективное планирование,
- коллективная подготовка,
- коллективное проведение дела,
- коллективный анализ,
- ближайшее последействие.
Воспитательные результаты третьего уровня (получение детьми опыта самостоятельного общественного действия) ученики сами организовывают досуг других людей, не попадающих в категорию близких.
Формы социализирующей работы с детьми:
- социальная работа - дети выступают исключительно в позиции объекта воздействия;
- социальный проект - практика волонтерских и иных проектов, где педагог ставит цели конкретного социального действия и включает детей в некоторую активность;
- образовательный проект – способ включения детей через систему учебных заданий, имеющих практический компонент;
В методической основе социально-образовательного проекта заложены следующие принципы:
- востребованность и социальная значимость результатов деятельности, возможность оценить ее эффективность;
- участие ребенка в создании замысла проекта, включающего анализ проблемного поля, личное самоопределение, постановку конкретной цели;
- опора проекта на управление ресурсами (человеческими, знаниевыми и др.), коллективно-распределенный характер деятельности, кооперацию с «внешними» социальными агентами, имеющими отношение к выявленному проблемному полю (имеются в виду необразовательные учреждения);
- образовательное сопровождение всего хода осуществления проекта с позиции обеспечения рефлексии ребенком используемых средств, полученных результатов, эффективности деятельности, планирования нового цикла.
Планируемые результаты работы
К концу 1 класса:
- Будет организована школьная конференция для 1-4 классов «Человек, которым гордится наш род»;
- Лучшие работы первоклассников будут напечатаны в районной газете «Вести».
К концу 2 класса:
- Будет оформлен альбом «Страницы воспоминаний о школьных годах родственников»;
- Будет создана презентация к урокам ИКН «Чьи имена носят улицы нашего поселка?»;
- Будет создан слайд-фильм «И.С. Ключников-Палантай – основоположник марийской профессиональной музыки»;
- Будет поставлена авторская сказка «Маленькой елочке хорошо в лесу» (по условиям районного конкурса ).
К концу 3 класса:
- Будет создана небольшая библиотека слайд-фильмов марийских сказок.
- Будет поставлена авторская сказка «Маленькой елочке хорошо в лесу» (по условиям районного конкурса ).
К концу 4 класса:
- Будет создан слайд-фильм «Медведевский район» (к 70-летию района).
- Будет поставлена авторская сказка «Маленькой елочке хорошо в лесу» (по условиям районного конкурса ).
- Будет закончен слайд-фильм «Наш класс».
6. Формирование универсальных учебных действий в процессе работы изучения родного края.
Личностные УУД
- Умения различать государственную символику Российской Федерации и своего края – Республики Марий Эл, Медведевского района, описывать достопримечательности малой родины, знать столицу Марий Эл.
- Формирование основ исторической памяти, ориентация в основных исторических событиях своего народа и России, ощущения гордости за славу и достижения своего народа и России, фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего края.
- Формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры обучающихся, освоение элементарных норм поведения в окружающей среде.
- Развитие морально-этического сознания – норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.
Регулятивные УУД
- Формирование умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё не известно.
- Формирование умения определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составления плана и последовательности действий.
- Формирование умения прогнозировать результат, корректировать – вносить необходимые дополнения в случае расхождения с заданным эталоном и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, его товарищами и учителем.
- Формирование умения оценивать результаты работы.
Познавательные УУД
- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- Поиск и выделение необходимой информации;
- Структурирование знаний;
- Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД
- Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели. Функций участников, способов взаимодействия.
- Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
- Разрешение конфликтов – выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.
- Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий.
- Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение формами речи (монолог и диалог) в соответствии с нормами языка.
6. Формы контроля промежуточных и конечных результатов обучения.
- Тестирование;
- Творческие задания;
- Викторины;
- Конкурсы;
- Выставки творческих работ обучающихся.
7.Список использованной литературы.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/под ред. В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011.
- Окружающий мир. 3-4 классы. Изучение родного края: конспекты уроков, рекомендации/авт.-сост. А.А.Митина. – Волгоград: Учитель, 2010.
- Школа юного краеведа. 3-4 классы: материалы к занятиям/авт.-сост. Е.А.Ляшенко. – Волгоград: Учитель, 2007.
Приложения.
Проектная деятельность
Приложение 1.
1 класс
«Человек, которым гордится наш род» - первоклассники изучали свою родословную. Вместе с родителями перебирали старые фотографии, семейные реликвии. Ребята многое узнали о своих родственниках, о которых рассказывали на заседании нашего общества. Результатом работы стало то, что первоклассники сотрудничали с районной газетой «Вести», где размещали статьи о своих знаменитых родственниках.
Публичный отчет.
Наш класс работал над проектом «Человек, которым гордится наша семья». Для того, чтобы выполнить это задание, нам необходимо было узнать: «А что это такое ПРОЕКТ»?
И мы поняли, проект – это большая работа по изучению истории семьи каждого нашего одноклассника.
Нам вместе с родителями пришлось пересмотреть семейные фотографии, расспрашивать бабушек и дедушек о наших родственниках.
Кроме этого, мы обратились к словарю и узнали, что такое ГОРДОСТЬ. Гордость – это чувство уважения к человеку, когда он совершил дело, полезное людям.
Итак, мы приглашаем вас к нашей классной Доске почета и познакомим с людьми, которых уважают в народе и гордятся ими в семье.
Свою работу мы продолжаем не только в классе, но и в школе. Сегодня на наше приглашение откликнулись и вы – наши друзья.
Но и на этом мы не будем останавливаться. Следующее наше дело – написать о таких людях в газету «Вести», чтобы познакомить читателей с ними.
Спасибо за внимание!
Здравствуйте, уважаемые корреспонденты газеты «Вести»!
Пишут вам ребята 1Б класса Краснооктябрьской средней школы.
В этом году мы вместе с родителями работали над классным проектом «Человек, которым гордится наша семья». Во время работы мы узнали многое о своих родственниках. В результате у нас получилась классная «Доска Почета», на которой помещены наши дедушки и бабушки, папы и мамы, братья и сестры.
Наша учительница посоветовала нам стать корреспондентами районной газеты для того, чтобы рассказать читателям о наших уважаемых родственниках.
Теперь мы будем вашими коллегами – корреспондентами. В этот номер мы посылаем одну из работ класса.
Учащиеся 1Б класса
Краснооктябрьской СОШ.
НАШ ПАПА – СЫРОВАР.
