Программа внеурочной деятельности "Моя малая родина"
методическая разработка по теме
Программа «Моя малая родина» рассчитана на детей младшего школьного возраста. Она актуальна тем, что прививает любовь к поселку, интерес и уважение к старшему поколению, бережное отношение к природе и всему живому, через изучение родного края и его традиций. Только став патриотом своей малой родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить ее культуру и постичь ценности мировой цивилизации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_moya_malaya_rodina.doc | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ СУЗДАЛЬСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Боголюбовская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ «Боголюбовская средняя общеобразовательная школа» ____________ А.Е. Курзанов «_____» ______________ 2011 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР ___________ С.Н. Сысенко «_____» _____________ 2011 г. | РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей начальных классов «_____» __________ 2011 г. Протокол № __________ |
Программа внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
«Моя малая родина»
Срок освоения программы – 2 года,
возраст обучающихся 7-9 лет
Составитель: Дворник Елена Викторовна,
учитель начальных классов
Боголюбово, 2011
Объяснительная записка.
1.Актуальность программы
Программа «Моя малая родина» рассчитана на детей младшего школьного возраста. Данный кружок является составной частью программы «Возвращение к истокам».
Она актуальна тем, что прививает любовь к поселку, интерес и уважение к старшему поколению, бережное отношение к природе и всему живому, через изучение родного края и его традиций. Только став патриотом своей малой родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить ее культуру и постичь ценности мировой цивилизации.
Наш поселок за последнее столетие претерпел и продолжает претерпевать огромные изменения, которые касаются и социально-культурной и технико-экономической сторон жизни населения. Меняется уклад жизни, забываются накопленные веками трудовой жизни народа традиции.
Целью предлагаемой программы является изучение истории родного края, сохранение и развитие историко-культурного наследия российского народа. Особое внимание следует уделить истории поселка, культуре и народным традициям.
Пока не поздно, нужно записать: названия улиц, ручьев, отдельных зданий и сооружений, лесов, полей, а также имена, фамилии людей, клички животных, названия праздников.
Нельзя пройти мимо легенд, песен, частушек, пословиц, в которых отразился порой наивный, но полный поэзии и своеобразной философии мир.
Необходимо изучать народные праздники, обычаи, отмечать важные события поселка, чтобы дети смогли передать свои знания следующему поколению. Акцентирование внимания школьников на том, что окружает их с детства и поэтому становится привычным, заставит по - новому посмотреть вокруг себя, поможет вооружить их, знаниями о родной стороне. Тропинка от родного дома выведет на широкую дорогу родной истории, обогатит духовный мир.
Изучая историю своего поселка, школьники смогут углубить и конкретизировать знания школьных предметов: истории, русского языка, биологии, географии.
2.Особенности программы
Работа учащихся направлена на исследование культурной жизни поселка Боголюбово.
3. Цели и задачи
- Расширение кругозора младших школьников.
- Развивать стремление к познанию исторического прошлого и настоящего родного края, к знакомству с великими людьми, с историческими достопримечательностями.
- Совершенствовать навык описания окружающего, развивать речь, память, мышление, воображение.
- Развивать творческие способности ребят.
- Прививать любовь к родной природе, воспитывать гордость за принадлежность к человеческому роду, за место, где родился и вырос, стремление самому быть носителем общечеловеческих ценностей, преобразователем и творцом мира.
4. Контроль знаний
Сочинения ребят «Мои впечатления», конкурсы рисунков и поделок. Проведение викторин, конкурса знатоков, праздников.
5.Особенности программы
Работа учащихся направлена на исследование исторического прошлого и настоящего поселка Боголюбово.
Формы совместной деятельности учащихся, родителей и учителя:
-организация и проведение экскурсий
-написание сочинений
-выполнение творческих работ; поделки, рисунки
-встречи с интересными людьми
-проведение интеллектуальных игр, викторин.