Нашего папу зовут Дербенев Леонид Иванович. Когда он был молодой, он служил на Северном флоте. Службу проходил на военном корабле под названием «Резвый». На этом корабле папа прошел много морей, даже был в Африке. Во время службы папа наблюдал за тем, чтобы корабль не столкнулся с другими суднами. На флоте папа прослужил три года.
Сейчас наш папа работает в ЗАО «Марийское» сыроделом. Варить сыр его научил немец, специально приехавший из Германии. Папа рассказал нам, как варится сыр: в ванну наливают много молока, когда молоко сворачивается, его нарезают на квадраты и укладывают в круглые формы.
Папин сыр очень вкусный. Его продают во всех магазинах не только в нашей республике, но и в Москве.
Еще папа построил большой дом для нашей большой и дружной семьи. У него золотые руки. Мы его очень любим и хотим быть похожими на него!
Дербеневы Даниил и Евгений,1б класс
МОУ «Краснооктябрьская СОШ»
МОЙ ДЕДУШКА – ОСНОВАТЕЛЬ ПТИЦЕФАБРИКИ
Мой дедушка – Кузнецов Василий Павлович родился в деревне Большая Шишовка Санчурского района Кировской области в семье колхозников. Его мама всю жизнь проработала в колхозе, а отец, участник Великой Отечественной войны, прошел военный путь от Сталинграда до Берлина.
Дедушка окончил школу в трудные послевоенные годы и поступил в Казанский ветеринарный институт. Там он получил специальность «Ученый зоотехник» и 42 года своей жизни посвятил сельскому хозяйству. За добросовестный труд имеет звание «Заслуженный зоотехник Марийской АССР», дедушку наградили Орденом «Знак почета» и двумя серебряными медалями ВДНХ СССР.
Мой дедушка основал нашу птицефабрику «Марийская» и был ее директором 9 лет. За этот период занимался строительством жилых домов по улице Фабричная, Дома Культуры, детского сада «Петушок», продовольственного магазина, стадиона и даже плотины на нашем пруду.
А сейчас дедушка находится на заслуженном отдыхе, но продолжает заниматься сельским хозяйством на своем приусадебном хозяйстве и ведет активный образ жизни.
Когда дедушка провожает меня в школу, все с ним здороваются, потому что его знают все люди нашего поселка, ведь он много сделал для них хорошего.
Я горжусь своим дедушкой и стараюсь быть на него похожей.
Кузнецова Елизавета, 1б класс
МОУ «Краснооктябрьская СОШ»
МОЙ ПАПА – ВЕТЕРАН БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Мой папа – Федорин Игорь Викторович – проходил срочную военную службу в рядах вооруженных сил РФ во внутренних войсках в Чеченской республике в период боевых действий с 1999 по 2000 годы.
Он проходил службу на автомобиле ЗИЛ-131-бензовоз. Папе приходилось перевозить бензин с заправочной станции в полк по горам через ущелья.
Папа вспоминает: «8 января 1999 года наш полк в составе колонны из 30 машин поднимался в гору над уровнем моря 1500 метров. Впереди идущая машина не смогла подняться в затяжной подъем с поворотом. В результате чего она покатилась назад. Мне пришлось открыть дверь и взять передним бампером катящуюся машину на подъем, чтобы она не скатилась». Если бы папина и впереди идущая машина не смогли подняться, то они обе бы упали в пропасть. Ног благодаря решительным действиям папы, обе машины успешно преодолели подъем.
В каждой из поездок колонны машин подвергались обстрелам снайперов. После каждой передислокации в колесах автомобилей водители находили пули от огнестрельного оружия.
В настоящее время мой папа является ветераном боевых действий. Я горжусь папой и очень его люблю.
Федорина Ксения, 1Б класс
Краснооктябрьская СОШ.
МОЯ БАБУШКА – УЧИТЕЛЬ.
Мою бабушку зовут Валентина Анатольевна Васенина. Она работает в Краснооктябрьской средней школе учителем математики. Бабуля с детства хотела стать учителем, для этого она очень хорошо училась в школе и после ее окончания поступила в педагогический институт.
Моя бабушка каждый день на уроках придумывает задания, чтобы ее ученики заинтересовались математикой. Ученики уважают свою учительницу.
Вечером мы вместе делаем уроки: бабуля помогает мне, а я с удовольствием ей.
Я очень горжусь своей бабулей, потому что она дает детям знания, необходимые во взрослой жизни. Я очень хочу быть похожей на свою бабушку и для этого буду старательной в учебе.
Сухорукова Екатерина, 1Б класс
Краснооктябрьская СОШ.
Здравствуй, уважаемая редакция газеты «Вести»!
Ребята нашего класса часто направляют свои заметки в районную газету. Я тоже решила рассказать о человеке, которым гордится наша семья.
Мой прадедушка – Смирнов Николай Михайлович – участник Великой Отечественной войны. На фронт его призвали 24 ноября 1944 года, прадедушке на тот момент исполнилось всего 17 лет. В Великой Отечественной войне сержант Смирнов Николай дошел до Германии. Победу вместе с боевыми товарищами встречал в Берлине.
Но 9 Мая 1945 года война для прадедушки не закончилась, свой боевой путь он продолжил на Дальнем Востоке в войне с Японией. Дед воевал в 5 армии 211 дивизии 711 стрелковом полку в роте связи. Он был сапёром, командиром отделения. Задача защитников состояла в том, чтобы освободить Южный Сахалин и Курильские острова от японских захватчиков. Советские воины, в том числе и мой прадед, ликвидировали плацдарм японцев, обезопасили наши дальневосточные границы.
Я была слишком маленькая, когда не стало дедушки Коли, очень жаль, что мне не пришлось услышать от него рассказы о страшной войне, о подвиге солдат. Поэтому я часто обращаюсь с вопросами о прадеде к его дочери, моей бабушке. Также воспоминания Смирнова Н.М. находятся в музее поселка Краснооктябрьский и в краеведческих архивах нашей школы. Вот одно из воспоминаний, которое тронуло за душу: «…Особенно мне запомнился один случай, когда убили моего лучшего друга. Нас вчетвером отправили разминировать поле, которое находилось недалеко от города Ченьгунь. Прибыли к месту назначения и начали выполнять работу, но тут нарвались на японцев. Они обложились рисовыми матами, а мы их не заметили; один из японских солдат метнул нож в сердце моего друга. Товарища сразу завернули в плащ-палатку и отправили в госпиталь на танке, но было слишком поздно…Тогда же взорвалась одна из противопехотных мин. Осколок снаряда попал мне в область глаза. До сих пор остался рубец около брови.»