6. Прогнозируемые результаты
По окончанию этого курса ребята должны уметь рассказывать об истории, традициях, природе и животном мире родного края.
Ученик получит:
- Знания основных моральных норм поведения и ориентацию на их выполнение;
- Ориентацию на нравственное содержание смысла, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- Основы этнической принадлежности, как члена семьи, представителя народа, гражданина России, сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю.
- Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, умения следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения.
Ученик получит возможность научиться:
- Адекватно использовать речевые средства общения для решения коммуникативных задач;
- Допускать возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственным мнением;
- Строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- Продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников.
Программа кружка
Программа создана на основе программы по краеведению для сельских школ Владимирской области.
Программа состоит из пяти блоков.
1 блок «Боголюбово 12 века»
Ребята познакомятся с историей села Боголюбово, с основателем села Андреем Боголюбским.
Посетят Свято - Боголюбский монастырь, палаты Андрея Боголюбского, храм Покрова на Нерли, музейный центр «Русская изба», храм Акима и Анны. Узнают историю возникновения названий улиц, старых построек. Архитектурных памятников поселка Боголюбово.
На практических занятиях будут учиться выполнять краткосрочные проекты, исследовать объекты.
Выполнят аппликации, рисунки, поделки.
2 блок «Моя семья»
Ребята узнают историю происхождения своего имени, фамилии, узнают о жизни и деятельности своих предков. Составят родословную своей семьи. Праздники в семье: дни рождения, дни памяти, юбилеи свадеб и значимые даты в семье. Какие домашние питомцы проживают в доме, их клички, описание внешнего вида, как ухаживать за ними.
3 блок «Христианские праздники»
Ребята познакомятся с главными христианскими праздниками «День Акима и Анны», «Покров», «Рождество христово», Пасха». Узнают о роли праздников в жизни родных и близких, о народных традициях».
На практических занятиях изготовят пасхальные яйца, поздравительные открытки. Примут участие в фольклорных праздниках.
4 блок «Предприятия поселка Боголюбово»
Познакомятся с предприятиями села Боголюбово, с профессиями родителей. Узнают, что производят, как изготавливают в типографии бланки, на кирпичном заводе – кирпичи. Посетят библиотеку, дом культуры. Результатом работы: конкурс на лучший рассказ «Кем я хочу стать и почему?»
5 блок «Природа и животный мир моего родного края»
Ребята узнают названия ближайших водоемов, изучат растительный и животный мир водоемов, мир заповедного луга. Исследуют животных нашего края. Изготовят гербарий растений.
Тематический план. 1 класс
Дата | № | Наименование тем | Кол-во ч. | Теория | Практич.з. |
7.09 | 1 | 1 блок «Боголюбово 12 в» Экскурсия в Свято – Боголюбовский монастырь, палаты Андрея Боголюбского | 1 | 1 | |
14.09 | 2 | Улица Ленина поселка Боголюбово. Старые постройки. Обзорная экскурсия. | 1 | 1 | |
21.09 | 3 | Архитектурные памятники п. Боголюбово. Храм Акима и Анны. Экскурсия. | 1 | 1 | |