Дедушка был смелым солдатом, о его заслугах перед Отчизной говорят многочисленные награды. Наша семья бережно хранит его медали и гордится, что в победе над фашистской Германией принимал участие и наш дед – Смирнов Николай Михайлович.
Никитина Анастасия, 3б класс,
МОБУ «Краснооктябрьская СОШ»
Проект, посвященный Году космонавтики. Ребята узнали о покорителях Космоса. Но необычной для первоклассников стала работа по озвучиванию слайд-фильма «Что медвежонок Умка про космос узнал?» Это совместная работа с 5-классниками. На республиканской конференции по информатике она заняла 2 место, на всероссийском конкурсе «Мозаика презентаций» - 1 место.
«Гуляй, да присматривайся!» - проект, направленный на изучение природы родного края и реализовывался он в летние каникулы. Рассказывая о природе своей малой родины, ребят волновало и то, как жители нашего поселка к ней относятся (мусор в лесу). Перед нами встал вопрос «Как мы, дети, можем помочь природе?». Результатом этой работы стало решение выбрать территорию поселка и освободить ее от мусора, также убирается территория памятника, конечно, без внимания не остались и пернатые – совместно с родителями были изготовлены кормушки для птиц.
2 класс
Приложение 2.
«История России в названиях улиц п. Краснооктябрьский», проект посвящен Году российской истории. Работу начали с сотрудничества с администрацией поселка и планируем закончить обращением к главе поселка с тем, что всего одна улица из 40 названа в честь земляка. (Палантая И.С.), мы считаем, что это несправедливо по отношению к истории марийского края, попросим при разработке новых улиц, это пожелание учесть. А для того, чтобы проект был полезен для ребят, создана презентация, одноименная с названием проекта, совместно с кружком «Мир информатики» записан слайд-фильм о И.С.Ключникове-Палантае.
Цель: познание истории России
Задачи: 1. Выявить имена людей, в честь которых названы улицы поселка.
2. Узнать какой вклад в историю России сделали эти люди.
3. Создать компьютерную презентацию о героях, чьи имена носят улицы поселка.
Способы решения проблемы:
- Создать творческие группы в классе для работы над проектом (поиска материала о людях, в честь которых названы улицы поселка)
- Провести заседание классного исследовательского общества по результатам работы творческих групп
- Обратиться к старшеклассникам, занимающимся в кружке «Мир информатики», с просьбой о помощи в создании компьютерной презентации «Чьи имена носят улицы поселка Краснооктябрьский?»
- Провести просветительскую работу по этой теме среди ребят 1-4 классов
- Обобщить результаты работы над проектом на школьной конференции «Знание – сила!»
Публичный отчет по результатам работы над проектом.
2012 год – объявлен Годом Российской истории. Мы понимаем, что знание истории России – это очень важно для любого гражданина страны.
В 1 классе мы работали над проектом «Человек, которым гордится моя семья» и сделали вывод, что история целой страны зависит от каждого человека: что он сделал, чтобы оставить о себе память потомкам.
Результатом этой работы стало сотрудничество с районной газетой «Вести», в которой мы размещали заметки о родственниках, которыми мы гордимся.
В этом году мы продолжаем изучать историю России, опираясь на историю нашего края. Наша исследовательская работа называется «История России в названиях улиц поселка Краснооктябрьский».
Целью проекта является познание истории России. Для достижения цели мы выделили задачи:
1. Выявить имена людей, в честь которых названы улицы поселка.
2. Узнать какой вклад в историю России сделали эти люди.
3. Создать компьютерную презентацию о героях, чьи имена носят улицы поселка.
А теперь мы расскажем, как работали над проектом. Для выполнения работы мы разбили ее на маленькие «шаги».
- Обратились в администрацию п.Краснооктябрьский и узнали названия всех улиц поселка. Их оказалось – 40.
- Выбрали те названия, которые подходят к нашей теме. Таких улиц – 12.
- Далее мы распределились на группы, чтобы узнать, какой след в истории страны оставили люди, в честь которых названы улицы.
- Затем мы провели заседание классного исследовательского общества, где каждая группа рассказала про известных людей.
Результатом этого заседания стало распределение всех фамилий людей, чьи имена носят улицы, по направлениям:
- герои Великой Отечественной войны
- великие полководцы
- поэты и писатели
- политические деятели
Также мы выяснили, что из 40 улиц в поселке, только одна носит имя нашего земляка.
Поэтому мы вновь обратились в Администрацию поселка с письменным обращением.
Уважаемый Сергей Анатольевич!
Обращаются к Вам ребята 2б класса Краснооктябрьской средней школы.
Мы провели свое исследование о названиях улиц нашего поселка. Выяснили, что из 40 улиц, 12 носят имена героев истории России. К сожалению, только одна названа в честь нашего земляка Палантая.
Мы считаем, что это несправедливо по отношению к истории нашего края, который так же богат своими героями. Поэтому при строительстве новых улиц в поселке, мы просим Вас называть их именами славных людей марийского края.
Для того, чтобы наш труд был полезен школе, мы подготовили компьютерную презентацию «Чьи имена носят улицы нашего поселка?» и совместно со старшеклассниками слайд-фильм «И.С.Ключников-Палантай – основоположник марийской профессиональной музыки». Данные работы можно будет использовать на уроках ИКН в начальной школе.
К фильму о Палантае.
Звучит музыка.
Айвика: Бабушка, какая прекрасная мелодия звучит. Это марийская музыка?
Бабушка: Да, Айвика, это произведение написал марийский композитор Иван Степанович Ключников-Палантай.
А.- Палантай? Бабушка, в нашем поселке есть улица Палантая. Расскажи, пожалуйста, об этом человеке.
Б: - Слушай, внучка. Из глубины веков, от поколения к поколению, у каждого народа передавались произведения народной культуры, в том числе и музыкальной. У разных народов в разное время появлялись люди, которые собирали эти произведения и делали их достоянием своего края.
А: - И у марийцев были такие люди?
Б: - Нет, Айвика. У марийцев такого человека до начала XX века не было.
А: - Как же так? Ведь наш край обладает огромным музыкальным богатством!
Б: - Так вот, внученька, в начале XX века таким подвижником марийской музыки стал Иван Степанович Ключников.
А: - Почему же Ключников? Палантай!
Б: - Палантай – это творческий псевдоним, который композитор взял по имени одного из своих предков. Слушай, Айвика, дальше. Родился Ключников-Палантай в 1886 году в деревне Кокшамары Звениговского района. Семья Ключниковых отличалась музыкальным даром. Вот и Иван окончил курсы при Казанском музыкальном училище.
А:- Иван Степанович сразу стал писать музыкальные произведения?