28.09 | 4 | Храм Покрова на Нерли. Экскурсия. | 1 | 1 | |
5.10 | 5 | Практическое занятие. Аппликация храма. | 1 | 1 | |
12.10 | 6 | Старинные названия улиц п. Боголюбово. | 1 | 1 | |
19.10 26.10 | 7 8 | Экскурсия в музейный центр «Русская изба» | 2 | 2 | |
2 блок «Моя семья» | |||||
16.11 | 1 | Моя родословная. | 1 | 1 | |
23.11 | 2 | Моя родословная. Практическое занятие. | 1 | 1 | |
30.11 7.11 | 3 4 | Улица, на которой я живу. Практическое занятие. (Рассказы, рисунки) | 2 | 1 | 1 |
14.12 21.12 | 5 6 | О ком мы заботимся? Экскурсия в имение Жуковского. | 2 | 1 | 1 |
3 блок «Христианские праздники» | |||||
18.01. | 1 | День Акима и Анны. | 1 | 1 | |
25.01 | 2 | Покров. Экскурсия в храм Акима и Анны | 1 | 1 | |
1.02 | 3 | Рождество Христово. | 1 | 1 | |
8.02 | 4 | Пасха. | 1 | 1 | |
22.02 | 5 | Прак5тическое занятие. Изготовление поздравительных открыток к святому празднику Пасхи. | 1 | 1 | |
29.02 | 6 | Изготовление пасхальных яиц, роспись. | 1 | 1 | |
7.03 14.03 | 7 8 | Фольклорные праздники. Рождество Христово. | 2 | 2 | |
21.03 | 9 | Масленица. | 1 | 1 | |
4 блок «Предприятия поселка Боголюбово» | |||||
4.04 | 1 | Завод керамических изделий. Экскурсия | 1 | 1 | |
11.04 | 2 | Изготовление поделок из глины. | 1 | 1 | |
18.04 | 3 | Типография. Экскурсия. | 1 | 1 | |
25.04 | 4 | Библиотека. Экскурсия. | 1 | 1 | |
2.05 | 5 | Дом культуры. Экскурсия. | 1 | 1 | |
10.05 | 6 | Профессии родителей. Рисунки, рассказы. | 1 | 1 | |
5 блок. «Природа и животный мир моего родного края» | |||||
16.05 | 1 | Водоемы нашего края. Экскурсия на слияние рек Нерли и Клязьмы. | 1 | 1 | |
23.05 | 2 | Дикие животные нашего края. Конкурс рисунков. | 1 | 1 | |
28.05 | 3 | Экскурсия на заповедный луг п. Боголюбово. | 1 | 1 |
2 класс
Пояснительная записка.
- Актуальность программы.
Во 2 классе мы продолжаем изучать историю родного края. Здесь особое внимание будем уделять: истории близлежащих сел и городов (Новое, Суромна, Владимир, Суздаль.), знакомиться с известными людьми нашей области, культурой и народными традициями.
Познакомим ребят: с русским зодчеством г. Суздаля, с его историческими достопримечательностями, с растительным и животным миром Владимирской области, детским лесничеством села Новки.
Конечной целью работы по данной программе является: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
2.Цели и задачи.
1. Расширение кругозора младших школьников.
2. Развивать стремление к познанию исторического прошлого и настоящего родного края.
3.Знакомить с объектами, созданными руками человека, их названиями.
4. Прививать эстетический вкус к произведениям искусства.
5. Развивать устную речь, память, мышление, творческие способности школьников.
6. Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к историческим ценностям.
- Особенности программы.
Работа учащихся направлена на исследование исторического прошлого и настоящего близлежащих сел и городов.
Формы совместной деятельности учащихся, родителей и учителя:
-организация и проведение экскурсий
-написание сочинений
-выполнение творческих работ; поделки, рисунки
-встречи с интересными людьми
-проведение интеллектуальных игр, викторин.