Б: - Нет. Сначала он работал учителем пения. В марийский край он вернулся в 1919 году. И в первый же год работы Иван Степанович совершил научную экспедицию по записи марийских народных песен.
А: - Бабушка, а мелодия, которая звучала, ее Палантай написал?
Б: - Конечно, Айвика, Ключников-Палантай не только обрабатывал народные мелодии. Он занимался и сочинительством. Из нескольких сочиненных им мелодий выделяются два шедевра: «Радуйся!» и «Гусли». Эти произведения стали классикой марийской музыкальной культуры.
А: - Бабушка, давай послушаем «Гусли».
Звучит музыка.
Б: - Ключников-Палантай создал Марийский национальный хор, который прославился не только в Марийском крае, но и в Москве. Послушай «Радуйся!».
Звучит музыка.
А: - Да, бабушка, Палантай очень много сделал для марийского народа.
Б: - Правильно, Ивана Степановича Ключникова-Палантая считают основоположником марийской профессиональной музыки. Но до обидного мало жил Палантай – всего 40 лет. Похоронили его в Москве на Ваганьковском кладбище. А в 1972 году его прах был перезахоронен на Туруновском кладбище Йошкар-Олы.
А: Теперь я понимаю, почему именем этого человека названа улица. Палантай оставил большой след в истории нашего края.
Б: - Мы чтим память о великом мастере. Именем Палантая названо музыкальное училище, теперь оно называется колледж культуры и искусства в Йошкар-Оле. Его имя носит Государственная премия Республики Марий Эл в области музыкального и народного художественного творчества.
А: - Бабушка, где мы можем больше узнать об этом человеке?
Б: - В Йошкар-Оле находится дом-музей Палантая. Там ты узнаешь, как жил Иван Степанович Ключников-Палантай.
А: - Спасибо тебе, бабушка, за рассказ. Теперь я буду знать, что первый марийский композитор и основоположник марийской профессиональной музыки – это Иван Степанович Ключников-Палантай.
Звучит музыка.
3 класс
Приложение 3.
«Создание мультфильмов по мотивам марийских сказок»
Цель проекта: знакомство с историей марийского края с помощью народных сказок.
Задачи: 1. познакомиться с марийскими народными сказками.
2. создать рисованные мультфильмы.
3. привлечь учеников начальной школы к созданию мультфильмов.
4. создать сборник мультфильмов «Марийские народные сказки».
Публичный отчет по результатам работы над проектом.
В наши дни взрослые часто говорят о том, что необходимо воспитывать патриотов своей страны. Мы задумались: что надо делать, чтобы стать патриотом?
Патриот – это человек, который любит свою Родину и готов защитить ее в минуту опасности. Мы узнали, что у каждого человека есть еще и малая родина – это родной край, в котором он родился и вырос. Значит, патриот – это человек, который знает и бережет историю, культуру и природу своей малой родины.
Ребята в нашем классе считают себя патриотами, поэтому с 1 класса мы активно изучаем наш марийский край. В этом году наш проект называется «Мультфильмы по мотивам марийских сказок и легенд». Идея о создании мультфильмов по сказкам родного края пришла, когда мы пытались найти такие мультфильмы для уроков ИКН.
К сожалению, был найден только один мультфильм «Комино» про мудрую выдру. Также были найдены известные мультфильмы, переведенные на марийский язык. Но мультфильмов по мотивам марийских сказок – нет. Поэтому наш проект очень важен для учеников нашей школы и других школьников, так как мультфильмы, которые мы сделали, помогут лучше узнать марийский край.
Цель проекта: знакомство с историей марийского края с помощью народных сказок.
Задачи: 1. познакомиться с марийскими народными сказками.
2. создать рисованные мультфильмы.
3. привлечь учеников начальной школы к созданию мультфильмов.
4. создать сборник мультфильмов «Марийские народные сказки».
Для того, чтобы узнать, существуют ли мультфильмы по марийским сказкам, созданные профессиональными режиссерами, мы обратились по электронной почте на телеканалы «Регион 12» и «Россия 1». К сожалению, нам пока не ответили.
В дальнейшем мы планируем продолжить начатую работу, для этого будем приглашать к сотрудничеству учеников из других школ. Уже с нами сотрудничают Руэмские третьеклассники.
Так же считаем, что необходимо создать сайт «Марийские народные сказки», где любой человек может не только посмотреть мультфильмы, но и разместить там свою творческую работу.
4 класс
Приложение 4.
«С Днем рождения, наша малая родина - Медведевский район!»
Публичный отчет по результатам работы над проектом.
15 декабря 2013 года исполняется 70 лет Медведевскому району. Медведевский район – это наша малая родина, поэтому День рождения района важный праздник для всех его жителей. История его велика, здесь жили и проживают многие замечательные люди, которые прославили свою родину.
Мы, как старшеклассники начальной школы, не могли оставаться в стороне от этого события, поэтому решили организовать работу по празднованию его в нашей школе и вовлечь в проект всех ребят 1-4 классов.
Цель: знакомство с прошлым и настоящим Медведевского района.
Задачи: изучить историю района, его замечательных людей, природу края;
Вовлечь учащихся начальной школы в работу над проектом по направлениям;
Провести ученическую конференцию по итогам собранной информации;
Создать слайд-фильм о Медведевском районе.
А теперь мы расскажем, как работали над проектом. Для выполнения работы мы разбили ее на маленькие «шаги».
- Обратились в музей п.Краснооктябрьский и узнали историю района.
- Далее мы выделили основные направления, которые могут более широко рассказать о Медведевском районе.
- Темы направлений были распределены между классами-участниками.
- Затем мы провели конференцию по итогам работы, где участники представили своё направление.
- Для создания слайд-фильма о районе обратились к старшеклассникам.
Направления:
«Рождённый в 43-м…» (история Медведевского района)
«Наши земляки» (о героях Великой отечественной войны, героях других войн, людях труда)
«Спортивное наследие» (развитие спорта в районе, известные спортсмены, спортивные сооружения)
«Заповедные места» (природа родного края)
«Наш район сегодня»
Мы считаем, что результат нашего проекта очень важен. Во-первых, мы сами многое узнали о своей малой родине, во-вторых, нам удалось вовлечь много ребят других классов, а в-третьих, работа пригодится учителям младших классов в проведении уроков ИКН или классных часов.
Патриотическая работа с использованием проектной деятельности дает положительные образовательные и воспитательные результаты:
- знания по истории и культуре родного края, истории школы;
- ценностное отношение к историческим и культурным традициям родного края, родной школы;
- реализация интересов и творческих способностей учащихся;
- опыт ведения исследовательской работы индивидуально и в творческих группах, представление результатов своих исследований в формах экскурсий, бесед, презентаций;
- формирование духовного мира личности учащихся;
- опыт социальных отношений.
Таким образом, работа по патриотическому воспитанию школьников с использованием проектной деятельности обеспечивает непрерывность и системность в учебно-воспитательном процессе с учетом интересов и индивидуальных склонностей ученика, формирует мировоззренческие основы личности для успешного вступления в социум.
Конспекты занятий
Приложение 5.
Комментарии к подготовке занятий по теме «Моя родная школа».
В процессе подготовки к первому занятию предлагается использовать метод проектов. За 2-3 недели обучающимся предлагается тема проекта и разрабатывается план действий. Поскольку ученики младших классов находятся на начальном уровне реализации обучения исследовательской деятельности, то педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, а само решение ученики находят самостоятельно.
Тема проекта «Моя родная школа».
Варианты работы над проектом:
- Опрос родителей или других родственников о школьных годах. Результат направления – оформление альбома «Страницы воспоминаний о школьной жизни».
- Изучение истории родной школы (сотрудничество с участниками краеведческого кружка). Результат направления – компьютерная презентация «История нашей школы», проведение экскурсии по виртуальному музею школы. (если нет действующего музея).
- Изучение мнения ребят, родителей, учителей о том, какая должна быть школа (социальный опрос). Результат направления – выставка творческих работ «Школа моей мечты».
Формирование исследовательских групп учитель может организовать по желанию детей или по своему усмотрению. В первую группу могут войти обучающиеся, чьи родственники окончили данную школу. В группу, изучающую историю школы – дети, владеющие умением публично выступать, имеющие некоторые навыки работы с компьютером. Третью группу могут составлять творческие ребята.
В процессе подготовки к уроку применяются такие педагогические технологии, как обучение в сотрудничестве и метод проектов. Также используются методические приемы: малая дискуссионная группа, работа с документами, интервью, беседа.
Второе занятие целесообразно провести в школьной библиотеке. Содержание занятия необходимо согласовать с библиотекарем, так как в процессе занятия ребятам предстоит выполнить практическую работу по ремонту книг. Так же до проведения этого занятия рекомендуется провести классный конкурс «Самый активный читатель школьной библиотеки», в качестве поощрения активных читателей можно поручить проведение какого-либо этапа занятия.
Занятие 1.
«Школа – источник знаний»
Задачи:
- познакомить обучающихся с историей школы;
- развивать навыки проектной деятельности у обучающихся, способствовать приобретению опыта деятельности: исследовательско-поисковой и социальной.
- Воспитывать интерес к школе как источнику знаний на примере устного народного творчества.
Оборудование: видеопроектор, компьютер, выставка детских творческих работ, карточки с пословицами и поговорками о пользе знания.
Ход занятия.
- Организационный момент.
II. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.
1.Актуализация знаний. Сказка об истоке.
«Глубоко под землей жил-был маленький Исток. Он был очень любознательный, ему хотелось узнать: что же находится там, наверху в большом мире. Однажды Исток пробился наверх и очень удивился, как светло в этом большом мире: ярко светит солнце, дружно шелестит листва на деревьях, весел поют птицы. Истоку стало так радостно, что он зажурчал ручейком и побежал по большому миру. Как же он радовался, когда встречал на своем пути разных жителей большого мира! Но больше всего он был рад встрече со своими друзьями-ручейками, бегущими за знаниями о большом мире. Друзья-источники сливались и постепенно превратились в реку. Наш Исток узнавал о большом мире все больше и больше нового. Когда он и его друзья стали большой полноводной рекой, они отправились путешествовать в море. Здесь им предстоит еще очень многое узнать о большом и загадочном мире».
- Что вы можете сказать о герое сказки? Какие черты характеризуют его? Можно ли сравнить Исток с ребенком, который узнает мир? Кто помогает маленькому человеку в этом? (родители, учителя, книги и др.)
На прошлых занятиях мы говорили о том, какую важную роль в жизни человека играет его семья. Именно родители помогают своему ребенку узнавать мир. Старшие родственники передают свой жизненный опыт младшему поколению.
2. Постановка проблемного вопроса.
- Можно ли считать школу источником знаний? Это главный вопрос занятия, на который мы сегодня будем искать ответ.
III. Совместное открытие нового знания.
1.Беседа учителя.
- Иногда говорят: школа – наш второй дом, потому что мы в ней проводим большую часть времени, здесь мы учимся дружить, в школе получаем знания. Чему вы научились в школе? У кого в школе можно учиться? (у учителей, библиотекаря, одноклассников). Что нужно делать ученику, чтобы получить много знаний? (быть любознательным, как Исток из сказки).
- На протяжении трех недель мы все работали над проектом «Наша родная школа». Для этого мы составили план действий и разделились на группы. Сегодня каждая группа представит результат своей работы, исследования.
- Любая школа, как и семья, имеет свою историю. С историей нашей школы нас познакомят ребята, которые сотрудничали с участниками краеведческого кружка. Результат работы они представят в виде компьютерной презентации.
2.Экскурсия по «виртуальному» музею истории школы. (рассказ экскурсоводов сопровождается показом слайдов):
- В 1933 году на месте поселка, в котором мы живем, был Митькинский лесоучасток. Для детей лесорубов открыли школу, где обучалось всего несколько человек. История сохранила имя первой учительницы. Это Ермолаева Ульяна Варсанафеевна. В одном лице и учитель, и директор, и техслужащая.
Лесоучасток быстро развивался, увеличилось число детей и к 1936 году в школе стало 4 класса, где обучалось 17 детей. Известно, что перед войной в 1940 году школа размещалась в сохранившемся до наших дней здании по адресу ул.Ленина, д.10.
Великая Отечественная война внесла свои изменения и в историю нашего поселка. Сюда был эвакуирован военный склад из г.Можайска. население поселка увеличилось. Школа была преобразована в семилетку. Дети обучались в семилетней школе до 1953 года.
В 1951 году поселок поменял свое название – Краснооктябрьский. Поэтому и школа из Митькинской становится Краснооктябрьской. В 1953 году было построено трехэтажное здание, в котором обучались ребята до 1 сентября 2005 года. В День Знаний 2005 года была открыта новая школа – первое здание, а 1 сентября 2012 года было торжественное открытие второго здания новой современной школы. За 78 лет Краснооктябрьская школа выпустила много ребят. Каждый год школу заканчивают выпускники, которые за свой труд и знания получили золотую или серебряную медаль. Самые «звездные выпуски» - 2002 год – 7 медалистов, 2009 год – 7 медалистов. Выпускники нашей школы работают в разных уголках России и за ее пределами.