Планирование кружка « Моя малая родина». 2 класс
Дата | № | Тема |
1 | Введение в курс кружка «Моя малая Родина». | |
2 | «Поселок Боголюбово – моя малая Родина» беседа. | |
3 | Обзорная экскурсия в город Суздаль. | |
4 | Обзорная экскурсия в город Суздаль. | |
5 | Близлежащие населенные пункты. Беседа. | |
6 | Экскурсия в село Новое. (обзорная) | |
7 | Встреча с творческими людьми села Новое. Экскурсия. | |
8 | Встреча с творческими людьми села Новое. Экскурсия. | |
9 | Обобщение. Конкурс знатоков. | |
2 четверть | ||
1 | Беседа : «Знакомство с произведениями В. Светозарова.» Посещение школьного музея. | |
2 | Посещение поселковой библиотеки «Сказки В. Светозарова.» | |
3 | Экскурсия в село Суромна. | |
4 | Экскурсия. Встреча с родственниками В. Светозарова. | |
5 | Конкурс рисунков на тему: «Мой край». | |
6 | Конкурс сочинений на тему: «Мои впечатления о с. Суромна. | |
7 | Викторина: «Наш край». | |
3 четверть | ||
1 | « Рождество. Крещение». - беседа. | |
2 | « Правила проведения чаепития». Практическое занятие в кафе «Отрада«. | |
3 | Экскурсия в музейный центр. «Русские народные традиции». | |
4 | Экскурсия в музейный центр. «Русские народные традиции». | |
5 | Лепка из слоеного теста на тему: «Русские народные традиции». | |
6 | Лепка из слоеного теста на тему: «Русские народные традиции». | |
7 | Владимирская роспись :» Хохлома».Беседа и практика. | |
8 | Поездка в театр «Разгуляй». | |
4 четверть | ||
1 | Народные обычаи «Пасха» -беседа. | |
2 | Роспись пасхальных яиц. Практическое занятие. | |
3 | «Русское зодчество» - экскурсия в город Суздаль. | |
4 | «Русское зодчество» - экскурсия в город Суздаль. | |
5 | « Растения и животные лесов Владимирской области» Поездка в Давыдово. | |
6 | « Растения и животные лесов Владимирской области» Поездка в Давыдово. | |
7 | « Растения и животные лесов Владимирской области» Поездка в с. Новки | |
8 | « Растения и животные лесов Владимирской области» Поездка в с. Новки | |
9 | Итоговое занятие. Конкурс рисунков, сочинений, поделок на тему:»Мои впечатления». |
Список использованной литературы
1. Белов Ю. Суздаль: путеводитель. – Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд., 1986. – 158 с.: ил.
2. Боголюбово. Храм Покрова на Нерли. – Владимир: Изд. А. Вохмин, 2007. – 29 с.: ил.
3. География Владимирской области: учеб. пособие. – Владимир, 1996. – 123 с.: ил.
4. Город камен именем Боголюбый/авт. Текста Т. Тимофеева. – Владимир, 2009 – 16 с.: ил.
5. Земля Владимирская: географич. словарь. – Владимир, 1991 – 208 с.
6. Ионина Н. Суздаль: история, легенды, предания. – М.: Веч, 2011. – 301 с.: цв. вкл.
7. О крае родном: люди, история, жизнь, природа Земли Владимирской. – Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд., 1978. – 278 с.
8. Рябова А., Шестерикова Н. Писатели и поэты Владимирского края: хрестоматия по лит. краеведению. – Владимир: Дюна, 2008. – 410 с.
9. Софронов Н. Это интересно знать: заметки краеведа. – Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд., 1980. – 238 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа кружка " Моя малая родина"
Программа кружка рассчитана на учащихся 1-4 классов ОУ. Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллектитвно- творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний ...
программа кружка " Моя малая родина" для 3 ,4 класса
Предлагаемая программа кружка «Моя мала родина» ставит перед собой такие цели:· создать усл...
Программа внеурочной деятельности "Наша Родина - Россия".
Программа внеурочной деятельности "Наша Родина - Россия"....
программа внеурочной деятельности "Моя Родина"
В процессе изучения дети знакомятся с богатой историей родного края, его достопримечательностями и знаменитыми земляками....
Программа внеурочной деятельности МОЯ РОДИНА РОССИЯ
Программа рассчитана на два года обучения, соответствует требованиям ФГОС нового поколения. Может быть реализована как программа духовно-нравственной и социальной направленности....
Программа внеурочной деятельности. Наша Родина - Россия (1 класс)
Программа внеурочной деятельности....
Программа кружка "Моя малая родина"
Программа кружка "Моя малая родина" 3 класс...