Многие из ваших родителей тоже являются выпускниками школы. У Краснооктябрьской средней школы много традиций. Но одну из них любят и ждут все – «Вечер встречи выпускников», который собирает всех в первую субботу февраля каждый год. На этом вечере выпускники вспоминают о своих школьных годах, встречаются со своими товарищами и учителями.
Учитель:
- Сразу после физкультминутки мы познакомимся с воспоминаниями о школе ваших родственников.
3.Физкультминутка.
4.История школьной жизни в воспоминаниях ее выпускников. О том, как учились раньше, нам расскажу ребята из второй группы.
Рассказ ребят:
- Для того, чтобы выполнить задание, наша группа беседовала с выпускниками школы. Мы предложили им ответить на наши вопросы:
- В какие годы вы обучались в данной школе?
- Кто был вашей первой учительницей?
- Какими воспоминаниями о школьной жизни вы можете поделиться?
Свои воспоминания выпускники записывали на специальных страницах, которые мы заготовили. В результате получился целый альбом «Страницы воспоминаний о школе». Много интересного мы узнали из рассказа родителей. Некоторые из них зачитаем. (Зачитываются самые яркие воспоминания. Если есть возможность, можно пригласить родителей, которые смогут интересно рассказать о школьных годах).
5. Посещение выставки творческих работ «Школа моей мечты».
Выступление ребят третьей группы:
- У нас была очень интересная работа. В нашей группе собрались ребята, которые любят мечтать и фантазировать. Но при выполнении задания, мы учитывали желания других школьников, родителей и учителей. Детям и взрослым мы задавали вопрос: «Какой должна быть школа в будущем?» Результатом работы стала выставка. (комментируют свои работы: поделки и рисунки).
IV. Расширение нового знания.
1.Словарная работа. (Звучание слов школа, учитель, ученик на марийском языке).
2.Работа с пословицами и поговорками. Работа в малых группах. (группам раздаются карточки с деформированным предложением. Перед учениками ставится задача: объяснить смысл марийской народной мудрости).
Марийская народная мудрость:
- Торопливый труд боком выйдет. (Вашке паша важык кая)
- Было бы желание, работа научит. (Ыштымет шужо – паша туныкта)
- Будешь трудиться – будет и результат. (Ыштет гын, паша эре ушна)
- Ребята, а русская мудрость говорит: «Ученье – свет, а неученье - тьма». О чем хотел сказать народ в этом высказывании?
V. Итог урока.
- Удалось ли нам ответить на главный вопрос занятия? Почему школу считают источником знаний?
VI. Рефлексия. Анализ и самоанализ деятельности обучающихся на занятии.
VII. Домашнее задание. Найти и прочитать произведения писателей о роли знаний в жизни человека (можно читать произведения о школе и сверстниках).
Занятие 2.
«Библиотека – «кладовая» знаний».
Задачи:
- Продолжить работу по формированию мотивации к учению.
- Развивать ОУУН (коммуникативные, регулятивные, познавательные).
- Воспитывать бережное отношение к книгам.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.
1. Актуализация знаний.
- На прошлом занятии мы говорили о школе. Каждый из вас старался ответить на вопрос: «Можно ли школу считать источником знаний?» Какой вывод мы сделали? Почему?
- Прочитайте пословицу на плакате: «Чтоб других учить, надо свой разум наточить». Как вы понимаете это высказывание? Что значит «наточить разум»? (Необходимо самому много знать, быть грамотным, много учиться, читать).
- Правильным ли будет предположение, что много знать надо только учителю, потому что он учит других? (Ответы детей необходимо подвести к пониманию того, что быть образованным важно человеку любой профессии).
2. Постановка проблемного вопроса.
- Как можно «наточить свой разум» вам, ученикам начальной школы? (Быть старательным и любознательным учеником, читать много книг и т.д.)
- Для того, чтобы ответить на этот вопрос и на многие другие, мы пришли в школьную библиотеку. Что вы знаете о библиотеке?
- Вы правильно сказали, что в библиотеке хранится много книг, а ведь книги – это настоящий клад для образования людей. Как можно еще назвать библиотеку? (кладовая знаний).
- Давайте назовем тему нашего занятия так: «Библиотека – «кладовая» знаний».
III. Совместное открытие нового знания.
1. Правила поведения в библиотеке. (Рассказывают дети – победители классного конкурса «Самый активный читатель»).
2. Словарная работа.
Рассказ библиотекаря:
- Слово «библиотека» к нам пришло из греческого языка от сов «книга» и «хранилище». Поэтому можно назвать библиотеку книжным хранилищем или «кладовой» знаний. (Знакомит со звучанием слов библиотека и книга на марийском языке).
3. Физкультминутка.
4. Знакомство с произведениями писателей о школе и пользе учения. (На данном этапе урока учитель использует знания обучающихся, которые они получили в процессе выполнения задания прошлого занятия: найти и прочитать произведения писателей о роли знаний в жизни человека, о школе и сверстниках). Так же предлагается выставка художественной литературы, рекомендуемой для чтения.
IV. Расширение нового знания.
1. Знакомство с республиканским иллюстрированным журналом для детей «Кече» («Солнышко»). (Библиотекарь знакомит с рубриками журнала, обращает внимание на произведения марийских авторов, на творчество детей в журнале).
2. Практическая работа. (Для организации работы можно привлечь старшеклассников.) Старшеклассники инсценируют «жалобы» книг. Обучают ребят простым способам ремонта книг. Подводят итог, подсчитывают, сколько книг отремонтировали, подарив библиотечным книгам «вторую жизнь». Напоминают о бережном отношении к книге.
V. Итог урока.
1. Рефлексия.
- Ответили ли мы на вопрос занятия?
2. Анализ и самоанализ деятельности обучающихся на занятии.
VI. Домашнее задание: продолжить чтение книг о пользе учения.
Сценарии экологических сказок
2 класс
Приложение 6.
Мини-мюзикл «Маленькой елочке хорошо в лесу»
Звучит мелодия «Елочка, елка – лесной аромат». Выходит Елочка, встает в центре зала. Далее под музыку выбегают Зайчик, Белочка, Волк и Медведь. Звери стряхивают снег с елочки, украшают дождиком, пританцовывают и поют песню:
Елочка, елка – лесной аромат,
Каждый в лесу нашем елочке рад.
Белка и заяц, волчок и медведь
Готов нашу елочку зорко стеречь.- 2раза.
Под музыку выходит Мальчик-школьник, осматривает елочку, поет: мелодия «Что за дерево такое?»
Чтобы праздник был веселым,
Чтобы радовалась школа,
Очень елочка нужна.
Вот как раз стоит она!
Вот так-так! Вот так-так!
Звери: Это наша елка! - 2раза.
Надо дерево срубить,
Да на санки уложить.
Увезти скорее в школу,
И на праздник нарядить.
Вот так-так! Вот так-так!
Звери: Это наша елка! - 2раза.
Мальчик поет: («Ничего на свете лучше нету»)
Если ель так берегут зверята,
Будем мы беречь ее, ребята!
А на праздник в магазин пойдем,
Там искусственную елочку найдем – 2 раза.
Звучит мелодия «Маленькой елочке холодно зимой». Выходит бабушка, напевает:
Холодно, холодно бабушке зимой,
Разных дровишек надо мне домой. – 2 раза
Елочку, елку тихонечко срублю,
Жарко-жарко печку я дома натоплю. – 2 раза.
Мальчик, обращаясь к бабушке, поет:
Ты, бабуля, не грусти,
Ты топорик отпусти.
Будет школьный наш отряд
Тебе хворост собирать.
Под музыку «Баю-баюшки-баю» из м\ф «Бременские музыканты» выходят браконьеры, поют:
По сезону, по зиме,
Нынче елочка в цене!
Будем елочку срубать,
Да на рынке продавать!
Танцуют, имитируя действия подготовки к порубке. Елочка изображает страдания, Звери прячутся от страха друг за друга. Школьник выходит вперед, закрывая собой елочку.
Звучит Рэп, мальчик поет:
Ну-ка, дяди, погодите!
Не спешите, тормозите!
Мы друзей не продаем,
Мы за них горой встаем!
Лес способен лечить и радовать,
Не беречь его - себя обкрадывать!
Елочку мы защитим,
Портить лес вам не дадим!
Все герои закидывают браконьеров снежками, те убегают.
Елочка благодарит своих спасителей, звучит мелодия «Любовь, похожая на сон», Елочка поет:
Спасибо, милые друзья,
Я от страданий спасена,
Я от несчастья спасена,
Спасибо вам, мои друзья!
Я буду сказку приносить,
Детишкам Новый год дарить,
И в благодарность каждый год
Я буду радовать народ.
Под музыку «Елочка, елка – лесной аромат» все хороводят вокруг Елочки, затем выстраиваются в линию и кланяются.
3 класс
Приложение 7.
«Как герои марийских сказок ёлочку спасали»
(музыкальная сказка)
Действующие лица:
- Змей
- Дедушка Лось
- Юанай
- Вувер-Кува
- Бельчонок
- Зайчик
- Лисенок
Оформление сцены: на заднем плане – голубая ткань, имитирующая воду, на переднем – елочки разной высоты, сугроб-лавочка.
Звучит марийская музыка. Вокруг маленькой елочки собрались лесные зверята и Дедушка Лось.
Зайчик: - Дедушка Лось, расскажи нам сказку.
Д.Лось: - Расскажу, зверятушки. Слушайте… В давние времена в озере Елан-Ере жил огромный Змей – царь всех земных гадов. Никто из охотников не отважился купаться в этом озере до наших дней. Змей выходил на свет и требовал себе дань – жертву взамен за разрешение на охоту и рыболовство.
Зайчик: - Ой, боюсь!
Д.Лось: - Со временем эти места стали осваиваться человеком, лес вырубали, прокладывали дороги. Змей перестал выходить на белый свет.
Ткань на заднем плане начинает шевелиться – «раскрываются воды озера». Под музыку из м/ф «Пес в сапогах» «О! наконец настал тот час…» появляется Змей.
Змей:(поет) – О! наконец настал тот час,
Когда я здесь и вижу вас,
Едва надеясь на взаимность,
В слепом неведенье томлюсь:
Вы так боитесь – это минус,
Но я не съем вас – это плюс!
- Скоро наступит Новый год, Год змеи – мой, так сказать профессиональный праздник, а в моем царстве нет елки. Непорядок! (замечает елочку) Вот эта пушистенькая и зелененькая мне как раз подойдет. Сейчас я за своим топором сплаваю и вырублю елочку. (ныряет на дно) Звучит та же мелодия.
Д.Лось: - Зверята, я уже очень стар и слаб, не смогу защитить елочку. Но вас научу, как быть. Надо позвать Юаная – охотника, который однажды уже победил трехглавого змея, а уж с одной змеиной головой Юанай точно справится.
Зайчик: - Где же мы найдем охотника?
Бельчонок: - Я залезу на высокое дерево и буду звать Юаная.
Д.Лось: - Правильно, мы поступим так, как наши предки в минуту опасности: залезай, Бельчонок на высокую ель и зови охотника.
Бельчонок: - Сейчас, с разбегу… (звучит быстрый проигрыш, бельчонок зовет:) -Юанай! На помощь!
Слышится голос охотника: «Э-Э-Эй!» выходит Юанай.
Юанай: - Что случилось? Кто звал на помощь? Здравствуйте, уважаемый Дедушка Лось, здравствуйте, зверята.(кланяется героям).
Лисенок: - Юанай, помоги: Змей хочет елочку срубить и на дно озера унести.
Юанай: - Это беда! Но у меня только лук и стрелы. Этим оружием Змея не победишь.
Зайчик: - Что же делать? Скоро Змей вернется.
Юанай: - Нужен волшебный меч.
Д.Лось: - Такой меч у тебя есть! Ты сам его ковал.
Бельчонок: - Ты что, потерял меч?
Юанай: - Похитила волшебный меч Вувер-Кува, выкуп просит, да необычный – сказочныйпрезент…
Звучит музыка, появляется Вувер-Кува.
Вувер-Кува: - Вспоминали меня? А вот и я! Здрасьте вам. Никак меч волшебный понадобился?
Лисенок: - Бабушка, помоги нам спасти елочку!
Вувер-Кува: - Знаю я ваше горе, все-таки колдунья. Помогу. Я ведь новогодний праздник тоже люблю. Особенно подарки… Ну-ка, внучки, отойдите в сторонку, бабушка колдовать будет.
Колдует под музыку. Под елочкой в снегу, находит меч. Передает его охотнику.
Юанай: - Вот теперь я готов сразить Змея!
Колышатся волны, появляется Змей.
Змей: - О, какие люди и без охраны! Привет честной компании!
Юанай: - Змей, я тебя побежду, нет, победю! А, короче, срублю тебе голову!
Змей (удивленно): - За что????
Юанай: - Мы не дадим тебе портить лес и вырубать елки!
Змей: - Ну, ладно-ладно… Ишь как разошлись! Я может и сам умру от тоски и скуки. (жалостливо) Все один да один… Не с кем Новый год встретить..
Дедушка Лось: - Мы – жители марийского леса, гостеприимные хозяева. С радостью угостим и ягодами, и грибами, вылечим травками при болезни. Если ты не будешь обижать нас – милости просим на праздник к нашей елочке.
Змей: - Спасибо! Ой, а у меня и подарка нет… Но, хоть я сила и нечистая, но с юмором! Стану я сам подарком для этой пожилой девушки. (Змей «превращается» в воздушного змея).
Лисенок: - Вот тебе, бабушка, и сказочный подарок! Вместе будем запускать нашего друга-Змея.
Д.Лось: - Новый год приближается! Давайте праздновать!
Все поют:
Мой край — потерянная сказка,
Мой край — укрытая мечта.
И тот, кто сердце здесь оставил,
Себя оставил навсегда.
Пусть говорят, что есть места другие,
Что есть другая в мире красота.
Но я люблю мои леса родные,
Лесную сказку, милые места.
Вувер-Кува: - Скажете, что это сказка?
Можно верить или нет!
Но, позвольте, дам подсказку,
Вам даю простой совет:
«На свете нет милей чудес,
Чем наш марийский славный лес!»
4 класс
Приложение 8.
Мини-сценка «Как ребята спасали ёлочку от короеда»
Звучит музыка из кф «Звездные войны» . выходит Главный.
Г.- Много лет мы ведем борьбу с обитателями планеты Земля. Мы насылали на них засуху, наводнения, войны, голод… Но каждый раз мы терпим поражение! Но сейчас у нас есть мощное оружие против уничтожения планеты. Мы заберем их богатство – зеленые леса. Наши конструкторы разработали скоростную модель жука короеда-типографа. Мы отправим полчище жуков на Землю и скоро не останется ни одной елочки. А если у людей не будет елки – символа наступления Нового года, значит, время на Земле остановится, и планета погибнет! (говорит в рацию) Агента 2014 ко мне!
Под музыку выходит жук короед.
Жук: -К вашим услугам, сэр!
Г. – Агент 2014, твоя задача уничтожить все елки… (тычет пальцем в карту) в Республике Марий Эл.
Ж. – Да, сэр!
Звучит музыка. Главный и жук уходят. На сцене из ряда елок. И одна елочка – девочка.
Под музыку выходит жук, поет песню («Вжик, вжик, вжик…») и развешивает желтую бумагу, мишуру на елочки.
Ж. – Порядок, эти елки я заразил смертельной болезнью, скоро они погибнут. Так, следующая… (елочка закрывает от страха лицо руками). Ой, кто-то сюда идет! Спрячусь пока, а с тобой мы, красавица, еще встретимся. (прячется)
Выходит лесник и ребята.
Р:- А вот и наша любимая полянка, мы здесь каждый новый год наряжаем елочку.
Р: - Дедушка лесник, посмотрите, что случилось с деревьями, еще недавно они были здоровыми?
Л: - Здравствуй, маленькая елочка, почему ты дрожишь? Кто тебя так напугал?
Р: - Кто хочет погубить наш лес?
Ё: - Дедушка лесник, поселился в наших краях страшный жук, у него задание – погубить марийский лес. Спасите меня! Он прячется в деревьях.
Л: - (выводит жука)Так, пришелец усатый, рассказывай, как нам спасти лес?
Ж: - Какие гарантии для моей жизни?
Л: - Мы с лесными террористами не договариваемся! Но если ты готов с нами сотрудничать, то послужишь на благо нашей науке.
Р: - Правильно, в лабораторию его!
Ж: - Хорошо, хорошо… (другим голосом) хорошо, что я позаботился о себе на случай провала операции. Вот инструкция по спасению леса.
Ребята читают:
Р: - Очистить участок от пораженных деревьев
Р: - Проводить защитную обработку деревьев от короедов и других вредителей.
Р: -Высадить новые елочки на месте погибших.
Л: - За дело, мои помощники! (Жуку) А ты посиди пока в клетке, жди своей участи.
Ж: - Ладно, гражданин лесник, нас короедов много, всех не переловишь!
Звучит музыка. (песня Земли М.Джексон 2 минуты – 1 куплет) ребята и лесник очищают елки от желтой мишуры, каждая елочка «оживает» ( на сцену по очереди выходят девочки-елочки), а елочка-девочка начинает танец, к ней присоединяются другие. В конце танцевальной композиции Ёлочка выходит нарядная к Новому году.
Р: - Нам удалось отстоять наш лес от короеда и спасти елочку.
Р: - Но короедов много, дедушка лесник, как нам быть?
Л: - Слушайте мое новогоднее обращение ко всем жителям планеты. (кашляет в кулак) Дорогие люди, время спасения леса в наших руках. Лес – это легкие нашей планеты, если мы не спасем его, то время жизни планеты закончится. Наша жизнь – в наших руках!
Е: - А сейчас пришло время Нового года. С праздником всех!
Герои уходят. Выходит Главный
- Опять провал операции. Никогда нам не победить землян! Они в единстве и тем сильны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мой край, моя малая Родина" (материалы для составления программы внеурочной деятельности)
Данная статья содержит информацию, которая поможет составить программу внеурочной деятельности по краеведению. Здесь представлена цель про...
Программа внеурочной деятельности "Моя малая родина"
Программа «Моя малая родина» рассчитана на детей младшего школьного возраста. Она актуальна тем, что прививает любовь к поселку, интерес и уважение к старшему поколению, бережное отношение ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Моя малая родина"
Рабочая программа предназначена для внеурочной деятельности по духовно-нравтсенному направлению "Моя малая родина". 3 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга и малой родины «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» (общекультурное направление)
Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на по...
Проект программы внеурочной деятельности по предмету окружающий мир «Моя малая родина»
Проект программы внеурочной деятельности по предмету окружающий мир разработан для учеников начальной школы. Обучающиеся должны знать настоящую и прошлу...
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий. Авторская программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению: "Моя малая Родина - поселок Вахрушев"
Авторская программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению: "Моя малая Родина - поселок Вахрушев"...
Конспект внеурочной деятельности "Главные улицы Челябинска" (Курс "Моя малая Родина”) (2 класс)
Личностные: -уметь планировать работу на уроке;-устанавливать связь между учебной деятельности и ее мотивов.Предметные: углублять и расширять знания учащихся об улицах Челябинска.Познавательные:Цель: ...